Юрий Некрасов «Призраки осени»
Первые две книги цикла представляют собой целостную, законченную историю.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iRbos, 4 декабря 2022 г.
«Призраки осени»/«Осень призраков»
Хоррор и пограничные с ним жанры никогда не относились к числу моих любимых, но иногда хочется выйти из зоны комфорта и пощекотать нервишки. Поэтому адептам жанра, вероятно, стоит отнестись к моему мнению с долей осторожности, всех остальных же я приглашаю присоединиться к покеру с призраками в загадочном доме на холме Кривой Нос.
«Призрачный» сериал Юрия Некрасова сложно отнести к какому-то конкретному поджанру ужасов. Это такой литературный коктейль из макабра, южной готики, лавкрафтианства, щепоткой сплаттера и одновременно романа-головоломки, написанный красивым образным языком раннего Брэдбери. Автор то пытается нагнать жути, то вызвать отвращение, а то просто запутать читателя. Последнее особенно легко, потому что структура в книгах мозаичная со множеством героев. Юрий, как колоду карт, тасует их истории и раскладывает перед читателем пасьянс, который надо как-то расшифровать, соотнеся один элемент с другим. Где-то это получается легко и приятно, где-то слишком сложно, потому что вспомнить условное имя дочери одного из двадцати персонажей первой книге во второй та ещё задачка. Да и более простые, но важные вещи порой ускользают от внимания. Например, зачем на самом деле призраки играют в покер, я понял только… Из краткого содержания во втором томе.
Сюжет в «Призраках» в принципе не самый очевидный и без спойлеров его сложно описать. Дело происходит в городке, у которого даже нет названия, насколько они все однотипны в американской глубинке. Есть много историй в прошлом и настоящем, корни которых уходят в подвал загадочного дома на холме. Здесь давно пропадают люди, но это не сильно заботит местных жителей, уже привыкших к подобному. Прямой путь в Лету открыт в том самом подвале, где живёт загадочная тварь, которую боятся даже призраки, связанные с ней древней историей. И чтобы разобраться в её переплетениях, нам потребуется узнать много других менее значимых, но не менее интересных.
А уж от рассказчиков здесь отбоя точно не будет. Персонажей, особенно в первом томе, действительно практически столько же, сколько карт в колоде. Червовый валет на велосипеде влюбился в загадочную даму пик с зелёной вуалью, мёртвую уже сотню лет. Десятка треф по глупости подговаривает старшую сестру пробраться с подругами в заброшенный дом, где все они потом и останутся. Ну кроме самой сестры, которая переродится в искусственную даму треф и станет послушной куклой, исполняющей желания дома. Её пропажу расследуют два других валета из полиции, один из которых держит в подвале собственного дома бубновую даму. Он её выкрал из психиатрической лечебницы, потому что она видит будущее, прошлое и много чего другого. Но если вы думали, у неё нет своих планов, то крупно ошиблись. И так сдача за сдачей: карты выходят, карты уходят. Кто-то мелькнёт на один расклад и отправится в сброс, а с кем-то нам и играть, и играть.
Всё это создаёт причудливый калейдоскоп событий, где мы легко скачем во времени и видим какие-то сюжеты из далёкого прошлого, какие-то из настоящего. А иногда просто одни и те же моменты в книге описывается с разных точек зрения, дополняя друг друга. С одной стороны, это интересно и необычно, с другой — от такой болтанки порой начинает укачивать. Даже не особо жалеешь, когда круг героев по естественным причинам сужается. Тем более не все одинаково цепляют. Истории призраков — обычно о личном грехопадении, у персонажей в настоящем свои драмы: где-то просто чердак протекает, а где-то всё сложнее и запутаннее. И ощущения из-за этого получаются разные. Особенно когда после половины первого романа структура книги слегка ломается и флэшбэки становятся не мозаичными, а целостными историями. Эдакими вложенными рассказами. Даже ощущения страха из-за этого особо не появляется, потому что хотя общая липкая атмосфера кошмара и присутствует, но слишком уж она лоскутная. В итоге самыми пугающими стали истории с домом душевнобольных и девочкой Кристиной. Ну и иногда происходящее в подвале тоже нагоняет жути. Но по обилию экшена и общей динамики, кажется, что и не было в принципе цели напугать. Может разве что слегка вызвать отвращение расчленёнкой, которой в книге достаточно, пускай она и какая-то чинная, без сильного смакования. Но главный вопрос вызывает…
…
А теперь представьте — здесь рецензия и закончилась. Как говорится, на самом интересном месте. И вот так вас регулярно будут щёлкать по носу. Причём в первом случае я знал, что книгу просто разбили на две при издании, поэтому обрыв на полуслове не удивил, но во второй… Да, автор признаётся: первая дилогия — это как сезон сериала. Но я не думал, что он будет горизонтальный! По сути, «Осень призраков» заканчивается таким же многоточием, как и первый том. Просто обставлено оно чуть лучше, а часть вопросов получают ответы. Предварительно, конечно, наплодив по два новых. Насколько знаю, продолжение уже написано, и это радует. Правда, если оно сильно задержится, есть риск, что даже краткое содержание предыдущих серий не поможет вспомнить все хитросплетения местного сюжета.
Нельзя не отдать произведению должное: оно получилось определённо цепляющим и узнать, чем дело кончится, хочется. Тем более написана книга живым и красивым языком с изрядной долей фантазии, пускай и весь больной временами. Да, много неоднозначных моментов или вещей, которые могут понравиться не всем, — я даже всё в одну рецензию вместить не смог. Но, как и у дома на холме, есть в книге какая-то магия, которая тянет туда, даже вопреки здравому смыслу.
SAS, 5 ноября 2021 г.
«Призраки осени» Юрия Некрасова
Вместо обещанной рецензии
Сначала будет вступление, а потом – рецензия. Можно сразу туда.
«
– Настоящая еда всегда невкусная! Вспомните пищу предков! В этом истоки неудач сладеньких конфеток и тортиков. И, кстати, поэтому плохи блюда автоповаров: они стараются готовить вкусно.
С этим спорить не стали, видимо, мысль была неожиданной и новой. Лишь Фишманец удивленно спросил, почему настоящая еда должна быть невкусной. Толяро ответил:
– Дайте человеку вкусную пищу – он будет жрать ее и плевать в небо от скуки. Нет уж, еда должна даваться через муки, через катарсис…
«
Лукьяненко, «Остров Русь»
В целом, эта цитата отражает моё отношение к постмодернизму, хотя «Чапаев и Пустота» одна из моих любимых книг, я, с удовольствием, читал Джаспера Ффорде, Сорокина тоже могу, но без удовольствия. Очевидно — я не очень сильный любитель постмодерна, особенно в литературе.
Также, я не слишком люблю ужастики. Мне нравится гребанина Дель Торро, а сцена где ломают лицо бутылкой – одна из самых страшных в кино – до того реалистична, что последующие кошмарные сны – так, ростовые куклы.
Вся верхняя графомания для того, чтобы сказать:
Я НЕ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ АВТОРА!
Теперь про сам текст:
Казалось бы, если в тексте «Солнечный свет ударяет наотмашь», «небо вырывает душу» или «вместо слюны изо рта почему-то летит рваная бумага и куски картона» — перед глазами должна стоять картинка. Но у меня – нет. Категорически. Не вижу я ни девочки, ни призраков, ни дома, ни, прости господи «тонконогих, мохнатых тварей, похожих на приплод пауков и шакалов с дивной шеей лебедя», только буквы на экране телефона.
Наверное, это самое большое разочарование от книги.
Я, пытался читать «Золотую пулю» и был готов, что и тут не будет ни одного персонажа, которому хочется сопереживать или хотя-бы ненавидеть — но нет.
Прочитав «через муки, через катарсис» треть книги я понял, что это PvE. Причём даже не выживалка, где ГГ борется с планетой, с внутренними демонами, семьёй или другой неодолимой силой, а мультимедийная книга-игра, в которой мне глубоко похрену, куда свернёт повествование.
Если бы дом сгорел в первой четверти романа – это был бы годный твист. Если бы тварь захавала весь город – негодный. Но похрену. Никого не жалко, никто не интересен – все буковки на экране.
Причём, много хороших образов, таких как картины с изнанки полотен. Много хороших кусков текста. Причём, не в описании «хтони», а в «бытовухе».
Ну и не могу удержаться, напоследок. Хорошо, что автор никогда не разделывал крупное млекопитающее, и у него нет тактильного ощущения от отрывания конечности по суставу или вспарывания «от горла до паха», а уж тем более вырубания рогов из черепа.
Бутылка из «Лабирита Фавна», помнишь Юр?
Обилие персонажей, путаница в линиях, отсутствие ритма и связности текста, тараканы изо рта – это, вроде, жанровые мастхэвы и не мне на них пенять.