Первые плоды финала (не считая начавшегося голосования за «Злобного критика») — отзывы от судей на рассказы-финалисты. Первой сказала свое веское слово Ольга Чигиринская (kagerou)
цитата
В целомПриятно, что до финала дошли рассказы, авторы которых не только слышали, что существуют фигуры речи и тропы, но и даже пользуются ими.
Плохо, что авторы пользуются ими как начинающая хозяйка специями: без меры и толку. Только три рассказа — «Девианты», «Таро-зомби-апокалиапсис» и «Богохульник» сделаны с соблюдением должной меры.
Также огорчительно то, что изрядная часть авторов подошла к раскрытию темы в лоб и использовала при этом топор — разумею авторов рассказов «Враг человеческий», «К вопросам человеческой морали», «Переговорщик», «Почти друзья», «Своей дорогой», «Угрызенцы». Тонкости, к сожалению, не хватает.
Чувствуется также, что все рассказы писали любители фантастики. Привет Брэдбери, поклон Хайнлайну, небрежный кивок Дивову. Причем там, где идет открытые литературные аллюзии, еще не так плохо. И то, что тематику и проблематику всех без исключения рассказов кто-то уже ел — тоже не так плохо. Плохо, что никто не попробовал зайти с другого конца, поискать новую грань. Идейная банальность — общая беда всех финалистов.
Теперь по пунктам
Богохульник
Мне понравилось, КАК это сделано. Пробирает. Страшное страшно, тошнотворное тошнотворно, отвратительное отвратительно.
Мне непонятно, ЗАЧЕМ это сделано. В частности, зачем тем Бенджамин Баттон? В качестве комедийного контрапункта? Без него было бы лучше.
И честное слово, идейный посыл «назло маме отморожу уши» как-то... мелковат.
Враг человеческий
Единственное, что в этом рассказе безусловно хорошо — речевой образ мира. Уважаю. Снимаю шляпу.
Остальное — банально до зевоты и предсказуемо до шестого знака после запятой. Сатирический пафос
недожат, и автор, похоже, сам не решил, что он пишет — сатиру или трагедию. Сыро.
Девианты
У этого рассказа один недостаток, зато большой: предсказуемость. С того момента, как заходит речь об Артефакте, понятно, чем кончится.
К вопросам человеческой морали
К вопросам человеческой морали автор подошел безалаберно. Симбиоз по принципу «враг моего врага» вообще не достижение человеческой морали, он часто встречается в мире животных. Кроме того, к идее симбиоза герой приходит довольно гнусным способом, который вопрос о морали оставляет открытым.
Лунная дева
Тот случай, когда лирико-поэтический пафос рассказа настолько хорош, что искупает с лихвой слабость идейно-проблематической части рассказа.
Миска молока
Готова спорить на безымянный палец, что автор этого рассказа (и предыдущего) — женщина. Автор, не тщась потрясти читателя откровениями, ненавязчиво берет его на сентиментальную нотку, тихо подкупает ощущением безопасности: не волнуйся, кошки-хранители на страже. Автору как-то даже хочется верить. Написано с чувством (любви к кошкам).
Пасьянс из карт Таро, разложенный парнем по имени Стив в мире победившего зомби-апокалипсиса
Абсолютный лидер моих симпатий. Композиционное решение настолько продуманно и выверено, зарисовки настолько точны и кратки, язык настолько лаконичен и выразителен, что рассказу легко прощаешь полное отсутствие фабулы.
Переговорщик
КАК? ЭТА? ПОРНОГРАФИЯ? ВООБЩЕ? ПОПАЛА? В ФИНАЛ???!!!
Плохо ВСЕ. Язык тошнотворно претенциозен и вычурен, попытка закосить под Оскара Уайльда выглядит как потуги Свирида Петровича Голохвастова выглядеть интеллигентом.
Нет, умение написать рассказ, в котором нет ни единой строчки, свободной от пошлости — это тоже своего рода искусство.
«- Видите ли, мой малоуважаемый оппонент, — Я касаюсь салфеткой губ и выхожу из-за стола. — Меня искренне удручает сам факт вашего существования на этом свете; я не могу отыскать ни одной причины, которая оправдала бы подобную жизнь.
— Все, кранты тебе, фраерок!..» — и так весь рассказ. «У меня унутри завёлся к вам такой стремительный карамболь!» пойдет в качестве эпиграфа.
Почти друзья
Добротная достойная вещь, если бы не стремление автора вложить весь идейный посыл в диалоги.
Трудно упрекнуть другого в том, чем страдаешь сам, но не стоит каждый диалог превращать в обмен декларациями.
Своей дорогой
То, о чем я говорила в самом начале, про топор. Мы-то думали, что старые боги плохие, а они вовсе даже и не плохие, вона как!
Да и топоры появляются буквально.
Угрызенцы
Дорогой автор! Прочитайте вот этот рассказ Аркадия Аверченко http://www.vek-serebra.ru/averchenko2/rasskaz_o_kol... , устыдитесь и больше такого, как этот ваш конкурсный рассказ, не пишите.
Электрическая весна
Рассказ, весьма перспективный, запорот обилием ненужных красивостей.
Жаль.