Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Крафт» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 апреля 2010 г. 03:46

Вдоволь покритиковав Лукьяненко за его «Конкурентов», за «соучастие» в проекте «Ночь накануне» и одну единственную, но такую обязывающую фразу в аннотации к «Волшебной мясорубке» Станислава Буркина, выступлю-ка я на этот раз в роли своеобразного адвоката Сергея Васильевича.

Ну, почти…




Статья написана 23 апреля 2010 г. 15:42

«Конкуренты»

О том, что Лукьяненко пишет новый роман, впервые в истории российской фантастики новеллизируя популярную компьютерную игру «StarQuake», слухов не было. Была массированная рекламная кампания, развёрнутая издательством задолго до анонсированной премьеры книги(1). Примерно за год. Фэндом гудел, предвкушая появление романа, известного под рабочим названием «Имею компьютер, готов пилотировать». Работа затянулась, сроки выпуска книги переносили, но поклонники Сергея Владимировича терпеливо ждали. И вот долгожданное событие состоялось – «Конкуренты» появились на прилавках.

Сказать, что я был разочарован – значит не сказать ничего. Любому молодому талантливому автора такая книга, несомненно, пошла бы только «в плюс», но Лукьяненко…

Нет, в целом всё очень ровненько и аккуратненько. Профессиональный литературный язык, живые персонажи. Но при этом – простейшие, почти шаблонные сюжетные линии, ходы. И развязка – грандиозный межцивилизационный и полный «хэппи-энд». Если «Черновик» и «Чистовик» ещё хоть как-то смотрелись на общем уровне, то в «Конкурентах» нет вообще ничего – никаких глубинных и скрытых смыслов, никаких философских проблем, «приключений духа, а не тела». Да и приключения «тела» не особо увлекают. Всё упрощено до примитивизма. Дошло до того, что повторяется сюжетное решение, впервые использованное ещё в «Рыцарях сорока островов»: землян дублируют, после чего копию отправляют в дальний космос, а оригинал остаётся на земле.

Поймите правильно – принципиально ничего пугающе-страшного в новеллизации как таковой нет. Более того, опыт реализации различных межаторских проектов и проведения конкурсов показывает, что работа в рамках жёстко заданных начальных условий и временных ограничений может стать таким вызовом писателю, который катализирует его деятельность и позволит ему более полно раскрыть свой талант.

Но в случае с новеллизацией популярной компьютерной игры появляется опасность того, что основной массой читателей станут геймеры-фанаты, которым литературное и идейное содержание книги, что называется, «до лампочки». Стандартный отзыв: «Класс!!! Как будто ещё раз в игрушку сыграл…» (вариант «продвинутого» читателя: «Сергею Васильевичу удалось очень точно передать самую атмосферу, дух игры…»). Подозреваю, львиная доля восторженных отзывов на «Конкурентов» исходит именно от таких читателей – конкретно подсевших на «Кваку» и с восторгом узнающих на страницах книги привычные по игре антуражи, вплоть до обстановки в пилотских кабинах космических кораблей. А вот такому «чайнику» как я все эти нюансы не понятны и, стало быть, радоваться мне совершенно нечему.

Признаюсь, я относился как раз к тем, кто ожидал «Конкурентов» с нетерпением. По одной из гипотез, никакого кризиса у Лукьяненко нет. Просто один шедевр у него приходится на несколько средних книг. Если судить по количеству середнячков, выпущенных до этого, «средний» период как раз должен был вот-вот закончиться. И вот тут уж «Конкуренты» к-а-ак дадут жару.

Не получилось…




Статья написана 17 апреля 2010 г. 13:16

Необходимое пояснение: в общем-то, данный отзыв состоялся совершенно случайно – как результат активного обсуждения книги, одновременно прочитанной мной и Melamori. А этот текст представляет собой всего лишь совместную литературную обработку нашей переписки в «Аське», поэтому его вполне можно отнести к некоей разновидности эпистолярного жанра.

Сам я, не претендуя на истину в последней инстанции, основным и единственным достоинством нижеприведённого отзыва считаю то, как неожиданно ярко здесь проявились различия в мужском и женском подходах к оценке литературных произведений. Не исключаю, что мнение самой Melamori по этому вопросу может отличаться от моего.




Статья написана 17 апреля 2010 г. 02:08

Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является

мастером, и мастер, который не является художником (с)

А. Франс

Из интервью.

Корреспондент: «Вы верите в победу разума над

алчностью, карьеризмом, стремлением к власти?»

Бушков: «Безоговорочно».




Статья написана 16 апреля 2010 г. 04:02

Прошу покорно простить, но цитат у меня сегодня будет немало. А начну я с издательской аннотации:

«Война порой и детей заставляет брать в руки оружие. Заставляет воевать и гибнуть. А что дальше? Кто сумел не ожесточиться, сохранить добрую, чуткую душу – попадает в добрый мир. Кто не выдержал, поддался злу и жестокости – тем повезет меньше, но и для них не все потеряно. С одной стороны – добро, с другой – зло, как и положено сказке. Дорога от зла к добру легкой не бывает, но она есть. Если вы любите сказки – эта книга для вас. Ну а если нет – почему бы все равно не попробовать?

"Роман Станислава Буркина «Волшебная мясорубка» представляет собой какую-то странную смесь (но в хорошем смысле) Линдгрен, Крапивина и Михаэля Энде… Это интересно, это стоит почитать". С. Лукьяненко».

Верить издательским аннотациям жизнь отучила меня давно, но в данном конкретном случае не она повлияла на мой выбор, а громкое имя (точнее, фамилия) на обложке, а также прямая и недвусмысленная рекомендация Лукьяненко. Воистину, авторитетов в этом мире не осталось! Его что, под пыткой заставили это написать? Может это не Доктор, а какой-то его однофамилец? Сомневаюсь.

Хотя кроме автора и рекомендации меня привлекло ещё одно обстоятельство.







  Подписка

Количество подписчиков: 84

⇑ Наверх