Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 октября 2013 г. 12:18

Оксана Демченко из тех авторов, что не ищут легких путей и простых ответов. Ведь задавать сложные вопросы гораздо интереснее, и почему бы не сделать это в жанре сказочного фэнтези? Впрочем, именно сказочного в романе "Воин огня" меньше, чем в дилогии "Госпожа удачи" и уж тем более, чем в цикле "Мир Релата". В основу новой книги легли мотивы индейских и подобных им туземных мифов, противостояния между колонизаторами и аборигенами, лавинообразного развития живших прежде в ладу с природой племен. Тугой узел вопросов, каждый из которых тянет за собой цепочку новых.

Редко, когда племенам, живущим воедино с природой, дышащим свежим воздухом лесов, степей и гор, удается выстоять против более развитых и дерзких цивилизованных завоевателей. Ведь цивилизованность зачастую означает не только знания и умения, пушки и компасы, но и отточенное коварство, талантливую ложь и абсолютную уверенность в собственном превосходстве над дикими туземцами. Да и что с них взять, с верящих в двойственность души и поклоняющихся загадочным мавиви, которые якобы имеют власть над лесом и стихией? Так было. Но на этот раз что-то пошло не так. И корабли бледных сгорели дотла вместе с отрядами жестоких захватчиков. Теперь племена получили шанс на выживание, но этим шансом еще нужно распорядиться.

Молодой воин, Ичивари, сын вождя и внук знаменитого деда, оказывается именно той песчинкой, что сталкивает неудержимую лавину событий. Кому, как не юному и пытливому уму, разбираться в хитросплетениях старых суеверий и заморских традиций? Рисковать и выигрывать, ошибаться и спасать. Впрочем, любые испытания не так страшны, если рядом есть надежные друзья и наставники. И даже если останешься один, уверенность, что вдали тебя ждут и любят, даст силы свершить невозможное. Хотя, разве может быть что-то невозможным в сказке?

Еще одна немаловажная тема, затронутая в романе, это эволюция веры. От искренности и истовости к внешнему блеску и внутренней безжизненности. Автор не щадит ни племена с их суевериями и бессмысленными пересказами старых обычаев, которые трактуются как угодно, только не правильно, ни церковь Дарующего, властвующую над душами жителей Тагоры и Сакриды и из чьих Скрижалей напрочь вымараны понятия мира, милосердия и верности. Так совпало, что меня тоже давно интересовал этот вопрос, правда, подходил я к нему с иной стороны. И потому мне особенно бросилось в глаза, что второй шанс автор подарила лишь стороне племен и мавиви, обойдя стороной будущее тагоррийцев.

Впрочем, хотя подобные рассуждения и усложняют понимание, заставляя внимательно присматриваться к каждому слову или оттенку смысла, чтобы не пропустить очередной аргумент извечного спора, основную трудность при чтении составляет стиль. В "Воине огня" Демченко изменила своей привычной манере и несколько отошла от "кружевных" рядов метафор, чтобы отразить необычность и своеобразие мышления Ичивы. Размышления героя причудливо вьются, словно гибкая веревочка, то погружая в прошлое, то затрагивая чувства, то замирая на красоте леса и гор. Далеко не каждому придется по нраву брести по кривым тропкам мыслей. Однако, дикая чаща рассуждений кажется таковой лишь в первых главах, постепенно становясь более понятной.

Несмотря на законченность сюжетной линии, один вопрос так и остается без явного ответа. Есть ли шанс построить общество, основанное не на вражде и зависти, а на товариществе и взаимоуважении? Возможно ли развитие без разделения на всесильных и бесправных? Пляжи с золотоносным песком хранят молчание, но хочется верить, что вековые леса махигов станут символом будущего, а не прошлого.

Итог: история о вере, душе и выборе жизненных ориентиров.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 26 сентября 2013 г. 14:10

Доброго дня, дорогие читатели колонки. Увы, времени, как и прежде, фатально не хватает, а потому задержка с появлением новых обзоров успела стать до неприличия огромной. Впрочем, за весну было прочитано немало хороших книг, а потому мне есть чем поделиться.

Ось
Ось
Крайний срок
Крайний срок
Древо и Сталь
Древо и Сталь

Продолжение нашумевшего романа "Спин" любители научной фантастики ждали долго. В "Оси" Роберт Уилсон избрал другой подход, заменив масштаб действия, охватывавший без малого десятки лет и весь мир, на глубину рассуждений о сути бессмертия, природе "гипотетиков" и смысле существования. И хотя эти размышления по-своему интересны, далеко не все примут уход от широкого перечня идей, относящихся к разным научным дисциплинам. Тем не менее, то, как автор затрагивает вопросы сознания, бессмертия и существования некоей великой силы, определенно заслуживает внимания. Тем более что делает он это с позиций научных и философских позиций.

И вновь речь пойдет о продолжении, что, по-моему, весьма красноречиво характеризует современную фантастику. Во втором романе цикла "Крайний срок" Шеннон Макгвайр удается встроить уже известные факты в новую картину событий. Зомби по-прежнему остаются лишь приемом, хотя и довольно хорошо используемым, как в роли сюжетообразующего фактора, так и способа нагнетать атмосферу. Стержнем становится попытки главного героя найти высокопоставленных преступников и сохранить свой пошатнувшийся после гибели близкого человека рассудок. Смесь триллера, детектива и немного боевика — неплохое сочетание.

Если же перейти к отечественным авторам, то можно отметить пусть и средний, зато вполне добротный технобоевик Андрея Земляного "Древо и Сталь". Плюсы в виде красочных картин полномасштабных боевых действий как в космосе, так и на поверхности планет, сочных описаний военной техники заметно ослабляются излишним идеализмом, шероховатостью слога и предсказуемостью сюжета в отношении судеб главных геров, ведь Земляной охотно наделяет их везением и крутостью, часто забывая о правдоподобии.

Паприка
Паприка
Дорога висельников
Дорога висельников
Мор, ученик Смерти
Мор, ученик Смерти

Что же касается японских авторов, то, купившись на известность анимационной картины "Паприка", я взялся за одноименный оригинал — роман "Паприка" Ясутака Цуцуи. Учитывая, что работа мозга до сих пор относительно слабо изучена, здесь открывается широкий простор для фантазии. Увы, если в первой половине автор еще удачно смешивал бредовость и реализм, то далее роман распался на галлюциногенные обрывки эротических и безумных картин, почти не объединенных сюжетом и смыслом. Если учесть, что я не поклонник сюрреализма и психоделики, то не удивительно, что даже псевдонаучные рассуждения не смогли исправить положения.

Роман Натальи Резановой "Дорога висельников" заметно выделяется из общего ряда фэнтези. Если вы скучаете по неторопливому и плавному слогу, псевдоисторической дотошности и классическим приключениям, то эта книга предназначена для вас. Несмотря на принадлежность к циклу, ее вполне можно читать отдельно от остальных. Существенный минусом является то, что, к сожалению, развитие характеров получилось не столь достоверным и убедительным, как статичные портреты персонажей. Впрочем, любители классических приключений с честными и отважными героями вероятнее всего останутся довольны.

Говорят, что все без исключения книги Терри Пратчетта достойны высокой оценки. И хотя меня трудно отнести к фанатам автора, но в случае "Мора, ученика Смерти" я полностью согласен с этим утверждением. Цветистая смесь иронии и философии, яркие характеры персонажей, отличные юмористические зарисовки и подернутые дымкой грусти светлые притчи, — все это делает книгу поистине великолепной. Тем более, что одним из основных действующих лиц становится наш старый знакомый по циклу "Плоского мира" — его величество Смерть, решивший временно отойти от дел и выбравший не самую идеальную замену себе.

Жнецы суть ангелы
Жнецы суть ангелы
Цветы на нашем пепле
Цветы на нашем пепле

Среди переводной фантастики довольно часто встречаются постапокалиптические романы. Вот и очередной представитель темного жанра увидел свет в России. Впрочем, на мой взгляд, «Жнецы суть ангелы» Олдена Белла не отличаются какой-либо новизной, предпочитая щеголять не оригинальным оперением, а натасканными из других книг элементами. Но учитывая, что большинство заимствований уже успели примелькаться во многих зомби-романах, шансов на славу у "Жнецов" немного. Тем более, что центральная идея недостаточно сильна, чтобы вытащить сюжет, а атмосфера не отличается особой глубиной проработки.

Иногда полезно не только следить за новинками, но и обращаться к старым, подчас незаслуженно забытым романам. Так, книга "Цветы на нашем пепле" Юлия Буркина хотя и редко упоминается в обсуждениях на форумах, тем не менее, вполне достойна высокой оценки. Оригинальный мир, живо и необычно поданные главные герои, довольно удачный прием с японообразными стихами в роли эпиграфов. Да и социокультурное моделирование получилось у Буркина весьма неплохо. Единственное, что немного портит книгу, сходство некоторых сюжетных ходов с классическими произведениями. Впрочем, все они гармонично вписаны в ткань романа и не вызвали у меня какого-либо отторжения.

Рыжие псы войны
Рыжие псы войны
Фэнтези-2011
Фэнтези-2011

Незаметно и без особой помпы стартовал очередной межавторский проект — "Эадор". От остальных отечественных пасынков коммерции его отличает мрачная, жесткая стилистика темного фэнтези. Первая книга "Рыжие псы войны" принадлежит перу Эльдара Сафина, довольно перспективного и интересного автора. Хотя в тексте хватает повторов и ляпов, которые по идее легко убираются при внимательной редактуре, а сюжет нередко оказывается излишне прост, автор берет свое удачными поворотами истории, любопытными декорациями и интересными вставками с рассуждениями.

И теперь, в завершение обзора, поговорим об антологиях. На этот раз в руки мне попался сборник "Фэнтези-2011" под редакцией Мельника. Не скажу, что подборка получилась сверхудачной, но определенный уровень все-таки выдержан. Есть хорошие тексты известных писателей, например "Ось мира" Логинова и "Мир" Дяченко. Есть и удачные работы не столь именитых мастеров — "Воды Алфея" Погуляя и Катласа. А вот вещи Калашова мне не приглянулись — слишком много витиеватости там, где можно было обойтись и без докучливой игры в стилизацию.


Статья написана 22 августа 2013 г. 18:31

Учитывая мои сложные отношения с малой формой, к выбору сборников я всегда подхожу с особой тщательностью, придирчиво взвешивая все за и против. В случае "Мастера Дороги" плюсов оказалось немало. И многообещающее содержание, и желание познакомиться с творчеством Владимира Аренева, и банальное любопыство. Поэтому нет ничего удивительного, что при первой же возможности я, едва сдерживая волнение, взялся за сборник, чтобы отправиться в далекое-далекое путешествие:

Туда…

"Единственная дорога"

Рассказ, который хорош именно своей простотой. Спокойным, размеренным слогом и речью главного героя, где вымерено каждое или почти каждое слово. Вкусными штрихами описаний, неспешным темпом повествования. А вот сама изюминка идеи, внутренний стержень рассказа, заметно уступает слогу и стилю. Та же простота становится из преимущества недостатком. По крайней мере, в том случае, когда хочется не только внешнего, но и внутреннего.

Оценка: 7.




"В ожидании К."

Одна из отличительных черт рассказа — его многослойность. Обычная повседневность, быт усталого старика-ветерана. Под ней проступает гротескное, чуточку абсурдное противостояние зверей и людей. А еще глубже лежит нечто, что несложно ощутить, но трудно описать и понять. И это изрядно портит послевкусие. К тому же львиная доля аллюзий, связанных с Питером и творчеством Чуковского, я не мог найти чисто физически, не будучи знаком с оригиналом. Ладно, почти не знаком.

Оценка: 7.




"Первое правило свинопаса"

На первый взгляд, начинающийся довольно просто, хотя и красочно, рассказ быстро оборачивается многослойной картиной. Даже по отдельности каждый слой смотрится весьма и весьма достойно, но вместе они образуют еще более интересную историю, где почти каждый персонаж носит маску, а порой и несколько. Быть может, темы, которые затрагивает автор и не новы. Власть и способность принять ее. Умение признавать поражение. Но в сочетании с многослойностью и красочностью они смотрятся более чем уместно.

Оценка: 8.




"Каморка под лестницей"

Забавный мир, веселые аллюзии и мягкая ирония над нелегкими судьбами писателей и критиков. Хорошая притча с довольно непредсказуемым и поучительным финалом.

Оценка: 8.




"Мастер дороги"

Рассказ, давший название сборнику, по определению не может быть чем-то заурядным или скучным. Ведь он должен задавать тон, или хотя бы выделяться из общего ряда. Вот "Мастер дороги" и выделяется. Необычным, ступеньчатым, чуть витиеватым слогом. Сложным сплетением мифов, легенд и были в пеструю, изящную ткань повествования. Захватывающим, несмотря на медлительность, сюжетом. Единственный нюанс, хотя может быть я ошибаюсь, ближе к концу слог упростился, а насыщенность образов и красок уменьшилась.

Оценка: 8.




"Вкус к знаниям"

Как ни странно, вопреки моему предубеждению против хоррора, этот рассказ мне понравился. Понравился мягко обволакивающей атмосферой напряжения, которую усиливали удачно подобранные образы и декорации. Огни светильников, полосы рядов. И странные слушатели, одновременно похожие и непохожие на людей. Увлекательная нить повествования, мыслей героя не дает расслабиться и отвлечься, то самого финала. Сильного и взрывного.

Оценка: 8.

…и обратно

"Зачет для избранного"

Очередной пример того, как Аренев умеет из простой истории, больше похожей на зарисовку, сделать яркую и запоминающуюся вещь. Обычный быт студента. Зачеты, лень и развлечения. И странные мечты, зовущие куда-то далеко, прочь от обыденности и скуки. Вот только достоен ли ты этого зова? Готов ли принять ответственность? По-настоящему, без шпоры в кармане и купюры в зачетке?

Оценка: 8.




"Часы с боем"

На первый взгляд простая и забавная история быстро обретает жутковатые нотки. Небольшая перегруженность малозначительными деталями, сочетающаяся с недосказанностью, замедляет темп, делая его рваным. Мораль не особо впечатляет, но ловкий поворот сюжета в финале заслуживает уважения.

Оценка: 7.




"Дело о детском вопросе"

Часто ли мы вспоминаем о детстве, о времени, когда чудеса казались нам близкими и реальными, даже более реальными, чем повседневность? То-то и оно, что нет. А если и вспоминаем, то, с сожалением признавая, что мы не в силах повернуть время вспять. Не в силах вновь поверить в невозможное, в живущую рядом с нами сказку. Не в силах взять и задать вопрос, на который не сможет ответить ни один взрослый.

Оценка: 8.




"Нарисуйте мне рай"

Еще один рассказ, который прошел мимо меня. Мысли и переживания героя описаны очень подробно, зато общая канва сюжета сильно пострадала от обилия аллюзий и загадок. Быть может, поклонники Дантевского творчества порадуются при чтении рассказа, но я остался равнодушен к поискам и метаниям художника.

Оценка: 6.




"Душница"

Собственно, центральным произведением сборника для меня стал все же не "Мастер дороги", а именно "Душница". Повесть заслуживает много большего, чем скудный отзыв или короткое мнение. Из-за оригинального мироустройства, из-за честности и достоверности героев, из-за поднимаемых вопросов... Много из-за чего. Она рассказывает о каждом из нас, о честности и рыцарстве. О сложном мире, где и то, и другое лишено смысла. Мире, где поэт вынужден быть убийцей, а актер — лжецом. и где лишь дети пытаются найти и сохранить правду о жизни.

Оценка: 9.




"Домовой"

Сказка и мечта всегда рядом с нами. А захотим ли мы увидеть ее — зависит от нас. Можно в нее не верить, можно отворачиваться и видеть лишь привычное. Только это ничего не изменит. Сказка все равно есть.

Оценка: 7.




Вот и закончилось путешествие. Остались позади пестрые картины разных историй — странных и забавных, философских и простых. Был ли в нем толк, каждый решит сам. И пусть не все истории затронули меня, я остался доволен сборником. Если Аренев опубликует долгожданные романы, то еще один читатель ему обеспечен.

Итог: хороший сборник, знакомящий с необычным творчеством автора.

Моя оценка: 8/10


Статья написана 23 июля 2013 г. 08:38

Нельзя сказать, чтобы отечественные читатели были избалованы обилием одновременно и качественной, и масштабной космофантастики, особенно в последние годы. В большинстве случаев авторы идут по легкому пути, довольствуясь ярким антуражем при заурядном сюжете и грубо вписанной морали. Ни о каких изысках речи не идет. Грозные линкоры, мужественные герои, презренные враги. Казалось бы, канон определен раз и навсегда, редкие удачи, например, "Сфера Великорасы" Зоричей лишь подтверждают общее правило. Как бы не так.

В цикле "Ойкумена" Олди наглядно продемонстрировали, что под одной обложкой вполне возможно соединить научную фантастику и космооперу, не забывая о социальных конфликтах, психологических играх и философских размышлениях, и я уже не говорю о ярких приключениях. За космической симфонией "Ойкумены" последовала сюита "Городу и миру", посвященная второй, технической половине населяющих вселенную рас — техноложцам. Сюжетно она дополняла первую трилогию, являясь скорее предисторией, чем продолжением. И вот теперь барабанная дробь, и на манеже...

"Волчонок" Марк Кай Тумидус. Племянник того самого Гая Тумидуса, знакомого читателям по первой трилогии. Помпилианец до мозга костей. Захват и клеймление рабов для них абсолютно естественен и неотъемлем с момента рождения. Хищник, привыкший повелевать, а не подчиняться. Волк, а точнее пока еще волчонок. Но с хорошими задатками. На протяжении всей книги мы будем наблюдать за тем, как Марк учится приказывать и исполнять приказы. Подчиняться старшему — и тут же скалить зубы. Скалься, скалься, волчонок, пугай врагов!

С помпилианцами Олди познакомили нас еще в "Кукольнике". В "Волчонке" они не предложат нам почти ничего кардинально нового. Вместо этого соавторы сводят воедино прежде разрозненные сведения, расширяют и углубляют наши представления об этой расе. Вместо голой информации — сочные, яркие сцены, в которых полноценно раскрываются целый ряд нюансов поведения и стереотипов помпилианского общества. Это и три ступени: раб, ботва, свободный человек. Тонкости армейской иерархии. Различия между рабовладельцами и коллантариями.

Что касается философской начинки романа, то, как и в предыдущих трилогиях, Олди неторопливо готовят почву для цветка идеи, ограничиваясь намеками и заряжанием плазматоров. Судите сами, в "Ойкумене" человечество оказалось на пороге перемен. Казалось, колланты, иначе говоря, коллективные антисы — следующий этап развития, надежда всех рас. И чем же все обернулось? Торжественным маршем разума и духа, победным шествием человечества по космосу? Нет, скорее праздником зависти и обиды, жалкими дрязгами и толканием локтями. Демонстрацией дикости, уж не отсюда ли вытекает название нового цикла, "Дикари Ойкумены"?

В стиле Олди также остались верны себе. Виньетки рассуждений, житейской мудрости и изящных фраз оттеняют сочный, красочный, насыщенный яркими образами и сравнениями слог романа. Поразительно удачно подобранные названия для технических диковин, термины для несуществующих, но не становящихся от этого менее интересными наук.

Если отдалиться, то сюжет романа покажется прямолинейным и простым. Учеба, еще раз учеба, первые задания, поиск друзей и врагов. Но стоит присмотреться, как выясняется, что Олди выбирают отнюдь не самые предсказуемые, зато весьма логичные и любопытные сюжетные ходы. А тонкие нотки контрапунктов шпионской игры и научных поисков приятно разнообразят бравурные взрывы воинского марша. Тем более что и в боевых сценах скучать не придется. Олди отлично знают, где добавить пафоса, где улыбки, а где минуту молчания.

Итог: становление молодого волка, готовящее почву для новой трилогии.

Моя оценка: 9/10


Статья написана 19 июня 2013 г. 14:30

В этом странном мире красота граничит с уродством, любовь с ненавистью, а верность с предательством. В небо над столицей возносится прекрасный, воздушный дворец, в котором помимо величественных залов, покоев и переходов, таятся темные провалы, куда не осмеливается заходить ни один человек. Здесь боги стали жалкими и беспомощными игрушкой смертных, уже много веков один род правит всем миром, но сколько еще будет продолжаться это шаткое равновесие?

В своем дебютном романе "Сто тысяч королевств" Н.К. Джемисин щедро соединяет и мифологию, и политические интриги, и семейные тайны, и любовную историю. Причем все эти линии очень туго переплетены между собой, так что не представляется возможным отделить одно от другого. И случайная беседа, казалось бы имеющая политические мотивы, может стать толчком к развитию совершенно другой линии. С одной стороны подобный подход дает более целостную, живую картину восприятия, но с другой, нельзя пропускать малоинтересную или неприятную сцену, поскольку никогда не знаешь заранее, какие намеки будут в ней даны.

И это тем более важно, так как сведения о мире подаются нам разрозненно, отрывками, по мере того, как героиня переходит от одного предмета к другому. Иногда она прерывает свой рассказ, отвлекаясь на воспоминания, иногда — заполняя пробелы в нашем представлении о мире. Стоит отметить красочность и метафоричность слога. Тем более что Джемисин уделяет немало внимания чувствам героини, при этом чередуя сцены, где та ведет себя эмоционально, с теми, где она рассудительна и хладнокровна. Это особенно важно, если учесть, что действие балансирует на грани с любовным романом, порой почти переходя черту. Впрочем, как отмечалось выше, романтические эпизоды чередуются с подчеркнуто деловыми и логичными, поэтому сильного отвращения своей слащавостью они не вызывают, хотя подчас сильно раздражают.

Еще один важный момент — поведение богов. У Джемисин получилось сделать их по-настоящему многоликими фигурами с загадочными и непредсказуемыми характерами, которые очень трудно понять с человеческой точки зрения. Более того, именно боги оказываются самыми интересными героями, поскольку другие персонажи на их фоне выглядят слишком блекло и невыразительно. Впрочем, это не удивительно, ведь у бессмертных, неимоверно древних существ со своими понятиями и правилами, внутренний мир гораздо богаче, чем у короткоживущих, хрупких людей. Тем не менее, богов терзают те же страсти и переживания, только умноженные в миллионы раз, так что шанс понять все же присутствует. И напоследок я бы отметил неоднократно затрагиваемый в романе момент рабства и подчинения, который теоретически можно отнести к афроамериканскому происхождению автора.

Итог: закрученный роман с романтическим ароматом и множеством интриг о богах и людях.

Моя оценка: 7/10





  Подписка

Количество подписчиков: 290

⇑ Наверх