Угрызенцы
Сюжет таков: посетив нашу планету в недрах хрестоматийной летающей тарелки, два инопланетянина решили разом искоренить пороки всех жителей современной Москвы, начиная с откровенно криминальных вроде «гоп-стопа» с поножовщиной и заканчивая соблюдением некоторых не самих популярных в народе библейских заповедей. Если под коварными врагами человечества понимать саму врожденную склонность нашего биологического подвида к нарушению общепринятых моральных норм, то при некотором усилии, рассказ все-таки можно впихнуть в рамки темы, заданной Борисом Стругацким (являясь «врагами» наших пороков, инопланетяне тем самым становятся тайным «другом» всего человечества, которое самостоятельно победить их явно не в силах). И как уже очевидно с самых первых строк, фантастический элемент рассказа фактически сведен до функции обычной мишуры, а добрым инопланетянам в тексте отведена роль классического Deus ex machina (с тем же успехом на нее могли взять добродетельных ангелов или Санта Клауса, разъезжающего по небесам в повозке из волшебных оленей — не суть важно), потому что перед нами самая обыкновенная шутка со всеми присущими этому специфическому жанру достоинствами и недостатками. Достоинство по большому счету одно — любопытно до какого именно уровня дойдет инопланетный эксперимент «поголовного осовестливания» всех граждан Нерезиновой, в частности — хватит ли автору личной смелости, чтобы преодолев слишком предсказуемых в таких случаях «людей с полосатыми палками», добраться до самой последней инстанции. Недостатков же гораздо больше — рассказ безбожно затянут, состоит из постоянно повторяющихся однотипных элементов (из серии «и вот тут совесть проснулась у <вставьте фамилию, имя, наименование должности или важного государственного чина>), и после того, как его фабула становится полностью очевидной (а это происходит уже на второй или третьей страницы из девяти), оставшаяся часть произведения усваивается исключительно на автомате. Для того, чтобы прослыть хорошей, каждой шутке необходимо совмещать в себе сразу три важных условия, и одновременно быть свежей, лаконичной и актуальной. Увы, из всех этих пунктов, «Угрызенцы» могут похвастаться лишь последним, т. к. в наших пенатах тема повального взяточничества сохраняет свою неизменную актуальность еще с седых времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Однако, о какой-либо «свежести» заикаться не приходится, ибо подобными юморесками о чудесатых чудесах, с помощью которых Россия вдруг решает все свои многочисленные проблемы, до недавних времен была заполнена вся наша юмористическая эстрада. А непосредственный словарный объем в 20000 знаков тихо подсказывает, что и никакой «лаконичности» здесь не наблюдается.
Резюмирую — данное произведение представляет собой очередное свидетельство вполне очевидного факта, что словосочетание «забавная шутка» далеко не всегда является синонимом для «отлично написанного фантастического рассказа».