Как многие уже в курсе, издательство DC приостановило сотрудничество с «Азбукой». Будем надеяться — временно. Что это значит? Новых комиксов DC и её дочерней Black Label, куда входят все классические серии Vertigo, можно не ждать. А что самое печальное — доптиражи уже изданных комиксов тоже делать нельзя. Значит, если вы хотели что-то давно из них приобрести, но все откладывали — сейчас самое время.
В статье я поделюсь списком, что, на мой взгляд, нужно купить. Есть только одна загвоздка — за последние годы «Азбука» очень плодотворно потрудилась в плане выпуска новых комиксов и многие из них я чисто физически прочитать не успел. Поэтому в списках будут особые отметки:
1 — целиком прочитал комикс/серию.
2 — читал комикс, но не целиком. У меня много серий, которые покупал на английском, пробовал первый том, докупал остальную серию, но не успевал её прочесть.
3 — не читал, но наслышан и планирую купить или уже купил себе. Это может показаться странным, но с десятилетним опытом в приобщении всех и вся к комиксам, на которые ещё накладываются два года работы в издательстве, я часто могу подобрать под человека комикс, даже не читая его. Особенно для себя. Поэтому нужно понимать, что список субъективный.
Сами списки разделил на три условных блока: авторские и супергероика, несупегероика. Почему условных? В первых томах того же «Песочного человека» пробегает Бэтмен на паре страниц, а в авторских вообще объединены только именем сценариста.
Если не брать в расчёт длинные супергеройские серии, то в «Азбуке» выходили основные произведения только двух видных авторов. Оба из первой волны «британского вторжения».
Грант Моррисон — «Роковый патруль» (2), «Все звёзды. Супермен» (1), «НАС3» (3), «Джо Варвар» (1), весь Бэтмен и независимая «Лечебница Аркхем» (1)
Не сомневаюсь в гениальности Алана Мура, но если сравнивать творчество мага из Нортгемптона и его лысого конкурента из Глазго, Моррисон всегда был мне ближе. Хотя понимаю, рядовому читателю комиксы Мура подойдут больше, потому что они не так глубоко посажены в тему супергероики. Но хватает и у Моррисона комиксов, которых можно легко посоветовать неофитам. Так что если тема парней в плащах вам не близка, рекомендую не пропустить вышедшие на русском «НАС3», «Лечебницу Аркхэм» и «Джо Варвара». Последний довольно простой, но от этого не менее интересный. Если же вы не боитесь чего-то более мудрёного, то лучший комикс о Супермене (который немного пострадал от тяжеловесного перевода) и, увы, только начало Бэт-эпика с Роковым Патрулём ждут вас. Общая черта комиксов Моррисона — глубокая проработка всех повествовательных аспектов. Вместе с лучшими художниками он использует на 200% нарративные инструменты комикса, что даёт новый опыт практически от каждого произведения. Добавьте к этому интересные истории и нотку здорового безумия — оторваться невозможно.
Алан Мур — «Хранители» (1), «V – значит Vендетта» (2), «Болотная Тварь» (2), «Убийственная шутка» (1), «Супермен» (3)
Сложно подобрать эпитеты описывающие творчество Мура. Его вполне заслуженно вынесло на недостижимый пьедестал комикс-индустрии. Недаром он всё не может получить обратно права на «Хранителей», потому что комикс с момента создания так ни разу и не вышел в тираж. Я в одно время перегорел к творчеству Мура, и меня порой потряхивает от нелогичности его современных высказываний в медиа, но отрицать его вклад в развитие девятого искусства просто глупо. И да, это надо читать. От ранних работ на «Болотной Твари» и «Супермене» до более уверенных и монолитных «Хранителей». Одной из особенностей Мура всегда было неприятие многих условностей комиксов, из-за чего он всячески старался от них избавиться, делая этим свои работы ближе к незнакомым с медиумом читателей. Обратная сторона такого подхода — те же «Хранители» для многих становятся не только первым, но и последним комиксом.
Здесь будет много Бэтмена не потому, что я отдаю ему предпочтение. Просто в народе у нас его любят больше и лучше покупают, а значит, и издают хорошо.
Бэтмен Джэффа Лоэба — «Долгий Хэллоуин», «Тёмная Победа», «Одержимый рыцарь» (за исключением «Тихо») (1)
Бэтмена часто называют «Величайшем в мире детективом», но комиксов с нормальной детективной составляющей днём с огнём не сыскать. Обычно в них всё строится по крайне глупому шаблону: появляется таинственный враг и новый персонаж без маски, а потом нас долго убеждают, что нет — это, конечно же, не главный виновник всех бед. К сожалению, тот же «Тихо» как раз построено по такому принципу (а ещё там рисунок Джима Ли, что для меня тоже далеко не плюс). Зато «Долгий Хэллоуин» удивит в этом вопросе не раз. Добавьте сюда потрясающе стильный рисунок скончавшегося в этом году Тима Сейла и получится один из лучших комиксов о Бэтмене. Продолжение — «Тёмная Победа» — уже справляется чуть хуже с детективной частью, но всё равно читается интересно. Вбоквел о Женщина-Кошка в Риме тоже неплох, а вот «Одержимый рыцарь» уже чисто вспомогательные ранние истории творческого дуэта. Хорошо, что они в одной книге. До нового ван-шота пока не добрался, но возьму обязательно в память об отличном художнике.
«Бэтмен приключения: Безумная любовь» и остальные комиксы по BTAS (если найдёте) (1)
Batman: The Animated Series и последующие его продолжения с ответвлениями — лучшее, на мой взгляд, что случалось со вселенной DC на телевизионных и киноэкранах. «Безумная любовь», в свою же очередь, один из знаковых эпизодов мультсериала. Поэтому комикс, из которого он вырос, обязателен для покупки фанатам персонажей. В особенности тем, у кого иллюстрация на обложке взывает острое чувство ностальгии. Самое точное высказывание о природе взаимоотношений Бэтмена-Джокера. По совместительству ещё и лучший комикс о Харли Квинн, который отлично показывающий (намного интереснее, чем новый мультсериал), что она даже поумнее Джокера будет. Всё это обрамляется потрясающим рисунком Брюса Тимма. Другие комиксы, относящиеся к мультсериалу, хоть и чуть менее классные, но тоже стоит прочитать.
Фрэнк Миллер — «Бэтмен. Возвращение Тёмного Рыцаря» и «Год первый» (1)
Эти два истории Миллера в восьмидесятые хорошо встряхнули вселенную и фанатов Бэтмена (хотя дорожку для них проложили ещё раньше Дэнни О’Нил и Нил Адамс). При этом корни обоих комиксов лежат в предыдущей работе Миллера на Сорвиголове и какие-то моменты там даже чуть лучше реализованы. Но, как ни крути, Бэтмен популярнее слепого адвоката, и большую известность приобрели именно эти сюжеты. Да и сами истории вышли лаконичнее и менее требовательными к знанию вселенной и персонажей. Подростки полюбили «Возвращение» за гипертрофированные образы: Бэтмен в железном костюме наваливает Супермену, однорукий Зелёная Стрела зубами натягивает тетиву лука, а вокруг мрачный дистопический мир будущего. Более взрослая аудитория — за многослойное повествование, актуальный политический подтекст и практически артхаусные по тем временам иллюстрациям. После истории о последних деяниях Бэтмена Миллер закрепил успех, рассказав и собственную версию начала его пути. Где-то «Год первый» получился даже более интересным благодаря выдержанности, меньшего количества эклектики и рисунку Маццукелли.
«Бэтмен: Эго» (1)
Небольшая зарисовка о Тёмном Рыцаре от талантливого и, увы, тоже покойного художника Дарвина Кука. Красивый рисунок, по-своему напоминающий стиль уже упомянутого BTAS и Брюса Тимма, здесь соседствует с необычной историей о душевных терзаниях Бэтмена, из-за которого погиб преступник. Хорошая идея не до конца выдержана потому, что финал в ней полностью соответствует корпоративной этике DC того времени, не позволяя герою по-настоящему заглянуть за грань. Но прочитать стоит. А благодаря рисунку, книга всё равно останется украшать коллекцию.
«Бэтмен: Человек, который смеётся» (1)
В супергероике любят по много раз пересказывать одни и те же истории становления персонажей. Иногда получается хорошо, иногда не очень. Эту попытку Эда Брубейкера считаю удачной. Читать комикс с первым появлением Джокера вы вряд ли будете. У меня была такая возможность и для неподготовленного человека это своеобразное удовольствие. Зато ремейк от хорошего сценариста с идеально подходящим по стилю рисунком Дуга Манке, расскажет вам всё, что бы вы хотели узнать. Комикс, конечно, немного архаичный и простой, но это не баг, а фича, передающая дух той эпохи.
Одна из первых ласточек импринта Black Label, в рамках которого авторам давали полную творческую свободу. Художник Шон Мёрфи оказался неплохим сценаристом и оригинально подошёл к переосмыслению канона персонажа. Для меня в комиксе есть одна проблема. Мёрфи от большой любви к BTAS взял именно эту вселенную для переосмысления. Его симпатию полностью разделяю, как вы уже поняли, и аплодировал стоя над твистом с возвращением классической Харли Квин, из которой сейчас сделали чёрт-те что, но все остальные решения по любимым персонажам, я принять не смог. К счастью, мне кажется, что мало у кого может ещё быть такой когнитивный диссонанс, поэтому со спокойной душой рекомендую комикс, в котором то ли Джокер не такой уж и плохой, то ли Бэтмен слишком уж чудаковат (на букву М). Читал, правда, только первую часть и что там дальше напридумывали, не знаю.
«Бэтмен. Готэм в газовом свете» (3)
Один из самых первых сюжетов в линейке Elseworlds, повторно запустившая моду на истории в «вымышленных мирах» для персонажей DC. С порога комикс продаёт себя рисунком молодого «папы Хэллбоя» Майка Миньолы, а необычный антураж времён Джека Потрошителя довершает дело. От истории явно не стооит ожидать глубины более современных комиксов, хотя бы из-за небольшого объёма. Сам недавно с третьей попытки выцарапал у Озона непокоцанный экземпляр и пока не успел прочитать.
«Харлин» (3)
Ещё одна история от импринта Black Label, в которой хорватский комиксист Степан Шейич исследует природу больного влечения Харли Квинн к Джокеру. Не ожидаю, что комикс сможет переплюнуть «Безумную Любовь», но хорошие отзывы, приятный рисунок Шейича и другие его работы, где он в более лайтовом ключе разбирал разные перверсии, настраивает на позитивный лад.
Известный сюжет (и его продолжение) о смерти третьего Робина, судьбу которого решали читатели путём телефонного голосования. Комикс давно лежит у меня на английском, но не успел до него добраться, потому что читал более ранние сюжеты о Бэтмене, а потом вообще стало не до того. На самом деле, главным достоинством комикса является не сомнительная известность маркетингового характера, а великолепный рисунок Джима Апаро. Если хотите посмотреть, как выглядели лучшие представители классических комиксов о Бэтмене — вам сюда. Тем более в отличие от иллюстраций того же Нила Адамса, их не портили отвратительной цифровой покраской, а нормально отреставрировали.
Один из главных эпиков издательства. Давний фанат вселенной Марк Уэйд, заручившись поддержкой Алекса Росса, создал настоящую древнегреческую трагедию в декорациях комиксов DC. Старые герои уходят на покой, им на смену приходят новые, что иронично символизирует и смену самых эпох в супергеройских комиксах. Всё это пронизано тонкой любовью Уэйда к персонажам и самому героическому мифу. Подлинную монументальность комикс получает в фотореалистичных иллюстрациях Росса, который легко изображает как отдельные трогательные моменты, так и батальные сцены с сотней персонажей. Прекрасный комикс, у которого есть только одна глобальная проблема — высокий порог вхождения. Увы, даже куча комментариев не заменит вам реальной радости от понимания и узнавания тонны мелких деталей, которыми «Царство небесное» набито под завязку.
Джефф Джонс — «Зелёный Фонарь» (1)
Приятная супергероическая серия, целиком посвящённая космосу DC, Корпусу Зелёных Фонарей и первому его земному представителю — Хэлу Джордану. Невероятные приключения в отдалённых уголках вселенной, необычные фантастические существа и масштабные битвы. От «Перерождения» до «Войны Синестро» читать обязательно. Потом до «Темнейшей ночи», если вы фанат DC, а дальше можно добить по инерции. К сожалению, несмотря на свои заявления, Джонсу так и не удалось решить фундаментальную проблему — Хэл Джордан всё равно скучный персонаж, а его приключения на Земле — такое себе. Поэтому лучшие эпизоды серии: это истории Корпуса и других Фонарей, написанные своей сценарной командой во главе с Питером Дж. Томаси. По какой-то вселенской несправедливости эту куски входят в повествования только до Войны Синестро включительно, а затем их начинают пропускать и оставляют исключительно части Джонса. Причём это проблема не наших изданий, на западе всё то же самое и выпуски о Корпусе практически не найти. Вот такой парадокс.
«Чудо-Женщина: Гикетейя» и ран Брайана Аззарелло (2)
Больше Супермена в плане выпущенных комиксов не повезло разве что Чудо-Женщине, которую не спасли даже выходившие экранизации. О Диане выпустили только успешную на западе, но совсем тихо прошедшую у нас серию из перезапуска New 52 Брайана Аззарелло. Она у меня есть на английском и начало я в своё время пробовал — хорошая. И ещё несколько комиксов Грега Раки. Четыре тома из ещё одного перезапуска Rebirth, где тиражи последних были аж по 2 тысячи и продавались со страшными скидками, плюс начало первого рана — «Гикетейя». Об этом комиксе я недавно рассказывал и его не стоит пропускать.
«Джокер: Убийственная улыбка» (3)
Из работ в DC творческого дуэта Лемир/Соррентино вышли на русском две. На «Зелёной стреле» останавливаться уже смысла особого нет, потому что тираж закончился, а вот «Убийственная улыбка» продаётся везде. Ещё один анализ главного антагониста Бэтмена, но теперь уже приправленный опытом Лемира в хоррор-комиксах. Комиксы этого автора стараюсь приобретать, поэтому в планах на ближайшую покупку.
«Мистер Чудо» (3)
Комикс буквально только что вышел, но сложно его не отметить. Он собрал практически все прошлогодние премии Айснера. Сценарий к нему написал Том Кинг, чьи лимитки для большой двойки в прошлом были однозначно удачными. Тот же «Вижн» мне очень понравился. По примерам страниц из комикса складывается впечатление, что будет нечто экспериментальное в хорошем смысле. Очень его жду.
(Здесь будут сплошные 2 и 3, потому что по жизни у меня были проблемы с длинными циклами, общепризнанными шедеврами и качеством бумажных англоязычных комиксов Vertigo в период моего активного чтения).
Нил Гейман — «Песочный человек» (2)
Одна из лучших работ Нила Геймана. Некоторые говорят, что в комиксах Гейман раскрывается даже лучше, чем в прозе. Читая «Песочного человека», легко с ними согласиться. Во многом это ещё и заслуга талантливейших художников, поработавших с Нилом над серией. Читал не все тома, а только вышедшее до середины 15-го года. Потом по личным причинам перегорел, но всё равно этого хватило, чтобы оценить общую задумку о владыке снов и те сюжетные горизонты, которые открывает такой центральный персонаж. В ближайших планах — восполнить этот пробел.
Уоррен Эллис — «Трансметрополитен» (3)
Ещё одна культовая серия издательства Vertigo и по совместительству самый громкий политический и социальный манифест 90-х в комиксах. Уоррен Эллис на пике своей карьеры выдал много качественных работ, но уже очевидно — помнить его будут именно за приключения журналиста Спайдера Иерусалима в будущем победившего киберпанка (с упором на «панк»). Взяв в качестве прообраза известного гонзо-журналиста Хантера Томпсона, Эллис бросил его футуристичную версию в бой за правду с местным Никсона. Что из этого получилось, я узнаю, когда до меня доедут три последних тома. Но и так понятно, это был один из самых долгожданных комиксов на русском языке. Во всех смыслах.
«Проповедник» (3) и «Джон Константин» (2)
Несмотря на всеобщий хайп, добавляю эти произведения сюда с осторожностью. Дело в том, что большой любовью Гарта Энниса всегда была военная техника, а не вся вот эта вот божественно-магическая тема. Поэтому хотя у меня и есть томов десять Hellblazer-а на английском, к рану Энниса я пока так и не приступил, а «Проповедника» вообще обхожу стороной. Внутреннее чутьё говорит мне — есть шанс, что эти комиксы не зайдут. Но опять же сложно не отметить их большую важность для медиума, поэтому, если чувствуете по-другому, можете пробовать. Эннисовский «Константин» вышел практически весь (при условии, что вы его найдёте), а вот с «Проповедником» уже всё не так радужно — успел выйти лишь первый том. Кстати, на русском вышел еще и сборник лучших историй о Константине — вот его всячески рекомендую, там много крайне интересных сюжетов от выдающихся авторов, включая Нила Геймана и Гранта Моррисона.
Билл Уиллингхэм — «Сказки» (3)
Одна из самых длинных авторских серий Vertigo, рассказывающая о персонажах всевозможных сказок и преданий, которые живут в современном мире бок о бок с обычными людьми. Различных наград у «Сказок» куры не клюют и общий вайб вокруг них всегда был в основном положительный. Последний том серии на русском вышел буквально на прошлой неделе и если не будет проблем с покупкой каких-то книг из середины, то у вас есть шанс познакомиться со столь грандиозным произведением. Ещё один огромный плюс комикса — великолепные обложки Джеймса Джина для первой половины серии. Они фактически привели меня в комиксы, спровоцировав желание поискать возможность прочитать саму серию. Иронично, что в какой-то момент я переключился на что-то другое. Так и не прочитал до сих пор. Будем исправляться.
«Мечтатель» (2)
Весьма недооценённый у нас в России комикс. Очень красивая визуально и по сюжету история Габриэля Ба и Фабио Муна рассказывает о сыне известного бразильского писателя, который мечтает о собственных свершениях на литературном поприще. Каждый из выпусков комикса раскрывает нам героя с новой стороны, вот только всегда это история его… Смерти. Англоязычный делюкс давно уже стоит на полочке, но пока так и не пришло настроение, чтобы прочитать целиком. По личным причинам тема для меня тяжеловата, что не умаляет величия комикса. В свое время наш шеф-редактор в МИФе даже пыталась всеми возможными способами отжать этот комикс, насколько он ей понравился.
P.S. Приглашаю делиться своими впечатлениями от прочитанных комиксов в комментариях. Может быть, я не упомянул кого-то из ваших любимчиков. Такое вполне возможно, список все же субъективный. Некоторые известные комиксы сюда не попали просто потому, что мне они не нравятся. Например, «Последний мужчина» Брайана Вона или работы Скотта Снайдера, у которого я читал не всё. Но начало рана на Бэтмене и «Пробуждение» уже показало — мы, скорее всего, не подружимся.
Понравился текст? Подписывайтесь так же на мой телеграм-канал и группу в ВК. Пишу о комиксах, фантастике и многом другом.