Сумма творческих приемов, которую можно назвать "Игра престолов головного мозга" — расползается по умам.
И это вполне объяснимо — если у вас есть архипопулярный сериал, то народ будет заимствовать ходы и детали.
Исторический материал "Британии" для современной пост-империи — сложный.
Он противоречит практически всем "образам нацбилдинга", лекалам строительства нации, которые выработали за последние столетия:
— состоялось успешное завоевание Острова. Брутальное, с массовым порабощением, стравливанием племенных вождей, уничтожением старых культов;
— завоеватель не варвар. Он цивилизованнее местного населения. Однако же он — чужак. Это при Гастинге дрались отчасти с родичами, и уж точно с соседями, а тут пришли какие-то латиняне с гоп-компанией...
— если монголо-татарское иго было снято после нескольких впечатляющих побед, которые открыли путь новому государству, но римское завоевание кончилось самостоятельным уходом римлян, после которого все стало только хуже. Свою традицию кельтские племена восстановить не смогли, а преемниками цивилизации стать не очень-то получилось. Король Артур боролся не с римлянами, при том, что в узко-этническом смысле дело короля Артура — тоже проигранное.
Линии государственной, этнической и религиозной преемственности — в принципе невозможно использовать.
Как быть?
Наипростейший способ — вспомнить героя сопротивления, у которого что-то получалось или могло получиться. Тут, понятно, двигают Боудику, и сняли про неё уже не один фильм.
Но Боудика раздухарилась сильно позднее завоевания — это скорее "национально-освободительная борьба".
Снимать свою версию "Даков" (круто мы дрались с захватчиками и могли бы победить, ка бы не...) — тоже плохой вариант, просто потому, что будет это стандартный пеплум, разве что с большим количеством предательств.
И тут приходит негр берутся за мистику.
Моральное превосходство обосновывается тем, что предводитель римлян —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
одержим демоном
.
И война идет наполовину "в астрале", в загробном мире, на тонком плане, да где угодно — кроме реальности.
Римляне берут крепости, вырубают деревни, ставят марионеточных вождей — но основная схватка будет между
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
демоном и тогдашней вариацией Гарри Поттера/Брана Старка. Лишь эту вариацию боится демон, воюющий в личине Авла Плавтия.
Конечно, будут еще схватки на зеленых полях и в каменистых ущельях, но виртуальная победа — за добром (я так подозреваю, что товарищи друиды организуют переселение демона в одного римского мальчика по имени Нерон).
Тут главное не выйти на размах мистического противостояния, который потянет немного другой сюжет, использованный в провинции Иудея :)
Что хорошо:
— отлично получились четыре уровня "не физического" воздействия. Гипноз, самообман, наркотики и, собственно, магия. Развитой шаманизм кельтов держится на них, как на четырех опорах. Фэнтези в мистическо-плутовском смысле работает как часы: зритель постоянно разгадывает, где воздействие наркотика, где гипноз, а где персонажи уже "за гранью";
— наркоманская атмосфера сериала отлично перекликается с заставкой :)
— отчасти получилось показать мистическое мышление обычных людей: мастер-класс язычества. Да и когда демон гадает на человеческом сердце (на чьём!) — это хорошо ложится на допущение реальности волшебства;
— образ хитреца, изгнанного друида, который неплохо владеет всеми способами заморочить голову, причем в магию сам верит и шастает в мир духов. Мини-история с маленьким черным камешком, который в процедуре гипнотизирования можно ведь заменить любой штуковиной, но изгнанник сам верит, что камень волшебный — один из характернейших моментов. Отчасти сумасшедший, отчасти бродяга — лучший образ сериала;
— хорошо получилась часть декораций, особенно на "варварской" стороне баррикады. Твердыня кантиев — да, это неплохо. И вообще — атмосферно сделано;
— игра актеров — на твердые 4+;
— постепенное раскрытие мистической составляющей сюжета — скорее удачно, чем нет. События, которые несколько раз меняют своё качество по мере раскрытия сюжета и выявления общей картины (это правильно стреляли из лука, нет, неправильно, нет правильно...), смерть одного из ключевых персонажей в конце первого сезона и т.п. — фирменные приемы "Игры престолов";
Но есть и откровенно слабые моменты:
— вот ни разу не верю, что римляне шли на остров, как в неизвестность. В реальности карту имели, знали расклады межплеменного соперничества, еще при Калигуле приняли в Риме кого-то из беглых корольков — словом, предприятие было хорошо подготовлено;
— управление легионом и поведение командующего — "не верю" от слова "совсем";
— фактическое самоубийство одного из вождей-королей по приказу друида... В подачу материала опять-таки не верится;
— о вторжении догадывались и сами варвары, готовились: как драться с римлянами, так и драться вместе с римлянами против соседей (вообще образ "я в Галлии был, там теперь такие дороги, а хуже, чем при Тогодамнусе, точно не будет" — остался за кадром. Зря.);
— разрыв во времени: события перескакивают на несколько месяцев — когда вроде как шла осада твердыни кантиев. Сам по себе прием неплох, но под него довольно коряво передвинуты арки персонажей. Особенно тупо выглядят два легионера, которые в лесной хижине за несколько месяцев так и не пришли себя после друидского гипноза;
— выпрашивание следующего сезона. Увы, настоящий пик противостояния — идёт в предпоследней серии, и должен выводить на схватку в загробном мире. Но половина последней серии — это попытка уехать в следующий сезон.
Итого: Пример продукции из первой лиги с претензией на высшую. 7-8 из 10. Посмотреть стоит.
Очень бы хотелось, чтобы "Сердце пармы" сняли хотя бы на этом уровне.
Киевская Русь, Тмутаракань, там русский князь. Пытаются его убить какие-то черти ряженные. Но ясно, что наймиты. Потом у доверенного ближника семью похищают, требуют князя порешить. Имитируется отравление князя, и доверенный ближник Лютобор с одним из "чертей" бежит, бежит, бежит (многих рубит дорогою). Выясняется, что черти — это последние скифы, которые прячутся в степях (в степи от кочевников трудновато спрятаться, между прочим), готовят убийц-наймитов и тем живут. Сдружились Куница и Лютобор и когда в становище пришли — парочка дуэлей вроде как за общее дело. Куница в минусе, Лютобор с авторитетом. Да с таким, что ему не только похищенную жену с ребенком отдают, но заказчика на блюдечке предоставляют. Ближник помогает князю порешить всех заговорщиков. На радостях Лютобор приглашает скифов переселиться в княжеские владения. Но князь таким гостям не рад — их вырезают. Лютобор обижается, говорит, что теперь последний скиф — это он. Потому как обещал... После чего князь приказывает зачистить ближника.
Да, я прочитал отзыв morraine-z, которая прям в восторг пришла от политической линии в сюжете — ближник мол отказывается слепо подчиняться князю, требует держать слово. Проявление демократии и всё такое. И от того, что там скифы куда больше похоже на современных россиян в том смысле, что гордятся прошлыми победами.
Извиняюсь, но отношения князя и дружины (а уж тем более, князя и ближников) — это процесс постоянных взаимных договоренностей. Князь должен дружину кормить. Она — его силовой орган и кадровый резерв. Ближники — его буквально руки и глаза. Об таких людей ноги не вытирают, иначе всё плохо кончится. Что до прошлых побед, но когда от народа буквально горсточка людей остается — прошлые победы становятся сказками, чем-то нереальным.
Да, я посмотрел отзыв Клима Жукова, который в первую голову рассматривает фильм исторически — и прокатывается по сюжету на асфальтоукладчике.
И снова извиняюсь: хоть про дыры в сюжете много верного подмечено, народ пытался снимать фэнтези, потому часть конкретно-исторических претензий — мимо кассы. Шаолиньство и арбалет со стальной дугой — это атрибуты именно фэнтези. Смотрим современные китайские ленты, где техника практически всегда «из будущего» — средневековые агенты на дельтапланах летают, причем у них явно большой опыт в этом деле.
Увы, даже если оценивать фильм без крайностей — это всё равно слабое кино.
Главный герой неадекватен. В конце — обрекает на смерть свою жену и сына. Как минимум — на рабство.
Князь — показан клиническим идиотом, который в опасный миг держался за честное слово ближника, и тут же выставляет этого ближника клятвопреступником. Так — не управляют. Он мог обмануть ближника, но в любом случае попытался бы сохранить ему лицо.
Скифы-ниндзи, которые все в золоте шляются по степи без военной поддержки? Да приедет сотня всадников, тому старику весь пирсинг поотрывают — ты чей, дедок, не наш, тогда делиться надо.
Эпическая фраза про один народ на земле князя — это в Тмутаракани??? Хазары, ромеи, русы, куча племен с Кавказских гор, куча племен из степи... Это торговый пятачок земли — какой, к лешему, "один народ"? Вы потребуйте моноэтничности от любого фэнтезийного портового города?
Актерская работа — противоречивое впечатление. Типажи двух героев подобрали неплохо. Куница получился чуть лучше, Лютобор чуть хуже. На фоне остальных — они прям раскрылись, как личности. Именно на фоне. Остальные — слабо, очень слабо. Ни князь, ни старейшина скифов — не выглядят таковыми. Уж лучше фрагменты в том же становище скифов, когда взрослые играют с детьми.
Ещё актеров портит грим.
Как дорожная история — сюжет меня совершенно не убеждает. Это не дорога и даже не квест — просто все злодеи в округе сговорились и решили устроить героям приятный сюрприз, причем нападать на персонажей строго по очереди. Ещё бы малость накал бреда подняли, и персонажам никуда ехать не понадобилось бы — стояли у перекрестка, а к ним "посетители" колонной шли.
Как почти всегда, проблемы с архитектурой :(
За что уважаю сериал "Последнее королевство" — про викингов и Англию времен Альберта Великого? Не смотря на относительно скромный бюджет, очень хорошо показано как минимум три типа строений: старая римская архитектура (фактурная кирпичная кладка, внутренние дворики, галереи), новые строения викингов (большие фактически двухэтажные избы) и типа постройки от бедности (что землевладельцы, что крестьяне жили в относительно похожих условиях).
Что видим в "Скифе"? Какую-то невнятную кладку в стене? Какой-то бредовый домик? Шатры не шатры, а черти что. Ребята, у вас место действия — рядом с Черным морем, на территории, где уже полторы тыщи лет как люди города строили. Культуру продвигали. Как могли. А включить фантазию и показать полузатопленный город Фанагорию, большей частью разрушенную волнами — карма не позволяет?
Будто смотрю фэнтези начала 80-х. Шкура звериная, мышца богатырская, краска яркая — вот вам и весь антураж. Даже в эпическом шлаке по "Трудно быть богом" (1989-го года выпуска) — антураж был куда лучше.
Граждане, вы в курсе, что компьютерная графика есть?
Правда, тут добавили костюмы.
Как фэнтезийные штуковины — местами они смотрятся. Вообще работа с цветом – чувствуется. А вот мы сейчас вам камлание покажем, вот сумерки, вот полутьма княжеского зала. Вот позолота не лице князя – «по богатому». Но я бы под такие костюмы вводил в сюжет какую-то цветовую магию: вот синий цвет, черный цвет, красный или там сиреневый — дают реальные плюсы к боевым навыкам :) Только этим я могу объяснить необходимость наряжаться в черное среди белого дня, да еще в непосредственной близости от княжеской свиты. Скорее убийцы бы прикинулись незрачными представителями социальных низов :)))
Такой скиф нам не нужен
Что хотелось бы сделать в подобном фильме?
Перенести время действия в эпоху Великого переселения народов:
— тогда реально еще были скифы. Натуральные, а не высосанные из пальцы;
— можно было бы сыграть на сюжете «погибели скифской земли» — распаде того государственного образования, которое еще оставалось за скифами. Соответственно, образ прошлых побед раскрылся бы на порядок лучше;
— появилась бы не просто сюжет "о последних упырях", когда герой долго пытается совершить самоубийство, ищет самый дурацкий повод, и в итоге ему это удаётся. Но вполне жизнеутверждающий вариант: скиф, бросай свои крымские степи, айда к нашим в леса;
— появились бы вменяемые оппоненты — гунны плюс все, кто в это время перся по Причерноморью грабить Рим;
— "дорожная история" получила бы вменяемый вектор движения. "Хронотоп", извиняюсь за выражение. От Крыма до лесостепной зоны и до густых лесов (отчасти бы решило проблему архитектуры);
— противостояние "рода" и "государства" — никуда бы не делось, просто приобрело бы другие черты;
— противостояние "язычество-христианство" стало бы не проблеском уходящей натуры, а вполне живым диалогом. "- Если вы, христиане, такие умные, чего у вас Рим пал? — Один пал, зато второй стоит"
Итого: ощущение от картины – будто в дешевой, старой машине, пытаешься выбрать несколько приличных по качеству деталей, при том не столько думаешь, как это вот ездить может, сколько вспоминаешь историю автомобилестроения.
Фильм самыми простыми средствами можно было бы сделать на порядок лучше.
Вообще это тема для серьезного исследования: насколько режиссеры склонны к самоповторам, а насколько им выкручивают руки(?) продюсеры, которым надо повторить успех вон той вещи с полки.
Вот человек и старается.
Местами получается впечатляюще.
Первое и главное — как "Высокий блондин в одном черном ботике" это комедия по мотивам Холодной войны, так и "Форма воды" — это фантастическая мелодрама на том же материале. Вы считаете, что во французской комедии неправильно показаны шпионы и желаете дать советы? Как всё сделать документальнее? Это будет плохой шуткой. Так и здесь — перед нами условные типажи, которые хотя и обладают собирательными чертами, в первую очередь — маски в театре.
Злобный американский милитари-чиновник от науки. Его советские оппоненты. Плевать на знание, важен контроль и доминирование.
Ученый, которого при других обстоятельствам можно было бы назвать гуманистом — но здесь он пытается спасти не-человека и ради этого убивает вполне конкретного охранника.
Сам водяной — разум есть, но где такие же как он, разумные водяные? Разум тут как бы без культуры — условный. Получается не столько Ихтиандр, сколько Тарзан.
Обделенная мужской лаской, немая уборщица, еще и воспитанница детдома в прошлом — сейчас она женщина не первой молодости.
Разнообразные меньшинства (фильм на них богат), которые в декорациях конца 50-х (собака Лайка уже полетела) обречены на полуподпольное существование.
Понятно, что завершиться все может лишь субъективным торжеством любви, которой нет мечта в этом мире — расплывчатая фраза, но не слишком спойлерная.
Чуть не главный козырь здесь — это подборка типажей и умения актёров.
Образ "Амели несколько за тридцать" — есть. Образ администратора-солдафона со всем характерными чертами "самца их 50-х" — есть. Запутавшийся в собственном вранье "яйцеголовый", человек не самой большой храбрости, одна рискующий жизнью — вот он. Получилась "уборщица-негритянка" — великолепно показала, как надо строить из себя простушку, прятаться за собственным незнанием и низким социальным статусом — премию за роль второго плана в студию!
Правда русские тут "как всегда" — не будем о грустном (до "Вавилона-Берлина" и близко не дотянули). Хотя режиссер пытается показать симметрию между "маской" военного чиновника, и "разведчиками".
Подача материала — отлично. Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка — всё строго, будто режиссер вымерял эпизоды по золотому сечению :). Каждый персонаж раскрыт, есть своя арка, есть микрокульминация, и эти арки составляют схему общего сюжета.
Декорации — хороши. Есть образы именно 50-х — дома, кафе, кинотеатры. Будто листаю книгу по интерьерам той эпохи (всё убрано, чистенько, как перед визитом покупателей). Понятное дело, что героине приходиться жить в доме, претендующем на оригинальность. Есть — фантастические декорации, где ведущую роль играет фактура краски и тяжеловесность оборудования. Мрачность-механистичность-грубоватость — в едином коктейле.
Сюжет приперчили эротикой. Местами откровенной не столько в фигурах, сколько в действиях персонажей.
Один из побочных выводов — довольно изящно поданных — любая секретная организация хранит тайны настолько, насколько готов молчать её клининговый состав :)
И получилось бы очень сильно — не смотри я уже "Хребет дьявола", "Лабиринт Фавна" и "Багровый пик". Ощущение вторичности — начинает побирать где-то к середине фильма, а под конец — орёт на манер пожарной сирены. Есть попытка выйти на новую целевую аудиторию, на читательниц женских романов. Однако же и здесь все облеплено политкорректностью, которая в качестве творческого приёма уже начала осточертевать.
Не самая плохая задумка сериала, которую практически обнулили "болливудскими мотивами" в сюжете.
С одной стороны — попытка показать общество в самом разгаре штатовской великой депрессии: мало надежды, много отчаяния, у всех есть стволы, но совсем мало денег. Государственные механизмы, которые бы могли защитить людей от бизнеса, а бизнесу гарантировать хоть какую-то прибыль — отсутствуют. Оттого людоедские фокусы для получения прибыли соседствуют с христианской культурой у большей части населения и личной храбростью, решительностью, предпринимательской жилкой. Бизнесмен прямо говорит, что многовато тут людей, надо бы подсократить их число — монополиям будет удобнее заменить их на машины. Плюс прозрачные намеки на полуфашистские организации.
Но с другой сторон личностные коллизии:
— два брата, один проповедник с левыми идеями, другой спец по убийству профсоюзных активистов. Один организует забастовку фермеров, другой нанят её подавить;
— папа этих братьев был убит сыном "священником", когда сам убил его девушку (расчищал территорию под добычу нефти от лишних жильцов);
— шериф в городе имеет побочную дочь от негритянки, дочка работает в борделе;
— у этой дочери чувства к брату-карателю;
— и так у них всё: бессмертие основных персонажей, ежесекундный риск, клятвы отомстить, потом решительное прощение, потом снова клятвы... Батальные сцены сняты так, что даже мне, человеку гражданскому, как-то неловко за этих вооруженных людей.
"Проклятая нация" — могла бы стать куда сильнее, включи её создатели критическое мышление хоть в треть накала.
Характерные черты великой депрессии они показали, но трагедии на их фоне организовать не смогли (одна шексипровщина-достоевщина), а увязать историю семейств и кризис — получается только через отцеубийство.
При том, что часть актеров старается, часть декораций выглядит убедительно (хотя лично у меня сомнение вызывают алюминиевые бидоны для молока), есть бюджет.