Надеюсь, что эта небольшая заметка будет полезна для посетителей нашего сайта, которые хотят понять, по каким принципам пополняется база данных и конкретно лента новостей.
Знаете, несколько лет назад, когда я ещё не был админом, тоже думал, что библиографии авторов открываются по какой-то сложной и непонятной системе. Всё оказалось куда проще. Библиографии дожидаются своей очереди на проверке, затем составитель занимает под новость произвольную дату. Практически живая очередь.
Но это что касается новостей. А по каким принципам администрация решает, каких авторов открывать?
Во-первых, составление библиографий — это по большей части индивидуальный труд. Исключений много, но группа админов редко объединяет усилия в работе над страницей какого-либо автора. Если вы видите в списке составителей больше 2-3 никнеймов, значит перед вами «переходящий трофей» — библиография, которую много лет поочерёдно доводили до ума разные админы.
Причин, почему на сайте восторжествовала именно такая организация труда, может быть множество. Разбирать их здесь не буду. Одна из самых очевидных причин: каждый работает в своём темпе, в зависимости от того, когда появляется свободное время, и скооперироваться бывает довольно сложно.
Во-вторых, библиограф составляет тех авторов, которые интересны лично ему. Это ключевой момент. Лаборатория Фантастики – объединение энтузиастов и план никто сверху не спускает.
В-третьих, у библиографов различные интересы. Пока один составляет библиографии современных фантастов, другой занимается забытыми авторами начала XX века. Кто-то готовит странички авторов-детективщиков, а кто-то – сказочников. От того, что на сайте перестанут открывать библиографии из трёх-четырёх романов, работа над огромными библиографиями классиков мировой литературы или писателей-приключенцев не продвинется, поскольку занимаются ими разные люди.
В-четвёртых, для составителя бывает приятнее увидеть открытой небольшую библиографию, чем полгода выискивать информацию по «проблемному» автору. Чистая психология. Даже библиографы, готовые заниматься крупными проектами, время от времени отвлекаются, чтобы открыть какого-нибудь автора попроще. Иногда на информацию по малоизвестному писателю можно наткнуться как раз в процессе работы над страничкой классика.
В-пятых, у библиографов может быть самый разный опыт. Бывает, что когда вы видите совсем короткую библиографию, значит кто-то «тренируется на кошках». Не с библиографии Майн Рида же начинать?
В-шестых, обилие негативных комментариев к новостям стало причиной того, что некоторые библиографии теперь открываются не на ленте, а в колонке. Не скажу, что эта причина единственная, но основная.
В-седьмых, — и это уже исключительно субъективное мнение, — библиографии малоизвестных, забытых, почти не переводившихся авторов могут быть не менее важны для сайта, чем библиографии авторов из школьной программы или стандартной подборки для внеклассного чтения. В сети довольно много информации о том же Льве Толстом или о Луи Жаколио, а попробуй найди на русском биографию какого-нибудь сербского фантаста. Часто фантлабовская страничка – это уникальный материал.
PS. Заметка набрана в файле за то время, пока Фантлаб был недоступен, и не имеет отношения к каким-либо дискуссиям, случившимся за сегодняшний день.
Вчера в городе Росарио умерла Анхелика Городишер, классик аргентинской фантастической литературы. Её прозу часто сравнивают с прозой Хорхе Луиса Борхеса и Итало Кальвини.
Анхелика Беатрис дель Росарио Аркаль де Городишер (Angélica Beatriz del Rosario Arcal de Gorodischer) родилась в Буэнос-Айресе в семье бизнесмена и поэтессы. В 1936 году переехала с семьёй в Росарио, где окончила педагогическое училище. Впоследствии училась на факультете философии и литературы в Национальном университете «Дель — Литораль».
В 1964 году увидел свет её первый рассказ — "En verano, a la siesta y con Martina" ("Летом, во время сиесты с Мартиной"), а в 1965 году вышла дебютная книга — сборник реалистических рассказов "Cuentos con Soldados".
К жанру научной фантастики писательница обратилась уже в 1967 году, когда был опубликован роман "Opus dos". Из НФ последующих лет можно выделить роман в новеллах "Trafalgar" (1979). Главный герой этой книги, чудаковатый и комичный бизнесмен-миллионер Трафальгар Медрано, выступает в роли наблюдателя и социального критика, объезжая несколько планет, а затем возвращается домой, чтобы рассказать о них своим согражданам.
Широкое признание Городишер принёс цикл рассказов "Kalpa Imperial", объединённый в два сборника "La casa del poder" (1983) и "El imperio más vasto" (1984). Цикл, задуманный как притча об аргентинской диктатуре, повествует о вымышленной стране и охватывает несколько столетий её истории. На английский язык рассказы перевела Урсула К. Ле Гуин ("Kalpa Imperial: The Greatest Empire That Never Was", 2001).
Русскоязычному читателю творчество писательницы почти незнакомо, лишь в журнале "Если" печатался её ранний рассказ "Фиолетовые пятна".
В 2011 году Анхелика Городишер была удостоена Всемирной премии фэнтези за вклад в развитие жанра.
Одна из немногих фантастических премий, что держит планку и не обманывает ожиданий. Очень здравое решение: присудить награду Дэвиду Джерролду, который в своём творчестве явно наследовал традициям Роберта Хайнлайна.
Роман "Дело для настоящих мужчин" даже посвящён Роберту и Вирджинии Хайнлайн. Более позднюю трилогию "The Dingilliad" сравнивают с юношескими "скрибнеровскими" романами. Да и вообще, при всех идеологических различиях, социальная и приключенческая составляющая смешаны в книгах Джерролда в хайнлайновских пропорциях.
Сегодня в СМИ появилась печальная новость. Ушёл из жизни Владимир Степанович Губарев, писатель-фантаст, драматург и журналист. Ему было 83 года. Дата смерти и её причины не уточняются.
Владимир Губарев родился 26 августа 1938 года в белорусском Могилёве. Окончил МИСИ имени В. В. Куйбышева в 1960 году. В 1962 году вышла первая книга «Дорогами Вселенной». С 1966 года работал в соавторстве с фантастами В. А. Аграновским, Д. А. Биленкиным, Я. К. Головановым, Виктором Комаровым и художником Павлом Буниным под коллективным псевдонимом Павел Багряк.
Работал в газетах «Правда» и «Комсомольская правда», освещал темы науки и космоса. 26 апреля 1986 года первым из журналистов оказался на месте Чернобыльской аварии — уже через несколько часов после серии взрывов. Под впечатлением от увиденного написал пьесу «Саркофаг», которая была поставлена в 56 театрах мира и имела огромный успех, особенно в Японии. В Великобритании пьеса была отмечена театральной премией имени Лоуренса Оливье.
С 1970-х годов Губарев был постоянным автором журнала «Наука и жизнь», позднее вошёл в состав редколлегии.
На телеканале «Культура» вёл цикл передач «Реальная фантастика».
Давно ничего не писал в колонке, всё не было свободного времени. Но вот неожиданно подкрался новый премиальный год...
Список рекомендованного чтения, включающий в себя жанровые номинации, составляется на основе мнений опытных библиотекарей с разных концов США. На сей раз в отборе участвовало 14 экспертов.
Список интересен тем, что туда время от времени попадают книги, не замеченные фэндомом. Помимо этого короткого списка формируется ещё и расширенный, который я сейчас буду вносить в базу. Своеобразный "шорт-лист премии".
Страница, как водится, не открыта, поэтому не все ссылки будут рабочими.