| |
| Статья написана 17 февраля 2011 г. 01:17 |
Сложным путём, через АК Василия Владимирского ( http://fantlab.ru/blogarticle12475 — эссе Дмитрия Быкова о Фаддее Булггарине) вышла на другое эссе Быкова — о Лескове. http://www.izvestia.ru/bykov/article31517... — вот это эссе. Оказывается, сегодня (16-го февраля) Николаю Лескову стукнуло 180 лет. Кое-что в тексте вызвало безоговорочное одобрение, а что-то — несогласие. По порядку: цитата Никто не отрицает, что Лесков — уникальное языковое явление итонкий психолог, что типы его выпуклы, фабулы достоверны, слог лаконичен и бодр, а вместе с тем даже гончаровское место выглядит почетнее, даже Глеба Успенского вспоминают чаще. Давно ли вы открывали Лескова? Что помните из его сочинений, кроме "Левши" и, может быть, "Леди Макбет Мценского уезда", да и ту лучше знают по опере? Переизданий — и тех мало, и все с одним и тем же набором: "Очарованный странник", "Тупейный художник"... А почему? А потому, что не купят; а не купят потому, что не знают, на какую полку поставить. Я ещё раз убедилась в своей маргинальности и извращённости: я ОЧЕНЬ люблю Лескова. Гораздо больше, чем Тургенева и Гончарова (хотя "Обыкновенная история" шедевральна, да), не говоря уже о Толстом и Достоевском, которых уважаю, но не люблю. Глеб Успенский ("а шо, такой был?") — увы, фамилию слышала, но не читала. И читала я Лескова совсем недавно, дивный сборничек "Христианские легенды". Помню не только "Левшу" и "Тупейного художника", но и "Железную волю", и очаровательный рассказ (чхорт, название забыла, а сюжет помню) о том, как куча русских людей (помещик, продавший плохое зерно, купец, который это зерно купил, и жители одного села ) оставили в дураках некое страховое общество ("нерусское это дело";-))) ). Дома у меня есть СС Лескова в трёх томах плюс покет "Христианские легенды". Но не исключено, что куплю более многотомное СС. Цитата вторая. Вот это я читала с превеликим удовольствием. цитата Правила русской жизни, как понимает ее Лесков, чрезвычайно просты, а вместе с тем непостижимы, по крайней мере для них нет рационального обоснования, а просто в этом пространстве надо жить и действовать так, и другого объяснения нет. Во-первых, в России ничего нельзя сделать "железной волей", как называется, вероятно, самая славная и смешная его повесть, и вообще не работает насилие; все герои Лескова, пытающиеся чего-либо добиться силой, нажимом и сломом, обязательно терпят крах, и это равно касается дисциплинированного немца Пекторалиса и влюбленной убийцы Измайловой. Формализация, форматность, судебные либо чиновные предписания тут только портят все дело, немедленно превращая жизнь в трагикомический абсурд — не зря рассказчик у Лескова признается, что он "не любитель описывать суды". В русском тесте увязает любое железо. Можно называть эту тестообразность аморфностью, а можно — свежестью молодой, еще не закосневшей нации, но, как бы то ни было, логикой не возьмешь, все действия совершаются со сдвигом, по касательной, с поправкой на преломление, а поскольку просчитать его невозможно, то следует полагаться на волю Божию. Это вторая русская заповедь - доверие к судьбе, которая сама все сделает, по крайней мере здесь: проза Лескова полна спасительных чудес — их особенно много в "Запечатленном ангеле" и в "Очарованном страннике". Когда же сторонний слушатель пытается всем этим чудесам дать рациональное объяснение, верующие не возражают: "Как Господь ни взыщет человека, лишь бы взыскал". В России бессмысленно слушаться закона, который трактуется произвольно: "Обещания даются по разумению, а выполняются по обстоятельствам". Россия в принципе не идеологична, и никто здесь толком не верит ни в какую идею, а верит в бесконечное милосердие Божие и в свою бесконечную глупость, которой не прочитает никакой иноземный ум. Россия не прагматична, и все герои Лескова терпят катастрофические поражения, занимаясь практическими делами, зато в делах никому не нужных, бессмысленных, увлекательных они всегда удачливы, и это равно касается Левши, "Соборян" или героев "Захудалого рода". Здесь надо заниматься только тем, что хочется и получается, а попытка целенаправленно работать, копить и жульничать всегда приводит к подлости. Интуиция есть главный инструмент русского человека. Два его состояния — кротость и зверство; избыток кротости приводит к вспышкам зверства, после чего опять надолго воцаряется жизнеприятие. Здесь не умеют и не любят необходимого, но обожают лишнее; задницу не поднимут ради повседневного, но жизнь положат на вечное и великое, ибо, чтобы здесь, в такую погоду, что-нибудь делать, нужны только грандиозные мотивации, а то и просыпаться не стоит. В России почти не работают вертикали, но крепко держатся горизонтали; любой случайный попутчик достоин большего доверия, чем непосредственный начальник. Пить в России необходимо, потому что алкоголь сдвигает взгляд на тот самый градус, на который смещена реальность, и вследствие этого можно ненадолго с нею совпасть. Кое-что из перечисленного воплощаю в жизнь, занимаюсь тем, чем хочется и что получается. И верю в милосердие Божие. (Статью о книгопокупке всё же допишу, гадом буду)
|
| | |
| Статья написана 13 января 2011 г. 00:50 |
Такое впечатление, что книжечка "Избранное" Белькампо http://www.fantlab.ru/edition31645 , изданная в 1987г., пролетела мимо широких читающих масс, "как фанера над Парижем", со свистом. О чём стоит только пожалеть. Собственно, несколько месяцев назад мне этот псевдоним (Белькампо) тоже ни о чём не говорил. Но во время очередного визита в Чичибабин-центр я просматривала полочку с дубликатами книг, которые предназначались "на раздачу", и увидела этот скромный синий томик. Аннотация и послесловие меня вдохновили, и я унесла книгу домой. Сейчас я закончила читать "Хождение Белькампо" (описание путешестия автора по Европе в 1933г.), впечатление самое положительное. Куча беглых зарисовок (крестьяне, бродяги, ремесленники, монастыри и .д.), рассуждения об искусстве, и в конце несколько весьма интересных мыслей о науке, искусстве, религии, Возрождении, Реформации и барокко. Большая часть путешествия пришлась на Италию. Романтизм бессмертен;-), он только принимает новые формы. Белькампо — тоже романтик. Впереди у меня — рассказы этого писателя. Очень жаль, что новых переводов и новых изданий не предвидится. Поскольку один из рассказов Белькампо печатался в фантастических антологиях, значит, Белькампо — фантаст;-))))). Когда-нибудь будет на Фантлабе (несколько рассказов уже внесены в базу). Сейчас готовлю уточняющую инфу по его сборнику, "Затаённое" — не рассказ, а цикл миниатюр, которые надо вносить как рассказы и микрорассказы.
|
| | |
| Статья написана 10 января 2011 г. 18:04 |
С крупной формой определилась быстро: зарубежка-романы 1. Чарльз Уильямс, "Место Льва" 2. У.Х.Ходжсон, "Дом в Порубежье" 3. Д.Краули, "Роман лорда Байрона" Наши А вот тут проблемы... Нет, с первым местом элементарно: 1. Петросян, "Дом, в котором" А вот далее... В фаворитах у меня Колодан: "Время Бармаглота", "Сбой системы" и "Звери в цвете" — но это всё повести. Впрочем, можно проголосовать за сборник "Время Бармаглота". Но можно ли тогда голосовать за эти повести в малой форме? "Мигрант" Дяченок не прочитан ещё. Наверно, придётся. Иначе "а где же третий?" Вот напечатают "Ястреб Халифа" Медведевич и продолжение "В час, когда луна взойдёт" — сразу проблемы решаться. Но это следующий год, может быть. Надо ещё повесть "Остров Цейлон" и всю антологию "Герои-2" посмотреть, с экрана. И точно проголосую за "Шамракен" следует в порт приписки" Ходжсона. Рассказ изумительный. Коллеги, если кто-то что-то знает, чтобы хорошего прочесть из малой формы — посоветуйте.
|
| | |
| Статья написана 24 декабря 2010 г. 23:11 |
После того, как прочла у двух лаборантов (armitura и irish) рассказы о книге своей мечты, захотелось написать самой о том же самом. За основу решила взять критерий irish (очень хорошо сформулировано) и вносить поправки по ходу дела. Итак: цитата irish Чтобы мне понравиться, книжка должна отвечать в совокупности четырем критериям: 1. Главный герой — цельная (непротиворечивая), психически и нравственно здоровая личность. Психопаты, маньяки, преступники, моральные уроды и депрессивные нытики стройными рядами идут в пункт переработки макулатуры на туалетную бумагу. Почти ППКС. Не люблю маньяков и моральных уродов. Но!! Есть исключения, например — "Портрет Дориана Грея". Поэтому уточняю: герой может быть до определённой степени аморален (но не псих-маньяк!!), но тогда в итоге он должен "раскаятся и осознать" и/или понести наказание. Дориан Грей раскаялся, но поздно, и был покаран — своей же рукой. Без концовки и морали роман Уайльда был бы снобистской дрянью, с этой концовкой — шедевр. цитата irish2. Героев как минимум два, а еще лучше — большая дружная компания. Вариант, когда за благородным героем-одиночкой (как то: Геральт, Волкодав, Конан-варвар) увязываются более или менее случайные спутники, не подходит: члены команды должны быть равноправны и равнозначимы. Взаимоотношения персонажей мне часто бывают даже интереснее сюжета как такового. Ну, это можно, но не строго обязательно. В книге может быть и один главгерой (Йозеф Кнехт из "Игры в бисер"), но яркость и проработанность остальных персонажей весьма и весьма желательна.цитата 3. Мир, в котором разворачивается действие книги, в целом безопасен и дружелюбен (в крайнем случае, нейтрален), а зло, с которым борются герои, имеет случайный, локальный и устранимый характер. Еще лучше, если в книжке зла нет вообще, мне хватит просто приключений. Самый яркий антипример — пропитанный насилием и кровью мир пана Сапковского. Мир может быть более или менее опасен, но не должен быть безнадежно-чернушным. В мире обязательно должны быть "силы добра". Хорошо, когда действия героев преображают мир к лучшему. Но мирный и дружелюбный мир (тавтология, эх) тоже бывает очарователен (Блэйлок — ) Нелюбовь к Сапковскому разделяю. Бэккера и ПЛиО даже начинать не хочу. цитата 4. И последнее по порядку, но едва ли не первое по значимости: в книге должны утверждаться положительные нравственные идеалы — доброта, дружба, любовь, доверие, верность, преданность, честность, сострадание, взаимопомощь и т.д. Очень не люблю, когда аффтор пытается щеголять своей продвинутостью и изображать относительность добра и зла. ОООО!!! Наконец-то!! Не только я этого хочу!!! ППКС, ППКС, ППКС!!!!цитата Все остальное — место действия, время действия, видовая принадлежность героев (люди, эльфы, инопланетяне или вовсе роботы), жанр, сюжетные ходы и даже качество текста — не важно. (Как я уже много раз жаловалась — система рекомендаций на Фантлабе в моем случае совершенно бесполезна ). Согласна почти со всем, кроме одного: качество текста должно быть высоким. Когда о добре и красоте пишут корявые тексты — это ужасно. Мария Корелли написала роман "Варавва", я читала — и плевалась от возмущения. Писать о Спасителе так — это антихристианская пропаганда!!. Ну и конечно: мне в книжке хочется найти чудо. Да, то самое, которое А.Ф.Лосев определял. (В моей анкете определение висит). И "шоб було" красиво и волшебно. Вот. Идеальные книги: "Властелин Колец", "Бегущая по волнам" А.Грина, "Игра в бисер" Гессе, "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" Сюзанны Кларк, "Эльфийский камень сна" К.Черри, "Последний единорог" П.Бигля, "Возвращение Дон Кихота" Честертона, дилогия "Сэр Гибби" и "Донал Грант" Джорджа Макдональда. Идеальный манифест в стихах — "Мифопоэйя" Толкина.
|
| | |
| Статья написана 11 ноября 2010 г. 00:49 |
Этой осенью я получила несколько интересных музыкальных впечатлений, о которых хочу здесь написать. многа букаф
Первое — фестиваль камерной музыки «Харьковские музыкальные вечера». Официальная информация выглядит так: http://www.filarmonia.kharkov.ua/index.ph... цитата Виртуозы Москвы по-харьковски С 10 по 14 сентября в Харькове пройдет уникальный фестиваль «Харьковские музыкальные вечера» полностью посвященный камерной музыке. Для нашей страны камерный жанр – это, скорее, диковинка. Концерты камерной музыки проходят у нас с поразительной редкостью и, как правило, собирают необычайно малое число слушателей. Однако наши соотечественники-музыканты решили, в противовес сложившейся «рейтинговой» ситуации, организовать фестиваль, основанный исключительно на камерной музыке. Согласно всемирной концертной практике, подобные фестивали проходят с ошеломительным успехом, потому нашим слушателям предлагается ощутить всю красоту и привлекательность, яркость и самобытность камерного жанра. Как говорят организаторы фестиваля – пианист и музыковед Игорь Приходько и скрипач Валерий Соколов, «Харьковские музыкальные вечера» — это «фестиваль камерной музыки или, скорее, встреча друзей, которые съезжаются в Харьков из разных городов Европы поиграть те произведения, которые мы все очень любим и которые, надеюсь, понравятся нашим слушателям». Таким образом, на протяжении пяти дней в нашем городе соберутся одни из лучших музыкантов Европы, которые достигли значительных высот в исполнительском искусстве и являются лауреатами престижных международных конкурсов. И каждый из именитых солистов будет участником ансамбля. Потому, о качестве исполнительства судить не приходится, остается лишь наслаждаться музыкой и в некотором смысле открывать для себя новые горизонты в искусстве. Первый концерт фестиваля состоится 10 сентября в Доме органной и камерной музыки, где вместе с нашим земляком – выдающимся скрипачом Валерием Соколовым, произведения Мессиана, Телемана и Мендельсона исполнят всемирно известный Квартет им. К. Шимановского и «гобой №1 в Европе» — Алексей Огринчук. На следующий день (11 сентября) в Концертном зале филармонии прозвучит Трио№1 Ф. Шуберта, «Быстротечные вариации» Б. Бриттена, Соната №6 для скрипки и фортепиано Л. в. Бетховена и Квинтет С. Прокофьева в исполнении участников фестиваля, в числе которых – Игорь Четуев, Алексей Огринчук и Валерий Соколов. 12 сентября на сцену выйдет особый гость фестиваля – превосходный альтист и режиссер Бруно Монсенжон, который известен как создатель фильмов о выдающихся музыкантах (Гульде, Рихтере, Менухине, Ойстрахе). Однако в этот вечер маэстро выступит в качестве участника ансамбля и исполнит партию альта в Квинтете «Форель» Ф. Шуберта. 13 сентября французский скрипач, писатель и кинорежиссер Бруно Монсенжон представит ретроспективу своих документальных фильмов, среди которых короткометражная кинолента о нашем непревзойденном земляке, одном из организаторов фестиваля – Валерии Соколове, снятая в 2004 году. И, наконец, в программе заключительного концерта фестиваля 14 сентября прозвучит камерная музыка И. Брамса, П.И. Чайковского и Б. Бартока в исполнении все тех же блистательных музыкантов. Итак, к счастью в Харькове теперь появился настоящий фестиваль камерной музыки и, что особенно приятно, что проходит он при поддержке Харьковской областной государственной администрации и Харьковского городского совета. А вот программа тех дней, когда мы с мамой ходили на концерты. 11.09 (суббота) 18:30 Концертный зал Харьковской областной филармонии (ул. Рымарская, 21) Концерт Ф. Шуберт Трио № 1 си-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 99 Б. Бриттен «Быстротечные вариации» для гобоя и фортепиано (1936) Л. ван Бетховен Соната № 6 ля мажор для скрипки и фортепиано, соч. 30 № 1 С. Прокофьев Квинтет соль минор для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, соч. 39 Н. Гёрнер (ф-но), Л. Горохов (виолончель), В. Микитка (альт), А. Огринчук (гобой), А. Скотт (контрабас), В. Соколов (скрипка), И. Четуев (ф-но), Р. Хосфорд (кларнет). 12.09 (воскресенье) 18:30 Концерт Ф. Мендельсон Квартет №3 ре мажор для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 44 №1. В. А. Моцарт Квинтет ля мажор для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, К 581. Ф. Мендельсон Трио № 2 до минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 66 Ф. Шуберт Квинтет ля мажор («Форель») для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114 А. Белов (скрипка), Н. Гёрнер (ф-но), Л. Горохов (виолончель), Г. Котов (скрипка), В. Микитка (альт), Б. Монсенжон (альт), М. Рёйчи (альт), М. Сенявски (виолончель), А. Скотт (контрабас), Р. Хосфорд (кларнет). Вёл эти концерты Игорь Приходько. Конечно, я очень благодарна ему за хлопоты по организации фестиваля, но кое-что из того, что он говорил на концертах, меня сильно возмутило. "Красивую музыку любить почти неприлично", "Шуберт не развивался, как композитор" и тому подобное. А вот кошмарный (для слуха) квинтет Прокофьева — достойный предмет восхищения. Трам-тарарам! (в ЖЖ я стараюсь не матюкаться). Да только красивую музыку все и любят! И тут — я решительно с большинством. Пусть музыкальные эксперименты исполняются в узком кругу, для профи. А широкую публику так мучать не надо. 11-го Шуберт и Бетховен были прекрасны, Бриттен — так себе, но хотя бы "быстротечен", а от Прокофьева мы с мамой сильно устали, и пожалели, что остались его слушать. Гармония от концерта была хорошо подпорчена. Хорошо, что 12-го была только хорошая музыка. Квинтет "Форель" теперь слушаю на компе. 27-го октября мы (я, мама и ещё несколько сотен человек;-)) ) смогли послушать скрипку Страдивари. Это действительно нечто, звук очень нежный, такого я ещё не слышала. Хоть слушала с галёрки (ХАТОБ, большой зал, балкон, 2-й ярус), но звук не рассеивался. И даже Прокофьев не вызвал обычного недовольства;-))) — этот концерт для скрипки с оркестром (№ 2, кажется) вполне можно было слушать. А вот "Каприз" Паганини скрипачка выбрала не самый удачный (ИМХО). Вторая часть концерта (уже без Страдивари, увы) была составлена из "хитов", мы все слушали и радовались. Биткком набитый большой зал ХАТОБа впечатляет;-). А 3-го ноября была на "рядовом" концерте в филармонии, слушала Гайдна (101-я симфония) и концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса. Приезжий корейский скрипач был хорош, но его скрика — да, не Страдивари. Хорошая, но — не то. Впрочем, концерт всё равно понравился.
|
|
|