Рахметов. Итак, обещанное Ленское Дерево. Как обычно, пишу по ходу то, что зацепило, потом в целом. Название многообещающее: предвкушение растекается от эльфов (возможно, очень ленивых), живущих в деревьях, до вариации Евгения Онегина. (Видела я ваше пояснение. Ну, нелады у меня с географией, как и у большинства читавших, насколько я заметила, ибо никто не понял, что это название конкретной местности.) Первая же фраза настораживает. Но читаем.
цитата «овевал их живые тела» настораживает ещё больше. А что, дальше тела станут не живыми?
цитата «Неслышно шумело море. Над горизонтом висела блеклая луна. Песок под ними был холодным и клейким — но это не волновало Елену; и его тоже.»
Под кем? Под морем и луною, или под сидящими? Почему она названа по имени, а он – местоимением? Только лишь потому, что автор хочет скрыть «его» личность до поры до времени. И это заметно. Да и на счёт неслышного шума сомнения возникают. Хотя как описание – может быть. И – да, вот сейчас понимаю, что имя Елена стало ответом на Еилейну. Но читая текст, и не соотнося его ни с вами (я не умею угадывать авторов, ибо предполагаю, что каждый раз они напишут что-нибудь новенькое), ни, естественно, со своей Башней – соотнесла имя с названием Дерева. Как и большинство читавших. Может быть, не стоило так называть героиню? Слишком явная указка.
цитата «За окном лежали, разбросанные, подушки-облака.» Это хорошо. Я такое люблю. Образно.
цитата «бизнесмен наделся на хорошую прибыль.» понимаю, что оЧеПятка, но звучит смешно. Итак, первый сосед исчезает. Как образ он неплох, но, насколько я помню, в дальнейшем нигде больше не играет. Ну и зачем он был введён в текст? Ну если бы он хотя бы мысль какую умную изрёк... Хоть что-то, что могло повлиять на героиню. А так – непонятный образ. Захламляющий текст больше, чем раскрывающий.
цитата «Молодой и сильный, невыносимо страшный. Она любила его, пожалуй — но не так, как Виктора; любила его как человека.»
И эта фраза звучит после того, как он обещает искалечить её, как автор говорит, что она сбежала от страха и т.д. В общем, безумен не только Иван, но и Леночка. Садо-мазо. (Туда им и дорога) И вообще странно, что она села с ним в один самолёт, если хотела сбежать.
цитата Есть иллюзия выбора. Наслаждайся. - Я не могу, — сказала Елена Я понимаю, что это говорит героиня. То есть вроде как не обсуждается. Но слова настолько не садятся в диалог, кажутся такими недоработанными. Глупыми. Что она не может? Наслаждаться? Зачем она это говорит?
цитата Город встретил ее бледно-голубым небом и трамвайными проводами, растянутыми над землей
Хорошо. (на мой вкус. Хотя, конечно, проще сказать «небо было голубым, в городе протянуты трамвайные провода.» Ветер дул, так ведь? К чему красота языка? Да и за временами можно не следить )
цитата больше буду, никогда вообще (нехватка времени на вычитку)
цитата - Да, — сказал он. — Как там мой сын? Он показался мне разозленным. - Иван, он… — замялась Елена. — Он вообще довольно странный. - Как и его мать, — сказал Виктор. — Дурная наследственность. Мать Ивана, помню, была женщиной злобной, истеричной. Даже пыталась убить меня ножом. Оставила пару шрамов.
А вот отсюда пошло что-то странное и чем дальше, тем больше неприятное. То есть зная, что это сын её (друга/мужа/любовника/итд), Елена что-то с ним имеет? Мы ещё не видим героев до конца, но разница в возрасте сразу налицо. При чём не только в возрасте, — скорее в поколении, давних знакомых. Вот ещё какие моменты (мне лично) режут глаз:
цитата - Косметический ремонт, — сказал Виктор. — Так по всему городу, кстати. И по всему Дереву. - Давно я тебя не видела, — ответила Елена невпопад. - Да, — сказал он. — Как там мой сын? Он показался мне разозленным. - Иван, он… — замялась Елена. — Он вообще довольно странный. - Как и его мать, — сказал Виктор. — Дурная наследственность. Мать Ивана, помню, была женщиной злобной, истеричной. Даже пыталась убить меня ножом. Оставила пару шрамов. - Раз она была такой, — начала Елена, — то почему ты?.. - Хотелось чувств, — сказал Виктор. — Переживаний. Но с ней оказалось так же скучно, как и с остальными. Бесполезное создание. Дыры в моей душе такой не заткнуть. Сама ведь знаешь. - Знаю, — тихо сказала Елена. - Вот если бы ты… — сказал Виктор. — Сама знаешь. - Нет, — сказала он как можно тверже. — Только защити меня от Ивана, и все. Дальше я уж как-нибудь сама, без тебя. - Жаль, — сказал он. (дальше подобное выделять не буду. Мысль ясна. К тому же, некоторых это не напрягает – но меня очень)
цитата остановилась у длинного, изогнутого здания, тяжелой аркой нависшего над Ангарой.
Это очень сложно представить. Что за арка над рекой? Мост? Изогнутый?
цитата он поглощал выстроенные на столе блюда.
Написано вроде бы правильно, но у меня почему-то возникла картинка пирамиды из тарелок, которые и поглощает Виктор. Возможно, не подходит слово «выстроенные». В общем, что-то с фразой не то.
цитата - Хорошо, — сказал он равнодушно. — Раз ты не желаешь, придется брать твою внучку. Светку. - Н-не знаю такой, — выдавила Елена.
Всё страньше и страньше... И противьше. К этому моменту начинают утомлять короткие безэмоциональные диалоги. Только речь Вани немного отличается. Эта парочка постоянно говорит однотипно и скучно. Для меня – то самое «не верю».
цитата Она вспомнила, что было ночью, и вздохнула с огромным облегчением — непоправимого не случилось. Непоправимого – это чего? Того, что было много раз до этого и случится, как мы узнаем, после?
цитата - Позвони ему, — хриплым голосом попросила Елена. - Звоню, — сказал Виктор. И, набрав номер, передал телефон ей. Кажется, она просила ЕГО позвонить?
цитата - Здравствуй, — сказала Елена, едва гудки прекратились. - Привет, ага, — произнес Иван. — Я так понял, ты его выбрала. Смотри, пожалеешь. Мне вчера вечером прислали дробовик. Хорошая штука. К слову, я гражданин России, а не Ленского Дерева — за убийство одного дурачка мне ничего не будет. Смотри, в общем. - Ага, — сказала Елена.
И зачем она ему звонила? С этого момента начинает мучить ощущение, что я как читатель теряю зря время.
цитата Елена ощутила смутное чувство вины, но так и не поняла, почему. Да что же это за монстр, восклицает наивный читатель. Не знает собственной внучки, и ещё и не понимает, что за чувство вины у неё?!
цитата - Может быть, — неохотно признала она. — Одно время я рожала детей беспрерывно — хотела заглушить влечение. Не получилось. Ух ты. Вот на этом месте я бы, скорее всего, закрыла этот рассказ, читай его где-нибудь в журнале. Ибо если до этого было больше скучно, то теперь скорее противно. Мне интересно, у вас дети есть? Конечно, у всех родительские эмоции развиты в разной степени и проявляются по-разному. Но всё же... Я как женщина этого себе представить не могу. Ну я вообще не представляю, как можно родить ребёнка и бросить его, на мороз к собакам например. Даже просто в детдом: зачем рожать тогда? Это настолько сильная эмоциональная связь, когда внутри тебя растёт маленький комочек жизни, постепенно становясь своенравным, у тебя меняются вкусы, пристрастия – ты ощущаешь, что не принадлежишь себе, что вместе с тобой, совсем рядом, душой к душе, иная сущность, уже практически сформированная психологически, ты с ней договариваешься, ты её успокаиваешь, когда она пугается, ты её защищаешь от всего, от чего можешь. Вы видели новорождённого ребёнка? Он такой крохотный, в фильмах обычно показывают детей постарше, иногда, как это ни смешно, даже с зажившими пупками. Вы себе, похоже, не представляете. Это крохотное существо, с миниатюрными пальчиками, мягенькими, к которым страшно прикоснуться, смотрит доверчиво и беззащитно. Оно двигает головкой, губками, в поисках мамы. Я не знаю, что нужно иметь вместо сердца, чтобы оторвать его от себя и выкинуть. Можно понять, когда молодая девчонка совершает ошибку или просто подвержена страху, безденежью и пр. Но взрослая, состоявшаяся женщина? Насколько видно, достаточно обеспеченная, давно живущая... Дети дарят совершенно особенную радость, они не заменят мужа или жену – но и наоборот, любовь к ним совершенно особенная и гораздо более безусловная. Сори за это лирическое отступление. Пытаюсь объяснить свою реакцию и свою оценку.
цитата Влечение сильнее материнского инстинкта, сама знаешь.
Даже у животных – и то нет. На время материнства многие самки не подпускают самцов ни к себе, ни к потомству. Что уж говорить о людях. Вот тут и возникает основной вопрос, на который ответа так и не находится: кто они, это бездушные долгожители, за что и зачем дарована им долгая жизнь, которой они не могут распорядиться, насладиться, ещё и смеют лишать её других? Которые судят друг о друге и об остальных людях, представителях противоположного пола, лишь через постель и удовольствие: понравилась мне/не понравилась. То бишь все любовницы Виктора не удовлетворяли его, но при этом ему было безразлично, что они из себя представляют. Какие они в душе. Чего хотят, к чему стремятся. Или наоборот? Это были некие безликие порождения той самой протоплазмы, лишённые души и собственного «я», как на свет летящие на этих супер-пупер-дунканов-маклаутов, ибо без них ощущали себя неполноценными? Но ведь ГГГ сами же их и наплодили. И это гадко (даже не вдвойне – вдесятирне)
цитата Чувство вины стало сильнее. - Я хочу увидеться с ней, — сказала Елена. То есть за всё время, эн лет жизни, плодя несчастных детей, Елена ни разу не задумывалась о том, какой жизнью они живут?
цитата Доносился гул с трассы. Шумели дети
На трассе?
цитата - Ты изменился. Стал жестоким. - Да, — сказал Виктор. — А ты стала равнодушной. Это что-то объясняет. Ну автора, может быть. Героев – нет. Не видно, что с ними случилось, почему они стали такими. Что мешает радоваться жизни. Отсутствие других достойных любовников, кроме тех, что уже до смерти надоели (друг друга то бишь)? Пошли бы помедитировали, что ли. Говорят, помогает. Впрочем, людям, которым от жизни ничего больше не нужно – едва ли поможет. Как по мне, очистить от них мир – стало бы лучше. Мне их не жаль, я им не сочувствую.
цитата ей думалось, что печаль слегка приближает ее к людям.
Возникает резонный вопрос: а кто же она? Ответа по-прежнему нет.
цитата - Убью, если он убил Свету, — сказал он. Логика героя зашкаливает. Он же сам послал Свету к Ивану? Зачем? Впрочем, безумный и есть безумный. Но мне как читателю всё более и более неясно, что хотел сказать автор. Для чего всё это. Какую мысль до меня пытаются донести, какую эмоцию показать, какой жизнью позволить прожить, в каком мире побывать – и тд, в зависимости от того, что читатель ждёт от произведения.
цитата и, отойдя подальше, вдруг врезался в дверь всем телом; дверь, скрипнув, отошла
дверь тоже отошла подальше?
цитата "Спасайся, — неслышно взмолилась Елена. — Скорее убегай, пожалуйста..."
Это к Вкитору или к Ивану? Или автор специально скрыл?
цитата И тут Виктор выстрелил.
Вообще-то он до этого уже стрелял.
цитата Чувствуя себя неимоверно глупо, она сложила руки на груди. И сказала: - Боже. Мне очень плохо.
Боже. Что-то не верится абсолютно.
цитата потому как они едины, они — одно живое существо. Они не любовники, но возлюбленные...
полное недоумение. Почему? Откуда? Не показано, не объяснено, не прописано, не прочувствовано. А кроме того, весь рассказ автор убеждал нас в том, что они именно любовники, и никто другой им не подходит.
цитата - Я не любила Ивана, — сказала Елена. - Вот как, — отреагировал Виктор. - Я любила тебя. Иван был лишь средством. Я всегда любила тебя, всегда только тебя. Но сейчас я ненавижу тебя сильнее, чем люблю, — сказала она. И вышла из ванной комнаты. Ещё более непонятно, нелогично, не верю ни единому слову героини. Почему она так решила? Если она и правда любила именно его, то с чего бы возненавидела?
цитата Не зная, чем занять себя, Елена заглянула в спальню.
Ну надо же. По тексту и её собственным словам, так у неё должны эмоции бить через край: любовь, ненависть, потеря, вина и что там ещё. А она, оказывается, не знает, чем себя занять. Чем бы заняла себя другая, более реальная женщина? Наверное, трясущимися руками полезла бы за бутылкой или валерьянкой, побилась бы в истерике, или в желании что-нибудь разгромить, или села бы на стул в шоке, глядя в одну точку и молча рыдая, или кинулась бы прочь... А та от нечего делать в спальню пошла. Я бы больше поверила, если бы она захотела-таки посмотреть на свою внучку.
цитата По ее груди расползалось кровавое пятно. Девушка была мертва уже несколько часов.
Девушка мертва уже несколько часов, а пятно всё расползается?
цитата Не чувствуя ничего, кроме усталости
М-да. Странный народ африканцы.
цитата Однако секс, как она и ожидала, не доставил никому удовольствия, ни ему, ни ей. Виктор был разочарован. Она — нет. И что? Концовка как концовка неплохая. Точка. Но... Что сие? Для чего сие?
Теперь в общем. Язык неплох, написано ровно, почти все неровности я отметила (какие кинулись мне в глаза), видно, что автор пишет давно. Пожалуй, если бы не тема, я подняла бы за язык оценку. Но когда от рассказа остаётся чувство грязи, от которого хочется поскорее избавиться – как бы хорошо он ни был написан, я не смогу поставить ему хорошую оценку. А тем более когда он (опять же на мой непрофессиональный взгляд) написан местами коряво. Какова основная идея? То, что даже две половинки, поживя эн лет, надоедят друг другу и утратят вкус к жизни? Ну, мир не потеряет, избавившись от них. Для чего вообще они живут? Работают, связи заводят? Что их ещё интересует? Если Виктора хотя бы проект клонирования, то Елену вообще ничего. Паразитируют на собственных потомках. А ведь столько гораздо более достойных людей лишены шанса пожить подольше. Ну ладно, если бы она замкнулась на своём равнодушии – я бы поняла и даже посочувствовала. Но это потребительское отношение к людям, включая собственных детей... нет, мне её не просто не жаль, она мне глубоко неприятна. Опять же, никаких объяснений, что и почему происходит. Откуда они такие, почему живут среди людей, и тд. Кстати, то, что они андрогины – абсолютно нигде не видно, кроме как в её кошмаре. Ну так у нас нет повода (автор его не даёт) считать этот сон чем-то большим, чем кошмар. По поводу сходства с Башней. Перечитывая, искала. Не нашла. Начать хотя бы с того, что Башня – это рассказ-картинка, какие здесь не слишком жалуют. Это своего рода срез реальности, фрагмент, с попыткой (с моей стороны) облечь его в поэтическую форму. У вас рассказ–действие. У меня герои – это одно существо, разделённое факторами извне и стремящиеся к единению. У вас – всё же два, расходящиеся всё дальше друг от друга. Я сочла совпадением, не больше. Да, применительно к конкурсу: темы нет. Вероятно, писалось вами заранее. Ну если эту парочку ещё можно идентифицировать врагами человечества, то кто не друг?
Возражения принимаются. К обсуждению открыта.
|
––– И, не меняя цвета, Отары туч лениво наблюдали Единоборство камня и рассвета... |
|