"С огромным, в человеческий рост, мечом за спиной, весь одетый в черное, идет по миру, охваченному войной и ужасом, однорукий мечник по имени Гаттс..." (из аннотации к манге)
Классическим образцом героической фэнтези в манге является, несомненно, "Берсерк" Миуры Кэнтаро.
Надо сказать, у меня были все шанцы пролететь мимо этого чуда, потому что сначала я посмотрела первые пять серий аниме и меня убила конная атака на крепость.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но потом он (судьбец, в смысле) подумал-подумал, да и сделал прыжок с переподвыподвертом. Я немношшко изучиль японски язик смогль прочитайт этот манга в натуре.
Как много все-таки зависит от переводчика, дорогие мои. Небо и земля.
Сразу скажу: "Берсерк" — чистая, беспримесная, девственно не тронутая примесями прочих жанров и поджанров героическая фэнтезюха. Кто ожидает сложной разветвленной сюжетной канвы и многослойных интриг, может сразу идти на север. "Берсерк" — прямой наследник батьки Конана, котоый, как известно, все тугие узлы предпочитал разрубать. Интриги в "Берсерке" есть, но они дальше двух ходов не простираются. Чем же эта манга покоряет сердца?
Во-первых, "Берсерк" — это характеры в развитии. Собтвенно, вся интрига заключается в том, как и куда они будут развиваться по ходу сюжета.
Тут надо сделать маленький спойлер: на протяжении первых двух томов развития будет негусто: здоровенный однорукий Гаттс будет иройски мочить монстрей при помощи заявленного в аннотации BFS* и пришпандоренного к протезу другой руки арбалета (
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже по обложкам манги видно, как от тома к тому растет мастерство Миуры. Рисунок первых двух томов еще вполне в традициях манги — даже у брутального Гаттса большие глаза и маленький рот — но чем дальше, тем больше манера изображения европеизируется. Кроме того, Миура не халтурит, как многие мангаки, которые оставляют большинство фонов просто не прорисованными, либо прорисованными весьма условно (в принципе, это даже не считается халтурой в рамках жанра). Миура способен детально изобразить батальное полотно на сто или около того фигур, причем конных (экстрим не только для манги, но и для еврокомикса) — но при этом Миуре удаются и лирика, и эротика.
Раз уж мы коснулись этой темы — эротика там недетская. Конечно, в соответствии с японскими законами о цензуре нам не показывают половых органов — но поверьте мне, друзья, это единственное, чего нам не показывают. Все остальное — от нежнейших эротических сцен до брутальнейших изнасилований и диких оргий — изображается с той же легкостью, с какой рисовали "весенние картинки" гиганты, на плечах котоых стоит современная манга: Хокусай и Утамаро.
Насилие тоже показано без малейшей эстетизации и попытки стыдливо отвести глаза. Миура как включил еще в первом томе опцию "кровишша", так и по сию пору не собирается отключать (ибо ни Гаттс, ни его враги не намерены складывать оружие). Так что прячьте эту книжку от детей и беременных женщин.
Но эта манга, повторюсь, не стоила бы времени, затраченного на ее рисование, если бы ее достоинства исчерпывались натурализмом. Если сравнивать ее с чем-то, на ум приходит по видеоряду фильм Верхувена "Плоть+кровь" (а Гаттс чем-то похож на Мартина в исполнении Хауэра, только темной масти), но (несмотря на все вышеизложенное, мамма мия) "Берсерк" ДОБРЕЕ. Да, со всей кровишшей и графическим изображением эротики и пыток.
"Берсерк" человечен. Японцы вообще очень любят пафос противостояния человека и "сверхчеловека". И хотя манга еще не закончена, против всей очевидности хочется верить, что человек победит.
*Big Fuckin' Sword