Все знают, что получать на Новый год подарки – примета хорошая. А призы получать, наверное, еще лучше. Вот поэтому мы и решили в этот раз начать Новогодний конкурс пораньше, чтобы приурочить раздачу призов-подарков к торжественному бою курантов. Мы подумали, что это должно стать хорошей приметой. А вы как думаете? Что вы вообще думаете о приметах? Верите ли вы в те из них, что стали традиционными, или обзавелись собственными? Ну, если не обзавелись, то придется. Потому что в этот раз мы разыгрываем именно приметы. Но вам самим нужно будет придумать, что они знаменуют.
ПРАВИЛА КОНКУРСА "ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИМЕТА"
I. Жеребьевка.
1. Участники прозаического конкурса выбирают один из 100 номеров, отправляют выбранный номер в личные сообщения (ЛС) организаторам и скачивают запароленный архив. По окончании жеребьевки получают пароль и узнают свою примету.
Организаторы конкурса Munen и kagami. Убедительная просьба! Обращайте внимание на то, кто из организаторов присутствует на форуме в тот момент, когда вы отправляете заявку, и пишите в ЛС именно присутствующему модератору. Это позволит избежать накладок с заказом одинаковых номеров.
2. Участники поэтического конкурса выбирают три из 100 примет по своему усмотрению, сообщают их организаторам в ЛС, а организаторы просто убирают номера из общего списка.
3. Если автор собирается участвовать в обеих ветках конкурса, он отдельно выбирает три номера для поэтического турнира и отдельно один номер темы в прозе и все это отправляет в ЛС организаторам.
4. Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора.
II. Конкурсные произведения
1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами по счетчику Word для прозы, от одного катрена и до 40 000 знаков по счетчику Word – для поэзии.
2. Произведение должно содержать элементы ФиФ
3. Сюжет произведения должен быть завязан на полученную в жеребьевке примету.
4. На конкурс принимаются только произведения нигде ранее не публиковавшиеся. Если рассказ или стихотворение были ранее опубликованы где-то в сети или на бумаге, это нарушает правило анонимности.
6. Законченные произведения присылаются на электронную почту contest@fantasy-worlds.org .
Внимание! В письме обязательно должны быть указаны: ник конкурсанта на форуме МФ, номер, доставшийся по жеребьевке и название рассказа! Принимаются файлы ТОЛЬКО в формате .doc!
Координаторы конкурса подтверждают получение работ(ы) и высылают логин и пароль для конкурсного аккаунта. Если вы не получили подтверждение, проверьте, правильно ли была осуществлена отправка, соблюдены ли все необходимые условия. Координаторы конкурса не обязаны сообщать, в чем вы допустили ошибку, и сделают это только при наличии времени и по доброте душевной.
7. В прозе от одного автора принимается не больше двух рассказов, в поэзии – не больше трех стихотворений.
8. Возможны работы в соавторстве, но, опять же, ни один автор не может участвовать более чем в двух прозаических проектах или трех поэтических.
III. Первый тур голосования
1. Все участники будут поделены на равные группы, в каждой из которых будет не более семи рассказов. Группы голосуют друг за друга по кругу. В первом туре голосования каждый участник должен выставить оценки всем в соседней группе. Если он не проголосует за подшефную группу полностью, его произведение будет снято с конкурса. Читатели и критики имеют право не голосовать за всю группу, но в таком случае их оценки будут приняты с соответствующим коэффициентом. То есть, если в группе шесть рассказов, а читатель проголосовал только за пять, его суммарная оценка умножается на 0,8, за четыре – на 0,6, за три – на 0,4, еще меньшее число – на 0,2.
2. Голосование в прозе проводится по пятибалльной системе по следующим пунктам:
1. Описание мира, оригинальность
2. Логичность повествования
3. Персонажи – их колоритность и реалистичность
4. Литературность — стилистика, грамотность
5. Субъективное восприятие – нравится\не нравится
То есть максимальное количество баллов, которое каждый голосующий может выставить одному рассказу, равно двадцати пяти. Каждая оценка должна иметь обоснование – не меньше одного предложения, иначе голос засчитан не будет.
Голосование в поэзии проводится по десятибалльной шкале по тому же принципу, но без критериев. Тем не менее и здесь каждый голосующий должен обосновать свою оценку.
3.В финал пройдут по десять произведений в каждой ветке (поэзия, проза), набравших максимальное количество баллов, независимо от того, сколько будет групп. То есть, из одной группы попасть в финал могут и больше двух участников, а из другой, если группа окажется достаточно слабой, вообще ни одного. Разделение на группы производится только для удобства голосования. Если на десятом месте с одинаковым баллом окажутся несколько произведений, то все они проходят в финал -количество финалистов будет соответственно увеличено.
IV. Второй тур голосования
Победители конкурса «Есть такая примета...» будут определяться народным голосованием. Во втором туре оно будет проходить по десятибалльной шкале в обеих ветках.
1. Финалисты обязаны проголосовать за все рассказы финала, кроме своего (или своих) собственного. В противном случае их произведения с конкурса будут сняты.
2. Оценки читателей и критиков, не проголосовавших за все финальные рассказы, будут учитываться соответственно с коэффициентами 0,9; 0,8; 0,7; 0,6; 0,5; 0,4; 0,3; 0,2; 0,1.
V Сроки
1. Жеребьевка – с 12:00 09.11.2013 до 24:00 12.11.2013 (в это время будет объявлен архив от пароля).
2. Написание – с 00:00 13.11.2013 до 24:00 03.12.2013.
Рассказы будут выложены в течение суток 04.12.2013.
3. Первый тур голосования – с 00:00 05.12.2013 до 24:00 18.12.2013.
Результаты первого тура голосования будут объявлены не позднее 12:00 19.12.2013.
4. Второй тур голосования – с 12:00 19.12.2013 до 24:00 29.12.2013.
5.30-31.12. 2013 – объявление победителей.
И еще одно правило, добавленное по требованию Самого... (шепотом) Санта Клауса!
В РАССКАЗЕ НИ В КАКОМ КОНТЕКСТЕ НЕ ДОЛЖНЫ УПОМИНАТЬСЯ КАКТУСЫ! ДАЖЕ НАМЕКА НА НИХ НЕ МОЖЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ!
Современную научную фантастику часто упрекают во вторичности и поверхностности. Невежество, нехватка свежих идей, ветхость шаблонов — список длинный, и я рад, что наконец-то появился роман "Шаги в глубину", сильно отличающийся от типовых боевиков и космоопер, причем написанный неизвестным прежде автором. Плотный, сочный и яркий слог резко погружает читателя в мир бескрайнего космоса и бурных приключений. До предела насыщенный техническими вкусностями антураж поражает воображение изысками научной и не только мысли.
Смоделировано все: от повседневных мелочей, вроде горячего кофесинта и фальшиво-заботливых психодинамиков, до глобальных принципов и правил игры. Игры размером со вселенную. Нейротехнологии управления кораблями, стройная система терминов и классификаций — рай для подлинных любителей качественных космоопер. Тщательно продуманное устройство вселенной, в меру оригинальные расы и государства. Хотя, стоит признать, автор упорно не желает задерживать внимание на каком-либо моменте. Все подается на бегу, вперемешку с тяжелыми думами и анализом, перестрелками и погонями.
Итак, довольно болтовни, ключ на старт! "Ты самая лучшая, Алекса". Инквизитор-профи, один из лучших капитанов империи Мономифа, а еще перегоревший пилот сингл-класса, едва справляющаяся с безумием. Убегающая от рутины и сытости, от уверенности в завтрашнем дне и равнодушия. Добро пожаловать на фрегат призраков, где каждый стал личным врагом закона, у каждого ворох скелетов в шкафу и ад за спиной.
Хотя, не удивлюсь, если ад окажется более приятным местом, чем прошлое некоторых личностей. Цикавый сводит вместе яркие типажи необычных персонажей, выбивает из них искры в спорах и ссорах, бросает в головокружительные приключения. С одной стороны, сами по себе характеры более или менее узнаваемы: капитан с амнезией и талантом располагать к себе людей, врач, принимавшая участие в весьма неоднозначных и откровенно жестоких исследованиях, девушка-супероружие, правда с довольно досадным ограничителем. Изюминка заключается в очень живо и достоверно прописанных диалогах, порой темпераментных и нередко забавных взаимоотношениях.
Но куда бы не отправила героев туго закрученная пружина сюжета, хоть в генетическую преисподнюю, хоть в дебри зазеркалья, хоть на эшафот, в любом случае стержневым мотивом остается поиск смысла жизни. И здесь очень удачно срабатывает обилие способностей и соответственно проблем у каждого персонажа. Тем не менее, несмотря на всю пестроту команды, основное внимание уделяется главной героине — Алексе. Автор проволакивает нас через глубины ее сознания, мимо кошмаров и воспоминаний. Жить, чтобы сражаться. Жить, чтобы каждый день был вызовом, схваткой, подвигом.
Смешно? Не верится? Один психодинамик тоже не поверил и чуть не обрел лишнее отверстие в голове. Хотя кто знает, может, оно бы ему пригодилось. Алексе же не до шуток, потому что жить старыми идеалами инквизитора она уже не может. А новые еще только обретает, совершая ошибки, набивая шишки, но упорно продвигаясь вперед.
Впрочем, картина была бы неполной, если бы я обошел вниманием минусы романа. При всех достоинствах книга была бы еще лучше без невыстреливших ружей и оставшихся невостребованными сюжетных крючков. Оборотной стороной фейерверка событий и загадок оказался запутанный сюжетный механизм, в которой попросту не вписались некоторые моменты. Второй нюанс — это глубины психики Алексы, с которыми связаны редкие провисы и сбои в темпе. К счастью, автор по большей части не злоупотребляет самокопанием и сумеречным состоянием рассудка героини.
Итог: сочная научно-техническая космоопера с элементами психотриллера.
Оксана Демченко из тех авторов, что не ищут легких путей и простых ответов. Ведь задавать сложные вопросы гораздо интереснее, и почему бы не сделать это в жанре сказочного фэнтези? Впрочем, именно сказочного в романе "Воин огня" меньше, чем в дилогии "Госпожа удачи" и уж тем более, чем в цикле "Мир Релата". В основу новой книги легли мотивы индейских и подобных им туземных мифов, противостояния между колонизаторами и аборигенами, лавинообразного развития живших прежде в ладу с природой племен. Тугой узел вопросов, каждый из которых тянет за собой цепочку новых.
Редко, когда племенам, живущим воедино с природой, дышащим свежим воздухом лесов, степей и гор, удается выстоять против более развитых и дерзких цивилизованных завоевателей. Ведь цивилизованность зачастую означает не только знания и умения, пушки и компасы, но и отточенное коварство, талантливую ложь и абсолютную уверенность в собственном превосходстве над дикими туземцами. Да и что с них взять, с верящих в двойственность души и поклоняющихся загадочным мавиви, которые якобы имеют власть над лесом и стихией? Так было. Но на этот раз что-то пошло не так. И корабли бледных сгорели дотла вместе с отрядами жестоких захватчиков. Теперь племена получили шанс на выживание, но этим шансом еще нужно распорядиться.
Молодой воин, Ичивари, сын вождя и внук знаменитого деда, оказывается именно той песчинкой, что сталкивает неудержимую лавину событий. Кому, как не юному и пытливому уму, разбираться в хитросплетениях старых суеверий и заморских традиций? Рисковать и выигрывать, ошибаться и спасать. Впрочем, любые испытания не так страшны, если рядом есть надежные друзья и наставники. И даже если останешься один, уверенность, что вдали тебя ждут и любят, даст силы свершить невозможное. Хотя, разве может быть что-то невозможным в сказке?
Еще одна немаловажная тема, затронутая в романе, это эволюция веры. От искренности и истовости к внешнему блеску и внутренней безжизненности. Автор не щадит ни племена с их суевериями и бессмысленными пересказами старых обычаев, которые трактуются как угодно, только не правильно, ни церковь Дарующего, властвующую над душами жителей Тагоры и Сакриды и из чьих Скрижалей напрочь вымараны понятия мира, милосердия и верности. Так совпало, что меня тоже давно интересовал этот вопрос, правда, подходил я к нему с иной стороны. И потому мне особенно бросилось в глаза, что второй шанс автор подарила лишь стороне племен и мавиви, обойдя стороной будущее тагоррийцев.
Впрочем, хотя подобные рассуждения и усложняют понимание, заставляя внимательно присматриваться к каждому слову или оттенку смысла, чтобы не пропустить очередной аргумент извечного спора, основную трудность при чтении составляет стиль. В "Воине огня" Демченко изменила своей привычной манере и несколько отошла от "кружевных" рядов метафор, чтобы отразить необычность и своеобразие мышления Ичивы. Размышления героя причудливо вьются, словно гибкая веревочка, то погружая в прошлое, то затрагивая чувства, то замирая на красоте леса и гор. Далеко не каждому придется по нраву брести по кривым тропкам мыслей. Однако, дикая чаща рассуждений кажется таковой лишь в первых главах, постепенно становясь более понятной.
Несмотря на законченность сюжетной линии, один вопрос так и остается без явного ответа. Есть ли шанс построить общество, основанное не на вражде и зависти, а на товариществе и взаимоуважении? Возможно ли развитие без разделения на всесильных и бесправных? Пляжи с золотоносным песком хранят молчание, но хочется верить, что вековые леса махигов станут символом будущего, а не прошлого.
Итог: история о вере, душе и выборе жизненных ориентиров.
Доброго дня, дорогие читатели колонки. Увы, времени, как и прежде, фатально не хватает, а потому задержка с появлением новых обзоров успела стать до неприличия огромной. Впрочем, за весну было прочитано немало хороших книг, а потому мне есть чем поделиться.
ОсьКрайний срокДрево и Сталь
Продолжение нашумевшего романа "Спин" любители научной фантастики ждали долго. В "Оси"Роберт Уилсон избрал другой подход, заменив масштаб действия, охватывавший без малого десятки лет и весь мир, на глубину рассуждений о сути бессмертия, природе "гипотетиков" и смысле существования. И хотя эти размышления по-своему интересны, далеко не все примут уход от широкого перечня идей, относящихся к разным научным дисциплинам. Тем не менее, то, как автор затрагивает вопросы сознания, бессмертия и существования некоей великой силы, определенно заслуживает внимания. Тем более что делает он это с позиций научных и философских позиций.
И вновь речь пойдет о продолжении, что, по-моему, весьма красноречиво характеризует современную фантастику. Во втором романе цикла "Крайний срок"Шеннон Макгвайр удается встроить уже известные факты в новую картину событий. Зомби по-прежнему остаются лишь приемом, хотя и довольно хорошо используемым, как в роли сюжетообразующего фактора, так и способа нагнетать атмосферу. Стержнем становится попытки главного героя найти высокопоставленных преступников и сохранить свой пошатнувшийся после гибели близкого человека рассудок. Смесь триллера, детектива и немного боевика — неплохое сочетание.
Если же перейти к отечественным авторам, то можно отметить пусть и средний, зато вполне добротный технобоевик Андрея Земляного"Древо и Сталь". Плюсы в виде красочных картин полномасштабных боевых действий как в космосе, так и на поверхности планет, сочных описаний военной техники заметно ослабляются излишним идеализмом, шероховатостью слога и предсказуемостью сюжета в отношении судеб главных геров, ведь Земляной охотно наделяет их везением и крутостью, часто забывая о правдоподобии.
ПаприкаДорога висельниковМор, ученик Смерти
Что же касается японских авторов, то, купившись на известность анимационной картины "Паприка", я взялся за одноименный оригинал — роман "Паприка"Ясутака Цуцуи. Учитывая, что работа мозга до сих пор относительно слабо изучена, здесь открывается широкий простор для фантазии. Увы, если в первой половине автор еще удачно смешивал бредовость и реализм, то далее роман распался на галлюциногенные обрывки эротических и безумных картин, почти не объединенных сюжетом и смыслом. Если учесть, что я не поклонник сюрреализма и психоделики, то не удивительно, что даже псевдонаучные рассуждения не смогли исправить положения.
Роман Натальи Резановой"Дорога висельников" заметно выделяется из общего ряда фэнтези. Если вы скучаете по неторопливому и плавному слогу, псевдоисторической дотошности и классическим приключениям, то эта книга предназначена для вас. Несмотря на принадлежность к циклу, ее вполне можно читать отдельно от остальных. Существенный минусом является то, что, к сожалению, развитие характеров получилось не столь достоверным и убедительным, как статичные портреты персонажей. Впрочем, любители классических приключений с честными и отважными героями вероятнее всего останутся довольны.
Говорят, что все без исключения книги Терри Пратчетта достойны высокой оценки. И хотя меня трудно отнести к фанатам автора, но в случае "Мора, ученика Смерти" я полностью согласен с этим утверждением. Цветистая смесь иронии и философии, яркие характеры персонажей, отличные юмористические зарисовки и подернутые дымкой грусти светлые притчи, — все это делает книгу поистине великолепной. Тем более, что одним из основных действующих лиц становится наш старый знакомый по циклу "Плоского мира" — его величество Смерть, решивший временно отойти от дел и выбравший не самую идеальную замену себе.
Жнецы суть ангелыЦветы на нашем пепле
Среди переводной фантастики довольно часто встречаются постапокалиптические романы. Вот и очередной представитель темного жанра увидел свет в России. Впрочем, на мой взгляд, «Жнецы суть ангелы» Олдена Белла не отличаются какой-либо новизной, предпочитая щеголять не оригинальным оперением, а натасканными из других книг элементами. Но учитывая, что большинство заимствований уже успели примелькаться во многих зомби-романах, шансов на славу у "Жнецов" немного. Тем более, что центральная идея недостаточно сильна, чтобы вытащить сюжет, а атмосфера не отличается особой глубиной проработки.
Иногда полезно не только следить за новинками, но и обращаться к старым, подчас незаслуженно забытым романам. Так, книга "Цветы на нашем пепле"Юлия Буркина хотя и редко упоминается в обсуждениях на форумах, тем не менее, вполне достойна высокой оценки. Оригинальный мир, живо и необычно поданные главные герои, довольно удачный прием с японообразными стихами в роли эпиграфов. Да и социокультурное моделирование получилось у Буркина весьма неплохо. Единственное, что немного портит книгу, сходство некоторых сюжетных ходов с классическими произведениями. Впрочем, все они гармонично вписаны в ткань романа и не вызвали у меня какого-либо отторжения.
Рыжие псы войныФэнтези-2011
Незаметно и без особой помпы стартовал очередной межавторский проект — "Эадор". От остальных отечественных пасынков коммерции его отличает мрачная, жесткая стилистика темного фэнтези. Первая книга "Рыжие псы войны" принадлежит перу Эльдара Сафина, довольно перспективного и интересного автора. Хотя в тексте хватает повторов и ляпов, которые по идее легко убираются при внимательной редактуре, а сюжет нередко оказывается излишне прост, автор берет свое удачными поворотами истории, любопытными декорациями и интересными вставками с рассуждениями.
И теперь, в завершение обзора, поговорим об антологиях. На этот раз в руки мне попался сборник "Фэнтези-2011" под редакцией Мельника. Не скажу, что подборка получилась сверхудачной, но определенный уровень все-таки выдержан. Есть хорошие тексты известных писателей, например "Ось мира"Логинова и "Мир"Дяченко. Есть и удачные работы не столь именитых мастеров — "Воды Алфея"Погуляя и Катласа. А вот вещи Калашова мне не приглянулись — слишком много витиеватости там, где можно было обойтись и без докучливой игры в стилизацию.
Учитывая мои сложные отношения с малой формой, к выбору сборников я всегда подхожу с особой тщательностью, придирчиво взвешивая все за и против. В случае "Мастера Дороги" плюсов оказалось немало. И многообещающее содержание, и желание познакомиться с творчеством Владимира Аренева, и банальное любопыство. Поэтому нет ничего удивительного, что при первой же возможности я, едва сдерживая волнение, взялся за сборник, чтобы отправиться в далекое-далекое путешествие:
Рассказ, который хорош именно своей простотой. Спокойным, размеренным слогом и речью главного героя, где вымерено каждое или почти каждое слово. Вкусными штрихами описаний, неспешным темпом повествования. А вот сама изюминка идеи, внутренний стержень рассказа, заметно уступает слогу и стилю. Та же простота становится из преимущества недостатком. По крайней мере, в том случае, когда хочется не только внешнего, но и внутреннего.
Одна из отличительных черт рассказа — его многослойность. Обычная повседневность, быт усталого старика-ветерана. Под ней проступает гротескное, чуточку абсурдное противостояние зверей и людей. А еще глубже лежит нечто, что несложно ощутить, но трудно описать и понять. И это изрядно портит послевкусие. К тому же львиная доля аллюзий, связанных с Питером и творчеством Чуковского, я не мог найти чисто физически, не будучи знаком с оригиналом. Ладно, почти не знаком.
На первый взгляд, начинающийся довольно просто, хотя и красочно, рассказ быстро оборачивается многослойной картиной. Даже по отдельности каждый слой смотрится весьма и весьма достойно, но вместе они образуют еще более интересную историю, где почти каждый персонаж носит маску, а порой и несколько. Быть может, темы, которые затрагивает автор и не новы. Власть и способность принять ее. Умение признавать поражение. Но в сочетании с многослойностью и красочностью они смотрятся более чем уместно.
Забавный мир, веселые аллюзии и мягкая ирония над нелегкими судьбами писателей и критиков. Хорошая притча с довольно непредсказуемым и поучительным финалом.
Рассказ, давший название сборнику, по определению не может быть чем-то заурядным или скучным. Ведь он должен задавать тон, или хотя бы выделяться из общего ряда. Вот "Мастер дороги" и выделяется. Необычным, ступеньчатым, чуть витиеватым слогом. Сложным сплетением мифов, легенд и были в пеструю, изящную ткань повествования. Захватывающим, несмотря на медлительность, сюжетом. Единственный нюанс, хотя может быть я ошибаюсь, ближе к концу слог упростился, а насыщенность образов и красок уменьшилась.
Как ни странно, вопреки моему предубеждению против хоррора, этот рассказ мне понравился. Понравился мягко обволакивающей атмосферой напряжения, которую усиливали удачно подобранные образы и декорации. Огни светильников, полосы рядов. И странные слушатели, одновременно похожие и непохожие на людей. Увлекательная нить повествования, мыслей героя не дает расслабиться и отвлечься, то самого финала. Сильного и взрывного.
Очередной пример того, как Аренев умеет из простой истории, больше похожей на зарисовку, сделать яркую и запоминающуюся вещь. Обычный быт студента. Зачеты, лень и развлечения. И странные мечты, зовущие куда-то далеко, прочь от обыденности и скуки. Вот только достоен ли ты этого зова? Готов ли принять ответственность? По-настоящему, без шпоры в кармане и купюры в зачетке?
На первый взгляд простая и забавная история быстро обретает жутковатые нотки. Небольшая перегруженность малозначительными деталями, сочетающаяся с недосказанностью, замедляет темп, делая его рваным. Мораль не особо впечатляет, но ловкий поворот сюжета в финале заслуживает уважения.
Часто ли мы вспоминаем о детстве, о времени, когда чудеса казались нам близкими и реальными, даже более реальными, чем повседневность? То-то и оно, что нет. А если и вспоминаем, то, с сожалением признавая, что мы не в силах повернуть время вспять. Не в силах вновь поверить в невозможное, в живущую рядом с нами сказку. Не в силах взять и задать вопрос, на который не сможет ответить ни один взрослый.
Еще один рассказ, который прошел мимо меня. Мысли и переживания героя описаны очень подробно, зато общая канва сюжета сильно пострадала от обилия аллюзий и загадок. Быть может, поклонники Дантевского творчества порадуются при чтении рассказа, но я остался равнодушен к поискам и метаниям художника.
Собственно, центральным произведением сборника для меня стал все же не "Мастер дороги", а именно "Душница". Повесть заслуживает много большего, чем скудный отзыв или короткое мнение. Из-за оригинального мироустройства, из-за честности и достоверности героев, из-за поднимаемых вопросов... Много из-за чего. Она рассказывает о каждом из нас, о честности и рыцарстве. О сложном мире, где и то, и другое лишено смысла. Мире, где поэт вынужден быть убийцей, а актер — лжецом. и где лишь дети пытаются найти и сохранить правду о жизни.
Сказка и мечта всегда рядом с нами. А захотим ли мы увидеть ее — зависит от нас. Можно в нее не верить, можно отворачиваться и видеть лишь привычное. Только это ничего не изменит. Сказка все равно есть.
Оценка: 7.
Вот и закончилось путешествие. Остались позади пестрые картины разных историй — странных и забавных, философских и простых. Был ли в нем толк, каждый решит сам. И пусть не все истории затронули меня, я остался доволен сборником. Если Аренев опубликует долгожданные романы, то еще один читатель ему обеспечен.
Итог: хороший сборник, знакомящий с необычным творчеством автора.