Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 декабря 2010 г. 21:30

Очень симпатичный, милый и трогательный роман Набокова. Примерно такой же симпатичный, милый и трогательный, как и главный герой его – профессор Тимофей Пнин, который на первой же странице книги садится не на свой поезд и в итоге вынужден пережить небольшое приключение по дороге в городок, где он должен читать лекцию.

Пнин – выдающийся ученый, обладающий, как и все выдающиеся люди, изрядным количеством не то, чтобы тараканов, но все-таки интересных особенностей, которые отнюдь не умаляют его огромного ума и вместе с тем создают безумно трогательный портрет его в быту. Изначально кажется, что это обычный рассеянный книжный червь, который проживает свои годы в изрядном отрыве от реальности, поглощенный только наукой, Толстым, Гоголем и прочей литературой. Однако в процессе чтения понимаешь, что не все так просто и профессор Пнин – человек с интересной судьбой, со своими страстями и драмами, эмигрант, приспосабливающийся к жизни в США, переживший неудачный брак (его встреча с бывшей женой написана очень сильно) и отчаянно пытающийся найти себя в этом мире американской интеллигенции.

Стиль Набокова, как всегда, выше всяких похвал, впрочем, тут надо отдать должное и Ильину, который переводил роман. Я читал русскоязычные романы Набокова, у него очень живой, богатый и сложный язык, и переводчику работать с ним должно быть очень непросто. Ему удалось показать всю свою симпатию по отношению к Пнину – такую, знаете, с оттенком добродушной иронии, благодаря которому появился прекрасный глагол «пнинизировать», напиток «Пнин-пунш» и много других беззлобных и симпатичных острот.

В романе вообще много симпатичных нюансов (быт русской интеллигенции в Штатах, юный гениальный художник Виктор, да даже из русского акцента говорящего по-английски Тимофея Пнина Набоков ухитрился сделать конфетку), вместе с тем он не выглядит перегруженным постмодернистским задачником для избранных. Это достаточно легкий и обаятельный роман, вместе с тем содержащий несколько очень сильных драматических нот.

175 страниц удовольствия :)


Тэги: набоков
Статья написана 18 декабря 2010 г. 18:08

Книга напомнила беллетризацию известного анекдота про то, что «Библия – две тысячи страниц убийств, кровосмешений и геноцида, а в конце вывод – Бог есть любовь».

Сюжет вкратце таков: после того, как один из двух главных библейских злодеев Каин совершил свое злодеяние, Господь, пометив лоб его, отпустил бродить по миру на веки вечные. Вот и ходит Каин по страницам Библии, наблюдая за Авраамом, приносящим сына своего в жертву, за Содомом и Гоморрой, за страдающим Иовом и все пытается понять, что же это за милосердный Бог такой, который обращается с детьми своими хуже, чем иной деспот со своим народом.

На самом деле, ничего особенного в сюжете нет, все эти вопросы уже задавались тысячу раз, различные богословы и толкователи Священного писания искали и находили ответы, а если не находили, то прятали это за искусно сплетенными словами. Если не считать последней главы, в «Каине» Сарамаго нет ровным счетом ничего нового или интересного – за исключением, конечно, его фирменного стиля, который затягивает с головой. Великолепный язык автора, вкупе с как всегда прекрасным переводом Богдановского скрашивают этот бал Капитана Очевидность, придавая ему оттенок горькой притчи. Вообще, конечно, не могу не сказать, что «Евангелие от Иисуса» было сильнее, умнее, богаче и тоньше, здесь же только раз или два за первые двенадцать глав (коих в книге – случайно ли? – ровно чертова дюжина) прорвалось что-то глубокое, неожиданное и парадоксальное.

Тринадцатая глава стоит особняком – здесь Каин перестает быть сторонним наблюдателем и поднимает бунт. В чем-то это очень коррелирует с тем же «Евангелием от Иисуса», вообще, между произведениями очень много общего, что также не идет на пользу более слабому «Каину».

На выходе получаем отлично написанную книгу, которая, тем не менее, ничего особо нового читателю не даст.


Статья написана 15 декабря 2010 г. 13:28

Премьеры года.

Уже выкладываю, ибо от "Трона" ничего хорошего не жду.

Фильм года: "Остров проклятых".

Актер: Сэмюэл Джексон и Майкл Шин за "Немыслимое". Траволта за "Из Парижа с любовью".

Актриса: Хлоя Моретц ("Пипец"), Хелена Бонэм-Картер ("Алиса в стране чудес"), Эмма Стоун ("Отличница легкого поведения")

Режиссер: Скорсезе ("Остров проклятых")

Сценарий: Квартет И за "О чем говорят мужчины"

Боевик: "Из Парижа с любовью"

Комедия: "О чем говорят мужчины"

Драма: "Милые кости"

Триллер: "Погребенный заживо", "Жизнь за гранью", "Немыслимое"

Хоррор: "Пираньи 3D"

Русское: "Брестская крепость"

Сериал: "Шерлок"

Провал: "Битва титанов", "Робин Гуд", "Кошмары на улице Вязов".

Самый переоцененный фильм года: "Начало"


Статья написана 13 декабря 2010 г. 14:59

«Гадкие лебеди», возможно, вершина творчества братьев Стругацких. Одна из вершин — уж точно. Прочитав эту повесть, понимаешь, почему никто из русскоязычных писателей-фантастов и рядом не стоял со Стругацкими. Они стирают грань между фантастикой и большой литературой, для них загадочные мокрецы, звездолеты или там вавилоноподобные города за гранью нашего мира — не инфантильная игра не до конца выросших детей, это просто средство, с помощью которого они выражают свои, куда более глубокие, чем кажется на первый взгляд, идеи.

То же самое и с «Гадкими людьми» — фантастический антураж с вундеркиндами, обладющими магическими талантами мокрецами и водой, обращающейся в вино, остаются всего лишь декорациями, которые помогают более ярко осветить мысли об усталости мира (помните шокирующее: «Всю серую массу вырезать, 90% человечества. Или даже 95»), о предназначении писателя, о прогибающихся гениях, вынужденных глушить совесть в беспробудном пьянство («Рем Квадрига, доктор гонорис кауза»), и даже о родительской любви, о детях.

Блестящая повесть, просто блестящая. Если бы у меня был блокнот, в которой бы я собирал любимые цитаты, то примерно две трети «Гадких лебедей» тут же перекочевала бы туда. И про то, что «будущее строится тобой, но не для тебя», и о том, что «по Гегелю ты дерьмо» и многое другое. Великолепный текст, в котором нет ни слова лишнего — диалоги горько-метафористичны и иногда по оскаруайльдовски парадоксальны, характеры выписаны безупречно, даже эпизодические вроде солдатика на проходной или бармена Тэдди.

Ну и, конечно, величественная история прихода нового мира — без войны, без выстрелов, мира, в котором автоматы ржавеют и рассыпаются, но взрослые уже не могут тут жить. Это будущее построено не для них, для детей. И писатель Виктор Банев не готов отказаться от коньяка и маринованных миног, от сомнений и самоистязаний. Ему не нужно то счастье, которое для всех и даром.

Несмотря на относительно небольшой объем, повесть далеко не так проста и я уверен, что при повторном прочтении она повернется ко мне какой-нибудь новой гранью, которую я не рассмотрел с первого раза.

Ну что ж, это и хорошо — значит, буду перечитывать со временем :)


Статья написана 12 декабря 2010 г. 21:22

Впечатляющая хроника нарастающего безумия.

В романе Сологуба обычный, в общем-то, человек, гимназический учитель сходит с ума, а никто вокруг этого не замечает, кроме немногих, которые еще и подыгрывают ему до тех пор, пока все не приводит к трагедии. Я читал и не понимал, почему никто не обращал внимание на то, как человек сходит с ума, не пытался ему помочь. Ведь буквально с первых же страниц очевидно, каждое действие главного героя является отражением его все нарастающего безумия. Но потом понимал, что и мир вокруг него тоже не совсем нормален, хотя он до страшного похож на наш. В нем точно так же правит бал эгоизм, в нем точно так же люди сплетничают, забавляются, гадят друг другу, обманывают, пьют и озорничают. А посреди всего этого сходит с ума человек – и никто этого не замечает. Его дикие выходки и паранойя какое-то время целиком и полностью укладываются в рамки кривого зеркала этого мира, где Передонов остается чудаковатым, но все-таки не совсем еще конченым человеком. Так как текст Сологуба сконцентрирован на нем, мы видим, как прогрессирует его сумасшествие, но если отвлечься и посмотреть на ситуацию извне – он не выглядит более ненормальным, чем окружающие его люди. И только когда уже становится слишком поздно, и пролилась кровь, все становится на свои места.

Меня это поразило больше всего в книге – насколько одинок человек, сходящий с ума. Какой ад творится внутри него, и как никто практически не обращает на него внимания. Потому что миром правит эгоизм, и присмотреться к человеку рядом никто не удосужился. Даже его невесте, а затем и жене Варваре совершенно наплевать на Передонова.

Страшный роман, я мало где еще видел настолько затягивающую атмосферу сумасшествия. Буквально с первых же страниц каждое действие главного героя является отражением его нарастающего безумия. Написано все это в лучших традициях русской классической литературы – здесь есть какой-то достоевский надрыв, гоголевская безжалостная точность в описании характеров, чеховская отточенность в выборе слов. Все вместе это производит незабываемое совершенно впечатление.

Блестящий роман, просто блестящий...


Тэги: сологуб



  Подписка

Количество подписчиков: 139

⇑ Наверх