Торжественный концерт в честь Дня защитника Отечества сегодня едва-едва уместился между трансляциями из Сочи. И в ожидании церемонии закрытия я поглядывал в телевизор вполглаза. На экране за спинами выступающих демонстрировали различные кадры и среди прочего неожиданно за спиной Василия Ланового мелькнуло изображение скульптуры Вани Трофимова.
Откуда? По мере сил стараюсь отслеживать подобные вещи, но ни о чем таком пока не слышал.
Но "Гугль" наше фсьо, и я довольно легко нашлась вся необходимая информация. Просто памятник совсем молодой, "нераскрученный" еще — только 9 декабря его открыли.
А заодно во время своих поисков я узнал кое-что новое о любимом фильме, о котором уже когда-то писал.
цитата
...один эпизод фильма, наверняка многих зрителей заставлял задуматься: как могло получиться, что два таких преданных друга в мирной жизни потеряли связь между собой, ничего не знали о том, кто и где служит, где живет.
И вот, в интервью с Борисом Васильевым находится интереснейшая разгадка:
А как появился фильм «Офицеры»?
– Сам я из потомственной офицерской семьи, мои предки всегда воевали. Один из моих прапрадедов – герой войны 1812 года, генерал-лейтенант Алексеев. Он есть в энциклопедии, его портрет работы Доу висит в Эрмитаже – в зале 1812 года. Табличка с его именем есть в Георгиевском зале Кремля. И потом все были офицерами.
Я написал сценарий об офицерах, потому что очень хорошо знал этот быт. Я жил в военном городке, отца часто переводили с места на место, мы мотались по всей стране. Так что я знаю эту жизнь не понаслышке.
Предполагались две серии. Первая должна была показать Гражданскую войну и мирное строительство. Потом – репрессии против офицерского состава, расстрелы, лагеря.
А в следующей серии их отпустили – как Рокоссовского, к примеру, – и они стали воевать уже на следующей войне. Я написал, отвез на студию имени Горького. Там прочли и сказали: да, есть у нас такой режиссер Роговой, он готов ставить, но две серии дать не можем. И цветным фильм не будет. Но я сказал, что перекраивать не могу.
И тут приезжает ко мне Кирилл Раппопорт, мы с ним очень дружили… Говорю: Кирилл, если хочешь, переделай две серии на одну. Ну неохота мне с этим ковыряться, лучше я за это время другое что-нибудь напишу. Он это и сделал.
Но в окончательном варианте «Офицеров» есть накладка: ну как это – два генерала, ровесники и друзья детства, встречаются, и вдруг один с изумлением: «Ты?!» Почему он удивляется, что друг-то здесь, что он жив? Или эти друзья-генералы не интересовались судьбой друг друга?
Да просто оба сидели – и оба уцелели в той мясорубке. Вот чему он удивляется…
Модераторы, выпишите мне, пожалуйста, предупреждение. За то, что вообще сюда полез говорить с фанатами.
Не дождетесьПока Вы в рамках темы (еси чо, я не модератор, эскузи муа).
О-о-о, эта дивная манера многоуважаемых (кроме шуток) маэстро К. и Ж. разговаривать "через губу" с теми, кто вылез сюда выразить своё мнение. Пока оно скромное (один-два-три поста) они терпят. Если попытаетесь копаться в том, что они обсудили, измерили и все взвесили для себя еще мненадцать лет назад, начинается накопление отрицательной кинетической энергии. И потом выдадут все сразу: конных арбалетчиков, внимательно читайте АБС — там кул и рулез, учите матчасть, Гыыыы, — и ещё вот это К. — более-менее развернуто, Ж. — до предела лапидарен.
ИМХО, в общем и целом прощает их то, что за те же мненадцать лет они мненадцать раз в квадрате участвовали в обсуждении этого и подобного ему вопросов. В результате, складывается впечатление, что им по теме-то и поговорить не о чем (по крайней мере на людЯх), кроме как в стиле довольно известного во время оно анекдота: "№25 — Ха-ха-ха, №3 — старо, приелось, извини, был не прав, вспылил" и т.п.
И что бы потом не говорили, вот оне самые нефанаты и есть (и примкнувшие к ним Ц., SW. и иже с ними) Хоть и не собираются они на день, равноудаленный от ДнРж АБС, не поднимают при этом хоругвь с гайкой, не совершают символическое жертвоприношение на могиле писателя К.
Я не говорю, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть (с)
Поскольку авторитетом они пользуются недюжинным (во многом, заслуженно), иногда это приводит к совершенно неприличным ситуациям. Ярче всего вспоминается выступление одной коллеги, у которой погибший сын очень любил творчество АБС. "Одумайтесь, люди!" — попыталась она пожурить завсегдатаев темы за бесконечные холивары. С её точки зрения, это больше всего напоминало вандализм на могиле ее сына (пришла она сюда насладиться общением с людьми, близкими ему по духу). Одно замечание нефаната в стиле: Как вам не стыдно, я себя сейчас подонком чувствую (цитата не точная!), — как все её посты были удалены.
Прэлестно, прэлестно (с)
Такие дела.
По слухам, раньше они пытались объяснять. Потом дискутировать. Потом стали декларировать. Но теперь осталось только "держать и не пущать". Без объяснения причин. Оне бесконечно устали проповедовать нуворишам прописные истины.
цитата АБС
…Какая-то безмерная скука слышалось в нем, безмерная снисходительность, словно говорил кто-то огромный, презрительный, высокомерный, стоя спиной к надоевшей толпе, говорил через плечо, оторвавшись на минуту от важных забот ради этой раздражившей его, наконец, пустяковины.
— Да перестаньте вы кричать, — сказал Голос. — Перестаньте размахивать руками и угрожать. Неужели так трудно прекратить болтовню и несколько минут спокойно подумать?..
Брысь на место!.. Вот тебе кукла, хорошая кукла?.. Тебе еще рано, вырастешь — узнаешь…
— Ну, что же вы стоите? — сказал громовой Голос. — Расходитесь!
Налетел тугой холодный ветер, ударил в лицо и затих.
— Идите же, — сказал Голос...
...толпа попятилась.
Эти строки из "Гадких лебедей" приходят в голову при чтении большей части топика АБС.
Учите матчасть! (с)
Славич, но Вы не отчаивайтесь. При очень большом желании обсудить интересующую Вас тему здесь можно. Мне, например, почти удалось разобраться с превеликими сложностями воздухоплавания и аэронавигации на Саракше. Главное — абстрагироваться от высокоумных замечаний в стиле "Опять конные арбалетчики".
Только своего участия в обсуждении гарантировать я не могу — через пару лет активного участия я от темы отписался и просматриваю ея только периодически. Раз в месяц где-то. А иначе никаких нервов не хватит.
В конторе Межпланетной очистительной службы «Асе» медленно и томительно тянулся день, неотличимый от вереницы остальных дней. Грегор раскладывал пасьянс...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роберт Шекли "Рейс молочного фургона" 1954 год
Мне сразу представилась "Косынка" на зелёном поле экрана компьютера. А вам?
В основном мне вполне хватает подписок на выбранные АК и рекомендаций на отдельные статьи из еженедельных обзоров Mierin. Но и общую ленту колонок периодически просматриваю на предмет чего-то интересного, проскользнувшего через это мелкое сито.
В пятницу на работе в разговоре с коллегами беседа незаметно свернула к провальному завершению обороны Севастополя. А уже вечером в АК я прочитал мнение на эту же тему нашей коллеги.
Цитировался отрывок статьи одного электронного издания, в котором рассказывается об отсутствии планирования эвакуации, об огромном количестве пленных и о зверствах местных националистов из так называемых «отрядов самообороны» крымских татар.
Мой, мягко говоря, интерес привлёк комментарий колумниста:
нецензурная лексика
Так может, высылки из Крыма «в 24 часа» были не столь уж необоснованными? Если военные противники оказались более людьми, чем это... «коренное население»?
Кстати, «адмирал Октябрьский, командующий Приморской армией генерал-майор Петров и еще 498 высших командиров, комиссаров и чинов НКВД»
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
редкостные бляди
Я оставил свой комментарий:
цитата
Так может, высылки из Крыма «в 24 часа» были не столь уж необоснованными?
Безусловно. Но только если Вы исповедуете принцип коллективной ответственности.
Обязательно нужно было выслать и семью летчика полка Покрышкина Дважды Героя Советского союза Амет-Хана Султана. А он, вишь, с корешами-однополчанами на побывку приехал. Достали пистолеты, вышли при полном параде и одну семью отбили
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
редкостные бляди
Мог бы ещё высказаться по поводу
цитата
Кстати, «адмирал Октябрьский, командующий Приморской армией генерал-майор Петров и еще 498 высших командиров, комиссаров и чинов НКВД»
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
редкостные бляди
Но как-то сомневаюсь в необходимости, воспримете ли?
О глубинной сути Октябрьского (Иванова) можно судить хотя бы и по 22 июня, когда после получения приказа на перевод в БГ-1 он сказался больным и до обеда не брал трубку и не открывал дверь особняка.
Но что Вы знаете о Петрове? Где фамилии остальных 498 и их послужные списки?
Ага, да помню.
цитата
Так может, высылки из Крыма «в 24 часа» были не столь уж необоснованными?
Надо было расстрелять всех сразу и скопом немедленно по прибытию на Большую землю...
И Вы таки удивляетесь, что в этой стране этих странах до сих пор плачут по Сталину?
Коряво немного, ну да чоуштам, что есть то есть.
А вынести свой ответ сюда я решил потому, что хозяин замодерировал его у себя под тем предлогом, что
цитата
…комментарий мне не понравился
Я уж не стал разбираться что вызвало такую реакцию. Возможно, всего лишь нецензурная лексика, впрочем, точно такая же, как была использована самим автором. Но лично мне кажется забавным, что в своей предыдущей статье колумнист на чистом глазу жалуется на жестокую и несправедливую цензуру на форуме:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тему в Друглите открывать пока не буду, т.к. там де-факто введена цензура. Можно писать о Терехове или Литтеле, а об Олесе Николаевой — уже нельзя. Вероятно, об Эренбурге тоже писать нельзя. Тем более, его посмели сравнить с Литтелом, и не в пользу последнего.
Если ты бравый моряк и честно служишь Родине, то можешь рассчитывать на исполнение желания. Даже если это желание посмотреть концерт Битлз. И вот уже боевая подводная лодка выкрашена в жёлтый цвет и ждет великих рок-музыкантов.
На этот рассказ отзывы у нас почти исключительно восторженные. А коллега Yazewa завершает свой так:
цитата
Короче, небольшой шедевр. Трудно представить, кому бы он мог не понравиться!
Вот, теперь можете представить.
После случайного и немного чудесного знакомства с великолепным «Посмотри в глаза чудовищ» я сразу по выходу жадно схватил «Гиперборейскую чуму». Потом, пока напряжённо и долго ждал появления «Марша экклезиастов», узнал, что у авторского дуэта есть ещё одна работа – эта самая «Жёлтая подводная лодка…» В конце концов, поиски её увенчались успехом. Искомое обнаружилось на полке книжного магазина в сборнике «Сентиментальное путешествие на двухместной машине времени».
А дальше началось странное. Несколько раз начинал читать этот небольшой рассказ, но что-то не пускало, я терял интерес и ни разу не продвинулся дальше первой страницы. А вчера «добил» наконец-то и расстроился. Но не потому, что «Кто на флоте (в армии) служил, тот в цирке не смеётся». Не-а. А потому что «Писать нужно о том, что хорошо знаешь, либо о том, что никто не знает» (с). Просто одному из читателей не повезло – он слишком много знал (с). А, как известно, многие знания – многие печали.
Главная претензия: Не верю! (с) И не факту концерта «Битлов» с последующим трансарктическим переходом в Ливерпуль. Как раз с этим всё нормально – это же фантастика! Претензии исключительно к мелочам и нюансам, к интонациям в первой части рассказа.
Благодаря, в основном, Колбасьеву и Конецкому, флотский фольклор довольно хорошо известен даже далёким от моря читателям. А с недавних пор – после выхода знаменитой в узких кругах «Расстрелять!» – тему эту продолжает развивать Александр Покровский и его товарищи по сборникам «На море, на суше и выше», вышедшим за рамки одной только морской тематики. Книги этого проекта у меня далеко не все, но при случае покупаю их и читаю с удовольствием. Особенностью вышеперечисленных авторов является то, что все они в той или иной степени были причастны к флоту, или военной службе.
Лазарчук, врач по образованию, в небольшом авторском предисловии рассказывает историю появления их рассказа на свет. Навеяло после долгого и весёлого общения на кухне с одним приятелем, отдавшим несколько лет жизни службе на ракетовозах Северного флота. Собрали из того, что запомнили. Но, вот как-то неудачно вышло. Гипертрофировано-утрировано всё получилось. Нереально как-то, как бы странно не звучала такая характеристика в отношении юмористически-фантастического рассказа.
Получается, обязательным условием удачной байки является личная причастность к профессиональной деятельности?
Отнюдь. В отзывах на «Жёлтую подводную лодку…» многие сравнивают её с «Легендой о морском параде» Веллера. Михаил Иосифович не военный моряк, но его рассказ вызвал в своё время и у меня, и у товарищей моих однозначно положительную реакцию – при чтении хохотали в голос. Замечу, что такое отношение не изменилось и после того, как в следующие два года нас самих гоняли на морской парад в Питере.
И ведь тоже – байка, как она есть, в правдивость и достоверность которой может поверить лишь человек неспособный критически мыслить. Так в чём фокус?
Смею предположить, что Веллер бережно, с минимум отсебятины, перенёс на бумагу услышанное, когда история уже была обкатана не одним и не двумя рассказчиками, проверена была на десятках слушателей, готовых и способных покритиковать уж слишком наглое враньё. В результате всё в «Морском параде» балансирует на грани реальности, но ни разу её не переступает. Можете мне не верить, но абсолютно всё, включая участие в героическом переходе сотен славных советских малярш могло быть на самом деле. Другое дело, вероятность совпадения всего и сразу в пространстве-времени, но и тут возможны варианты…
То есть, получается Лазарчук и Успенский просто слишком вольно обошлись с материалом, то и дело перегибая палку? Не совсем так.
В записках капитана Врунгеля просто обязан был когда-нибудь упомянут литературный первоисточник. И сейчас это время пришло. Вот уж где, где, а в «Приключениях капитана Врунгеля» автор палку перегибает, так перегибает. Но и к нему у меня претензий нет – великолепное произведение. «Так в чём же дело, тысяча чертей и ржавый якорь в бок?!» – воскликнет утомлённый Читатель.
Пытаясь разобраться в своих претензиях к рассказу, я долго искал нужные слова, и наиболее подходящими показались мне «Развесистая клюква». С вашего позволения, для описания своих впечатлений я воспользуюсь любимыми кинематографическими ассоциациями. Хорошо известны и любимы многими наши старые кинокомедии, например «Бриллиантовая рука», или «Кавказская пленница». Это как «Легенда о морском параде», или «Приключения капитана Врунгеля». А у американцев была в своё время серия комедий «Полицейская академия», где действие то ли четвёртой, то ли пятой из них происходит в постперестроечной России (при желании её можно найти в сети). Вот, она эта самая и есть, «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии». Средний американец на чистом глазу и то, и другое будет считать примерно одинаковыми по уровню комедиями про русских. А русский…
Боюсь, не всем понравится полученный мной результат в стиле «Вы все американцы, а я Д`Артаньян», но уж что выросло, то выросло – ничего лучше придумать не смог. Честно, пытался, но любой обратный пример не будет столь же доходчив.