И о литературе Если бы у тараканов была литература, в ней был бы очень популярен жанр пост-тапок.
===
Краткий определитель жанров публицистики
"Идиот" — роман "Я идиот" — сообщение, новость "Он идиот" — рецензия "Мы идиоты" — аналитика, хроника "Вы идиоты" — колумнистика "Они идиоты" — репортаж "Вы знаете, а они идиоты!" — специальный репортаж "Нет, ты идиот" — комментарий "Скажите, вы идиот?" — интервью "Вероятно, он идиот" — мнение, статья в оппозиционной прессе "Среди идиотов" — отчёт "Жизнь идиота" — биография "Быть идиотом" — автобиография "Да здравствует идиот!" — памфлет "А идиот-то голый!" — фельетон "А идиот-то — дебил!" — пасквиль "Все идиоты" — эссе "Я и идиот" — проблемный очерк с правым политуклоном "Идиот и я" — проблемный очерк с левым политуклоном "Самый тупой идиот" — рейтинг "Путин — идиот" — статья (dadson) "Есть ли у вас идиотия?" — семинар. "Как можно заболеть идиотией?" — мастер-класс. "Я расскажу вам, как болеть идиотией" — экспертное мнение. "Идиотия в нашей организации" — пресс-релиз. "Идиотия против имбецильности" — движение. (sasha2605) "Легко ли быть идиотом?" — аналитика с погружением в среду. "Идиоты и мировая закулиса" — теория заговора, Михаил Леонтьев. "Кто хочет быть идиотом?" — популярное шоу, победитель которого получает откос от армии. "О чём говорят идиоты" — фильм. (ibigdan) "Идиотизм для чайников" — учебник (dagvello) "Самый идиотизм" — блог (fl0ridor) "А я — идиотка, я дочь офицера..." — жестокий романс. iDiot — приложение для мобильного телефона (Ольга Фадеева) "ИдиОтика и жизнь" — научно-популярный журнал "Идиот-бухгалтер", "Идиот-юрист", "Идиот-кадровик" — приложения к экономическим газетам "Идиоты — кто они?" — журналистское расследование "Идиоты среди нас" — тревожный репортаж "В мире идиотов" — телепередача о среде обитания (fillis) "Как стать идиотом" — пособие по самосовершенствованию (agniwet)
===
Прикладная романистика
Роман-жизнеописание: "Олег родился. Олег жил. Олег умер." Роман-трагедия: "Олег трудно родился. Олег плохо жил. Олег рано умер." Роман-драма: "Олег любил. Олег убил. Олег ошибся." Бытовой роман: "Олег ел. Олег пил. Олег спал." Социальный роман: "Олег пил. Олег умер." Роман ужасов: "Олег умер. Олег ел." Мистический роман: "Олег умер. Олег родился." Криминальный роман: "Олег жил. Олег не давал жить другим." Детективный роман: "Олег набил. Олег раскурил. Олег догадался." Военный роман: "Олег приказал наступать. Олег приказал отступать. Олег приказал долго жить." Латиноамериканский роман-сценарий: "Олег родился. Олег пропал. Олег нашелся. Олег женился." Эротический роман: "Олег, еще! Олег, уже?" Исторический роман: "Олег пришел. Олег увидел. Олег победил." Философский роман: "Олег мыслил. Олег — кто?" Производственный роман: "Олег трудился. Олег боролся. Олег добился." Деревенский роман: "Олег пахал. Олег сеял. Олег умер." Политический роман: "Олег жил. Олег жив. Олег будет жить." Роман-утопия: "Олег жил. Олег жил очень-очень счастливо. Олег жил вечно." Роман-антиутопия: "Олег жил плохо. Олегу казалось, что он живет очень-очень счастливо. Олег все понял и умер." Вестерн: "Олег скакал. Олег стрелял. С Олега сняли скальп." Роман-фэнтези: "Олег гнобим. Олег избранный. Олег победил зло." Роман в стиле гонзо: "Олег жил во всю глотку, Олег употреблял и боролся, Олег никогда не умер." Роман-поток сознания: "Олег яблоки учиться убить глаза корова испражнения тетя Хельга слезы матери в ресничках молоко дырявый носок запах травы какашка." Шпионский роман: "Олег — не Олег. Олег — Олег. Олега обменяли на Оксану." Роман-эпопея: "Олег строил. Олег воевал. Олег рожал." Роман-притча: "Олег сломал прутик. Олег связал веник. Олег нашел смысл."
А вы можете почитать рецензию на основную дилогию от умного человека. Умный человек написал её тут https://m0z9.livejournal.com/1335274.html но текст перетащу сюда, в комментариях там дискуссии не сложилось.
Джеймс Стоддард, "Высокий Дом", "Обманный дом" — рецензия
Данная дилогия демонстрирует экзотическую для фантастики ситуацию, когда писатель открыто «форсит» христианские идеи и возводит их мистицизм в абсолют, но это не делает автора холодным, натужным, нравоучительным, позволяя писать хорошо и свободно о выдуманных мирах. И даже ссылаться на чужие (Ле Гуин) в качестве «пасхалок».
Сюжет
Действие романов происходит в Эвенмере – многоэтажном доме вычурной старинной архитектуры, пересекающем огромное количество миров. Имея фасад обычного особняка, внутри он достаточно велик, и не только предоставляет кров ряду туземных народов, но и содержит множество стран целиком в своих пределах. Эвенмер одушевлён и является библейским «Домом Божиим», равновесие в нём отражается на всём мироздании. Следит за равновесием династия Господ, каждый из которых избирается Домом и «настроен» на него – в частности, знает точную карту и владеет семью Словами Власти. У Господ есть противники – партия Анархистов с более чем трёхвековой историей. Учение Анархистов идеалистично в основе – мир, мол, устроен несовершенно и полон бед, Господа стоят на пути справедливого переустройства, трёп самого старого слуги Дома о личном знакомстве с Богом – отвлекающая выдумка, а даже если нет, человеку не так уж нужно руководство криворучки, выстроившего страдающую вселенную. Данная теория, однако – не более чем идеологический фасад. Власть над Анархистами-исполнителями почти всегда перехвачена какими-либо циничными безликими Силами, которые стремятся лишь к захвату Дома и разрушению всего, что не поддаётся контролю; под песенки про «оправданность слезинки ребёнка во имя счастья миллионов», данные Силы побуждают Анархистов жертвовать всё большим количеством людей, вплоть до целых народов – грабя, убивая, лишая их воли и человеческого облика. В первой книге наследник Господина Дома, Картер, обнаруживает, что власть над Домом пытается узурпировать его мачеха, сделав монархом родного сына Даскина и выдав пасынка Анархистам. Исходно обладая преимуществом в знании тайн Дома, Картер старательно трудится над преумножением этого знания, за счёт чего вскоре перестаёт быть лёгкой добычей. Он не имеет желания непременно стать Господином, понимая, что окончательный выбор лежит на Доме, однако, усердно исполняет роль временного Хранителя – укрепляет отношения с соседними странами, отражает атаки Анархистов на центр дома, находит могилу отца, где подбирает два атрибута власти – Меч и Плащ. Сводный брат Даскин, который довольно быстро осознал злобность планов матери и отшатнулся от неё, сопровождает Картера, как верный друг и помошник. Но чтобы добыть третий и последний атрибут Господина – Ключи от всех дверей – Картеру приходится войти в мир своих детских страхов и одолеть их в одиночку. Попутно он убивает анархического эмиссара Силы, который эти страхи когда-то в душу Картера заронил. Анархисты повержены, место погибшего воина-дворецкого занимает земной юрист Хоуп, показавший безупречную лояльность Дому и мгновенную, если не сказать, априорную, готовность работать с мистическими данными. Во второй книге Дом подвергается атаке Силы Закона – что выражается в лютых морозах и волне спонтанной перепланировки. Меняется карта, декорации становятся периодически повторяющимися, упрощёнными, монохромными, тяготеющими к геометрическому супрематизму. Через некоторое время всё живое так же начинает мутировать в супрематические конструкты – нелепо выглядящие, действующие, как роботы, но бессмертные. Как выясняется, сердце этого процесса – Обманный Дом, антипод Высокого Дома, созданный по соседству с Эвенмером во Тьме Внешней. Обманный Дом теперь – «более настоящий», потому что Анархисты (побуждаемые скрытно вселившейся в тело лидера Силы Закона) положили в его основание украденный Краеугольный Камень Эвенмера. «Строителем» Обманного Дома является фантазия похищенной девочки, которую нарочно держат в состоянии скуки, несчастья, неверия в благие человеческие порывы и в способность преуспеть. Девочка боится похитителей, но ещё больше – Картера, ввиду возведённой на него Анархистами клеветы. Анархистам, однако, не удаётся полностью подчинить девочку. Несмотря на то, что она практически разучилась говорить иначе нежели цитатами из «Грозового перевала», душа пленницы сохраняет пламя человечности. Когда ей дают семена терний вместо роз, она растит из них сад, который становится её защитой и мешает превращению Дома в обитель Закона. Она по-прежнему видит в снах краски творит в Обманном Доме залитые солнцем комнаты. Именно она, осознав свою способность изменять Дом, становится основной атакующей силой, когда остальных заманивают в ловушку; влюблённый же в неё брат Картера, Даскин, помогает ей сохранить веру в себя.
О мировоззрении и заморочках автора
По авторскому стилю видно, что он – вдохновенный и искренний мечтатель-этик, с изрядной широтой интерпретирующий Библию, но не отступающий от кредо «всё, что подкреплено Высшим Авторитетом и заявлено как Высшее Благо – таковым и является, даже если одно противоречит другому». Он склонен придавать позитивный смысл даже Левиафану и Кощею, ибо это классика. Наоборот, пылких романтиков а-ля «Буря и Натиск» в широкополых шляпах, скрывающих бомбы и пистоли под плащами до пят, он оптом зачисляет в злодеи. Умников, которые любят рассматривать маргинальные теории и жонглировать ими, автор побаивается, как «пятой колонны». Если сторонник добра начинает «втапливать» за материализм, атеизм, или делать робкие реверансы в сторону модерна – он непременно окажется тайным врагом и шпионом. Удивительно, но, несмотря на столь типичные признаки консерватизма, автор не против технического прогресса. Хотя, в Доме таковой запаздывает лет на сто – те, кто ему противостоит, выставляются заблудшими душами и вредителями. Всё же, даже несмотря на телеграф и газовые рожки, добро, по представлениям Джеймса Стоддарда, обитает посреди освящённой временем старины и ценит её, а высшее зло предпочитает кубизм и абстракционизм, стиль пустой, неприятный на вид и никому (кроме зла) не нужный. Как бы подтверждая это, сам автор живёт с женой в викторианском доме. Правда, расположенном в техасском каньоне. Здесь возникает некое подозрение. Возможно, я ошибаюсь, но мне мерещится, что в книгах Стоддарда периодически встречаются врезки с радикально иным стилем – они буквально колют глаз искажённостью этики и образов. Самый яркий пример таких «инклюзий зла» – образ Сары, жены Картера. Половину времени она говорит про мужа и его друзей обесценивающие гадости, мало отличающиеся по стилистике от токсичных шпилек мачехи или душеразрушающих загибов анархических боссов. Пропажу сестры и её поиски Сара встречает с такой безмятежностью, что кажется – она-то сестру и «слила». Поэтому позже, читая, как Сара с Картером обменивается признаниями в любви (отягощённо-сентиментальными, но всё же), а затем Сара возглавляет партию поисков Картера (совершенно провалившуюся, но всё же) – не знаешь, что и подумать... Разрушительное поведение Сары в романе не рефлексируется никем, кроме сестры. Оно так же не объясняется внятно – есть лишь намёк, что Сара – эмансипированная девочка, поставившая себе за правило – пользоваться той же свободой, что и мужчины. Загвоздка, однако, в том, что ни мужчине, ни привыкшей к свободе женщине не придёт в голову проявлять эту свободу, бесцельно язвя ближних. Зато – подобным нелепым образом представляют себе «мужскую вседозволенность» не прикасавшиеся к ней скрыто-агрессивные яойщицы. Это наводит меня на предположение, что «советником» Джеймса при написании книг была женщина токсичного характера, с позицией «мне можно, им нельзя», которая «отыгрывала» Сару. Она так же, судя по всему, выдумала дизайн врагов второй книги, не исключено, что «надрючила» Джеймса «против всего неправильного» (атеизм, абстракционизм и т.п.) Из текста заметно, что автор, описывая эти явления, далёк от ненависти, и даже как-то ошарашенно-задумчив от необходимости убедительно заляпать их чёрной краской. И, как бы то ни было, то, что получилось в итоге – не напоминает воплощённый Закон ни по идеям, ни по эстетике. Зато – результат имеет массу общего с псевдо-законом демагогов, создаваемым ситуативно, с единственной целью – кушать беззащитных по не-важно-какому высокоморальному поводу. И удивительно ли это, если помошница не знает никаких законов, кроме собственного?
О важных находках и пересечениях
Закон ассоциируется с холодом. Заложил данную традицию Андерсон в образе Снежной Королевы, и, следует признать, метко. Заморозить мир в кристалле – канонический путь к минимуму энтропии! Произведение содержит пару намёков, что Высокий Дом, несмотря на стабильную карту, имеет функционально-генерируемый пейзаж. Картер обнаруживает на крыше, что, если отвести и вернуть взгляд, ландшафт меняется, Хоуп же, до удостоверения в мистических корнях Дома, предполагает, что он – «математическая формула». Произведение очень напоминает игры в стиле Rogue-like, традиционная форма лабиринтов в которых – комнаты, связанные коридорами, с секретными дверями и переходами между уровнями. Основной вид монстров, с которыми ведётся борьба в Эвенмере – гноллинги, умеющие принимать форму предметов. Это идентично популярному в «рогаликах» монстру – mimic. Магия так же имеет массу пересечений. Повторяющиеся паттерны меблировки, в особенности – «столики с клеткой и синхронно движущимися птицами», это декорации дуэльных сцен из Революционерки-Утены, олицетворяющие манию. Нюансы поведения многих персонажей демонстрируют неожиданную глубину понимания мотивов. Например, призрак отца пытается одновременно защитить детей и напугать, чтобы они бежали из дома, что отражает бессознательное желание отца уберечь их от роковой судьбы Господина. Так же, шедеврально показана хаотичность Хаоса, когда Хаос, воплотившийся в гигантскую адскую гончую, на вопрос «поможешь против Закона?» соглашается, и немедленно нападает на союзника. ------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ---------------------
Прокрастинация — моё всё, но даже у меня она имеет предел. Издание миракль-фэнтези в ШФ было, есть и будет дальше! Итак, очередной том ШФ — Джеймс Стоддард https://fantlab.ru/autor1053 . И у нас, и на диком Западе он популярен менее, чем Патриция Маккиллип, но там его хоть кто-то читает, а здесь — тишина, и мёртвые с косами стоят. Т.е. в начале 2000-х его кто-то и в СНГ читал, даже ролевую игру провели, но потом всё заглохло и густым бурьяном поросло.
Два томика в серии "Век Дракона" ничем особо не выделялись, и я бы их не заметила, но их заметил Dark Andrew, и порекомендовал их мне. Практически все рекомендации Dark Andrew были безошибочны. Два томика нашлись в книжных Харькова и заняли место на моей фэнтези-полочке.
https://fantlab.ru/contest761 — в 1999 году "Высокий Дом" номинировали на Мифопоэтику, но и Стоддарда, и Маккиллип победил коммерчески успешный Гейман . ИМХО, если бы не картинки Весса, сама история ("Звёздная пыль") неплохая, но не ах. А с картинками — да, другое дело.
Теперь давайте предметно о книге. Туда войдут:
романы
Высокий Дом / The High House (1998) Обманный Дом / The False House (1999)
два рассказа из цикла "Эвенмер"
Смотрители звёзд / The Star Watch (2002) (впервые на русском) Закоулки времени / The Ifs of Time (2011)
два внецикловых рассказа
2007 The Star to Every Wandering Barque (конечно же, будет русский перевод) 2008 Первое издание / The First Editions
По моим прикидкам, страниц будет около 800. Картинок пока маловато, но цветные форзацы будут, ну и постараюсь подобрать по теме. Подробности о цене будут в групповой переписке. Здесь в комментариях записываемся на книгу. Сроки — постараемся до Нового года. Ну и радуемся красивому суперу.