КУРТ МЕТЦИГ
Курт Метциг (Kurt Maetzig Lyon, 25 января 1911 – 8 августа 2012) — первый из упомянутой в этом тексте троицы режиссеров, связанных с ГДР-овской киностудией «DEFA», прославившейся в основном фильмами для детей и вестернами с апачами, кричащими «Hande hoch!», но она также стояла за несколькими научно-фантастическими проектами. Одним из них была «Безмолвная звезда» (“Der Schweigende Stern”, 1960), экранизация романа Станислава Лема «Астронавты», созданная совместно с польскими кинематографистами (в «DEFA» часто практиковались совместные постановки с Польшей, СССР и Болгарией).
Метциг, идейный довоенный коммунист, человек, снимавший в 1950-е годы пропагандистские фильмы, вложил в этот фильм (единственный, впрочем, НФ-проект в его карьере) часть своего идеологического пафоса. В результате получилась насыщенная пропагандой социалистическая суперпостановка, в которой, однако, временами веяло духом космического приключения. Несмотря на это, Станиславу Лему фильм Метцига не понравился, и он охарактеризовал его так: «Слава Богу, никто уже об этом фильме не помнит. «Безмолвная звезда» была ужасной халтурой, бессвязным соцреалистическим паштетом». Фильм был куплен для американского рынка, там полностью перемонтирован и выпущен в прокат как продукция класса «В» под названием «Первый космический корабль на Венере» (“First Spaceship on Venus”).
В таком виде он попадает в списки действительно плохих западных фильмов, чего на самом деле не заслуживает. Ибо «Безмолвная звезда» на фоне своей эпохи является вполне удобоваримым кинематографическим продуктом.
ГОТТФРИД КОЛЬДИЦ
Связанный с «DEFA» режиссер Готтфрид Кольдиц (Gottfrid Kolditz, 14 декабря 1922 – 15 июня 1982) прославился в основном своими ГДР-овскими вестернами,
но у него и научно-фантастический задел немалый – целых два фильма. Сначала были "Сигналы – Приключения в космосе” (“Signale – Ein Weltraumabenteure”, 1970)
-- фильм, который должен был стать достоверной записью космического полета, но оказался в меру впечатляющей нудотой (но с нашей красавицей Иреной Карель),
в котором определенные эмоции пробуждаются лишь на последнем этапе операции по спасению поврежденного корабля. Произведение довольно холодно принятое, в отличие от следующего научно-фантастического фильма Кольдица — невероятного «В пыли звезд» (“Im Staub der Sterne”, 1976).
Удивительно, что этот фильм до сих пор не поставили рядом с «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (Rocky Horror Picture Show”) как наилучшую пародию на каноны научной фантастики. Возможно, это связано с тем, о нем слишком мало знают, а может потому, что пародирование здесь довольно-таки непреднамеренное. Сюжет (малосущественный) основывается на экспедиции астронавтов на чужую планету с целью выяснения причин отправки оттуда сигнала SOS. Там он находит туземцев-гедонистов, которые оказываются Зловредными Захватчиками. Их возглавляют люди с прическами «под ГДР-овского футболиста» – грива сзади, усы спереди. Гвардия удивляет своими нарядами – сетчатыми футболками, надетыми на волосатую грудь, и латексными шортами. Главный злодей ходит в халате. Устроенная аборигенами в честь прилетевших астронавтов оргия напоминает ГДР-овскую дискотеку, но фильм также предоставит зрителям кадры обнаженного женского тела во время длительного космического душа. И во всем этом еще и наш Леон Немчик играет роль веселого астронавта. Нет, что ни говорите, это обязательно нужно увидеть!
ГЕРРМАНН ЦШОХЕ
Творец со столь же по-немецки звучащим именем, как и Курт Метциг, в научной фантастике появился лишь в качестве гостя. Геррманн Цшохе (Herrmann Zschoche, род. 25 ноября 1934) — еще один режиссер, связанный со студией «DEFA», для которой в 1960-е годы снимал в основном детские и молодежные фильмы. Однако в 1972 году он покусился на нечто великое — его научно-фантастическая «Эоломея» (“Eolomea”) должна была стать философским кинофильмом в традициях «Космической одиссеи» Кубрика и «Соляриса» Тарковского.
Как можно догадаться по тому, что никто не упоминает эти три названия в одном ряду – его постигла неудача. «Эоломея» с очень удачными (для социалистической киностудии) спецэффектами и красавицей-голландкой Кокс Хаббема в главной роли осталась фильмом безжалостно многословным, плохо смонтированным (многочисленные флэшбеки вносят полный хаос) с псевдопроблемой, когда персонажи проводят 80 минут киносеанса, неспешно беседуя о титульном проекте.
(Продолжение следует)