Одним из лучших произведений знаменитого писателя Евгения Шварца заслуженно считается сказочная пьеса "Дракон". Хотя жанр сказки зачастую относят к детским и полагают простым, но во времена СССР его роль была значительней, нередко обретая новое звучание. Из-за жесткой цензуры многие талантливые писатели были вынуждены создавать детские произведения, начиная со стихотворений и заканчивая приключенческими романами. При этом многое говорилось в иносказательной форме, с помощью намеков и аллегорий. В результате, пьеса "Дракон" оказалась интересной и для детей, которых развлечет внешняя сторона постановки, и для взрослых, которые увидят вскрытые проблемы нашего общества.
На первый взгляд, перед нами предстает древняя, избитая история. Странствующий рыцарь, злобный дракон, который правит в городе, прекрасная девушка, обреченная на свадьбу с ним. Корни подобных историй уходят вглубь веков, теряясь среди легенд и сказок. Впрочем, к моменту написания этой пьесы Шварц уже не раз творчески перерабатывал известные мотивы и сюжеты, придавая им новое звучание. Так же произошло и с "Драконом".
Злобное чудовище стало символом всего чуждого и враждебного человеческой душе, того, что калечит ее и уничтожает. В городе, которым правит Дракон, можно узнать, как фашистскую Германию, СССР или маккартизм в США, так и любую другую страну, где власть безжалостно подавляет даже намек на инакомыслие. Поэтому нет ничего удивительного, что большинство людей приходят в ужас от одной мысли, что можно жить без Дракона. И в этот замкнутый, пропитанный страхом и лицемерием мирок попадает главный герой, странствующий рыцарь Ланселот.
Он не боится говорить правду и отважно бросает вызов чудовищу. Его не пугают ни угрозы, ни каверзы преданных Дракону горожан, ни риск погибнуть. Ведь Ланселот относится к той редкой породе легких людей, которые беспрестанно рыщут по свету, искореняя несправедливость. Казалось бы, какое дело приличным, образованным людям до бездельника, бродящего из города в город и дерзко вмешивающегося в чужие жизни? Мало ли чудаков на свете. Но в том и беда, что в наш цивилизованный и культурный век стало немодно называть вещи своими именами. Многие считают более правильным использовать обтекаемые, расплывчатые выражения, по которым невозможно ничего понять. Истина, как и в пьесе, оказалась опасным, вымирающим существом. Даже городской бургомистр заявляет, что не настолько сошел с ума, чтобы говорить правду.
Поразительно, насколько афористичной оказалась пьеса. Шварц ювелирно огранил каждую фразу так, чтобы она не просто запоминалась, но еще и резала по живому, обнажая человеческие пороки и кажущиеся невинными слабости. Некоторые места хочется перечитывать вновь и вновь, поражаясь меткости наблюдений и точности формулировок. А еще удивляясь, как ловко играет автор обычными словами и ситуациями.
Не удивительно, что при жизни Шварца пьеса шла в театре лишь несколько раз. Хотя напрямую он не осуждал советские порядки, между строк читалось обличение жестокой системы взаимного доносительства и предательства, что господствовала в те годы. А ответы на вечные вопросы о добре и зле, подвиге и подлости плохо укладывались в строгие рамки идеологии.
И ведь Шварц в своей пьесе "всего лишь" призывал быть внимательнее к себе и к происходящему вокруг. Призывал быть бдительными, не подменять истину фальшивыми заявлениями и лозунгами. Призывал быть честными и не бояться говорить правду. Не случайно, как и в сказке Андерсена "Голый король", только маленький мальчик говорит то, что думает, не боясь высказывать своего мнения. Взрослые же боязливо шикают, неодобрительно качая головами, сами же готовы поддержать любого, кто возьмет власть в свои руки. Кроме того, Шварц показал, что мало убить конкретного, персонифицированного Дракона, чтобы наступило всеобщее счастье. Зло успевает оставить глубокий след в душе человека, жестоко калеча его душу. И этот дракон куда опаснее и коварнее.
А вместо традиционного подведения итогов я хочу просто повторить слова Ланселота: "Не боитесь. Это можно — не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте — и вы будете счастливы!"
Ставшая знаменитой трилогия "Завтра война"Зоричей лишь частично раскрыла бескрайний мир Великорасы. Затем последовал роман "На корабле утро", который был в той или иной мере заслуженно раскритикован. Кому-то не приглянулись новые персонажи. Кто-то счел, что сюжет выглядит чересчур натянутым и вторичным по отношению к предыдущим книгам. А кто-то, возможно, просто подустал от беспрестанных сражений. Как бы там ни было в течение нескольких лет следующая книга так и не появилась. Тем большее любопытство вызвал старт нового подцикла, события которого происходят параллельно с первой трилогией.
Вопреки справедливым опасениям, что книги будут во многом дублировать и повторять уже известные нам моменты, ничего подобного не произошло. Начать хотя бы с того, что кардинально изменилось место действия — с цивилизованных и обжитых систем на Тремезианский пояс, где царствует сила, наглость и вседозволенность. Соответственно и мотив цикла стал ярко авантюрно-приключенческим, по крайней мере, на первые две его книги. Поэтому неудивительно, что по сравнению с трилогией "Завтра война" цикл "Пилот" ориентирован скорее на подростковую аудиторию, что, впрочем, трудно назвать недостатком. Но от сравнений пора перейти к самому циклу.
В первую очередь я бы отметил живой, яркий язык, которым написаны книги. Читая его, легко представляешь героя, его мысли, настроение и поступки. На протяжении первых двух книг, авторы старательно подбрасывали загадки, и делаю сюжет интригующим и веселым. Поскольку при этом они не стеснялись вываливать на голову главного героя, Андрея Румянцева, уйму передряг и проблем. Правда, также авторы не постеснялись и помочь разгрести их. Второстепенные персонажи получились живыми и настоящими, со своими грешками и скелетами в шкафу. Кстати, у некоторых ого-го скелетищи, что, впрочем, не мешает симпатизировать героям, даже если они отъявленные мерзавцы и пройдохи.
Вообще, авантюрная атмосфера Тремезианского пояса удалась Зоричам на славу. Суровые будни, полные рутины, стали в их изложении интересными, захватывающими приключениями. Во многом этому способствует обилие технических деталей, которые придают определенную фактуру и ощущение достоверности, которого порой так не хватает космооперам. Единственное, что мне не понравилось в "Пилоте мечты", так это излишне насыщенные любовные похождения героя, но, полагаю, это на любителя.
Во второй книге действие с головой погружается в пиратские сферы Тремезианского общества. Как выяснилось, отличия между корпорацией и пиратами невелики. С той лишь разницей, что у Синдиката одно наказание — пуля в лоб. Сюжет по-прежнему скачет из стороны в сторону, не давая герою отдохнуть. И, наверное, не зря неимоверная удача Андрея уравновешивается периодическим невезением. А так просто замечательно отражен образ жизни талантливого разгильдяя. Нет, во всем, что касается флуггеров и полетов, Румянцев серьезен и внимателен, но в повседневной жизни частенько допускает глупейшие ошибки.
Кроме того, в "Пилоте вне закона" авторы несколько сдвинули акценты с космических полетов, будней и сражений на паутину интриг, опутавшую целые звездные системы. В результате, поднимается покров, окутывающий причины, которые привели к войне между Директоратами и Конкордией. Конечно, подвести фундамент под зыбкое здание, построенное предыдущими книгами серии было нелегко, но авторы сделали все, что смогли. Кроме интриг в романе они обозначили новую точку зрения на ретроспективную эволюцию, и на мой взгляд, некоторая доля философских и мировоззренческих размышлений прибавила произведению глубины и жизненности.
Начало войны ознаменовалось очередными переменами в жизни Румянцева. Теперь его задачи лежат вне официальных документов, скрытые отметками особой секретности. Третья книга цикла, "Пилот особого назначения", оказалась самой небольшой, и по своему характеру, скорее промежуточной. С одной стороны, не скажешь, что ей не хватает событий — еще как хватает, и боев, и открытий, и смертей. Но с другой, остается ощущение, что авторы что-то недосказали. К тому же на смену авантюрной атмосфере приходит армейская дисциплина, что также сказывается на восприятии книги.
Завершающая часть истории о приключениях Румянцева, "Пилот на войне", одновременно подводит промежуточные итоги и дополняет описание решающих сражений Директории с Конкордией у Восемьсот Первого парсека и планеты Паркида. Как и следует из названия, центральной темой книги является война. Румянцев теперь воюет бок о бок с товарищами, хотя еще недавно не мог и мечтать об этом. Но мечты сбылись со всеми вытекающими последствиями в виде изматывающих вылетов и ожесточенных боев с флугерами клонов.
Особенно интересны главы, где второстепенные герои вовсю демонстрируют чудеса храбрости и тактической смекалки. Изо всех сил выживают, если по простому, хотя клоны этому всячески препятствуют. Сцены масштабных сражений проработаны и выписаны безукоризненно. Яркие, сочные эпитеты, изящные тактические комбинации и секреты стратегии создают впечатляющие картины противостояния военных машин. Я уже не говорю о подробных технических деталях воздушных сражений, когда каждый маневр или момент описаны так, что перед глазами сразу же возникает четкая картинка. Единственный минус романа — промежуточность финала. Поставив точку в войне с клонами, авторы так и не раскрыли всех тайн, связанных с рождением Румянцева, явно, оставив их для возможного продолжения.
Таким образом, цикл "Пилот" плавно дрейфует от авантюрных романов к военным, при этом уровень их неизменно остается хорошим. Обилие технических деталей порадует любителей точности, но и те, кому больше по душе размах и кураж, тоже останутся довольны. При этом цикл закладывает более прочный фундамент под первую трилогию и цикл "На корабле", раскрывая конкретные причины и факторы, которые приблизили войну.
Сказка — ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Известная народная пословица прекрасно описывает роман "Ксенотанское зерно". И пусть он относится к юмористической литературе, которую многие вполне обоснованно считают низкопробной. Но ведь в сказках тоже есть немало веселых моментов. Тем более что юмор в романе весьма и весьма приятный, потому что, с одной стороны, Костинов не перебарщивает с ним в ущерб логике и правдоподобности. А с другой — не упускает ни единой возможности высмеять кого-нибудь. Напыщенных дворян, самовлюбленных попаданок, корыстолюбивых стражников, недовольных текущим положением дел в стране заговорщиков. Список ширится с каждой страницей, полностью охватывая полусказочное, полуреальное королевство.
Здесь есть зловещий Грибной Король — крайне необычная нечисть, привольно чувствующая себя в Чернолесье и умеющая овладевать разумом людей. Впрочем, у него хватает и других слуг, тоже способных доставить немало хлопот. Здесь есть могущественные колдуньи, но их сила исчезает, если перед ними окажется образ святого. Здесь плетут коварные интриги представители Новой и Старой династий, недовольные тем, что на троне сидит бывший генерал, когда-то и вовсе бывший крестьянином. Структура королевства построена достаточно четко и ясно, чтобы не возникало лишних вопросов, более того разнообразие персонажей идет книге только на пользу. И вот, в напряженное, стремительно накаляющееся противостояние вмешивается кто-то третий.
Повествование во многом основано на ювелирно просчитанных диалогах, которые прекрасно раскрывают колоритные характеры многочисленных персонажей, хоть злодеев, хоть добряков, хоть не тех и не этих. Собственно, описания автор тоже использует, но в меньшей мере, довольствуясь внешностью героев, отдельными зарисовками, скупясь на пространные отступления. Поэтому первое впечатление о большинстве персонажей создается по их манере речи, и уже потом свой вклад дают поступки. В начале, действие развивается неспешно, но затем автор постепенно наращивает темп.
Возвращаясь к сказочному антуражу и стилю, хочу обратить внимание на один немаловажный момент, который в некоторых рецензиях сочли недостатком. Дело в том, что у "Ксенотанского зерна" нет четко сформулированной, главной идеи. Это не отменяет множество назидательных сцен и эпизодов, которые обрамляют основную сюжетную линию. Более того, при желании, идею можно найти, но звучать она будет невероятно просто и обыденно. Что-то вроде "давайте жить дружно". Тем не менее наивным роман не назовешь. Автор достаточно наблюдателен, чтобы подметить любопытные закономерности и гармонично вписать их в текст. Еще одной немаловажной составляющей книги является политическая сатира, написанная умно и объективно, так чтобы сохранить актуальность без привязки к конкретным событиям общественной жизни. При желании аналогичное положение дел можно найти хоть во Франции времен Великой Революции, хоть в России начала двадцатого века, хоть в еще каких-то реальных событиях.
Итог: удачное сочетание жизненной иронии, политической сатиры и сказочного антуража.
После яркого и красочного "Терна" (подробнее о нем можно прочесть в рецензии) я ожидал чего-то подобного и от "Алиедоры", надеясь на достойное продолжение полного тайн и загадок квеста. Увы, несмотря на интересную задумку Перумова, следующая часть цикла получилась крайне разнородной.
Все было относительно неплохо, пока шло знакомство с героиней, которая сильно напоминала Арьяту из "Воина великой тьмы". Напоминала и прямотой, и упрямством, и даже некоторой взбалмошностью. Но на этом сходство, к сожалению, не заканчивается. Побег Алиедоры от жестокого мужа оказывается тем самым камешком, чье движение вызывает целую лавину событий. Жесткие требования, бессмысленные споры, быстро переходящие в свару, а потом и вовсе стремительно разгорающаяся война.
Здесь и начинается путь героини, чересчур похожий на тот безумный, беспрестанный бег Арьяты, который многим не приглянулся в "Воине". Он почти без изменения перекочевал и в эту книгу. Насколько я понял, на этот раз Перумов хотел показать нам постепенное изменение героини, то, чего так не хватало в "Терне", где характеры персонажей оставались почти неизменными на протяжении большей части книги. Но при этом он оказался заложником собственного желания.
Ломка характера, всех привычных устоев и привязанностей, морали отображена натуралистично и правдиво, но как раз это и плохо. Не из-за натуралистичности, а потому, что эта часть книги получилась бесцветно-серой, муторной и давящей. Излишние подробности сводят на нет все усилия автора. К чему постоянные страдания, если их перечень предсказуем по методам сект, а цель легко узнаваема? Голод, физическая нагрузка, холод, а потом и разновидность сенсорной депривации. Из-за затянутости хочется побыстрее пролистать, прорваться сквозь череду кажущихся бессмысленными метаний. На самом деле, некоторый смысл в них есть, но он быстро теряется среди испытаний, страданий и многого другого.
Зато интересной и живой оказалась вторая часть, в которой героиня сделала наконец выбор, причем сознательно и взвешенно. Действие сразу обрело четкий смысл, а весьма любопытные картины повседневной жизни Некрополиса усилили приятное впечатление. Как ни странно, царство смерти получилось у Перумова необычно живым и интересным. Более того, Мастера стали едва ли не самыми запоминающимися персонажами этой книги, благодаря живым и ярким характерам. То ли сказалась моя симпатия к жесткой дисциплине в государстве, то ли долго подогреваемый интерес к Гончим и их хозяевам. И все же провальная середина изрядно подпортила общее впечатление от романа, значительно понизив оценку. Может быть, сыграл свою роль контраст с яркостью первой части, а может, и постоянный рост числа тайн, которые совершенно не желали выстраиваться в какую-то систему.
Итог: неоднородная книга о приключениях эгоистичной, импульсивной героини со странными способностями.
Итак, спустя почти месяц после окончания старого 2012 года, я полагаю возможным подвести его итоги по изданным новинкам отечественной и зарубежной фантастики. Разумеется, я не могу претендовать на полноту, поскольку при всем желании не могу охватить весь диапазон книг, особенно зарубежных. Возможно, с некоторыми произведениями постоянные читатели моей колонки уже знакомы по рецензиям и обзорам.
Отечественное
Если сравнивать с итогами прошлого года, то становится видно, что общий уровень книг оказался немного ниже. Также в топ попала одна книга из юмористической серии Альфы, вновь здесь присутствует одно проектное произведение. Что ж, будем надеяться, что новый год порадует нас отличными книгами. А теперь первый список — отечественные книги, впервые изданные в 2012.
Что сложнее: политика или теория вероятности? Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Но если на вашей стороне птица удачи, можно попробовать отменить мировую войну.
После потрясающей первой книги я искренне опасался, что Демченко вновь вернется к тем же героям, пользуясь теми же приемами и мотивами, что и в «Паутине удачи», сделав «Бремя удачи» ее сюжетной копией. К счастью, я ошибся. На этот раз действие выходит далеко за пределы Ликры. И к поразительным описаниями природы добавятся чистенькие городки Арьи, знаменитый университет Дорфурта и многое другое. И, разумеется, новые герои. Столь же разные и непохожие и также одинаково презирающие богатство, заработанное грязными способами, и власть, добытую интригами и убийствами. И педантичный, рассчитывающий и планирующий все по секундам Гюнтер. И взбалмошная, легкая на подъем, певучая Геро. И загадочный, хитрый и по-детски простой Равшан. Все они сыграют свои роли в масштабной игре.
Эта игра происходила и в нашем мире. Перед Первой Мировой и перед Второй. И там и там маршируют бритые мальчишки в темных куртках, грохоча тяжелыми подошвами. Демченко оставила предостаточно намеков и отсылок к нашей истории, начиная от бедняги Фердинанда и заканчивая Круппом. Впрочем, даже без этого повествование поражает полнотой и глубиной. Потому что под причудливым узором обнаруживаются все новые и новые слои. Тонкая и добрая ирония, меткие и хлесткие замечания, пробирающие до глубины души эпизоды, заставляющие задуматься рассуждения. О том, что порой смерть врага не так важна, как жизни друзей и просто хороших людей. Что любовь к родине не всегда должна подтверждаться записями о взносах в членской книжке. И о многом другом. Досталось на этот раз и журналистам, и театру, впрочем, вполне заслуженно.
В целом, «Бремя удачи» напоминает многослойные кружева, под шутками скрывается любопытная мораль, а под психологией — интересные философские рассуждения и точные замечания. И все это припорошено сладкой пудрой сказки, которая превращает историю в нежное пирожное, наполненное оттенками вкусов и ароматов. Ведь иначе так трудно поверить, что где-то живут люди, не только верящие в чудеса, но и творящие их сами.
Итог: прекрасное продолжение сказочной истории о нашем возможном прошлом.
Однажды в подземельях Шаннурана, где властвует чудовищная Черная Вдова, сошлись трое: мальчик Краш, приемный сын Вдовы, великий маг Симон Пламенный и авантюрист Вульм из Сегентарры. Двадцать лет спустя судьба вновь сводит их вместе. Мальчик вырос, откликается на прозвище Циклоп и носит кожаную повязку, закрывающую лоб. Маг после битвы с демоном тяжело болен — и вынужден искать помощи у Циклопа. Что же до авантюриста, то он хорошо усвоил, что лишь драконы смеются последними. Зимой, в снегах, заваливших мрачный город Тер-Тесет, этой троице будет жарко. Гибнет настройщица амулетов Инес ди Сальваре, которую болезнь превратила в чудовище, и Циклоп — верный слуга Инес — решает продолжить исследования хозяйки, над которыми смеялись сильнейшие волшебники округи… Роман «Циклоп» авторы...
Противостояние людей и чудовищ смело можно назвать вечной темой в литературе. Столь же вечной, как противостояние правды и лжи, чести и подлости, верности и предательства, отзывчивости и бессердечности. Столь же вечной, как борьба за власть, желание завладеть редкой диковинкой, алчность, мстительность, гордость и многое, многое другое. Но так ли страшны чудовища, как их изображают в сказках? И что страшнее чудовища облика или чудовища души? Ведь человеческий ум намного изобретательнее в убийстве и уничижении себе подобных, как обманом, так и грубой силой, чем что-либо другое. Олди наглядно показывают это в «Циклопе» на примере своих героев.
История, разворачивающаяся перед нами, подобна огромному дереву. Корни — прошлое героев — то сплетаются в причудливые узлы, то расходятся, чтобы потом все равно влиться в общий ствол сюжета. Сучки рассказов, написанных ранее, смотрятся вполне гармонично, не выбиваясь из общего ряда. Постепенно ствол дерева ширится, множатся вопросы и загадки, но в последний момент первая часть обрывается на самом интересном месте, прежде чем раскинулась изящная листва рассуждений и ответов. Поэтому, на мой взгляд, не стоит делать промежуток между чтением «Чудовища были добры ко мне» и «Король камней», чтобы не нарушать темп истории. Тем более, что первая книга подчеркивает события второй, как оправа подчеркивает красоту драгоценного камня.
Несмотря на прекрасную стилизацию под жанр «Меча и магии», умеренно мрачную и грубую, впрочем, без какого-либо смакования жестоких подробностей, Олди ничуть не изменили своим правилам, по-прежнему ставя перед читателями философские вопросы. Ловко играя словами и понятиями, они расставили ловушки намеков и то ли ложных, то ли истинных подсказок. Кто такие изменники, платящие частью своего тела за талант? Сивиллы, проводящие размен, кто они, преступники или благодетели? И как же могущественные маги, в чем истоки их силы? И, главный вопрос, кто такие Ушедшие, да и Ушедшие ли они на самом деле?
Итог: история о людях в облике чудовищ и чудовищах в облике людей.
Неспокойно в славном городе Друдене, столице Нассбергского королевства... Пахнет плесенью, слуги Грибного Короля плетут интриги против местного короля — генерала Неца, мудрого и доброго... Или нет? Или это дворяне поднимают восстание против злобного и жестокого Темного Властителя, того самого генерала Неца? Кто прав? Кто виноват? И чью сторону принять вольному крестьянину Якобу, в чьей телеге случайно спряталась молодая дворянка? А ведь всего и хотел, что зерно купить...
Рецензия. Краткое мнение: Сказка — ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Эта пословица прекрасно описывает роман "Ксенотанское зерно". И пусть он относится к юмористической литературе. В сказках тоже есть немало веселых моментов. Тем более, что юмор в романе весьма и весьма приятный, ведь, с одной стороны, автор не перебарщивает с ним в ущерб логике и правдоподобности. А с другой — не упускает ни единой возможности высмеять кого-нибудь. Напыщенных дворян, самовлюбленных попаданок, корыстных стражников, недовольных заговорщиков.
Список ширится с каждой страницей, охватывая полусказочное, полуреальное королевство. Здесь есть зловещий Грибной Король — крайне необычная нечисть, привольно чувствующая себя в Чернолесье и умеющая овладевать разумом людей. Здесь есть могущественные колдуньи, но их сила исчезает, если перед ними окажется образок. Здесь плетут коварные интриги преставители Новой и Старой династий, недовольные тем, что на троне сидит бывший генерал, когда-то и вовсе бывший крестьянином. И в напряженное, стремительно накаляющееся противостояние вмешивается кто-то третий.
Повествование во многом основано на ювелирно просчитанных диалогах, которые прекрасно раскрывают колоритные характеры многочисленных персонажей, хоть злодеев, хоть добряков, хоть не тех и не этих. В начале, действие развивается неспешно, но затем автор постепенно увеличивает темп. Еще одной немаловажной составляющей является политическая сатира. Достаточно умно и объективно написанная, чтобы сохранить актуальность без привязки к конкретным событиям.
Итог: удачное сочетание жизненной иронии, политической сатиры и сказочного антуража.
Мир обрушился не потому, что на Землю упал метеорит. Его погубила не глобальная эпидемия. Цивилизацию сгубили мелочи, сущие пустяки. Шквал пустяков вроде гриппа и тактических ядерных зарядов. Вроде ошибок ученых и медлительности властей. Вроде нежелания поверить в происходящее. Человек не верит в собственную смерть, хотя и знает о ней. Человечество не может осознать свою гибель, даже когда она прямо на экранах.
В мире, который гибнет, тоже приходится жить. Переставая замечать все то, что творится вокруг, свыкаясь с мыслью, что все происходящее и есть норма. Молодым выжить проще. Они и не видели другого мира и другой жизни. Именно им придется построить все заново. Из того, что осталось.
Краткое мнение:
Чем отличается отличный боевик от просто хорошего? Точно не объемом экшена, не количеством трупов и выстрелов на страницу. Но тогда чем? Проработанностью персонажей? Теплее, но все равно не то. Нет, в отличном боевике помимо всего этого должна быть основополагающая идея, пронизывающая его насквозь, захватывающая читателя сразу и до последней страницы.
Мотив «Точки заката» — плавный упадок человечества, которое достигло изобилия, но не сумело удержать добытое богатство. Равнодушие и жажда наживы, беспринципность и честолюбие, — крохотные трещинки в хрупком монолите общества. И оказывается, что не нужно глобальной атомной войны или падения громадного метеорита. Люди сами медленно, но верно, губят себя и окружающих, даже не осознавая, что мир катится к пропасти. И монолит постепенно распадается под ударами эпидемий, банд, интриг и прочих, слабых по отдельности, но гибельных вместе ударов.
Главный герой, привык к всеобщему упадку с детства, и с большим запозданием осознает, что же происходит вокруг. Талантливый подросток, связавший свою жизнь с корпорацией Нано. Костяк сюжета прост и знаком по другим произведениям: учебка, знакомство с товарищами, задания. Главные же достоинства книги заключаются в идейном наполнении, любопытных моментах в учебке, добротных, хорошо описанных перестрелках. Именно эти сцены не просто вытаскивают роман, но заставляют по-другому посмотреть на привычные реалии и обычные ценности.
Итог: сильный боевик, наполненный сожалением об ушедшем и предостережением.
Эльфийка, инспектор полиции, расследуя убийство, оказывается втянута в события межгосударственных масштабов.
Краткое мнение:
Стимпанк становится все более частым гостем в наших краях. На этот раз перед нами предстает туманный Клавдиум, который сильно напоминает викторианский Лондон. Такие же грязные окраины, дымящие фабрики, только к ним присоединяются грохочущие гномские повозки, паровые големы, а над городом летают воздушные корабли. И никакой магии! Но не все в порядке в королевстве Арании. И эльфийка Фейри Грин оказывается вовлечена в стремительный водоворот событий и расследование дела государственной важности. Расследования, от исхода которого зависит спокойствие не только Арании, но и других государств. И Лесного Союза эльфов тоже.
Пользуясь викторианской атмосферой, автор не ограничивается декорациями и щедро рассыпает отсылки и аллюзии к английской литературе и истории, в том числе отдавая должное творчеству Конан Дойла. Персонажи второго плана, члены команды Карда, удались автору заметно лучше, чем главная героиня, чья легкомысленность порой начинает смущать. С другой стороны, хотя каждому герою отведен отдельный эпизод, где он показывает себя во всей красе, хочется, чтобы им уделили больше внимания.
Если в первой половине упор делается на декорации, то потом, в определенный момент, на первый план выходит сложная внутренняя жизнь Арании, хрупкий механизм сдержек и противовесов, разлад которого неминуемо приводит к жертвам и разрушениям. Открывающаяся картина настолько впечатляет, что оторваться уже просто невозможно, остается следить за поиском злоумышленников.
Итог: детективный стимпанк в колоритном викторианском антураже.
По дорогам сказочного мира идет человек с мечом. Мир зыбок: магия и войны, забытые народы и подземные твари, деревья, пожирающие время, и сражения звезд в ночном небе. Кто он, Стократ, чего ищет, чего хочет? Найдет ли средство сохранить этот мир, спасет ли девушку со странным именем – Мир? Новый «роман в историях» Марины и Сергея Дяченко, словно канатоходец, балансирует на грани фэнтези и притчи. Чего в нем больше – решать читателю.
Любая книга Дяченко выделяется на фоне современной литературы глубокой, подробно описанной психологией персонажей, а в особенности главных героев. Порой это приводит к тому, что чтение превращается в изучение психических отклонений, часто и не очень встречающихся в обществе. Впрочем в «Стократе» до этого не доходит, хотя поведение отдельных личностей препарировали до мельчайших деталей. Постепенно, без спешки Дяченко вывернули их на изнанку, обнажая скрытые желания, мечты и страхи. Причем сделали это настолько аккуратно и гармонично, что не вызвали ни малейшего неприятия.
Главный герой разительно отличается от вышеупомянутого Геральта. Его влечет по миру неудержимое любопытство, желание узнать мир, раскрыть тайны и попутно очистить от обитающей в нем мерзости. Нет, он не наемный убийца, но если доводится настигнуть злодея, то преступника не ждет ничего хорошего. Жизнь дерева или камня еще не худшая кара. Мало помалу перед нашими глазами проходит история этого странного и удивительного человека. В нем нет того, что меня раздражало в Геральте, ни противоречивости поступков, ни излишней эмоциональности, ни нелогичности. Зато в нем с лихвой хватает искреннего любопытства и любознательности. Именно за ним следует основная сюжетная нить, соединяющая отдельные главы-рассказы. Собственно, вся первая часть, почти две трети книги, состоит из них. Однако, порой Стократ отходит на второй план, становясь наблюдателем, глазами которого вы видим события. Отчасти это создает впечатление, что он бесцветен, и нужно внимательно приглядеться, чтобы понять, что это не так.
В новеллах Дяченко дали волю своей богатой фантазии. На каждом шагу читателя ждут яркие, необычные, загадочные места и действующие лица. Лесной Царь и Тень, Кротовая Дубрава и поляна лесовиков. На мой взгляд, почти все новеллы заслуживают высокой оценки за сочетание лаконичной сжатости, глубокой атмосферы и красоты. Но если первая часть книги напоминает несколько осколков изящного барельефа с грубыми, неровными краями, то вторая часть это цемент, который должен был соединить их воедино. Получилось ли это? Боюсь, что не так хорошо, как могло.
Хотя и во второй части есть немало сильных мест, общее ощущение такого, что ей не хватает цельности, да, цельности и какого-то внутреннего стержня. Разумеется, может быть и так, что я его попросту не заметил. Все может быть. Но из-за этого общее впечатление от книги оказалось смазанным.
Тем не менее если подводить итоги, то в целом «Стократ» мне понравился. Ровный, приятный стиль и слог. Тонкий, хотя и быстро пропадающий аромат тайны. В целом скорее повествовательная, полная размышлений, чем приключенческая книга, но в отдельных эпизодах ритм резко убыстряется, срываясь на бег. Похожесть на Ведьмака здесь скорее внешняя, по форме. главное же, начиная с мотивов главного героя и заканчивая общей идеей, отличается.
Итог: смесь приключений, размышлений и загадок, философской притчи и психологической точности.
Двадцать лет назад война между островным государством Мидгард и континентальной империей Ойкумена завершилась сокрушительным поражением Архипелага. Страны заключили шаткое перемирие. Теперь Мидгард копит силы, чтобы взять реванш. Военная академия готовит пилотов «валькирий» — воздушных боевых машин. Лишь немногие пройдут жесткий отбор…
Альдис и Хельг — первогодки. Чтобы стать лучшими, им предстоит бороться со сверстниками, с хитростью наставников и собственными страхами. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Кто из сокурсников шпионит для ордена Небесного Ока? Что такое таинственный «берсерк»? Чего хочет добиться Братство Истины? И стоит ли распутывать накрывшую академию сеть загадок, если сам скрываешь от окружающих истинные намерения?
Рецензия. Краткое мнение: Широко раскинулся великий Мидгард. Огромное количество островов входит в Архипелаг, множество народов населяют их. Сванды, гальты, чжаны, бхаты и многие другие. Сильны гордые сыны Мидгарда, несущие власть бога солнца другим континентам, на могучих турсах, эйхенриях — человекоподобных роботах, и валькириях — грозных крылатых аппаратов. Но чтобы стать пилотом боевой машины, нужно закончить академию. И что же предстоит испытать и преодолеть подросткам, прежде чем они сядут в заветные кресла?
Два главных героя, два разных взгляда на жизнь. Один — изворотливый и хитрый, расчетливый и предусмотрительный. Второй — прямой и упрямый, проницательный и гордый. И еще почти сотня ребят, отобранных со всего Мидгарда, знатных и родовитых, бедных и богатых. Авторы наделили всех разными характерами, порой узнаваемыми, и любопытными привычками. И вдобавок весьма правдоподобно показали систему отбора и воспитания, которая требует от каждого полной выкладки, умения работать в любой команде и при этом немалой сообразительности.
И мало того, что с первого дня ученики спешно начинают искать товарищей и союзников, строят козни врагам, рвутся к успеху. Так еще и вокруг Академии сплетаются все новые и новые петли интриг. Зашевелилось Братство Истины, суетятся Дома и ордена, даже далекая Ойкумена вовлечена в происходящее. Говоря об антураже стоит отметить, что авторы собрали мозайку из самых разных культур и верований, в основном, древних языческих, сделав акцент на скандинавской.
Итог: психологически подробное описание становления и взросления юных героев.
Война между Конкордией и Объединенными Нациями, возглавляемыми Российской Директорией, стала одним из крупнейших астрополитических потрясений третьего тысячелетия. В космосе сошлись бронированные армады. Сотни боевых звездолетов – линкоры, авианосцы, фрегаты, мониторы – обрушили друг на друга потоки стали и огня. Конкордианские десанты, воспользовавшись фактором оперативной внезапности, захватили ключевые планеты пограничья – Грозный, Клару, Лючию, Махаон.В эти страшные дни, когда судьба Отечества повисла на волоске, грудью на защиту России встали пилоты боевых флуггеров. Отражая массированные налеты врага, атакуя неприятельские звездолеты сквозь убийственный огонь зениток, они похоронили надежды конкордианцев на скорую победу. А затем пришел черед генерального сражения – Битвы за Восемьсот...
Краткое мнение: Четвертая часть цикла о приключениях пилота Румянцева одновременно подводит промежуточный итог истории о нем и дополняет описание решающих сражений Директории с Конкордией у Восемьсот Первого парсека и планеты Паркида. Также книга закладывает более прочный фундамент под линию романов «На корабле», рассказывающих о стычках с чоругами и ягну, связывая заговор тайного общества с договором между Конкордией и инопланетной расой.
Как и следует из названия, центральной темой книги является война. Румянцев теперь воюет бок о бок с товарищами, хотя еще недавно не мог и мечтать об этом. Но мечты сбылись со всеми вытекающими последствиями в виде изматывающих вылетов и ожесточенных боев с флугерами клонов. Особенно интересны главы, где наши старые знакомые, Ахилл-Мария, Салман и Фарагут, вовсю демонстрируют чудеса храбрости и тактической смекалки. Изо всех сил выживают, если по простому, хотя клоны этому всячески препятствуют.
Сцены масштабных сражений проработаны и выписаны безукоризненно. Яркие, сочные эпитеты, изящные тактические комбинации и секреты стратегии создают впечатляющие картины противостояния военных машин. Я уже не говорю о подробных технических деталях воздушных сражений, когда каждый маневр или момент описаны так, что перед глазами сразу же возникает четкая картинка. Единственный минус романа — промежуточность финала. Поставив точку в войне с клонами, авторы так и не раскрыли всех тайн, связанных с рождением Румянцева, явно, оставив их на потом.
Что есть разум? И есть ли разум у физического закона? Однако что есть физический закон? Неизменная часть нашей жизни или жизни Иного, к которой так привыкли, что перестали замечать и лишь пользуются, считая, что безвозмездно? Впрочем, какую плату может потребовать то, что пытаются описать формулами? Или все-таки может? Способен ли Сумрак испугаться? Что делать, если привычная часть мира вдруг оказывается враждебной к тем, кто считал ее доступной лишь для себя? Пожалуй, такая задача по плечу только Антону Городецкому.
Рецензия. Краткое мнение: На мой взгляд, поскольку произведение продолжает цикл, то и рассматривать его надо в сравнении с другими частями. И здесь немедленно проявляется существенное различие между «Новым дозором» и предыдущими. Оно кроется в сути книги. Городецкий больше не бросается с шашкой наголо спасать мир. Он делает это спокойно, мимоходом, как бы шутя.
Но вернемся к бессменному герою цикла «Дозоров», а именно Городецкому, ставшему своеобразным отражением самого автора. Как правило, сказки заканчиваются на свадьбе словами «и жили они долго и счастливо». Лукьяненко же останавливаться на этом не стал, сначала написав «Сумеречный», а потом и «Последний» дозоры. И в очередной книге семейной жизни Антона и Светы также уделяется достаточно внимания. Более того, наконец-то серьезно влияющим на сюжет персонажем становится дочь Городецкого, Надя. И это, как ни странно, придает действию определенную размеренность и спокойствие. Поэтому нет ничего удивительного, что изменился и сам Городецкий. Нет больше пылкого, импульсивного молодого человека, готового без устали сокрушать зло или то, что им кажется, любой ценой. Его сменил осознавший сложность мира и трудность выбора зрелый мужчина, которому есть что терять и за что бороться.
Правда, полностью герой с этим еще не смирился, то и дело отпуская саркастичные, меткие комментарии. Комментарии, которые заставляют или улыбнуться, или задуматься, а то и поморщиться, если они относятся к тебе. Именно такие размышления и создают, по большей части, приятное впечатление от книги, поскольку в остальном ничего особого в ней нет.
«Новый дозор» — это не что-то новое и революционное в фантастике, не шедевр и не провал, это гладко и ровно написанное произведение, в котором нет накала эмоций, зато есть над чем поразмыслить. О доверии, о героизме, о выборе, о долге. Тем и поводов достаточно, было бы желание читателя.
Итог: пронизанная философскими, социальными и многими другими рассуждениями книга, с элементами загадки и приключений.
Добро пожаловать в Венецию! В город тайн и загадок. В город каналов, масок, зеркал, праздника и легенд — всего того, из чего и рождается настоящий Маскарад. Томка Кошкина собиралась в обычную туристическую поездку. Но случайная встреча в поезде с таинственной бородатой женщиной меняет всё. И вот уже привычная жизнь рушится подобно костяшкам домино... Девушка оказывается втянута в опасную игру, ставки в которой гораздо выше жизни. Игру, которую уже не одну сотню лет ведёт зловещий доктор Коппелиус — карлик в птичьей маске и с тростью, украшенной серебристой фигуркой Голубя... Только при чём здесь самая уродливая собака в мире?
Краткое мнение: Кто из нас не мечтал оказаться на настоящем маскараде? Закружиться в пестром хороводе масок под неистовую музыку, пронестись по узким улочкам, которые полны загадок, веселиться и дурачиться от души? Добро пожаловать, Венеция ждет вас, но никто не гарантирует, что вы доживете до праздника. Потому что потемневшие зеркала до сих пор хранят зловещие тайны, а странные люди, и еще неизвестно люди ли, ведут свою беспощадную игру. Игру, в которой жалости и милосердию нет места. Ведь, как ни крути, а фигурка голубя не прибавляет кротости своему хозяину.
Главная героиня — Тома Кошкина, веселая девушка, привыкшая совать нос в любую щелку и обожающая старые тайны. Именно вокруг нее и завертится головокружительный хоровод событий и масок. И их будет немало. Легкий и приятный слог поможет читателю с головой окунуться в загадочную атмосферу Венеции, а ироничные комментарии и реплики не раз заставят рассмеяться.
В целом, «Маскарад» оставляет на удивление приятное впечатление, если не брать во внимание слишком маленький объем книги, которая обрывается в самый неподходящий момент, когда основное действие только начинается. Что же касается персонажей, то поскольку все вращается вокруг Томы, они предстают перед нами этакими набросками, забавными и веселыми, как, например, служака-полицейский или вертихвостка-официантка, но в основном статичными. Суть же некоторых героев Колодан открывает намеками, отсылками к истории и легендам.
Итог: книга являет собой настоящий маскарад героев и легенд, полностью оправдывая название.
Сложно убежать от своего прошлого. Для этого придется преодолеть множество трудностей и оказаться на другом конце света, в стране теплого солнца, ласкового океана и тропических островов. Где небо бороздят воздушные пираты и лихие капитаны, процветает разбой и контрабанда, рекой льется ром и все уважают летунов. В мире на границе Изнанки всех ловцов удачи ждут головокружительные приключения и чудеса на виражах.
Рецензия. Краткое мнение: Эх, если бы заключенные в стреколетах сущности, собственно, и приводящие в движение воздушные суда, могли говорить... Сколько интересного они могли бы поведать... О бессердечности гномов, о гордости и коварности эльфов, о таинственных интригах темных... Стоп. На этом пока остановимся. Главное, что все это с лихвой описал автор, не пожалев ярких, разноцветных красок, чтобы вырваться из этой феерии читателю было попросту невозможно.
Множество островов, воздушных кораблей, колоритных персонажей и рас. Пьянящая атмосфера тропиков и Карибского моря. Как и в предыдущих книгах, антуражу уделено немало внимания и не только в плане описания местностей. Стилизованные названия, народы и их взаимоотношения, предметы и, главное, поведение и манеры придали произведению целостность, которой мне так не хватало в «Заклинателях». Правда, по глубине и живости описания рас «Ловцы» уступают «Пересмешнику». То ли оттого, что здесь большинство народов появляется коротко и эпизодично, то ли оттого, что все же главное в «Ловцах» не взаимоотношения и психология, а приключения и антураж.
Чтобы сохранить динамичность, автор не дает героям остановиться ни на мгновение. Приятно, что приключения распределены равномерно, так что скучать не придется. Тем не менее, от известного писателя ждешь книгу на голову выше прочих. И даже несколько небрежных штрихов, в самом конце, могут изрядно подпортить впечатление.
Так что же такое «Ловцы удачи»? Юношеское приключенческое произведение, как говорит автор? Почему бы и нет. Есть в нем, что-то подобное Жюль Верну, смесь техники и авантюры, заряд крепкого, неиссякающего оптимизма. Книга создает действительно хорошее настроение, которое не исчезает ни на миг. А отсутствие глубоких, философских мыслей..., вполне компенсируется динамичностью и красочностью мира.
Итог: хорошее, яркое, авантюрное фэнтези-приключение, парящее в облаках.
Зарубежное
У меня довольно непростые взаимоотношения с зарубежной фантастики. Во-первых, нередко меня отталкивает неудачный перевод. Во-вторых, не всегда удается преодолеть разность менталитетов. и все же я стараюсь отыскать любопытные, оригинальные, необычные вещи. Зачастую не те, что на слуху. Список сознательно уменьшен в связи с меньшим числом прочитанных книг.
Андерсон Лейк, сотрудник компании "Агроген", пытается найти банк семян в городе Крунг Тхеп независимого государства Таиланд. Китаец Хок Сен надеется украсть тайну пружины, изготавливаемой на заводе Андерсона, для восстановления своего клана. Эмико — Новый человек, выведенный японцами для помощи и ублажения — оказывается в публичном доме, где терпит постоянные унижения. Национальный герой Джайди, бывший боец муай тай, капитан "белых кителей", борется с беззаконием. У каждого свои цели, но все они оказываются замешаны в борьбу двух министерств за владение городом.
Рецензия. Краткое мнение: Сколько на свете людей, столько и прогнозов будущего человеческой цивилизации. Но трудно найти более невероятный и одновременно реалистичный, невозможный и обоснованный прогноз, чем у Бачигалупи в получившей широкую известность «Заводной». Если пытаться выделить основную ноту в этом произведении, то рано или поздно зайдешь в тупик. Автор переплетает судьбы десятков персонажей, затрагивая широкий круг моральных, философских и научных вопросов. Благо, материала у него хватает. В опасном, беспрерывно сотрясаемом переменами и испытаниями мире, где всем или почти всем заправляют компании — калорийщики, без малейших угрызений совести губящие миллионы людей, трудно выжить, следуя старым нормам и морали.
Благодаря особенно сильному использованию генетических технологий в романе, его вполне можно отнести к довольно редкому жанру биопанка. Здесь тебе и генхакеры, работающие с ДНК растений и животных; и компании, владеющие, если и не всем, то по меньшей мере половиной мира. А продукты и последствия генетических опытов и вовсе встречаются на каждом шагу. Но помимо этого в роман ненавязчиво вплетены и рассуждения на философские и социальные темы, хорошие производственные зарисовки, картины сложных интриг на всех уровнях власти.
Роман похож на азиатское кушанье, обильно сдобренное острыми пряностями. Вновь, как и предыдущих рассказах, Паоло играет с чувствами читателя, балансируя на грани между отвращением и красотой. Судьбы пружинщицы, ненавидящей свою жизнь; капитана, упрямо бьющегося за страну, и других персонажей заставляют то сопереживать, то отстраняться. Кстати, я не случайно заговорил о других рассказах Паоло. Создается впечатление, что там он тренировался, обкатывал идеи, чтобы объединить их в «Заводной». Возможно, объединение и неидеально, но оно становится заметно лишь при внимательном рассмотрении и знакомстве с рассказами.
В остальном, стоит подивиться тому, сколь много уместилось в одной книге. Судьбы людей, истории народов и стран, прошлое вековой давности, — все это отражается в считанных неделях жизни Бангкока. Яростной схватке за власть и не только над Тайским королевством, но и миром. Темп романа достаточно медленный, что оценить красоту эпизодов, и достаточно быстрый, чтобы не потерять нить повествования. И пусть сперва она едва заметна, зато потом все совпадения и случайности по-своему повлияют на исход схватки и повлияют непредсказуемо.
Итог: крайне необычная история о том, на что способны люди и гены.
Год 2014-й... Рак побежден. Даже с обыкновенным, но таким коварным гриппом удалось справиться. Но природа не терпит пустоты. И на смену гриппу пришло нечто, гораздо более ужасное. Новая инфекция распространялась как лесной пожар, пожирая тела и души людей... Миновало двадцать лет с тех пор, как зловещая пандемия была остановлена. Новую эпоху назвали эпохой Пробуждения. Болезнь отступила, но не на все вопросы получены ответы. Популярные блоггеры Джорджия и Шон Мэйсон идут по следам пандемии, все глубже проникая в чудовищный заговор, который стоял за распространением смертоносной инфекции..
Краткое мнение: Что может быть нового в книге про зомби? Гниющие, пошатывающиеся трупы, гнетущее ощущение опасности, риск заражения... Все это уже было и было не раз. Но в том то и дело, что «Корм» — это в первую очередь книга о людях. В этом мире Пробуждение не погубило человеческую цивилизацию, хотя и отбросило на пару десятилетий назад. Но прошло почти четверть века и общество успело приспособиться и к новым условиям жизни, и к новым повадкам смерти. Портативные анализаторы, мощные защитные системы, ношение оружия, ограничение на передвижения.
Казалось бы, все прекрасно, но люди всегда хотят хлеба и зрелищ. Поэтому в эпоху страха и разобщенности, замкнутости и паранойи блоги изрядно потеснили традиционные СМИ, постепенно становясь значимым игроком. Настолько значимым, что одну из команд блогеров пригласили освещать предвыборную команду кандидата в президенты. На деле оказывается, что не все так просто.
Довольно много внимания в романе уделяется повседневной жизни блогеров: «ирвинов», «стюартов» и «сочинителей». Тому, как команда героев делает репортажи, проводит интервью, компонует отчеты. При этом напряжение от работы накладывается на постоянную угрозу заражения, которая не отступает ни на шаг. А затем начинаются неслучайные случайности... Автор не просто создала достоверных героев, но и более чем реалистично передала их искреннюю страсть к поиску правды. И, что не менее важно, более чем реалистично показала риск их работы и высокую смертность.
Итог: роман о молодых блогерах, готовых на все ради истины.
Красавица Дзюнко обладает уникальным даром пирокинеза — способностью силой мысли вызывать огонь. Ей хотелось бы творить добро, но кругом столько несправедливости, а правосудие сплошь и рядом бессильно перед разгулом преступности. Трудно оставаться в стороне, если у тебя при себе всегда есть смертельное оружие. Однако Дзюнко сама оказывается под перекрестным огнем: ее разыскивают и полицейские из отдела по борьбе с поджогами, и Стражи (члены тайного комитета бдительности), и беспредельщики из преступных группировок. Кто найдет ее раньше других?
Рецензия. Краткое мнение: При всех своих достоинствах современное общество не лишено недостатков. Хитрые, умные преступники без особого труда могут избегнуть наказания, пользуясь лазейками в законах, запуганностью обывателей и жертв, медлительностью полицейских. И тогда порой находятся люди, которые берут на себя ответственность по очищению общества от злодеев. Огонь, очищающий и карающий, — вот уникальное оружие Дзюнко, для того и данное ей от природы. По крайней мере, так считает она, самостоятельно творя правосудие и безжалостно преследуя убийц. А найдя — уничтожая их.
На первый взгляд, все прекрасно. Добропорядочные люди могут спать спокойно, но есть одно но. Где пролегает призрачная грань между возмездием и преступлением, и существует ли она вообще? И что делать, когда под огонь, во всех смыслах этого слова, попадают случайные люди? Вправе ли человек, обладающий некоей силой, решать за других, кто умрет и за что? Вправе ли он поступать так, как велит ему совесть и долг, который он взвалил на себя?
Реалии повседневной жизни японцев переданы достаточно ярко и полно, при этом не вызывая раздражения обилием излишней информации. Еще одной положительной чертой романа является удачное сочетание элементов разных жанров. От триллера и детектива, социальной фантастики и философии, до боевика и мелодрамы. Именно этот сплав позволяет увидеть мир глазами героев и как следует задуматься над поднятыми вопросами. Тем не менее жаль, что некоторые многообещающие моменты, вроде влияния дара на носителя, остаются лишь намеками, которые автор не стала раскрывать до конца.
Итог: драматичный роман о мести, возмездии, законе и их роли в жизни людей.
Добро пожаловать в «Большое яблоко», сынок. Добро пожаловать в бессонный город. Захваченный чудовищными гибридами из плоти и машин; стонущий от зверств чьей-то частной армии, по сравнению с которой морпехи покажутся бойскаутами; изуродованный чумой, что пожирает жертв заживо и погружает их в религиозный экстаз. Тебя бросили в эту мясорубку без предупреждения, без подготовки, без вводных и ориентировки.
Весь твой отряд был выкошен спустя секунды после появления на поле боя. А в голове предательски шепчутся голоса: во всём этом виноват ты; ты один мог бы всё исправить, если бы только понимал, что вообще происходит вокруг.
И ты, в общем, рад бы помочь – но на тебя охотятся не только инопланетные монстры. Твои собственные...
Рецензия. Краткое мнение: Думаете, гибриды из плоти и механики — самое удивительное, что есть в этой книге? Не тут-то было. Самое удивительное то, что она является причудливым гибридом боевика и научной фантастики, причем самой что ни на есть твердой. И пусть вкрапления научных терминов, пояснений и теорий, к сожалению, довольно редки. Главное, что в результате, книга лишена основного недостатка жанра новеллизаций экшенов — монотонного и крайне однообразного перечисления убитых монстров, орудий убиения и быстро наскучивающих своей одинаковостью помещений и декораций.
Разумеется, полностью уйти от этого Уоттс не смог. А вот разбавить жизненными рассуждениями, расцветить картинку реакцией и мыслями главного героя — вполне. Впрочем, не стоит ожидать философских откровений, максимум, что будет, трезвый взгляд на малопривлекательные стороны нашей жизни. Что касается персонажей, то, по сути, он лишь один. Именно через него, морпеха «Алькатраса», мы узнаем новости, видим разрушенный Нью-Йорк, горы искалеченных вирусом тел, обделывающих свои грязные делишки наемников корпорации. Поток мыслей и образов героя периодически прерывается документами, текстами радиоперехватов и допросов, научными отчетами, которые дополняют общую картину. Даже стандартная концовка в исполнении Уоттса получилась любопытной, дающей возможность читателю самостоятельно поразмыслить над смыслом инопланетного вторжения.
Итог: боевик, разукрашенный научными теориями и саркастическими комментариями.
Дипломатическая миссия "Левиафана" в Стамбуле — на грани срыва. Османская империя, подстрекаемая немцами-"жестянщиками", вот-вот вступит в войну против Британии и России. Дэрин Шарп получает секретное задание, выполнение которого позволит вывести Турцию из войны. А Алек неожиданно приобретает новых друзей в лице турецких революционеров и очень необычного существа, вылупившегося из загадочных яиц доктора Барлоу...
Краткое мнение: Если в «Левиафане» немалая часть романа уделялась описанию мира и сложившемуся в Европе раскладу сил, то в «Бегемоте» мы переносимся в Османскую империю, совершенно непохожую, на своих соседей. Сюжет стал более бесшабашно авантюрным, напомнив об увлекательных романах Буссенара, в частности, «Капитане Сорви-голове».
Увы, доля описаний всевозможных дарвинистских созданий и жестянщицких творений уменьшилась, хотя полностью и не пропала. Так, появились все же автор ввел несколько новых изобретений.
В целом, роман окончательно расстался с серьезностью и логичностью. Можно простить Скотту отсутствие газовых атак, которые непременно сместили бы чашу весов в пользу жестянщиков, но были и другие недочеты. Когда капитан внезапно выложил Шарп все подробности секретной миссии, вплоть до времени и средств, мне стало смешно. Жаль, что автор не смог найти другого способа привести героев в нужное время и место.
Тем не менее новые персонажи, временно вышедшие на сцену, несколько сгладили это впечатление, жаль, что их не раскрыли по-подробнее. Отношения главных героев автор заморозил, почти не давая им сдвинуться с мертвой точки. Тем не менее Скотту удалось меня заинтриговать, так что теперь я буду с нетерпением ожидать новую книгу, надеясь, что в ней автор расскажет о загадочных боевых русских медведях.
Итог: классическая подростковая книга в авантюрно-приключенческом стиле.
Антология
И пара слов о новом разделе. Хотя долгое время не особо везло на антологии, тем более свежие, но в этом году положение изменилось. Поэтому не мог не рассказать о хорошей вещи.
Кто не знает драконов? Какой истинный поклонник фантастики и фэнтези не встречал этих существ на страницах своих самых любимых произведений? Драконы огромные и крошечные, смешные и коварные, послушные и свирепые — такие разные и такие вездесущие! В данной антологии представлена уникальная коллекция повестей и рассказов, посвященных этим огнедышащим рептилиям, порой добрым, порой жестоким, но неизменно очаровательным. Здесь вы найдете знаменитых драконов Земноморья и Перна, мудрых драконов, слабых драконов, драконов, огромных, как горная цепь, и драконов, способных уместиться на книжной полке. Под одной обложкой собраны двадцать шесть блистательных произведений, принадлежащих перу таких мастеров жанра, как Роджер Желязны, Орсон Скотт Кард, Джордж Мартин, Джеймс Блэйлок, Майкл Суэнвик и...
Краткое мнение: Весьма качественной оказалась антология "Драконы", тематика которой следует из названия. Во-первых, удачный баланс между новыми и старыми, знаменитыми и малоизвестными рассказами. Во-вторых, широкий спектр жанров, включающий не только фэнтези, но и фантастику, и реализм, и сюр, и нуар. Особо я бы отметил "Изгнание дракона Хорсбрета" и "Драконовы врата" — две холодные истории, умело использующие вполне традиционные приемы, или "Гвидион и дракон" и "Драконы из летнего ущелья", где драконы играют не столь значительную роль.