Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 мая 2018 г. 15:24

В АДУ — ЧЕРТ ЗНАЕТ ЧТО

Иногда авторы пытаются сложить новую песню из старых строчек и, как по волшебству, получается что-то оригинальное.

Разумеется, новаторство не избавляет «Потерянных богов» от нелепостей — вроде богини Кали, отнесенной к «Единобогам», то есть записанной в монотеистический культ.

В книге так же много заимствований, подражаний и вполне традиционных, малость поднадоевших, образов. Автор начинает с неоготики — добротная «кинговщина» пополам с «нилгеймановщиной». Вот не умершая душа ребенка на сельском кладбище, вот демоны, которые не могут ступить на освященную землю, и, конечно, вот молодая пара, которая бежит из провинциального городка — сама не зная, в какой ужас окунётся. Потом идут картинки загробного мира — и тут тоже легко узнаются кадры из мелодрамы «Куда приводят мечты» В. Уорда или описания из «Внутри и снаружи» Ф. Фармера.

Основное допущение книги — ставшая уже стандартной идея о забытых богах, которые отчасти превратились в демонов, а отчасти теперь просто изгнанники в загробном мире. Они пытаются существовать, как умеют, по привычке манипулируя людьми.




Статья написана 15 мая 2018 г. 21:49

В третий раз попытался Гераклит войти в ту же реку, но лишь бился головой о высохшие камни...

В кинобизнесе все настолько хорошо или же плохо, что режиссеру, который в своё время подарил нам "Гаттаку", а потом, не включая творческого начала, попытался проехаться на "Времени" — дали денег на третью попытку поработать в том же ключе.

Ничего не поменялось в гламурной составляющей стиля.

Сюжет стал откровенным шлаком.




Статья написана 12 мая 2018 г. 11:38

Если можно быть вторичным,

тырить всё напропалую,

то конечно режиссеры

копипасточкой займутся,

вырежут и снова вкелят,

так чтоб мама не узнала.

Но узнает любой критик.

Зритель тоже не придурок,

если что смотрел — заметит.

Решили европейцы (Франция и Бельгия) снять свой сериал в духе местечкового детективного мистицизма.

То есть "Твин Пикс" + "Настоящий детектив" + совсем немного "Братства волка" + капелька "Фарго".

Как и многие команды до них, граждане думали, что "из десяти источников — компиляция, из ста — диссертация".




Статья написана 8 мая 2018 г. 20:07

Книга в руках, прочитана, пересмотрена вдоль и поперек.

Что можно сказать?

Специфика авторской работы с материалом — в поиске тропы между официозом и заклепничеством ("ремешковыми историками").

Семилетняя война предоставляет для этого массу возможностей. Есть целая куча сюжетов (битв, десантов, рискованных предприятий экономического характера) о которых наш читатель и слыхом не слыхивал. Потому как некоторые историки/публицисты сидят на предыдущих разработках и пренебрегают работой с материалом. Одним глазом горе-писатели смотрят на Пикуля, другим на Фенимора Купера, а руками шарят по статьям прошлых лет. И это я молчу про политику. С.Доля временами проводит сеансы в своём анатомическом театре, разбирая на части очередную книгу по "семилетке", и показывая, чего стоит её автор. Но, главное, о неизвестных битвах вполне себе повествует — ярко и живо.

Аналогичная проблема в нашей литературе с уровнем описания сюжетов довольно раскрученных. Взятие Берлина — сколько народу писало о каких-то мощных укреплениях вокруг города? А их не было. Тут надо составлять целый список — чего и как удалось осветить в относительно адекватном свете...

С другой стороны документы о Семилетней войне сохранились далеко не все — сколько лет прошло. Да и сама война, не смотря на её мировой характер — вещь исчерпаемая. Вот есть история, со своим героями, злодеями и микросюжетом — а о ней известно буквально по десятку табличек. Сколько рекрутов дошло в очередной партии? Будь материала больше — стали бы видимы личины персонажей, а так это просто фамилии в документах.

Что получается?

— есть сюжеты хронологически и организационно компактные (Пальциг), которые можно осветить в рамках буквально одной статьи, причем "от корки до корки". А чтобы второй раз написать с тем же уровнем новизны — другому историку ух как попотеть придется;

— есть истории длинные, разветвленные, к которым приходиться писать "аппендиксы", иначе всего интересного не осветить (решение долготной проблемы);

— есть люди, вполне значимые персонажи, которые сейчас заслонены своими современниками (Прозоровский);

— есть всякий сюжетный хлам россыпью: истории высовываются из тьмы, но всех контуров не разглядишь, либо же они изложен в документах предельно сухо. Как их представить? "Подлинные анекдоты о Петре Великом" тут не проходят;

— наконец, есть сюжеты громадные, которые у нас опять-таки освещены не особо, но в иностранной литературе под каким только углом на них не направляли прожектор. Например, принятие основных политических и военных решений во Франции. Под такое дело надо выделять отдельный том. Конечно, сюжет можно разбить по годам (испытанный прием, который автор уже опробовал на шведском участии в мясорубке), но тут явно надо собраться, взять волю в кулак...

— наконец, есть то, что автор пока не осветил или по каким-то соображением не стал публиковать (вставлять в седьмой том). Упоминал он как-то свою статью про Суворова. Нет её. Надо рассматривать бухту Киберон — но туда надо приехать, посмотреть, походить.

В этом томе С Доля взялся за "россыпуху" — она составляет полтораста страниц из двухсот сорока общего формата содержания

В дело пошли не анекдоты, но "Потери высшего командного состава армий периода Семилетней войны".

Полковники и генералы перечислены если не поименно, то уж точно по самым интересным в смысле историй персонам и по крупным партиям пленных. Выехал командир гарнизона из крепости — посты проверить — и в плену. Перебежал или взяли по дурости? А этот вот погиб о воспаления раны (описание страданий глазами лекаря той эпохи прилагается). Этого взяли за секретной перепиской с противником. Развертывать историю каждого персонажа в свой рассказ — нет материала и никакого места не хватит. Но на войне очень многие истории отлично ложатся в канву "аресовского мартиролога".

Похожий прием уже был использован в четвертом томе, но там линзой послужили картины Джошуа Рейнольдса.

Второй по значимости материал сборника — дневник путешественника, астронома, который прибыл из Парижа в Лондон практически сразу по заключении мира. Человек понимающий. Одновременно турист и "если получится промышленный шпион, да и на военные объекты там поглядывай".

Для меня это отличное описание страны-победителя (не всей, понятно), которая вела тяжелую, однако же не надорвавшую её войну.

Любителям писать опусы про попаданцев — самое оно. И не только в смысле поиска натуры и живых деталей, но в смысле описания развивающегося проекта, сочетание прошлого и будущего.

Интересный материал — переход рекрутских партий к заграничной армии. Как посылали подкрепления в армию, которая стояла в Польше/Пруссии. Вы хотели знать что такое транспортная связность? Вот как она выглядит.

Есть еще впечатления одного иностранца о российской армии — но это скорее упражнения автора в представлении публике редких материалов той эпохи.

В тексте встречаются повторения — как в сравнении с первым номером альманаха (откуда взята часть материал по выбывшим офицерам), так и с другими (скажем, прапорщик Зверев, который заморил кучу рекрутов в 1719-м, и был казнен за это в 1721-м). В значительной степени повторения оправданы — потому как одно дело рассказывать о сражении, а другое о генерал-майоре, в нём павшем. Но иногда проскальзывает ощущение некоей усталости автора от материала.

Из похожих на неточности высказываний я заметил следующее: "Хайп начался примерно в 2002 году, когда вышла государственная памятная монета "Пилип Орлик", и резко вырос в 2009-11 годах, когда администрация Ющенко окончательно канонизировала Орлика-папу..." (с.141). Ющенко был президентом до февраля 2010-го, и хотя конструкция предложения позволяет понимать его двояко — я бы как-то уточнил.

Итого: вот очередная порция "духа времени" — и понимаю, что часть исторических романов для меня уже не читаема, потому как ожидаю от сочинителя подобного уровня, а не получив, книгу откладываю.

Очень хочется, чтобы в следующий раз автор взялся за крупный, полномасштабный сюжет.

П.С. Вот что значит гуманизм — купи шесть первых томов и седьмой получи бесплатно.

Причем, это не бизнес, потому как объемы тиражей у автора такие, что маркетинговой стратегией подобные "акты человеколюбия" не объяснишь.


Статья написана 3 мая 2018 г. 16:49

Что будет, если скрестить Дж. Мартина и мистера Бина?

Именно такой сценарий и получится.

Шутка — труп. Труп — шутка. Шутка-шутка-шутка-труп. Труп-шутка. Труп-труп-шутка. Труп, разумеется, не просто так, но как рельтутат очередной мини-коллизии, локальной развязки. А шутка жизненно необходима, чтобы оттенить пафос.

Конспирологи найдут в этой морзянке своё послание. Я же скажу, что если вложить такие силы пусть не в разработку смысла, но в работу над деталями и постановку схваток — что-то, да получится.

Действие и картинка — больше всего напоминают сокращение математических дробей. Лишние персонажи вычеркиваются все быстрее и быстрее. Но как бывает, чтобы не делить на ноль, и не получать бесконечности в числителе и знаменателе — периодически приходиться "откатывать" ситуацию.

Множество героев, полубогов, богов, титанов, шнырей и волшебников. У каждого за душой (если она есть) какой-то козырный туз и бесконечность узкого профиля.

Кто сильнее — правда или космос? Метр или килограмм, джоуль или секунда?

В комиксах это можно выяснить только мордобоем. Ведь человек там — мера всех вещей.

Потому любое оружие — это лишь способ совместить руки и лица враждующих персонажей в одном кадре. Корабли, лазеры, пулеметы, силовые поля, этажерки (почему не было этажерок? Будут), боевые колесоходы — они расходуются почти даром. Всё равно приходиться махать кулаками. И только после обязательной порции ближнего боя можно выкинуть противника в космос (пусть и с помощью ракеты), зашвырнуть под тот самый колесоход или жахнуть молнией.

Что-то вроде могучего замаха руки (Л. Толстой "Война и мир"), которая бессильно падает — только тут падает все остальное, а руки ещё вертятся, как лопасти сумасшедшей ветряной мельницы. Это, конечно, очень смешно и составляет главную шутку фильма.

Но.

Перед нами хорошо поставленная битва при Ведре из "Бога света" Р. Желязны. Неплохо показаны проколы реальности, которые лучше всего назвать путешествием через отражения, только в спрессованной форме. Отлично разработаны нечеловеческие или же получеловеческие персонажи. Пусть енот и ходячее дерево уже малость приелись, тут смогли хорошо поработать над альтернативными детьми Таноса. Есть архитектурные решения и чертовски хорошие пейзажи.

То есть я смотрел фильм глазами опытного автомеханика, который при виде новой машины в автосервисе (покрашенной в розовый цвет) думает, что бы от неё отвинтить и куда приспособить.

Такой способ восприятия резко примиряет вас с идиотизмом происходящего.

Некоторым персонажам хочется дописывать реплики. В стиле "Мы крови не жалеем... Биореакторы у нас на всю катушку рожают пашут", — то есть толпа агрессивных звероящеров это не популяция, но продукция. Они не выращены, но произведены. Товарная партия из корабликов, которые приземлились с другой стороны леса. Без таких дополнений юмор уж совсем плоский.

Хотя есть в фильме и своя претензия на философию.

Главный антагонист — мальтузианец. Причем вполне откровенный, волевой, последовательный. Надо уполовинить население нашего космоса, тогда всем хватит ресурсов. Чувствуется, что первоисточники комиксов, задавшие общие модели поведения персонажей, писались в глубоко индустриальную эпоху. Поэтому герои не предлагают антагонисту заняться продажей презервативов или пропагандировать гомосексуализм. Так же совершенно никто не говорит о новой производительности труда, новых ресурсах, источниках энергии (хотя там есть промышленник, как раз специалист по таким вопросам).

Идёт выход на максимально тупое противоречие: я убью половину разумных — нет, не убивай! И последующее махалово.

Кто другой начал бы рассуждать про открытие окна Овертона, я же скажу, что давненько оно распахнуто, ничего принципиально нового тут нет.

Даже мотив жертвы — а Танос собственную дочь жертвует, и он даже любит её — не то, что вторичен (Троя, ахейцы, Агамемнон — блин, компьютер просить переделать "Агамемнона" в "Агафоновича" :) ), а показан так шаблонно и безыскусно, что только диву даешься.

Но фильм смотрится в бодром темпе. Постоянно что-то взрывается, проваливается, кого-то уносят вперед ногами или выбрасывают в другой мир.

Зрелище однако. баланс между юмором и схваткам — не найдет, есть лишь пропорции. Попытка раскрыть личность антагониста — умеренная. Какие-то лица уже запомнились, какие-то сюжетные линии нуждаются в завершении (Мартин и его сценарные ножницы — другой мойры у меня для вас нет).

Итого: мордобой вселенских масштабов, который устраивает группа пестро вырядвшихся дурдомовцев. Визит в Бедлам, спецэффекты прилагаются.





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх