Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 апреля 2010 г. 19:34


Утомленные солнцем 2: Предстояние

2010 год, Россия- Германия-Франция, жанр — "летит ворона в каске..." runtime — 180 мин.
слоган: "Великое кино о великой войне"


режиссер Никита Михалков
сценарий Никита Михалков, Эдуард Володарский, Рустам Ибрагимбеков, Глеб Панфилов,
композитор Эдуард Артемьев
оператор Владимир Опельянц
продюсеры Никита Михалков, Леонид Верещагин

в ролях: Никита Михалков(Котов), Олег Меньшиков(Митя), Надежда Михалкова(Надя), Виктория Толстоганова(Маруся), Максим Суханов(Сталин), Андрей Панин, Михаил Ефремов ,Сергей Маковецкий,Евгений Миронов и др.




"Мое имя Никита, Никита-бесогон! И я слышу, как здесь копыта стучат!!!"
(из речи Н.С. Михалкова на очередном съезде Союза Кинематографистов)



В каждом настоящем празднике, каждой заветной дате, каждом юбилее, обязательно должен быть сокрыт дух настоящего волшебства. Помните старинную сказку о Золушке, вышедшую из-под пера французского писателя Шарля Перо? Тот самый дух праздника в ней олицетворяла добрая фея, превратившая крысу — в кучера, тыкву — в карету, а маленькую неказистую домработницу — в прекрасную сказочную принцессу. Но часики неумолимо тикали, и с их 12 ударом и с машинальным переворачиванием очередной страницы календаря, тыква вновь возвращалась в огород, крыса — к своему кусочку с ядом, а несостоявшаяся мисс "Что-то-Там" — к грязным полам и корзине с нестиранным белья. Жестко, но справедливо. А как же иначе можно поддерживать дух настоящего праздничного настроения, дарящего по кусочку, крохотной капельке счастья, но зато стабильно и каждый год?


Этот метод, практикуемый Доброй Феей давно выучен на зубок и внедрен для использования в широкие ряды российских госчиновников, дабы они щедро поливали праздничным настроением наш капризный и не понимающий собственного счастья народ. И пусть у нашей российской Феи в руках нет, утащенной из сказки волшебной палочки, зато за его плечами стоят голоса миллионов избирателей, а это согласитесь: тоже, чего-нибудь да стоит! Настает волшебный день — и люди, про которых еще вчера вспоминали только в редких статистических сводках, вдруг обретают собственную сказку. Они — в самом центре внимания! Вокруг них организуют праздничные шествия и пляшут популярные эстрадные звезды. На их плечах героически плачут навзрыд, у ног — бьются буйными головами в знак искупления Неоплатного Долга, смиренно прикасаются к заношенным мундирам и потертым орденам, не забывая при этом поминать, что это и есть вечные ценности. Здесь главное — успеть, ведь на все про все, как и в древней сказке им отведено ровно 24 часа. Ровно с последним ударом Курантов и неизменным праздничным салютом, их медали вновь превратятся в заурядную музейную редкость, а сами они — с трудом передвигаясь и вспоминая навсегда ушедших друзей, вновь вернуться туда, откуда пришли — в серые стены неказистых квартир и мелкие строчки сухих статистических отчетов. Кстати, с праздничком Вас, дорогие ветераны!


Что же подарить тебе, о великий Воин-Освободитель в честь 65 летия твоего подвига? Машину, дачу, квартиру? Тьфу ты, как можно в этот светлый момент думать о столь пошлом и меркантильном? Нет,подарок должен соответствовать величию момента: прославить, возвеличить, обессмертить..... И выполнить столь важную задачу может лишь что-то по-настоящему разумное, доброе.... Великое! Знай и помни, что для увековечивания твоего Великого Подвига, нам ничего не жалко: ни Великих денег, ни талантов тех же пропорций. И вот уже Сам Великий Бесогон, он же- Мохнатый Шмель, он же — Александр III, он же — Никита Цирюльник сходит со своего союзного престола, распихивает богатырскими локтями всех окрестных Спилберхов и Кэмеронов, если кому и дано увековечить твою стать в бронзе — то лишь ему одному! В конце концов, он 8 лет рыскал по архивам в поисках все новых и новых доказательств твоего величия, обмакнул в него десятки всенародно любимых актерских имен (включая и себя любимого), истратил на него километры целлулоида и миллионы государственных денег. Разве может он приготовить тебе плохой подарок? А даже если и сможет, ты же сам знаешь, что даренному коню......




Не бойся и вдохни поглубже ту самую заповедную Истину, которую ты так тщетно искал все эти долгие 65 лет, сделай большой глоток, наполни легкие ей самой — сермяжной, неисповедимой, что жирными потоками сочится с экрана во время демонстрации Самого Правдивого Военного Фильма. Смотри внимательнее и не пропусти сцену массовой эвакуации из окупированных немцами районов в июне 1941 года, выполненную в стилистике незабвенных лермонтовских строчек "Смешались в кучу кони, люди", военные и гражданские. Неужели, не признаешь себя среди этого вусмерть напуганного, не разбирающего дороги человеческого стада в погонах, что бежит в противоположную сторону от своей военной части, распихивая в разные стороны женщин с детьми и скидывая с моста в воду вышестоящих офицеров? Или в числе кремлевских курсантов, которыми в то же время решили доукомплектовать совершенно безоружный штрафбат- не разбираешь собственную тщедушную фигурку в толпе дико орущих, напуганных юнцов, уровень боевой подготовки которых настолько велик, что они бросаются закалывать штыками бронированные немецкие танки? Лежа в окопе под сплошным минометным обстрелом, бегая в атаку, навстречу раскаленному от огня немецкому пулемету — о чем ты думал, о чем мечталось тебе в редких затишьях, пока в жерло пушки отправлялся свежий снаряд? О близких, о доме, о том, как через мгновение рвануться вперед и побороть свой страх? Нет, исключительно об обнаженной женской груди. И пожалуйста, не спорь — Никите Сергеевичу виднее. В конце концов, он посещал архивы, читал сверхсекретные документы, в которых писалось и о штрафбатах в 1941 году, и о поганых СМЕРШевцах, и о твоих личных мечтах, желаниях, а еще — о порядочных немецких летчиках, которым даже дым крематориев и массовые расстрелы мирного населения, не позволил забыть о существовании Женевской конвенции...... Что с тобой? Тебе плохо? Кто-нибудь принесите воды, врача врача.......


Сразу оговорюсь: мне очень жаль ветеранов, которые смогут до конца осилить то, что про их юность, скорбь и личную незатухающую боль наснимал господин Михалков. Здесь главное — спрятать слезу за ресницей, а личную обиду — покрепче сжать в кулак, ибо итог этого действа был дюже предсказуем. Ни для кого не секрет, что попробовав на вкус запретный мед успеха у западной аудитории, дорогой наш Никита Сергеевича из действительно неплохого профессионального режиссера превратился в эдакого провинциального Онегина, мечтающего о сладких заокеанских плюшках и демонстративно воротившего нос от местной кухни "патаму что диревня". Но западный кинорынок — что твое Посейдноново Царство: вода, в которую очень сложно войти дважды. Вот и мучился наш разлюбезный герой, от натуги и усердия угрожая разбить себе лоб: то эпопею про "Загадочную русскую душу" снимет (причем, на английском языке), то — римейк культовой американской картины сбацает. Однако, каменное растение все не появлялось, и отчаявшись Михалков решился на самый рискованный из своих "камбэков"- сиквел того самого фильма, что принес ему вожделенный "Оскар" и ту самую всемирную известность. А то, что финал первой картины был выдержан в абсолютно шекспировском духе (вообщем, все умерли), его ничуть не остановило. Из сценария оригинального фильма безжалостно вырывается последняя страница — и вот уже Гамлет на сцене пляшет вприсядку с чудесно спасшимся Лаэртом — под востороженные возгласы прощенного Клавдия и счастливой Гертруды. Одним словом — танцуют все, главное, что бы Большой Голливудский Брат так же подхватил эти незамысловатые па.




Хотя насчет забугорного продолжения кордабалета возникают серьезные сомнения, главный российский шеф-повар сделал все, что бы его фирменный торт с клюквой пришелся по душе его заграничным коллегам. Согласно типичным представлениям об описываемой эпохе, вся страна простирается на экране гигантским концентрационным лагерем, в котором все население делится исключительно на стукачей, их жертв и на омерзительно хихикающих Иосифа Сталина и Лаврентия Берию. В самом же фильме, все персонажи делятся на массовку и православных. Первые разбегаются от немецких бомбардировок, прячутся в окопе от танков, прыгают за борт при потоплении санитарного парома — но все тщетно: точными хирургическими ударами, стальными гусеницами и подводными минами, божественная длань кинорежиссера Михалкова все равно отыщет их в любом углу съемочной площадки и непременно демонстративно разорвет на части. Кровь будет брызгать ручьями, а плоть -наматываться на гусеницы увесистыми кусками, трепетно ожидая пока кинорежиссер Михалков наконец свершит свое мрачное мщение над неверными, размазывая их по грешному ландшафту такими изуверскими способами, каким бы позавидовали даже Содом и Гоморра вместе со всеми своими горожанами. Не случайно, через редкие псевдослучайные фразы и постоянные церковные знамения, пунктиром проходит лишь одна мысль: "Война — это наказание, ниспосланное с небес безбожникам", поданная Михалковым с деликатностью, достойной разве что инквизиционных приговоров Фомы Торквемады.


Похоже, что в "Утомленных солнцем 2", Михалков окончательно сросся с собственной миссией Бесогона, изгоняя демонов и ведьм из всего, что попадется под руку: подлинной трагедии, былинных исторических фактов, прожитых человеческих жизней...... Однако, зачастую этот практикующийся экзорсизм начинает принимать совсем крайние и болезненные формы, сверкая на экране то переливающейся на солнце металлической перчаткой Котова, выполненной явно на зависть Фредди Крюгеру, то — высунутой напоказ из немецкого самолета обнаженной и испоражняющейся, извините задницей. Да, кинорежиссер Михалков собирался опустить военную историю с высот поэтического Олимпа и чуть ли не эзопового языка — до суровой жизненной правды, имеющей нечеловечское, звериное лицо. Однако, на деле он не только сознательно опустил эту планку значительно ниже допустимой ватерлинии, но и со смаком обмакнул зрителя в ее обглоданные останки. Ориентируясь на ответ турецким султанам в лицах Стивена Спилберга и извечного конкурента Тарантино, который в далеком 1994 году умыкнул у него из-под носа вожделенную "Золотую Пальму", Михалков нарушает и их заповедные условности. Дело в том, что демонстрируя разлетающиеся в разные стороны головы, руки и ноги, Спилберг в "Райане" ни разу не позволил себе над этим иронизировать, не подвергая сомнению ни чужую честь, совесть, ни право на отвагу с Настоящим Подвигом. В отличие от того же Тарантино, для которого запретных тем не существует: может и Гитлера поджарить, и с пленных немцев скальпы снимать, но при этом оставаясь только в пределах заповедного кинематографического пространства: иронизируя над фильмами, целыми жанрами, но никак не над живыми людьми. Кинорежиссер Михалков же лишает своих персонажей массовки (язык не поднимается назвать их героями) права, как на первое, так и второе.




Возводя хаотичность войны в ранг Полного Абсолюта, кинорежиссер Михалков выбивает из сценарной составляющей, сдерживающие ее подпорки, после чего вся картина рассыпается на глазах, подобно огромной Потемкинской деревне. Здесь правит бал не логика и даже не здравый смысл, а художественный принцип русской народной сказки "По щучьему велению, по моему хотению", в котором все события и персонажи демонстративно застыли перед самим Создателем в глубочайшем пардоне. А если учесть общую кровавую направленность действия, то кордебалет выливается в натуральную "Пляску святого Витта", с участием парусных танков, застрявших в люке авиабомб и одной, почти говорящей и очень православной подводной мины. Однако, войдя в раж, увлекшись всеми этими бесконечными наведением божьих кар и чудотворных спасений вперемешку с чистой физиологией, кинорежиссер Бесогон забыл об одной крошечной детали, а именно : кому все "Предстояние" может показаться хоть мало мальски интересным. Старикам — ветеранам? Ни в коем случае, поберегите их душевное и психическое здоровье! Молодежи? Ее скорее всего оттолкнет кривизна местных компьютерных эффектов, незрелищность битв и малое количество женских грудей и голых задниц. Вот и получается, что михалковская нетленка уже изначально лишена кассового потенциала в своих родных пенатах, остается лишь считать дни до выхода в американский прокат. Может быть, учитывая их страсть к образам Сталина, лично стачивающего своим жертвам зубы окровавленным напильником, там фильм Михалкова наконец-то примут за своего? В любом случае, Великий слоган фильма обернулся величайшей ложью: хотели снять Великое Кино о Великой Войне, а на деле получили заурядный фарс.


Уже утром 10 мая, нашим прославленным старикам-ветеранам можно вешать мундиры в пыльные шкафы и запирать по сундукам заслуженные боевые награды — больше в этом году, они им не понадобятся. Однако, в юбилей 65 летия могут происходить не самые приятные рецидивы: уже в сентябре этого года зрителя ожидает финальная третья часть михалковского эпоса, под названием "Цитадель". Подарок к юбилею, как и было обещано получился самым размашистым и самым затратным: сотни ведущих российских актеров, тысячи статистов и каскадеров, массовые сцены, снятые при непосредственном участии Министерства Обороны РФ и затраченные на производство, рекордные для нашего кино 55 миллионов долларов. Вы никогда не задумывались, сколько простых подарков можно накупить на эти деньги или просто раздать тем, для кого этот праздник — отнюдь не пустой звук, и кто и по сей день отчаянно нуждается в посторонней помощи? А может быть, самым лучшим подарком для ветеранов было бы осознание того, что о них не вспоминают раз в год, как о части большого Государственного Ритуала, а просто не забывают об их существовании и в остальные 364 дня, не отмеченных на календаре большими и красивыми юбилейными датами? Но увы, такое случается только в сказках.


Статья написана 21 апреля 2010 г. 18:53

Над грязным от крови песком золотисто-желтой пустыни, высоко в небе парят два могучих крыла. Там внизу, под пристальным взором пары хищных глаз, высматривающих очередную добычу предстает до повседневности обычный пейзаж с участием горы свежих трупов, большой кучи денег и целого чемодана с героином. Не трагедия, не комедия, а просто чертовски заурядная история о бывшем ветеране Вьетнама, которого полностью сожрала изнутри собственная жадность, престарелом шерифе, грезящем о старых добрых временах и благородных ковбоях и Слепом Фатуме на бледном автомобиле, за багажником которого остаются лишь стройные ряды очередных свежих трупов. Наблюдая за этой вакханалией смерти, перетекающей в жизнь, стервятник замедляет свой полет и берет курс прямиком к пропитанной кровью земле. Птичья интуиция его не обманет: сегодня вечером он не останется голодным...

Читательская примета гласит: за какой бы сюжет не взялось неутомимое писательское перо 77-летнего американца Кормака Маккарти, из него все равно получится очередной вестерн с мужественными ковбоями, парой лихих скакунов и стреляющим в последнем акте, точно по Чехову шестизарядным кольтом. Увы, времена проносятся мимо окна его уютной писательской мастерской гораздо быстрее самого бешеного мустанга, которого уже не догнать, не вернуть назад. Резвых коней давно вытеснили обветшалые четырехколесные колымаги, вместо шестизарядных кольтов в ходу автоматы, а главную ковбойскую мечту — "Золото Маккены" подменяет партия героина, которую нужно выгодно продать для того, что бы счастливо прожить оставшуюся жизнь со своей верной скво. Именно об этой подмене одних понятий на другие, произошедшей в результате смены эпох, Маккарти и написал свой роман "Старикам тут не место", принесший ему всемирную известность и популярность.

Время действия — 1980 год, место действия — западный Техас. В центре — треугольник из трех типажей классического американского вестерна, видоизмененных пером Маккарти до полной неузнаваемости. Бывший ветеран Вьетнама Мосс — почти хрестоматийный ковбой, достойный романов Луи Ламура, образ первопроходца, мечтающего о собственном воплощении в жизнь "Великой Американской мечты". Но вместо поисков Эльдорадо и спрятанных индейских кладов, все что может ему предложить Злодейка-Судьба — это кучу кровавых денег, оставшихся после смертельной разборки между наркоторговцами. А что Вы еще хотели?- Какие времена — такие и ковбои.

Шаг в шаг, тень в тень, с неотвратимостью статуи Командора за героем следует типаж классического для вестернов безжалостного бандита, современными реалиями преобразованный в образ Антона Чигура. Его взгляд постоянно остается безучастным, а грань выбора между убить/оставить в живых столь же тонка и безразлична ему, как и ребро обычной медной монеты. Четвертый Всадник Апокалипсиса на бледном коне, олицетворяющий в себе самое пугающее для Маккарти сочетание Смерти — слепой, безжалостной и совершенно безразличной к любым плодам своей деятельности и полного, абсолютного Хаоса, не подчиняющегося никакой логике и Системе. Несомненно, Чигур — это олицетворение всех личных страхов писателя, гиперболизация всех отталкивающих элементов, которые по его мнению с успехом разрушают все современное общество, одновременно являясь его неотъемлемой частью.

Ну и наконец, архетип "мужественной руки закона", воплощенный писателем в сухих старческих пальцах престарелого шерифа Тома Белла. Когда руки утрачивают былую силу, а глаза-прежнюю зоркость, когда мир вокруг стремительно меняется, не спросив у тебя разрешения, в жизни не остается ничего, кроме полного погружения в собственную ностальгию, где все вокруг молоды, ловки и полны жизненных сил. Уставшими глазами шерифа Белла, со страниц книги взирает на читателя и сам Кормак Маккарти, решительно не понимающий, когда и каким образом окружающая действительность успела так разительно измениться, отринуть все былые нормы и моральные принципы и превратиться в огромную змею, которая зубами многочисленных Чигуров отчаянно пытается откусить, сперва — собственный хвост, а затем, добраться и до самой головы.

Попробуем помочь прославленному американскому автору и совместно ответить на все поставленные им вопросы. Скажите, Вы не припомните, в какой именно момент, деньги вдруг успели превратиться в единственное мерило счастья, благополучия, гармонии с окружающим миром, что для человека вдруг перестало играть роль их грязное и кровавое происхождение? Или когда и каким образом, современное общество вдруг успело породить на свет такое количество не признающих ни законов, ни моральных норм антонов чигуров, что и бороться с ними нынче бесполезно — ведь, на месте каждого предыдущего тотчас появляется с десяток последователей? И наконец, когда жизнь из главной ценности вдруг превратилась в некое мерило: горстку купюр, щепотку белого порошка, одну из граней обыкновенной медной монеты?

Пытаясь вспомнить эти моменты, мы напрягаем память вслед за Томом Беллом и самим Кормаком Маккарти ...... и не находим ответа. Современное общество с его стремительно прогрессирующим развитием уже напоминает даже не резвого мустанга, а скоростной курьерский поезд, который рвется вперед, в неизведанные дали. Те, кто не выдерживает сверхбыстрого темпа, сходят на ближайших полустанках, и назад за ними уже никто не вернется. Здесь "не место" не только для стариков, но и для дружбы, чести, совести, отваги, самопожертвования и других диковинных вещиц, о которых сейчас можно прочитать разве что в самых древних фолиантах. "Тут не место" не только старикам, но и людям, которые иногда задают самим себе все вышеозначенные вопросы и вслед за Маккарти, так же не находят на них ответа. И тем не менее, нам придется здесь жить.


Статья написана 14 февраля 2010 г. 01:33

Черная молния (2009)

страна Россия, жанр "как продюсер Бекмамбетов играл в американский кинокомикс"
продолжительность — 109 минут
слоган: «Ты должен подняться»


режиссеры Александр Войтинский, Дмитрий Киселев,
сценарий Дмитрий Алейников, Александр Талап, Стэн Ли
оператор Сергей Трофимов
композитор Юрий Потеенко
продюсер Тимур Бекмамбетов

в ролях: Григорий Добрыгин (Дима Майков), Иван Жидков (Макс), Виктор Вержбицкий (Купцов), Сергей Гармаш (отец Димы), Валерий Золотухин (Перепелкин), Екатерина Вилкова (Настя), Михаил Ефремов (алкоголик №1), Екатерина Васильева, Юозас Будрайтис.



Что такое Новый год по-русски? Сразу начинаем мыслить обветшалыми штампами, как то селедка по шубой, тазик с салатом оливье, песенка про пять минут, страдания Жени Лукашина по поводу того, что у него "нету тети", обращение Президента, поздравления от Максима Галкина (в произвольном порядке), очередные адские "Вечные песни о старом", звон хрустальных бокалов, искрометное "мне больше не наливать!", которое всей честной компанией будет воспринято за самую смешную новогоднюю шутку, звон курантов как последний ориентир для осознания своих воспоминаний. Но проходит новогодняя ночь, остаются позади фейерверки, хороводы вокруг елки и отдающий на следующее утро чугунной пушкой в несчастной голове конкурс : "Кто кого перепьет", победителей которого уже некому было устанавливать. Впереди — целая декада новогодних выходных, душа готова лезть на стенку в поисках праздничного веселья, но в холодильнике — шаром покати, а по телевизору — только вечный Задорнов и очередные песни о Г. И вот тут приходит пора очередной традиции празднования Нового Года по-русски — на автопилоте доползти до ближайшего кинотеатра, бухнуться в кресло и поднять в себе, упавшее было с вечера новогоднее настроение, просмотром очередного "дозорного" фильма.

Нет, не подумайте, что все "дозорные" фильмы обязательно привязаны к одноименной литературной серии российского фантаста Сергея Лукьяненко, скорее это общее понятия для обозначения отечественных кинолент, снятых для празднично настроенной публики (читай: для пьяных глаз) и выходящих под строгим дозором ведущих отечественных телеканалов. Очередной "дозорный" фильм просто не может выползти в народ медленной каракатицей, подобными фильмами всегда выстреливают из самых мощных пиарных телепушек, с каждым новым залпом засыпая толком неоклемавшегося от бурного празднования зрителя, все новыми и новыми эпитетами "событие в жанре", "переворот в киноиндустрии", на худой конец — "шедевр мирового кинематографа". В новогодние праздники дозорные фильмы должны быть повсюду: на плакатах, афишах, в рекламных роликах, псевдосерьезных аналитических программах и даже вечерних новостях. Встанешь бывало ночью водички попить, открываешь холодильник, а оттуда уже строгий голос вопрошает: "А ты уже посмотрел очередной Дозор/Иронию судьбы 2/Обитаемый остров/Стиляг? А почему? Не гоже заставлять целую страну ждать!"

Исходя из вышеизложенного, самое главное при создании очередного "дозорного проекта" — это отнюдь не сценарий (много в нем будешь ковыряться с вот тако-о-о-й головой!), не режиссура (сгодится любой клипмейкер или режиссер роликов про срочный приезд тети Аси — для пьяных глаз и пары десятков килограммов праздничного настроения прокатит все, что угодно) и даже не игра популярных лицедеев (если нет ни Хабенского, ни Безрукова, ни Куценко — раскрутим новых, делов то!), а именно правильный выбор большой телевизионной кнопки, на которой выход данного фильма приравняют к очередному всероссийскому празднику. Да, да, да, именно правильный выбор циферки на телевизионном пульте определяет ту шаткую грань, за которой создатели абсолютно идентичных по своему (недо)художественному (недо)уровню проектов отправляются либо в Голливуд на правах "самых кассовых пророков Родного Отечества", либо — начинают, что-то бубнить про виноватую в кассовых неурядицах погоду. В условиях полного сферического вакуума, в котором уже больше 10 лет, как существует российский кинематограф, вешать "дорогим телезрителям" на уши очередную "Макфу" оказывается гораздо менее затратным и легким занятием, чем непосредственное производство фильмов на уровне тех самых завышенных и откровенно лживых обещаний. Схватить за горло, впихнуть силой, устроив вокруг несчастного зрителя круглосуточный эффект "эха", продублированного в системе "сурраунд" из уст всех телеведущих, кинорежиссеров, актеров, певцов, бизнесменов, строителей, слесарей-наладчиков — и в итоге, свершается ожидаемая и планомерная утрамбовка личных вкусовых пристрастий индивидуума в грязно серый асфальт всеобщего конформизма перед "мнением абсолютного большинства". Главное — притупить бдительность, убедить что "ниче-сойдет" и морально подготовить к следующему голосованию рублем, уже с прицелом на следующий год. А большего от Вас и не требуется, только знай раскрывай свой пухлый кошель, да почаще.




Переворачиваются последние листики изрядно похудевшего за год календаря, аккуратно протирается приукрашенное серебристым декабрьским инеем окно. Ну где там наш очередной "Дозорный"? Выходи, заждались. Громкие праздничные тамтамы, гулкие торжественные фанфары, шипящее коллекционное шампанское и восторженные рецензии от людей, гордо именующий себя профессиональными критиками — все куплено заранее и ждет твоего триумфального появления. И вот, под оглушительные аккорды и заглушающие их, еще более громогласные бравады, из самого темного угла на свет появляется ОН — "Дозорный" 2009/2010 прошедщего/наступившего..... Но почему он так сильно хромает, приволакивая сразу обе ноги и что бы не упасть хватается за все, что попадется под руку: машины, деревья, фонарные столбы......" Таковой и должна быть гордая поступь технического прогресса в кино" — заботливо подсказывает на ушко пресс-служба Первого канала. Тем временем, у "победителя" под рукой заканчиваются подручные средства для помощи в передвижении, но он не отчаявшись, падает на землю и продолжает по-пластунски отчаянно ползти к своему зрителю. "Заметили? Вы заметили? — игриво подталкивает в бок неугомонная пресс-служба Первого — "Вот она — походка настоящего победителя"! Герой мучительно доползает до дверей кинотеатра, где его тотчас заботливо пересаживают в инвалидное кресло ("Последний писк моды! Новейшая модель!" — продолжают вторить неугомонные пиарщики), и в этот момент становится заметной полнейшая непропорциональность его фигуры: длинные рахитичные ноги, костлявое немощное тело...... — "Богаты-ы-ы-рь" — завистливо шипит в ухо очередной пиарщик — "Красавец-мужчина, мечта всех девушек планеты и прирожденный чемпион! Вы пока идите, оплачивайте в кассе за билет, а мы его поробуем протоащить в зрительный зал". Там-та -дам, бум-бум-бум, и бдыщь! — встречайте нашего кассового чемпиона, очередной лучший российский фильм, инновационный продюсерский проект САМОГО Тимура Бекмамбетова (кто не знает, кто этот достопочтенный муж, пусть продолжает спать дальше) — "Черную молнию"!


Огромная надпись на рекламном постере, сулящая зрителю сомнительное удовольствие от создателей "Дозоров" и безвкусного перефраза "Иронии судьбы" не обманет Вас, этот почерк сложно с кем-либо перепутать. Уже вступительные кадры сего действа сулят полную бекмамбетовщину : простой российский миллионер с прелестной фамилией Купцов (в девичестве — Завулон, благо играет его все тот же неугомонный Виктор Вержбицкий) начинает разработку алмазного месторождения прямо под российской столицей. На испуганные крики ученых: "Что же Вы делаете, барин, ведь после этого, нашей родимой Первопрестольной наступит хана!", реагирует, как и подобает истинному Фантомасу лишь бульдожьим рыком: "Мне нужны эти алмазы!", то есть на какие-то сверкучки, хоть и дорогие готов променять существование всего Кремля, Мавзолея и Рублевского шоссе в придачу! Однако, Юрий Михайлович снимите кепку и вытрите испарину со лба: пока суперзлодей не обзавелся таинственным нанокатализатором, разработанным в строжайшей секретности еще советскими учеными, Златоглавая устоит и даже выдержит еще с десяток творений господина Церетелли. На наше огромное народное счастье, секрет нанотоплива раскрыть не проще, чем увидеть небо в вожделенных сверкучках. Как и подобает жанровым законам настоящего марвелловского кинокомикса, местным Полишинелем станет самая невзрачная личность, скромный ботан и неудачник по жизни Питер Паркер Дима Майков. Но будучи залитым в бак обычной на вид черной "Волги", триумф технологий советской оборонной промышленности, позволит молодому человеку расправить его чисто бэтманские крылья. И пусть у него нет модной маски с ушками, зато имеется вполне себе пацанский капюшон (см. скриншот). И вообще хватит уже деревенским пацанам мечтать про всякие разные совсем не патриотические "Бумеры" с "Феррари". В конце концов, "главное што б человек был хороший", а с ним и самая задрипанная "Волга" сможет превратиться в "бэтмобиль". Въехали, пацаны?


Однако, "Черная молния" веселит даже не старательной копиркой изрядно подгнивших американских лекал или полной технической отсталостью, доставшейся ей в наследство от родимых однокоренных "Дозоров". Сирый и убогий уровень хронической клептомании у своих старших собратьев по жанровому цеху: это — у "Бэтмана", это — из "Железного человека", это — стибрим от "Человека-Паука", авось он со своим тяжелым и неповоротливым, 250 миллионным бюджетом, нескоро хватится пропажи — вновь на кривой дорожке встречается с технологической отсталостью, передающей пламенный привет голливудским малобюджеткам 80-х и продолжающей пребывать на самом острии кинематографического прогресса лишь в самых фантастических мечтаниях пиащиков с Сами-Знаете-Какого-Канала. Но мы люди привычные, нам не впервой: в конце концов, пережили и Дозоры, и Параграфы, и Обитаемые Острова, и Волкодава — фильмы, после просмотра которых уже определенно трудно чем-либо испугать. Но в этот раз, сферический вакуум, столь упорно и старательно создававшийся вокруг нашего разнесчастного кинематографа, полностью сосредоточенного на очередной "войне телеканалов", внезапно дал трещину, и принцип советского общепита "либо — подгорелые макароны с заплесневевшим сыром, либо — пустой урчащий живот, ишь, разборчивые выискались. Зин, ты только погляди!" определенно не сработал. И докатившись до ближайшего кинотеатра исключительно на плечах своих пиарщиков, новый "Дозорный" в изумлении увидел, что в битве за новогодний кинокошелек у него имеются сильные конкуренты. Подтянутые, выращенные на самых дорогих голливудских стероидах, играющие на потеху публике литыми мускулами последних технических достижений — нашему "дозорному" приятелю против них не суждено выдержать не то, что одного раунда, даже случайного чиха, раздавшегося в его сторону.

Ведь, в профессиональном смысле "Черная молния" — это очередная дуля в кармане, каша из топора, являющая собой помесь затянувшегося почти на два часа рекламного ролика (сильно подозреваю, что если выписать столбиком список всех рекламодателей, засветившихся в фильме, то он выйдет длиннее самого сценария) с такой же растянутой вширь, вкривь и вкось серией незабвенного детского юмористического тележурнала "Ералаш". От первого — водка "Русский стандарт", которую здесь не пьют разве что маленькие дети, причем — с обязательным жадным тыканием заветной наклейкой в камеру, с периодичностью в каждые 15 минут. От второго — занудная и покрытая веселой плесенью мораль о том, что быть хорошим — хорошо, а плохим — плохо. Словно переписывая на новорусский лад, старое стихотворение Маяковского, создатели пытаются на полном серьезе поучать примером патриотического, но высокодуховного бессеребреничества, что в общем контексте фильма может вызвать только приступы неконтролируемого веселья. Простите, Вы это серьезно? Или это Вас просто по расписанию переклинило на очередной рекламный блок: на этот раз — молодежного движения "Единой России"? Заунывные проповеди о том, что "не в деньгах счастье" — под веселый аккомпанемент совершенно невменяемого продукт-плейсмента, не менее забавные заигрывания с патриотическим воспитанием — в обертке от, по духу совершенно амерекано-голливудского проекта, будто бы создатели истово полагают, что для этого достаточнопросто заменив латиницу на кириллицу, а Статую Свободы — на Кремлевскую Башню! Гы-гы-гы, как говаривал на подобные замечания старина Бивес (или Батхед, кто же их разберет), похоже главная шутка создателей, все-таки нашла своего благодарного зрителя.



Ко всему остальному, что присутствует на экране можете смело прикладывать унылый "дозорный" трафарет, и он ни разу не подведет. Опять — знакомые все лица в подозрительно узнаваемых ролях. Вержбицкий злобно косится Завулоном, Гармаш — опять наставляет как жить-не-тужить очередного непутевого сына, Золотухин разнообразия ради, в этот раз решил переодеться не Вампиром, а Гениальным Изобретателем — впрочем, от этой перемены мест слагаемых, сумма его типичных интонаций и выражений лица не изменилась ни на один знак после запятой. Михаил Ефремов появляется в уже привычной для него эпизодической роли запойного пьяницы (его роль так в сценарии и называется "Алкоголик №1") — очевидно, с горя от того, что его персонажу, чуть ли не единственному за весь фильм не хватило рекламной бутылочки от компании "Русский стандарт". Впрочем, никакой игры от них и не требуется: главное, что бы вскидывая заспанные глаза к экрану, зритель всегда мог разобрать на экране всенародно любимые лица. Новый Год, все-таки.

Забегая немного вперед, обрадую приятной новостью: самые могучие и талантливые отечественные пиарщики, в очередной раз не дали рухнуть безногому колоссу собственного изготовления, вовремя подставив ему свои крепкие плечи. В бой была вызвана поддержка тяжелой артиллерии, включая всенародно любимых артистов, кинорежиссеров, критиков, которые без устали разрывали на половые тряпки фильмы-конкуренты и бросались грудью на пулеметные амбразуры, доказывая превосходство простого, но зато очень душевного "Русского Стандарта" , ой, извините фильма над его более технически совершенными, но совершенно пустыми коллегами. Когда же поле битвы за Кассу было таким образом очищено, над ним на бреющем полете пронесся сам Тяжелый Бомбардировщик из Союза Кинематографистов, безжалостно и прямолинейно сравнявший конкурентов с пролитыми собственными слюнями и жгучим напалмом. В ответ на отчаянные призывы Главного Российского Киносветоча : "Больше снимать таких фильмов, как Черная молния!", пиар-служба Первого Канала отреагировала оперативно, как ей и полагалось: тут же разместив на своем сайте информацию о создании второй, а заодно и третьей части вожделенной нетленки. Будем надеяться, что Вам этого хватит, уважаемый Никита Сергеевич!

А вот не хватит ли нам — киноманам, мечтающим о возрождении Птицы Феникса российского кинематографа, российскому кинозрителю в самом широком смысле этого слова? Ведь, когда начиналась вся эта "дозорная" волокита создания низкопробных блокбастеров российского пошиба, поначалу приходилось к ней относится как к развивающей игре для совсем маленьких детей. Ведь никто из нас, когда учился ходить не начинал сразу с пробегания стометровок; любому движению вперед всегда должны предшествовать первые неуверенные шаги. И когда в самом начале шагнул вперед "Ночной Дозор", все эти сильные эмоции, переполняющие людей еще можно было как-то понять и объяснить: ребенок стоял, стоял, и вдруг сделал первый шаг! Однако, со временем ни второго, ни третьего уже не последовало: и Дневной Дозор, и прочие, не раз упомянутые в данной статье Обитаемые параграфы — это скорее просто повторение того же пройденного шага, без малейшей попытки выйти за единожды установленные им границы. Иными словами, вместо новых шагов, дитя просто продолжает прыгать на одной ножке, угрожая пробить в паркете нешуточную дыру. А мы, что же мы? Смотрим, аплодируем,скандируем, поощряем рублем то, за что по иной логике можно было бы и дать хороший подзатыльник. Потому что, умные головы смекнули, дескать развитие, движение всегда сопряжены с новыми опасностями, большими тратами и нешуточными финансовыми рисками. Может, проще и дальше продолжать скакать на одной ножке, благо зритель уже свесил голову с очередной Новогодней ночи и воспринимает происходящее на экране в полглаза и треть уха. Прокатит снова, как Вы думаете? Да Вы можете и не торопиться с размышлениями, знайте: на формирование личного ответа, у Вас есть практически целый календарный год. Ведь как говаривал по схожему поводу сам мсье Ларошфуко: "Постоянство не заслуживает ни похвал, ни порицаний, ибо в нем проявляется устойчивость вкусов и чувств, не зависящая от нашей воли." (с). И дружным эхом вторили ему голоса из совсем уж древней эпохи: "Sapienti sat, Sapienti sat, Sapienti sat .....";-)


Статья написана 20 января 2010 г. 22:41


Нефть (2007, There Will Be Blood)

страна: США, жанр — драма, продолжительность: 158 минут
слоган: "Будет жадность. Будет и Возмездие..."


режиссер Пол Томас Андерсон
сценарий Пол Томас Андерсон (по роману Эптона Синклера "Нефть")
оператор Роберт Элсвит
композитор Джонни Гринвуд
продюсеры Пол Томас Андерсон, Скотт Рудин

в ролях: Дэниэл Дэй-Льюис (Дэниел Плейнвью), Пол Дано (Илай Сандэй), Киаран Хайндс (Флетчер Хэмилтон), Кевин Дж. О,Коннор (Генри Брандс)

Кинонаграды:

Берлинский международный фестиваль — 2008
— "Серебряный Медведь" за лучшую режиссерскую работу (Пол Томас Андерсон)
специальное упоминание жюри, лучшая музыка к кинофильму (Джонни Гринвуд)

Золотой Глобус-2008
— премия за лучшую мужскую роль первого плана (Дэниел Дэй-Льюис)

Американская Киноакадемия:
— "Оскар" за лучшую мужскую роль первого плана (Дэниел Дэй-Льюис)
— "Оскар" за лучшую операторскую работу (Роберт Элсвит)



Где-то в заповедных глубинах земли бьется маслянистая артерия, качающая черную кровь к самому сердцу человеческой цивилизации. Каждый толчок ее пульса отзывается шумом работы автомобильных моторов и самолетных двигателей, каждый новый баррель, выталкиваемый наружу из этой огромной кровоточащей раны чудесно совпадает с очередным вздохом современной человеческой повседневности. Как другие человеческие цивилизации, с жадностью впитывали в себя фонтанирующую из разрезов, горячую и липкую кровь своих более отсталых соседей, общество всемирной технократии расправляло свои могучие стальные крылья, высасывая из почвы каждую ее каплю, вбирая в себя каждый ручеек, сулящий своей вязкостью очередной научно-технический скачок....
Нефть.

Забавное совпадение: оригинальный роман Эптона Синклера под названием "Нефть" увидел свет еще в далеком 1927 году, а его экранизация, фильм There Will Be Blood прошел по экранам только в 2007, как раз в канун его 80-летнего юбилея. Впрочем, когда же еще снимать подобные фильмы — о черной маслянистой жидкости, стоящей огромных денег и сопутствующей им жадности, которая досуха высасывает человеческую душу, как не в разгар всемирного топливного кризиса? Именно когда цены на бензозаправке кусаются злее, чем стая самых голодных акул, а единственный и неповторимый пепелац стоит в сторонке, помирая от сухости в собственном бензобаке, приходит понимание старых, но подзабытых истин, о том, что не все то золото, что течет из скважины и о взаимосвязи некоторых ценных жидкостей в природе: для того, что бы добыть из глубоких недр одну, нужно обязательно пролить из человеческого тела другую.

В самом начале прошлого века Дэниел Плейнвью ( Дэниел Дэй-Льюис) стирал в кровь о песок собственные пальцы и грыз зубами камни внутри своей самодельной шахты, надеясь найти золото и осуществить пресловутую "Американскую мечту". Но вместо самородков нашел на самом дне почвенного разреза тоненький маслянистый ручеек, моментально сколотивший ему целое состояние. Чуть более 10 лет спустя, Плейнвью превратившийся в профессионального нефтяника, со сноровкой голодного волка рыщет по среднему Западу в поисках новых участков, которые можно заполонить собственными нефтяными вышками. В ход идут любые средства: лесть, ложь, откровенный подлог. Словно ловкий аферист, Плейнвью умеет забираться в самые сокровенные глубины нужных ему людей, хитря и изворачиваясь, что бы достать своими жадными пальцами до самой души. И казалось бы сама"Американская мечта" уже давно плачет заарканенной птицей внутри его золотой клетки, но погоня за вышками, превратившаяся в идею фикс, по-прежнему продолжается. И пусть рабочие дохнут как мухи, а единственное близкое существо навсегда лишается слуха из-за взрыва на буровой, плевать, что вокруг ни единой души, которой можно было бы доверять — ни друзей, ни любви, главное — что бы она родимая, маслянистая и непостижимая продолжала бить из земли напрямую в его собственные стальные трубы, заменив для Дэниела Плейнвью одновременно лучшего друга и став единственной любовью, главным наваждением всей его жизни......
Нефть.



Вопреки тревожным прогнозам, что зрителя ждет история очередного дикенсовского "Скруджа", только на этот раз, разжиревшего на черном золоте, создатель "Ночей в стиле Буги" и "Магнолии", американский кинорежиссер Пол Томас Андерсон пошел совсем иным путем. В его последнем фильме нет место для игрушечной морали и извечного тандема голливудских прописных истин в разрезе от "Деньги — это зло" до "Богатые тоже плачут". Скорее "Нефть" более похожа на старательную экранизацию "Капитала" Маркса, идеальное экранное воплощение некогда придуманной немецким экономистом формулы финансового успеха, что "нет такой подлости, какую бы не совершил капиталист ради 300% чистой прибыли".

Именно, когда операторский ракурс переходит с крупного плана самого Плейнвью на других участников этого черно-красного шоу, внутри фильма, что-то щелкает, и история типичного уэллсовского "Гражданина Кейна", который так старательно отпихивал от себя других людей, что на исходе жизни остался совсем один, тотчас убирается на второй план. Ведь все его параноидальные опасения за судьбу собственного капитала оказываются абсолютно оправданными: пророк-исцелитель (Пол Дано), на проверку оказывается шарлатаном, вдруг отыскавшийся сводный брат (Кевин Дж, О, Коннор) — самозванцем, и всем им нужен не сам Плейнвью, а лишь та самая ненаглядная "его прелесть", получить которую нужно во что бы то ни стало: не мытьем, так катанием. На фоне подобных падальщиков, сам герой похож на хищника, который яростно защищает не до конца освежеванную им, но зато убитую на честной охоте тушу, ради которой он готов разорвать любого, кто приблизится к ней на опасную дистанцию. И собственно говоря, согласно любому своду законов о частном предпринимательстве, имеет на это полное право. Что Вы там, в свое время писали про "волчьи законы капитализма", герр Маркс?

Ответ на вопрос, почему же жидкость, давшая название, как роману-первоисточнику, так и русскоязычной прокатной версии фильма, притягивает к себе столько чужих низменных инстинктов, Андерсон оформляет в виде аж двойного смыслового тождества. Сначала нефть безоговорочно приравнивается к настоящему золоту — тому самому, окончательно свело с ума старателей из классического фильма Джона Хьюстона "Сокровища Съерра Мадре". Да, она не сверкает на солнце языческим идолом, но зато в глазах перемазанных в ней по самые уши нефтяников отражается тот же самый безумный и алчущий блеск. Второе тождество сокрыто чуть ли не на уровне подсознательного восприятия, когда в операторских ракурсах, мастерски подобранных Робертом Элсвитом, земля из которой вырывается первый черный фонтан начинает восприниматься как чья-то аорта. А лик измазанного нефтью самого Плейнвью, который взирает на горящую буровую вышку, в отблесках ночного огня приобретает совершенно кумачовый оттенок, будто на лице его совсем не черная маслянистая жижа, а самая, что ни на есть настоящая человеческая.....
Нефть



Расставляя свои жирные знаки равенства между черным и желтым золотом, а так же — между основой человеческой жизни и энергетической основой современной человеческой цивилизации, Андерсон идет немного дальше и проводит аналогичное тождество между капитализмом в его наиболее животном воплощении и деятельностью различных христианских проповедников. Для того, что бы скупить у фермеров по дешевке их земли, Плейнвью сначала проникает в их разум, на короткое время становясь "властителем их дум". Самозванный пастор тоже пытается влиять на чужой разум, но при этом единственной искренней его заботой остается лишь кошелек. Именно здесь и встречаются кремниевая хватка человека, привыкшего всегда забирать лучший из кусков и слабая кисть вечного демагога и болтуна, который только умеет эти куски выклянчивать, вымогать, откровенно паразитируя на других людях. Не добегая до финала этой истории, попробуйте сами угадать, чьи кости треснут первыми, ведь оригинальное название фильма не обманет, и в итоге этого противостояния, между ними действительно прольется...
Нефть.

Но в то же время, картина Андерсона — это эпопея жизни одного человека, фильм одного актера. Если бы этот проект состоялся в 60-70-е годы, то на эту роль несомненно позвали бы самого Джона Хьюстона, постановщика уже упоминавшихся ранее "Сокровищ Съерра Мадре" и исполнителя роли не меньшего кровопийцы, мультимиллионера Ноя Кросса в знаменитом нуаре Романа Поланского "Китайский квартал".. Англичанин Дэй-Льюис блестяще копирует его слегка шамкающую манеру (благополучно убитую российским кинодубляжом), походку, чуть надменный прищур абсолютно циничных глаз. Впоследствии, Андерсон признался, что при написании сценария, он рассчитывал только на Дэниела, и если бы англичанин отказался, этот фильм попросту никогда не сняли. Фанатик своего дела, известный просто маникальным погружением в своих персонажей. Андерсон справедливо рассудил, что если Плейнвью не сможет сыграть Дэй-Льюис, то этого персонажа не сможет сыграть никто. И как водится, не прогадал.

У Дэй-Льюиса целый год ушел на подготовку роли, и еще 158 минут — что бы прожить ее на экране: от мучительной сцены, когда герой со сломанной ногой ползет по пустыне, вплоть до великолепного финала в боулинге, во время которого его герой окончательно утрачивает собственный человеческий облик. Дэй-Льюис на экране подобен роду занятий собственного персонажа: отдельные незаметные толчки эмоций на лице, уже в следующую минуту сменяются яростным всплеском и бурным фонтанированием, когда долгое время подавляемые эмоции вдруг выбиваются наружу в мощном, почти неконтролируемом потоке. Кто бы еще из мировых звезд смог адекватно изобразить такие мощные перепады? Де Ниро? Николсон? Режиссерское чутье не обмануло Андерсона: только Дэй-Льюис. Хороши и остальные актеры, особенно новичок Пол Дана в роли проповедника, но в данном контексте, им уготована лишь функция подыгрывания, подпевания основному вокалисту, чей голос, то поднимается ввысь и бьет оттуда хрипящим брандспойтом, то вновь возвращается вниз, под землю — словно выжидая и собираясь с силами для следующего толчка, напоминая этой изменчивостью ту самую бурлящую, кипящую, но быстро исчезающую, иссякающую.....
Нефть.



Подводя итог, нельзя не отметить, что новая работа Андерсона на фоне его предыдущего творчества, явилась полной неожиданностью. От пропитанных новыми веяниями, калейдоскопических мозаик "Ночей" и "Магнолии", режиссер возвращается к классическим голливудским образцам, при этом умудрившись между их строк втиснуть и собственные "ветхозаветные" скрижали. Наверное можно было бы осовременить роман Синклера, перенести действие в современность и развернуть перед зрителем целую панораму строительства монстрообразной нефтяной корпорации наподобие "Шелла", только зачем? Послание уже завернуто в бутылку и отправлено прямиком с экрана его адресату. А золото — черное оно, белое, желтое или зеленое в крапинку — какое это имеет значение, когда глаза уже заполняются алчным блеском, а сжимающиеся кулаки становятся пурпурными, дыханье — отрывистым, и сердце стучит музыкальным метраномом, так за тактом выстукивая тот же ритм, которым из недр поступает
Нефть

И самое главное, собравшись отнять у Матери-Земли очередное из ее богатств, никогда не следует забывать о цене. И встав во весь рост, напротив яркого золотистого солнца и занеся над ее упругой рыхлой плотью очередную острую кирку, надо быть заранее готовым к резкому удару, после которого прямо в лицо сильным потоком хлынет горячая и вязкая, теплая и маслянистая....Нефть?
Нет, Кровь

Статья написана 14 января 2010 г. 23:35
И для того, что бы окончательно закрыть тему вручения наград "Оскар 2009" (благо, уже на носу "Оскар — 2010", пришла пора поговорить и о главном и лучшем (исключительно по мнению Академиков) фильме прошлого года, которым стал



Миллионер из трушоб (2008, Slumdog Millionaire)

страна Великобритания/Индия, жанр- сказочная мелодрама (с танцами)
продолжительность: 120 минут
слоган: «Что может вернуть любовь?»



режиссер Дэнни Бойл
сценарист Саймон Бофой (по роману Викаса Сварупа "Вопрос-ответ")
оператор Энтони Дод Мэнтл
композитор А.Р. Рахман
продюсеры Кристиан Колсон, Франсуа Ивернель

в ролях: Дев Патель (Джамал), Анил Капур (ведущий), Фрида Пинто (Латика)

Производственный бюджет: 15 000 000 долларов
Мировые кассовые сборы : 377 417 293 долларов



Кинонаграды:

Американская Киноакадемия: 8 премий "Оскар-2009":
— Лучший фильм года
— Лучший режиссер (Дэнни Бойл)
— Лучший адаптированный сценарий (Саймон Бофрой)
-Лучшая работа оператора (Энтони Дод Мэнтл)
— Лучшая музыка (А.Р. Рахман)
-Лучшая песня (Jai Ho" А.Р. Рахман /Gulzar)
-Лучший монтаж (Крис Дикенс)
-Лучший Звук

Помимо этого, фильм -обладатель 88 различных международных кинонаград (в том числе — премий Британской Киноакадемии (БАФТА), "Золотой глобус", призов Торонтского международного кинофестиваля).



Выдержка из "Краткой памятки для новых посвященных в сан членства Американской Киноакадемии:

......" И в довершении, разреши нам напомнить тебе, дорогой неофит, Главные и Священные Правила, согласно которым можно легко выяснить: достоин ли данный кусок кинопленки носить Высокое Звание Лучшего Фильма Года По Версии Американской Киноакадемии. Утвердительная просьба — ознакомиться с ними перед началом голосования, дабы не повторять досадных ошибок твоих предшественников, допустивших такую оплошность на Церемонии 2008 года. Итак, Вот Эти Правила:
А. Главный Фильм Года должен обладать простой и доступной моралью, не вызывающей у зрителя никаких дополнительных вопросов. Допускаются варианты "Невозможная любовь", "Потерянная любовь", "Возвращение любви" (так, что бы подвигнуть зрителя на совершение простых, но социально полезных действий, например позвонить бывшей подружке).
B. Главный Фильм Года должен обладать социальной и политической актуальностью, открывать глаза на язвы современного общества: социальные пороки и кое где еще оставшиеся предрассудки по отношению к т.н. "изгоям общества" (гомосексуалистам, жителям трущоб и афроамериканцам-которые-наделены -такими-же-избирательными-правами-как-и-все-белые-граж дане-Америки). После фильма каждый Зритель должен обязательно для себя вынести, что все люди в мире — братья (кроме сестер).
C. Главный Фильм Года должен повествовать о преодолении трудностей. Ключевое слово в предыдущем предложении — "преодоление", то есть, после того, как все было "плохо-плохо", финал должен быть непременно выдержан в духе "и вдруг стало хорошо-хорошо". Победа человечества над собственными трудностями всегда настраивает на позитивный лад, да и избирателю нужно всегда со счастливой улыбкой глядеть в собственное будущее.
Примечание: Помните, что не во всех из предлагаемых Вашему вниманию фильмов, будут представлены непременные сочетания из элементов A, B и C. В таких случаях, мы оставляем принятие решения исключительно на Ваше усмотрение. Однако, если вдруг в бюллетени попадутся сочетания первого со вторым, второго с третьим, или всего вышеперечисленного разом, можете сразу ставить крестик и помнить, что Американская Киноакадемия гордится Вами. Надеемся, что Вы сумеете толково распорядиться нашими рекомендациями и не позволите осуществиться очередной досадной оплошности, вошедшей в Анналы Академии как "Ошибка 2008 года". Помните: что бы не случилось, "Старикам" тут совсем не место!

С Уважением и любовью,
Всегда Ваша, Американская Киноакадемия



Честно говоря, моей участи не позавидуешь. Как и неофиту из Американской Киноакадемии, изучавшему эту памятку, сверявшему ее со списком номинантов на соискание престижнейшего "Оскара-2009" и так и не решающегося, что ему в сложившихся обстоятельствах ему сделать правильнее: проголосовать за бойловского "Миллионера из трущоб" или за бойловского "Миллионера из трущоб"? Или может быть, все-таки соригинальничать и проголосовать за бойловского "Миллионера из трущоб"? Ведь и "возвращение потерянной любви", и "прижигание социальных язв" и хорошо, что именно в Индии, которая находится даже дальше, чем Аляска, и "преодоление трудностей" с неизменно счастливым финалом — это все о нем, ведь не голосовать же за него, родимого подряд три раза!

Однако, в отличии от страданий этого безымянного неофита, моя дилемма еще более сложна и неприятна, так как связана с ответом на целый ряд неприятных вопросов. К примеру, как можно критиковать фильм очевидной коммерческой направленности, который при бюджете всего в 15 миллионов долларов, смог собрать в мировом прокате целых 377, словно одним соотношением этих цифр говорящий: "Что, съел? Как не крути, а мы своей цели добились и коммерческий план на целый квартал выполнили и перевыполнили, а ты пиши себе, пиши — полезное дело, авось кто-нибудь и прочитает!" Или к примеру, как можно критиковать фильм, на который на данный момент не существует ни одной разгромной профессиональной критической рецензии, а его портфолио буквально разрывается от веса всех полученных престижных наград: Оскаров, Золотых глобусов, премий критиков и даже ту самой, обсмеянной циником Стиллером "премии MTV за лучший поцелуй"! Что, самый умный выискался? А ну, быстро прекратил выпендриваться и встал в строй со всеми вместе, дабы затянуть хвалебную осанну. Три-четыре! Ну и наконец, как можно критиковать фильм, получивший кроме денег и наград такую глубокую бадью из зрительского признания и даже любви, благодаря которой он уже почти год как не вылазит из всевозможных чатов, топов, попов, прихлопов, наконец объединивших под одним знаменем, как суровых поклонников криминального кино, так и сентиментальных поклонниц сахарно-карамельных мелодрам, а уж в лагере фэнов субкультуры индийского кино,и по сей день творится форменная истерика! И в конце то концов, как можно пинать ногами и источать желчь на любимый (если верить обложке отечественного лицензионного ДВД) фильм САМОГО Тимура Бекмамбетова? Тяжела ноша, хоть на Луну вой. Однако, хоть все здешние Платоны, мне и друзья (за исключением, естественно Бетмамбетова), я все же попробую — ведь Истина дороже.



Создателя "Неглубокой могилы" и "На игле" Дэннни Бойла в середине 90-х годов на полном серьезе называли "британским Тарантино", и если первый его фильм было принято сравнивать по накалу страстей в нарочито камерной истории с "Бешеными псами", то второй, за его многообразие и многослойность — аж с самим "Криминальным чтивом". Однако, переехав творить в Голливуд, Бойл тотчас где-то подрастерял свою новомодность, очевидно осознав очевидную истину, что в Голливуде уже есть один Тарантино и второй там банально не нужен. Настала недолгая, но кропотливая пора личного кинематографического самоопределения, на исходе которого британец познакомился с культовым американским писателем и сценаристом Алексом Гарландом. Результатом их встречи стали целых три фильма — "Пляж", "28 дней спустя" и "Пекло", представлявшие собой любопытные и в целом, небезуспеспешные попытки пропихнуть зрителям под видом штампованных голливудских киножанров: мелодрамы, трэша про зомби и псевдонаучной фантастики, осмысленные притчи о прошлой, нынешней и будущей Судьбе всей человеческой цивилизации. Однако, время шло, возраст режиссера перевалил за полтинник, средне сдельные кассовые успехи сменялись полными коммерческими провалами, а Мировое Признание так и не приходило. Чертовски грустно и обидно, любой другой на его месте бы ударился в душевный запой или съемки новой комедии с Адамаом Сэндлером (причем, непонятно что хуже), другие — ушли в монастырь во спасение от терзающей личной меланхолии. А Бойл вот взял и подался в.... Болливуд, очевидно осознав старую тамошнюю истину, что если нельзя заставить своих врагов плакать и кусать от зависти локти, так пусть хоть танцуют до упада.

Бедного парня Джамала из Мумбайи мучают проклятые индийские полицейские: светят лампой в глаза, выпускают в лицо вонючий табачный дым,лупят по щекам — не ровен час дойдут до будничного вырывания ногтей и повседневного стачивания зубов огромным напильником. Их интересует насущный вопрос: "И в кого ты, Джамал, такой умный? Откуда знаешь, какой американский президент изображен на стодолларовой купюре и кто автор "Трех мушкетеров"? А ну признавайся, а то мы тебя сейчас на ленточки для бескозырок разрежем!" Все дело в том, что участвуя в индийском аналоге программы "Кто хочет стать миллионером", Джамал продвинулся гораздо дальше всех профессоров и академиков, остановившись на сумме выигрыша в 10 миллионов рупий. Вот и приходится Джамалу доказывать, что он не аферист и вспоминать тяжелое детство в трущобном квартале, где ответ на каждый из этих вопросов, ему пришлось узнавать на уроках суровой жизни, выполняя ее домашние задания, буквально потом и кровью.

Для фильма, излагающего довольно банальную историю, "Миллионер" обладает весьма причудливой структурой. Монтажные склейки, то бросают зрителя из тепла и уюта телевизионной студии — прямиком в вонь и нищету трущобных кварталов Мумбайи, то макают вниз головой в отхожее ведро грязного полицейского участка, где за любую провинность тотчас подключают к гениталиям электроды или топят в унитазе, несколько раз демонстративно упоминают, в какое место международной комиссии нужно затолкать те самые Права Человека, а в соседних камерах только за то, что они не такие как все томятся безызвестные зрителю местные гомосексуалисты. Подобно его предшественникам на ниве борьбы за награды крупнейших международных фестивалей, бразильцам Фернанду Мейреллешу ("Город Бога") и Жозе Падилья ("Элитный отряд"), Бойл не жалеет ни экранного времени, ни жирных деталей для живописания местной Гомморы, коррумпированного Ада, чьи дороги проходят вдалеке от перекрестков всех цивилизованных и демократических магистралей. Однако, именно здесь и возникают самые первые неприятные ощущения по поводу фильма: если картины бразильских режиссеров, даже несмотря на их фестивальную направленность были наполнены искренней грустью и болью за судьбу собственного народа, то искренность самого Бойла, выступающего в мумбайских трущобах в роли потерявшего карту города интуриста, сразу же вызывает серьезные сомнения.

Кадры из трущоб и сцены с пытками Джамала явно призваны выполнять роль эдакого Страшилы, тыквы со свечкой во рту, оставшейся со времени последнего Хэллоуина, которой так удобно пугать все современное цивилизованное общество. "А вы видели, что творится в индийских трущобах? — Это же просто кошмар!". И после таких картинок, любые самые клошарные помойки великосветской Англии или трущобные районы демократической Америки, коррупированные копы, слышавшие о правах человека, в отличии от их индийских коллег, уже начинают казаться такими милыми и знакомыми, те самые "язвы общества" в его же глазах медленно затягиваются, а на губах начинает играть блаженная улыбка. "Уфф, Слава Богу, что не в Индии живем!" Что там не говори, а Дэнни Бойл снял очень полезное кино.



Прекрасно осознавая, что индийская экзотика — это уже огромный козырь, Бойл беззастенчиво вырывает из "Города Бога" отдельные кадры, манеру и целые стилистические приемы, подхватывая эстафетную палочку в рассказах о трудном "детстве без детства, "где, чем раньше повзрослеешь, тем дольше проживешь". Однако, под оболочкой всех этих очередных социальных прижиганий, застенчиво прячется добрый, типично голливудский (а может и болливудский, кто знает) "Санта Клаус" с огромным мешком вкусных подарков. Прошел одно испытание — получи пони, прошел второе — вот тебе велосипед. Стилистическая зебра у Бойла изламывается между жесткой криминальной драмой и настоящим болливудско-голливудским кино, с посылом в духе фильмов Главного Трэшмейкера Нашего Отечества, Дмитрия Астрахана "Все будет хорошо". Черная полоса — белая полоса: поплакали, посмеялись, снова поплакали, снова посмеялись, а под конец, еще и потанцевали. Вся итоговая мораль, в результате сводится к тому, что "прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете" (впрочем, цветовую характеристику вертолета можно, либо выкинуть вообще, либо оставить для Энга Ли с его "Горбатой горой", это ничего не меняет). Зато — ставьте галочки. И социальщина, и преодоление всех жизненных трудностей, и возвращение потерянной любви, итоговый результат: 3 из 3! К какому окошку подходить за заветным "Оскаром"?

При всем этом, у меня рука не поднимется назвать "Миллионера" плохо сделанным фильмом. Скорее он похож на калейдоскоп из отдельных картинок, превосходно снятых оператором Энтони Додом Мэнтлом (который, кстати говоря стоял за камерой на всех последних фильмах самого Ларса фон Триера) и мастерски перемешанных монтажером Крисом Дикенсом (за что, оба вполне справедливо получили по "Оскару"). Да и самому Бойлу, как и всегда не откажешь в профессионализме: из-за постоянного переключения с одного эффекта на другой, двухчасовой фильм пролетает перед глазами 15 минутным видеоклипом. Однако, именно в этом и сокрыт главный недостаток фильма: порхая как разборчивая бабочка с одного цветка на другой, Миллионер проносится по кадрам биографии героев и экзотических пейзажей Индии со скоростью туристического автобуса, который опаздывает на обед — толком ничего не показавшего и нигде не задержавшегося надолго. В отличии от чужого новаторства и таланта, профессионализм Бойла сровен техничности мастера, исправно строгающего хорошие табуретки. Строгает, потому что умеет, оттого и выбрал себе эту профессию, потом люди сидят на его изделиях и говорят: "спасибо". Однако, в принципе подразумевается, что все представители этой профессии являются, как минимум специалистами в своей области, поэтому награждать "Оскаром" каждую профессиональную работу сродни вручению премии за каждую хорошо сделанную табуретку. Иными словами — никаких премий не напасешься.

Создавая "шапку" для этой статьи, я уже прописал в ней создателей картины: режиссера, сценариста, старательно переписал кассовые сборы и все сработавшие "оскаровские" номинации.... Однако, глаз цеплялся за мелочи, чего-то не хватало, и я только 5 минут понял чего именно: конечно же перечня актеров. Сработало то, что называется "оговорка по Фрейду", высвободившая наружу то, что в сфере подсознательного сублимировалось во время просмотра. Говоря о фильме, вспоминаешь кого угодно: оператора, монтажера, композитора, продюсера, младшего осветителя, но никак не тех самых людей, которые разыгрывали перед зрителем всю эту историю! Сказать, что они бесцветны — просто промолчать, не случайно даже в Киноакадемии, где при номинировании процветает принцип "паровоза": если фильм понравился, то к нему дополнительными вагонами надо прицепить как можно больше номинаций, среди актеров не отметили никого. Да, Бойл опять-таки охотно заимствует из "Города Бога" еще одну фишку — участие непрофессиональных лицедеев для усиления эффекта достоверности происходящего. Но и сами их герои выполнены в исконной традиции индийского кино: честные, добрые, скромные против злых, потных и плохих. В результате, их лица и действия стираются из головы гораздо быстрее эффектных операторских ракурсов и смачных монтажных переходов.



В результате, мы имеем очередную поучительную историю, после просмотра которой единственной светлой мыслью может стать лишь покупка большого и красиво иллюстрированного фотографиями путеводителя по Индии. В остальном — лишь старательный мониторинг представлений о качественном кино для различных кинофестивалей, а заодно — демонстрация поразительного сходства болливудской кинематографической кухни.... с голливудской. В фильме Бойла так смешаны штампы из этих разных, казалось бы кинематографических семейств, что при просмотре отличить одно от другого, совершенно не представляется возможным. Благородные герои и подлые злодеи? — Это из болливудской мелодрамы, а может быть, из очередного голливудского кинокомикса? Сладенький конец о возвращении потерянной любви — так же, что это: типичный финал из страны, где все плохие концовки запрещены на законодательном уровне, а их создателей преследуют терзавшие Джамала полицейские с огромными паяльниками — или завершение типичного американского ромкома? Ну и в довершение всего: песни и пляски — это еще типичный "Танцор Диско" или уже натуральная "Лихорадка субботнего вечера"? Некогда существовавшие различия между Голливудом и Болливудом, ныне сократились до угрожающе интимной дистанции, с разницей всего в одну букву. Практически, как бедный юноша-супергерой- мутант, который случайно встретил давнюю любовь всей своей жизни и смог ее опознать лишь по родимому пятну. И завертелось родимое Колесо Любви, после которой зрителей, как по одну, так и по другую сторону вскоре ожидают вполне осязаемые последствия — из разряда тех, к которым лучше начать готовится заранее.

Один из моих извечно темпераментных критиков однажды заметил, в ответ на мои замечания об изначальной расчетливости бойловского фильма, что на российской премьере в московском Доме Кино, вслед за героями картины, в их зажигательный танец пустился и весь зрительный зал — это ли не самое красноречивое признание Таланта? От себя же добавлю, что зал Дома Кино не остался в гордом одиночестве, и вслед за ним, отплясывать отправился весь Голливуд, вся Европа, все азиатские страны. Извиваясь в зажигательных индийских танцах, от которых они еще вчера брезгливо воротили нос, танцующие случайно пропустили мимо ушей одно любопытное сообщение: пока они скакали и прыгали, воздавая все почести Главному Фильму 2008 года, в Мумбайи тихо и практически без шума, снесли с лица Земли те самые трущобы, в которых проходили съемки фильма. О судьбах жителей никакой информации нет, но разве кто-то верит, что их просто переселили в более комфортабельные дома? Впрочем, даже, если бы люди, двигающиеся в такт и слышали эту новость, то скорее всего не предали бы ей никакого значения. В конце концов, кому и какое до этого дело? Ведь — впереди еще больше танцев. Танцует Москва. Танцует Париж. Танцует Нью-Йорк. Танцуют Все!

Внимание: Мнение автора данной статьи может не совпадать с мнением редакции данной колонки. :-)))




  Подписка

Количество подписчиков: 529

⇑ Наверх