fantlab ru

Энди Вейер «Марсианин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
4777
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианин

The Martian

Роман, год (год написания: 2012)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 292
Аннотация:

В результате несчастного случая при эвакуации марсианской экспедиции астронавт Марк Уотни, которого другие члены экипажа сочли погибшим, чудом выжил и остался на Марсе. Следующий корабль прилетит через четыре года, и всё это время ему необходимо продержаться в суровых условиях красной планеты. Запасов продовольствия — всего на несколько недель. Марк включает смекалку и логику, использует свои научные познания в биологии, химии, физике с одной только целью — создать условия для жизни, не умереть и дождаться помощи...

© Kons
С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карты:
Примечание:

В октябре 2015 года Джеймс Кори сообщил, что они с Энди Вейером договорились писать об одной вселенной. Действие «Марсианина» проходит в той же вселенной, что и цикл «Пространство». Сразу после этого — в следующем в романе Кори «Babylon’s Ashes» (2016) упоминается космический корабль с именем «Марк Уотни» (Mark Watney, главный герой «Марсианина»).

Оба писателя позже дали опровержение этой информации, сообщив, что это была шутка, и действие их романов происходит не в одной вселенной. Космический корабль Mark Watney в романе Джеймса Кори действительно есть, но это не более чем дружеская пасхалка.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (30 561 голос)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Книга года (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Научная фантастика года

лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2015 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2015

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2015 // Роман (выбор читателей и выбор жюри)

лауреат
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2015 // Лучшая зарубежная книга (США)

лауреат
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2016 // 3арубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Дебютант - автор Гудридс (13 367 голосов)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Приз зрительских симпатий: Книга

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2015 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2015 // Переводной роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман (США)

номинант
Международная премия писателей триллеров / International Thriller Writers Awards (ITW), 2015 // Дебютный роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США)

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2018 // Лучшее из лучшего (45 604 голоса)

FantLab рекомендует:

Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian»


Экранизации:

«Марсианин» / «The Martian» 2015, США, реж. Ридли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Марсианин
2014 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2019 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №9, сентябрь 2014
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Марсианин
2014 г.

Аудиокниги:

Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.
Марсианин
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2014 г.
(английский)
The Martian
2015 г.
(английский)
Марсіянин
2016 г.
(украинский)
Марсіянин
2017 г.
(украинский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что может быть хуже, чем оказаться в одиночестве на мёртвом Марсе, с запасом еды на пару недель, без связи с Землёй и осознанием, что тебя уже посчитали погибшим и спасательная миссия не планируется? Именно в такой ситуации оказался Марк Уотни. Казалось бы — полная безнадёга.

И всё же, это одна из самых жизнеутверждающих и оптимистичных книг, которые мне доводилось читать в последнее время. Вместо депрессии — юмор. Вместо отчаяния — инженерная смекалка, решимость и рациональный подход к выживанию. Уотни не просто борется за жизнь — он делает это с таким упорством и иронией, что начинаешь искренне верить: выбраться можно из любой передряги.

Для чтения пригодятся базовые знания физики, химии и биологии — но даже если ты не особо в теме, Уотни всё объяснит по ходу дела.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман. Не без изъянов, но где их нет.

Здесь нет раскаченных супергероев с бластерами и световыми мечами, но есть Марк Уотни, ботаник и техник, волей случая оставленный на Марсе, персонаж которому сопереживаешь и в которого веришь. Здесь нет космических сражений, но есть рутина ЦУПа и одиночество мёртвой планеты. По сути это фантастика ближнего прицела, базирующаяся на возросшем, в последние годы, интересе к Марсу, его исследованию, с последующей колонизацией в перспективе.

Робинзонаду, а роман именно об этом, писать и просто, и сложно. Один человек — это лишь один человек, но один человек это, также, целый мир, мир внутренних переживаний и размышлений.

Реальных «Робинзонов» в истории хватало, и история Дефо в сравнении с историями этих людей, как колыбельная супротив Библии. Порой человек оказывался в довольно вольготных условиях и не выживал, а порой в безвыходной ситуации проявлял чудеса изворотливости и твёрдости характера, например, один человек жил на песчаной мели, даже не на острове. Главное иметь характер, а писателю главное уметь этот характер описать, так чтобы он получился “живым», имел сильные и слабые стороны. Описать человека, в которого читатель поверит, поверит, что он сможет это сделать. Энди Вейеру это удалось.

Справедливости ради стоит сказать, что Уотни не единственный персонаж, постепенно мы узнаём всё больше о членах его команды отправленной на Марс, о людях из НАСА.

Читать легко, перевод не подкачал. Рекомендую

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не читал такой книги, чтобы получать истинное наслаждение, чтобы с нетерпением ждать той минутки, когда продолжу чтение. Не было ни странички, ни абзаца, которые показались бы скучными, которые хотелось бы пропустить. И совершенно не было желания копаться и придираться к возможным техническим/физическим ошибкам и неточностям, мне было совершенно не до этого — хотелось читать и читать, чтобы узнать, а что же будет дальше.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многократно тут и там встречал упоминания об этой книге. Встречал, встречал, потом решил присмотреться, глянул аннотацию, увидел высокие рейтинги. Фильм не смотрел, так что всё мне в новинку. :) Ну, думаю, надо читать, наверное это такая прямо НФ-НФ — производственная, относительно спокойная и очень-очень достоверная, то, чего сейчас практически не делают.

По несчастливому стечению обстоятельств при эвакуации исследовательской миссии с Марса один из её участников там и остаётся. Его коллеги думают что он погиб и, утерев скупую слезу, отправляются в сторону родного дома. Связи нет, опять же ввиду этих самых обстоятельств, еды весьма негусто, зато имеется куча разнообразного стаффа, полезного и не очень. Что же делать? Бороться и искать, найти и не сдаваться — через четыре года на Марс летит следующая миссия, дело за малым — выжить.

Роман начинается как голосовой журнал, который ведёт главный герой, надиктовывая произошедшее за день. Форма подачи специфическая — это не просто дневниковые заметки, а рабочий журнал, так что душевные терзания и психологизмы сведены к минимуму, описаний ландшафтов и природных красот нет, информация фиксируется сугубо практического характера, слегка разбавленная шутками-прибаутками и лёгкой самоиронией. Чуток суховато, местами довольно нудновато, ну да что поделать — жанровые рамки вроде как обязывают. Но ожидающего фантастики реалистично-научной ждёт разочарование — с научностью тут всё не очень хорошо. Если кратко — на Марсе некоторых поворотных для сюжета событий произойти не могло. Казалось бы, можно представить, что это какой-то фэнтезийный Марс и не париться, но тут тоже есть некоторые проблемы — стабильности в физических законах и поведении окружающей среды нет, они несколько видоизменяются в зависимости от сюжетной необходимости. :)

С определённого момента к спасению бедолаги-космонавта, случайно узнав о том, что он жив, подключается НАСА, ну и как говорится, тут такое началось... :) Складывается ощущение, что собраны все штампы, какие только были в жанре — мелодраматизм и голивудщина (в плохом смысле этого слова) начинают перехлёстывать через край, а от пафоса временами сводит скулы. Тут можно было бы написать многое, но не буду спойлерить, отмечу только, что автор очень быстро пересекает черту, за которой фантастика (уже даже не научная) превращается в сказку. В общем, не просто так роман экранизировали. :)

Что же можно сказать в итоге? Весьма непритязательная книга, не лишённая некоторой прелести, особенно в своей марсианской части, но абсолютно, на мой взгляд, не соответствующая своим высоким рейтингам и восторгам, в её адрес расточаемым. Нельзя сказать, что мучительно жаль потерянного времени, но и перечитывать не захочется. Посыл очень правильный, сюжетный замысел хороший, а вот реализация подкачала.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Энди Вейера «Марсианин» — это производственная фантастика.

Слово производственная означает такое направление в научной фантастике, которое сосредоточено на преодолении героями сугубо материальных трудностей или проблем, то есть героические или не очень будни обычных людей в фантастическом мире зачастую будущего. Производственный реалистический роман был очень популярен в советской литературе: пресловутый соцреализм, когда доярка неимоверным героическим усилием перевыполняет недельный план по надою за один день, а сталевар варит пять условных тонн стали вместо одной тонны, тем самым приближая коммунизм. В каком-то смысле тоже фантастика, абсурдистская. В более здоровом виде производственный роман в России и за рубежом при толковом исполнении представляет собой действительно увлекательные истории, где герои без лишних сентенций и экскурсов вынуждены решать реально сложные и интересные задачи, максимально практического свойства. Поломки оборудования, стихийные бедствия, миссии по спасению – сюжетов в этом ключе довольно много.

Вполне логичным было и воплощение производственного романа в фантастике. Помимо размышлений о внеземном разуме читателям было крайне интересно узнать, как герои смогут решить проблему разгерметизации на орбитальный станции, например. То есть очень важно, что проблема должна быть сугубо прикладная, доступная для понимания, а не вот эти вот квантовые транс-сингулярности. Можно пожалуйста подробнее, какую гайку к какому пазу надо прикрутить, а то мало ли, вдруг пригодится это знание? В период серебряного века таких романов выходило много, от каждого гранда, от Азимова и Кларка до Хайнлайна. Затем, с изменением тональности фантастической литературы, ухода в пограничные жанры (фэнтези, постапокалиптика) потребность читать технические гайды и квесты по преодолению техногенных задач как-то сами собой отпали. Ну, техника она и есть техника, зачем о ней думать, когда есть проблемы посерьезней.

С некоторым мини-возрождением твердой научной фантастики в конце 2000-х годов ситуация улучшилась. Вновь стали востребованы пространные космические оперы с довеском из серьезной научной «матчасти» и техническим описаниями, стали модными хард-НФ книжки типа «Ложной слепоты» Уоттса. Вот так среди именитых и уже успевших поработать в жанре коллег и появился новый автор – программист и фэн Энди Вейер, на энтузиазме написавший историю аварии марсианской экспедиции и вынужденной робинзонады выжившего астронавта Марка Уотни. Поистине, нет ничего лучше полулюбительских историй, написанных фанатами своего дела, потому что именно такие вещи рано или поздно пробивают себе дорогу среди читателей и оцениваются по достоинству. Они, эти книги, интересны, потому что искренние.

Так и произошло, выложенная за три американские копейки книжка раскрутилась и принесла автору лавину плюшек, от массовых тиражей и престижных премий до экранизации не кем-нибудь, а самим Ридли Скоттом. Забавно, что подобный эффект сказался в условиях дефицита таких историй; при всем уважении к Вейеру, в 60-х годах прошлого века его книга просто встала бы вряд таких же, как «Лунная пыль» или «Фонтаны рая» Кларка.

Во множестве профессиональных рецензий к роману отмечено, что это еще и робинзонада. Абсолютно верно. Таких историй масса, и это всегда очень увлекательно, наблюдать за сражениями главного героя с силами стихии, с техникой и самым коварным врагом – самим собой. Здесь Вейер пишет образцово – герой меняется на протяжении всего романа, сомневается, ошибается, преодолевает, испытывает катарсис. Чертовски ярко показана характерная американская черта: пробовать и ошибаться до тех пор, пока не получится. Плюс эта американская упорность в достижении целей, стремление бороться до конца, как бы ни было страшно. Сложно сказать, удалось ли автору полностью быть убедительным в описании технических подробностей с устройством техники НАСА, всего оборудования, скафандров, но сила плюс тысяча и один способ использования изоленты здесь отражены на все двести процентов, можно было бы издать отдельный буклетик с картинками-схемами. Производители изоленты должны отстегивать Вейеру процент с продаж, это было бы справедливо.

Сюжет интересный, напряженный, роман написан ироничным и легким языком. Никакой легкой прогулки для героя не предвидится, все очень сложно и максимально опасно.

«Марсианин» произвел маленькую революцию в жанре и доказал, что рановато списывать со счетов производственный поджанр; более того, таких историй в будущем может стать кратно больше и вполне возможно, что из разряда фантастики они постепенно перекочуют уже в самый что ни на есть реализм, как техно-триллеры про научные станции на орбите или в Антарктике.

В романе есть все элементы хорошей научной фантастики: острый сюжет, популяризация космонавтики, научность, гуманистический подтекст. Но что по-настоящему прекрасно в «Марсианине» — это оптимизм. Книга дает веру в будущее. Оно будет сложным, это будущее, но самая хорошая новость в том, что оно в принципе – будет.

Так что это отличный этапный роман в развитии жанра, за исключением одной малюсенькой претензии…

Кто-нибудь объяснит, в конце концов, почему диско???

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы обладаете достаточно развитым воображением, и можете представить себе разочарование дворового пса, нашедшего штуку, которая выглядела как говяжья косточка, пахла, как говяжья косточка, но, на поверку, на вкус была – пластмасса-пластмассой. Сначала пес набрасывается на нее с радостным, предвкушающим наслаждение повизгиванием, со слюной, стекающей по замызганному подбородку… и получает первый удар реальности – стертые зубы, скользя по равнодушному пластику, оставляют в нем лишь жалкие безвкусные бороздки. Потом он начинает грызть ее со злостью, наскакивая и отпрыгивая, и кость эта пластмассовая становится для пса самым злостным врагом. И самым злостным врагом становится для него двуногий, придумавший эту коварную вещь. В конце — концов псу этот балаган надоедает окончательно, и он, со скучающим видом мочится на эту псевдокосточку, и, пару раз энергично бросив на нее пыль задними лапами, трюхает прочь.

Представили картинку? Если да, то вам легко будет представить и мое разочарование от вейеровского «марсианина». Фантастика?! Научная?! Космическая!!! – моему читательскому восторгу-предвкушению не было предела. Первые же страницы вызвали легкое беспокойство. Художественного в этой книге было маловато. Довольно примитивный язык, никакая образность не давали проникнуться сочувствием к герою, попавшему, в аховую, в общем-то, ситуацию. Я уж не говорю о том, чтобы представить себе мир его глазами, что называется, «вжиться в образ героя».

ОК, сказал я, с художественной составляющей в этой книге никак. Ну что ж, зато, похоже, эта книга о том, как имея весьма ограниченные ресурсы и хорошие голову и образование, парень выкрутился из весьма дерьмового положения, используя, в частности, и дерьмо тоже (пардон-пардон-пардон) для достижения своей основной жизненной цели (выжить). Ну что ж, такие книги я тоже люблю – есть возможность, как при чтении хорошего детектива, — задумываться над загадками и проблемами, которые подсовывает герою жизнь, и, совместно с героем же, практически, в соавторстве, с успехом решать эти загадки и проблемы. Ну, или не решать (в том случае, когда герой оказывается умнее читателя), но, тем не менее, зная разгадку, понимать – что и герой и я-читатель – играли одними и теми же картами, просто я не сумел разгадать загадку, а герою – это удалось.

Но эта книга… не дает мне-читателю ни одного шанса напрячь голову. Автор задает загадку-проблему, а на следующей странице уже пишет, как герой эту самую загадку решил.

И (черт побери!) все загадки решаются-разгадываются на уровне знаний-навыков-умений-технологий человека современного. Ну никакой фантастики. Один сплошной скаутизм. Да ну его, такие книги дочитывать. Никакого удовольствия. Одно сплошное издевательство.

Оценка: 3
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианин» Энди Вейера – чистейшая и незамутненная голливудщина. Забористая и беспощадная, как галлон самогона, настоянного на гумусе производства самого Марка Уотни (Чонкину – привет). Совершенно не удивительно, что эту книгу моментально экранизировали, и не только потому, что она написана с оглядкой на киноадаптацию и по уже готовым сценарным лекалам. Есть такое ощущение, что это именно Энди Вейер (а не его alter ego Марк) провел пару лет в одиночном заточении н̶а̶ ̶М̶а̶р̶с̶е в пампасах Аризоны, где ежедневно гнал первокачественный pervatsch, сам же, в одно лицо, его употреблял, бегал до ветру в кукурузу, а в качестве интеллектуального развлечения прилежно изучал сериалы и прочие голливудские нетленки за последние лет пятьдесят.

Энди оказался киноманом старательным и почтительным, не то, что какой-то там Квентин – революции в литературе и кинематографе ему были совершенно ни к чему. В самом деле, зачем изобретать м̶а̶р̶с̶о̶х̶о̶д велосипед и ломать то, что прекрасно работает и приносит неплохой cash?! Поэтому наш ковбой-программист с большой любовью вычленил из кучи шедевров мирового кинематографа наиболее махровые и древние, как помет бизона, штампы, тщательно их перемешал (не взбалтывая!), щедро снабдил близкими каждому правоверному реднеку научными терминами (fuck, shit, boobs, motherfucker etc.) и выдал на гора идеально просчитанный БЕСТСЕЛЛЕР.

То есть буквально при помощи и̶з̶о̶л̶е̶н̶т̶ы̶,̶ ̶б̶р̶е̶з̶е̶н̶т̶а̶ ̶и̶ ̶т̶а̶к̶о̶й̶-̶т̶о̶ ̶м̶а̶т̶е̶р̶и бережно отобранного драматургического материала Вейер состряпал «реалистическую» историю про среднестатистического американского парня, который походя вычленяет из гидразина водород прямо в своей палатке, одной рукой чинит все, что движется (а что не движется – переворачивает и тоже чинит), выращивает картошку на собственном навозе и при этом сыплет отборнейшими перлами чистейшего юмора (ну, вы поняли: fuck, shit, boobs, motherfucker etc.)

Читатели-реднеки умиляются, преисполняются гордости за NASA, американскую космическую программу, мир во всем мире, freedom & democracy. А затем со вздохом извлекают из продавленного кресла собственную двухсоткилограммовую тушу, протискиваются в старый ржавый пикап и едут в соседний мегамолл за чипсами с пивом (кстати, вполне возможно вторично синтезированным из мочи какого-нибудь местного Марка Уотни) – реальные американские пацаны знают, что по-настоящему необходимо для их выживания, что им дневники каких-то марсианских хроников!

Внимательный потребитель голливудской кинопродукции знает, что любая американская домохозяйка при необходимости способна управлять не только тостером, но и вертолетом, а каждый первый морской пехотинец США или астронавт NASA (ну, если ему срочно нужно спасать мир и собственную задницу) в любую секунду готов взять в мозолистые руки штурвал авианосца / космического корабля и показать всем, где колорадские жуки зимуют. Главное, случайно не перерезать красный проводок. И тогда где-то в Главном Командном Центре (Главный Командный Центр должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО – прим. Энди Вейера) разноцветные дяди и тети (нужен индус в NASA! – прим. Энди Вейера) с облегчением выдохнут, прослезятся, примутся поздравлять друг друга и осторожно хлопать по плечам. Осторожно – чтобы потом ненароком не привлекли за sexual harassment.

Конечно, наш «Марсианин» – это, как бы, научная фантастика. Ну, типа. По крайней мере, здесь много роверов, взлетных модулей, СО2, водорода и остальных элементов таблицы Менделеева. Где-то на отшибе вроде бы даже Марс виднеется… сквозь пылевые бури. А еще, как оказалось, на Красной планете полно роялей – с легкой руки Энди Вейера Марс оказался буквально заваленным этими чудесными лакированными инструментами, на которых агроном-ботаник-инженер Марк Уотни наяривает так, как и Денису Мацуеву не снилось. Правда, на обложку книги почему-то забыли прилепить предостережение «не пытайтесь повторить у себя дома». Потому как есть большие сомнения, что хоть один из множества физико-химических экспериментов Марка Уотни увенчался бы успехом в заданных обстоятельствах. По сути, вся наука «Марсианина» – это такой сферический конь в вакууме – сплошная теория и допущения, оторванные от реальных условий. Опять же, чистейший Голливуд, в котором, как мы знаем, всегда действуют свои законы физики, баллистики и здравого смысла, ибо ради хорошего сюжетного «твиста» тамошние сценаристы готовы мать родную продать.

Особенно доставляет рояль под названием «система жизнеобеспечения Дома» – эдакий плохо замаскированный вечный двигатель. Ведь по задумке Энди Вейера, эта штука при минимальном энергопотреблении способна синтезировать все из всего: воду из мочи, азот из поноса, водород из картошки, снова мочу из марсианского грунта и т.д. Главное, как следует настроить аппаратуру и ввести нужную программу. А еще, оказывается, эта система очень мобильная – при желании ее можно легко разобрать и перенести куда угодно. Остается только удивляться, как при наличии такого волшебного perpetuum mobile (а еще не будем забывать про скотч, замазку и революционный многофункциональный тент) NASA до сих пор не колонизировала Солнечную систему и не отправилась покорять далекую-далекую галактику?! Ну что же вы, в самом-то деле, guys!

Фильм по «Марсианину» я еще не смотрел. Но больше чем уверен, что там обязательно будут умопомрачительные подвиги, негры (командор Льюис, да?), геи, лесбиянки, командные центры, fucking shit-ы, индусы, китайцы и тонны американского пафоса. Кого там точно не будет, так это русских. Ведь Энди Вейер «увлекается историей космонавтики» и наверняка знает, что «русские» (читай – советские) ученые и инженеры не оказали никакого существенного влияния на исследования космоса. Наш автор – настоящий гуру и эксперт в этой области: он пересмотрел кучу голливудских фильмов, его лично консультировал старший помощник младшего клерка NASA и теперь ему точно можно доверять! Ведь, правда же, парни?

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчера начал читать The Martian, написанный Вейером, выдержал только две главы и бросил. Я думал, такое творится только в русской фантастике. Ан нет, процесс-то, оказывается, не только нас затронул!

Я даже простил автору то, что текст начинается предложением с самым популярным английским словом на букву «f» (а вот интересно, во время исследований Арктики-Антарктики немало было погибших исследователей, оставивших нам свои дневники, последние записи, и этим людям потом монументы ставили с надписями «To strive, to seek, etc», — много в этих прощаниях с человечеством было матерщины?). Кстати, отправной посыл — то, как герой-рассказчик оказался брошенным на красной планете — показался крайне неубедительным. Неужели в regulations НАСА в самом деле мог бы быть такой пункт: оставлять тела погибших прямо на месте? Дескать, на выживших ресурсов больше достанется? В реальности, конечно же, такого правила не будет, и в заслугу поставят именно Вейеру: благодаря его роману мы поняли, что это открывает лазейку для ошибочных решений.

Нет, на самом деле меня (мой читательский интерес) добило другое: я прочитал две главы — и не увидел никакой красной планеты. Ни одного описания пейзажа. Ни одного более-менее путного отражения эмоций рассказчика, кроме пресловутых f-words. Лишь сухое перечисление происшедших событий, как в милицейском, пардон, полицейском протоколе. А ещё — очень старательное, будто для школьников с особенностями развития, изложение некоторых технических подробностей. Типа, какой тренаж получил герой, какие приблуды у него под рукой имелись. Читал, что автор первоначально публиковал роман в блоге: глава — пост. Наш ядекс дзен неожиданно и напомнило, где авторы из кожи вон лезут в погоне за вожделенной монетизацией. Дают кричащие заголовки, под ними — куда более скромные тексты, очень часто рассчитанные на невежд.

Летом я прочитал англоязычный сборник «Спектрум-5», большинство рассказов которого было посвящено освоению космоса. Осенью перечитал «Лунную пыль» Кларка — тоже в оригинале. Авторы отнюдь не были профанами в науке-технике, пусть и писали в самом начале космической эры. Так что интересные технические детали у них тоже были. Но у них было больше — интересные сюжеты. Интересные описания! Это ж всё-таки литература, пусть снобы и кричат, что она, мол, не того пошиба, не Шекспир и не Гомер.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то должен подсказать Энди Вейеру идею подать заявку в Нобелевский комитет на соискание премии по физиологии и медицине. За что? За заметный вклад в научное изучение бессонницы. Автор остановился в шаге от изобретения универсальной «пилюли» от этого недуга. Меня, во всяком случае, его книга стабильно усыпляла каждый вечер. Стоило пробежать глазами две-три страницы нелепой «марсианской» робинзонады, как глаза сами собой начинали слипаться.

Не термины или якобы научная составляющая вырубали меня, словно мощные седативные вещества, – тоску и сонливость тянул за собой неинтересный, бледный авторский текст. Дневниковую форму для художественного текста и без того не назвать динамичной, выдерживающей бодрый темп повествования. А если текст вдобавок к этому напичкан неуемными и плоскими, как марсианская поверхность, остротами главного героя, то продираться через него приходится с веками, натянутыми поверх спичек.

Если поставить в один ряд Марка Уотни со, скажем, лемовским Пирксом, сам собой напрашивается вывод, что за последние полвека литературная астронавтика сильно деградировала. Не в последнюю очередь это касается личных качеств. Выдержка и спокойствие, свойственные космическим путешественникам в произведениях классиков, в характере Уотни заменяются восторженным идиотизмом и истероидными перепадами настроения, когда что-то идет не так. Либо «я молодец и, значит, не умру», либо «я кретин, поэтому теперь уж точно умру».

Заинтересовать читателя необычной ситуацией (одинокий выживатор на Марсе) автору также не удается. Почему? В романе «Марсианин» Красная Планета не просто выполняет роль шаблонной декорации, ее как будто вообще не существует! С таким же успехом Уотни мог выживать и где-нибудь в отдаленной безлюдной точке земшара, правда, в этом случае история бы получилась совсем беззубая. Вспомните рассказ Лема (на минуточку, рассказ, а не роман!) «Ананке» — насколько емко и старательно там автор изобразил неприглядный «портрет» Красной Планеты. Марс как великая обманка для всего человечества. Хитроумный имитатор, тревожащий мысли людей загадочными каналами и возможными остатками былых цивилизаций; с унылыми мертвыми равнинами и изъеденными пылевыми бурями скалами, раскинувшимися под землисто-ржавым небом. Но у Энди Вейера Марс – это просто далекий полигон, на котором Марку Уотни нужно как-то продержаться три года, давясь картошкой, выращенной на собственных фекалиях.

Касаться технических деталей не стану, все же не настолько подкован. Однако на мой вопрос, каким будет исход, если попробовать в закрытом помещении разложить гидразин на составляющие, а затем воспламенить избыток водорода, друг-химик ответил так: «Еще прежде, чем тебя вместе с помещением разнесет на куски, ты получишь смертельное токсическое отравление легких».

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианин» Энди Вейера. Сколько смысла и истории в этих словах. Многочисленные премии и повальная реклама. Решение о экранизации еще до полноценного выхода романа. Тысячи положительных отзывов, как от авторитетных изданий, так и от простых читателей. И все ради чего? Ради ультраамериканской псевдонаучной фантастики в таким жестким ура-патриотизмом, что от него сводит скулы?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«sarcasm on» Ну, да! Тогда это многое объясняет, а простить книге можно буквально все. «sarcasm off»

1. Первые грабли, об которые на полном ходу наш марсоход протыкает колеса, становится подача в виде дневниковых записей главного героя. Она и сама по себе особо не блещет литературными изысками, но вот когда ее еще и пытаются насильно перегрузить всякими псевдозаумными словечками, то это вообще караул. Читать весь этот монотонный бубнеж становится скучно, неинтересно и очень уныло.

2. Далее следует расхваленный каждым вторым юмор. Он есть и это, пожалуй, лучшее, что можно о нем сказать. Он не искрометный, он не интеллектуальный, он не личностный. И знаете, для многих не секрет, но шутку можно рассказать по разному и ее успех во многом зависит не столько от качества самой шутки, сколько от рассказчика. Так и здесь. Нужно нечто большее, чем простое цитирование бородатых юморесок. Нужен рассказчик и целостная личность, а у нас деревянный Марк Уотни. Его в открытом космосе вместе со скафандром насквозь протыкает антенной? Ему фиолетово. Он чудом выживает, но остается один на многие километры световых лет от дома? Ему фиолетово. Жрать нечего, воздух кончается, вода на исходе, а тут еще и поломка? Отреагирует ли адекватно наш главный герой на такую критическую ситуацию?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«— Марк там застрял. Он думает, что он один, что мы его бросили. Как это воздействует на психику?

Он повернулся лицом к Венкату:

— Хотел бы я знать, о чём он сейчас думает.

* * *

Запись в журнале: 61-е марсианские сутки.

И как может Аквамен контролировать китов? Они же млекопитающие! Бред какой-то»

От этого создается впечатление умственной отсталости главного героя и полной некомпетентности его в роли астронавта. Сопереживать такому индивиду не получается, да и если говорить начистоту, то и не особо хочется.

3. Следующие грабли поджидают нашего марсианина за углом и имя им «многочисленные противоречия». Благодаря им текст книги постоянно идет в расхождение с написанным страницу назад, а у читателей складывается впечатление, что автор крепко так страдает кратковременной амнезией. Как это выглядит? Главный герой с раной в боку лежит и говорит, что ему даже дышать больно, но уже на следующей странице вовсю носит мешки с землей и про сквозное отверстие в брюхе даже не вспоминает. Пишет, что провизия на исходе и надо жестко экономить, но через абзац во время ужина съедает сразу пару общих порций. Несколько раз упоминает об ограниченном количестве капсул для скафандра, без которых не выйдешь в открытый космос. Вспышка! У автора снова провал в памяти и в итоге Марк проводит снаружи больше текста, чем в своей герметичной лачуге.

4. О псевдонаучности уже говорили и не раз, потому все моменты перечислять не буду. А то в погоне за многочисленными просчетами рискую написать полноценный роман вдвое больше оригинального «Марсианина». Скажу лишь, что в книге постоянно встречаются абсурдные ситуации, когда дыру в открытый космос просто залепляли стандартной синей изолентой, а то и вовсе кровью. Ну, реализм же!

В итоге имеем ширпотреб, т.е. товар максимально широкого потребления, рассчитанный на людей, которые имеют только самые общие представления (или же вообще не имеют таковых) о Марсе, о физике, о биологии и о программировании. Очень слабая книга с обилием несмешных шуток, тонной пафоса и нереальным количеством двиганутого на всю голову патриотизма. Ванильно-розовый «Хэппи Энд» прилагается.

Оценка: 5
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда появилась экранизация (которая, к слову, так себе), было много нытья по поводу того, что она упустила всё хорошее, что было в книге – юмор и атмосферу, и подчеркнула всё плохое – кучу научных и технических нелепостей (как, например, магический скотч и плёнка, которая спасает от бури лучше, чем космический корабль). Когда же я в предвкушении добротной комедии принялась читать книгу, оказалось, что фильм при всех своих нелепостях был лучше.

Книга написана довольно сухо, и, несмотря на повествование от первого лица, довольно безэмоционально. Совершенно нет описаний Марса. Вершина авторского умения описывать пейзажи и обстановку вокруг героя – это упоминание того, в какой стороне от него заходит спутник. Нет описания чувств героя, только действия – пошёл туда, сделал это, соединил деталь №17 с деталью №4. Отчего книга напоминает скучный технический отчёт.

Будь книга немного динамичнее, будь в ней больший акцент на эмоции героя, а не на то, какие детали он прикручивает и какие химические элементы соединяет, то многие ляпы были бы менее заметны. А так каждая странная мелочь вызывает недоверие – неподготовленность экипажа и корабля к бурям, кровь как способ удержать воздух в пробитом скафандре, то как герой вытаскивает из своего тела внушительных размеров штырь, а потом резво бегает с огромной дырой в боку… Всё это приводит к мысли, что читаешь какую-то неумелую графоманию, а не научную фантастику.

Ну и конечно же стоит отметить юмор. Он заключается в слове «задница». Вероятно, над этим словом автор предлагает нам смеяться, потому что других попыток юморить я не заметила, а вот задницы щедро раскиданы по тексту. И вместо того, чтобы смешить, это навевает скуку и уныние. Как и вся книга.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга – она как космос. Не в том плане, что обширна и безгранична, а в том, что здесь пусто, уныло и ничего интересного толком нету. Робинзон Крузо без злых аборигенов, хищников и Пятницы. Наверное, и эту тему можно было бы подать интересно, но автор не стал этого делать, а просто послал реализм куда подальше (иначе все было бы или скучно, или закончилось слишком быстро) и накидал в мыслеизлияния своего героя «шутеек». И смотрится все это крайне фальшиво, словно книга сразу писалась как киносценарий голливудской поделки для массового зрителя, ведь на экране от кучи нелогичностей созерцателя можно отвлечь самыми разными приемами. С книгам сложнее. Сам автор видать никогда не бывал в критических ситуациях и читал о них лишь развалившись на мягком диване. Человек, находящийся у черта на рогах, в почти безвыходной ситуации и разбирающей распятье для растопки почти наверняка скорее будет молить Бога о прощении и помощи, нежели шутить о марсианских вампирах. В аду, знаете ли, того, с балагурами, сыплющими плоскими шутками, туговато. Зачастую создается впечатление, что герой столкнулся скажем с мелкими бытовыми трудностями у себя на кухне, а не попал в смертельную опасность, и что читатель получил какой-то фарс или пародию, а не якобы серьезную фантастику.

По итогу имеем очередную раздутую и разрекламированную пустышку. Увы.

Оценка: 4
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаковый роман. Я почитал немного отзывов и вижу, что читатели разделились ровно на две категории: тех, кто считает роман сухой инструкцией, и тех, кто прям «видит» Марс и приключения героя.

Разочарую последних: Марса в романе нет. Вообще. В романе нет ни одного описания. Вы, дорогие восторженные читатели, всё себе додумали: и внешность персонажей, и цвет почвы, клубней, обшивки, и размеры оборудования, жилых комнат, шлюза. Додумали расположение помещений на «Гермесе», на всех модулях. Додумали спуск в кратер.

Но и это не все беды «романа».

Автор сбивается с дневника, который вообще-то пишется для себя, а тем более в условиях, когда герой не верит в возможность спасения, на некий отчёт-блог для других, в котором, да, истинные чувства скрываются, а для привлечения лайков юморят и обращаются к слушателям.

К достоинствам можно отнести сюжет. Он действительно драматичный, и опасности-проблемы хорошо выстроены.

Что в итоге: блог + расшифровка переговоров + история выживания.

Да, я соглашусь с теми, кому «роман» показался основой для фильма. Безусловно. На такой основе, как и на любой реал-лайф истории (катастрофа, захват заложников, спасение полярной экспедиции), можно написать отличный сценарий и снять фильм. Но так сценарий-то не написан. Не подобраны декорации. Актёрам не даны установки характеров.

Так что я бы отнёс данное произведение к «отчёту из архива». Для тех специалистов, у которых перед глазами спецификации всех вещей, упомянутых в книге, и фотографии всех интерьеров.

Юмор... да, диалоги живые, и я, кстати, больше переживал за девчонку из пиар-отдела (Энни Монтроз) и этого... который тайно передал способ изменения траектории (Митч Хендерсон). Лучше всего получились они. А зануду-главгера под конец хотелось если не прибить, то хотя бы искалечить, чтобы забыл, засранец, все цифры и арифметические операции с ними.

Так что я на стороне тех, кому роман показался недороманом. Почему — см. выше.

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет, я всё понимаю. Народ соскучился по старой-доброй научной фантастике. Твёрдо стоящей на позитивистской платформе, радующей инопланетными пейзажами и не смущающей разум релятивизмом и дуализмом нынешней физики — фантастике простой и понятной. И робинзониада — жанр по сути беспроигрышный. В конце-концов это (в хорошем смысле слова) ближний прицел, внушающий надежду что человек уже в этом веке ступит на марс... и рассказываюший что в жизни всегда есть место подвигу и ремонту с помощью мотка скотча и такой-то матери. Но есть несколько НО...

Первое — КАК это написано. Поначалу мне показалось что самой большой проблемой будет дневник Уотни, изложенный сухим канцеляритом, слегка разбавленным жаргонизмами и «искромётным» юмором. В принципе такими языковыми средствами можно нарисовать психологический портрет героя, но это у автора получилось мягко говоря не очень. В том числе из-за не слишком умелой попытки следовать жюльверновской традиции, давать научные пояснения прямо в тексте книги. При том, что поясняются, как правило достаточно банальные вещи. Но это ещё пол беды. Ближе к концу книги главный гергй худо-бедно, но вырисовывается. Хуже становится, когда на сцене появляются другие герои. Это по настоящему ужасно, это даже не двумерный картон, а что-то одномерное.

Может литературная беспомощность Марсианина скомпенсирована блестящей научно-технической частью? Ой, не знаю. Лично я после описания в самом начале книги выращивания картошки на свежем гм... навозе, когда любой дачник должен знать, что срок компостирования подобного удобрения — уж никак не менее двух месяцев — а до того прямой контакт с ним для растений опасен, стал воспринимать описываемое как прохождение компьютерного квеста, имеющего весьма слабое отношение к физическим законам реального мира. Я не особо проверял, первый же грубый ляп отбил всю охоту в ЭТО вдумываться, но, по первому впечатлению, с правдоподобием деталей, химических, физических, и прочее, прочее там и дальше не лучше. А стилистические особенности текста только способствовали закреплению такого впечатления.

Остаётся только пожалеть, что данный сюжет стал популярен именно в таком, совершенно беспомощном исполнении. Будь это типичная «звезда самиздата» с samlib.ru, была бы надежда, что кто-то владеющий словом и материалом напишет что то похожее, но только хорошо, а так — безнадёжно.

PS. Пока читал, всё время вспоминал «Путь к Земле» Михаила Пухова. На тему как это должно было бы быть сделано.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга.

Оставляет приятное послевкусие и навевает светлую ностальгию...

Можно считать «Марсианина» фантастикой ближнего прицела, производственным романом и даже агиткой. Но есть в нём какая-то неуловимая притягательность. Вероятно, особая марсианская аура. Хотя книга и получилась весьма реалистичной (авторские допущения о мощности тамошних бурь и нетоксичности гидразина — не в счёт), Марс как феномен земной культуры берёт своё. Отсюда и шквал неприятностей, регулярно обрушивающихся на бедного Марсианина...

Читателю пришлась по душе авторская ирония, которой он щедро поделился с главным героем. Впрочем, слишком серьёзные робинзоны в дикой природе и не выживают.

Разумеется, перед нами недалёкое будущее, в котором явно продолжается санкционное похолодание между Россией и Западом: чем ещё можно объяснить нарочитое отсутствие в космическом романе российской космонавтики? И зачем было бы НАСА в одиночку рвать жилы на Марсе? Напрашивается вывод — Россия плотно взялась за Луну, и остальным участникам гонки понадобилось срочно затмить этот успех. Кстати, куда там собирались китайцы? На Венеру? Логично, раз уж на Марсе их тоже опередили.

Пару слов о переводе К.Егоровой.

Хорошая работа. Но есть досадный ляп. Когда речь заходит о взрывоопасности водорода, в тексте упоминается некая «линия Гинденбурга». И даже поясняется, что это система укреплений времён первой мировой войны. Но какое отношение к этому имеет водород?!

Разумеется, на самом деле Марк Уотни вспоминает о знаменитой катастрофе германского дирижабля, взорвавшегося при посадке в США.

З.Ы.

А фильм получился неплох, да.

И всё же книга лучше! )))

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх