Никогда ничего не откладывайте на последний день – уж больно в дедлайн велика опасность «пролететь».
Можете себе представить, что едва я вчера развернул ноут, приступая к работе, как во всём районе вырубилось электричество. Пришлось дочитывать последние рассказы при свечах, а отзывы по старинке строчить на бумаге (кстати, чисто субъективно, получается намного лучше).
Впрочем, все напасти позади и от жалоб на свои проблемы можно переходить к рассказам-финалистам.
Как известно, тему 4-й ФЛР задавал Б.Н. Стругацкий: «Я не друг человечества, — я враг его врагов». Оговорюсь, сразу, каких-либо выдающихся открытий в рамках заявленной темы я не увидел, а в отдельных случаях соответствие теме приходилось долго искать. В конце концов я больше просто оценивал фантастические рассказы.
Если коснуться общих впечатлений, в первую очередь обращает на себя внимание то, что на взгляд с моей – не самой высокой – колокольни авторы конкурса явно выросли из коротких штанишек и я практически не увидел каких-то особых проблем с языком, литературным стилем. Тем паче – с грамотностью.
Как обычно, в силу некоторого перекоса сознания, связанного с профессиональной деятельностью, в первую очередь привлекали моё внимание технические ляпы. Чаще всего они могут быть устранены путём простейшей правки, но пройти мимо я никак не мог.
А вот, что касается содержания, здесь сложнее. Я исповедую ту точку зрения, что литература в чём-то сродни боксу: только в крупной форме возможна победа по очкам, рассказу нужен только нокаут. И по настоящему хороших рассказов вышло в финал немного. В основном перед нами оказались не самым лучшим образом представленные довольно известные сюжетные ходы, решения и заезженные темы.
Хотя результаты пока не видны, оговорюсь сразу: мои оценки – не в полной мере соответствуют оценочной шкале, которой я пользуюсь обычно. Нет среди финалистов шедевров, а значит и десяток не может быть. Но и «троек» таким рассказам при обычном чтении я бы ставить не стал. Просто выбранный вариант позволяет более чётко разделить рассказы по местам в соответствии с моим личным рейтингом. При обычном подходе слишком многие получали бы равные шансы, а я всё-таки хотел как-то выделить одних над другими. Впоследствии, после окончания ФЛР-4 я оценки несколько подкорректирую.
Его коробкообразный корпус, выполненный из дубовых досок (а ниже ватерлинии, если верить капитану, обшитый еще и устойчивой к короедам древесиной вяза) довольно вместителен.
Ой, как коряво. И какие короеды в досках? Жучки-древоточцы?
Фок-стаксель молча развалился на клочки.
При том, что гукор – двухмачтовое судно (в наличии грот- и бизань-мачты), откуда взялся парус на фок-мачте?
Как мне кажется, автор тщательно сттарался шокировать читателя, но в моём случае этого не произошло. Рассказ короткий, сопереживания персонажам не возникло. А финал «Deus ex marе» вызывает чувства, схожие с теми, что появляются при использовании варианта «из машины». Причины же, по которым экипаж «Богохульника» отчего-то решили простить я даже не буду пытаться анализировать: кто знает эти высшие сущности, что там за блажь их раз в сто лет посещает?
В общем, финал смазал всё впечатление.
…запахами цветущей сирени под облака. По ветру лепестками и кленовыми вертолетиками.
Прежде всего, автор, помилуйте, но с чего кленовым крылаткам сыпаться в мае? Их время месяца через четыре придёт, не раньше. А весной – вот.
Если поскорее миновать этот промах, дальше начинается интересное кино. Раньше оно называлось «Приключения Электроника». Теперь – «Электрическая весна». Завязка сюжета почти та же. Узнаваемы целые фразы, созвучны имена. И хотя реалии за десятилетия сменились очень сильно, развязка такая же по-детски альтруистичная и слишком уж навязчиво притянутая к теме.
Финал традиционно подкачал. Но, рассказ вышел стильный, этого не отнимешь.
Совершенно жуткое начало рассказа. Как по форме, так и по содержанию.
Выставив режим полной визуальной и антирадарной маскировки…
А почему решили манкировать диапазоном других волн, например инфракрасных, или, проще говоря, тепловых?
Модуль описал параболу и завис над поверхностью…
Какую занятную траекторию выбрал пилот. Сразу как-то и не сообразишь, как это он так и зачем.
…на высоте шестисот местных единиц измерения.
В нашей местности некоторыми наиболее распространёнными единицами измерения считаются ньютоны, килограммы и астрономические единицы. Понятно, что физические величины ими измеряются разные, но и о каких идёт речь в рассказе можно только догадываться. Можно. Но зачем?
Неужели так трудно избежать этого, а приведённая информация настолько важна для сюжета, что нужно терпеть такое построение псевдоспециальных терминов в неуклюжие фразы?
Попробуем обойтись без них. Выбрасываем весь первый абзац, и… Вот! Совсем другое дело. Читатель абсолютно ничего не потерял, зато даже драйв какой-то сразу наметился:
– Приступаем, – бросил В-риг напарнику.
Ц-кен сноровисто подключил аппаратуру. Внешне он ничуть не изменился и выглядел спокойным, сосредоточенным на своей работе профессионалом...
Впрочем, рассказу это помогает не сильно: снова упоминаются местные года, затем идут акция – акция, минимальный уровень – минимальный уровень, изменился – изменения, субъект – субъект…
Прекращается всё неожиданно, едва заканчивается описание инопланетных реалий во вступлении. И сразу начинается вполне приличный живой русский язык, каковой и продолжается до самого финала. В дальнейшем даже инопланетяне выглядят не особо ходульно.
Зато ближе к финалу уже земные реалии вызывают серьёзные сомнения. Истребитель с боевыми ракетами над Москвой? Прикольно. Самостоятельно обнаруживает НЛО, неподвижно висящий на высоте 600 метров, пилот успевает активно пообщаться с диспетчером и обстрелять цель? Ах, мечты, мечты…
Большие проблемы возникают при попытке разобраться с целеполаганием планируемой акции инопланетян – чего они хотели добиться и почему отказались от намерений?
Но в целом рассказ, доставил несколько приятных минут при чтении.
цитата
Одоратор — прибор для уничтожения запаха; установка для придания запаха газу.
Тот прибор, который несколько раз упоминается в рассказе относится к одорологическим сенсорам. Наиболее часто такие приборы называют «электронный нос», кибернос или сенсор запахов. Возможно из английского к нам придёт одоро-сенсор. Странно, что не имеет хождения слово одорограф, хотя в криминалистике есть целый раздел «одорография». Но никак не одоратор.
Что касается самого рассказа, в первую очередь обращает на себя превосходно переданная атмосфера. Но привязка к теме парадоксально обеспечивается исключительно гипероткрытостью финала. Лично у меня сильное ощущение, что присутствовал я на выступлении напёрсточника-профессионала. Натуральное кидалово – что там как и почему? В результате у тебя ничего нет, но полное ощущение, что не хватило совсем чуть-чуть, победа была почти в кармане. И каждый может потом доказывать, что он прекрасно понял, какие тайны Артефакта скрываются за последней точкой в тексте.
цитата
ПАСЬЯ́НС м. франц. картежная меледа, забава раскладки карт разным порядком, иногда с гаданьем., В.Даль Толковый словарь живого…
Ах, хороша забава! Откровенно шокирующее название и двадцать два микрорассказа на донельзя избитый сюжет, которые, тем не менее воспринимаются вполне свежо и интересно.
Впрочем, с темой конкурса большие проблемы. А как там с гаданием?
Только дойдя до «Повешенного» я догадался, каким образом раскладывает свой пасьянс Стив. Но если и есть в этом какой-то смысл, он от меня ускользнул. Среди известных раскладов нет ни одного, в котором использовались бы все старшие арканы таро. А какова вероятность того, что они выпадут почти подряд? «Почти» потому, что в варианте с нулевым «Шутом» должны быть «Сила» (XI) и «Справедливость» (VIII). В рассказе они стоят на девятой и двенадцатой позициях, а в этом случае должен быть «Шут» (XXII). А ещё «Уверенность» отчего-то превратилась в «Умеренность».
Интересно, у всего этого есть какой-то скрытый смысл, оставшийся недоступным для меня?
В заключение не могу пройти мимо своих любимых бирюлек:
Обитаемые города сохранились лишь в заполярье, в зоне вечной мерзлоты: Гренландия, северная Канада, Норвегия, Сибирь… Но выживальщики худо-бедно справляются: рядом полно заброшенных армейских баз, так что оружия и боеприпасов хватает.
С автором злую шутку сыграли кинематографические стереотипы: военные базы в Заполярье можно по пальцам пересчитать. Даже сильно разуваться не придётся: пара-тройка на Аляске, по одной в Канаде и Гренландии да штуки три-четыре в Норвегии. Больше всего у России на Кольском полуострове, а вот в заполярной Сибири вообще ничего нет. К тому же, военная база и склад оружия с боеприпасами не совсем одно и то же. Вряд ли на стартовой площадке американских противоракет в Анкоридже, или на американской же РЛС ПРО в Туле будет много стволов и патронов к ним. Вот в Мурманской области, там – да. Этот регион для сурвивалистов самое то.