Если можно быть вторичным,
тырить всё напропалую,
то конечно режиссеры
копипасточкой займутся,
вырежут и снова вкелят,
так чтоб мама не узнала.
Но узнает любой критик.
Зритель тоже не придурок,
если что смотрел — заметит.
Решили европейцы (Франция и Бельгия) снять свой сериал в духе местечкового детективного мистицизма.
То есть «Твин Пикс» + «Настоящий детектив» + совсем немного «Братства волка» + капелька «Фарго».
Как и многие команды до них, граждане думали, что «из десяти источников — компиляция, из ста — диссертация».
К слову «компиляция» здесь рифмуется немного другое, но я не буду переходить на физиологию.
Итак, есть некий городок в горно-лесистой местности (непременные кадры с туманами, которые эпично наползают и уползают).
Есть женщина-шериф, которую в юности кто-то похитил и держал в лесу на цепи, пока она не додумалась отчекрыжить себе пару пальцев, вытащить руку из наручника и сбежать. Теперь у неё высокая бдительность и много скиллов-для-выживания.
Есть какой-то непонятный дух леса (или маньяк, который под него маскируется), который и вот сейчас мелькает на заднем плане. Причем ему вроде как прислуживает какой-то белый волк (Кадр с рукой не пойми кого и зверем — цельнотыреный из «Братства волка», а оленьи рога не пойми кого — широко известный мотив). Есть странные знаки, которые рисуют на разных местах (Тру детектив, Карл...).
Есть череда убийств-самоубийств-исчезновений и очкарик-прокурор, который приезжает в глушь, потому как тут явный перебор с трупами (кто у вас тут убил Лору Палмер?). Он испытывает некоторые бытовые сложности.
Есть владелец лесопилки, который лесопилку закрывает, на на месте старого карьера — открывает захоронение промышленных отходов.
Есть замечательные слова «а вот сейчас мы вспомним про кельтскую легенду...»
Перечислять заимствования можно долго, и не в том задача рецензии.
Создатели попытались совместить постепенное нагнетание мистической линии (в финале проявляемой уже откровенно) с ежедневным и ежечасным раскрытием каких-то вполне бытовых преступлений. Мистика-мистикой, а обществом — обществом.
Отчасти это удалось, потому как сохраняется эффект неожиданности — у вас очередного нехорошего человека люди убьют или змеи закусают. А если все похоже на склеп — вовсе не факт, что это маньяк поработал.
Чисто детективные твисты имеются. Но увязка их с мистикой оказывается слишком размытой — упомянутое деление на «мистическое» и «общественное» не дает свести все простыми путями, а сложные получаются чересчур туманными и «отложенными на второй сезон».
Так же относительно неплохо смотрятся попытки авторов дать хоть чуточку своего материала на фоне густого заимствования. В качестве обязательных меток политкорретности присутствует гомосексуалист и барышня с не совсем белым цветом лица (единственная не молочно-белая в этой горно-европейской глуши, при желании можно решить что это солярий). Но куда интереснее следить за культурными различиями между прокурором и местными (прокурор по внешности — куда более южанин, чем все местные, при желании его можно назвать итальянцем).
Так же хорошо смотрится большая рыба на стойке бара после перестрелки. Акцентировано показаны дырки в ней, но менее акцентировано — в людях (возможно, это тоже тыреный кадр, просто я не вспомнил).
Но ожидая в каждой серии новой — и при том тыреной — интриги, очень хорошо понимаешь, что история одновременно перегружена локальными сюжетами (так много не убивают) и бедна на развитие общей, генеральной линии. То есть старый прием из «Секретных материалов» — будем чуточку пугать вас инопланетянами, а в процессе расскажем 100-500 мелких секретиков — тоже пошел в дело. Эта вторичность сценария побуждает совершенно не сюжетный интерес к первому сезону (обещают второй).
Авторам нельзя отказать в некоей добросовестности: собрали команду, закатились в городишко, подобрали неплохую натуру, напрягли гримеров, поставили перестрелки, даже нашли известную картину (она не просто висит на стене, но персонажи её обсуждают, и это обсуждение в тему).
Если упоминается карьер — то вот он показывается, причем с выгодного ракурса.
Если есть необходимость спуститься в пещеру — то вот вам пещера, вот бред в этой пещере.
Видна работа с кадром. То есть постановщик, оператор и может быть режиссер — делают для сериала на порядок больше, чем сценарист (хотя тоже тырят).
Скажем, два сухих дерева, которые стоят на болоте, между которыми надо пройти к месту убийства. На деревьях сидят вороны. Причем форма деревьев — явная трактовка врат смерти. А когда убийца ведет жертву на это же болото, проводит сквозь врата — то за их спиной, между деревьев, видно Солнце, закрытое пеленой облаков. То есть они вышли из царства живых и попали в царство смерти.
Когда одна из героинь при смерти лежит в лесу, вроде как бредит «погружается в мох» — картинка очень напоминает работы прерафаэлитов.
Иногда очень хорошо смотрятся декорации.
Один из персонажей организовал себе местечко для интимного досуга. Нечто среднее между туристической палаткой и микро-домиком — вариация беседки. Сделано не без изящества и доли хорошего вкуса.
Так же неплохо смотрится разнобой в уровне достатка: есть развалюхи с поленницами дров у стен, есть дорогие и красивые интерьеры.
Адекватные актёры.
Какие-то откровенно взяты за типажи, кто-то играет — но при этом из оркестра люди не выбиваются. Каждый тянет свою ноту. Но сказать, что рождается сопереживание — про себя я сказать не могу.
Итого — перед нами крепкая, но стереотипная работа.