Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 декабря 2009 г. 20:45


Загадочная история Бенджамина Баттона (2008, The Curious Case of Benjamin Button)

страна США, продолжительность: 166 минут
жанр — сахарная мелодрама от режиссера "Бойцовского клуба" (да, такой вот оксюморон),
слоган: «Я родился при странных обстоятельствах»


режиссер Дэвид Финчер
сценарий Эрик Рот , по мотивам рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда)
оператор Клаудио Миранда
композитор Александр Деспла
продюсеры Чен Чаффин, Кэтлин Кеннеди

в ролях: Брэд Питт (Бенджамин Баттон), Кейт Бланшетт (Дэйзи), Джулия Ормонд (Кэролайн)

Кинонаграды:

Американская Киноакадемия: 3 премии "Оскар":
-лучшие визуальные эффекты
-лучшие декорации
— лучший грим





В мировом кинематографе есть режиссеры, чей каждый новый фильм — как подарок, завернутый в яркую оберточную бумагу, который каждый ребенок мечтает обнаружить у себя под елкой на утро после долгой бессонной рождественской ночи. Тянешь за скрепляющие коробку тесемочки, осторожно освобождаешь его от оберточной бумаги и замираешь на пороге многозначительной неизвестности, мучаемый сладостным томлением: "Что же там, что внутри?" Зажмурив глаза, дабы не испортить удовольствия, сперва опускаешь в коробку лишь один пальчик, который судорожно пытается нащупать общий контур, составить реальное или мнимое впечатление о содержимом коробки — ведь, затянувшаяся игра с собственными ожиданиями, иногда оказывается гораздо интереснее самого презента.

Так и открывая коробку с новым фильмом американского режиссера Дэвида Финчера, зритель никогда не мог быть абсолютно уверенным в том, что в итоге всех этих разворачиваний, обнаружится на ее дне. Жанровая фигурка, казавшаяся на ощупь рядовым фантастическим фильмом ужасов, на проверку оказывалась философской экзистенциальной драмой; контур, суливший заурядный триллер о поисках маньяка-убийцы, будучи извлеченным на свет, начинал играть красками мудрого социального обобщения. В случае с Финчером, никогда нельзя быть ни к чему готовым заранее: стоит глазам привыкнуть к новой визуальной оболочке из постоянных экспериментов с летающей камерой и рваным монтажом, как за этой обманчивой пустотой обычного фильма-фантика, словно египетской тайнописью вновь и вновь начинали проступать очередные смысловые послания. Как истинный Санта-Клаус, режиссер ловко манипулировал зрительскими ожиданиями, позволяя каждой из категорий смотрящих найти под елочкой, что-то совершенно эксклюзивное: поклонники необычных визуальных решений пожирали его фильмы глазами, словно удаляя вековой голод. Но одновременно, под одной обложкой ДВД мирно, без поножовщины уживались меж собой вечно конфликтующие любители жанрового коммерческого кино и ценители прожженного арт-хауса, ведь снимая по сути, и для первых, и для вторых с третьими, Финчер замечательно усвоил основной постулат любого хорошего кино: "Кто ищет — тот найдет".

Однако, участь любого человека, умеющего дарить оригинальные подарки — это пустая елка без украшений, которая остается столь же пустой даже в рождественское утро. Удивительно, но являясь, фактически одним из ведущих американских режиссеров, Финчер НИ РАЗУ не удостаивался ни единой номинации на соискание престижных окологолливудских премий: ни Оскара, ни Золотого глобуса. Пока критики объединялись по схожим тональностям и пели ему торжественные хоралы, его фильмы проваливались в прокате: ушел под лед зрительского непонимания колосс по имени "Бойцовский клуб", разрываемый от тоски по собственному зрителю, скончался в гордом одиночестве мудрый "Зодиак". Стоит ли удивляться тому, что в один распрекрасный день Финчеру безумно надоело чувствовать себя неудачником, над которым весело покатываются все голливудские короли кассы, а захотелось наконец поработать "для дома, для семьи": срубить деньжат, а заодно украсить собственную каминную полку парочкой престижных золотых статуэток. Грустная и обыденная история, в которой нет ни грамма той самой загадочности.

Всю прорву отрицательных эмоций от просмотра последней финчеровской ленты можно описать одной единственной фразой из ее собственного синопсиса "Фильм "Загадочная история Бенджамина Баттона"является вольной экранизацией рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Забавный случай с Бенджамином Баттоном". Разницу чувствуете: где целая загадочная история, а где эпизодичный забавный случай, где короткий 15 страничный рассказ- зарисовка, шутка-прибаутка, и где — целая, но не цельная эпическая мелодрама, искусственно растянутая аж до 166 экранных минут только потому, что американским Киноакадемикам, видите ли больше нравятся длинные фильмы!



Все дело в том, что придумывая историю о человеке, который прожил жизнь наоборот, Фицджеральд прекрасно понимал всю мимолетность и скоротечность данного замысла, из которого даже при всем таланте и мастерстве не выжать ничего большего, чем короткая зарисовка из серии "гении шутят". Увы, сценарист Эрик Рот — совсем не Фицджеральд. Натолкнувшись на этот "забавный случай" еще в пору переработки романа Уинстона Грума в будущего "оскароносного" "Форреста Гампа", он не придумал ничего лучше, как растянуть несчастный рассказ на своей сценарной дыбе и вытянуть его жилы до эпических пропорций, с посильным участием урагана Катрина и созданием целого резервуара девичьих слез, при иных условиях способного растворить в себе даже Монблан. Однако, потом для сценария определили самую дальнюю полку в голливудском Хранилище Нереализованных Замыслов, возле которой в разные годы маячили фигуры Спилберга, Рона Ховарда, Роберта Земекиса, но стило только заговорить с ними о его экранной реализации, как признанных голливудских демиургов тут же сдувало со скоростью той же самой Катрины. Оно и не удивительно: кроме единственной задумки о человеке, чья жизнь напоминает испорченные часы, в этом увесистом фолианте не было совершенно нечего: ни интересных событий, ни запоминающихся персонажей — только почти трехчасовая тоска от неизбежности постепенного старения наоборот. А потом до этой полки наконец добрел Дэвид Финчер — и понеслась!

Финчер привнес в проект уже привычно отточенную визуальную составляющую и насадил на плечи Брэда Питта искусственную компьютерную голову, которая позволяла его герою растягиваться в диапазоне: от Джо Блэка до постаревшего Генриха Харрера. Однако, осталось и некое постоянство: если сценарий Рота и в середине 90-х был пуст как барабан, сшитый из единственной идейки, то Финчер просто раскрасил этот инструмент в разные краски, расписав доброй дюжиной разноцветных орнаментов.

Самый главный вопрос, который многие хотели задать Эрику Роту еще в середине 90-Х, это "А с какой целью Баттону нужно стареть наоборот?", иными словами — если этот прием используется в качестве аллегории, то какую смысловую нагрузку он несет? К примеру, В конце 50-х годов немецкий писатель Гюнтер Грасс опубликовал свой культовый роман "Жестяной барабан", в котором мальчик по имени Оскар, окончательно разочаровавшись в мире взрослых, назло им всем прекращает взрослеть — налицо прямые аналогии с фицджеральдовской идейкой об обратном старении, таким образом оба автора просто усиливают на своих страницах временные эффекты.. Однако, у Грасса этот прием оправдан жесткой социально-политической подоплекой происходящего: Оскар замедляет собственное развитие не в какой-то произвольный временной промежуток, а строго с 1927 по 1945 годы (для тех, кто не понял — период существования в Германии гитлеровского национал-социализма), донося тем самым до своего читателя (а с выхода в 1979 году экранизации за авторством Фолькера Шлендорфа — еще и зрителя) очевидные художественные аллегории.

Или взять еще один пример, на этот раз -похождения любимого всеми американцами недотепы Форреста Гампа, ведь даже сам сценарист обоих проектов Эрик Рот не скрывает, что Форрест и Бенджамин — практически, близнецы-братья, находящиеся на службе у собственного мочевого пузыря. В жизни Форреста бьется пульс каждой из больших эпох американской истории 20 века. Простодушный современный Кандид, сам того не замечая создает облик современного ему общества: от походки Элвиса Пресли до Уотергейтского скандала, что и вызывает у зрителя закономерную улыбку.



Увы, но по сравнению и с первым, и со вторым героем, Баттон — это просто чистая доска, на которой забыли написать, что-либо существенное. Всю событийную часть фильма можно выбить в качестве короткой эпитафии"родился — умер", причем между первым и последним пунктом назначения не скрывается совершенно НИЧЕГО: ни интересных событий, ни запоминающихся персонажей — строго по первоначальному варианту сценария Эрика Рота, ага. Герой плавает, разъезжает на мотоцикле, эпизодически воюет, снова плавает, эпизодически любит..... Жизнь взрослого человека, который от рождения до старения должен проходить определенные этапы личностной и социальной эволюции напоминает какую-то однотипную и одномерную массу — ни к чему не стремясь, не переживая ни серьезных трудностей, ни острых моральных дилемм, Бенджамин Баттон просто катится по своей судьбе эдаким однообразно-скучным желе. Позвали плавать — поплавал. Потом позвали воевать — повоевал. Сильные эмоции, становление собственного характера, встречи со знаменитостями — этого всего нет и в помине, вместо этого герой просто ползет из точки "А" до точки "Я" темпом гусеницы, не обращая никакого внимания на окружающую действительность, не принимая никаких попыток ее изменить под себя. И ставший закономерным еще в середине 90-х вопрос: "Ради чего стареет/молодеет Бенджамин Баттон?", уже впору изменить на " А он вообще жил?". Довольно длинный, отведенный ему жизнью отрезок, череда сменяющих друг друга эпох — и как итог всего этого: всего лишь две даты "родился и умер", да пара записей в старческом блокноте. Для биографии одного, отдельно взятого человека звучит как приговор. И для режиссера, который ее в таком виде сотворил на экране — тоже.

Конечно, есть еще lubofff, и пронесенная между годами страсть Брэда Питта и Кейт Бланшетт, но загвоздка в том, что ей совершенно не веришь. Как будто, кто-то надергал страниц из любовных романов разных лет написания,предназначенных впечатлить сразу всех женских особей планеты разом: от младших школьниц до почтенных матрон, а потом просто склеил в случайном порядке. Набор дежурных слащаво-банальных штампов, начиная еще с "Истории Любви" Артура Хиллера — и вплоть до "Титаника" Кэмерона. Главная же загвоздка заключается опять-таки в герое Питта: если всем прочим персонажам любовных романов отводится множество страниц описанию их благородства, мужества и особых душевных качеств, то здесь, несмотря на почти трехчасовой хронометраж только "чистая доска", ноль без палочки, но зато с симпатичной актерской мордашкой. С таким же успехом, героине Бланшетт можно исповедоваться в любви пластмассовому манекену, результат будет тот же.



Досмотрев фильм до конца, с удивлением понимаешь, что лучшим и наиболее бесспорным его моментом, является все-таки вступительная сказка про часовщика, который после гибели на фронтах Первой Мировой собственного сына, с горя сделал часы, которые идут в обратную сторону (довольно прозрачный намек на "Жестяной барабан" Грасса/Шлендорфа — не случайно же, я о них вспомнил несколькими абзацами ранее?).
Отличная визуальная картинка, соседствующая с легким привкусом философской притчи, настраивают на нужный лад, но всего через какие-нибудь 10 минут притча громко хлопает дверью, оставив зрителя в гордом одиночестве с той самой картинкой и последними достижениями голливудских технологий. С ними все обстоит не так однозначно: подвергнутая жесткому компьютерному рендерингу, голова Брэда Питта, местами выглядит неесетественно (особенно, когда эффект уводится в сторону омоложения) и пугает почище обновленного Франкенштейна.

Истратив неизвестно на что более 150 миллионов долларов, Финчер похоже безнадежно увлекся игрой с различными техническими прибамбасами: фильтрами, компьютерным гримом и обработкой изображения, что на все остальное, просто не обращал внимания. В результате, фильм тянется от начала до финала со скоростью застрявшего в пробке троллейбуса и от того кажется практически бесконечным. Правда, в финале, запыхавшись после двух-с-половиной-часового отсутствия, на экран вновь врывается притчевость и красиво заливает водичкой злополучные часы, что бы с печальной патетикой прошептать на ухо зрителю, дескать "ничто не вечно"(с). Потом загорается свет, и первыми из зала уходят удовлетворенные поклонники коммерческого Финчера, поддерживая под руки восторженных фанатов красивых экранных визуализаций. Однако, ценители Финчера-арт-хаусника, тонкого сатирика и даже философа останутся сидеть вплоть до того момента, пока из зала их не начнут прогонять сварливые билетерши. "Ничто не вечно". Как и все? А..... Свет включили, титры пошли, экран потух.... Что, неужели все? Тьфу, ты!
Получается, что засунув руки в коробку с подарком, им удалось вытащить наружу лишь горсть мишуры, ведь по мысли автора именно красивая коробка, обертка и мишура и являлись самым ценным из презентов. А на дне коробки — ничего, лишь 13 номинаций на "Оскар", отлившиеся в золото лишь на различного рода технических инновациях.

Странно, что никто не заметил, но на съемках фильма, Финчер фактически повторил биографию своего героя: как Баттон, отринув законы естественного человеческого времени, путешествовал из старика в розовощекого карапуза, так и сам режиссер, теряя на глазах остатки собственного постановочного опыта, стремительно рванул с высот Зодиака, Семи и Бойцовского клуба в самый низ. Начав свой творческий путь с постановок рекламных роликов и видеоклипов, но потом постепенно прийдя к отрицанию всех принципов профессионального взросления, он вновь возвращается назад, к ним самым, выпустив на экраны почти трехчасовой ролик, рекламирующий последние достижения в области обработки изображения с редкими клиповыми вставками. На вопрос, что для него является более значимым: сборы/премии или кристальная репутация и любовь/уважение со стороны миллионов поклонников, Финчер дал однозначный ответ под названием "Загадочная история Бенджамина Баттона" и сам, не дожидаясь побежал вслед за ним в выбранную сторону.

Беги, Дэвид, Беги! И пусть на дороге, которую ты выбрал сам, тебя уже никто не догонит.

Статья написана 23 декабря 2009 г. 17:51

Часть 2 Dies irae (День гнева)

Пока правительства многих стран упорно связывают собственное экономическое благополучие с нефтедолларами, в Голливуде впору вводить собственную денежную валюту, привязанную к курсу фанатских ожиданий от определенного раскрученного киносериала. Даже если очередная часть навернулась в прокате, даже не окупив собственный бюджет, а злорадные кинокритики не преминули при этом ее жирно обмазать продуктом собственной жизнедеятельности, это не так фатально, пока внутри еще теплятся те самые ожидания со стороны самых преданных фанатов. Они ведь как дети малые: охотно подставляют уши для развешивания на них любой лапши, причем лишь для того, что бы потом самостоятельно же ее обмакнуть в молочные реки, предварительно обваляв в кисельных берегах. Всегда ждут только лучшего, наизусть заучивают слоганы и даты выходы, затирают до дыр все выложенные в интернете трейлеры/тизеры и даже если в результате всей этой суперспецподготовки, фильм не понравится, все равно сходят на него в ближайший кинотеатр три раза, назло продюсерам. Прямо не зрительская аудитория, а чистый "гуляй-поле".

Вот и продолжение столь неудачно взятого старта по киносмешению Хищника с Чужим, по официальной версии снималось именно для них любимых — для фанатов обоих легендарных фантастических сериалов. Озадаченные холодным приемом первенца среди поклонников популярных анти-героев, продюсеры из "Фокс" прилюдно посыпали пеплом свои, и без того седовласые головы и пошли в народ искать заветную правду-матку, чего и где они не докрутили и как это можно исправить грядущим сиквелом. Загадывайте желания, господа фанаты, позвольте многомиллиардной корпорации Руперта Мердока сегодня побыть Вашей персональной золотой рыбкой! Подпустите к микрофону вон того молодого человека в костюме Хищника. Что лично Вам не хватало в фильме Пола Андерсона? Нового рейтинга и крови? Хорошо, записали. А чего именно изволите — расчлененки, разрывание грудных клеток, откусывание голов? Всего и побольше? ОК, поставил галочки. Все будет, даже не беспокойтесь, только не забудьте купить билет. Следующий? Молодой человек с огромным хвостом, переделанным из обычной швабры пожелал, что бы чужих было много, некая тетенька в костюме Элен Рипли захотела посмотреть побольше схваток между Чужими и Хищниками, а один маленький мальчик пожелал на Рождество гигантского разборного робота. Рекомендации первых двух старательно записали, а мальчика отправили к Майклу Бэю, как оказалось, он просто ошибся дверью.

Заручившись фанатской поддержкой и узнав народные чаяния, немедленно засели за сценарий. Хотели мяса, крови и кинорейтинга R? Распишитесь в получении, только не забудьте сначала на пол, постелить газетку. Хотели много много чужих? Населения целого американского городка, надеюсь хватит? Ну и самая главная фишка: еще больше столкновений между Хищником и Чужим. Только один маленький вопросик: у Вас есть прибор ночного видения? Прихватите с собой на просмотр — не пожалеете. Стойте, а куда это Вы собрались? Что значит: не нравится? Все, как заказывали: мясо, драки и всего по максимуму! А того, что все это будет реализовано на высоком профессиональном уровне — с вменяемым сценарием, нормальной постановкой и хорошими актерами, Вам никто не обещал, в фанатских пожеланиях вообще такого пункта не было. Ну и кто виноват?

Вообще, оценка профессиональной реализации "Чужих против Хищника: Реквием" может быть различной и варьироваться от неудачной продюсерской шутки до намеренного саботажа. Вопреки устоявшемуся мнению, слепить нормальный фантастический боевик с бюджетом всего в 40 миллионов долларов вполне реально, такие фильмы как "Крикуны" Кристиана Дюгея или "Черная дыра" Дэвида Туи уже успешно доказали, что иногда умелые руки, растущие из нужного места, стоят дороже всех баснословных бюджетов. Однако, просмотр титров "Реквиема" рождает противоположные ощущения, сразу же хочется задать вопрос: "А кто эти люди?".

Почему постановкой второго кросс-овера должен заниматься не набивший руку режиссер-профессионал, а абсолютно безвестные мастера по спецэффектам, которые до этого с сотнями и тысячами своих коллег всего-лишь рисовали гайки для "Титаника", а потом и для "Посейдона"? Или братьев Штраус принимали на работу за один гонорар на двоих, рассуждая "что одна голова хорошо, а две -лучше"? С таким же успехом, можно было поручить съемки младшему осветителю, причем с аналогично фатальным результатом. Почему у сценариста Шейна Салерно в портфолио значится лишь участие в написании основы к "Армаггедону" (здесь пришло время внимательно посмотреть друг на друга и хором спросить: "А разве у Армаггедона был сценарий"?) — и более ничего? И самый главный вопрос: почему кастинг оставляет такое впечатление, будто его проводили по объявлению в газете с не очень большим тиражом, и потом всех, кто пришел на пробы, сразу же зачислили на главные роли?

Сценарий решили выполнить в виде глубокой проблемной драмы — то есть более 40 минут все герои фильма ходят с лицами, перекошенными от личных проблем, преподносимых ими с пафосом достойным самых глубоких житейских драм. И правильно: кому на фиг сдались эти Ваши Чужие с Хищниками, когда у нас тут мальчик мучается от того, что стесняется пригласить понравившуюся девушку на свидание? Однако, уже на 41 минуте до Штраусов наконец доходит, что деньги им выделялись совсем не на "Санта Барбару"с кусочком "Американского пирога", поэтому все застарелые проблемы, сомнения и причитания жителей городка будут решены в неимоверно быстром темпе, причем такими способами, что создателям картины следовало бы их срочно запатентовать дабы оставить без работы всех психологов- консультантов. Девушка не хочет идти с Вами на свидание? Хрум-Хрум — ничего, найдете другую. Проблемы с браком? Вжик-Вжик , нет брака — нет проблем. Впрочем, вопрос, для чего зрителя нужно было половину фильму грузить этими заботами, которые в итоге свелись к спорам между телятами, уже чьей-то заботливой рукой, поставленными на ленту мясоперерабатывающего конвейера, так и остается открытым.

Поймите правильно: ни Чужие, ни Хищники, ни в 80, ни в 90-Х, никогда не отличались пуританским нравом, и жестокости в них всегда хватало, но от того, что вываливают перед зрителями во второй половине своего фильма братья Щтраус, начинает просто мутить. Совершенно не структурированное и хаотически лишенное любого разнообразия насилие напоминает дешевую пацанскую "распальцовку", которой просто тычут в кадр: "А еще у нас маленького ребенка порвали изнутри! И беременную мамашу разодрали. И плод ее сгрызли. Прикиньте, чуваки? Интересно, а мы попадем в книгу Гиннеса за самый жестокий из фильмов, когда-либо показанный на большом экране?". Нет, братья, разве что за самый безвкусный.

Когда весь экран заполняет кромешная тьма, из которой изредка доносятся какие-то звуки, главное — не нервничать и прекратить отчаянно ковыряться в настройках яркости и контрастности своего монитора, ибо это все равно бесполезно. Хищник с Чужими любят выяснять отношения в кромешной тьме, без единого источника света, что и неудивительно, учитывая их особые зрительные возможности. Однако, у зрителей этого шедевра, отчего то таковых не наблюдается, и вариантов здесь всего 2: либо темной темной ночью выключить свет и попытаться хоть что-нибудь разобрать в неясной схватке кромешно-черных теней, либо бежать в ближайший армейский магазин за прибором ночного видения. То ли это какая-то дико оригинальная режиссерская фишка (наподобие, музыки для глухих), то ли — место оператора занимал человек со зрением, как у Стиви Уондера. Куда в это время смотрел осветитель — тоже интересный вопрос, наверное воодушевленный примером братьев Штраус, тоже отправился снимать свой режиссерский дебют.

Надо ли говорить, что получившийся итог абсолютно кошмарен? Сценарий бы лучше подошел для какого-нибудь псевдофантастического фильма 50-х годов про вторжение на Землю плотоядных кузнечиков или пришельцев в гигантских алюминиевых чайниках и сильно подозреваю, что единожды увидав хоть пару строчек, в него бы без памяти влюбился сам Эд Вуд. Актеры не стесняясь изображают говорящие сардельки, которых сейчас упакуют в удобный целлофан и отвезут прямиком в самый модный ресторан имени Дэна О, Бэннона и Джима Томаса. Постановка улетает в сторону откровенного малобюджетного трэша, где подлинный интерес для создателей похоже представляет чье-то чавкание с последуюшим перевариванием пищи. Большего издевательства над памятью двух культовых фантастических киносериалов и представить невозможно.

Хотя в чем братьям Штраус не откажешь, так это в убийственной самоиронии, проявившейся в говорящем названии: дело в том, что и для Чужих, и для Хищников, данный опус действительно является настоящей погребальной мессой! Аминь!

Эпилог Requiem Aeternam (Вечный покой) ?

Анти-герои дважды повержены жадностью продюсеров и корявыми амбициями, фанаты рыдают, обычные зрители сдувают пыль с коллекционных ДВД с любимыми фильмами и по одному вставляют их в старенький привод. Увы, остается лишь констатировать факт, что шагнув в новое тысячелетие, они были вынуждены повторить печальную судьбу всей современной голливудской кинофантастики: жесткий кризис идей — при огромном желании со стороны жадных личностей, продолжать во что бы то ни стало на них зарабатывать, зарабатывать, зарабатывать....

Увы, их судьба настолько не оригинальна, что неподалеку от Голливуда уже впору открывать целое кладбище Загубленных Фантастических Легенд, где уже давно пылятся останки металлического каркаса Терминатора, обломки лазерного меча Анакина Скайуокера и части фюзеляжа древнего звездолета "Энтерпрайз", а на желтом песке отливают солнцем линзы из очков Ричарда Риддика. Это их последнее пристанище, конечный пункт назначения. Впрочем, если не произойдет чуда, и голливудская фантастика не перестанет и дальше сниматься с одной алчностью вместо идей и откровенным "авось, сойдет"- вместо адекватной реализации, вскоре на то же место проживания рискует переехать и вся прочая, созданная в пределах Голливуда интеллектуальная собственность.

Лишь изредка, на этой свалке раздаются чьи-то шаги и громкий шум разбираемого металлолома. Слышите? Это те же хитроумные "Фоксы" снова выволакивают из-под прочего мусора останки прогнившего скелета Чужого, на этот раз — с целью слепить к нему приквел. Премьера вроде бы намечена на 2011 год, а в кресло режиссера им удалось снова заманить САМОГО Ридли Скотта.... Но еще рано радоваться, ведь застарелой извечной голливудской проблемы со сценариями пока никто не отменял. Сможет ли Скотт возродить то, что с таким старанием втаптывалось в деревенский навоз в течение последней пятилетки или этот опыт будет выдержан в стиле откровенного "Я тя породил, я тя и убью"? Поживем-увидим.

Одновременно, на соседнем участке кладбища, из-под обломков извлекают то, что когда-то было шлемом самого Хищника. Проект называется "Хищники", постановкой руководит бывший клипмейкер Нимрод Амтал, а сценаристом и продюсером фильма числится небезызвестный Роберт Родригес. Вот как раз последнее обстоятельство и настораживает более всего: дело в том, что за авторством Родригеса, пока еще не известно ни одного сильного сценария (к Факультету основу писал Кевин Уильямсон, От Заката до Рассвета — Тарантино, а к Городу грехов — Фрэнк Миллер), все что выходило из-под его авторского пера на данный момент, можно без оговорок отнести к образчикам чистого, кристаллизованного трэша. А как представители данного жанра уживаются с франшизой Хищников, нам уже убедительно продемонстрировали в своем дебюте братья Штраус. В любом случае, что из всего этого получится, мы увидим уже в 2010 году.

Какова будет дальнейшая судьба двух фантастических легенд от мира большого кинематографа? Удастся ли им выжить в суровом мире крупнобюджетного голливудского кино в нынешнее не простое время? Следите за рекламой, мы обещаем и впредь держать Вас в курсе событий. Оставайтесь с нами.;-)


Статья написана 21 декабря 2009 г. 18:59



Часть 1. Lacrymosa (Слезная)


С космической высоты, эта планета кажется обычным мячиком размером со средний апельсин, а если еще глянуть с тысячекратным увеличением, отсюда можно даже заметить населяющих ее жалких людишек, которые в таком масштабе напоминают всего лишь муравьев. Сравнение донельзя удачное — как и муравьи они постоянно носятся по своим делам, полностью погруженные в свои муравьиные заботы, их поведение так легко предсказать и именно это качество делает их Идеальными Жертвами. Ведь пока маленькие муравьи не ведая носятся со своим заботами, где-то в темноте сидят те, кто внимательно за ними наблюдают, изучают и перенимают повадки, затачивая при этом свои когти и боевые топоры. Их удел — выследить свою жертву, отвлечь ее внимание, посулив сладкий пряник, а затем, заманив в укромное темное место с большим светящимся экраном, тотчас набросится на нее, парализуя волю и подавляя любое проявление индивидуальности. Кто эти чудовищные монстры? Может быть Чужие (Aliens)? Или Хищники (Predators)? Ничуть не угадали, всего лишь голливудские Продюсеры.
Оставляя за собой искалеченные, разорванные изнутри трупы и кислотные лужицы, франшиза "Чужого" впервые появилась на экране стараниями англичанина Ридли Скотта, аж в 1979 году. Снятый на весьма скромные средства (это при том, что первоначальный бюджет, выделенный продюсерами был еще в 3 раза меньше, но их удалось уговорить) и на голом энтузиазме (модель Чужого собирали из попавшихся подручных средств, включая несколько десятков презервативов), фильм тем не менее пользовался ошеломляющим кассовым успехом и всего за пару лет приобрел статус настоящей легенды современной кинофантастики. Естественно, тут же встал вопрос о продолжениях, которые не заставили себя ждать в 1986, 1991 и 1997 годах, причем в разное время съемочным процессом руководили такие культовые фигуры, как Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене. Каждый из фильмов нынешней квадрологии оказался выдержан в собственной стилистике: от хоррора и боевика — до фактически экзистенциальной драмы и тонкого европейского постмодернизма. По этой причине определение лучшего фильма саги зависит исключительно от личных жанровых предпочтений каждого из фанатов, но большинство из них сходятся в одном: несмотря на разные стили и посылы, каждому из проектов удалось вписать в историю франшизы собственную страницу, которая совершенно не напоминала предыдущие.

Хищника, не менее злобного инопланетянина с маскировочным генератором невидимости и огромной лазерной пушкой на плече, условно можно отнести к младшим собратьям прославленного кислотного монстра, ведь впервые он появился на экране только в 1986 году. Одноименный фильм Джона МакТирнана уже тогда не отличался особой оригинальностью (благо дефицита с подражателями у Чужого никогда не наблюдалось), вместо этого режиссер сделал ставку на зрелищность и личный профессионализм, которая успешно сыграла. Фильм довольно успешно прошел в прокате, однако не так хорошо, как первая и вторая часть саги о Чужих. На основе персонажей, придуманных братьями Томас, Джоном и Джимом, решили нарисовать одноименный комикс (не пропадать же добру), и лишь после его феноменальной популярности дали зеленый свет сиквелу. Увы, его прокатная судьба оказалась уж совсем невеселой, и на этом дальнейшие киноинтерпретации похождений невидимого охотника было решено отправить в глубокую заморозку, с киноэкранов он окончательно переместился в мир рисованных супергероев.

Идея скрестить двух монстров в рамках одной франщизы появилась из обыденного "А почему бы и нет?", благо все права, как на первого, так и на второго принадлежали одной и той же кинокомпании "20 век Фокс". Сначала робко — в одноименных опять-таки комиксах, затем — в серии, ставших культовыми компьютерных игр для разных платформ. А потом случилось страшное: с началом нового тысячелетия, стоимость кинопроектов класса "А" (т.е. потенциальных блокбастеров и будущих дойных коров) выросла разы, фильмы, производство которых и раньше обходилось недешево (70-80 миллионов с носа), с приходом новой киноэпохи и вовсе стали стоить как сбитые над Ираком боевые вертолеты. Ведь блокбастер — это не просто огромные затраты на спецэффекты (которые, год от года все растут и растут), капризных демиургов-режиссеров, прожорливых до гонораров кинозвезд, но еще и расходы на рекламу, которые иногда составляют чуть ли не половину от общего кинобюджета! Ну и как, в таких условиях, прикажете что-то снимать, да не просто снимать, а еще и на этом зарабатывать. Эх, тяжела и неказиста.... жизнь обыкновенного голливудского продюсера. В монастырь, что ли податься с горя?

К счастью, нашелся выход. Берем ноги и руки от одного сериала, переставшего приносить деньги и присаживаем к ним голову и туловище от другого кассового лузера, а потом получившийся гибрид запускаем в тем самые темные места с большими светящимися экранами, авось что-нибудь, да насобирает. По такому принципу, кинокомпания "Нью Лайн" уже оживляла двух преданных зрительскому забвению кадавров: Фредди Крюгера и Джейсона Вурхеза. Поглядели на это чиновники из "Фокса", залезли в самый пыльный из своих сундуков с авторскими правами, глядь — а там, как раз на самом дне валяется блестящая черепушка Чужого с гарпуном от Хищника впридачу!

Первый из старых знакомцев перестал приносить студии деньги еще в 1997 году, когда в американском прокате провалилась заключительная часть квадрологии за авторством Жене, второй — по большому счету никогда не приносил больших барышей, зато пользовался культовой известностью. Почему бы, не пересадить клыки с лазерами от одного на туловище с хвостом от второго, ведь сами фигуры настолько узнаваемы, что к ним впридачу и никаких суперкассовых звезд зазывать не надо! Взять не самые дорогие спецэффекты, режиссера подешевле, оператора такого, что бы только на ноги не ронял камеру, а весь остальной кастинг кроме Клана Охотников и самой Миссис Матки — забить статистами различной степени статичности — и дело в шляпе!

Воскрешать мертвых позвали британца Пола Андерсона, который больше известен не своими постановочными заслугами, а исключительно как муж Милы Йовович и большой голливудский сказочник, сперва любящий раздавать направо и налево различные заманчивые обещания, а потом, уже пост фактум, все валить на продюсеров, которые аки злобные серые волки схватили несчастного мальца за шкирку, привязали к дереву и жестко издевались, попутно вырезая из конечного продукта все то, что мистер Йовович так пламенно расписывал перед журналистами. Забегая немного вперед, сразу оговоримся, что и в случае с фильмом "Чужой против Хищника" вновь повторилась та же история: " Да я хороший, хороший, это все они". Опять набросились, силой повалили на пол и давай со смаком резать будущий шедевр мирового кинематографа. Практически, в духе "не виноватая я, он сам пришел" (с).

Однако, на счастье под руки попалась та самая необрезанная режиссерская версия фильма, которую злыдни-продюсеры, все-таки дозволили выпустить бедняге в 2005 году, так отчего бы нам не провести по ней маленькую очную ставку? Подсудимый, Вы узнаете эти пирамиды, которые со слов того, что Вы так гордо именуете "сценарием" являются сооружением, возведенным одновременно ацтеками, египтянами и чуть ли не индейцами мумба-юмба, причем в Антарктиде? Это плод Вашей фантазии? Подсудимый, не юлите, отвечайте только "да или нет". Господа присяжные, Вы слышали? Казнить нельзя помиловать.

Режиссерская версия открывается кадром потрясающей глубины, который пытались сокрыть от общественности подлые продюсеры: вступительный титр гласит, что действие происходит в 1807 году в Антарктиде, и по льду, спасаясь от Чужих и Хищников бежит какой-то человек в исподнем. Кто он такой, что здесь забыл и почему явно не по погоде одет оставим на совести самого мистера Андерсона, благо этот эпизод всего лишь задает общий тон происходящему на экране идиотизму. Однако, стоит отметить, что сама сцена до мелочей и нюансов срисована с фильма Джона Карпентера "Нечто", остается только порадоваться, что правами на эту франшизу владеет не "20 век Фокс", а кинокомпания "Юниверсал", в противном случае, под чутким руководством Андерсона, проект бы обязательно мутировал в "Чужой против Хищника против Нечто". А что, ему совсем несложно, всего делов то!

Все, что требовалось от Андерсона-сценариста — это обеспечить популярным героям обеих франшиз нужное место и время, где бы они могли повстречаться и тут же начали смачно рвать друг друга на куски, но и эту часть он полностью завалил. Упомянутая выше пирамида "от всех-всех-всех", неизвестно каким макаром материализовавшаяся в антарктичесих льдах — признак явной сценарной немощи, явившегося к нему в голову, не иначе после бессонной ночи, проведенной в компании Гурджиева или Эдгара Кейси. Самая злостная недоработка стори-лайна — это отсутствие рядом с Хищником и Чужим их исторической Родины — Атлантиды, ведь даже школьники знают: какие же пирамиды без атлантов и страны Му?

Содержание полного и исключительного бреда в сценарии превышает все допустимые концентрации. Итальянский археолог всего за 10 минут расшифровал надписи, над которыми несколько сотен лет упорно бьются все лучшие ученые умы человечества — ай, молодца. Италия — чемпион! Хищники, способствующие развитию человечества в замен на строительство пирамид — вот что может привидеться человеку, когда он за один присест просмотрит больше одного сезона "Звездных врат". Но самый удачный сюжетный ход — когда негритянка — проводник всего за пару минут доступно объясняет инопланетному Хищнику, что она — его большой друг, и не нужно насаживать ее голову на большой ритуальный шест .Прямо чистокровная Маугли — "мы с тобой одной крови, только у меня красная, а у тебя — зеленая". А вообще, девушка просто зарывает в землю недюжинный талант: если бы она с такими способностями пошла работать, например в Корпус Мира, на Земле бы тотчас остановились войны, а все люди источали по отношению друг другу только теплоту и взаимопонимание. Красота!

То, что не удалось сразу же завалить в грязь Андерсону-сценаристу, удачно довершил он сам уже в качестве режиссера. Снятая в Канаде Антарктида просто бесподобна: только в 50 градусный мороз здесь можно лихо разгуливать без шапки, одним своим видом заставляя белых медведей впадать в летаргическую кому. Вырубленные в леднике тоннели по виду напоминают пенопласт, а уж про то, что ни на улице, ни в покрытой типа льдом типа пирамиде, ни у одного из героев изо рта не поднимется ни малюсенького колечка пара — это уже и вовсе досадные мелочи, чай не Кэмерон. Что самое смешное, в том же древнем карпентеровском "Нечто" все это присутствовало: и пар изо рта на морозе и иней на бородах. На фоне тех самых полярников 20 летней давности, группа исследователей из фильма Андерсона напоминает студентов, приехавших отдохнуть на лыжный курорт.

Как и подобает всем кинодеятелям, более известным своей личной жизнью нежели кинематографическими достоинствами, Андерсон по сути умеет снимать один единственный фильм с рабочим названием "Беги, Мила, Беги", только в разных декорациях. Пирамида в фильме — это слегка видоизмененные подземелья корпорации "Амбрелла", чужие — те же зомби, негритянка бегает так же резво как разлюбезная Мила — знай только пятки сверкают, а в финале предстоит неизменная схватка с Самым Большим и Злобным Гадом. Знай только успевай рассовывать между экшен-эпизодами, которые под копирку выдраны из "Обители зла" сценки, откровенно слямзенные из оригинальных сериалов, ну там "Застрелите меня, а то ОНО сейчас вылезет" или "А вот тебе, жалкий человечишка, небольшой презент от Хищников, на добрую память". Удивительно, но одновременно с этим унылым занятием, Андерсон пытается составлять, что-то вроде кинематографического послания для преданных фэнов обеих саг, наполняя свое детище всевозможными отсылками к предшественникам. Только вот кому придет на трезвую голову в них копаться, когда сам сценарий глубоко вторичен, а местный экшен просто убог?

Но самое удивительное, что фактически просто склеив свой фильм из обрывков его предшественников, Андерсон не смог подобрать для копирования ни одного внятного эпизода, хотя в оригиналах их ой как хватало. Даже экшен, для которого вроде бы все и задумывалось снят на редкость уныло, не провоцирует мирно дремлющий в крови адреналин и вообще, способствует лишь одной единственной человеческой реакции. Вон люди побежали..... Ну и пусть себе бегут...... Вон Хищник целится, щас выстрелит...... Ну и пусть себе стреляет, авось в кого-нибудь да попадет..... А вон там Чужой собирается откусить человечишке голову..... Ну и пусть себе откусывает, я уже и без Вас это все видел, причем много много раз. И вообще, завязывайте комментировать у меня под ухом, только спать мешаете!

Еще одной характерной отличительной чертой всех постановок, под которыми стоит имя "Пола У.С. Андерсона" (не путать с создателем "Магнолии") — это умение любую схватку, драку, поединок превратить в очередной трэшевый "Мортал комбат" в стиле незабвенной программы "Титаны рестлинга на ТНТ". Демонстрируя унылые, как и все в этом фильме комбо, Чужой с Хищником ведут себя так, будто их цель — не уничтожить смертельно опасного противника, а лишь выбросить его за канаты ринга, игриво продемонстрировав вожделевший публике фрагмент собственного неглиже. Когда культовые анти-герои начинают мутузить друг друга по черепушкам, в воздухе сразу же повисает атмосфера старого копеечного трэша, натуральной киносамодеятельности, снятой на деньги, вырученные от перепродажи автобусного билета. И это продолжение культовых голливудских сериалов, каждый из которых имеет миллионы поклонников по всему миру? Остановите, я сойду.

Но как и ожидалось всем прогрессивным человечеством, на этот раз муравьишки оказались чуть хитрее, чем полагали продюсерские монстры, и в американском прокате фильм успешно провалился, не оправдав даже затраты на собственную рекламную компанию. Наблюдая чарующий титр с волшебным словом "The End", зритель поднимается из блаженной истомы.... Ну и куда это Вы собрались? Думаете, что голливудские хищники вынесли из этого недоразумения хоть какой-то урок на будущее? Так это Вы зря. Поэтому, отставить панику, Вас еще ждет вторая серия!


(Продолжение следует)
А пока — обещанный Антракт ;-)


Статья написана 20 декабря 2009 г. 17:09


Аватар!



Его прихода ждали долго и упорно. С безмерной тоской глядя на экран и пытаясь переварить очередное неумело приготовленное блюдо, по своему вкусу и калорийности напоминавшее солдатский сапог, зритель беззвучно шептал волшебное заклинание, после которого он уже мог смотреть на экран без прежнего отвращения. "Я знаю, он придет". Когда в глазах уже начинало рябить от синхронизации с которой уж по счету визуальной кашей, претендующей на некое творческое видение, их просто закрывали, не переставая шептать: "Приди, ну приди же. Слышишь?". С травмированной постоянными мельтешениями нервной системой и хроническим нервным тиком, заработанным на просмотре очередной бээвщины, эммериховщины и прочей соммерсовщины, он героически устоял, продолжая упорно веровать в то, что однажды придет тот самый Спаситель и заберет из этих душных и картонных мирков в величественное измерение, построенное силой собственной фантазии. И когда от этой надежды оставался лишь малюсенький росток, когда казалось, что голливудские монстры с калькуляторами вместо сердца и логарифмической линейкой, заменяющей воображение, наконец сожрут его без остатка, ожидаемая трапеза была прервана торжественными фанфарами. Спаситель наконец пришел.

Решение создателя "Терминатора" и "Титаника" Джеймса Кэмерона на 12 лет оставить голливудский кинематограф, в чем-то схоже с поступком прославленного короля-завоевателя, который однажды утром бросил привычный воинственный взгляд на любимую карту владений, прилегающих к его королевству, и с досадой обнаружил, что ему больше нечего завоевывать. И действительно — всего к 43 годам, в его копилке уже скопились все мыслимые или не мыслимые киноподвиги: выведение голливудских технологий на принципиально новый уровень (причем дважды, сначала в Т2, а затем произошел рецидив в Титанике), возвращение на экраны подзабытого всеми киножанра (водные катастрофы, "Титаник"), создание с нуля культового киносериала (дилогия о Терминаторах), рекорд самого большого бюджета в истории кино (опять-таки, дважды, и снова на дуэте Т2 и Титаника), абсолютный рекорд по кассовым сборам в мировом прокате (первый фильм, преодолевший по всему миру кассовую планку в миллиард долларов был, угадайте какой? Правильно, Титаник). Ну и в довершение — покорение самой высоченной из возможных голливудских вершин, которая для большинства развлекательных режиссеров так и останется неприступной Джомолунгмой — 11 премий "Оскар", в том числе и персональную статуэтку Кэмерону за лучшую постановку. Таким образом, в 43 летнем возрасте, Кэмерон оказался в положении ученого исследователя, который разом открыл все заповедные тайны или, если так больше нравится — мореплавателя, на карте которого не осталось "белых пятен". Конечно, можно было пойти протоптанной дорожкой того же Стивена Спилберга, который покорив голливудский Олимп, просто уселся на его вершине, продолжая строгать много много фильмов сугубо одноразового применения, которые замечательно облегчают зрительский карман, при этом совершенно не задевая мозг, мотивируя это тем, что живой легенде от мира кино отныне все дозволено. Но как и подобает истинной особе королевской крови, Кэмерону претили одноразовость и стерильность, поэтому он просто ушел в тень, в ожидании нового ратного подвига, достойного его таланта и заслуженной репутации, снимая себе на здоровье документальные ленты и посвятив остального себя созерцанию подводных глубин.

Однако, 12 лет отсутствия на зрительских радарах — это не шутка. За это время успели столкнуться лбами сразу несколько новомодных голливудских тенденций, родилась и скончалась в муках вачовская "Матрица", прошло масштабное сражение с "Властелином колец", отшумели первые "Звездные войны". Поэтому немудрено, что когда наш герой решил вернуться в родные пенаты, у ворот его встречали только скепсис и недоверие. Чем потчевать собираетесь, опять глобальной войной своих против чужих, нарисованной на компьютере? Скучно, все это мы уже видали у Джексона. Компьютерным миром и прорисованными персонажами? Здесь, как раз, лет 5 назад старик Лукас мимо пробегал, зажав в кулаке нечто подобное. Совсем отстали от жизни, дорогой Вы наш. Возвращайтесь, когда придумаете что-нибудь посвежее!

Впрочем, Кэмерон всегда относился к тем режиссерам, для которых не так важно "что", куда интереснее "как". Дайте сценарий дилогии про "Терминаторов" в руки тому же многострадальному Макджи и получите прямой аналог печально известного "Спасителя", который как известно к его продюсерам так и не пришел, ведь в данном случае, сам сюжет, сценарий — это просто оберточная бумага, в которую заворачивают нечто большее, причем заворачивает именно режиссер. Когда Кэмерон в середине 90-х таскался по всем голливудским студиям со сценарием будущего 11 кратного "оскароносца", ему пришлось выслушать огромное количество отказов, именно потому что многие потенциальные вкладчики находили его историю чересчур банальной. В конце концов, все и так знают, что случилось с Титаником, зачем платить за билет, что бы просто узнать подробности? Однако, стоило величественному лайнеру начать свое плавание по экранам всего мира, как тем же продюсерам уже не оставалось ничего другого, как жадно и с аппетитом догрызать из зависти собственные локти: ведь, будучи наполненной режиссерским профессионализмом и педантизмом, та самая, когда-то предлагаемая им для инвестиций оберточная бумага неожиданно развернулась, обнажая сокрытый под ней бриллиант необыкновенной красоты. Ведь являясь прежде всего Режиссером, Кэмерон физически не может предать сухим сценарным фразам всего визуального великолепия, которое при их написании рождается у него в голове, да и словами его вряд ли опишешь. Это же не литература в конце концов, это просто Кино.

И сценарий "Аватара" почти повторил нелегкую судьбу своего предшественника. В 1998 году, на волне всеобщей "Титаникомании", Кэмерону почти удалось привлечь внимание к своему новому проекту, но даже воодушевленные огромным кассовым успехом предыдущей ленты продюсеры только осторожно смотрели в финальную строчку приблизительной финансовой сметы с красующимися в самом низу умопомрачительными 400 миллионами и разводили руками. По прямой аналогии с "Титаником", предоставленный их вниманию сценарный материал показался на редкость банальной смесью сюжетной канвы классических вестернов (сразу же вспоминается "Танцующий с волками" Кевина Костнера) с детским мультфильмом "Покахонтас". Финал истории о колонисте, полюбившем прекрасную индианку и из-за этого, выбравшего другую сторону в войне между индейцами и поселенцами, и так всем известен, зачем же платить деньги за билет, что бы просто узнать подробности?

На самом деле, "Аватар" — это типичный фильм Кэмерона, где уже на двадцатой минуте действа, зрителя совершенно перестает волновать ответ на вопрос "что", ведь к тому моменту он может думать лишь о собственном неподдельном восторге, вытекающем из ответа на вопрос "как". Вариант "что я не видел в этих спецэффектах" не принимается и вскоре отпадает сам собой, за полной ненадобностью. Если у ремесленников типа Бэя-Эммериха-И-Имя-Им-Легион, спецэффекты играют роль единственного блюда, подаваемого зрителю на самом краю огромной тарелки, то в "Аватаре", как и всегда у Кэмерона они выступают лишь средством, инструментом наподобие беличьих кистей и акварельных красок, которые сами по себе никакой ценности не представляют, но начинают сиять и переливаться, стоит их соединить вместе и прижать к обыкновенному холсту. Последние достижения самой совершенной технологии без приложения к ним человеческого фактора выглядят лишь глиной, из которой по роковой случайности забыли вылепить статую, но не забыли продать пачку билетов на ее демонстрацию. Вы же, по собственной воле никогда не заплатите денег, что бы два с половиной часа просто любоваться обыкновенной глиняной кучкой, набором красок или рабочим халатом художника, висящим над его мольбертом? Вот и напишите об этом открытое письмо всенародному любимцу Майклу, а копию по почте отправьте кассовому кумиру Роланду, пусть об этом тоже узнают и придут поучиться.

Концептуально, как это не странно "Аватар" более всего похож на "Чужих". Об этом зрителю сообщают вступительные кадры из камеры криогенной заморозки, гигантские звездолеты, огромные роботы, являющиеся вместилищем для хрупких человеческих тел. Как и в своем втором знаменитом фильме, Кэмерон всего парой общих планов мастерски отображает всю мощь хромированной, лязгающей при передвижении, техногенной цивилизации, но на этот раз — с жирным знаком минус, что сразу же позволяет записать Аватара в ранг своеобразных "анти-Чужих". Ведь, что в сущности происходило в том самом знаменитом римейке фильма Ридли Скотта? Пышущие навороченными технологиями земные колонисты высаживаются на отдаленной планете, дабы бурить ее во славу транскосмической корпорации, но терпят поражения, столкнувшись с необузданно- яростной силой первобытных природных инстинктов. Тогда им на смену приходят морпехи со своими не человечески огромными пушками, броневиками и Большим Финальным Аргументом в виде ядерной боеголовки, которой непременно уничтожат все живое на планете, лишь бы оставить условную победу за человеческим подвидом.

Говоря про концепцию Аватара можно долго и нудно спорить о том, что же Кэмерон подразумевал на самом деле, когда рисовал это грандиозное полотно: икалось ли в тот момент контингенту американских войск, пребывающих в Ираке или всем крупным политическим организациям, продвигающим вперед фактически новый колониализм. Но одно очевидно: в самой визуализации фильма уже заложено основное противоречие между изрыгающей пламя, неживой материей техногенной цивилизациии и переливающейся всеми красками той самой неведомой жизни дикой и необузданной природой, по сути — новый взгляд на тот же извечный конфликт когти против пулеметов, причем на этот раз, справедливость пребывает отнюдь не на стороне последних. Видать, с поры того самого фильма и в правду утекло слишком много воды: причем, как за окном нашей существующей реальности, так и в душе самого режиссера Джеймса Кэмерона. Еще на Титанике было заметно его желание дистанцироваться от всех его предыдущих картин, отливающих блеском холодной стали — на оружейных стволах или прочих достижениях современных технологий, ведь наиболее глубоким подтекстом, тот фильм повествовал о трагедии человека, запертом в самом жерле самых распоследних технических девайсов, сбежать от которых можно лишь самолично прыгнув в ледяную воду.

Да, Кэмерон сильно изменился в духовном плане и не стесняется откровенно переосмысливать свое давнее прошлое. Неудержимый полковник в исполнении Стивна Лэнга из Аватара, не раз и не два отзовется в зрительском сердце прямыми аналогиями с не менее фанатичным солдатом, которого сыграл в ранней кэмероновской "Бездне" Майкл Биен (к слову, именно он мог сыграть этого персонажа и в новом фильме, но режиссер решил, что это будет уже полный перебор), а корпоративный чиновник в исполнении Джовани Рибизи — родной брат героя Пола Райзера из "Чужих", который так же работал на безымянную сверхмогущественную Корпорацию (кстати, ею вполне могла бы оказаться злополучная "Кибердайн системс", хо-хо) и придерживался аналогичных жизненных принципов. Иными словами, истории разные, но проблемы, которые Кэмерон вскользь затрагивает в своем фильме (все-таки огромный бюджет и детский рейтинг немного не располагают к прямолинейному и утомительному философствованию) являются общими лейтмотивами, характерными для творчества режиссера, которые по-разному переосмысливались на каждом из отрезков его длинного жизненного пути. И это не может не радовать.

На этом самом месте, нетерпеливому читателю впору прервать мою излишне затянувшуюся тираду и потребовать конкретики: Что такого Кэмерон показывает в Аватаре, что не удалось показать на экране ни Бэю, ни тому же Эммериху, ведь по сути, и первое, и второе, третье — есть стопроцентные блокбастеры? Чем же одна лихая нарезка из спецэффектов отличается от другой, за исключением того чисто субъективного фактора, что на живых синекожих индейцев на экране смотреть в разы приятнее, чем на очередную мельтешащую груду металлолома? Ответ на этот вопрос, как и Дьявол из средневековой пословицы зарыт в деталях. Если сравнивать совсем уж образно, то последний фильм Кэмерона, равно как и все его предыдущие работы можно сравнить лишь с абсолютно симметричным спичечным домиком, где все составляющие элементы лежат головка к головке, все пропорции вымерены по линеечке и нигде нет ни одного досадного зазора. Вместо очередного парада глупостей сверхкосмического масштаба, Аватар радует прежде всего собственной шлифовкой, уровнем проработки каждой досадной мелочи, включая рост и вес персонажей, их физическое состояние и даже честно отражаемую на экране разницу в давлении.

Мир Пандоры существует в рамках тех самых логических законов, которые все остальные создатели блокбастеров, и в первую очередь — режиссер со сложным именем Ролланд Бэй, давным давно отправили за ненадобностью ценной бандеролью прямиком на Луну. Аватар предлагает зрителю гораздо больше, чем обыкновенный набор оживших картинок из любого среднестатистического фильма с бюджетом больше 100 миллионов долларов, Кэмерону действительно удается подарить зрителю тот самый новый мир, который заманчиво сулил его собственный рекламный слоган — мир, живущий параллельно зрительскому восприятию, постоянно развивающийся и настолько живой, что иногда кажется что можно даже с экрана уловить пары от его дыхания. Пожалуй, фильм Кэмерона действительно является последним представителем ныне вымирающего племени "голливудских научных фантастов", в кадрах которого оживают давно прочитанные страницы Фрэнка Херберта, Урсулы Ле Гуин, Пола Андерсона, что в нынешнем суровом кинобизнесе автоматически приравнивает его к зверю, сбежавшему прямиком из Красной Книги, ведь остальными его соседями по условной принадлежности к фантастическому жанру нынче являются сплошные комиксы. На большом экране, ценою огромных творческих и материальных затрат выстраивается картинка, достойная невероятных фантазий заснувшего с любимой книжкой в руках прыщавого подростка, в котором каждый из поклонников жанра безошибочно угадает самого себя. Согласитесь, это много стоит!

На вопрос "Как это выглядит" можно отвечать часами, причем начав со связной речи, постепенно все более переходя к языку очень громких междометий и индейских танцев у костра. Все прочие жалкие эксперименты не в счет, именно Кэмерону первому удалось расправить технологии "захвата движения" ее могучие плечи и заставить выпрямиться на экране в полный нечеловеческий рост. Но главный козырь визуализации — не технический, а опять-таки идейный: когда смотришь на этот мир, переливающийся всеми оттенками, снующий назад-вперед одновременно доброй сотней проработанных до мелочей биологических видов, шумящий невообразимой какофонией звуков, полностью продуманный и живой, сразу начинаешь понимать, что у всех прочих зрелищ, предложенных к нашему столу в этот киносезон, начисто отсутствует режиссерская фантазия. То есть, в лучшем случае получается что-то нарисовать: огромную махину, махину еще больше, очень много огроменных махин, но нет никаких попыток заставить их как-то взаимодействовать друг с другом или с человеком. Гигантские трансформеры, металлические терминаторы, огромные разломы земной коры и инопланетные битвы так и остаются всего лишь фоном наподобие заветного синего экрана, который не в силах ни вовлечь, ни тронуть, и в самом лучшем случае вызывает лишь созерцательный интерес. В Аватаре же, все эти тысячи, миллионы интерактивных объектов, выполненных в честном 3D выполняют роли мельчайших ниток, из которых ткется масштабное кинополотно, причем не в стороне от зрителя, а скорее вокруг него. Триумф технологии в итоге оборачивается триумфом человеческой фантазии — уфф, никогда не думал, что скажу ЭТО, ведь в почти 99 процентах современных блокбастеров, все обстоит с точностью до наоборот.

Естественно, это все великолепно снято оператором Марио Фьере, сыграно актерами Сэмом Уортингтоном, Сигурни Уивер, Джовани Рибизи и особенно — Стивеном Лэнгом (чуть ли не самая значительная роль за всю его карьеру) и сопровождается отличной музыкой Джеймса Хорнера (хотя, моя привередливость отчаянно требует более концептуально подходящего Майкла Олдфилда, см. название статьи), но все же перед входом в кинотеатр лучше честно себе признаться, что Вы пришли сюда совсем не ради них. Да, по сравнению с проектами более ранних периодов своего творчества, и в первую очередь — с Терминатором и Чужими, Кэмерон стал по-настоящему сентиментальным, в его последних фильмах уже не встретитишь той заточенной как бритва, мрачной атмосферы и леденящих схваток в горячей крови.

Собственно говоря, если два Терминатора и римейк фильма Скотта были эталонами настоящего мужского кино, то уже на Правдивой лжи, режиссер сделал сильный крен в сторону кино семейного, а Титаник лишь окончательно закрепил этот поворот. Однако, под всей этой сентиментальностью, простыми как мир, но отнюдь не банальными человеческими истинами Аватара бьется все то же железное профессиональное чутье, умение ломать старые представления о масштабах, для того, что бы самому возводить новые. Бесспорно, Аватар не идеален. Если смотреть его глазами профессионального закройщика из ателье, то вполне можно отыскать где чуть подрезать, а где наоборот удлинить. Однако, окидывая ленивым взглядом последние годы с его мнимым многообразием, за которым в большинстве случаев скрывается либо пустота, либо откровенная профнепригодность, придется признать, что если с кого и следует рисовать кинематограф недалекого будущего, так это исключительно с Аватара. А это значит только одно — его возвращение состоялось, новая планка покорена, очередной подвиг занесен в анналы. Хорошо или плохо сложиться судьба самого дорогостоящего проекта мастера в мировом прокате, покажет лишь время, но это и не столь важно, гораздо интереснее смотреть на те новые горизонты, которые он начертал для своего зрителя, лишь слегка прикоснувшись к экрану. И что бы там ни было дальше, их ему хватит надолго. Шапки- в воздух и всем шампанского!


Статья написана 19 декабря 2009 г. 20:43

Дело было вечером, делать было нечего. Двое приятелей сидели на диване, один лениво ковырял пальцем ноги огромную стопку коллекционных ДВД, попутно вдыхая ароматный дымок от огромного, с человеческую руку косяка, который в это время жадно раскуривал его сотоварищ. На ковре валялись пустые бутылки и смятые банки, по стенам были развешаны постеры с только вышедшим в прокат фильмом "Адреналин: Высокое напряжение". Все приметы сообщали приятелям, что жизнь определенно удалась.

— А, что, любезный друг Марк, а не забацать ли нам очередную киношку?- спросил Брайан, на минутку прекращая свои ковыряния в прекрасном.

— Отчего бы и не забацать, друг Брайан — отвечал ему Марк, тем не менее продолжая смачно затягиваться травой — А то эти вонючие критики совсем....(далее идут 2 страницы, вырезанные цензурой, полный текст которых Вы сможете прочитать только на форуме Дмитрия Пучкова, причем в совершенно любой из его веток). Эстеты поганые.... Трэш видите ли не любят. А про что, друг Брайан станем снимать? Может Адреналин 3, ну типа главный герой в предыдущей части не до конца догорел, приехали пожарные, потушили, а потом решили у него отрезать....

-Нет, друг Марк — печально сказал Брайан, вновь возобновляя свои ковыряния в стопке чужих ДВД — Дробовики, вставленные в задницу и шутки об отрезании писек — это больше для детей, вот пусть дети их и снимают. Нам же с тобой пора задуматься о чем-то серьезном, например о вечном. Хватит снимать забористый трэш, рассчитанный на малолеток, пора переходить на эти..... как их там проклятых....А, вспомнил — "антиутопии", во.

От затянувшейся тирады Брайана, Марк чуть не поперхнулся своим косяком:

— " Анти- чего? Это че за хрень такая? И вообще — если в фильме не будет ни засунутых в задницу дробовиков, ни отрезанных писек, то о чем мы тогда вообще станем снимать кино?

— Не "анти-чего", а "антиутопия" — это такой кинематографический жанр, в котором — начал было Брайан, но потом увидев тотальное непонимание, застывшее в округлившихся глазах приятеля, решил все упростить — Короче, это будущее, где все плохо. Например, за то, что выкурил косяк, сразу же сажают на электрический стул или типа того. Прикинь?

Марк прикинул, и на всякий случай, от греха подальше затушил самокрутку, проворно спрятав ее за спину.

— Страшная штука — это твоя, как ты ее там назвал? — наконец протянул он после минутной паузы — Только слушай, друг Брайан, а на хрена нам такое снимать? Мы же не умеем, может проще все-таки вернуться к дробовикам и задницам? Если верить зрителям из заснеженной России, которые нам обеспечили почти треть всех мировых кассовых сборов от второго "Адреналина", это у нас наверное хорошо получается.

Но друг Брайан только укоризненно покачал головой:

— Дурень ты, Марк. Так и будешь до 50 лет снимать различный трэш, а о Высоком Искусстве, Предназначении, Философии кто вместо тебя подумает? Спилберг? Так он уже и так известный, когда о нем начинают говорить, то вспоминают не дробовики в задницах. А у нас что? К тому же, критики сразу же заговорят о нас как о Мыслящих Режиссерах, мол — эти парни умеют снимать не только секс в общественных местах, но и думать, мыслить, анализировать..... Не дрейфь, всего делов то — придумать какую-нибудь идейку, в которой все друг друга постоянно угнетают, унижают, принуждают....

Взгляд Марка затуманился, очевидно сказывалось пагубное влияние выкуренного за день, блуждающий взгляд на секунду остановился на валяющейся возле телевизора старой игровой приставке.

— Как в компьютерной игре?- спросил он заплетающимся языком.

— Ты гений, старик — просиял в ответ Брайан — Это именно то, что нам было нужно! Живые люди, как персонажи компьютерной игры, которыми управляет кто-то еще — это очень круто! Теперь осталось придумать сюжет. М,м,м,м- он нервно забегал по комнате, пока его взгляд не упал на коробку с коллекционным ДВД фильма Пола Майкла Грейзера "Бегущий человек" — Отставить, сюжет уже есть. Благо, фильм то старый, аж 1987 года, а если застукают, скажем, что постмодернизм.

— Пост..... чего? — удивился Марк

— Не важно. Садись за стол, у нас еще полно работы. Сегодня еще надо успеть закончить сценарий. Кстати, пора уже заказывать смокинги. Нам за эту киношку обязательно отвалят много много премий, не в джинсах же их получать?"

Вся вышеописанная сцена естественно является плодом излишне буйной фантазии рецензента, но сдается мне, что между ней и реальной историей появления на свет чудо-блокбастера под названием "Геймер" можно провести довольно много конкретных параллелей. Не думаете же Вы всерьез, что создатели самого мега-убер-супер-гига-тера — трэшевого фильма современности "Адреналин 2" действительно решили снять чуть ли не сатирическую притчу, обличающую разом все пороки современного общества и заставляющую одуматься — прям предостережение блин. Ах, Вы действительно так считаете? Простите, а Вы тот самый, уже упомянутый мною второй "Адреналин" видели? Не поясните ли, что именно при его просмотре может натолкнуть на такого рода мысли? Эдак можно и разбрызгиваемый при выстреле в грудь силикон посчитать серьезным выпадом против современной моды на пластическую хирургию, отрезание сосков у некой личности азиатской наружности принять за стеб над всеобщей модой на политкорректность, а то самое уже культовое, извините, засовывание дробовика в простите, задницу воспринять в качестве мудрого сатирического послания, адресованного всем проктологам этой планеты. То есть, при большом желании сатирическую глубину можно разглядеть где угодно, даже если для этого и потребуется пережить самоличный передоз тех самых волшебных препаратов, от которых тотчас закипал креативный процесс у его создателей, но только зачем?

Да, некоторым режиссерам -сценаристам иногда бывает полезно выбраться на свет Божий из очередной узкой жанровой клоаки. Именно таким образом, мировой кинематограф узнал имена Серджио Леоне, на заре своей карьеры работавшего на ниве низкопробных псевдоисторических пеплумов или Джона Ву, который в 80-е годы в немыслимом количестве штамповал фильмы о куг фу по контракту с гонковской кинокомпнией "Голден Харвест", ведь в искусстве, имидж — ничто, все решают только конкретно взятые способности и талант. Но отгадайте загадку: какую картину, пусть даже на самую сверхсерьезную тематику смогут снять режиссеры, чьи интересы никогда не выходили за пределы туалетного юмора и всевозможного отрезания, вырывания, отдирания? В результате получится "Геймер", где авторы старательно надувают щеки, жонглируя перед зрителями такими понятиями как "общество потребления", "массовое зомбирование", "тлетворная тяга к насилию", при этом же, вполоборота заполняя экран теми же сценами отрезания, вырывания, отдирания (во всех смыслах), ошметками, обрубками, обрывками. По сути, на контрасте обличения современного общества за ее тягу к насилию и жестокости и откровенном подобострастном любовании этой жестокостью, начинается натуральный аналог столь любимого создателями, "адреналивого" туалетного юмора, только в сто крат смешнее.

Похоже, что Марку Невелдайну и Брайану Тэйлору просто забыли объяснить, чем обыкновенный трэш отличается от трэша фантастического. Ладно, в "Адреналине" не нужно было совершенно нечего объяснять, благо попалась настолько благодарная зрительская аудитория, которая даже не задавала глупых вопросов из серии: "как герой мог пролететь вниз головой более 500 метров, при этом не получив ни одной царапины?". Но в пределах фантастического жанра, "Геймер" демонстрирует полнейшее несоответствие собственной формы своему же содержанию, ведь мир будущего за пределами кровавых брызгов и разлетающихся в разные стороны ошметков, оказывается совершенно не проработан и пуст внутри. Мир светлого завтра по "Геймеру" — это оживший видеоклип на песню Bad Touch в исполнении группы Bloodhound Gang, несколько гигантских экранов, с которых общается с миром злобный владелец мегакорпорации, да поле для кровавых игрищ, сильно напоминающее вручную зарисованный уровень из компьютерной игры Gears of War. За пределами этих трех-четырех локаций, мира не существует, будто в нем забыли дорисовать то, что не влезло в экран. В том же "Бегущим человеке" (хотя, это и не самый удачный пример), мир будущего обладал хоть каким-то подобием внутренней логики, в "Геймере" же,любую логику поведения персонажей, выходящую за пределы определения про "тупое телевизионное быдло", за горе-сценаристов приходится додумывать самому зрителю.

Впрочем, и на яркие баталии и зрелищные потасовки можете не рассчитывать, потому что оператор Эккхарт Поллак гораздо лучше Вас знает, на что на самом деле Вы хотите смотреть. Типичная экшен-сцена выглядит следующим образом: крупным планом — ствол оружия, вжик — уже кто-то бежит, вжик — уже кто-то стреляет, вжик — кто-то упал, и внимание — взрыв, в результате которого кого-то разносит на части, причем кровавые останки в торжественном замедлении забрызгивают весь объектив камеры. Понравилось? Желаете повторить? Нет ничего проще, но снова даже не пытайтесь ничего разглядеть в этой куче-мале, ведь кроме чужих внутренностей, Вам даже при всем желании разобрать не удастся. Во истину, работа мастера, где-нибудь на конкурсе любительского видео среди патологоанатомов,цены бы ей не было. Вот только, в зрительный зал публика приходит совсем за другим.

Мрачный воин компьютерной реальности Кейбл — это уже вторая, после "Рок-н-рольщика" роль Джерарда Батлера, когда он откровенно подхватывает персонажа прямо из мусорной корзины своего соотечественника и ровесника Джейсона Стэтхема, для которого она и писалась. Что же, это скорее плюс второму, при огромном минусе первому, ибо роль в подобном проекте,по определению не может принести других лавров, кроме разве что номинации на какую-нибудь "Золотую малину". Только Стэтхем это понял сразу, а Батлер — лишь на завершающем этапе съемок, этим и объясняется кислая мина, с которой он укоризненно смотрит на зрителя прямо с киноафишы, позволяя прочитать в глазах глубокое раскаяние и желание, что бы другие не повторяли его ошибок. Кроме Батлера в картине засветились весьма узнаваемые лица Майкла Холла, Кайры Седжвик, Джона Легуизамо..... Играть им здесь нечего, потому что, как и подобает режиссерам, совершенно не умеющим работать с актерами, ни Тейлор, ни Невелдайн не могут внятно объяснить, что они хотят от собственных лицедеев. Вот и получается на съемочной площадке конкурс художественной самодеятельности, выполненный под девизом "Кто во что горазд": Майкл Холл показывает очередную версию Декстера, на этот раз — с миллиардом за пазухой, Легуизамо сам не знает смешить ему или грустить, Седжвик стоит столбом посреди экрана, очевидно проклиная тот момент, когда она вообще ввязалась в эту авантюру.

А результат на сто процентов предсказуем: напичкав своего зрителя под самую завязку дешевыми псевдосатирическими претензиями, режиссеры-мегатрэшеры выдали на сомнительную радость публике, очередной трэш, просто завернутый в иную чем их предыдущее творчество, еще более нелепую обертку. Все сатирические претензии авторов напоминают обличительную речь какого-нибудь грозного депутата о нравственности, чистоте тела и души, которой зрители яростно аплодируют..... пока не замечают, что оратор стоит за трибуной совершенно голым. Пафосно и неумело обличая с экрана своего зрителя как тяготеющее к низменным инстинктам, тупое зазомбированное стадо, создатели сами же всеми способами подкармливают его низменность, сводя общий назидательный эффект от этого ворчания, фактически к анекдоту. И похоже, что все-таки венцом их творения, визуальным образом, который будет тотчас возникать в зрительских головах при упоминании в одном контексте фамилий Тейлор и Невелдайн, так и останется тот самый дробовик, используемый в качестве принудительного анального зонда. Ведь правду говорят: от своей судьбы не убежишь.:-)





  Подписка

Количество подписчиков: 529

⇑ Наверх