«Марсианин» Энди Вейра дал большой толчок производственной фантастике с гиковским уклоном. С первых страниц чувствуется, что «Мы — Легион. Мы — Боб»Денниса Тейлора вышел именно на фоне этого успеха. Хотя с точки зрения сюжета, мира и прочего произведения сильно отличаются, роднит их именно фигура главного героя.
Знакомьтесь, Боб. Преуспевающий руководитель IT-стартапа с инженерным уклоном и фанат «Стар Трека». Его стартаперская мечта наконец-то осуществилась: документы о продаже фирмы гиганту индустрии у него в кармане вместе с чеком на солидную сумму. Теперь Боб может не работать до конца жизни, попасть на любимый конвент в Сан-Диего с VIP-бейджиком, а заодно заключить договор с криокомпанией на сохранении мозга после смерти. Действительно, надо же и о будущем подумать. А чтобы не затягивать сюжет, практически на пороге Боба насмерть сбивает машина… Да, первая «человеческая» часть романа не выдерживает вообще никакой критики. Она насквозь шаблонна, предсказуема и даже пошловатая, если вы понимаете гиковскую тематику.
Просыпается Боб уже через 100 лет в страшном сне любого прогрессивного американца. Библейский пояс победил, страна стала теократической и даже носит теперь гордое название ВЕРА. Тема далеко не новая. Например, нечто подобное было в «Чёрном человеке» Моргана, но там она раскрыта поинтереснее. Влияние над остальным миром делят Соединённые Штаты Европы, Китай и Бразильская Империя. Наверное, Тейлор не любит карнавалы, потому что ради разнообразия главные сволочи в книге — бразильцы, а не какие-нибудь русские или китайцы. Но кроме забавного мироустройства, у Боба будет достаточно и других проблем. Ведь больше он не тот «мясной Боб», а лишь оцифрованное сознание. Приспособиться к новой реальности ему поможет неунывающий характер (увы, не чета Марку Уотни) и системный подход. Бонусом за это будет возможность стать претендентом на роль личности межзвёздного исследовательского корабля, построенного по концепции зонда фон Неймана. Не знаете, что это такое? Значит, вы проспали первую часть. Главный герой же сидел на лекции, где рассказывали об этой концепции самовоспроизводящихся кораблей, перед тем как его сбила машина. Удачное совпадение!
На самом деле, первые и самые скучные части романа занимают где-то его треть. Уже по ним становится понятно — писатель перед нами весьма средний. Но всё же у него есть что предложить читателю. Тейлор может неплохо играться с разными научно-фантастическими концепциями. Начиная от самовоспроизводящихся кораблей с личностями Боба и заканчивая спасением умирающей Земли. (Ну, вы же помните этих сволочных бразильцев?) Бобы — вообще главная фишка романа. В какой-то момент становится понятно: при дублировании одной и той же исходной матрицы получаются немного разные личности. Отчасти из-за каких-то «квантовых флуктуаций», отчасти из-за нового опыта. В результате книга превращается в мозаику. Одни Бобы спасают остатки человечества, другие — встречаются с враждебными зондами или пришельцами, третьи — помогает первобытному племени, четвёртые — формируют Боб-сообщество. В общем, реализуют свою и авторскую мечту — создают эрзац «Стар Трека». Правда, больше по форме, нежели по духу. Не скажу, что смотрел много, но психологическая и моральная составляющая были там всегда во главе угла. Здесь же она сильно упрощена в угоду самим приключениям. Зато читается бодро.
В итоге получился динамичный развлекательный роман, интересные идеи в котором соседствуют с крайне средней реализаций. Из-за небольшого объёма читается влёт, но потом гарантировано выветрится из головы. После себя оставляет единственный вопрос: браться ли за продолжение? С одной стороны, оно уже практически вышло и автор даже развесил клиффхэнгеры, с другой — скорее всего, новый роман будет таким же необязательным.
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.
Доводилось ли вам читать кулинарную книгу? Не просто полистать, чтобы найти нужный рецепт, а прочитать от начала до конца, потому что где-то между разными блюдами притаился сюжет? Мне не доводилось, но больше чем уверен — первая изданная на русском манга Дайскэ Игараси даёт как раз такие ощущения.
Издательство Alt Graph всегда оправдывает название и предпочитает выпускать именно нестандартные произведения. В манге оно уже давно стало для меня ориентиром и помогает расширять кругозор. Поэтому «Перелесок» идеально подходит портфелю издательства в моём понимании.
Поначалу кажется, что центром истории здесь выступает юная девушка Итико. Она попытала счастье в большом городе, разочаровалась и вернулась в родную деревню Комори. Но на самом деле Итико лишь проводник читателя в быт современной сельской жизни Японии. Цивилизация сюда практически не добралась и жители существуют в основном плодами своего труда. Поэтому большая часть повествования будет необычной смесью книги рецептов местной кухни, справочником садоводству и созерцания природы. Через всё это автор стремится передать опыт такой простой жизни и показать её красоту.
Для иностранца-гайдзина это вдвойне необычно и интересно. Большую часть ингредиентов для блюд у нас можно найти лишь в специализированных магазинах, способы приготовления отличаются от привычных, а некоторые знакомые растения я бы даже не подумал есть. Схожие моменты, понятное дело, присутствуют, но они скорее ещё больше подчёркивают различия культур. Так что имейте в виду, для нашего читателя «Перелесок», по сути, этнографическое произведение.
Стержневой сюжет здесь всё же есть, но очень пунктирный. Мы узнаем об Итико, её прошлом и взаимоотношениях с мамой. Последнее определяет характер девушки и многие действия, но далеко не самое важное в манге. К концу на первый план выходит то, что героиня учится не только уважать, но и любить эту простую деревушку с её обитателями. А вместе с ней немного и мы.
Ещё одна особенность манги — визуальный стиль Дайскэ Игараси. Он специфичен и отличается от всего виденного мной в японских комиксах до этого. Кажется, что мангака набросками обычной ручки формирует образ вещей и предметов. Где-то штрихами, где-то контуром. Степень детализации варьируется от сцены к сцене, но всегда точно передают нужную картинку в воображение читателя. Чувствуется и любовь автора к фотографии. Её обработка и использование подчёркивают реализм происходящего, что способствует погружению в произведение.
В итоге получилась глубокая и крайне медитативная манга, которая многое рассказывает о быте сельской Японии. Она абсолютно точно не для всех, уж слишком автор любит концентрироваться на мелких деталях и простых вещах. Но под определённое настроение подойдёт идеально. Особенно если вы интересуетесь культурой Страны восходящего солнца.
Рецензию именно на эту мангу выбрали подписчики моего телеграм-канала. Подписывайтесь на него и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.
Отношения DC с собственной вселенной всегда были своеобразные. Вроде она есть, но большая часть популярных вещей выходила в неканоничных Elseworlds или чем-то подобном. (Я даже когда-то давно писал, с чего начался этот тренд). Удивительного здесь ничего нет: отдельные истории проще читать неофитам, а авторам интереснее рассказывать. Поэтому в 2018 году DC снова «переоткрыли» эту идею и выделили отдельную линейку Black Label для таких экспериментов с чёткой направленностью на взрослую аудиторию.
В прошлом году здесь вышла минисерия «Бэтмен: Самозванец» с прицелом на готовящийся фильм. Комикс написал Мэттсон Томлин, больше известный как сценарист Netflix-овского супергеройского боевика «Проект Power» и ряда других лент. За рисунок отвечал итальянец Андреа Соррентино, прославившийся своим невероятным стилем и работами с Джеффом Лемиром. Поэтому эта часть в комиксе сомнения не вызывала. С остальным же всё не так однозначно.
Не знаю, какой творческий контроль у издательства в импринте, но Бэтмен в «Самозванце» иронично непохож на самого себя. Его канон переосмыслен, причём местами довольно радикально. Комикс начинается с того, что психотерапевт Лесли Томпкинс находит у себя на пороге истекающего кровью Бэтмена. Лесли уже лечила Брюса после убийства родителей и произошедшие перемены ей совсем не понравились. Поэтому доктор Томпкинс заставляет его пройти на терапию. Любая неявка и она раскроет маленький секрет пациента. Из-за этого достаточно большая часть сюжета подаётся через рассказы Брюса о своих похождениях. И мы понимаем, что его психическое состояние оставляет желать лучшего. Поэтому когда в городе появляется двойник Бэтмена, который орудует огнестрелом и без церемоний может прилюдно казнить преступников, вопросы возникают не только у Лесли.
Особенно много их становится у полиции. Тем более на начало комикса Бэтмен уже достаточно наследил в этих кругах, чем даже спровоцировал позорное увольнение с должности комиссара Гордона… И это не последний подобный твист в здешнем мироустройстве. Томлин вообще переосмысливает многое на более современный и реалистичный манер. Где-то это смотрится оригинально. Например, система тросов и спрятанных мотоциклов для перемещения по городу. А где-то — дико. Так местного Альфреда не узнать и не найти. Но вернёмся к полиции и основному нововведению. Дело в том, что Бэтмен здесь один из двух главных героев. Вторым стала молодая инспектор полиции Вонг. Её сюжетная линия — одновременно удача и полный провал комикса. С одной стороны она обладает харизмой и интересным взглядом на происходящее. С другой — прошлое Вонг и их взаимоотношения с Брюсом — яркий пример плохого телемыла, которое в конце ещё и отодвигает на второй план далеко не самую сильную загадку Самозванца. Это очень портит общее впечатление и еще дальше уводит местного Бэтмена от привычного образа.
Спасает ситуацию рисунок Соррентино, который делает виртуозные раскадровки, придавая динамику даже не самым увлекательным диалогам. А экшен сцены вообще нарисованы с таким зарядом креатива, которого другим художникам хватило бы на пару тройку комиксов. Под конец, правда, всё же сложилось впечатление, что итальянец выдохся, но к рисунку придираться здесь хочется меньше всего.
В общем, очередное переосмысление Бэтмена и его природы получилось… Неоднозначным. В комиксе встречаются интересные идеи, переработанные концепции и образы привычных персонажей, но, увы, хватает здесь и очень странных авторских решений. Как в части канона, так и с точки зрения истории и здравого смысла. Не знаю, как оценят комикс новички, привлечённые экранизацией (не смотрел), но у фанатов местами может случайно возгореться стул. На это ещё накладывается и смазанная концовка. Единственный бесспорный плюс комикса — визуальный ряд, но здесь ничего удивительного.
В дополнение к колонке подписывайтесь на мой телеграм-канала и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.
Кролик-самурай Усаги Ёдзимбо — один из самых долгоживущих авторских персонажей в комиксах. Появившийся в 1984 году герой изначально задумывался как обычный человек. По образу и подобию легендарного японского мастера меча Миямото Мусаси, он должен был быть ронином — самураем без хозяина — в эпоху Эдо. Но играясь с концепцией, Стэн Сакаи случайно нарисовал кролика с ушами, собранными в традиционный самурайский пучок. Персонаж так понравился Стэну, что он решил оставить его в таком виде и подарил имя Миямото Усаги. С одной стороны — созвучно прототипу, а с другой — появляется остроумная игра слов, ведь «усаги» на японском означает «кролик».
Самое забавное, что и дальше персонаж продолжал жить собственной жизнью. По замыслу автора Усаги ждала второстепенная роль в другом комиксе Стэна, где он должен был героически погибнуть. Иронично, что название первоначальной серии без гугла не вспомнить, а кролик-ронин сейчас входит во разные топы самых лучших персонажей. Передумав тратить хорошую идею, Стэн нарисовал полноценный комикс с Усаги, тем самым предопределив всю последующую жизнь.
Изначально Усаги вышел в только появившейся антологии Albedo Anthropomorphics, но с течением времени по разным причинам менял места жительства, побывав практически во всех независимых издательствах. Хотя даже сам Стэн Ли как-то предлагал тёзке выпускать в Marvel комиксы об ушастом ронине. Недаром именно предисловие Ли красуется в начале издания от Fantagraphics, о котором сегодня пойдёт речь.
В него входят первые приключения Усаги, выходившие с 1984 по 1993 год. Обычно комиксы того периода старятся очень плохо с точки зрения визуала. Всё дело в новой моде на цифровую покраску. Передовая по тем временам, она сейчас выглядит даже хуже четырёхцветных комиксов 40–60-х. Но Усаги миновала чаша сия, потому что Стэн изначально тяготел к чёрно-белой палитре. И сегодня мало что выдаёт его возраст. Да, поначалу истории немного простые, а рисунку не хватает лоска, но Сакаи быстро доводит все элементы до стабильно высокого уровня.
При этом все здесь работают именно в связке, что всегда является характерной чертой качественного авторского комикса. Отличные истории дополняются прекрасным рисунком и обрамляются правильной раскадровкой. А на десерт идёт осязаемый дух Страны восходящего солнца. Но давайте по порядку. Во главе угла в этом комиксе, конечно, стоит История. Когда-то давно Миямото Усаги служил клану Мифунэ. Во время решающей битвы с кланом Хикидзи даймё Мифунэ предали, войска разгромили, а сам он погиб. После этого Усаги стал странствующим ронином, следующим лишь зову сердца и пути бусидо. Простая завязка открыла перед комиксом всевозможные сюжетные дороги и Стэн охотно ими воспользовался. За два увесистых тома Усаги ждут очень разные приключения: от коротких смешных сюжетов до длинных эпических историй и оба подхода смотрится органично.
Рецепт здесь, как мне кажется, прост. Дело в источниках вдохновения Сакаи. Все сюжеты Усаги берут истоки в обширной культуре Японии. Где-то истории созвучны хокку, а где-то похожи на самурайский боевик. Последнего здесь, понятное дело, больше. Стэн не коренной японец, а гавайский, и дух прародины впитывал в поп-культурном виде. Так на работы главного корифея жанра Акиры Куросавы в комиксе много отсылок. Самые очевидные это названия серии и клана Усаги, делающие реверанс в сторону культового «Телохранителя» и любимого актёра Куросавы — Тосиро Мифунэ, но много чего ещё разбросано на страницах. История слепого мечника, например. Есть в комиксе и фэнтезийно-фольклерные элементы. Не раз и не два Усаги будет сталкиваться с духами, демонами и прочими ёкаями. Один раз даже повстречает малыша Годзиллу. Но самые сильные выпуски концентрируются на драматических моментах. Они всегда точны, как поэзия Басё, и обладают такой же чисто японской философией фатализма, которую редко встретишь в других культурах. Поэтому самыми запоминающимися для меня стала истории матери ростовщика, свернувшего на тёмный путь, и незадачливый подставной дуэлянт, решивший нажиться на схватке с Усаги для благой цели.
Но как я уже дал понять выше не только талантом рассказчика обладает автор. Стэн ещё и прекрасно работает с рисунком и структурой комикса. После первой пары лет проб и ошибок Сакаи находит свой стиль и начинает его оттачивать. До сих пор визуально комикс не уступает лучшим современным представителям, а где-то может даже их обойти. Здесь нет лишних словесных описаний экспозиции или происходящего, характерных для старых комиксов. Всё, что можно, Стэн доносит до читателя рисунком. Будь это грусть и надрыв или динамика брутальной разборки на мечах. Очень интересно, кстати, решена тема жестокости в комиксе. Из-за того, что практически все герои здесь антропоморфные животные, погибают они немного по мультяшному. Это позволяет с одной стороны не отходить от реального положения вещей — всё же в средневековой Япония смерть ходила с каждым практически рука об руку, с другой — не перебарщивать с насилием. Да, временами есть необычные кадры, когда кровь чуть ли не хлещет, но чаще это упрощённые обозначения, вроде черепа с костями выходящего изо рта персонажа вместо текстового баллона. Необычные эксперименты с раскадровкой каждый раз освежают комикс и придают динамику и без того отлично нарисованныму экшену. Мне очень нравится, как Сакаи использует вертикальные панели для боевых сцен или необычно обставляет широкими горизонтальными самурайскую дуэль. Выглядит это всегда потрясающе.
Если подытожить, то на сегодняшний день первые пару томов Усаги пока лучшее из прочитанного в этом году. Несмотря на возраст, комикс до сих пор не утратил визуальную красоту и актуальность тем, а приключенческие сюжеты все такие же увлекательные. Два увесистых тома читаются влёт.
P.S. О нашем издании. Комикс выпущен в двух вариантах: в семи томах, чтобы не расстраивать купивших когда-то первый, и увесистым двухтомником в слипкейсе. Как вы могли уже догадаться, я купил второй вариант. В целом это издание удалось. У меня есть оригинал от Fantagraphics только в мягкой обложке и я видел обзоры на вариант в твёрдой. Наше выглядит не хуже, но есть ряд нюансов. Вместо глянцевой бумаги использован офсет. Для меня лично это только плюс: смысла для чёрно-белого комикса в глянце особо никакого, зато бликует порядком. Правда, из-за офсета книги получились увесистые, но их приятно держать в руках. Единственная моя претензия — к блоку. Он сделан немного странно, гуляет и вообще выглядит не слишком надёжным. Одно прочтение, однако, выдержал достойно. О переводе ничего сказать не могу, я только листал оригинал, но наш текст читается нормально. Глаз практически ни за что не цепляется.
Немного фотографий двухтомника из паблика издательства:
Рецензию именно на этот комикс выбрали подписчики моего телеграм-канала. Подписывайтесь на него и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там.
От фантастических книг я всегда приблизительно понимаю, чего ожидать. Выводы легко делаются на основании отзывов людей с похожими вкусами (или наоборот) и общего информационного фона книги. Поэтому несмотря на западные премии и в принципе положительный отклик публики у нас, я ничего особо от сборника Марты Уэллс о Киллерботе не ждал и это полностью себя оправдало.
Дело здесь даже не в том, что пара повестей под красивой обложкой — это чистейшее развлекательное чтение. Просто из-за небольшого объёма автору не удалось ничего нормально описать, кроме главного героя. Поэтому, чтобы книга понравилась, вы должны либо почувствовать сродство с ним, либо нет. Протагонист — получивший независимость и сознание андроид-автостраж — классический хикка, выкристаллизованный представитель поколения снежинок. Киллербот не умеет и не любит общаться с людьми, зато при любом удобном случае с головой погружается в защитный кокон сериалов, откуда и черпает все знания о хомосапиансах. При этом он очень КРУТОЙ. С пушками и всяким таким. Думаю, можно легко найти пару аниме, которые начинаются так же. Лет десять назад подобный персонаж, наверное, мог бы найти у меня отклик, сейчас вызывает скорее лёгкое раздражение. Хотя в целом я понимаю, почему многим он понравился и показался очень уютным.
Сюжет тоже ничем интересным похвастаться не смог. В заглавной повести под угрозой оказываются жизнь подопечных-исследователей автостража. Кто-то целенаправленно хочет избавиться от их присутствия на планете. Поэтому в ход идут диверсии и саботаж всех мастей. Написано увлекательно, но никаких твистов здесь нет. Просто появляется внешний враг, которому герои под покровительством нашего андроида, используя свою смекалку, навешают по первое число. Как задел, история воспринималась бы нормально, но дальше всё пошло, наоборот, по наклонной.
Увы, вторая повесть с ироничным названием «Искусственное состояние» оказалась по всем параметрам хуже. Новые персонажи стали ещё менее запоминающимися, а сюжет — лихорадочным и натянутым. Получив заслуженную полную свободу, наш Киллербот отправился по местам боевой славы: узнать, как случился сбой, из-за которого он когда-то убил своих подопечных. К сожалению, опять никаких откровений мы не увидим — просто очередное приключение тела. Отягчающим обстоятельством для восприятия стал сюжетный троп, когда герою начинает помогать суперкрутой бог из машины искусственный интеллект. Такой поворот даже более именитым мастерам, вроде Хайнлайна («Луна — суровая госпожа») и Карда («Голос Тех, Кого Нет»), удавался не совсем гладко, а здесь смотрится вообще печально.
В конце можно было бы немного взгрустнуть: и премии нынче не те, и непонятно за что их дают. Но основная проблема в том, что меня всю книгу не покидало ощущение — она как будто написана копирайтером с чётким портретом целевой аудитории перед глазами. Поэтому не исключаю — ей приключения андроида-мизантропа действительно могли прийтись по душе. Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.
P.S. Если понравился текст, подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Все интерактивы и неформатные материалы обитают там)