"Малая Глуша" — одна из самых ожидаемых книг года, и надо сразу сказать, что ожидания книга полностью оправдала, а в чём-то и превзошла. Давненько я не получал такого удовольствия от самого процесса чтения. Мои предшественники-критики уже подробно рассказали, что книга состоит из двух частей, которые связаны между собой только косвенно. На мой взгляд, это не так. Судите сами: в первой части романа действие происходит в 1979 году — это рассвет, высшая стадия "эпохи застоя", нет ещё Афгана, страна ждёт московскую Олимпиаду. Серость и беспросветность существования в южном портовом провинциальном городе не спасает обитателей от нападения потусторонних сил, вернее, это даже привлекает инфернальных существ. Вот Дух Голода, к примеру. Вот уж кому раздолье так раздолье в советской провинции. Здесь голод мучает всех, разного рода голод, конечно: кто-то вожделеет столичных колбас, сытости московской; кто-то "голодает" по информации в условиях цензуры, питаясь "огрызками" сплетен и слухов; кто-то ищет свободы, освобождения от удручающе бессмысленного быта, любви, романтики "как в кино про Анжелику"( а ведь предупреждали,"главное — не читать "Алые паруса"). Голод приводит к тому, что организм начинает пожирать сам себя, и дни Империи уже сочтены, голод разума рождает чудовищ — и они не заставляют себя ждать. И вполне логична часть вторая — год 87, уже начался этот процесс. Пожирания. Уже Чернобыль, уже Перестройка, ощущение наступающего кризиса. Безумный квест в местечко под названием "Малая Глуша" предстоит совершить людям, которым совсем уж нечего терять. "Глуша" — их последняя надежда. Даже по названию местности понятно, что "Глуша" — это такая Глушь за которой уже нет ничего... Или есть? Есть что-там за границей, за пределом всего? Путешествие проходит как бы на двух уровнях — мистическом и физическом, абсолютно реальном (даже гипертрофированно достоверном). Незримые связи, объединяющие обе части проступают постепенно, как рисунок на запотевшем стекле, пока не становится понятно, что второй части (и в самом деле ещё более глубокой, более психологичной) никак не могло быть без части первой.
Можно усмотреть в книге влияние "Пикника на обочине", "Божественной комедии", мифа об Орфее, но путь человека к самому себе и своей любви через ад, через все препятствия — настолько вечная тема, что избежать подобных сравнений просто невозможно, а вот как Галина трансформирует знакомую тему — вот это очень интересно! Уважение к мельчайшим деталям, умение создать ощущение достоверности в абсолютно фантастическом эпизоде и ощущение фантастичности — в совершенно бытовом, глубокий психологизм, насыщенная, просто-таки "кинговская" атмосфера. Книга очень сильна как философской, так и социальной мыслью. Несомненно, роман войдёт в число самых заметных книг последнего времени.
Составил свой "канонический список". Решил всё-таки отделить старую фантастику и сегодня публикую первую часть списка: 50 канонических рассказов 19 века (и первого десятилетия 20-го): русские писатели.
В список вошли наиболее важные (на мой взгляд) для развития жанра произведения (рассказы и короткие повести).
1. Н. Гоголь — Вий
2. Н. Гоголь — Страшная месть
3. А. К. Толстой — Упырь
4. А. К. Толстой — Семья вурдалака
5. Н. Гоголь — Ночь перед Рождеством
6. О. Сомов — Сказки о кладах
7. В. Одоевский — Город без имени
8. О. Сомов — Киевские ведьмы
9. В. Одоевский — Сильфида
10. А. Погорельский — Лафертовская маковница
11. Н. Гоголь — Портрет
12. А. Апухтин — Между жизнью и смертью
13. В. Титов, А. Пушкин — Уединенный домик на Васильевском
14. В. Одоевский — Импровизатор
15. М. Загоскин — Нежданные гости
16. О. Сомов — Русалка
17. Н. Гоголь — Нос
18. Ф. Достоевский — Сон смешного человека
19. Ф. Булгарин — Правдоподобные небылицы
20. В. Брюсов — Теперь, когда я проснулся
21. А. Бестужев-Марлинский — Страшное гадание
22. К. Аксаков — Вальтер Эйзенберг
23. О. Сенковский — Большой выход у Сатаны
24. О. Сенковский — Сентиментальное путешествие на гору Этну
25. Н. Гоголь — Пропавшая грамота
26. О. Сомов — Кикимора
27. М. Загоскин — Концерт бесов
28. Н. Гоголь — Майская ночь, или Утопленница
29. А. Погорельский — Пагубные последствия необузданного
воображения
30. Н. Лесков — Белый орёл
31. П. Инфантьев — На другой планете
32. В. Федоров — Вечер в 2217 году
33. О. Сомов — Оборотень
34. В. Одоевский — Косморама
35. О. Сенковский — Записки домового
36. А. Зарин — Дар Сатаны
37. Г. Мачтет — Заклятый казак
38. Ф. Булгарин — Похождения Митрофанушки в Луне
39. И. Тургенев — Призраки
40. К. Аксаков — Облако
41. В. Одоевский — Орлахская крестьянка
42. А. К. Толстой — Встреча через 300 лет
43. В. Брюсов — В зеркале
44. Ф. Булгарин — Кабалистик
45. Н. Гумилёв — Чёрный Дик
46. О. Сенковский — Учёное путешествие на Медвежий остров
47. М. Загоскин — Две невестки
48. Ф. Достоевский — Бобок
49. Н. Гоголь — Вечер накануне Ивана Купала
50. В. Кюхельбекер — Европейские письма
Не включены неоконченные, обрывающиеся буквально на полуслове произведения ("4338 год" Одоевского, "Штосс" Лермонтова) произведения, относящиеся к фантастике лишь косвенно ( "Чёрный монах" Чехова, "Пиковая дама" Пушкина, "Красный цветок" Гаршина, "Перстень" Баратынского) и совсем уж сказки ("Чёрная курица" Погорельского)