Соглашусь со многими фантлабовцами, высказывавшими мысль, что гораздо более корректно было бы выбирать отрывки случайным образом (и из текстов, и из некоторого количества собственно отрывков), должно было быть равное количество мужских и женских текстов, сами респонденты должны быть разделены по гендерному признаку и т.д. и т.п. Но даже без учёта вышесказанного, в итоге всё зависит от интерпретации полученных результатов. И данный опрос чудесно это подтверждает.
Сама коллега kagerou искренне радуется – явно и неожиданно быстро было подтверждено некое её предположение, будто при оценке гендерной принадлежности текста, в первую очередь все отталкиваются от тематики предложенных отрывков. Вроде бы она даже как-то это доказывает… На мой взгляд, такое утверждение совершенно неочевидно (хотя бы в силу того, что большинство опрошенных просто никак не аргументировали свои ответы), но не оспаривая его, и, поздравив Ольгу с достигнутым (по её мнению) успехом, тем не менее, хочу продемонстрировать, что при желании возможны принципиально иные оценки.
Хотя на самом деле распределение соотношения правильных/ошибочных ответов близко к нормальному, а граничные результаты могут быть оценены в пределах статистической погрешности, некий ярый сторонник «гендерной теории» вполне может представить следующие свои резоны:
1. В целом усреднённое количество правильных ответов значительно превосходит количество ошибочных – 55% и 45%, соответственно (спорный ответ разделяет долю пополам).
2. Двое из опрошенных (4%) абсолютно правильно определили пол авторов. При этом один человек (2% опрошенных) допустил всего лишь одну ошибку, ещё один (2%) – только три.
3. Полностью не ошибся в своих ответах никто (0%). Кроме того, ни один из опрошенных не дал девять неправильных ответов (0%) и только один (2% опрошенных) — восемь.
Вывод: Анализ результатов опроса со всей очевидностью подтверждает то предположение, что существует возможность достаточно успешно определять пол писателя по написанному им прозаическому тексту.
В свою очередь это позволяет с уверенностью предположить существование неких лингвистических особенностей, отличающих феминный текст от мускулинного.
Для пущей наглядности приведённых выкладок можно добавить рисунков с «петухами» — яркими графиками и диаграммами, демонстрирующими данный вывод. Что-нибудь такое эдакое:
И такой вывод будет гораздо более зрим и нагляден чем обращение к практически не подкреплённой численными оценками некой умозрительной «тематике текста» (почему, например, к ней отнесены использование слов "ножик", «мальчик», «Сортиры смердят» и резкая отрывистая манера речи персонажа?).
Что тут скажешь? Как известно, «…есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика» (с).
Неожиданно этот афоризм нашёл яркое подтверждение в ходе последовавшего обсуждения результатов (приводится с купюрами):
цитата kagerou
цитата=Крафт
Двое из опрошенных (4%) абсолютно правильно определили пол авторов.
Ни один из них в выборку не попал, так как обва руководствовались внетекстовыми соображениями.
цитата Крафт
очень правильный и перспективный подход!!!
цитата kagerou
Он действительно правильный — людей, знающих правильный ответ, исключают из любого профессионального исследования.
Я догадывалась, что Грешник, просто знакомый с двумя текстами, сделает верные выводы — но, увы, не догадалась попросить этого вундеркинда держать язык за зубами.
цитата Крафт
...
kagerou, это Вы из своей выборки исключили меня и jk sad (почему-то обвинив во всём Грешника). Я же для своего "исследования" оставил результаты обоих респондентов.
Как я уже говорил — всё дело в интерпретации результатов.
цитата kagerou
Ну да, человек, который знает ответ заранее — мощный довод в вашу пользу :).
цитата Крафт
Повторюсь: на каком основании Вы решили, что я знал ответ заранее? Из с Вашего творчества я только статью "Барокко верзус романтизм" в ЖЖ читал. А jk sad — он что, ярый поклонник Вашего творчества?
цитата kagerou
После того, как Грешник во всеуслышание ляпнул, что я — автор всех десяти текстов, его невозможно было не знать. Можно было только поверить Грешнику или не поверить.
Я исключила из выборки поверивших и написавших, что все тексты женские.
...
цитата Крафт
Конгениально!!! Потрясающе! Вопросов больше не имею.
Право, у меня нет слов.
...
*В СТОРОНУ* Получается, что мой на коленке сделанный "анализ" на порядок объективнее?
*СО ВЗДОХОМ* М-да, велика и могуча наука статистика...
Что можно добавить к такому необыкновенно гибкому подходу к самым точным ответам опроса? Особенно, зная об отношении самой kagerou к проблеме?
Перечитайте-ка ещё раз приведённую выше цитату про ложь и статистику.
P.S. Знаю я одну Контору, в недрах которой с советских времён и до наших пор есть одна интересная лаборатория. По слухам, специалисты оной, даже зная о намеренной попытке обмана способны по тексту определить пол, возраст, иногда — расу, род занятий автора. А то и ещё кое-что могут "учуять": наличие физических уродств, сексуальная ориентация. Чуть ли не перенесённые в детстве болезни.
Некоторые проводят эту информацию по ведомству сказок и баек. Я склонен верить. Скажем так: общался с тем, кто был знаком с братом того, который...
Вчера провёл обязательный элемент подготовки к каждому отпуску — закупил книжек в дорогу. Ехать-то аж шесть суток!
"Тлетворное" влияние "псевдоинтеллектуальных снобов с "Фантлаба" налицо:
Гессе "Игра в бисер"
Уоттс "Ложная слепота"
Воннегут "Бойня номер пять" и "Колыбель для кошки"
Лем "Фиаско", "Солярис", "Непобедимый", "Эдем" и "Глас господа"
Штерн "Сказки змея Горыныча"
А ещё достал из "загашника" "Степного волка" Гессе и сборник "Некто Бонопарт" Столярова. На МП-3 закачал "Город" и "Снова и снова" Саймака. Захвачу ещё по паре последних номеров "Если" и "Полдня".
Теперь сижу в лёгком испуге и оцениваю масштабы этой авантюры — асилю ли? Чтение не обещает быть захватывающим. Для отвлечения и расслабления от чрезмерно интеллектуальной прозы взял "Тихоокеанскую премьеру" Переслегиных. Она же предназначена в подарок отцу на 75-летие.
Я был уже неплохо знаком с творчеством Владимира Васильева, когда в сентябрьском номере «Если» за 2007 год прочитал рецензию на его новый роман «Сокровище «Капудании». Евгений Харитонов дал исключительно превосходную оценку книге, завершив свой отзыв так: «У романа всего один очень серьезный недостаток. Он слишком быстро заканчивается». В одном из следующих номеров журнала опубликовали обзор произведений крупной формы, изданных за год. Автор статьи среди прочих выделил «Сокровище» как несомненное достижение русскоязычной фантастики.
Поэтому когда я пошёл закупать книги на отпуск и увидел на полке в магазине эту книгу, сомнений не было. Пёстрый томик быстро занял место среди прочих у меня в сумке, а пару дней спустя был открыт одним из первых – сразу после погрузки всего семейства в поезд. Одна бессонная ночь, – назавтра времени отоспаться будет с избытком – и масса необычайно ярких впечатлений была мне обеспечена надолго. Самыми яркими среди них были разочарование и возмущение. И возмущение «еслевским» рецензентом явно превалировало. Евгений Харитонов честно рассказал обо всём, что ожидает читателя книги и откровенно слукавил при написании всего лишь одного слова в последнем предложении. Но как при этом разительно смещаются акценты:
У романа всего один очень серьезный недостаток. Он слишком примитивно заканчивается.
Довольно широко известно, что яркая и неожиданная концовка может спасти среднее, в общем и целом, произведение. А вот провальный финал испортит ощущения от самой изысканной книги. К сожалению, в случае с «Сокровищами «Капудании» я столкнулся именно со вторым вариантом. Даже по прошествии двух лет я очень ярко помню разочарование, почти возмущение, которое в один момент разрушило всё очарование, первоначально возникшее при чтении. Весь яркий и живой мир, все парусники, пираты, охотники за сокровищами, корабли-призраки, ожившие скелеты, заклинатели ветров, вся оригинальная терминология и самые разнообразные подробности и нюансы, которые с уважением и знанием морского дела любовно и тщательно были прописаны автором, оказались не в силах перевесить тот факт, что сюжет был примитивно свёрнут, завершись чередой роялей в кустах в качестве прелюдии к непритязательному «хэппи-энду» в стиле «Deus ex machina».
«Сокровище «Капудании» – чтение на один раз и моё персональное разочарование 2008 года.
За последнее — отдельная «благодарность» лично Евгению Харитонову. Ведь чем больше от книги ждёшь, тем тяжелее переживаешь крах ожиданий.
«У кого кризис, у того кризис. У того по жизни кризис»
С.В. Шнуров
[/i][/right]
Без Холмса, но с мыслями о нём
Не без интереса, но с растущим раздражением наблюдаю за многочисленными сетевыми дискуссиями, плавно переходящими в разборки по поводу кризиса в современной русскоязычной фантастике. И больше всего в любом опросе раздражают те неизменные примерно 30% , которые считают, что "Кризиса нет". Сколько копий сломано, того и гляди, дойдёт до предания анафеме, а там и, — страшно представить, — швыряние тортами начнётся. Но воз, как говорится, и ныне там. У меня сложилось впечатление, что виной тому слишком сильное увлечение некоторых оппонентов частными вопросами – нередко интересными и важными, но, тем не менее, всего лишь частными. Поэтому для анализа современного состояния фантастики предлагаю использовать дедуктивный метод. Только не тот, прославленный сэром Артуром, но ошибочно названный «дедуктивным» вместо «индуктивного». Нет, по-настоящему дедуктивный. То есть, предлагаю окинуть соколиным взором всю картину в общем, а затем попытаемся на основе её анализа оценить состояние одной из её деталей. Давайте посмотрим на состояние фантастики, как одной из составляющих всей русскоязычной культуры.
Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что фантастика – отнюдь не самодостаточное явление, а только часть литературы? Не надо, не льстите себе – я сам люблю НФиФ, но совершенно отчетливо понимаю, что всё это – всего лишь крохотный сегмент письменной культуры (если судить по соотношению тиражей – чуть более одного процента) и всей культуры общества в целом. А попытки отдельных товарищей доказать некую особость этого жанра, возможно, ещё имели под собой какую-то почву лет 10-15 назад, но на современном этапе потеряли всякий смысл. Безжалостный рынок не очень вежливо, но очень быстро и уверенно превратил то, что ещё недавно считалось каким-то изысканным блюдом в продукт массового потребления наряду с хот-догами, попсовыми песенками и боевиками класса «Б».
А теперь, глядя на всю нашу современную культуру, скажите мне это ещё раз: «Никакого кризиса нет, всё идёт как надо»… Да что вы говорите? То есть вас полностью устраивает окружающая нас попса? Музакальные группы производста «Фабрики звёзд» на нашей эстраде, бесконечные «Менты-Адвокаты-Бандиты» и «Изауры-Дикие ангелы-Кармелиты» в телесериалах, иронические детективы и любовные романы в литературе…
Черты кризиса совершенно отчетливо видны и в кино. За последние пару-тройку лет я вспомню всего десятка полтора-два фильмов, достойных обсуждения, из которых понравились мне всего два – «Возвращение» Звягинцева и «Остров» Лунгина. Один сериал – «Курсанты». Пару романов и повестей да пригоршня рассказов в фантастике… Подозреваю, что аналогичная ситуация складывается и в боллитре, но с этим вопросом я не знаком совершенно. Поскольку не являюсь специалистом и знатоком, не буду я здесь рассматривать и оперу с балетом. Хотя, по моему мнению, они уже давно и уверенно стали на путь превращения в мёртвое, застывшее искусство, потребляемое исключительно лютыми эстетами. Наверное, знатоки сейчас кинутся меня переубеждать, но спорить я не стану. Скажу только, что и здесь попса пытается прорваться на сцену под видом авангардного видения-прочтения классиков. Во многом всё вышесказанное можно отнести и к театру (вспомните скандальные постановки в Большом – те же «Дети Розенталя», например).
Вы с упорством, достойным лучшего применения, по-прежнему считаете, что в нашей культуре нет кризиса, а попса не заполонила все аспекты культурной жизни на постсоветском пространстве, включая фантастическую литературу? Вам нравится потреблять мыло? Вы оскорблены в лучших чувствах, требуете, чтобы я написал: «в нашей фантастике нет кризиса», — а затем извинился? Ладно, пишу, извиняюсь…
В нашей фантастике нет кризиса? Ну, тогда извините!!!
Время решения или Опасный шанс
Вообще меня удивляет, почему у некоторых оппонентов слово «кризис» в приложении к современному состоянию дел в русскоязычной фантастике вызывает такой… мнэ… испуг. Очевидно, многие воспринимают его как термин исключительно медицинский, то есть, как болезненное и нередко смертельно опасное повышение температуры тела пациента. Тем не менее, у этого слова существуют и другие значения, а в нашем случае гораздо целесообразнее пользоваться другими трактовками. Да хоть бы и такой:
"Циклами измеряются перемены. Чтобы достичь какой-либо цели, необходимо согласиться на перемену, а каждая перемена неизбежно приводит к кризисам. Большинство людей боится этого слова, подразумевая под ним катастрофу... Но кризис вовсе не страшное бедствие. Само слово кризис происходит от греческого "крино" (в переводе "решить") и означает «время решения». Кризис – это перелом, предшествующий изменению. Стараться избегать кризиса – значит желать избегать перемен, что невозможно...
К сожалению, мы часто испытываем искушение не принимать решения в надежде на то, что необходимость в нём исчезнет сама собой и всё встанет на место. Иногда такая тактика выглядит действенной...
Всякий раз, когда решение не принимается, укрепляются инстинктивные подсознательные модели. Повторяющийся отказ от сознательной ответственности может вызвать нарастание такой напряжённости, что ситуация в конце концов взорвётся. Тогда мы будем вынуждены реагировать в трудных или болезненных обстоятельствах, которых можно было бы избежать, если на внутреннем, ещё не агонизирующем кризисе мы были бы более мужественны. Катастрофа в этом случае становится результатом отказов от принятия осознанных решений, а не закономерным выходом из кризиса. (с) Н.Ю. Маркина
Ещё один, небезынтересный факт. Для обозначения слова «кризис» в китайском языке используются два иероглифа: один из них «Вэй» означает «опасность» и «страх», а другой, «Цзи» – «шанс» или «возможность». Любой кризис всегда несёт в себе одновременно и потенциальную опасность, и возможность. Там, где живут самые большие опасности, находятся и величайшие возможности для роста. А поскольку целью человеческой жизни является и именно рост и развитие, необходимо в полной мере воспользоваться той возможностью, которую несет в себе кризис.
Кризис – явление не обыденное, но повседневное. Вся история человечества – череда более-менее успешно разрешённых кризисов: экономических, политических, финансовых, топливных, экологических… Поэтому проблема их разрешения насущной стала очень давно и к настоящему времени существуют некие наработки, своеобразный аппарат для анализа, моделирования и прогнозирования происходящих при этом процессов. В том числе – с использованием математических методик и компьютерной обработки больших массивов информации. Эффективность этого аппарата – другой вопрос (как правило, всё упирается в проблему интерпретации полученных результатов, а здесь разброс широчайший).
Сомневаюсь, что кто-нибудь будет (может, хочет – нужное подчеркнуть) всерьёз заниматься математическим моделированием кризиса в русскоязычной фантастике и поиском путей его преодоления. Тем не менее, это не мешает выделить некоторые аспекты, известные нам из истории, экономики и т.п.
В принципе, бескризисное развитие возможно. Но пока только чисто теоретически. Насколько я знаю, такие периоды в истории человеческой цивилизации практически не известны. И здесь полезно будет вспомнить наиболее общие рекомендации по выходу из кризиса и преодолению его последствий. Наиболее опасна тактика страуса – делать вид, что ничего не происходит, а тем более – искренне в это верить и всеми возможными силами поддерживать «статус кво». Наука конфликтология однозначно утверждает – только быстрое и решительное разрешение конфликта, даже неудачное для одной из сторон, принесет наибольшую выгоду обеим сторонам – взрывное посткризисное развитие для преодоления последствий. Это парадоксально, но это факт (вспомните послевоенные результаты всех активных участников Второй мировой, кроме, разве что, Италии). А вот оттягивание развязки – верный путь к усугублению последствий, опять же – для обеих сторон. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» (с)
Тактика страуса обеспечивает всего лишь стагнацию процесса (застой на кризисном уровне) за которым если и следует рост до гораздо более медленный, чем при немедленном разрешении конфликта. Но при этом гораздо выше становится и вероятность «падения» на уровни ниже предкризисного. И хорошо, если только на один. Если это кого-то успокоит, то ситуация при этом приобретёт (сохранит?) некоторые новые качества. Какие? Бог весть. Обложки будут покрасившее (останутся такие же яркие?)… Ну, ещё что-нибудь в том же роде.
В русскоязычной фантастике сейчас период мягкой стагнации – «страусиная» тактика с подглядыванием за обстановкой одним глазком, чтобы всегда разворачиваться к опасности задом. Ничего хорошего от будущего я не жду. Как известно, «…в России возможны только два варианта развития событий – наихудший и маловероятный» (с) С.Витте. Этому изречению уже больше ста лет, но актуальности оно не только не утратило, но и регулярно находит всё новые и новые подтверждения своей правоте.
Мне сейчас достаточно сложно уверенно обосновать, кто является сторонами в обозначенном конфликте – всё это пишу по наитию, пытаясь передать те ощущения, которые воспринимаю чисто интуитивно на основе некоего осмысления огромной кучи в основном бесполезной информации, когда-либо касавшейся моих органов чувств и отложившейся где-то на полочках памяти. Поэтому не требуйте от меня конкретики. По крайней мере, пока.
В качестве рабочего варианта на роли сторон конфликта могу предложить участников товарно-денежных отношений в системе «читатель – писатель – издатель – продавец» (единство и борьба протвоположностей, блин, вспоминайте МЛФ). Как показывает практика, критик тут практически не нужен, ибо во многом превратился в чисто декоративную фигуру, став всего лишь придатком рекламных отделов издательств, или, с теми же функциями – частью писательской тусовки (то есть уже включён в систему).
Для того, чтобы понять, какой картина видится мне, вспомните, что всё происходит в реалиях авторитарно-монополистистической модели российской экономики, оказывающей прямое и непосредственное влияние на рынок фантастики. И происходит это на фоне так называемого «реформирования» системы образования, в ближайшей перспективе способного если не полностью уничтожить, то безнадёжно искалечить всё поколение будущих читателей, а через них, — прямо и опосредованно, — писателей. Не желаете ли предсказать чем всё закончится? В принципе все исходы должны считаться равновероятными, но я предлагаю ещё раз внимательно перечитать слова российского экс-премьер-министра…
Размышления динозавра
Давно это было. Но я всё ещё помню, что в школе мне рассказывали, будто несколько миллиардов лет назад на третьей планете в системе звезды спектрального класса «G» (по утверждению одного астронома и его брата-переводчика, это светило с планеты Гиганда можно узреть в созвездии Жука) жили гигантские пресмыкающиеся. Этот период называют эрой динозавров – они, буквально, заполонили собой воду и сушу, стаями парили в небесах над ними. Они были самодостаточны, и отчасти – беспечны, считая, что существующее положение дел будет сохраняться всегда. Существовали и другие биологические виды, но всё это было как-то несерьёзно, в качестве фона, что ли… В море динозаврам конкуренцию могли составить только акулы, а на земле и в воздухе конкурировали они только друг с другом. Далёкие предки млекопитающих существовали уже тогда, но размерами и внешним видом напоминали современных грызунов, служили основанием трофической пирамиды для небольших динозавров, а крупные на эту мелочь не обращали внимания в принципе. Но вот произошло нечто (напомню, что красивая гипотеза о падении гигантского метеорита не является единственной, в частности, среди специалистов популярна теория экологической катастрофы) и динозавры исчезли с лица планеты практически одномоментно – в космических масштабах, разумеется. Как известно, свято место пусто не бывает – природа дала крысоподобным млекопитающим шанс. И те воспользовались им в полной мере. Они и их видоизменившиеся потомки заполнили освободившееся пространство в море, и на суше, и только в воздушном пространстве продолжали парить сильно измельчавшие далёкие родственники недавних властителей планеты, чьи потомки теперь шныряли под ногами многочисленных млекопитающих (какая ирония, ситуация перевернулась с ног на голову). О былом величии теперь можно судить только по более-менее самодостаточным крокодилам-аллигаторам, да ещё по краснокнижно-эндемичным варанам с острова Комодо. Что характерно – в море млекопитающим по-прежнему серьёзную конкуренцию могут составить только выжившие и вполне преуспевающие акулы.
Мог ли некий сторонний наблюдатель, глядя на прячущихся в норах, копошащихся в грязи и ведущих преимущественно ночной образ жизни крысоподобных малюток предположить, что когда-нибудь одна из ветвей их потомков создаст весьма высокоорганизованную цивилизацию, явившую миру не только концлагеря с газовыми камерами, термоядерные боеприпасы, политический террор и массовый геноцид, но и «Джоконду», «Травиату», «Лебединое озеро», Лунную сонату Бетховена, «Евгения Онегина», «Мастера и Маргариту»? Наверное, на такое заключение был способен только очень оптимистичный сторонний наблюдатель.
Отвлечёмся на минутку от физического мира и окинем взглядом мир нематериальный – эфемерный и эфирный мир современной литературы. Глядя на него, мне начинает казаться что здесь, как это когда-то уже было на нашей планете, вновь появилось пресловутое нечто. Это нечто мало напоминает яркие пиротехнические эффекты, сопровождающие падение на Землю крупного небесного тела, а вот ассоциации со своеобразной экологической катастрофой кажутся вполне уместными. Среда стремительно меняется. И эти изменения не позволяют динозаврам от литературы сохранять способность к самовоспроизводству. Следя за уходящими один за другим титанами и плодящимися на их останках очень плодовитыми лилипутами, ведущими преимущественно сетевой образ жизни, я хочу быть тем самым оптимистичным сторонним наблюдателем.
Многие из представителей нового поколения писателей искренне убеждены, что зародыш великого и прекрасного будущего литературы (НФиФ – в частности) кроется в интернете, а составляющие эту сеть компьютеры являются инструментом, позволяющим в разы повысить эффективность писательского труда. Бог в помощь. Но я, со свойственным мне скептицизмом, вполне мог бы возразить.
Например, я мог бы напомнить, что ещё Александр наш Сергеич слишком многого ждал от научно-технического прогресса, предполагая, что любой пиит, не обремененный необходимостью регулярно снимать нагар со свечи, будет создавать исключительно шедевральные творения. Насколько мне известно, пока эти надежды считаются сильно преувеличенными.
Можно вспомнить широко известный и гиперуспешный проект коллективного «бумажного» творчества – своеобразная писательская мануфактура Дюма-старшего. Миллионы зачитывались и зачитываются её продукцией, чуть ли не внесённой в мировое культурное наследие. Отца-основателя уже ввели в Пантеон французской нации. Однако даже непрофессионалы знают, насколько кустарно-ремесленным было это производство. А значит и у сетевого варианта такого «производства» есть все шансы сохранить и приумножить недостатки предшественника.
И «MS Office Word», при всём уважении к программистам корпорации «Microsoft», не заменит собственную грамотность писателя, даже когда в память этого текстового редактора забьют слова «негр» и «афроамериканец» (хотел написать «розовый » и «голубой», но в этой версии они уже есть))). Да, «отвёрточники» – доморощенные сетевые критики, редакторы, корректоры могут выковырять много «блох» из текстов. А безвестные помощники способны безвозмездно подсказать своему кумиру изящный поворот в развитии сюжета, «вылизать» какой-нибудь эпизод. Но чем больше будет таких вмешательств, тем меньше останется от оригинального стиля популярного писателя. Да и сильно всё это напоминает некую разновидность труда пресловутых литературных негров. Только в ещё более изощрённой форме – самая надёжная форма рабства та, при которой раб доволен своим положением. Им и платить-то не надо – сами приходят, услуги предлагают.
А проекты по новеллизации компьютерных игр хотя и содержат большой потенциал, но и подводных камней хватает на пути превращения откровенного чтива в полноценную литературу. Прохождение всех уровней самых убойных он-лайн РПГ-игр – далеко не то же самое, что проза человека, реально прошедшего через горнило войны. Да, были Владимир Высоцкий и Леонид Быков, которых принимали за своих ветераны той войны, но людей способных на такой резонанс – единицы.
…Как порождение эпохи динозавров, я честно заявляю, что не в восторге от нынешнего господства тех, кто напоминает мне крыс. Поэтому я много, что ещё могу возразить. Но не буду… Попытаюсь всё-таки стать оптимистичным сторонним наблюдателем.
С уходом динозавров начался кризис и у нового вида появился Опасный шанс. Воспользуются они им или покатятся по наклонной к подножию пьедестала, на котором установлены памятники их предшественникам? Трудно сказать. Пожелаем им удачи и будем надеяться на лучшее...
Как порождению эпохи динозавров, мне хотелось бы надеяться, что сохранятся хотя бы крокодилы – «Тенденция, однако» (с). Но она же позволяет предположить, что акулы будут жить и процветать всегда. И здесь я имею в виду отнюдь не акул пера и клавиатуры…
Melamori отписалась в ЖЖ vrochek, дала ссылки на наши с ней отзывы:
цитата
Добрый день, Шимун)
Надеюсь, Вы нас еще помните. Это мы, Ваши поклонники-рецензенты.
Следим за вашим творчеством аки гипножабы космически. (@)____(@) вот так, то есть.
Вот и сейчас книгу прочитали, рецензии написали. Я писала уже по следам Андрея, так что многое указывать не стала, чтобы не повторяться.
Простите, что рецензии не очень мягкие, особенно моя. Мы правда не хотели Вас расстраивать. Зная, что некоторых авторов (достаточно стойких суровых мужчин) мои рецензии ввергают во что-то, очень похожее на пучины творческого кризиса, попрошу вас увидеть в моих словах надежду на лучшее и веру в вас и ваши возможности. Не посчитайте это за какую-то рекламную акцию — просто хотим, чтобы Вы знали наше мнение, и были бы рады, если бы Вы тоже захотели его узнать...
Шимун ответил:
цитата
Прочитал.
Нет, не обижаюсь.:)
Наоборот. Спасибо Вам и Крафту!
Зная ваши впечатления от "Сержанта", с нетерпением ждал ваших отзывов на Питер. Дождался:)
А если серьезно: я вам благодарен, Меламори. Читал Вашу рецензию и рецензию Андрея с большим интересом. Да, расстроился, конечно.
Жаль, конечно, что роман вам не обоим не понравился. Ну, что делать. Все мы разные.
Я не считаю Питер неудачей. Конечно, были моменты, когда я проклинал миг, когда "сел за баранку этого пылесоса":), но такое всегда бывает. При написании "Последнего романтика", я раз двадцать собирался бросить все к чертовой матери, но все-таки добил его. А это рассказ. Что уж говорить про роман...
Я писал его серьезно и на пределе возможного.
Вероятно, там многое не получилось. Но кое-что там действительно получилось. Ну, я так думаю.:)
А вообще, я не теряю надежды, что следующий роман Вам понравится.:)
Удачи! И спасибо еще раз.
P.S. Позабавило упоминание про мат. Сразу видно, что по сети ходит версия Питера, где первые главы взяты с сайта Вселенной (черновик), и только оставшиеся главы отсканированы с бумажной книги. Именно поэтому в сетевой версии мат "внезапно" исчезает.
Впрочем, это частности.:)
1. Приятно удивлён отношением автора к критике.
2. Приношу глубочайшие извинения за абзац про матершшину. Никакие это не частности. Mea culpa. Исправил.