Новый роман Марии Семеновой и Феликса Разумовского больше всего похож на яркий винегрет, пестрящий разными цветами и оттенками вкусов. Древний Египет сменяет распадающимся СССР, а Россия лихих девяностых и последующих лет соседствует с далекими планетами. Необычна и предстающая перед нами смесь жанров, от типичного криминального боевика и жестких военных зарисовок до философских размышлений и мелодраматичных сцен. При таком обилии декораций уже не удивляет большое количество колоритных персонажей, как основных, так и второстепенных.
К сожалению, сюжетный винегрет под названием "Парадокс Ферми" изрядно заправлен горчащим маслом печали и обиды на несправедливость жизни. Ведь независимо от того, где происходит действие романа, в какое время и эпоху, общими остаются пронизывающие общество ложь и алчность, презрение к слабым и зависть к сильным, коррупция и лицемерие. Время от времени кажется, что выхода из сложившегося положения и вовсе нет, уж слишком много мерзости скопилось вокруг. Редкие островки тепла и добра едва пробиваются сквозь атмосферу общей безнадежности, да и то лишь для того, чтобы оказаться на краю гибели.
Возможно, что отчасти это входило в планы соавторов, которые желали показать, что битва между Темной и Светлой стороной не прекращается ни на миг. И полем ее служат не просто страны, планеты или звездные системы, а души живущих там людей. Ведь всегда велик соблазн поступиться совестью и честью в обмен на богатство и успех, а долгом ради выживания. А ошибившись единожды, трудно устоять вновь, так и закручивается цепочка преступлений и пороков, приводящая к пагубным последствиям.
Из множества отдельных эпизодов соавторы постепенно складывают сложную картину, отражающую тысячелетнюю историю борьбы между рептами и другими расами, не желающими становиться их рабами, одним из центров которой по некоторым причинам стала наша Земля. Информация подается по крупицам, ее приходится выбирать из повседневных зарисовок и деталей быта. И тем обиднее, что роман обрывается буквально на полуслове, едва начинает прорисовываться центральный сюжет. Тем более что по ходу действия хватает недомолвок, которые нуждаются в пояснениях.
Другим недостатком романа является схожесть всех описанных обществ. При несомненной внешней яркости и разноцветности, изнутри большая часть государств построена по одному и тому же шаблону — Президент, Федерация, мегаполисы и бюрократия. Учитывая, что на советскую и российскую повседневность приходится явно не меньшая часть объема книги, инопланетным обществам катастрофически не хватает уникальных, запоминающихся деталей и подробностей. Можно предположить, что все необходимые пояснения мы получим во второй части, но каким образом это будет сделано — неизвестно. Ведь большую часть персонажей соавторы небрежно, будто походя, и, на мой взгляд, крайне неудачно прикончили в конце первой книги, чтобы провести четкую связь между событиями прошлого и настоящего. Поэтому, скорее всего, в следующей части мы будем наблюдать за попытками героев остановить гибель нашей планеты, а для пояснений уже не останется места.
Признаюсь честно, что где-то полбалла я надбавил книге авансом за увлекательность, ведь читалась она на одном дыхании, и за довольно яркость идейного винегрета. Так что посмотрим, оправдает ли ожидания вторая часть цикла, ведь там уже никаких поблажек не будет.
Итог: яркое обличение типичных пороков в разных обществах.
В середине двадцатого столетия произошел резкий скачок в океанографических исследованиях. Научно-технический прогресс предоставил ученым множество самых разных инструментов и приборов для изучения морских обитателей в их естественной среде. Новые, удобные акваланги и выдерживающие высокое давление батискафы, цветные видеокамеры и крупные корабли. Имена таких исследователей, как Жак Ив Кусто или Жак Пикар стали известны по всему миру. Казалось, что еще немного и человечество с помпой вернется в темные глубины океана, в древнюю колыбель жизни.
Увы, миром правят не мечтатели и романтики, а рациональные прагматики, прекрасно умеющие оценивать возможную прибыль и риски. Громадные сверкающие подводные мегаполисы оставались уделом фантастов, в то время как освоение океанских недр шло своим чередом. Мало-помалу об шельфе стали вспоминать лишь в контексте нефтяных месторождений и буровых платформ, сводя неистощимый кладезь всевозможных ресурсов к добыче углеводородов. Тем не менее, наука не стоит на месте, продолжая расширять возможности человечества. Проблема в том, что далеко не каждый способен обобщить ее достижения, связать воедино знания, относящиеся к разным направлениям, и соединить в непротиворечивую картину мира. Так, как это сделал Питер Уоттс в романе "Морские звезды".
Хотя главную роль в романе играет глубина, другим сферам жизни также уделено достаточное внимание. Общество будущего похоже на наше, только с поправкой на усиление влияние корпораций и возникновение новых технологий, вроде зельца — умного геля. И изменения уже привычных, вызванные человеческим легкомыслием и желанием извлечь максимальную выгоду несмотря ни на что. Так, Интернет стал враждебной и опасной средой, зараженной сотнями постоянно мутирующих вирусов. Побережье переполнено миллионами беженцев, а общество сотрясают кризисы. Не удивительно, что ради нового источника дешевой электроэнергии корпорации готовы пойти на любые ухищрения. Несмотря на некоторые трудности, один за другим возводятся подводные генераторы, использующие геотермальную энергию. И никого не волнует, каково будет людям, обслуживающим эти установки.
Глубина неумолима. Даже сквозь прочные стенки станции ощущается ее гнет и огромное давление. Каждое мгновение жизни под толщей воды означает борьбу, борьбу с опасностями, со страхом и с собой. Глубина будет подстерегать рифтера и во сне, и наяву, и за бортом, и внутри станции. Но она и справедлива, давая каждому человеку шанс обрести нечто новое, неизвестное ему прежде.
Чтобы передать ощущения героев, Уоттс то берет в руки яркие краски, освещая мрачные пучины водопадом огней и цветов, то сужает обзор, замыкаясь на бледных тонах, искусно нагнетая напряжение. В результате, атмосфера романа прекрасно передает психологическое состояние человека, живущего на глубине. Так, на смену борьбе постепенно приходит робкое понимание, невольное восхищение, а затем и чувство соединения. Сперва бескрайний океан угрожающе сжимает тебя, окутывая плотной завесой темноты, потом растворяет, чтобы, возродившись, ты ощутил всю красоту и мощь подводной жизни.
Все это автор демонстрирует на примере героев. Отбрасывая привычные нормы и мораль, Уоттс безжалостно препарирует их внутренний мир, хладнокровно выставляя на показ сокровенные мысли и чувства рифтеров, причем делает это настолько ловко, что невольно проникаешься сочувствием и понимание к героям, даже вопреки здравому смыслу. Да и что есть норма? Умение соответствовать определенным правилам и традициям? Если так, то обитатели рифта вполне нормальны, по крайней мере, для той среды, в которой они очутились. Но для читателя среда может показаться давящей и душащей, настолько необычна она и выбивается общего ряда других фантастических произведений. Впрочем, разве может быть иначе на глубине трех с лишним километров. И лишь обстоятельно подготовив декорации, Уоттс приступает к главной интриге, центральной сюжетной линии, которая скорее всего станет основной на протяжении следующих частей трилогии. Темп событий нарастает внезапно, крохотной песчинки оказывается достаточно, чтобы вызвать громадный обвал...
Перевернув последнюю страницу "Морских звезд", понимаешь, что книга является гимном темным и мрачным пучинам, где царит вечное безмолвие и льется черная кровь, где некогда зародилась жизнь и распространилась по всему миру, где живут причудливые создания, о которых мы почти ничего не знаем. Также роман неявно воспевает науку, как силу, способную дать ответы на самые сложные вопросы и разгадать тайны природы. Многое завязано на глубинах сознания, тех жутковатых секретах, что таятся в некоторых людях. Но даже на дне океана, в царстве мрака и тьмы, есть свои звезды. Морские звезды.
Наконец-то позади осталась длинная, затяжная зима, от которой устали, наверное, даже самые ярые любители холода. Поэтому нет ничего удивительного, что ваш покорный слуга, Зеленый Медведь тоже почти впал в спячку. Конечно, полностью уснуть мне не дали, но и список прочитанного получился гораздо меньше обычного. Остается надеяться, что вместе с солнечной весной вернется и желание действовать. Но, пожалуй, пора перейти к делу!
Одним из приятных открытий в эти месяцы стал "Корм"Шеннон Макгвайр, зомби-роман с крайне необычным миром. В нем человечество сумело не только пережить Пробуждение, но и сохранить, а отчасти даже преумножить, достижения цивилизации. Всевозможные датчики, анализаторы, дезинфекторы и многое другое ограждают людей от беспощадной инфекции, которая дремлет в крови каждого человека. Основной мотив романа — поиск правды и вскрытие проблем общества, в котором царствует страх перед заражением. Главные герои — команда блогеров — занимаются избирательной кампанией. Яркие живые характеры и увлекательный сюжет делают книгу весьма интересной.
Насколько бывает хороша научная фантастика, можно видеть на примере романа "Игрок", написанного известным английским писателем Иэном Бэнксом. Хотя книга входит в цикл "Культура" и отнюдь не первой по очередности, даже те, кто еще не знаком с циклом, смело могут начинать с нее. Чем хорош "Игрок"? Масштабными космическими кораблями и обиталищами, властью высокоразвитой цивилизации над материей и пространством. Тем сколь многогранно общество, сочетающее множество разнородных элементов, что особенно заметно при столкновении с иной, "варварской" империей. Любопытными идеями и концепциями, все тем, что отделяет трэш от сильных вещей.
И вот после проработанного и четко структурированного "Игрока" я в очередной раз попытался найти нечто любопытное в отечественной фантастике. "Мириады светлячков" Александра Зайцева обещали приключения, полеты и, самое главное, мотивы "Светлячка". Увы, как это часто случается, автор не сумел реализовать и половины потенциала. Начав со стереотипного "попадания", он выбрал вариант "неудачник", затем немного помучил героя и выкатил череду почти не замаскированных роялей. Получившийся мир больше смахивает на игрушку, а про психологию и правдоподобность лучше не вспоминать. Единственный плюс, хоть и слабый, это редкие забавные шутки.
Тем не менее, дела в российской фантастике не так плохи, как может показаться на первый взгляд. И подтверждением тому служит недавно премированный роман Инны Живетьевой"Вейн", в котором удачно используется прием с порталами между мирами. Из нескольких сюжетных линий автор свивает сложный узор, затрагивающий судьбы и целых народов, и отдельных людей. Большее внимание уделено подросткам, хотя лично мне понравился более неоднозначный и циничный герой. Основная интрига сохраняется недолго, но красочные описания миров компенсируют этот недостаток. Жаль лишь, что финал получился излишне простым, добродушным и наивным, хотя, возможно, так даже лучше.
Еще одна хорошая книга и, что крайне ценно для меня, про пиратов, попалась в руки относительно недавно. В "Крысолове"Андрей Уланов создает альтернативные Испанию и Карибское море. Яркие, пестрые декорации сочетаются с прекрасным знанием исторического материала и тонкостей в управлении кораблем. Роман собран из отдельных рассказов, часть из которых публиковалась отдельно. Вместе они образуют отчасти разрозненную, отчасти оригинальную картину жизни талантливого капитана, решившего положить жизнь на борьбу с пиратством. Его лихие авантюры точно придутся по вкусу любителям хороших приключений. Но если всмотреться, то станет заметен и социальный слой.
Как я уже не раз говорил, мне весьма интересна японская литература. Конечно, Кадзуо Исигуро, автор знаменитого романа "Не отпускай меня", живет в Англии, но происхождение явно дает о себе знать. Под видом воспоминаний о детских годах и юности героини автор ставит жесткие и острые вопросы о человечности, служении и судьбе. Книга крайне необычная и судить ее довольно трудно. Отмечу лишь, что перед ее прочтением не стоит смотреть отзывы, чтобы в полной мере прочувствовать всю атмосферу умалчивания и самому прийти к выводам. В целом, получился оригинальный социально-психологический роман, увы, почти не зацепивший меня.
И вновь рулетка сайта "Миры Фэнтези" подбросила мне забытый, но от того не ставший хуже роман. Само название "Повелитель плазмы" слабо отражает содержание, хотя и не противоречит ему. В своей книге Уолтер Йон Уильямс обращается к далекому будущему, впрочем, уровень развития цивилизации изменился не настолько уж критично. Очень хорошо описан урбанистическая, мрачная и безрадостная атмосфера мир бескрайнего мегаполиса. Серые ветки подземки, лабиринты туннелей, монотонная работа и невозможность без риска изменить этот унылый образ жизни. Главная героиня бросает вызов рутине и покорности, надеясь и боясь вырваться из этого замкнутого круга.
В первую очередь Максим Хорсун известен как автор научной фантастики, поэтому не удивительно, что и в романе "Чужая победа", посвященном космической войне, во главу угла ставится принцип научной достоверности. Здесь нет мегаплазматронов и лучей смерти, зато в избытке присутствует суровая правда жизни, напряженные часы ожидания, дикая смесь риска и случайности. И еще простая истина — не бывает бескорыстной помощи, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Полностью потенциал вселенной не раскрыт. Действие затрагивает почти всех игроков, но лишь поверхностно, оставляя явный, перспективный задел для продолжения.
"Царь муравьев" отчасти напомнил мне другой отечественный роман — "Виват, император" Злотникова. Хотя на первый взгляд общего у них не много, но в обоих внутри человечества возникает иная раса, которая уверенно пробивается к власти, при этом кардинально меняя общество. Впрочем, начинается роман Андрея Плеханова совсем не фантастически, с истории жизни одного хирурга, мужчины средних лет, успевшего повидать жизнь с разных сторон. Тем не менее, даже реализм у автора весьма неплох, а когда к нему добавляется фантастический элемент, книга становится еще увлекательнее, хотя основной акцент в ней делается не на экшене, а на чувствах и рассуждениях героя.
Любителям зарубежного фэнтези с привкусом дамского романа я могу порекомендовать "Сто тысяч королевств" Джемисин Н.К. Много красочных и метафоричных описаний, довольно разумная героиня, множество интриг и загадок — и все это подается грудой лоскутков, из которых складывается цельная картина. А тем, кто интересуется необычной фантастикой, советую ознакомиться со сборником Владимира Аренева"Мастер дороги", в который вошли сильно отличающиеся друг от друга, но по-своему интересные рассказы и повести разных лет.
Мы уже привыкли, особенно после книг Мартина и Аберкромби, что под Средневековьем, как правило, подразумеваются море грязи и мерзостей, невежество и глупость, бессмысленная жестокость и всеобщая безжалостность. Тем необычнее выглядит дебютный роман "Ловец человеков"Надежды Поповой, в котором она умело сочетает как глубокое знание эпохи, так и собственную фантазию, создавая мир, в котором уже пробиваются первые ростки просвещения и науки, несмотря на мрачные тени прошлого. Сдвиг развития позволяет иначе взглянуть на привычные факты и традиции, а также высветить общие проблемы, актуальные и для нашего современного общества.
В этом мире также есть Инквизиция, а точнее Конгрегация, которая бдительно следит за душевным здравием людей, препятствуя возникновению и распространению ересей. Кроме того, на нее возложена обязанность по выявлению и уничтожению всяческих злокозненных существ, вроде стриг и вервольфов. И хотя мистическая нотка не получает полноценного развития, ее вполне хватает, чтобы держать читателя в напряжении. Но любая структура в первую очередь зависит от исполнителей, мелких шестеренок, благодаря которым и работает сложный механизм надзора. Одним из них является и главный герой, молодой следователь, Курт Гессе. Он только что сдал экзамены и прибыл в провинциальное аббатство, даже не подозревая, что уже скоро ему предстоит проверить на практике свои знания и навыки.
Слог романа, весьма и весьма необычный, с самого начала поражает читателя своей вычурной витиеватостью и обилием цитат из латыни, которые, к слову, здесь абсолютно уместны. Тем не менее, к этому довольно быстро привыкаешь, а вскоре уже без труда узнаешь отдельные фразы на латыни и с удовольствием раскручиваешь запутанные узелки размышлений. Это становится тем более интересным благодаря тому, что автор очень подробно и ярко описывает всех персонажей, их поведение и характеры. Что местный священник, что трактирщик, что капитан баронской стражи, предстают живыми людьми со своими слабостями, мировоззрением и достоинствами.
Что же касается детективной линии, то вначале действие разворачивается крайне неторопливо и размеренно. Можно даже сказать, что оно топчется на месте, позволяя нам получше рассмотреть декорации глухого села и захудалого замка, узнать действующих лиц, привыкнуть к быту и повседневным заботам героя. Но затем, во второй половине, темп начинает убыстряться, подкидывая все новые и новые сюрпризы молодому следователю. Чтобы не раскрыть важных деталей, я лишь отмечу, что малая часть интриги так и останется нераскрытой и явно будет затронута в последующих частях цикла.
Помимо, собственно расследования, герою предстоит научиться разумному использованию своих полномочий, осознать пределы ответственности и решить, ради чего он исполняет обязанности следователя. При этом важно отметить, что автор не стесняется затрагивать острые, злободневные и неоднозначные вопросы, как моральные, так и философские. Таким образом, начинаясь, как бодренький сельский детектив, роман внезапно оборачивается психологической драмой. И тем приятнее, что в финале Поповой удалось соединить и жесткую реалистичность, и легкие оптимистичные нотки.
Итог: психологический детектив в качественном средневековом антураже.
Небо все-таки запылало недобрым огнем, и властно вторглась на земли Салпы безжалостная смерть в облике разнообразной пустотной мерзости. Казалось бы, хоть и страшно, но все же привычно, ведь не впервые наступила Пагуба. Но впервые она задержалась так надолго. Все переменилось, не осталось ни следа от привычного уклада городов и сел. И бродит по вымирающим просторам Салпы зеленоглазый охотник на пустотную мерзость, прозванный в народе Весельчаком. Славный, хорошо знакомый нам охотник.
За прошедшие годы Кай переменился, как, впрочем, и весь мир. Стал опытнее и осторожнее, более не торопясь брать на себя ответственность за жизни других людей. Нашел занятие, обрел даже некоторую известность и уверенность. Но автор подбрасывает ему новые испытания. Как и в "Пагубе", первой книге цикла, в "Юдоли"Малицкий берет заурядные приемы, а затем тщательнейшим образом расставляет замечательные декорации, старательно ткет сложную ткань событий, чтобы вдохнуть вторую жизнь в старые шаблоны. И, честно признаться, результат того стоит. И дело не только в антураже рухнувшего мира, упрямо пытающегося выкарабкаться из глубого упадка. И даже не в ряде хитростей и изюминок, приготовленных Малицким для ценителей оригинальности. Главное, что постепенно начинает проясняется замысловатая структура мира, его предыстория и мифы, роли действующих лиц и другие загадки Салпы.
Интереснее стали и люди, окружающие главного героя. Стало меньше натяжек, больше сложных, живых характеров, в которые охотно веришь и сопереживаешь. Маховик сюжета раскручивается довольно неспешно, медленно погружая читателя в изменившийся за три года Пагубы мир. А затем темп событий начинает стремительно нарастать, и все приемы, новые сведения и интересные моменты с трудом маскируют прямолинейную прозрачность и монотонность сюжета. В бешеной погоне за тайнами Салпы очень быстро проясняются правила игры. В результате, уже ближе к середине общая канва оказывается известна, и автор не отходит от нее ни на шаг. С другой стороны, постепенно открывающиеся детали мироустройства неуклонно усиливают интригу, подогревая интерес читателя и не давая отложить книгу ни на миг.
Если сравнивать "Юдоль" с "Пагубой", то здесь автор несколько сдвинул акценты с психологических мотивов становления главного героя на квестовую составляющую романа. Вновь, как и в первой книге, у Кая появляется спутница, красивая и умелая девушка Каттими, отлично владеющая мечом и ведающая полузабытые наговоры. Атмосфера Салпы все такая же мрачная и давящая и ничуть не менее жестокая и кровавая, чем прежде. Впрочем, есть и тонкий лучик надежды на облегчение и окончание затянувшейся Пагубы. Сохраняется и необычность авторского слога, проявляющаяся в обилии глаголов и недостатке прилагательных, в большем внимании к поступкам и мелочам поведения героев. Тем не менее, полностью все загадки так и не разрешатся, а фрагменты древней мозаики не встанут на свои места. Это удел следующей, заключительной части трилогии.
Итог: безудержная, изматывающая погоня за спасением Салпы и разгадкой древних тайн.