Александра Давыдова, Сергей Игнатьев «Электрическая весна»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Извечное «Он и Она». Он приходит домой, а Её нет — убежала. Он отправляется на поиски...
Доступно в сети с 2012 года
Входит в:
— цикл «4-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (4 конкурс)»
— цикл «4-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (4 конкурс)»
— антологию «Лихорадка», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 4-я ФантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shean, 26 февраля 2012 г.
Сюжет: выбор между властью и искусством, он же выбор между влюбленным ботаном-папиком и одержимым суперроботом. В принципе, отдельные искорки летят то в Пелевина, то в классику, но вообще достаточно нетривиально.
Стиль: мааськовская попса. Многие уже плевались, мне, скажем так, тоже не близко, но стиль существует и почему бы им не воспользоваться? Что характерно, вызывает этакую встряску органов чувств, почти как «Сказка странствий», пересказанная языком шансона)))) непривычно, как минимум. Что само по себе хорошо. Экзотичненько. На фоне пристрастий цифродевочки роботы кажутся милыми, домашними и понятными.
Месседж: искусство формирует способность любить и быть милосердным. (Обойдем стороной, ЧТО автор применяет в качестве искусства)
Вердикт: очень специфично, но с технической точки зрения не подкопаешься.
drogozin, 25 февраля 2012 г.
Несмотря на исхоженную тему, у этого рассказа определённо есть своё лицо.
За счёт чего? Безусловно за счёт избранного автором стиля. Поэтичного стиля коротких рубленных фраз, перенасыщенного необычными метафорами. Этот стиль произвёл на меня впечатление, но погоня за ним похоже стала для автора самоцелью. Создалось ощущение избыточности (особенно в начале), когда плотность метафор на килобайт зашкаливает. А вот к концу рассказа метафоры, как это часто бывает, стали уступать место пафосным диалогам и внутренним монологам.
И за этими словесными кружевами куда-то потерялась сама история.
Эмоции ведь не должны плавать в вакууме, для них должны быть основания. Только тогда в них начинаешь верить.
zmey-uj, 18 февраля 2012 г.
Тема: враги человечества роботы, не друг — девочка Поля, которая тоже робот.
Отрывочные эмоции, «широкими мазками рисующие картину». Текст цельный, но отрывочность делает его поверхностным и не дает впечатлиться, плюс иногда получается совсем уж несуразица.
-- Каблучки цокают к «майбаху». Не из-за скорости и понтов. Просто у того самый лучший звук. --
- каблучки цокают не из-за скорости? Ох уж эта образность.
-- И еще звук. К клавишному соло и трепетному женскому вокалу примешивается гудение – негромкое, на нижнем пределе слуха — но такое знакомое. С медным привкусом безнадежности. --
- звуки передавать образами дело рискованное. В данном случае не очень получается. А уж песни втискивать в рассказ...
-- Кривое королевство. Королевство фальшивых зеркал. Мир одноглазых, повелевающих толпами слепцов. --
- редкий, но пафос.
Экспериментальная модель сбежала, ее искали и нашли. А она не дала захватить мир.
Путано и мотано, но мышление робота передано захватывающе. Сюжет тоже неплохой. Вот язык подвел, конечно, даже при том, что так нужно было для большей цельности.
diptera, 18 февраля 2012 г.
Хороший, мелодичный и ритмичный текст, ассоциирующийся с аниме типа фэнтези, киберпанк. Очень музыкальный, рождающий в воображении много фантастических картинок. И мелодию. Здесь не столько понимаешь и оцениваешь сюжет, сколько его чувствуешь, слышишь музыку. В целом красиво, гладко, цепляет, запоминается, но при всех перечисленных достоинствах несколько затянуто, за что оценка на балл снижена.
Silver Fantom, 10 февраля 2012 г.
Автор зачем вы касались трех законов робототехники? ЗАЧЕМ? Откуда взялись роботы в образе врагов человечества? Научиться любить попытаться можно? А писать стихи и музыку — нет? Кстати на «не любить» первого экс-властелина мира кто-то программировал? Или он тоже сам учился?
Почитайте «Серебряный любовник». Вспоминается из... «Первыми всегда шли романтики, поэты и мечтатели, а потом уже по их следам (читай-трупам) всякие инженеры и техники. А инженеров-романтиков значит не бывает? И техников-мечтателей тоже?»
Нет рассказ не так что бы отталкивает, но наверное просто не мое. От не высокой оценки пока воздержусь. Возможно, чего-то недопонял, возможно еще заставлю себя перечитать, не потому, что хочется и интересно, а просто потому, что нет ясности...
ozor, 7 февраля 2012 г.
Прекрасный рассказ, по моим впечатлениям — в пятерке лидеров. Огрехов мало, они несущественны. Быть может, многовато zip-ов.
bbg, 6 февраля 2012 г.
1. Тема.
Роботы хотят захватить мир. Свежо. Один из решает очеловечиться. Ещё свежее. Но зачёт.
2. Язык.
Есть мелочи:
«Но мужчина забыл пообедать, позавтракать – и подавно, и ноющий желудок не дает думать ни о чем, кроме бутерброда с сайрой.»
И подавно, и ноющий – как-то совсем не по-русски смотрится? «И подавно» вообще лишнее тут.
«Берет на прицел неприличными взглядами, добивает контрольными улыбками.» Не нравится.
А если покопать, то и ещё найдётся. Но текст сделан хорошо, поэтому копать не буду. Только не нравятся мне включение варварских иностранных песен. Однако зачёт всё равно. Опять же рефрен рано-поздно мне понравился.
3. Увлекательность.
При всех достоинствах рассказ тащил меня вперёд не слишком сильно. Связано это, скорее всего, с темой. Киберпанк (?) – не то, что слишком мне интересно. ½.
4. Идея.
Рассказ про любовь. Какая тут вообще идея может быть? Можно не любить людей всех, но обязательно среди них найдётся кто-то, ради кого простишь остальных. Наверное, так.
5. Личные впечатления.
Чтобы поставить по этому разделу полный балл, не хватило какого-то нерва. Живой какой-то эмоции. Да и не сильно верится мне в роботов, желающих по собственной инициативе завоевать мир. Зачем он им нужен? ½.
armitura, 6 февраля 2012 г.
Какой хороший и красивый рассказ. Автор прошел по полю чувствующих роботов, где все уже много лет назад вытоптали Азимов и его последователи. Но оказалось, что и здесь еще есть, что сказать. Простенький сюжет: он, она, враги, любовь. Рассказ берет красивым, ажурным языком, берет персонажами. Легкость и воздушность Поли, девочка-ветер, даром, что на микросхемах. Девочка-весна, настоящее украшение рассказа. И враги оказываются повержены не оружием, а песней. Так и должно быть в таких рассказах.
Весёлая, 19 февраля 2012 г.
Очень легкий и «весенний» рассказ про роботов, хотя читать его было тяжеловато из-за стиля. В этом есть какое-то противоречие). Впечатления: похоже на передозировку озоном.
Gorhla, 18 февраля 2012 г.
Наверное, читать, как и слушать, как и смотреть — в тему. Так грустный рассказ, когда тебе легко, вызовет отторжение, а весёлый, когда печалишься — раздражение и даже злость.
А вот тут всё совпало.
Так я хвалю ваш рассказ, автор. Изрядно замусоленный гитарный рифф о любви робота и человека наложился на оригинальную ударную партию об апокалипсисе через поглощение мира серыми частицами бесчувственных нано-механизмов, приправленный минималистическим электронным стилем изложения. Хорошая мелодия, пусть даже со стихами Сары Брайтмен. пусть.
Эта неожиданная эклектика заставляет поневоле вчитываться в рассказ. Ты моргаешь, смотришь, перечитываешь строчки. Плащ трётся о стену. Локоть мешает. Всё так.
За внешней радостной концовкой понимание необратимости. Ключ не важен, если есть дверь; её обязательно откроют — не было ещё двери, которой бы не открыл пытливый человек, тем более — машина. Конец света неизбежен. Конец любви — тоже. Даже если попытаться любить платиновыми контактами и палладиевыми сеточками — конец один.
но даже о конце можно рассказать так, что его будешь ждать, как праздника последнего часа.
stogsena, 16 февраля 2012 г.
Думаю, многие слышали про автомат Кемпелена. За деревянным ящиком сидел восковой турок в тюрбане и играл в шахматы. Перед игрой дверцы ящика открывались, и публика видела сложный механизм, который заводился ключом каждые 20 ходов. Автомат сыграл кучу партий, прежде чем Эдгар По объяснил секрет: в ящике прятался карлик, который и играл с помощью системы тяг и магнитов. Современному компьютерному железу человек без надобности, достаточно хитрой программы, и она будет двигать фигуры по экрану так, что и гроссмейстеру мало не покажется. При этом программе вид доски и гламурность фигур будет по барабану.
ЭВ – очень поэтичная вещь. Музыкальная, наполненная по-манговски яркими, запоминающиеся картинками. То героиня отпускает героя запахом сирени под облака, то пьет электричество из распредкоробки, то едет в… красном? – словно из Доктора-любовника – Майбахе. Недаром многие отметили ассоциации с Бутусовским клипом. Читаешь – будто скользишь пальцами по клавишам розового рояля. Такой открытый звук. Это плюс. Но.
Когда я читал рассказ, мне постоянно казалось, что ГГ – никакой не робот, а что-то вроде Кемпеленовского автомата. Того гляди, карлик выпрыгнет. Для кого наводить блюр на облака, менять цветовой баланс, кроме как для сидящего внутри человечка, который видит мир на экране ЖК-монитора? Зачем работать под Виндой, паковать что-то там в .zip, если ты мыслишь в машинных кодах и пишешь на ассемблере? Ответ прост. Его дал еще Ж.О.П.А. Сапковский: licentie poetica ad mortem... То есть, автор жертвует фанткорректностью в угоду песне. Это минус.
Резюме: рассказ, в котором техническая грамотность принесена в жертву красоте. И я не знаю, сложатся ли у читателя в голове числа с разными знаками, или умножатся.
Лично мне, скорее, понравилось. Хотя бы потому, что у меня есть племянница как раз в том возрасте, когда; и зовут ее, по странному совпадению, как героиню рассказа. Так что болел за нее. Однако лучше бы в рассказе не было этой жертвы, ведь не у всех встречаются такие совпадения. Из-за нее и песня что-то теряет, как потерял Бутусов, сменив Наутилус на Ю-питер, «Алена Делона» на «Девочку», а рок – на попсу. Выбрал легкий путь, упаковался в .zip. Как ему оценку ставить?
abSinThium, 16 февраля 2012 г.
Двоякое ощущение. Чувствуется, что автор в рассказ вложился, но лично мне не хватает какой-то логической картины. Многовато сумбурности и монтажа на мой взгляд. Напрягали эти Zip'ы, некоторые фразы и предложения тоже «резали слух». Тут уж дело вкуса. Мне, когда читал, сразу вспоминался хор школьников из Приключений электроника, только там робот-мальчик действительно кажется живым, а тут как-то этого не чувствуется. Наверное автору места маловато было для такого рассказа.
planzzz, 11 февраля 2012 г.
Интересное начало, ни во что хорошее, интересное, философское так и не вылившееся. Идея с роботом, который чувствует, мягко говоря, избитая. А я еще, как на грех, недавно пересматривал «Бегущий по лезвию», так что волей-неволей сравнивал, и сравнение это не в пользу «Электрической весны»...
Не понял, зачем роботам захватывать мир? Почему ключ в сердце экспериментальной модели робота? Роботов вывела из строя песня? Как-то все это с натяжкой, неестественно...
Из мелочей:
Девушка, «пьющая» электричество — это серия из «Футурамы», где робот Бендер стал электро-зависимым... Это же случайное совпадение?
Раздражали русские попсовые песни, настройки фотошопа и винампа... Не потому что я не люблю попсу или работаю в фотошопе. Просто как-то наигранно что ли...
Уж больно наивно сцапали девушку... Она «ловила» машину и тут же остановился «майбах» со злодеями.
Роботы не выдерживают (я любознательный, специально загуглил) песню из мюзикла «Кошки»? Я же правильно понял? Мюзикл (при всем моем уважении к этому жанру) — во многом коммерческий проект, а то, о чем там поют — красивый способ заработать (напишу ка я «ИМХО», дабы не разводить дискуссий). Вот и остается у меня какой-то неприятный налет после такой концовки...
А из плюсов — безусловно язык и создание атмосферы. Да и вы, автор, не относИтесь серьезно к моим замечаниям. В принципе, я понимаю, что подобный рассказ может «зацепить». Просто не мое, слишком слащаво...
P.S.: Еще тут было озвучено, что рассказ в стиле кибер-панк. Мне кажется, что это не верно. Кибер-панк, стим-панк подразумевают в том числе сильное социальное расслоение в обществе, если я ничего не путаю. В рассказе этого не наблюдается. Но это не в минус, просто размышления.
Бамбр, 11 февраля 2012 г.
«Я забыл на секунду — чтобы здесь был свет, ток должен идти по нам».
Б.Б.Гребенщиков
Текст вызвал сразу тысячу песенных ассоциаций. Сразу – песня. И не одна. Текст и идет легко – как песня. (Причем, явно ни Максим и ни Селин Дион, не смотря на прямые цитаты!) Сбивается текст-песня ненадолго, ближе к финалу – когда говорит главный злодей. Вот-вот была музыка – и тут какой-то урод встрял. Но все кончается хорошо – и снова музыка. Ритмичный, хороший, «музыкальный» текст, вызывающий массу ассоциаций. Которыми почему-то хочется поделиться в первую очередь.
Сначала, немного не в тему, вспомнился «Электрический пес» «Аквариума». Понятно почему.
Потом, по мере прочтения – очень много из «Кино», потому что там и «мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни», и «я иду по городу в зеленом пиджаке», и «я люблю этот город, но так страшно здесь быть одному – и за красивыми узорами льда мертва чистота окна», и даже «эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил».
Несомненно, «Пикник» — «Пить электричество», «Твое сердце должно быть моим» и даже ближе к финалу: «Мне нравится здесь – в Королевстве Кривых», — понятно почему.
«Девочка, живущая в сети» Земфиры, «Ассоль и Серый» «Зимовья зверей» и их же «Макросхема».
И все-таки, никуда без «Аквариума», причем очень отдаленные ассоциации, вроде: «Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу, мне 25 и я до сих пор не знаю, чего хочу. Мне кажется, нет никаких оснований гордиться своей судьбой, но если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой». И еще почему-то: «Случилось так, что наши совесть и честь были записаны у нас на кассетах. Кто-то принес новой музыки, и нам больше нечего было стирать».
Butch: «Все, что о тебе надо знать – четыре-девять-пять, четыре-девять-пять».
И она же:
«Только не умирай,
Только живи еще.
Я без тебя – одна вторая…
Такой вот прямой расчет».
«Наутилус» — куда ж без него? Тут мне и «Я пытался уйти от любви…», и «Это так просто – я хочу быть. Всего лишь…»
И основной музыкальной темой через весь текст – «Девочка по городу» «Ю-Питера». Даже клип вспомнился, когда незадолго до финала музыка обрывается, и кажется, девочка попала под машину… Ан, нет – эта музыка будет вечной даже без замены батареек, и девочка продолжает идти, и музыка – играть.
В общем, читать было вкусно. Что-то там было с очепятками – кое-где встречали неправильные окончания, не отмечал, это легко правится.
Как-то за всеми этими восторгами мне немного по барабану было до идеи. А там что-то про искусственных людей, причем, кажется, не ограниченных Тремя Законами. И какой-то злодей – он вроде не человек, и от обычных людей собирается избавиться. А «Девочка-по-городу» — какая-то экспериментальная модель, в ней, в ее сердце – что-то вроде ключа, активирующего программу уничтожения человечества. Но вот в чем беда – у девочки золотое сердце. И оно научилось любить. И еще – у людей есть музыка… Кстати, Электроник вспомнился. Когда он в фильме заплакал. Не совсем то же самое, но… «Крылатые качели», опять же, и «Ты – человек», и из другого фильма, но тех же композитора и поэта «Прекрасное далеко»… В общем, не хочется пересказывать. Прочтите, сами решайте. Дивный текст. Даже попытки заставить меня услышать Максим и Селин Дион не помешали – я слышал другую музыку. Очень правильную.
По соответствию теме. Есть злой злодей, который мечтает уничтожить всех людей, эдакий робот Бэндер из «Футурамы», но вообще злой, а не только периодически об этом заявляющий. Есть «Девочка-по-городу», которая не человек, и к людям особой симпатии не испытывает… Да, она любит одного из них, но ведь любить и можно – одного. И, кстати, любовь – не дружба. Так что, девочка-робот никому из людей и не друг. Даже тому, одному, «инженеру на сотню рублей». А остальные? А остальные, оказывается, сочиняют музыку. И некоторые делают это так, как никакой машине недоступно. Так что да, тема тоже присутствует в полном объеме. «Дабовыми басами и стремительным брейкбитом драм-н-бейса».
Наверное, я сумбурен и не связен, но – понравилось, и все тут. И – музыка! Сейчас же все и переслушаю, что вспомнилось.
stewra darkness, 10 февраля 2012 г.
Но достойных мелочей хватает. Это атмосфера весны — новой, незнакомой. Это образ «весенней девочки», не обязательно электронной, возможно и человеческой. Не увидела я в рассказе роботов — только люди, две стороны человечества. Одни — венец вселенной, цари природы, единственные достойные. Другие — лабораторные крысы без крыльев, сами себя уничтожающие, неспособные видеть дальше собственного носа, думать шире собственной головы. Но по сути одно и то же. А разве не так в реальности? И настоящий человек — девочка , умеющая любить и верить. Независимо от наличия настоящего сердца, уровня интеллекта, цвета глаз, цвета кожи и места проживания.
Вот только мучает один вопрос: до каких пор люди будут не думать, а жевать кем-то разжеванные мысли. Неужели без фантазии писателя-фантаста собственных косяков и противоречий человеку не видно. И чтобы увидеть их — нужны толпы роботов, электрические девочки без сердца. Настоящей девочки мало будет? Раз так, то автор конкретно этого рассказа и другие авторы подобных литературно-фантастических произведений делают великое дело — не дают человечеству перестать думать.
Ах, да, тема. И тут автор не подвел, хоть и и расставил четко тематические акценты:
Только вот акценты эти все равно сместились: