Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 апреля 2016 г. 08:56

Вот и прошло уже почти полгода как нет с нами Владислава Женевского, писателя, переводчика критика, админа Фантлаба.

Влад был не только одним из лучших в России специалистов по хоррору, но и одним из самых активных библиографов на нашем сайте. Конечно, в основном он составлял библиографии авторов так или иначе причастных к "тёмной литературе". Благодаря его стараниям на Фантлабе появились странички Леонида Андреева, Ширли Джексон, Майкла Маршалла Смита, Тома Холланда, Грэма Мастертона, Нэнси Коллинз, Александра Варго, Михаила Вершовского, недавно был открыт Томас Лиготти, которого тоже начинал Владислав... К сожалению, Влад не успел закончить работу над многими билиографиями. В память о нашем друге и коллеге мы решили устроить на сайте "неделю хоррора" — с 27 апреля каждый день будут открываться доработанные библиографии авторов Влада, "неделя хоррора" закончится 4 мая, когда исполнится полгода со дня его смерти.

И ещё одна важная новость для ценителей творчества Владислава Женевского. Сейчас готовится к печати сборник его произведений. В книгу войдёт не только проза, но и стихи, а также статья "Хоррор в русской литературе"


Статья написана 15 ноября 2015 г. 10:44


Отчего уходят лучшие первыми,
Оставляя нас с побитыми нервами,
Оставляя нас с обмякшими крыльями...
А ведь если б не ушли — укрыли бы.

Отчего уходят первыми лучшие?
Может, бродят где-то за тучами,
С нами связаны нитью прошлого,
Капилляром всего хорошего.

(С) Вертер де Гёте

Статья написана 9 ноября 2015 г. 20:04

В прошлом году Влад Женевский составил список классических произведений "тёмного жанра". Этот "золотой канон" ужасов и мистики был предназначен в первую очередь для внутреннего пользования, должен был помочь при выборе фантлабовских "Книг на все времена".

Влад отметил:

цитата
"...я включал только те произведения и книги, которые а) признаны в мире безусловной классикой жанра и б) издавались на русском языке. В порядке исключения я добавил и несколько хороших историй, написанных относительно недавно, но уже достойных рекомендации. В список входят и те произведения, которые лично мне не нравятся, поскольку я старался быть объективным"

Несколько классических произведений ("Дракула", "Падение дома Ашеров", "Маска красной смерти", Вий", "Страшная месть"), думаю, наверняка вошли бы в список, но они уже были рекомендованы сайтом раньше.

Подборка очень интересная и я решил её обнародовать. Уверен, что многим будет полезно ознакомиться со списком, составленным одним из лучших знатоков "темной литературы" в России. К сожалению, дополнить его Влад уже не сможет.

цитата

XVIII-XIX века

  • Уильям Бекфорд. Ватек (роман)

  • Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (роман)

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман. Песочный Человек

    Эдгар Аллан По:

    1. Рукопись, найденная в бутылке

    2. Колодец и маятник

    3. Черный кот

    4. Сердце-обличитель

    5. Бочонок амонтильядо

    6. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима (роман)

  • Николай Гоголь. Портрет

  • Алексей Толстой. Упырь

  • Генри Джеймс. Поворот винта (повесть)

  • Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (роман)

  • Джозеф Шеридан Ле Фаню. Кармилла (повесть)

  • Проспер Мериме. Венера Илльская

  • Ги де Мопассан. Орля

    Артур Мейчен:

    1. Великий бог Пан (повесть)

    2. Три самозванца (роман)

    Амброз Бирс:

    1. Чикамога

    2. Проклятая тварь

    Первая половина XX века

    Элджернон Блэквуд:

    1. Ивы (повесть)

    2. Вендиго (повесть)

  • Монтегю Родс Джеймс. Рассказы антиквария о привидениях. Новые рассказы антиквария о привидениях (сборники), в том числе рассказы

  • Заклятие рунами / Руническая магия

  • Граф Магнус

  • Ясень

  • «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать…»

  • В назидание любопытным

    Уильям Хоуп Ходжсон.

    1. Дом в порубежье (роман)

    2. Ночная земля (роман)

  • Густав Майринк. Голем (роман)

  • Ганс Гейнц Эверс. Одержимые. Ужасы (сборники), в том числе рассказ

  • Паук

    Говард Филлипс Лавкрафт

      Повести

    1. Хребты безумия

    2. История Чарльза Декстера Варда

    3. Шепчущий во мраке

    4. За гранью времен

    5. Морок над Инсмутом

    6. Сомнамбулический поиск неведомого Кадата — скорее в раздел фэнтези

      Рассказы

    7. Музыка Эриха Занна

    8. Герберт Уэст, реаниматор

    9. Изгой

    10. Фотография с натуры / Натура Пикмена

    11. Цвет из иных миров

    12. Зов Ктулху

    Абрахам Меррит

    1. Гори, ведьма, гори! / Дьявольские куклы мадам Мендилип (роман)

    2. Племя из бездны / Жители ада (рассказ)

  • Фрэнк Белнап Лонг. Псы Тиндала

    Жан Рэй

    1. Мальпертюи (роман)

    2. Переулок святой Берегонны (рассказ)

  • Ширли Джексон. Призрак дома на холме (роман)

  • Ричард Матесон. Я – легенда (роман) — книгу рассматривают также и в поле НФ, поэтому лучше не путаться

    Рэй Брэдбери

    1. Что-то страшное грядет / Надвигается беда (роман)

    2. Темный карнавал / Октябрьская страна (один из сборников), в том числе рассказ

    3. Крошка-убийца

    Фриц Лейбер

    1. Ведьма (роман)

    2. Дымный призрак / Дух копоти

    Роберт Блох

    1. Психо (роман) — классика жанра, но при этом НЕ фантастика

    2. Навек ваш – Потрошитель

    1960-е – 2000-е

    Стивен Кинг

    Романы

    1. Жребий / Салимов Удел

    2. Сияние

    3. Противостояние

    4. Мертвая зона

    5. Кладбище домашних животных

    Рассказы и повести:

    1. Туман (повесть)

    2. Иногда они возвращаются

    3. Корпорация "Бросайте курить"

    4. Скреб-поскреб / Двигающийся палец

  • Уильям Питер Блэтти. Изгоняющий дьявола (роман)

  • Айра Левин. Ребенок Розмари (роман)

  • Питер Страуб. История с привидениями (роман)

  • Уильям Хьертсберг. Сердце Ангела (роман)

  • Энн Райс. Интервью с вампиром (роман)

  • Деннис Этчисон. Оно появляется только ночью

    Рэмси Кэмпбелл — безусловный классик, но на русском его романов и авторских сборников не было. Поэтому привожу популярные рассказы

    1. Выводок

    2. Там

    3. Забава

    Томас Лиготти — та же история, что и с Кэмпбеллом, только Лиготти не издавали даже легально. Отдельные рассказы:

    1. Последний пир Арлекина

    2. Вастариен

    Клайв Баркер

    1. Книги крови 1-6 (сборники) — рекомендовать только целиком

    2. Проклятая игра (роман)

    3. Восставший из ада (повесть)

  • С. П. Сомтоу. Вампирский узел (роман)

  • Дэн Симмонс. Песнь Кали (роман)

  • Роберт Маккаммон. Жизнь мальчишки (роман)

  • Барбара Хэмбли. Те, кто охотится в ночи (роман)

  • Ким Ньюман. Эра Дракулы (роман)

  • Нил Гейман. Коралина (повесть)

  • Джо Хилл. Рога (роман)

  • Макс Брукс. Мировая история Z (роман)

  • Статья написана 7 ноября 2015 г. 19:32

    4-го ноября умер Владислав Женевский. Pickman, как называли его на Фантлабе.

    "Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них — опора", — так Александр Блок написал о своём друге Александре Павловиче Иванове, авторе сумеречного рассказа "Стереоскоп". Такие же слова я могу сказать и о Владе.

    Мы познакомились в 2008 году на Первой Всероссийской встрече Фантлаба в Подмосковье. Впрочем, я уже немного знал Пикмана по форуму и знал, что он большой авторитет среди любителей мистики и хоррора. Первая фантлабовка прошла для гостя из Уфы не слишком удачно: он разбил по дороге очки, ничего не видел, к тому же приболел и плохо себя чувствовал, поэтому больше отмалчивался. Но в его остроумии мы смогли убедиться, именно тогда он придумал глагол "пратчетт".

    Настоящее явление Пикмана фантлабовскому народу состоялось в Самаре, на III-ей Всероссийской встрече Фантлаба, когда все были покорены его обаянием.

    на Встрече в Самаре
    на Встрече в Самаре

    В общении Влад был человеком в высшей степени интеллигентным, всегда готовым к диалогу, доброжелательным, уважающим собеседника, готовым прислушиваться к чужим словам, и вместе с тем — твердым в убеждениях, умеющим отстаивать свою правоту. Стоило ему о чём-либо негромко заговорить, как в наших шумных компаниях все замолкали и начинали прислушиваться — такова была сила харизмы. Он умел захватить внимание аудитории одной остроумной неожиданной фразой. Даже в обычном дружеском трёпе его речь была гармонична и красива, должно быть, сказывалось свойственное большим писателям внимание к деталям, к каждому слову. При этом Влад отличался замечательным чувством юмора, многие фразы Пикмана в кругу фантлабовцев стали крылатыми.

    Он был интереснейшей личностью. Общение с таким человеком — величайший дар судьбы.

    на Фантассамблее 2012
    на Фантассамблее 2012

    Он писал стихи и прозу, замечательные статьи и рецензии, занимался переводами, редакторской работой, организовывал интервью с зарубежными писателями, составлял библиографии на Фантлабе. И делал все одинаково талантливо и добросовестно. Казалось, что он настоящий волшебник, у которого три руки, как у шамана из песни его любимого "Пикника". Рецензии Влада на протяжении шести лет неизменно входили в тройку лучших рецензий года в престижном конкурсе Фанткритик. Пикман немало сделал для того, чтобы о русской фантастической прозе больше узнали англоязычные читатели: специально для сетевого проекта "Weird Fiction Review" знаменитого писателя и антологиста Джеффа Вандермеера Влад перевёл рассказ Леонида Андреева "Он". Вандермеер, кстати, рассказ оценил и сказал, что если бы узнал о произведении Андреева раньше, то обязательно включил бы в свою масштабную антологию "The Weird". В следующем году еще один фантастический рассказ русского автора начала прошлого века будет опубликован в новой антологии Вандермеера в переводе Влада.

    Вообще, эрудиция Владислава, багаж его знаний — поражали. Он отлично разбирался не только в литературе, но и в кинематографе. К IV Всероссийской встрече Фантлаба в 2011 году мы с Владом подготовили показ фантастической и сюрреалистической анимации. Несколько месяцев выбирали наиболее интересные мультфильмы со всего света и были рады, что показ прошёл с большим успехом. Влад тогда очень помог в выборе и поиске редких анимационных работ и написал прекрасное вступительное слово к нашему мероприятию:

    цитата

    С тех пор, как первый человек увидел первый сон, началась битва за царство грез. Мы пытались перенести ночные видения на папирус, пергамент и бумагу; мы рассказывали о них друг другу, упрощая и обедняя увиденное. И все-таки сны оставались неуловимы: поделиться ими оказалось намного сложней, чем радостью или горем. Слова против них бессильны. Тени, обитающие в наших головах, не клюют на словесную наживку.

    Но вот в начале прошлого столетия отыскались люди, говорящие с неведомым на его же языке. Они побывали в стране снов и вернулись с моментальными снимками – и мы впервые смогли увидеть ее чудеса, не закрывая глаз. Эти люди называли себя сюрреалистами.

    С тех пор сообщение между реальностью и ее старшей сестрой ни на миг не прерывалось. Вслед за живописью и скульптурой под знамена этого союза встала анимация. И застывшие образы ожили.

    Это высшая степень свободы, которая доступна сюрреалисту. Нет такой фантазии, которой умелые руки не смогли бы воплотить на экране. И мы расскажем вам о тех, кому это удалось лучше всего.

    Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст вам уже знакомы. Познакомьтесь же с теми, кто продолжал их дело на целлулоиде и в цифре – Владиславом Старевичем, Рене Лалу, Яном Шванкмайером и другими мастерами.

    …И не забудьте отключить на время сеанса ваше сознание: тем, кто видит сны наяву, оно без надобности.

    доклад о русском хорроре при свете свечи
    доклад о русском хорроре при свете свечи

    Пикман сделал очень много для сайта — подготовил библиографии многих авторов, в том числе Леонида Андреева, Мариам Петросян, Тома Холланда, Грэма Мастертона, Ширли Джексон, Робин Мак-Кинли, Келли Армстронг; для рекомендаций Фантлаба составил список наиболее значимых произведений, созданных в жанре мистики и хоррора. Первое время я, к стыду своему, испытывал что-то вроде ревности к его хоррор-проектам, хотелось чтобы такой человек больше времени уделял Фантлабу. Но потом, познакомившись с его коллегами по DARKERу, сам с ними подружился (замечательные люди!) и с удовольствием стал писать статьи для этого классного он-лайн издания.

    Вообще, Пикман оказал серьезное влияние на развитие моего литературного вкуса, я всегда прислушивался к его советам "что почитать", благодаря ему открыл для себя многих авторов в "тёмной литературе". Жаль, что собственное творчество Влада пока не столь известно, а ведь он был очень самобытным, интересным писателем.

    Пикман и даркеровцы
    Пикман и даркеровцы

    Беда пришла неожиданно — осенью 2012 у Влада обнаружили опухоль. Сделали операцию в Москве. Операция и реабилитационный период прошли вроде бы успешно. Когда силы вернулись, Влад быстро начал навёрствовать упущенное за время болезни — его рассказы стали публиковаться "в бумаге", он съездил на встречу со Стивеном Кингом в Мюнхен, продолжилось сотрудничество с Вандермеером. После операции мы дважды виделись в Москве, последний раз — в прошлом году. Я был рад и горд, что мой друг сумел победить страшную болезнь, победа Пикмана вдохновляла...

    Но в этом году болезнь дала себе знать с новой силой. Еще одна операция прошла тяжело и после возращения домой Влада не стало.

    А я-то, закрывшись на некоторое время от мира в своей собственной раковине, думал, что у него все хорошо, что он занимается своими многочисленными проектами и так и не сказал слов поддержки, когда они были нужны.

    "Впереди новая жизнь", — так написал Влад, исполненный надежд, после первой операции. Увы, жизнь оказалась несправедливо коротка. Он прожил только 30 лет.

    Скорбные заметки о смерти Влада опубликовали в фейсбуке Джефф Вандермеер и Лэрд Баррон.

    Благодаря Фантлабу я познакомился со многими интересными, талантливыми людьми, но Пикман был одной из самых ярких звёзд в этом созвездии.


    Статья написана 21 ноября 2014 г. 10:25

    В ноябрьском "Даркере" мои новые статьи — Марек Пестрак, восточноевропейский Эд Вуд о неоднозначном польском кинорежиссёре, основоположнике польского кинохоррора, хорошо известном российскому зрителю по совместным польско-советским фильмам "Заклятие долины змей" ( вошедшего по одному опросу десятку худших польских фильмов всех времён) и "Дознание пилота Пиркса". И первая часть нашего совместного проекта с Дмитрием Квашниным (Кел-кор) Русская готика: век девятнадцатый. Золотые годы.





      Подписка

    Количество подписчиков: 298

    ⇑ Наверх