Этой осенью я получила несколько интересных музыкальных впечатлений, о которых хочу здесь написать.
Первое — фестиваль камерной музыки «Харьковские музыкальные вечера».
Официальная информация выглядит так:
http://www.filarmonia.kharkov.ua/index.php?id=&lang...
цитата
Виртуозы Москвы по-харьковскиС 10 по 14 сентября в Харькове пройдет уникальный фестиваль «Харьковские музыкальные вечера» полностью посвященный камерной музыке. Для нашей страны камерный жанр – это, скорее, диковинка. Концерты камерной музыки проходят у нас с поразительной редкостью и, как правило, собирают необычайно малое число слушателей. Однако наши соотечественники-музыканты решили, в противовес сложившейся «рейтинговой» ситуации, организовать фестиваль, основанный исключительно на камерной музыке. Согласно всемирной концертной практике, подобные фестивали проходят с ошеломительным успехом, потому нашим слушателям предлагается ощутить всю красоту и привлекательность, яркость и самобытность камерного жанра.
Как говорят организаторы фестиваля – пианист и музыковед Игорь Приходько и скрипач Валерий Соколов, «Харьковские музыкальные вечера» — это «фестиваль камерной музыки или, скорее, встреча друзей, которые съезжаются в Харьков из разных городов Европы поиграть те произведения, которые мы все очень любим и которые, надеюсь, понравятся нашим слушателям».
Таким образом, на протяжении пяти дней в нашем городе соберутся одни из лучших музыкантов Европы, которые достигли значительных высот в исполнительском искусстве и являются лауреатами престижных международных конкурсов. И каждый из именитых солистов будет участником ансамбля. Потому, о качестве исполнительства судить не приходится, остается лишь наслаждаться музыкой и в некотором смысле открывать для себя новые горизонты в искусстве.
Первый концерт фестиваля состоится 10 сентября в Доме органной и камерной музыки, где вместе с нашим земляком – выдающимся скрипачом Валерием Соколовым, произведения Мессиана, Телемана и Мендельсона исполнят всемирно известный Квартет им. К. Шимановского и «гобой №1 в Европе» — Алексей Огринчук.
На следующий день (11 сентября) в Концертном зале филармонии прозвучит Трио№1 Ф. Шуберта, «Быстротечные вариации» Б. Бриттена, Соната №6 для скрипки и фортепиано Л. в. Бетховена и Квинтет С. Прокофьева в исполнении участников фестиваля, в числе которых – Игорь Четуев, Алексей Огринчук и Валерий Соколов.
12 сентября на сцену выйдет особый гость фестиваля – превосходный альтист и режиссер Бруно Монсенжон, который известен как создатель фильмов о выдающихся музыкантах (Гульде, Рихтере, Менухине, Ойстрахе). Однако в этот вечер маэстро выступит в качестве участника ансамбля и исполнит партию альта в Квинтете «Форель» Ф. Шуберта.
13 сентября французский скрипач, писатель и кинорежиссер Бруно Монсенжон представит ретроспективу своих документальных фильмов, среди которых короткометражная кинолента о нашем непревзойденном земляке, одном из организаторов фестиваля – Валерии Соколове, снятая в 2004 году.
И, наконец, в программе заключительного концерта фестиваля 14 сентября прозвучит камерная музыка И. Брамса, П.И. Чайковского и Б. Бартока в исполнении все тех же блистательных музыкантов.
Итак, к счастью в Харькове теперь появился настоящий фестиваль камерной музыки и, что особенно приятно, что проходит он при поддержке Харьковской областной государственной администрации и Харьковского городского совета.
А вот программа тех дней, когда мы с мамой ходили на концерты.
11.09 (суббота) 18:30
Концертный зал Харьковской областной филармонии (ул. Рымарская, 21)
Концерт
Ф. Шуберт
Трио № 1 си-бемоль мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 99
Б. Бриттен
«Быстротечные вариации» для гобоя и фортепиано (1936)
Л. ван Бетховен
Соната № 6 ля мажор для скрипки и фортепиано, соч. 30 № 1
С. Прокофьев
Квинтет соль минор для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса, соч. 39
Н. Гёрнер (ф-но), Л. Горохов (виолончель), В. Микитка (альт), А. Огринчук (гобой), А. Скотт (контрабас), В. Соколов (скрипка), И. Четуев (ф-но), Р. Хосфорд (кларнет).
12.09 (воскресенье) 18:30
Концерт
Ф. Мендельсон
Квартет №3 ре мажор для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 44 №1.
В. А. Моцарт
Квинтет ля мажор для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, К 581.
Ф. Мендельсон
Трио № 2 до минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 66
Ф. Шуберт
Квинтет ля мажор («Форель») для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, соч. 114
А. Белов (скрипка), Н. Гёрнер (ф-но), Л. Горохов (виолончель), Г. Котов (скрипка), В. Микитка (альт), Б. Монсенжон (альт), М. Рёйчи (альт), М. Сенявски (виолончель), А. Скотт (контрабас), Р. Хосфорд (кларнет).
Вёл эти концерты Игорь Приходько. Конечно, я очень благодарна ему за хлопоты по организации фестиваля, но кое-что из того, что он говорил на концертах, меня сильно возмутило. «Красивую музыку любить почти неприлично», «Шуберт не развивался, как композитор» и тому подобное. А вот кошмарный (для слуха) квинтет Прокофьева — достойный предмет восхищения.
Трам-тарарам! (в ЖЖ я стараюсь не матюкаться). Да только красивую музыку все и любят! И тут — я решительно с большинством. Пусть музыкальные эксперименты исполняются в узком кругу, для профи. А широкую публику так мучать не надо.
11-го Шуберт и Бетховен были прекрасны, Бриттен — так себе, но хотя бы «быстротечен», а от Прокофьева мы с мамой сильно устали, и пожалели, что остались его слушать. Гармония от концерта была хорошо подпорчена.
Хорошо, что 12-го была только хорошая музыка. Квинтет «Форель» теперь слушаю на компе.
27-го октября мы (я, мама и ещё несколько сотен человек;-)) ) смогли послушать скрипку Страдивари. Это действительно нечто, звук очень нежный, такого я ещё не слышала. Хоть слушала с галёрки (ХАТОБ, большой зал, балкон, 2-й ярус), но звук не рассеивался. И даже Прокофьев не вызвал обычного недовольства;-))) — этот концерт для скрипки с оркестром (№ 2, кажется) вполне можно было слушать. А вот «Каприз» Паганини скрипачка выбрала не самый удачный (ИМХО).
Вторая часть концерта (уже без Страдивари, увы) была составлена из «хитов», мы все слушали и радовались.
Биткком набитый большой зал ХАТОБа впечатляет;-).
А 3-го ноября была на «рядовом» концерте в филармонии, слушала Гайдна (101-я симфония) и концерт для скрипки с оркестром Сибелиуса. Приезжий корейский скрипач был хорош, но его скрика — да, не Страдивари. Хорошая, но — не то. Впрочем, концерт всё равно понравился.