Василий Щепетнёв «Марс, 1939»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса ) | Альтернативная история нашего мира (Земли)
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В исследовательско-производственном поселке «Свободный Труд» на Марсе происходит авария, приведшая к гибели его населения. Мелкая ошибка, но об этом узнают Враги, Которые Мешают Идти Вперед. Как? Кто предатель? Для выяснения вопроса на место происшествия отправляется опытный сыщик, капитан Департамента Шаров. С подручным.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1997'03», 1997 г.
— антологию «Ликвидация последствий», 1999 г.
— сборник «Тёмные зеркала», 2002 г.
— сборник «Наш человек на Марсе», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 1998 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Средняя форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anagor1, 13 декабря 2019 г.
А знаете, что самое удивительное? Фантастики в повести вроде бы очень много, и кажется, что почти вся она — плод бурной авторской фантазии. Но на самом деле фантастика тут совершенно не важна, это лишь антураж, причем, если приглядеться... не особо и антуражный.
Ну вот есть две альтернативные реальности. В одной была Колыма, в другой — Марс. И вся разница. Это — условность, лишь голая форма, но не содержание. Да, какие-то отдельные технические особенности из-за этой разницы появились, и автор их честно просчитал и отразил. Но суть от этого не меняется. Марс, не Марс, но год-то — 39-ый! И страна вроде бы другая, даже политический строй другой, а суть — та же. В самой повести недостаточно информации о системе управления и социально-экономическом укладе в альтернативной Российской Империи (которая вроде как там не в форме СССР), и трудно оценить, насколько обоснована столь сильная схожесть двух исторических процессов. Ведь тут не только неистребимая имперская парадигма национального сознания нужна, требуется еще и сильный дефицит в социуме определенных качеств (типа, «голубой крови»: интеллекта, чести, самоуважения, гордыни и т.п.) Откуда этот дефицит взялся в той реальности — непонятно. Но и неважно. Важно, что если забыть про Марс и отрешиться от вытекающих отсюда деталей (многочисленных, но не столь существенных), то есть, если отбросить чистый антураж — то мы получим не фантастическую, а почти историческую повесть. Причем по-человечески глубокую и сильную. И сам факт того, что отбрасывание антуража ничуть не умаляет силу произведения, заставляет отнести повесть не к жанровой прозе, а к настоящей литературе. По ее меркам это, пожалуй, не шедевр, но вполне крепкое произведение.
URRRiy, 2 июня 2020 г.
Детектив — триллер в аранжировке альтернативной фантастической истории. Квест капитана Шарова, особо доверенного сыщика Департамента, по расследованию утечки информации из каторжного поселения на Марсе. Мир достаточно необычен, некий сплав Российской империи и народных управителей в лице вожаков, а перемещение через пространство основано на принципе обмена материей, без скучных ракет и космических аппаратов. Однако и в этом мире, не признающем теорию поля и «беспроволочный телеграф», имеются свои технические устройства, основанные на энергии пара.
В общем мир футуристический, а интрига — классическая. Много отсылок к беспредельному насилию органов власти — тех самых внутренних органов, бесчеловечной эксплуатации «предателей и их детей» на шахтах Марса, и конечно волчьих нравах среди этих самых блюстителей и охранников.
Тем не менее, повесть пусть и без технических детективных подробностей, вполне грамотно построена, описаний Марса маловато, но они имеются, картинки событий и описания «пейзажей» рисуются нормально. Другое дело — логика финала, вызывающая сомнения в части судьбы настоящего убийцы. Тут автор на мой взгляд, чересчур нагнал чернушного политиканства, в общем нормальный в основном фантазм стал похож на обличающий пафлет в стиле «перестройки».
Как вывод: неоднозначное произведение с хорошей идеей, неплохими описаниями и интригой и политиканским завершением.
grigoriy, 26 апреля 2014 г.
Приведу только одну фразу из повести: «Подчиненный должен быть загружен, чтобы не оставалось времени на доносы». По ней, как палеонтолог по костям динозавра восстанавливает его обличье, мы, люди старшего поколения, можем восстановить (фантастический?) облик общества, описанного в повести скупыми штрихами. Блестящая вещь!
Airwalk, 5 февраля 2015 г.
К сожалению редкое явление в современной отечественной фантастике.чего уж -ни бластеров,ни попаданцев,ни набившего мозоль на глазах прогрессорства в духе ноутбука на заре каменного века.что же мы имеем на выходе?крепко сбитый коктейль из альтернативной истории ( криптоистории???),шерлоко-холмсовской дедукции и в антураже строящейся советской колонии на Марсе.
Написано все в выверенном годами шахмат и врачебной практики ритме.аккуратном,без спешки и и импульсивности.лично бы я посоветовал многим отечественным фантастам и всяким «Олдям» взять на заметку этот роман-повесть как образец хорошо структурированного языка где нет ничего лишнего.браво автору!
тессилуч, 7 апреля 2014 г.
Отличная альтернативная история о своеобразном развитии науки при социализме. Детективный сюжет в реалиях другой планеты только выигрывает и хочется верить, что так могло произойти на самом деле. Автор прекрасно освоил реализм научной фантастики. Такие произведения выбиваются из общего примитивизма современной фантастики и возможно поэтому автор мало востребован. Похоже на «Ближний прицел», но на высоком художественном уровне. Спасибо серии «Ретро библиотека НФ и П» за книги Василия Щепетнёва.
Буквоед, 18 июня 2014 г.
Отличная повесть — пожалуй лучшее в сборнике от Престиж Бук. Марсианские колонии, альтернативная история, расследование и конечно ирония, тонкая с горчинкой, а порою очень горькая.
Повесть хороша, а финал тем более.
Худший из палачей — палач оправдывающийся.
lawyer.1979, 18 марта 2011 г.
Продолжая начатое в повести «Седьмая часть тьмы» Василий Щепетнев снова знакомит нас с альтернативной историей России. На этот раз, место действия — Марс, время действия — 1939 год.
Капитан Департамента Шаров получает задание разобраться с трагическими событиями в поселке «Свободный Труд» и произошедшей после этого утечки информации к стратегическому противнику. С чем, пережив несколько покушений, наш герой блестяще справляется.
Как и в рассказе «Из глубины» автор показывает нам рабочие будни ученых в условиях другого мира и делает это мастерски. Прекрасным языком нам рассказывается о экспериментах, открытиях, повседневной работе исследователей, жизни простых работяг, а также местного бомонда. Повествование буквально «дышит» атмосферой Красной планеты, красочно передает пейзажи нашего планетарного соседа, буквально создается такое впечатление, что вот-вот и уже отпечатки твоих ботинок останутся на песке Марса.
Мало кому из российских писателей так емко, но в тоже время коротко получалось передать свой творческий талант, сейчас более выгодно писать циклами.
Итог: прекрасная фантастическая повесть с детективным уклоном.
bbg, 29 сентября 2010 г.
С удовольствием перечитал повесть! Если сюжет и фабула, по прошествию лет, не выглядят чем-то особенным, просто альтернативное будущее прошлого, то на язык нельзя не нарадоваться! Мелкие, но сочные детали, замечательный, физически ощущаемый антураж, тяжесть, серость жизни, представленная причем от лица капитана Департамента, понятно какого. А какие афористические фразы! Два часа сплошного наслаждения... Всем, кто не читал — настоятельно рекомендую!