Марк-Уве Клинг «Страна Качества»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Роботы | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Петер Безработный живет в QualityLand, в Стране Качества. Он утилизатор машин с искусственным интеллектом. Его жизнь подчинена Системе. Компьютеры решают, что ему покупать, кого любить, за кого голосовать. Потребительская утопия. Петер плыл по течению, пока дрон самой успешной компании в мире — TheShop, не доставил ненужный ему товар — секс-игрушку в виде розового дельфинчика. Петер решает ее вернуть, но есть единственная проблема: сделать это — значит доказать ошибочность работы совершенного алгоритма и поставить под сомнение сам принцип существования Страны Качества.
QualityLand, первая книга Марка-Уве Клинга, переведенная на русский язык, — это блестяще умная сатира в традициях Курта Воннегута, Дугласа Адамса и Джорджа Оруэлла, которая предлагает пугающий и слишком смешной взгляд на ближайшее будущее, в которое мы мчимся быстрее, чем хотим признать. Так зачем же медлить дальше? Интернет-магазин TheShop уже знает, что вам понравится!
Входит в:
— цикл «QualityLand»
Награды и премии:
лауреат |
Немецкая научно-фантастическая премия / Deutscher Science Fiction Preis, 2018 // Лучший роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2018 // (Германия) | |
номинант |
Розетта / Science Fiction and Fantasy Rosetta, 2021 // Переведённое произведение крупной формы (перевод с немецкого Джейми Сирл Романелли) | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2022 // Научно-фантастическая книга (Германия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zellenitell, 30 мая 2020 г.
Петер плыл по течению, пока дрон самой успешной компании в мире — TheShop, не доставил ненужный ему товар — секс-игрушку в виде розового дельфинчика. Петер решает ее вернуть, но есть единственная проблема: сделать это — значит доказать ошибочность работы совершенного алгоритма и поставить под сомнение сам принцип существования Страны Качества.(с) Аннотация
«По течению» Петер плыл добрую сотню страниц из двухсот семидесяти, и мы, читатели, сопровождали его в этом неспешном заплыве в ожидании хоть какого-то события, которое должно перевернуть ход истории. И хотя уже к середине второй главы абсурдный мир, в котором пребывает наш герой, стал нам понятен (ибо мы сами уже одной ногой в этом мире), однако автор почему-то продолжал упорно разворачивать широченную экспозицию на целую треть книги.
Да и после получения ненужного товара Петер вовсе не кинулся, сломя голову, возвращать товар, а продолжил еще некоторое количество страниц бултыхание по течению, вызывая острое желание дать пинка для ускорения.
Для описания цифрового будущего (тем более с толстыми намеками на настоящее) с его клиповостью, мгновенными способами передачи информации и удовлетворения потребностей, Марк-Уве Клинг выбрал парадоксально неторопливую манеру повествования. Описание действий глаголами настоящего времени эту манеру лишь подчеркивает.
Что характерно, в аннотацию не попала вторая линия сюжета — политическая борьба за президентское кресло. Возможно потому, что параллельная группа персонажей действительно абсолютно параллельна во всех смыслах нашему Петеру. Они так и не пересеклись в первой половине книги, а пересекуться ли во второй — бог весть, я уже утомился скакать туда-сюда.
Вывод: мысль автора ясна, сатира острая и едкая, местами действительно остроумно. Но то, что уместилось бы в рассказ или фельетон — чудовищно растянуто по содержанию. Лично мне терпения не хватило.
Neradence, 6 октября 2022 г.
Увлекательная сатира на современное общество цифрового потребления; не столько антиутопия, сколько комедия о крестовом походе против корпорации-монополиста с уровнем абсурда, граничащем с тотальной шизофренией.
Сюжет начинает развиваться сразу двумя параллельными линиями, которые под конец окажутся связанными.
В первой Петер пытается вернуть товар, который гигантская корпорация ему подсунула как «нужный», но терпит неудачу за неудачей, во второй — полным ходом идёт подготовка к выборам, где от одной из партий выдвигается на пост президента андроид. Со слоганом «машины не ошибаются», и этим же слоганом The Shop мотивирует отправку того, что считает нужным, Петеру.
Потому что машина знает лучше, что ему нужно, даже если он с этим не согласен или он этого ещё не понял.
При этом и Петер, и Джон, который кандидат в президенты, не одиноки в своих крестовых походах, и это тоже забавно: первого сопровождают в основном машины, которых он спасает от смерти в своём перерабатывающем прессе, а второго — в основном люди, которые пытаются убедить других людей в том, что за машиной в управлении — будущее. Население не верит и протестует, умудряясь породить даже каких-то «разрушителей машин», ловко упуская из вида тот факт, что вообще ими уже правят машины и их поисковые алгоритмы.
Книга пропитана иронией, но не сарказмом, стиль повествования здесь довольно, ну, мягкий, никакого агрессивного высмеивания, хотя доведение до абсурда — главная составляющая. Гигантские корпорации лишают людей выбора, подбирая за них и для них вещи, работу, партнёров, новости, книги, домашних питомцев и кандидатуру, за которую надо голосовать на выборах. Нет личных имён, нет старых названий городов, нет истории, нет прошлого, только чистое и светлое будущее, да и настоящее вроде неплохое.
Нет, настоящее самое хорошее — потому что в Стране Качества всё превосходно и всё может быть только в превосходной степени! Кроме личных свобод, потому что а зачем они там кому-то нужны, ведь сеть уже посчитала все профили и вместо дурацких метаний определит самый правильный путь для каждого, кто в ней оказался.
А кто не вписался, не согласен или смеет быть недовольным — он просто «бесполезный» и его социальный рейтинг ниже дна, так что пусть не возникает.
И всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как бы не хотелось думать обратное, но большая часть того, что подаётся в романе как высмеивание технологического прогресса, свернувшего куда-то не туда, в наличии уже сейчас. Tinder подберёт партнёра, Amazon подсунет товары, а банк пришлёт кредитку, только нажми заветную кнопочку; люди — не более, чем цифровой товар, который сам платит за то, чтобы им управляли, а на персональных данных, которые качаются от одного маркетингового отдела к другому, делается всё больше денег.
И, что особенно печально, люди сами стремятся к тому, чтобы соответствовать системе и всё больше себя в неё утрамбовать: в этом смысле больше всего мне понравилась сцена с предыдущим президентом, которая лежала в больнице при смерти и вдруг перестала умирать. Но система уже рассчитала, что она должна умереть через 16 дней, и если этого не произойдёт, то доверие к системе рухнет, поэтому мадам бывший президент сама выдёргивает вилку медицинского прибора из сети. Потому что если система на самом деле может ошибаться, то как тогда жить?
Пожалуй, вторую часть тоже потом почитаю: не то, чтобы роман открыл мне глаза на проблемы информационной эпохи: что персональные данные и их владельцы — товар, причём очень выгодный в реализации, что люди не в состоянии управлять ими или что досье на нас собирает каждый пробегавший мимо скрипт, и так широко известно, но всё равно это было увлекательно. (Я бы и роман, который хочет написать электронная неудачливая поэтесса Каллиопа, почитала, про сверхинтеллект, который решил схлопнуться, как только осознал себя, книга от лица ИИ про другой ИИ звучит как тот уровень абсурда, что мне тоже по душе.) И местами даже весьма забавно, чувство юмора Клинга мне тоже понравилось.
iRbos, 19 апреля 2023 г.
«Страна качества» — это фантастика ближнего прицела, густо замешанная с сатирой. От немецкого автора Марка-Уве Клинга. К роману у меня были изначально определённые сомнения, но они оправдались лишь отчасти.
В ближайшем будущем Германия проведёт ребрендинг и превратится в Страну Качества. По принципу, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. В этом чудесном государстве всё самое лучшее, потому что разрешено использовать только превосходную степень для описания её достоинств. Люди избавились от наследия прошлого и вроде как получают теперь по заслугам. Даже вместо фамилий у всех должность одного из родителей. Но несмотря на ушедший семимильными шагами в сторону роботизации и искусственного интеллекта прогресс, между Петером Безработным и Мартином Управляющим всё ещё лежит огромная пропасть.
Роман получился своеобразный. С точки зрения сатиры он довольно едкий и неплохо играет на тонкой грани между технооптимизмом и технофобиями. Во многих авторских размышлениях действительно прослеживаются злободневные проблемы, о которых мы часто даже не задумываемся. Например, о синдроме «алгоритмической ленты», когда люди полностью уверены, что окружающие думают так же, как и они. Хотя на самом деле это совсем не так, что уже было много раз доказано на практике. Ещё здесь описаны проблемы искусственного интеллекта, социальной оценке и экономики в цифровую эпоху. Во многом книга как один из эпизодов сериала «Чёрное зеркало», но подано всё в более мягком сатирическом ключе. Правда, это выражается именно в отсутствии психологического давления, в остальном рейтинг 18+ автор отыгрывает по максимуму, вставляя везде к месту и не очень разные сальности. Даже центральный конфликт вращается вокруг, простите, резинового члена. Главному герою вездесущие алгоритмы присылают розовый вибратор в форме дельфина, но он ему не нужен. К сожалению, сдать просто так его не получится, ведь это означает, что машина совершила ошибку. А машины не совершают ошибок!
Кроме этой сюжетной линии, в книге ещё две параллельные, но она всё равно оставляет впечатление сборника скетчей. Сказывается занятие автора стендапом. Оно вообще торчит в книге отовсюду и это зачастую её совсем не украшает. Какие-то скетчи интересные, а какие-то вообще несмешные и не несут особой смысловой ценности. Всю сюжетную линию Мартина Управляющего, например, можно выкинуть, и книга мало что потеряет, кроме пары шуток над новым семейным укладом. Местами автор перебарщивает с юмором, а местами наоборот «недосаливает». С цитатами вообще беда — Клинг умеет их использовать только в лоб. Из-за всего этого стиль у автора ощущается довольно «деревянным». Да, он в конце удачно выкрутился, из-за чего получился «не баг, а фича», но местами читать всё равно тяжеловато.
В целом «Страна качества» — это произведение с интересной идеей и средним исполнением. На один раз сойдёт, потому что книга содержит короткое и ёмкое высказывание о потенциальных опасностях развития цифровизации в обществе. Но на объективные минусы, которые в ней тоже присутствуют, сложно закрыть глаза.
chelovek10011, 13 апреля 2020 г.
Книгу практически ,говоря языком врачей определенной специализации уже вскрыли,препарировали ,осмотрели и вынесли заключения по всем главам . Не знаю,сколько лет сие творение будет «на плаву» ,а уж тем более,какие медальки и «сладкие пирожки» будет еще получать автор . Меня хватило где то на половину напечатанного текста,после чего этот«бестселлер«был запущен в сторону небольшой(слава богу)стопочки макулатуры ,которая появилась с начала года ,благодаря некоторым нашим издательствам. И к моему большому сожалению и разочарованию, здесь пальму первенства прочно удерживают издания « Fanzon «.( А как хорошо всё начиналось ,когда было впервые и вновь).Есть там и «АСТ«и «ЭКСМО»,но их очень ,очень мало и это другая история. Как уже отметил ,все внутренности уже вывалены наружу ,пересказывать и повторятся нет смысла. Одно только еще хочу отметить. Никогда за свою жизнь, не жаловался на отсутствие чувства юмора,а тем паче его адекватного восприятия и понимания. Но читая этот опус ,это чувство так и не испытал ,в отличие от многих других рецензентов. Видимо обилие юмора стало появляться и проявляться ,только на тех страницах, которые я уже не открывал (книга успела улететь в нужном направлении). Впрочем ,никаких переживаний и сожалений по этому поводу ,я не испытываю и по сей день. В общем (это чисто мое мнение ) данная книга ,это откровенный бред ,скукота и извращенный взгляд дебила на какое угодно общество. И не важно анти или что то другое ,но это действительно утопия (от слова утопиться) .Как всегда в таких случаях ,жалко потерянного времени и потраченных денежек .
.
Some_Voices, 3 августа 2020 г.
Если кратко, то: аннотация гораздо интереснее самой книги. Вот эта фраза: «...блестяще умная сатира в традициях Курта Воннегута, Дугласа Адамса и Джорджа Оруэлла...» — сильно завышает ожидания. На мой вкус больше похоже на «Билет на планету Транай» Шекли, но хуже качеством.
Понравились вставки с рекламой, статьи и комментарии к ним. Позволяет погрузиться в мир. Отсылки к современным играм, фильмам и звездам забавляют. А описание проблем, хоть и местами гипертрофированных, уже даже не будущего, но настоящего — пугают. Персонажи симпатичные.
Не понравилось, что сами по себе эти забавные эпизоды не сложились в бойкий и стремительный сюжет. Начало затянуто. Описанная якобы завязка происходит чуть ли не в середине книги. Местами связки между сценами топорные, очень заметно, что персонажи появляются и исчезают по велению автора. А главный герой Петер ведет себя то, как амебный «бесполезные» то, как активный и бойкий юноша.
Кроме прочего, перевод (или редактура?) показался мне неудачным местами, например:
Соц. сеть то идет как “Everybody”, то как “Все”.
Или вот “тинейджер качества”, что?
“Айпад качества переключается в режим stand-by, и дисплей гаснет” — почему выбрано было “stand-by”?
В целом о прочтении не пожалела — книга небольшая. Да и в какой еще антиутопии почитаешь шпильки в адрес комедий с Дженифер Энистон ;) Но если бы был шанс дать себе совет, то посоветовала бы читать на английском. Немецкого, к сожалению, не знаю.
Ctixia, 23 июня 2023 г.
Маркетинг победил здравый смысл*
Основная мысль, которую я вынесла из всего повествования — алгоритмы не могут решить нас всех до единого. Они могут предугадать поведение большинства, они могут запрограммировать и предугадать желания толпы, но они никогда не разберут побуждения отдельного человека. Всегда будет исключение из всех правил.
Так и в книге. Петер Безработный примерно в первой трети книги получает товар, который ему совершенно точно не нужен — вибратор в виде дельфина. Но вернуть он его не может — ведь система не ошибается! Если система так решила, значит этот товар точно нужен получателю. Но Петер не оставляет попыток дойти до верхушки корпорации и доказать свою правоту — а на фоне этого проходят выборы нового президента. И в числе кандидатов андроид Джон, чей предвыборный лозунг — «Машины не делают ошибок«!
Это ироничная книга, выворачивающая многое происходящее сейчас в гиперболизированном свете, и даже в чем-то пророческая, ведь сам текст написан в 2017 году. Идея жизни в собственном таргетированном пузыре как никогда актуальна — ведь система предлагает читать и смотреть то, что может быть интересно пользователю, на основе его предыдущих запросов. Получается, буквально, что ваше прошлое определяет ваше будущее. В обществе потребления, где ради уравновешивания этого потребления были созданы специальные дроны, — не это ли наш кошмар?
Текст легкий, прерывается порой новостными сводками бывшей девушки Петера, Сандры Админ. И без рекламы тут никуда — вы же в стране Качества! И весьма много отсылок к знаменитой серии «Черного зеркала», где статус человека определяется лайками окружающих. Для любителей особенно советую.
* Заголовок честно стащен с ютуб-канала «Книжный поезд»
heresyhub, 4 июня 2020 г.
Антиутопия ближнего прицела, но вместо нагнетания мрака Клинг использует юмор. Неожиданно, но это работает гораздо лучше, чем если бы тебе вливали «Черное зеркало». Здесь тема диктатуры большинства, поддерживаемая алгоритмами продаж, и давления социальных приложений в духе «Сферы» Эггерса поданы совершенно иначе — с точки зрения обычного парня. Петер не бунтовщик, живет себе понемногу. Он смирился и с всеобъемлющим социальным рейтингом, и с всезнайками-дроидами, и с генерируемыми алгоритмами покупками, где ему даже выбирать не нужно, и с выбором партнера с помощью системы, и со многим другим. Но когда дрон всемогущего сетевого магазина приносит ему розовый вибратор в форме дельфина и утверждает, что товар ему необходим (ведь предиктивный алгоритм ошибаться не может), Петер решает вернуть товар. Но быстро оказывается, что для этого нужно победить в настоящей войне. =D
Помимо приключений Петера, которому помогает кучка бракованных андроидов и даже айпад-коммунист, Клинг описывает политическую линию, в которой в президенты пытается избраться андроид Джо. Андроид уверен, что он с легкостью выиграет выборы, ведь он все знает, умеет принимать эффективные решения, а противостоит ему какой-то чокнутый расист, несущий чушь с утра до вечера. Что ж, андроида ждет сюрприз. Вообще в «Стране качества» роботы, дроиды и прочие устройства часто выглядят более приятно, чем люди, но написана книга в теплой, подтрунивающей манере, так что это не давит. Это, скорее, пугает, потому что Клинг очень весело и задорно рассказывает об основной проблеме внедрения сложных предиктивных систем. Дело в том, что корпорации проще игнорировать и усугублять ошибки (и сломанные с их помощью судьбы), считая код непогрешимым, чем признать ошибку, ведь это огромные траты и потеря престижа. У крупных бизнесов, как и людей, с признанием ошибок дела обстоят плохо, ведь тут в признание ошибки вписаны финансовые потери.
Прекрасная, довольно глубокая и актуальная книга, которая выглядит, словно простенькая юмористическая фантастика. Клинга явно пугают те же вещи, что и меня, так что местами меня прямо пробрало, ведь именно в Страну Качества мы и двигаемся быстрее, чем способны это осмыслить. Ну и некоторые моменты у Клинга очень обаятельные — например, самоуправляемая машина, у которой сломался модуль навигации. Она носится по городу, не способная приехать туда, куда нужно, эдакий дикий мустанг. Ближе к концу книги Петер вынужден воспользоваться ее услугами, поэтому он сидит рядом и заботливо говорит ей: «На следующем повороте поверните направо» =)
majj-s, 28 января 2022 г.
Подчинение – это составляющая их программирования
«Роман о замужней русской дворянке, которая вступила в любовную связь с полковником. Книгу я назвала «Карен Аннанина». Это было слово в слово скопировано у Толстого! Лишь немногие прочитали мою книгу. Практически все нашли ее скучной, и никто не понял, что этот роман уже существует. Я скажу только: в среднем 1,6 звезды!»
Недалекое будущее две тыщи некоторого года. Прежняя Германия, не менее России озабоченная поиском национальной идеи и новых путей развития, переименована в Страну Качества. Все, включая родовые имена, заменено здесь на новое. Девочка теперь в качестве фамилии получает профессию (социальный статус) матери, мальчик — отца. Звучит, как: Ева Дантист, Уве Член Парламента, Мариза Заключенная, Анне Проститутка, Петер Безработный.
Вы можете подумать: «Фу, очередная дистопия, надоело это унылое... уныние», — и будете неправы. Что угодно, только не напыщенное высокопарное страдание, каким грешит большинство произведений жанра. «Страна качества. Qualityland» остроумная, жизнеутверждающая, уморительно смешная книга.
Прочитав ее впервые, два года назад, и будучи не в силах вот просто так взять и перестать читать Марка Уве Клинга, я прочла у него Das Känguru-Manifest и не жалею. что отмучила себя неделей немецкого чтения, потому что Клинг — автор, который умеет кафкианский абсурд и достоевское «бедный человек хуже ветошки» переплавлять в спокойное, исполненное внутреннего достоинства жизнелюбие и оптимизм.
Петер Безработный и его борьба за человеческое достоинство станет главной темой книги. Точнее: право сказать «Нет!» алгоритмизованной системе. Но по порядку. Всем жителям Страны Качества присваивается определенный социальный индекс, от единицы до ста, определяемый многими параметрами, от образования и состояния здоровья до уровня доходов и популярности в сетях. У элиты множественные привилегии, вроде права переключать светофор на зеленый, приближаясь к перекрестку. Имеющие индекс ниже двузначного называются бесполезными, довольствуясь объедками и остатками.
Однажды курьерский дрон доставит Петеру Безработному розовый вибратор в форме дельфина. Вещь, как бы корректнее, совершенно ненужную. Денег больших не стоит — можно бы и не заморачиваться с возвратом. Но явная абсурдность приобретения в контексте предугадывающей желания клиента системы алгоритмов, вынуждает героя все же сделать возврат. Тут все и начнется и это будет дивная история. Местами уморительно смешная, местами грустная, но никогда не скучная.
Когда прочла ее, два года назад, я писала: «Не знаю, насколько впечатление от книги останется неизменным во времени, но некоторые сцены уже в сердце. Айпад Качества разговаривает с охранниками телецентра. Джон Наш танцует с Аишей Доктором под «Аишу» Стинга. Петер ведет Каллиопу в подвал и что она там видит. Но, упс, молчу.» Сегодня могу уверенно сказать, что книга так же прекрасна, а впечатление ничуть не померкло. Напротив, дополнительный опыт позволяет насладиться новыми гранями повествования.
За новую встречу с романом спасибо Игорю Князеву, и, конечно, Фанzonу, который перевел и выпустил вторую часть Qualityland, приурочив к выходу бумажной и электронной книг аудиоверсии обеих.
Берите, если еще не прочли, Марк Уве Клинг стендапер номер один в сегодняшней Германии, что это, как не показатель пресловутого качества? А меня ждет встреча со второй книгой. Ура!
Cyberserk, 26 марта 2020 г.
Тысячи лет блужданий во мраке, пропитанном грехом наконец закончены. Не веря своему избавлению, человечество снова вступает в Эдем. Сомнение вполне естественно, время оказалось не способно что-либо изменить, люди остались людьми, тем не менее Бог приветлив и даже учтив. Еще бы... ведь Бог создан людьми.
Трудно тягаться с невероятной проницательностью Хаксли и ужасной безнадежностью Оруэлла, которые расположились на противоположных полюсах антиутопичной сферы, тем более когда между ними продолжают выстраиваться все новые и новые концепции, предлагаемые как мастерами, так и любителями. Впрочем с каждым годом мы приближаемся к какому-то невидимому, но вполне ощутимому рубежу, в котором антиутопия приобретает все более четкие и реалистичные контуры, отражая современный мир в своем черном зеркале. Как-будто каждый шаг в будущее приближает нас к вполне конкретному сценарию, отрезая выходы к другим. В итоге изобретать велосипед автор не стал.
Страна Качества — та самая точка экстраполяции, куда несется наша неуправляемая вагонетка. Все предсказуемо и поверхностно. Ничего нового и необычного. Совсем немного имплантов, гораздо больше дронов, доставляющих посылки и масса развлекательного контента. Человечество занято исключительно созданием биг дейты, а непростым алгоритмам предстоит со всем этим разбираться. И конечно же всегда найдется тот, кто будет недоволен существующим положением вещей. Но только главный герой, будущий борец с системой, настолько безвольный и бесхарактерный, настолько неинтересный, что даже алгоритмы, анализируя его поведение, мало что способны ему предложить в бесчисленных приложениях. А они ни много, ни мало, формируют жизненный уклад современного человека. Кроме того в обществе существует рейтинговая система, куда встраивается каждый гражданин. И разумеется, главный герой находится на самом дне. Вот оттуда он и начинает свой путь через картонные декорации подростковой фантастики в малопонятном направлении.
В книге задается ряд серьезных вопросов, которые касаются технологического развития и действительно являются предметом беспокойства для ныне живущих поколений. Однако ответы весьма кратки и хрестоматийны, если вообще автор удостаивается отвечать на свои же вопросы.
ZhSergei, 28 октября 2020 г.
Интересная интерпретация возможного будущего написана в книге автором, которое в ближайшее время нас всех ожидает. Где цифровизация дошла до своего апогея. Где вся жизнь людей находится под контролем искусственных интеллектов. А с помощью различных приложений тебе дают определения с кем тебе общаться, с кем дружить, где работать и с кем заводить семью. Будущее, который описывает немецкий автор Марк-Уве Клинг, оно не где-то рядом, а уже здесь, рядом с нами, так как, то что он описывает в книге, нас все это окружает в повседневной жизни.
В книге задаются ряд серьезных вопросов, которые касаются проблемы технологического развития и являются предметом беспокойства для развития человечества. Ответы, конечно, удручающие, но благодаря доли иронии автора, углы мрачности в тексте сглаживаются.
Стоит отметить идею автора, что фамилии жителей Страны Качества абсолютно не соответствуют прогрессивной национальной идентичности. Так любой мальчик носит фамилию, которую обозначает профессию его отца, а каждая девочка- фамилию, обозначающую профессию его матери. Определяющим фактором при этом являлась работа, которая была актуальна на момент зачатия. И не стоит удивляться, если в тексте встретятся такие персонажи как Генрик Инженер, Вальтер Уборщик, Антон Аудитор или Мелисса Проститутка.
Все жители имеют свой айпад качества. Любую оплату они подтверждают не через face id, а при помощи поцелуя в экран, так более точно можно обезопасить себя.
У каждого жителя есть свой рейтинг. И он может варьироваться как в плюс, так и в минус. В зависимости от его величины ему доступны определенные плюсы в жизни: хорошо оплачиваемая работа, качественное просторное жилье, отличный партнёр, решение проблем с полицией.
Любой житель Страны Качества может найти себе партнёра на сайте знакомств Quality Partner. Где программа по определенному алгоритму выберет тебе более подходящего партнёра, назначит встречу и закажет столик в ресторане. И велика вероятность, что с этим партнёром ты проживёшь до последних дней своей жизни.
Любую обслуживающую работу выполняют уже не сами люди, а андроиды. Есть андроиды, которые пишут книги, есть андроиды юристы, а есть те, кто стремится к власти.
Но не все бывает идеально в цифровизованном мире. Однажды алгоритм даёт сбой и главному герою романа, Петеру Безработному, приходит посылка, которую явно он не заказывал. Зачем молодому парню розовый вибратор в форме дельфина? Не нужен. А вот система говорит, что нужен…
Да, это уже не та антиутопия, которую мы привыкли читать у Замятина, Оруэлла и Хаксли. Но Марк-Уве Клинг открыл новый взгляд на мир будущего и добавил отличную порцию юмора в свой роман. Читается книга с удовольствием.
majj-s, 29 февраля 2020 г.
Как писать частицу «не» в нашей солнечной стране
Стало постоянно расти число людей, обращающихся к Джону Нашему. Каждый подключенный микрофон, по их убеждению, передавал Джону их просьбы
В любимом фильме моего детства «Электроник» есть сцена, когда Сыроежкин рассказывает родителям о мальчике-роботе, начиная словами: «Мы познакомились на свалке» (мама морщится, как от зубной боли). Так вот, со «Страной Качества» мы познакомились на всемирной свалке интернета, а свел меня с ней алгоритм. Тот самый, который в романе станет неотвратимым, всемогущим и вездесущим. Однако и в нашей жизни проникает контекстной рекламой в сферы, которые наивно числим конфиденциальными.
С определенного времени упоминания о книге стали мелькать тут и там. Что за очередная дистопия? — подумала скептически. Начала читать и присоединилась к армии поклонников. Qualityland в заглавии не случайно. С одной стороны. жаль потерять восхитительную игру слов англоязычного варианта Equality-Quality (отсечением одной литеры превратить Равенство в Различие). С другой, разве пресловутое «немецкое качество» не стало одной из самых устойчивых характеристик национального менталитета?
В общем так, недалекое будущее две тыщи некоторого года. Прежняя Германия, не менее России озабоченная поиском национальной идеи и новых путей развития, переименована в Страну Качества. Все, включая родовые имена, заменено здесь на новое. Девочка теперь в качестве фамилии получает профессию (социальный статус) матери, мальчик — отца. Звучит, как: Ева Дантист, Уве Член Парламента, Мариза Заключенная, Анне Проститутка, Петер Безработный.
Вот как раз Петер Безработный и его борьба за человеческое достоинство станет главной темой книги. Точнее право сказать «нет» алгоритмизованной системе. Но по порядку. Всем жителям Страны Качества присваивается определенный социальный индекс, от единицы до ста, определяемый многими параметрами, от образования и состояния здоровья до уровня доходов и популярности в сетях. У элиты множественные привилегии, вроде права переключать светофор на зеленый, приближаясь к перекрестку. Имеющие индекс ниже двузначного называются бесполезными, довольствуясь объедками и остатками.
Только не подумайте, что Марк-Уве Клинг написал очередные мраки_на_хромой_собаке о власти всесильных мегакорпораций и безмолвном отчаянии маленького человека. Здесь все это будет. Кафкианский абсурд, достоевское «бедный человек хуже ветошки». но не это главное. Потому что автор не только редкий умница и талантливый поэт, отмеченный многими наградами — он еще и стендапер номер один в сегодняшней Германии. что предполагает умение смешить. Будьте уверены, смеяться с этой книгой вы будете не раз и не два, просто покатываться со смеху и заходиться хохотом.
А начнется все с того, что курьерский дрон доставит Петеру Безработному розовый вибратор в форме дельфина. Вещь, как бы корректнее, совершенно ненужную. Денег больших не стоит — можно бы и не заморачиваться с возвратом. Но явная абсурдность приобретения в контексте предугадывающей желания клиента системы алгоритмов, вынуждает героя все же сделать возврат. Тут все и начнется и это будет дивная история. Местами уморительно смешная, местами грустная, но никогда не скучная.
Не знаю, насколько впечатление от книги останется неизменным во времени, но некоторые сцены уже в сердце. Айпад Качества разговаривает с охранниками телецентра. Джон Наш танцует с Аишей Доктором под «Аишу» Стинга. Петер ведет Каллиопу в подвал и что она там видит. Но, упс, молчу. Читайте — не прогадаете.
А одна моя знакомая, — говорит дрон, — Утверждает, что людей, которые пишут программы, больше нет вовсе. Есть только программа. программа, которая пишет программу.
Ксанка, 23 марта 2021 г.
Приятная, даже местами лёгкая книжка о жизни в обществе гипертрофированного потребления. Все производство роботизировано, у людей почти не осталось профессий. Даже в политической жизни страны не обходится без современных технологий — на роль президента выдвигается робот.
Не могу сказать, что книга меня впечатлила. Я не прочитала в ней ничего нового, все это уже где-то было. И «кастовое» общество, и механизмы «большой брат знает тебя лучше»... Но написано все очень добротно, приключения героев увлекательны.
Понятно, что автор специально сконцентрировал внимание на одной территории, но все равно мне очень не хватило общей картины мира. Ведь и другие страны должны как-то взаимодействовать со Страной Качества. На и глобализацию ещё никто не отменял...
Во всем остальном книга стоит потраченного на нее времени. Перечитывать не буду, но рекомендовать любителям антиутопий можно.
(https://www.livelib.ru/review/1933645-qualityland-strana-kachestva-markuve-kling)
ааа иии, 13 июля 2020 г.
Очень простая книга, практически, беллетризованный оптимистический научпоп о веке big data, его потребителях и политике. Этакое «Интерфейсом об тейбл» Бетке строго для взрослых.
Рекомендации:
— если сами разбирались в «проблеме вагонетки» и можете расшифровать акроним сaptcha, если признаете кластеризацию интернета и что «цифровое неравенство» говорит не о вайфае. Если представляете минусы биометрии, тем паче, на что намекал робот, сочиняя «Джордж Оруэлл идет за покупками» — можно ограничится аннотацией, ничего не потеряете. Ну, кроме ручной погрузки боевого робота в багажник, левого айпода, дочки с гормональным чипом, пакетировочного пресса и отдающего Томом Шарпом немецкого юмора;
- если нет, если не вполне или допустим, даже пообщавшись с операционистом (которому слова, квитанции и проч. по сравнению с тем, что кто-то, когда-то и зачем, по большому счету, неизвестно, внес в БАЗУ), еще считаете, что проблема только в ошибке... читать.
Издано хорошо, огрехов в переводе не заметил.
Viradan, 12 апреля 2020 г.
Четвертый сезон «Черного зеркала» получился плохим, пятый — еще хуже, а спецвыпуск «Брандашмыг» — просто отвратителен. То ли его создатель Чарли Брукер потерял задор, то ли банально исписался. К счастью, есть другие творцы, готовые подхватить эстафету и понести ее дальше, что и показал данный роман. Его автор также использовал концепт рейтинга из 1-го эпизода 3 сезона, хоть и с изменениями, а также перевернул наоборот сюжет «Момента Уолдо»
Мир книги демонстрирует нам не столь отдаленное будущее победившей алгоритмизации всего и вся, политкорректности и потакании самым примитивным желанием аудитории. К нему как нельзя лучше подходит мем «шутка смешная, а вот ситуация страшная». Это, без сомнений, антиутопия, но легкая и комедийная. Из ближайших аналогий тут напрашивается «Москва 2042» Войновича.
В плане сюжета книга занятна, но не более того. Она состоит из двух параллельных сюжетных линий, которые сходятся только ближе к финалу. Сами события тоже разгоняются ближе к середине, но и назвать первую половину скучной тоже нельзя. Любители отсылок к массовой культуре тоже не уйдут обиженными.
Эрго: «Страна качества» вряд ли попадет в пантеон антиутопий, однако это достойный представитель юморного направления в жанре. Прочитать стоит, но еще лучше книга будет смотреться в формате мини-сериала.
Kabasha, 10 апреля 2020 г.
Страна качества – это одновременно и смешная утопия, и страшная полуреальность, поскольку многое, что описывается в книге, уже окружает нас с вами в нашей повседневной реальности. Стоит лишь оглянуться по сторонам.
Если попытаться абстрагироваться от нелепой и веселой трагикомедии, сопровождающей жизнь Петера Безработного и заглянуть глубже, становится неуютно от того, что наши привычки, наши вкусы, вплоть до нашего поведения – все то, что нам казалось созданным только и исключительно нашей свободной волей, оказывается на поверку не таким уж и свободным. И не таким уж личным, кстати, тоже.
В разговорах с друзьями мы не раз уже поднимали интересную тему о том, что наше поведение не только формирует окружающую нас среду (что в офлайне, что и в онлайне), что вполне логично и обоснованно, но и о том, что данное сформированное окружение начинает постепенно менять нас самих, заставляя уподобиться тому образу и той среде, что окружает нас, т.е. сначала мы меняем среду под себя, а потом она совершенно неожиданно для многих начинает менять нас.
Конечно, многие станут спорить с этим фактом, доказывая, что все не так, да и сам автор Марк-Уве Клинг, кстати, тоже не стремится что-либо доказать, оставаясь лишь невольным рассказчиком занимательных историй жизни в самой лучшей наикачественнейшой стране. Более автор, автор не пытается даже строить серьезные выводы из нарисованного им будущего, либо предоставляя это право читателю, которого он мог бы «разбудить» своим текстом, либо изначально не желая углубляться ниже уровня описательной сатиры на современное общество.
Большим плюсом романа является большое количество отсылок на произведения современной культуры: от кинематографа и музыки, до книг и других социальных явлений. Начитанному или наслушанному читателю они, вне всякого сомнения, будут знакомы, и возможно его посетит милая улыбка, поскольку большинство подобных отсылок сделано изящно и грамотно. Причем в лидерах – коллега Клинга по жанру Джордж Оруэлл.
Однако в сравнении с тем же Оруэллом или Хаксли Марк-Уве Клинг абсолютно проигрывает им, поскольку не стремится задуматься или заставить читателя сделать это, а лишь предлагает глазам и другим органам чувств историю о мифической (или не такой уж мифической, если остановиться, призадуматься и оглядеться по сторонам, а также заглянуть в свой телефон, планшет или ноутбук) стране, где все, что угодно направлено вроде бы на удовлетворение потребностей и нужд человека, а на самом деле…
Впрочем, что на самом деле – это вопрос, который стоит задать самому себе в тишине и спокойствии, после прочтения книги. Она хоть и проста, смешна и незатейлива по своей глубине, тем не менее, способна доставить удовольствие и возможно заставит задуматься, все ли мы делаем правильно в нашей жизни. Или все же нет.