Артур Кларк «Город и звёзды»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Умирающая Земля | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В романе «Город и звезды» описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы. Но, сделав первый шаг, они оказываются на пути противоборства с Диким Разумом, который рвется из своего заточения где-то на окраине Вселенной.
«Город и звезды» был закончен в окончательном виде примерно тогда же, в 1956 г. Он основан на еще более ранней книге «Против наступления ночи» (1948), которую некоторые читатели даже предпочитают более позднему варианту. Роман этот решительно отличается от «Конца детства». Там путь людей завершается в какие-то несколько веков — здесь же Человек утверждает себя делами своими по всей Галактике, покидает ее в конце концов — и вновь начинает свой путь с Земли. И все это — через миллиард (или даже два миллиарда) лет после нас. Вряд ли кто еще из фантастов дерзнул столь далеко заглянуть в будущее. Трудно отыскать другую столь же оптимистичную и рисующую столь величественные перспективы книгу.
Роман написан в очень характерной для Кларка манере, где суховатое изложение научных и философских идей переходит в описания удивительных мест и увлекательных приключений, перемежаясь то ироничными комментариями, то несколько тяжеловесным юмором, а местами слог становится выспренне-патетическим и сентиментальным одновременно. Все это сообщает тексту своеобразную маньеристичность, типичную для почти всех лучших произведений Кларка.
Несмотря на немалый срок, прошедший с момента появления книги, она нисколько не устарела. Достаточно упомянуть красочные и, как выясняется, вполне близкие к реальности картины космического полета и вида Земли из космоса, или же замечательное по прозорливости описание искусственного интеллекта и той роли, которую компьютеры будут играть в жизни людей (вспомним, что представляли собой компьютеры пятьдесят лет назад!). Но главное в романе вовсе не это, а поразительно глубокий и красочный рассказ о том, что принято именовать концептуальным прорывом – и даже о нескольких переворотах в сознании, вызванных захватывающими перспективами, открывшимися за обломками рухнувших стен. Вот что делает «Город и звезды» одним из шедевров социально-философской фантастики. Пусть в книге можно обнаружить определенные шероховатости, условность некоторых образов – недостатки лишь оттеняют ее достоинства.
Входит в:
— цикл «Приход ночи»
— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1961 г.
— журнал «Простор 1989'03», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'04», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'05», 1989 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 13 февраля 2025 г.
Это лучший роман Кларка.
И нет в этом никаких сомнений.
Читал его во время начала угара Перестройки. Когда уже пошли анекдоты на тему.
(самое подходящее время для чтения именно такой книги)
О ее популярности говорит одно мое наблюдение: смотришь что-то космическо-фантастическое — и: о, этот момент взяли у Кларка... и этот, и этот (в основном это фильмы средней руки, из самых известных — это «День независимости», в который попали зависшие над городами гигантские корабли пришельцев из другого романа Кларка).
Земля у скончания веков... все в прошлом. Тот самый миллиард лет до конца света уже прошел. И даже славное боевое прошлое планеты не то что в прошлом, его и не было... Человечество в фазе обскурации... «музейные фримены».
И бессмертие-то почти по Свифту...
obvilion, 14 марта 2025 г.
Космическая сказка о стремлении к звёздам/мечтам. Именно что сказка, так как гг, двигаясь по сюжету, по сути не делает ничего, он просто случайным образом натыкается каждый раз на указатели для дальнейшего движения, потом его как на такси возят по вселенной, а он только языком чешет, ничего умного при этом ни говоря, при этом ему говорят какой он молодец и как многого достиг. При этом весь смысл произведения глубоко идеализирован, автор не даёт чёткого ответа почему и зачем человечеству нужно стремиться к звёздам, лет в 16 такие посылы бы прошли, но не в зрелом возрасте.
Всегда есть конкретные люди, которые в силу своего характера и темперамента лезут в горы/путешествуют по диким местам/стремятся к тому, что не имеет конструктивного смысла. Но эти люди не указывают путь человечеству, это человечество использует таких людей чтобы исследовать и познавать мир вокруг с вполне конкретными целями — требуются ресурсы, безопасность и решение существующих противоречий. Главный герой именно такой — с шилом в пятой точке и мнением, что такое шило нужно каждому, но при этом неспособный сказать зачем.
И вот автор рисует нам последний город человечества, замкнутый сам в себе, Диаспар спустя 2 млрд. лет, идеальный город с идеальными бессмертными людьми, ни в чём не нуждающимися, в их жизни нет противоречий и соответственно нет и задач, требующих решения на уровне всего народа, учёные тут занимаются наукой сугубо ради развлечения. То есть перед нами образ человечества лишённого цели. Но если нет противоречий, то у человечества и не будет цели, останутся только частные хотелки каждого человека. Вырисовывается картина что человечеству надо выйти из зоны комфорта, чтобы двигаться дальше. А куда дальше? А зачем? Автору следовало обрисовать критический изъян в утопии, который бы и обнаружил гг, чтобы человечество было вынуждено покинуть Диаспар, преодолевая при этом страх перед внешним миром.
Автор также описывает ещё одно утопическое и откровенно странное сообщество людей — Лиз — скопление поселений людей, которые небессмертны и живут в единении с природой. Странное оно потому что у них то как раз и должны быть противоречия в окружающей действительности и соответственно цели, НО их нет и контактировать они ни с кем не хотят. Автор описывает утопию другого рода, в качестве противопоставления жизни Диаспара и при этом чтобы показать их одновременное единство в бессмысленности существования. Почему они живут так как живут? Как регулируют численность населения, как распределяют еду, как борятся с природными условиями — в книге не рассматривается, просто сделайте вид будто бы утопия такого рода может существовать без противоречий (не может).
И вот значит гг, выбравшись из Диаспара, приходит в Лиз и решает, что Диаспаровцы обязательно должны начать контактировать с Лизом, чтобы двигаться дальше. И опять возникает вопрос: Зачем? Ни те ни другие ни в чём не нуждаются, они разве что друг к другу в гости будут ходить чай пить, да кино смотреть. Где то, что объединило бы цели двух народов? Где то, что направило бы их умственные усилия в одном направлении? Звёзды, говорит автор, но звёзды не могут быть самоцелью для человечества, только если для горстки конкретных людей, должна быть какая-то проблематика, противоречие, изъян в текущей действительности. И в этом изъян задумки автора, но Диаспар у него получился великолепным. Также в произведении автор постоянно плавает с временными диапазонами, то говорит о сотнях лет, то о тысячах, то о сотнях тысяч — и все эти временные рамки в книге условны, конкретики не будет, — то есть равнозначно бесполезны. Ну и в конце ещё приплёл автор чистый разум, задача которого в произведении одна — предоставить читателю информацию о том, что с человечеством произошло, — всё, с тем же успехом гг мог учебник по истории найти в центре вселенной. Рекомендую к прочтению мечтателям, остальным же лучше читать «Космическую одиссею», она куда более складно скроена.
lennox1the1lion, 7 апреля 2025 г.
Почему-то этот роман считается классикой фантастики. Но по факту просто развлекуха, без каких-либо философский конструкций. Если сравнивать, то это что-то по типу романов космического цикла у Нортон — забавный ЛОР, приключения, но герои прописаны слабо, множество роялей в кустах, и в целом выглядит довольно наивно. Город, которому миллиард лет... Ну ладно, проверим) хотя это нереализуемо от слово совсем. Странная мотивация главного героя и наивность сюжета — сделаем скидку на год написания произведения. Понастальгировать по фантастике «золотого века» — в самый раз. Утверждать, что роман не устарел и это шедевр на все времена — не тянет даже с большой натяжкой. Уверен, что если бы вы это читали не зная кто автор, то сказали бы, что это третьесортная фантастика. Поставим семь баллов отдавая дань уважения автору
скунс, 20 марта 2025 г.
Я не люблю Кларка.
Нет, это не означает, что я не признаю его значимости как фантаста, грандиозности его идей, не приемлю его мировоззрения и т д и т п .
Скорее всего, это просто не мой автор.
Но.
У Артура Кларка есть два произведения, Город и звезды и Остров дельфинов, которые, на мой взгляд, являются абсолютными и недостижимыми вершинами.
Как далеко каждый из нас способен заглянуть в будущее? А создать непротиворечивую картину этого будущего? Мы мечтаем о звёздах, но часто забываем о том, что у нас под ногами. И не важно, Город ли это или посто Деревенька. А Может быть Особняк?
Почему-то при прочтении всплыл в памяти Фолкнер.
Или не почему-то?
Если вы эти произведения не читали — вы многое потеряли.
Yozek, 8 января 2025 г.
Коротко: начал Кларк за здравие, закончил за упокой. Где-то после середины романа потерялась основная идея собственно Города, и пошёл какой-то сумбурный набор идей. Конец и вовсе скомкан до безобразия. Что с Мастером, с его верой, и вообще в чём смысл этой линии? Куда делись предтечи, и почему они всё бросили? Что за чистый разум и чёрное солнце? Додумывай читатель сам.
P.S. Я бы на месте Кларка не лукавил и переименовал роман в «Город, куча всего ещё и чуть-чуть звёзд».
majj-s, 2 апреля 2024 г.
Через миллиард лет после конца света
«Предлагаю не прятать
И уж точно не прятаться.
Если верить киношникам,
Мы загружены в Матрицу.»
Город Диаспар не Матрица. Для его жителей десять тысяч лет сна в Пещерах Памяти, после каждой тысячи лет активности — скорее процедура релакса. Они живут практически вечно, наслаждаясь всеми удовольствиями. Десять миллионов совершенных людей, здоровых и прекрасных, обитают в интерьерах, которые могут менять в мгновение ока, лишь отдав мысленный приказ — вещи возникают из ничего и так же исчезают, когда в них отпадает надобность. Красиво одеваются, вкусно едят, избавлены от необходимости спать. К их услугам любые формы досуга: от вневременных чтения и спорта до саг, альтернативной реальности с полным эффектом погружения. Саги — нечто, среднее между кино и компьютерной игрой с возможностью одиночного или командного прохождения, и горожане любят их больше всего.
Они не путешествуют. Зачем, ведь Земля за пределами купола Диаспара лишь безжизненная пустыня. Снаружи смерть, внутри жизнь, комфорт и все, о чем можно мечтать. Нормальному человеку в голову не придет хотеть другого. Значит Олвин ненормальный, раз только и думает о том, что там «за»? На самом деле, так и есть, Олвин не такой, как все, один из Неповторимых, появление которого примерно раз в миллион лет заложено Создателями города в качестве фактора, способного изменить все. С помощью джокера здешней колоды, шута Хедрона, он впервые выйдет из-под купола, отправится в странствие, и отыщет Лиз, жители которого существуют по иным, чем диаспарцы, законам. Ведут натуральное хозяйство, выращивают еду и создают предметы материального мира способом, привычным нам, а не полубогам из Диаспара. Они не бессмертны, но у них рождаются дети, и эти люди не утратили способности телепатического общения.
Это только начало странствий и чудесных открытий Олвина, впереди встреча с трехглазым роботом, способным левитировать, возвращение домой и новое путешествие — на сей раз к звездам, а также: та-дамм, искусственный интеллект Вэйнамонд. Артур Кларк даже в этой истории — скорее философской притче о возможных путях развития человечества, чем романе, создает картину космических масштабов и поднимается до философских обобщений. Уровню драматургии «Города и звезд» сильно далеко до «Космической Одиссеи», но ответ на вопрос: почему сегодняшняя НФ стагнирует, книга дает исчерпывающий. А вы попробуйте придумать что-то о будущем круче, чем Кларк в 1956!
Нестареющая классика Золотого века фантастики теперь в аудиоформате. На Литресе аудиокнига в исполнении Игоря Князева, чьего чтения мне было достаточно, чтобы вернуться к Артуру Кларку.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Однозначно НЕ самый лучший роман, в чём же проблема Города — начало хорошее плавное и увлекающее, но вот следующие наверно страниц 100 просто тягомотные мысли ни о чём, но страшно даже не это. Страшны длинные громоздкие и витиеватые предложения размером с добрый абзац, читая которые совершенно перестаёшь понимать смысл где-то к трети предложения и приходится возвращаться к началу. Зачем кларк стал так писать — не понимаю (к тому же такой зубодробильный стиль отсутствовал в Конце детсва и Лунной пыли). Задумка хорошая и интересная — вот реализация немного подкачала, к тому же кое что повисло в воздухе. Книга ранний прародитель янг адулт. перечитывать не тянет. Прочесть можно разок, если пропускать занудные и пустые псевдомысли персонажей — тогда нормально.
Violette Corner, 31 мая 2018 г.
Я даже не знаю, откуда все эти хорошие оценки и куча рекомендаций от моих знакомых, ибо книга, как мне кажется, сильно переоценена. Что мы имеем? Главного героя, который первую половину книги томится в Диаспаре, а вторую половину... Даже не знаю, томится в Лизе? Герой абсолютно сухой и картонный, такому уж точно не хочется сопереживать, да и следить за его похождениями не так уж интересно. Многие вещи в романе не показываются, а просто называются по имени, что делает чтение невероятно мучительным. Других интересных или хотя бы более живых персонажей в книге нет.
Самой интересной частью мне показался полет к Семи солнцам. У автора хватает воображения, чтобы нарисовать перед нами картину покинутых планет, но не хватает сил, чтобы создать живого персонажа. Вторая по интересности часть — развязка. Остальное — скучно и нудно.
drenay, 13 августа 2013 г.
Очень многогранное произведение. Мне оно чем-то напомнило «Академию» Азимова. Множество гениальных идей, прекрасное их воплощение.
Много всего претерпело человечество за миллионы лет своего существования. Был освоен космос, были путешествия на другие галактики. Много чего было достигнуто. И вот в тот момент когда все достигнуто и нет уже никаких целей, человечество делится на две части: одни развиваются и дальше, а другие как страусы прячут голову в песок и пытаются уйти от реальности. Кларк прекрасно смог описать, что второй вариант неприемлем. Нельзя просто так уйти от проблем, они все равно «тебя» достанут. Кто сказал, что перемены-это плохо? Надо верить в будущее, а перемены это всего лишь его неотъемлемая часть!
Рекомендация: высокая!
primorec, 5 августа 2013 г.
Во времена, когда изменились небеса, исчезли океаны, и следы былого величия Человека поглотили пески, стоит на краю пустыни город Диаспор. Самый последний оплот Человечества, памятник древним деяниям, последняя Надежда на будущее. Город, наполненный чудесами технологий, в котором все продумано и рационально до мелочей, и нет места неожиданности.
Здесь высокие стены и энергетические экраны надежно отгораживают последних представителей рода человеческого, которые под вечно голубыми небесами пытаются занять хоть чем-то имеющим смысл свои невообразимо долгие жизни, от горестей и опасностей внешнего мира.
Так и текут, даже не века или тысячелетия — миллионы лет, складываясь в однообразные эпохи. Последние жители Земли больше похожи на испуганных детей, чем на потомков первооткрывателей и ученых. Их пугают открытые пространства, и даже ночь с ее сияющими звездами вызывает лишь страх, заставляя прятаться в высокотехнологичных норах, предоставляя решать свою судьбу искусственному интеллекту. Что это — закат Человечества? Неужели наш деятельный род так встретит свои последние дни? Может кто и согласен с таким финалом долгой истории, но только не герой романа.
Это отличная находка — такой герой, наделенный первобытным любопытством исследователя, упорством и мужеством первооткрывателя, пытливым умом ученого, получающий удовольствие и радость от самого процесса познания. Из той породы, которая двигала вперед все Человечество, открывая для него новые горизонты. Вместе с ним мы сможем исследовать древний Диаспор, разобраться в хитросплетениях его организации, найти выход из этой комфортабельной тюрьмы и обнаружить, что Мир не ограничивается высокими стенами Вечного города. И главное — изучить самые разные пути развития Человечества, в том числе и те, которые сегодня предлагают нам разные социальные и философские школы и направления. Диаспор — путь технологий, Лис — путь слияния с природой и «возврата к корням», Учитель -религии и духовного совершенства... А, может, лучше все это объединить и построить торную магистраль к звездам? Что выбрать? Каждый путь имеет свои привлекательные стороны, каждый таит свои опасности.
Это — очень всеобъемлющий роман, вместивший в себя множество проблем, причем таких, с которыми постоянно сталкиваемся в жизни. О технологиях, разуме, духовности, познании, природе, социальной ответственности — всему нашлось место.
О-о-о! Опять философия! Это может отпугнуть кое-кого из читателей. Но погодите: есть в этом романе захватывающие приключения с маленькими и большими открытиями, побегами и погонями, встречами с людьми и инопланетянами, тайнами и такими древними артефактами, что и охватить разумом такое время просто невозможно. Есть роботы и искусственные создания, ответы на вопросы и множество новых вопросов. А еще есть великолепные описания земель, удивительных животных, странных социальных систем. И самая блестящая часть: полет к Семи Солнцам! Одно из из лучших межзвездных путешествий в фантастической литературе: буйство красок, калейдоскоп событий, разнообразие планет. Все чудеса Вселенной, воплощенная Мечта, весь невероятный мир — в десятке страниц. «Каждое новое открытие поднимало передо мной все больше вопросов и обнаруживало все более широкие перспективы. Интересно, где же это кончится…»
morbo, 20 января 2011 г.
В романе человечество поделилось на две части: одна из них хотела развиваться, другая хотела стабильности. Первая часть человечества изменила себя, добилась признания среди других разумных существ нашей галактики и, продолжая развиваться дальше, отправилась в соседнюю галактику. Другая часть человечества создала для себя уютный мир на Земле, стёрла все воспоминания о прошлом и закуклилась в замкнутом пространстве.
Закуклившаяся часть человечества в конечном итоге тоже поделились на две части: технологическую и биологическую. Первая все задачи жизнеобеспечения и самовоспроизводства делегировала машинам, а сама стала проводить большую часть времени своей жизни в так называемых сагах — предельно реалистичных по восприятию органами чувств мультиплеерных компьютерных играх. Вторая часть человечества решила взять на себя максимум задач по самообеспечению, не отказалась рожать и выращивать детей, не отказалась от смерти, зато продвинулась в телепатических способностях и биотехнологиях.
Изображённое в книге человечество не случайно поделено именно таким образом. Это иллюстрация трёх главных ценностных ориентаций людей: ориентация на исследования и развитие, ориентация на единение с природой и сохранение образа жизни предков, ориентация на технологию и развлечения. Все эти три человечества можно даже представить как результат предельного развития трёх психологических начал — взрослого, родительского и детского. Вся сюжетная история иллюстрирует, что и ребёнку и родителю есть чему поучиться друг у друга, и что неизбежно им обоим когда-то придётся стать взрослыми.
Из применённых идей хочу отметить:
1. Искусственный интеллект — компьютер Диаспара и робот из Шалмирэйна являются носителями искусственного интеллекта,
2. Мысль, что совершенное техническое устройство не должно иметь движущихся частей,
3. Распределённый компьютерный разум — искусственный интеллект главного компьютера Диаспара не заключён в каком-то конкретном компьютере, он распределён по всем компьютерам и роботам Диаспара. Особенно интересно, что информация на компьютерах Диаспара хранится в количестве трёх копий на разных узлах. Это очень похоже на то, как информация хранится на серверах Google — любая информация дублируется так, чтобы в системе имелось три её копии на разных компьютерах. В случае выхода из строя какого-либо компьютера, оставшиеся компьютеры создают у себя ещё одну копию утраченной информации, так чтобы количество экземляров одной и той же информации вновь стало равно трём. При этом даже при выходе из строя одновременно двух копий одной и той же информации, вероятность чего невероятно мала, информацию можно спасти и делается это без участия человека — автоматически.
4. распределённый биологический разум — колония микроорганизмов из озера Шалмирэйна,
5. виртуальная реальность — саги, в которые играют жители Диаспара,
6. фабрикаторы — Зал Творения, а также жилище любого из жителей Диаспара может создавать по желанию человека или компьютера любой физический предмет,
7. биотехнологии — животные, искуственно выведенные жителями Лиза.
Я полагаю, что многие из этих идей были весьма и весьма свежи для фантастики образца 1956 года, когда был написан роман. Несомненно, многие из них стали классическими и многократно были использованы в более поздней литературе самых разных авторов.
duke, 25 февраля 2010 г.
Перед нами самая что ни на есть настоящая классика, из категории, что называется, «мастрид». Написанный более пятидесяти лет назад, этот роман и ныне – совершенно адекватен современным представлениям о «хорошей фантастике». Никакой наивности, никаких логических ляпов, никакой «устарелости», свойственной НФ середины прошлого века (что, надо заметить, большая редкость). По жанру – смесь НФ, социально-философской утопии и космооперы.
Первое, что сразу бросается в глаза, когда начинаешь читать, очень хороший слог: плотный, упругий, выразительный. Описательная часть – выше всяких похвал. Переводчик (в моём случае А. Кубичев) справился на все сто. Кларк раскованно оперирует гигантскими цифрами, абсолютно не смущаясь (в будущее – так на миллиарды лет, на космическом корабле – так из конца в конец галактики). Хотел было сравнить с «Гиперионом» или «Пламенем над бездной», но понял, что Кларк по масштабу описываемых явлений превосходит и Симмонса, и Винджа.
Интересный сюжет, в который очень органично вписан философский контекст. Настолько гармонично, насколько это возможно.
Из минусов я бы отметил слабую проработку второстепенных персонажей и неправильное распределение собственно действия. Первая половина романа выглядит несколько затянутой.
Тем не менее перечитал с огромным удовольствием, чего и всем желаю.
edwardvik, 1 июня 2024 г.
Ровный, яркий образный язык Мастера. Интересные мысли о будущем в колоссальном масштабе — миллиарды лет. Город Будущего, много интересных идей. Это понравилось. Не понравились немного тусклые серые персонажи, и образ сознания ребенка, не пришей кобыле хвост. Но в целом мастерство не пропьёшь.
InigoMontoiya, 17 марта 2019 г.
В суховатой отстраненной манере Кларк описывает последний город людей на Земле, Диаспар, который существует отдельно от всей остальной Вселенной, огражденный от нее куполом, действующий как замкнутая система. Люди больше не рождаются естественным образом, их сознания загружаются в почти взрослые органические тела, уже давно лишенные ногтей и зубов, уродств, болезней и когда-то естественного человеческого любопытства. При этом упоминание отсутствия зубов несколько смущает, потому что тот же главный герой как-то поглощает пищу разнообразной текстуры по ходу произведения. Ну да ладно… Главное то, что человечество достигло, казалось бы, современного идеала: вечная жизнь на всем готовом и полная праздность, развлечения и никакого прогресса.
На этом можно было завершить философско-фантастическую историю, оставив финал открытым. Идеи противопоставления горожан и селян, которые так отдалились друг от друга, что знаться не хотят, было бы более чем достаточно для книги. Довольно очевидно порицание Кларком праздного невежественного города и благосклонность к тем, кто остался, как говорится, ближе к природе. Но этого автору было мало, поэтому дальше начинается то, что очень походит на магию, а не на научную фантастику: Элвин чудесным образом добывает себе космический корабль и без каких-либо раздумий об управлении им или запасах топлива (все магически работает само) отправляется в увеселительную поездку к другим планетам, прихватив с собой друга-селянина. О, господи.
Центральный персонаж романа немало меня удивляет. Элвин же, по сути, довольно невежественное и инфантильное существо. Машины, которыми он пользуется, для него сродни магическим предметам. Он не знает, как они устроены, умеет только приказывать вслух и ожидать исполнения своих желаний. Кларк будто дополнительно подчеркивает слабость горожанина Элвина по сравнению с его другом. Но при этом почему-то делает любопытство Элвина главной и единственной движущей силой романа.
Не меньше удивляет и странная диспропорциональность повествования: 70% книги Элвин долго и нудно ищет выход из города и исследует обнаруженное за пределами города поселение людей, а за оставшиеся 30% успевает внезапно посетить другие планеты, вернуться домой и обнаружить, что дело между горожанами и селянами пошло на лад. В эти оставшиеся 30% автор также упихивает сказочные идеи о бесплотном разуме и новом завоевании Вселенной людьми. Выглядит все это смазано и странно. То ли редакторы напортили, то ли писатель, заканчивая книгу, страшно торопился.
По-моему, произведение бы только выиграло, если бы автор разбил его на две примерно равные части, сократив подробности метаний Элвина в Диаспаре и его приключений в Лисе, и подробнее и тщательнее прописав часть с космическим путешествием и мегаразумом. Но Кларк написал так, как написал, что не очень радует даже несмотря на идеи по поводу будущего человечества и оптимистичные надежды на то, что и после долгого периода упадка все у людей еще будет.
wooldoor, 20 апреля 2011 г.
Иногда поражает воображение автора. Подробное описание каждой детали, представляешь картинку в точности перед своими глазами. Ты живешь в «будущем, в том мире».
Книга написана 55 лет назад, НО мне кажется она и через 150 лет не устареет и будет актуальна.
Так далеко в будущее авторы ещё не заглядывали. Миллиард лет вперед, миллионы веков прошло. Невообразимая цифра лет:)
Человечество успело пережить множество расцветов и падений. Был покорен космос и галактика, освоены все технологии. Люди перенасытились этим. Им это было уже не нужно... Они жили в «заперти» не то что от внешнего мира, а даже от внешнего «города» У них был «свой мир». Все были довольны. Люди умели уже жить без воды и многих полезных ископаемых, без которых сейчас человек не протянет и пару дней. Вечная насущная наша борьба.
Очень трудно поверить что «человеки» смогут протянуть столько веков на «своих плечах» не уничтожив и не разрушив всё что создавали. Но я верю в светлое будущее, каким бы оно не было.
Спасибо Артуру Кларку за этот шедевр.