В этом странном мире красота граничит с уродством, любовь с ненавистью, а верность с предательством. В небо над столицей возносится прекрасный, воздушный дворец, в котором помимо величественных залов, покоев и переходов, таятся темные провалы, куда не осмеливается заходить ни один человек. Здесь боги стали жалкими и беспомощными игрушкой смертных, уже много веков один род правит всем миром, но сколько еще будет продолжаться это шаткое равновесие?
В своем дебютном романе «Сто тысяч королевств» Н.К. Джемисин щедро соединяет и мифологию, и политические интриги, и семейные тайны, и любовную историю. Причем все эти линии очень туго переплетены между собой, так что не представляется возможным отделить одно от другого. И случайная беседа, казалось бы имеющая политические мотивы, может стать толчком к развитию совершенно другой линии. С одной стороны подобный подход дает более целостную, живую картину восприятия, но с другой, нельзя пропускать малоинтересную или неприятную сцену, поскольку никогда не знаешь заранее, какие намеки будут в ней даны.
И это тем более важно, так как сведения о мире подаются нам разрозненно, отрывками, по мере того, как героиня переходит от одного предмета к другому. Иногда она прерывает свой рассказ, отвлекаясь на воспоминания, иногда — заполняя пробелы в нашем представлении о мире. Стоит отметить красочность и метафоричность слога. Тем более что Джемисин уделяет немало внимания чувствам героини, при этом чередуя сцены, где та ведет себя эмоционально, с теми, где она рассудительна и хладнокровна. Это особенно важно, если учесть, что действие балансирует на грани с любовным романом, порой почти переходя черту. Впрочем, как отмечалось выше, романтические эпизоды чередуются с подчеркнуто деловыми и логичными, поэтому сильного отвращения своей слащавостью они не вызывают, хотя подчас сильно раздражают.
Еще один важный момент — поведение богов. У Джемисин получилось сделать их по-настоящему многоликими фигурами с загадочными и непредсказуемыми характерами, которые очень трудно понять с человеческой точки зрения. Более того, именно боги оказываются самыми интересными героями, поскольку другие персонажи на их фоне выглядят слишком блекло и невыразительно. Впрочем, это не удивительно, ведь у бессмертных, неимоверно древних существ со своими понятиями и правилами, внутренний мир гораздо богаче, чем у короткоживущих, хрупких людей. Тем не менее, богов терзают те же страсти и переживания, только умноженные в миллионы раз, так что шанс понять все же присутствует. И напоследок я бы отметил неоднократно затрагиваемый в романе момент рабства и подчинения, который теоретически можно отнести к афроамериканскому происхождению автора.
Итог: закрученный роман с романтическим ароматом и множеством интриг о богах и людях.