Сергей Лукьяненко «Недотёпа»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое | Пародийное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Подростковая литература
Трикс, наследник со-герцога Солье, в результате дворцового переворота, устроенного со-герцогом Гризом, потерял всех своих родственников и оказался изгнан из страны...
Рабочее название было — «Плутовской роман».
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Трикс»
— журнал «Смена № 6, 2009», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 374
Активный словарный запас: средний (2916 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей») | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2009 // Лучший главный герой | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года | |
лауреат |
РосКон, 2010 // Роман. 2 место («Серебряный РОСКОН») | |
лауреат |
Странник, 2010 // Меч «Рыцарь фантастики» новое развитие подросткового романа |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книга года | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (11), немецкий (2), итальянский (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (2), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Дворжакова (1), К. Пёльман (2), Т. Рокказальда (1), К. Стоименова (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 2 декабря 2019 г.
Не шибко яркая (но и не отвратная) своеобразная помесь Пола Атридеса (или Атрейдеса, в зависимости от перевода), Капитана Фракаса, Стива Великого и Младшего принца Маркуса — в декорациях Голубятни на жёлтой поляне, переиначенных в стиле Мальчика и Тьмы. И — да, ещё: ежели все вот это поименовать диваном, то из оного дивана — во все стороны — торчат пружины Властелина колец, Белого отряда, и — даже — Доблестного рыцаря Айвенго.
Только... вся оная какофония — транслируется не из драматического театра, а прямиком из студии Comedy Club. Блокнот заклинаний ученика мага именуется «айпод». Это — «имя», составленное из первых двух слов фразы «...ай, под обложкой тут игла!..», что вырвалась у оного ученика в момент, когда оный предмет попал ему в руки. А фолианты некромантов тут именуются не иначе, как «Живой труп», «Мертвые души» и т. п. А уж переиначенная «Песня о буревестнике» Максима Горького, что используется вместо заклинания попутного ветра — это нечто, без шуток! Гарик Бульдог Харламов — не просто отдыхает, он в отпуске, уехал далеко-далеко.
Что-то такое стебно-витиеватое и — одновременно — ненавязчиво- простецкое. Такое чувство, что Автору — делать было нечего, а настроение — было хорошее.
Не скажу тебе точно, уважаемый потенциальный читатель, что это конкретно, что за чтиво такое, под какую аудиторию заточено. Но, судя по наличию феи, что питается пыльцой дурман-травы, и — естественно — демонстрирует соответствующее поведение, аудитория предполагалась раскованная и незакомплексованная. Как минимум
kkk72, 6 июня 2009 г.
К чтению нового романа Сергея Лукьяненко я приступал с надеждой и некоторой опаской. Все-таки несколько подпортил автор себе имидж предыдущими, не самыми удачными произведениями, хотя в его мастерстве и не приходится сомневаться. Получившийся результат меня несколько удивил. Неожиданно Сергей написал книгу совсем в другой манере, чем та, к которой уже все привыкли. В итоге общее впечатление от книги осталось очень позитивное, хотя дать оценку ей оказалось сложно. Попробую рассказать обо всем по порядку.
Итак, первая особенность «Недотепы» — книга подчеркнуто нереалистична, сказочна и развлекательна. Начинается она с того, что согерцог Гриз совершает переворот, в результате которого согерцог Солье и его жена гибнут, а их сыну Триксу удается спастись. Интригующее начало, дающее богатые возможности для развития сюжета. Представляю себе, как продолжили бы роман с таким началом, например, Дяченко, как ломала и корежила бы жизнь главного героя, как, поддерживаемый жаждой мести, он мужал бы телом и черствел душой, как через много лет уже в конце романа он добрался бы, наконец, до своих врагов и вырезал бы все семейство, оставив в живых только мальчишку, и как раскаивался бы, осознав, что сам совершил злодеяние. В общем, поклонники психологиченской фантастики в восторге, а граф Монте-Кристо нервно курит в сторонке.
Так вот, ничего этого в романе Лукьяненко нет. Трикс попадает в большой мир, и начинаются приключения, разнообразные и увлекательные, но при этом есть совершенно четкое ощущение, что все как будто понарошку, что с героем не случится ничего плохого, а все препятствия будут успешно преодолены. В итоге перед нами — классический подростковый приключенческий роман. Чувствуется сходство то с приключениями Тома Сойера и Гека Финна, то с первыми «Мифами» Асприна, а иной раз Трикс и вовсе напоминает слегка выросшего Буратино.
Вообще создается впечатление, что Лукьяненко махнул рукой на все высокомудрые советы и претензии к нему, и решил написать книгу без всякой задней мысли, что называется в свое удовольствие. Вот так же, в свое удовольствие, книга и читается. Одно увлекательное приключение сменяет другое, герой поминутно попадает в передряги и с такой же легкостью из них выпутывается, находит новых друзей и справляется с врагами.
Чтение иной книги так и хочется сравнить с поиском сокровищ в глубоководных пучинах. Вместе с автором ты погружаешься в темные бездны человеческого подсознания, шарахаешься от обитающих там жутких страшилищ, мучаешься от страшной тяжести, сдавившей грудь, от недостатка свежего воздуха, но если повезет, то в кромешной тьме удастся отыскать золтую искорку и вынести ее на свободу. «Недотепа» совсем не таков. Читаешь его — и будто в жаркий летний день скользишь по поверхности моря на водных лыжах. Словно мощный катер, автор с огромной скоростью несет тебя по сюжету, и ты не успеваешь притормозить и осмотреться, только скачешь по страницам, как по волнам, в головокружительной скачке, от которой захватывает дух. Все очень здорово, а когда пытаешься описать свои впечатления, помнишь только восхищение от скорости, восторг от резких виражей и какие-то яркие пятна по сторонам.
Кстати, о ярких пятнах. Лукьяненко включил в свой текст огромное количество всевозможных аллюзий на современную действительность и другие художественные произведения. Иногда это выглядит довольно искусственно, когда пекарь Дмак начинает делиться своими планами по изготовлению быстрой еды.
Но очень часто Лукьяненко ухитряется вставить тонкие намеки на редкость удачно. Например, запомнилось, когда Трикс шествует в черной мантии с изумрудным подбоем или фраза «хотя не было золота в Серых горах». Узнали, откуда это?:wink: Внимательному читателю доставит массу удовольствия поиск подобных намеков, щедрой рукой автора разбросанных по всей книге. При этом автор постоянно иронизирует над различными штампами фантастики, успеет пожаловаться на горькую долю волшебников, ненавязчиво намекая на себя, и еще неоднократно повеселить и удивить читателя. В общем по стилю «Недотепа» скорее похож на трилогию Успенского о Жихаре.
Герои романа, даже злодеи, симпатичны, забавны и очень типичны. Такое впечатление, что автор и создавал их нарочито картонными, как куклы в театре марионеток. И только время от времени совершенно типовой герой вдруг начинает думать и действовать как живой человек, искусно спрятанный в манекене.
Вот так и идет роман весело, увлекательно, легко, но довольно поверхностно к своей концовке и здесь автору удалось меня еще раз удивить.
Вывод. Роман стоит прочесть всем, кто любит качественную развлекательную литературу, кто ценит изящную литературную игру, кому хочется просто отдохнуть и насладиться хорошим авторским стилем. Если вы предпочитаете психологическую достоверность и глубину, роман вас, скорее, разочарует.
Ну и напоследок:
Я замысел простой осуществил,
На час наполнив радостью сердца
Мальчишки, что едва на взлете сил,
Иль мужа славного с душой юнца.
Мне кажется, именно эти слова лучше всего характеризуют роман Лукьяненко
akm777, 6 июля 2021 г.
Понравилось. В основном — тонкий «троллинг» других произведений и понятий из жизни. Рекомендую, как хорошую сказку, после прочтения которой остается приятное «послевкусие», но не больше. Легкого чтения!
ukavgiz, 14 июля 2013 г.
С удовольствием предвкушала эту еще не читанную мной книжку Лукьяненко. Пару отзывов прочла и скорее вышла; думаю, это же Лукьяненко, мне должно понравится, не буду заморачиваться чужими не слишком-то доброжелательными мнениями. Сначала — книга, а потом поспорим. Прочла. Теперь вижу, и спорить не о чем. Не то, не так, не тот любимый Лукьяненко. Действительно для подростков. Вот им, может, понравится. И это хорошо. Пусть прочитают «Недотепу», потом умные родители подсунут «Рыцарей 40 островов», а там что нибудь посерьезнее, глядишь, ребенок читать приучится, узнает, у кого внутре неонка... Это УЖЕ хорошо в наше время, если ребенок ЧИТАЕТ.
Ну, а я все ждала, когда же что нибудь произойдет-то в книге, какой нибудь неожиданный поворот сюжета, ну что нибудь же должно быть... Вижу, автор постарался, соединяя несоединяемое, устраивая стилистические и жанровые столкновения понятий, времен, слов (из разряда «эффектная морда» или «свинский лик»), например, «сеней» в доме волшебника. Почему то хорошо представила себе, с каким удовольствием Лукьяненко разбрасывал по тексту эти намеки на всем известные ситуации, пословицы, брэнды, исторические события, маркетинговые приемы. Представила это я Лукьяненко за клавиатурой, с веселой ухмылкой строчащего эти пародийно-иронические страницы, и самой вдруг стало смешно. Поначалу я тоже не без удовольствия вылавливала эти штучки, как ос из варенья. Вот только само варенье мне не по вкусу пришлось, пересахаренное. А повествование все тянулось, тянулось... Скажи, караванщик, когда же вода?
Angvat, 3 мая 2018 г.
Далеко не худшее произведение автора, но сугубо одноразовое.
Если сравнивать эту книгу с телепродукцией, то она скорее напоминает не фильм, а выпуск передачи «КВН» (еще из тех времен, когда ее можно было смотреть). Сплошь шутки и подколы по поводу штампов фентези, отдельных современных реалий и даже не шибко известных в наших краях вещей вроде «Драконов и подземелий». Местами удачные, местами не очень. Только вот сюжет и герои за всем этим просматриваются едва-едва, само повествование здесь банально, невыразительно и служит скорее как пунктирное соединение отдельных эпизодов. Так что это какой-то сборник юмористических зарисовок различного качества, который зачем-то еще пытается прикинуться детской фантастической книгой.
По поводу второй части и сказать особо нечего — то же самое, только автор еще явно и неприкрыто в политику ударился. Вспоминаются оттуда разве что измывательства демиурга над «школой ассасинов», местами они вполне забавные.
S0fi, 14 июня 2019 г.
Читать про Трикса у меня получилось не сразу после того как взгляд упал на него и «рука потянулась». Если уж угораздило подкрепить выбор отзывами, то будь готов, что сложившееся негативное предубеждение испортит удовольствие или вовсе отобьёт желание. Это к слову, про необъективность тех кто, пишет негативные отзывы.
Начало «Недотёпы» навеивало Марка Твена, а главный герой ассоциировался с Геком и Томом. Потом вспомнился фильм «История рыцаря», так как и рыцарская тематика присутствует и использование анахронизмов отсылало именно к этому фильму. А начиная с середины, я перестала искать какие-либо сходства, сюжет самодостаточен и самоценен.
Мне понравилось всё — главный герой, то как он размышляет в начале романа, желая отомстить Сатеру Гризу, как он развивается, меняет своё мировосприятие и характер. Интересно наблюдать, как он обнаруживает в себе новые способности, учится новым вещам и открывает в себе новые роли.
Мне понравился Мир, то как он устроен и какой он исторической эпохи. Хоть мы имеем дело с фэнтези, но судя по отсылкам к реальным историческим явлениям, таким как рыцарство, наверно можно предположить, что за основу взята эпоха постсредневековья 16-17 век. Интересно ещё то, что хоть предложенная эпоха отображает не современное человеческую цивилизацию, Мир выглядит структурированным и понятным. В нём описаны гильдии ремёсел и торговля купечество, маги, рыцари и правители — все сословия из которых сложена страна.
Линия главного героя начинается достаточно драматично, развивается линейно, герой познаёт Мир и выбирает новое для себя место в нём. Далее Автор действует в плоскости традиционного приключения — схватка героев на корабле, поход в столицу, затем развязка в ключе: миссия — разоблачение.
Поэтому чтение интересное, увлекательное, развлекательное, немножко поучительное. Поучительное потому, что читая, смотришь глазами честного и благопристойного, воспитанного юноши. Сначала в рамках высоких исторических ценностей, а потом изменив их на те, которые рождаются в результате обстоятельств, вынуждающих человека искать правду и справедливость, которые актуальны и в наше время. То есть сначала герой придерживается ценностей связанных с благородным происхождением, переводя на современный язык, положением в обществе. Судьба героя изменяет это положение, как ветер сдувает осенний листок, и герой оказывается в положении «ни кола, ни двора». Если бы не личные качества, присущие герою, смелость, благоразумие, преданность идеалам, то герой мог бы остаться простым бродягой. Но им движет желание не только восстановить справедливость или, если хотите, поквитаться с обидчиком, но и найти своё место в жизни. Именно поэтому, став учеником волшебника, Трикс не тяготится, прислуживая Щавелю, несмотря на своё высокородное происхождение. Потому что он нашёл своё предназначение, и обрёл иные, чем ранее, ценности.
Вывод который я подведу для себя, такой: не стоит доверять чересчур критически настроенным отзывам. Они не только не объективны, но и иногда врут.
Deliann, 15 февраля 2014 г.
Ох уж это модное нынче слово «постмодернизм», которое даже с трудом поддается определению. Молодые авторы обожают навешивать такой ярлык на свое произведение и на любые замечания отвечать что-то вроде «вы ничего не поняли, это же постмодернизм». Обычно такая фраза сопровождается еще и презрительной усмешкой. Между тем, узнать, что собой представляет это понятие в общих чертах можно всего за три минуты поиска в интернете, после чего становится ясно, что такая характеристика не является комплиментом для серьезной литературы. Лукьяненко – автор не молодой, ярлыков на «Недотепу» он не вешал, да и сам роман получился чисто развлекательным. Однако основные черты постмодернизма в нем все же есть.
Давайте познакомимся с Триксом, сыном со-герцога Солье. Парню 14 лет, он недоволен своей недостаточно мужественной внешностью, а основные его увлечения – рыцарские баллады и сказания. Спустя несколько страниц после знакомства Трикса уже берут в плен, в со-герцогстве устраивают переворот, но мальчику позволяют сбежать. Приключений у главного героя впереди много, он еще успеет повзрослеть и закалить свой характер, а мы поговорим о другом.
Многие уже отмечали, что главной особенностью этой книги являются всевозможные аллюзии, намеки и аллегории как на средневековые реалии, так и на современность. В итоге чтение превращается в игру с автором, построенную на поиске цитат, а события сюжета отходят на второй план. Не знаю, задумывал ли это автор, но у меня вышло именно так. Книгу я брал почитать у своей девушки, которая уже успела сделать множество отметок выявленных отсылок. Я к ним добавил еще около десяти, и все это – самые очевидные, которые содержат почти дословное цитирование первоисточника. Сколько еще осталось неявных намеков, не поддается исчислению. Да и не факт, что явные мы нашли все. Что же в книге можно увидеть даже при довольно беглом прочтении? А вот что:
И все это смотрится неплохо, играть интересно, но за 500 с лишним страниц книги такое развлечение приедается. А отвлечься на сюжет не получается, потому что вся интрига исчезает к середине романа и в концовке читатель уже не сомневается. Вот и получается, что начало произведения затягивает, оно интересное и занимательное, и после первых глав я хотел поставить роману восьмерку, однако, чем дальше в лес, тем толще волки, и потому итоговая оценка – семь баллов.
Рекомендую роман дозировано всем любителям литературных игр, а также всем почитателям приключенческих сказок.
gvandr, 6 сентября 2018 г.
Книга больше понравилась, чем нет. Масса аллюзий на общеизвестные произведения и нашу реальность, обыгранные в фентезийном стиле, и обыграно здорово, узнаваемо и с хорошим юмором. Правда чтобы оценить весь багаж аллюзий книги надо быть очень и очень начитанным, какие-то намеки узнаются очень легко, какие-то узнаваемы, но где и когда они встречались раньше уже не помнится, наверняка есть и такие, которые несмотря на весь багаж прочитанных книг ты просто не узнаешь, просто не те ты книги в детстве читал. :)
Собственно, этот огромный набор веселых аллюзий является как достоинством книги, так и ее недостатком. Просто начиная с некоторого момента сюжет, хоть и незамысловатый, но являющийся достойной нитью для связи всех намеков в единое полотно, теряется. Он есть, но за ним особо уже и не следишь, гораздо более интересно становится разгадывать какую книгу или общеизвестную ситуацию обыгрывает Лукьяненко в очередном абзаце. Получилось вполне достойное, наполненное легким, ненавязчивым юмором произведение для коротания пары, другой вечеров.
Крафт, 7 апреля 2010 г.
ВСЯК НОРОВИТ БЕДНОГО «НЕДОТЕПУ» ОБИДЕТЬ
Покритиковав Лукьяненко за его «Конкурентов», за «соучастие» в проекте «Ночь накануне» и одну единственную, но такую обязывающую фразу в аннотации к «Волшебной мясорубке» Станислава Буркина, выступлю-ка я на этот раз в роли своеобразного адвоката Сергея Васильевича.
Ну, почти…
Поводом для принятия мной такого решения стали многочисленные гневные отзывы в адрес романа «Недотепа» и его автора. Большая их часть – в сети, от простых читателей. В «бумажных» изданиях, где правят бал так называемые «профессиональные критики» нелестных оценок меньше. Некоторые отзывы, расписывающие роман в превосходной форме, носят почти откровенно ангажированный характер. Но и здесь много средних оценок, а отзывы часто далеки от восторженных…
Я же особо хочу обратить внимание читателей, что «Недотёпа» существует в двух вариантах:
– в журнальном – повесть «Недотёпа. Трикс ищет правды» (условно назовём её «Недотепа-1»), это одна только первая часть книги без начала первой главы, которая, очевидно, писалась как трейлер «под заказ» для «Если» и впервые была опубликована в тематическом номере этого журнала, посвящённом «фэнтези», а затем ещё издавалась и в сборниках;
– в полном – роман «Недотёпа. Плутовской роман» («Недотёпа-2»), изданный отдельной книгой.
Предлагаю сравнить эти два произведения как отдельные и самостоятельные. И что мы тогда увидим?
«Недотёпа-1» – отличная повесть с сюжетом, приведённым к промежуточному финалу, с ненатужным и в целом вполне обоснованным, хотя и несколько слащавым хэппи-эндом. Причём основные сюжетные линии в большинстве своём могут считаться в той или иной степени завершенными. Логичное поведение персонажей, лёгкие ирония и юмор. Благодаря хорошо прописанным мелким деталям картон и фанера декораций постепенно приобретают рельеф и глубину, создавая вполне самостоятельный и довольно яркий фэнтезийный мир.
Моя оценка – 8 из 10
Рассматривая на таком фоне «Недотёпу-2», очевидно, что вторая и следующие за ней части сразу начинают сильно выделяться в худшую сторону. И в первую очередь – разгулом постмодернистских игр, столь полюбившихся Лукьяненко начиная с написанного в соавторстве с Юлием Буркиным «Острова Русь». Удачным и изрядно повеселившим меня экспериментом я признаю только использование Триксом заклинания на основе текста горьковской «Песни о буревестнике». А вот легко узнаваемые Джон Сильвер из «Острова сокровищ», «Сказка о царе Салтане» на новый (чересчур современный) лад, высмеивание «Фаст Фудов», критика системы бюрократических проволочек, хиханьки-хаханьки в адрес спецслужб и иже с ними очень навязчивы. Введение их кажется искусственным и откровенно раздражает.
Чувствуется некий дисбаланс по предполагаемому ограничению возрастной планки читательской аудитории для первой и последующих частей. Первая более жестковата из-за довольно реалистичной передачи нравов средневековья, можно сказать – более правдива или менее сказочна, и предполагает возникновение у юных читателей некоторых сложных для родителей вопросов, как то: приобретение сексуального опыта юными отпрысками феодальных семей, слишком явные идиомы в застольных песнях и тому подобное. Следующие части на таком фоне выглядят какими-то легковесными и чересчур «детскими». Используя советскую терминологию, можно сказать, что первая часть романа предназначена для среднего школьного возраста, а последующие – только для младшего.
Создаётся полное впечатление, что автор задумывал и начинал писать книгу, подходя к работе со всей возможной серьёзностью (напомню – заказ «Если»), а потом откровенно схалтурил, «слил» роман, возможно, подходя к вопросу его завершения исключительно с коммерческой, рыночной точки зрения. Даже если это и не так, в данном случае Сергею Васильевичу было бы целесообразно воспользоваться секретом творческой кухни супругов Лукиных: «…один из основных принципов нашего соавторства: самое сильное средство воздействия на читателя – это сокращение [текста – А.К]». А моя рекомендация вам: «Читайте журнальный вариант «Недотепы», и будет вам счастье».
Тем же возмущённым читателям, кто с упорством, достойным лучшего применения пытается сравнивать роман с серьёзными вещами Лукьяненко, я предлагаю ответить на следующие вопросы. Вы что, всерьёз считаете, что можно поставить в одну «весовую» категорию «Золотой ключик» Алексея Толстого и его же «Гиперболоид инженера Гарина», «Путешествие в преисподнюю» и «Улитку на склоне» Стругацких, «Девочку из Будущего» и «Реку Хронос» Булычева? Что у Вас приготовлено для чтения ребёнку на ночь – «Незнайка и его друзья» Носова или «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Хоббит» Толкиена или «Черный отряд» Кука? Хотя я не ханжа и понимаю, что молодёжь у нас куда как продвинутая, но, не касаясь чисто литературных достоинств книг, а лишь с точки зрения наличия или отсутствия откровенных сцен, дочери я порекомендую читать «Гарри Поттера», а не Юрия Никитина. А имея в виду смысловую нагрузку и идейное содержание, не буду ей предлагать «Опоздавших к лету» Лазарчука, или «Сумму технологий» Лема, от которых у некоторых взрослых «шестерёнки клинит», не говоря уже про «многобукафф».
И в любом случае, мы – взрослые читатели, а книга явно тяготеет к детской/юношеской литературе. И окончательный «приговор» этой фэнтезийной сказке Сергея Васильевича сможет поставить только самый беспристрастный читатель или слушатель – ребёнок/подросток. «Опробуйте» на них «Недотёпу» и узнаете результат.
Будем честными: очень немногие детские произведения смогли выйти за рамки своего субжанра, шагнув в разряд большой литературы. Вот с таких позиций и надо подходить к оценке «Недотепы-2». И тогда следует признать, что этот роман – не самое худшее произведение Лукьяненко, его оценка колеблется где-то между «5» и «6» (выше «Конкурентов»). При этом даже крепкая «пятёрка», это никак не «УГ», как оценивают эту книгу некоторые из моих знакомых и коллег. Такой их взгляд кажется мне слишком пристрастным, а низкий балл, очевидно, выставляется не столько книге, сколько самому автору, в своё время представившему на суд читателей гораздо более сильные тексты.
Воистину, любовь толпы к своему кумиру переменчива. А от любви до ненависти, как известно, расстояние мизерное…
lubar, 29 сентября 2013 г.
Роман, понравился. Читал с удовольствием. После первой 100 страниц читали вместе с женой.
До этого про роман слышал мало, считал, что его писал Лукьяненко совместно с читателями, выкладывая куски, в свой ЖЖ. Периодически натыкался на «доказательство» своих представлений. Специально читать роман не собирался, но он был одной из немногих русскоязычных книг в нашем отеле на Родосе.
Первое на что обратил внимание — это теория магии. У всех писателей она разная. У Лукьяненко она разная в каждой книге. В данном случая теория магии базируется на философском понятии о мире идей и мирре вещей. В мире Трикса Магия – это технология изменения мира с помощью красиво сложенных слов, на основе Веры, ограниченная некоторыми представлениями о физике. При чем создалось ощущение, что стихи нашего мира обладали бы в мире Трикса запредельной силой, но такие мощные маги попадаются там редко, приходится довольствоваться теми же словами, но сложенными белыми стихами. Отчасти от этого из-за этого было ощущение плагиата. Потому что до этого со стихами-заклинаниями сталкивался, у Белянина в романе “Моя жена-ведьма”. А с учетом стиля повествования – юмористическое фентези, было иногда ощущение, что читаешь именно Белянина.
Замена Некромантов на Витамантов занятная находка, но в читаемом издании (http://fantlab.ru/edition31610) попадались и Некроманты (забыли заменить ?). Правда в этом же издании попадались и другие ляпы , в основном с ошибками указания автора прямой речи.
Роман возможно один из самых детских из прочитанных у автора, по крайней мере, более доступный детям, чем Мальчик и тьма, который вначале кажется более детским. Самым страшным кажется начало с гибелью родителей Трикса. В дальнейшем, живые отделывались царапинами.
В Роман вставлено не так много лекций по экономики, политики и политэкономии. Главная их ценность показать, что не все в мире просто с магией или без магии. Последовательно мы сталкиваемся с не очень добрыми, но не глупыми и все-таки не подлецами Бароном признавшим и не признавшим Трикса, регентом Хасом и с самим Королем. У всех у них резоны почему они ведут себя так или иначе, а ведь до встречи с ними кажется, очевидно: подлецы и предатели.
Кстати в романе среди живых (да и не только) вообще встречается мало законченных негодяев. Разве что Дэрик Сатор, но он еще подросток.
Лучшая находка книге – фея Аннет. Сущность которой осталась во многом скрытой. Практически единственный носитель сексуальности и сексуальной темы в целом, все равно мягче и приличнее, чем в «Мальчик и Тьма». Возможно фея должна была привлечь женскую аудиторию, потому что моя жена сказала, что читает, только ради феи. И действительно фея кажется прорисована лучше княгини.
Очень понравилось противостояние Трикс Солье – Сатор Гриз. Сатор оказался очень умным и просчитавшим на много ходов вперед противником. Все попытки (в основном мысленно) с наскока решить проблему оказывались ошибочными. Умный противник – это всегда интересно. Но Трикс выбрал путь очень не тривиальный.
Понравился Король, который действительно получился достаточно мудрым, что не мешает ему совершать ошибки опасные для всего королевства.
Концовка получилась неожиданной и очень красивой. Для меня маленькой подсказкой было, что у Сатора не хватало мотива для захвата власти. От Дэрика одни неприятности, а старший Солье вроде вообще не мешал править, зачем его было устранять.
Куда в у Трикса деваются деньги я так и не понял. Вроде бы ему 10 золотых дал Сатар, один золотой он получил за лодку. И вроде до похода за Тианой серьезно деньги не тратил. Да и в дальнейшем у Трикса появлялись деньги иногда от барона иногда от Шавеля. Путешествие за Тианой стоило 30 золотых — 20 за корабли и 10 актерам и кто платил Трикс или Пак я так и не понял.
Что касается разбросанных по всему тексту кусков одолжены у других авторов, известных сказок и ниточек в наш мир, то они действительно получились разные. Какие-то более удачные какие-то менее. Какие-то я скорее всего не заметил или не понял. Некоторые, как макдонольс 2.0, по моему мнению разрывают повествование, выбрасывая в наш мир и разрушают очарования сказкой. Может в этом тоже была цель. Что бы читать читаю сказку, не погружался в нее с головой.
Dear Jim, 27 мая 2012 г.
Натыкалась на небольшое обсуждение книги в одном из книжных сообществ. И поразилась. Все в один голос авторитетно заявляли, что книжка рассчитана на детей лет 10. Мол, ни сюжета, ни героев. Смех да и только. Потому что, насколько я себя помню в 10 лет, я и трети прелести этой книги не поняла бы, хоть и была по-своему уже тогда начитанна.
В романе, это видно с первых страниц, откровенно высмеивается привычка главного героя смотреть на мир сквозь призму прочитанных им баллад и летописей. Конечно, читательский опыт сыграл свою роль в успехах главного героя, но не заметить эти постоянные его отсылки к чужим подвигам было нельзя.
К слову об успехах, взгляд на магию в «Недотёпе» мне понравился что при первом прочтении, что недавно. Допускаю, что где-то у кого-то такое уже было, но не суть важно, чья это изначально идея, главное, что она хороша.
В чём же изюминка книги? В многочисленных отсылках, цитатах, намёках на другие, классические и не очень, произведения. В книге я сделала 31 закладку, отмечая каждый мало-мальски знакомый мне момент. И, возвращаясь к началу отзыва, скажу с твёрдой уверенностью, что книга рассчитана прежде всего на 13-15 лет, потому что 10-летний ребёнок вряд ли знает о трёх законах робототехники Азимова, точно не читал «Мцыри» Лермонтова и наверняка не знает о леди Годиве (о которой я сама узнала из песни Queen). Удивительно, как умудрился автор запихнуть в книгу столько всего, между собой не связанного. И ладно там шутки про ПВО, чиновничий аппарат и фею-наркоманку (то ли хиппи, то ли растаманку), так ведь место себе нашли Колобок, Незнайка, круглый стол из легенд о короле Артуре, «Песнь о буревестнике», гоголевские «Мёртвые души», а также песни «Эх, дороги...» и «Если с другом вышел в путь». И поиск этих самых отсылок превратился в настоящий квест. Мне даже показался намёк на нашу кремлёвскую звезду (или просто красную звезду с новогодних ёлок), уж не знаю, насколько я права.
Кому-то такое обилие всевозможных цитат может показаться излишним, бессмысленным, но для меня это было в самый раз (хотя, признаюсь, шутка про Макдональдс уже показалась перегибом палки). И про сюжет говорить не особенно хочется, ибо за всей этой пестротой на него как-то внимания особо и не обращаешь. Возможно, опять же, что и сюжет — аллюзия на что-то, более известное в фэнтэзи-кругах, от которых я всё же далека.
В общем, книга по-своему хороша, сгодится как развлекательное чтиво и своеобразная проверка на начитанность.
P.S. И только спустя несколько дней после повторного прочтения до меня дошла шутка про _вита_мантов — магов, промышляющих _некро_мантией :haha:
ALLEGORY, 20 июня 2009 г.
Поймала себя на ощущении, что чтение Лукьяненко в последние несколько лет стало моим персональным «тестом на количество упрямства в организме»: всякий раз зарекаюсь перестать даже смотреть в сторону автора, но появляется новая книга и – вуаля! — всё равно она оказывается прочитанной. Ага, причем примерно часа за два с половиной...
Со всё ещё «включёнными мозгами» перевернув последнюю страницу «Недотепы», и в очередной раз подумав «ах, как же жаль, Сергей Васильич милейший, ну что опять за бред?», хотела написать лаконичный отзыв из серии «чушь собачья, никому не читать ваще никогда!», получить за него с десяток минусов здесь на Фантлабе и на этом с лёгкой душой успокоиться, но.. ничего не вышло. Почему-то стал беспокоить вопрос – а что это было? а что я, собственно, только что прочитала?
- По-честному серьезную, но с элементами юмора подростковую книжку? Которая призвана развлечь вихрем приключений и ненавязчиво воспитать? Ах, увольте! Для хорошего «воспитательного эффекта» главный герой уж слишком бесчувственен (ну ни одной слезинки не пролито по поводу невинно убиенной семьи, как минимум)), уж слишком просто ему всё дается и всё получается. Никаких закаляющих характер «терний». Никаких разрушающих тело, но укрепляющих душу испытаний. Не верю, короче. Да и «приключения» — уж так стремительно-сумбурны, что не успеешь увлечься эпизодом, представить его себе, как он проходит. Причем проходит совершенно без следа, без последствий для дальнейшего «пути» и развития героя. Скучно.
или..
- Юмористическое фэнтези «для семейного чтения»? Милль пардон, но всё же многократно отмеченные другими рецензентами цитаты, отсылки к текущей повседневной жизни, все эти навязчивые «ай-поды», «изумрудные подбои», «бодрые расхлябанные походки» и сравнение фаст-фудных эмблем с «частями тела» смешат и развлекают ничуть не больше, чем выступление уездной команды КВН. Увы, опять скучно.
или..
- Уж такое вот было задумано фэнтези для взрослых? Чур меня! Вообще комментариев не будет. Если так, то не книгу надо было писать, а сценарий для мультяшно-нарисованной квесто-рпг-шной компьютерной игры, и, несмотря на общую скучность происходящего – при хорошей прорисовке да внятном геймплее — было бы всем счастье.
или..
Здесь фантазия отказала и варианты закончились. Но зато прошло немножко времени, «мозг отключился», а в ощущениях оценка книги неожиданно сместилась из «ужасной» в район не такой уж и низкой, потому что, если перестать развлекать себя анализом прочитанного, то в сухом остатке всё же остаётся ощущение вполне гладко исполненного текста и комфортной атмосферы уютной сказки. Да, это что-то из разряда бестолковых странных вещей категории «light» — как кофе без кофеина, сигареты без никотина или безалкогольное пиво. Это, может, и неведомо для кого написанная сказка, но, как выяснилось, всё же она влёт, за пару часов читается, а побыть пару часов в комфорте и уюте – это уже много, это дорогого стоит…
Мирта, 17 апреля 2016 г.
Очень милая, очень добрая, в своё время показавшая мне этого автора, как очень разнопланового писателя. Действительно хорошая история.
krossman, 27 декабря 2013 г.
Полный бред! Уровень крепкого школьника.
1. То и дело автор включает свое мнение, свои измышления.
2. Сюжет примитивен до нельзя. Страницы надо пролистывать: блин, но как же интересно, что там Трикс сочинит!. Волщебство — ноль. Полный ноль.
Есть интересные ходы, но автор писал на заказ и это видно: непродуманно, наивно. Работает имя.
-10 за сие творение.
urbit, 25 мая 2009 г.
В принципе читать или не читать новый роман Лукьяненко, у меня вопрос не стоял. От человека который написал «Спектр», «Лабиринт отражений», «Дозор», «Геном» ждать что-нибудь совершенно нечитабельное не приходится. Мое мнение что своими самыми удачными произведениями (хотя для разных читателей они разные) автор поднял для себя планку так высоко, что теперь когда он располнел (в смысле багажа написанных произведений и материальном пожалуй тоже — один из самых коммерчески успешных авторов в СНГ всетаки) написать лучше чем уже написано у Лукьяненко увы не получается. И коммерческая сторона мешает (то «конкурентов» напиши, то сценарий какой), да и от восторженных отзывов читателей звездную болезнь подцепить можно. Хотя достоинств автора я не умаляю, и считаю что всетаки в лидерах русской фантастики он обосновался крепко.
Что могу сказать о «Недотепе» — читайте вдруг понравится :) . Роман начинается как классическое фэнтези, но вот помере продвижения сюжета, легким движением авторской руки превращается, превращается... в элегантное юмористическое фэнтези (если брать западные аналоги вроде Терри Пратчетта, если наше то Лукьяненовская же «Остров Русь», или Михаил Успенский «Приключения Жихаря») или же добротную и легкую в прочтении сказку.
Перейдем теперь собственно к критике. Конкретно в этом произведении у меня вызывают неприятие следующие вещи:
1) Кокетство автора. Не к лицу серьёзному дядьке на мой взгляд всячески воспевать силу авторского слова и отпускать плохо прикрытые комплименты в свою сторону. Честно говоря меня эти введения в писательское ремесло неприятно удивляли и в прошлых произведениях, но тут уж автор оттянулся не полную. Сюжет раскрыватьне буду прочитаете — поймете. Есть такое выражение «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит», но тут скорей уж лишняя скромность Лукьяненко не повредит.
2) Анахронизмы, точнее введение множества современных идей, вещей и их названий в мир «меча и магии». Есть у автора такая фишка — вплести что-нибудь (скорей всего что-то нелюбимое автором), чтобы немножко замаскировав его пройтись по нему критикой из уст героев произведения, выражающей точку зрения автора (И все бы ничего, но ненравится както что буквально навязывается автором свое мировозрение. Нет, я понимаю что любой автор оставляет на страницах романа свое отношение к реальности, вот только делать это на мой взгляд нужно потоньше и не навязчиво). Опять же на мой взгляд такие вещи как: книга заклинаний — наладонник айпод, фаст-фуд, палки из резинового дерева у стражников, «Буревестник» Горького, колыбельная из «спокойной ночи малыши», пионерская речевка и многие другие вещи которые автор безусловно считает стебом, превращают «Непоседу» в такую сборную солянку. Роман похож на картинку из серии найди 10 отличий, только с разницей что искать нужно осколки современного мира в мире «фэнтези». С коммерческой точки зрения это может быть и интересней — больший охват жанров — больше читателей — больше денег. Так и хочется сказать «Не распыляйтесь, и все получится». Кризис у автора явно не финансовый, а творческий. Надеюсь получится еще у Лукьяненко порадовать читателя, хотя время покажет.