Мир десять тысячелетий назад. Последние отступающие ледники, первые легендарные империи, мифические предки финнов и славян и чудом сохранившиеся реликты куда более древних эпох — все это мир великой Аратты и окружающих ее диких земель.
Пятнадцатилетний царевич Аюр отправляется на свою первую настоящую охоту, чтобы в единоборстве одолеть великого зверя. Его путь лежит в Ползучие горы, где все еще водятся мамонты и кровожадные саблезубцы. В желании испытать себя юноша даже не представляет, как далеко ему придется зайти на этом пути. То, с чем ему предстоит столкнуться, куда хуже любого дикого зверя…
Юная Кирья из лесного племени ингри, живущего на окраине обитаемого мира, случайно открывает в себе волшебный дар. Простая глиняная свистулька в ее руках обретает необыкновенную и порой опасную силу. Как распорядиться этой силой, особенно когда в лесные земли вторгаются чужаки и привычный мир начинает рушиться прямо у нее на глазах?
Чаще всего в фэнтези-романах авторы воссоздают в своих мирах либо феодальный строй с королевствами, замками и рыцарями, либо близкое к современному общество, а затем дополняют по вкусу всевозможной магией. И довольно редко кто-нибудь обращается к реалиям первобытного общества, причем не в виде примитивной попаданческой бродилки, но развивая полноценную многослойную историю. В этом плане соавторский цикл "Аратта"Марии Семеновой и Анны Гуровой оказался весьма приятной находкой и симпатичной диковинкой.
Могущественное государство ариев давным-давно покорило разрозненные и разноязыкие племена, вплоть до диких мохначей у Ползучих гор, и даже злокозненные накхи, талантливые воители-одиночки, склонили головы перед голубоглазыми и светловолосыми гордецами. Что уж говорить про Затуманный край, в котором обитают дикарские племена ингри? Две непоколебимые опоры у Аратты — прекрасно организованное и дисциплинированное войско лучников, бьющих без промаха, хоть на скаку, хоть с колесниц; и влиятельное жречество храма Исвархи, которое обожествляет солнцеликого повелителя Аратты, государя Ардвана, и подавляет другие культы. Но всему на свете когда-то приходит конец, в том числе благополучию и миру. Холодное море неумолимо поглощает северные пределы Аратты, неурожаи провоцируют голодные бунты, при странных обстоятельствах гибнут сыновья государя, а в дворцовых стенах плетутся интриги и заговоры. Но даже в столь напряженный момент Ардван вынужден соблюсти традицию и отправить своего младшего сына на Великую Охоту, где юноша должен встретить опасного зверя и убить его.
Пожалуй, важнейший момент при анализе "Великой Охоты" заключается в том, что цикл следует отнести и рассматривать как подростково-всевозрастной, например, по аналогии с трилогией "Море Осколков" Аберкромби. Разумеется, это не глянцевый шаблонный янг-эдалт, который кроится по стереотипным лекалам, но затрагиваемая в романе проблематика весьма близка детско-юношеской аудитории. Поиск своего места в иерархии общества, первый опыт ответственности в серьезных вещах, умение общаться и работать с самыми разными людьми. Впрочем, и взрослые получат свою долю удовольствия от сдержанной авторской иронии и добротного стиля.
Изначально история течет двумя потоками, повествуя в одной сюжетной линии о путешествии царевича и его спутников, а во второй — о жизни одного из племен ингри. Однако затем эти потоки сталкиваются и разделяются на отдельные ручейки, и всем главным героям придется бороться за свои жизни и мечты. Изнеженный и наивный царевич Аюр всю жизнь провел в отцовском дворце среди услужливых сановников и преданных воинов и довольно поздно отправился на Охоту Силы, где он впервые окажется лицом к лицу со смертью. Резкий, мстительный и упрямый Ширам, поставленный во главе охраны в путешествии, является не только опытным бойцом, но и саарсаном накхов, происходя из рода прежнего повелителя, который некогда преклонил колени перед воинской мощью ариев. И здесь у него появится шанс доказать себе, что дед ошибся, когда счел его плохим правителем. Язвительный и вольнодумный жрец Хаста обнаружит, что помимо уловок и трюков, которых он насмотрелся в столичном храме Исвархи, есть и нечто настоящее, могущественное и чудесное. Учай и Урхо, сыновья вождя рода Хирвы, попробуют вкус власти и на собственной шкуре узнаю, как сложно отличить правду от лжи. А Мазайка, волчий пастушок, вступится за свою подружку, Кирью, у которой внезапно обнаружилась власть обращаться к миру духов. Линии их судеб, а также других персонажей, причудливо перемешаются, устремляя Аратту к обрыву, за которым ее ждет неизвестность.
Итог:приключения царской охоты в Затуманном краю гигантских лесов, опасных духов и диких племен.
Аттикус О‘Салливан, последний из друидов, не сильно беспокоится о ведьмах. Тем не менее, он делает реверанс местному ковену, планируя подписать с ним выгодное обеим сторонам соглашение о ненападении, когда внезапно количество ведьм в Темпе, Аризона, увеличивается в четыре раза за одну ночь. И новые девушки не просто плохие, они злобные, и имеют за спиной тёмную историю участия в ВМВ на стороне Германии.
С учётом падшего ангела, пирующего над телами местных школьников, толпы вакханок, захвативших с собой из Вегаса присущую им атмосферу смертоносного декаданса, и опасной, но сексуальной кельтской богини огня, добивающейся его расположения, Аттикусу сложно выкроить время для охоты на ведьм. Но при поддержке своего магического меча, соседского гранатомёта и вампира-адвоката, Аттикус готов прошвырнуться по городу и продемонстрировать ведьмам, что они выбрали для сглаза не того друида.
Выйдя победителем из схватки с Энгусом Огом, друид Аттикус О’Салливан рассчитывал как минимум на передышку от смертельно опасных приключений. Однако новые неприятности не заставили себя долго ждать, причем в широком ассортименте. Уничтожив ведьм, которые встали на сторону Энгуса Ога, Аттикус ослабил ковен Трех Зорь, защишавший территорию Восточной долины от посягательств иных волшебных существ. И теперь сразу несколько претендентов решили оттяпать вкусный кусок, а для верности избавиться от одного непоседливого и своенравного друида. Хуже того, обретя славу "богоубийцы", Аттикус оказался в центре внимания самых разных фракций и обиженных мстителей-одиночек. Каждый хотел бы натравить друида на своих врагов, разумеется, не интересуясь его мнением. Одновременно и божественные покровительницы Аттикуса не спешат помогать ему, ведь благодарность и верность не входят в число их добродетелей. Поэтому О’Салливану придется самому разгребать ворох внезапно навалившихся проблем.
Если в первом романе цикла, "Преследуемом", Кевин Хирн еще как-то разбавлял относительно серьезными сценами общую атмосферу легкомыслия, то "Проклятый" окончательно превратился в непрерывное юмористическое шоу. Пышногрудые немецкие ведьмы в обтягиваюших черных брючках и высоких сапогах, феерия взаимных подколок с Койтом — божеством коренных американцев, а также розыгрыши полицейских и совместное пребывание в обнаженном виде в одной ванне с вдовой Макдонаг. Даже по-настоящему трагические события — не повод, чтобы грустить. Действие очень напоминает ситуационную комедию с типовыми гэгами, для полного сходства не хватает лишь закадрового смеха. С другой стороны, благодаря многочисленным магическим схваткам, похождения друида смахивают на молодежный сериал в жанре комедийного боевика. Так и тянет придумать звучное название "Аттикус — истребитель злодеев" или "Салливан — древний друид". Тем более что городское фэнтези на телеэкранах появляется регулярно, поэтому в этой нише цикл смотрелся бы вполне уместно.
Итак, Аттикус мечется от одной проблемы к другой, тщетно стараясь не допустить полномасштабной войны сверхъестественных существ в городе. Если в первой книге вам показалось, что набор действующих лиц недостаточно разнообразен и ярок, то теперь Хирн от души расплескивает краски по книжному холсту и рассыпает все новые и новые верования: от христианской религии до индейских тотемов, от каббалы до вакханок. Впрочем, единой иерархии или стройной системы в этом калейдоскопе по-прежнему нет, поэтому уровень эклектики уже начинает зашкаливать, превращая цикл в аттракцион культов, пантеонов и сверхъестественных существ. Демон из числа падших ангелов, бившихся за Люцифера? Пожалуйста. Заодно и уничтожим его. Прервать вакхическую оргию? Как скажете, главное, не попасть под их влияние. Плохо то, что глобально сюжет не развивается, а герой лишь переживает стандартные "приключения тела". Таким образом, вторая книга ближе к филлеру, чем к настоящей истории. И наставничество юной ученицы, и участие в интригах богов по-прежнему только маячат впереди.
Итог:легкомысленное юмористическое городское фэнтези с уклоном в мифологию.
Правитель герцогства Канарн казнен по приказу короля. В захваченной столице царит хаос, жители страдают от голода и болезней, подвергаются насилию со стороны наемных солдат королевской армии. Но все же надежда остается: дети герцога, лорд Бромви и леди Бронвин, сумели избежать гибели. Очутившись во враждебной стране, Бромви, которого преследуют служители Одного Бога, предпринимает попытку отвоевать свой город с помощью таинственных обитателей леса Дарквальд, народа отверженных. Леди Бронвин находит пристанище в местности под названием Травяное Море, среди народа раненов, но по пятам за ней гонятся воины короля. А Алдженон Слеза, верховный вождь далекой северной страны Фьорлан, направляет флот драккаров на борьбу против армии рыцарей Красного ордена. Начинается кровавая братоубийственная Долгая Война.
Фэнтезийный "Черный страж", первый том масштабной эпопеи "Долгая война"Э. Дж. Смита, в первую очередь придется по душе тем, кто устал от неоднозначных и противоречивых персонажей, от сложных этических дилемм и экзотических декораций, которые вошли в моду за последние годы. Добро пожаловать в старую добрую героику, где на первый план выходят доблесть, верность и честь.
Тысячелетиями длилась Долгая Война между могущественными Гигантами, которые обладали невероятной магией и долголетием. Наконец, их осталось лишь трое — Ледяной Гигант Рованоко, Огненный — Джаа и Каменный — Один Бог, которые поглотили силу, низвергли в безумие или безвозвратно уничтожили всех своих соперников. И теперь ставшие божествами Гиганты удалились за пределы мира людей, однако следят за происходящим через свои земные воплощения — вождей, правителей или колдунов. На фоне древнего противостояния, казалось бы угасшего, разворачиваются более приземленные события. Ро Канарн, родной город герцогского сына Бромви, захвачен войсками короля Тор Фунвейра, который явно не собирается останавливаться на достигнутом. Жрец Магнус Вилобородый, друг семьи герцога, попал в плен при штурме и вынужден ожидать в тюрьме либо королевского приговора, либо освобождения, если на помощь придет с флотом его брат, Алдженон Рагнарссон, верховный вождь северных земель, где почитают Рованоко. Ториан, пурпурный священник-воин, в мелкой стычке убивает рыцаря-пьянчугу и берет под свою опеку его юного оруженосца Рэндалла. Вскоре ему предстоит вместе с другом, черным священником Утой Призраком, отправиться на охоту за беглецом Бромви. А наемный убийца Рам Джас, ненавидящий служителей Одного Бога, готовится к выполнению очередного заказа и не подозревает, как нуждается в нем близкий приятель.
Если у романа Смита и есть что-то общее со знаменитой фэнтезийной Сагой Джорджа Мартина, то это огромное количество персонажей и солидный объем тома. Читателям стоит быть готовым к тому, что почти каждая следующая глава будет переносить их в новую точку на континенте и знакомить все с новыми и новыми героями. Декорации автор компилирует из классических локаций, с фракциями также не заморачивается: в наличии суровые северяне-викинги, гордые рыцари-храмовники и хитрые южане-колдуньи. Отчасти оригинальности роману добавляют сведения о Глубинных Временах, когда десятки и сотни самых разных Гигантов вели ожесточенные войны, но подается эта информация крайне скудно. По большей части действие разворачивается в стереотипных лесах и горах, замках и городах, хотя Смит и пытался объемом стандартных деталей скомпенсировать блеклость описаний. Трущобы непременно грязны и вонючи, сторожевые башни высоки, а замки полны залов и коридоров.
Что касается персонажей, то с ними Смит строго придерживается предельно контрастного деления на "черное" и "белое". Коварные злодеи мерзко плетут гадкие козни и с наслаждением упиваются чужими страданиями. А отважные герои стойко переносят все невзгоды, защищают друзей и помогают слабым. Если кто-то из положительных персонажей сражается на стороне зла, то это временное упущение вскоре так или иначе будет исправлено. Главные действующие лица подобны фигуркам, вырезанным из плотного картона и раскрашенным в яркие цвета. Залакируйте их толстым слоем пафоса и чуть-чуть сбрызните черным юмором. И будьте готовы, что кого-то могут без малейшего предупреждения снять с игровой доски, где ведется партия могущественных сил. А вот к дарку роман причислить никак не получится, поскольку одних лишь натуралистично описанных сцен насилия в захваченном рыцарями и наемниками Ро Канарне недостаточно, чтобы перевесить строгие принципы и возвышенные чувства главных героев.
К сожалению, для подробного рассказа о сюжете пришлось бы раскрыть его значительную часть, поскольку на протяжении большей части книги автор лишь расставляет фигуры и описывает населяющие его мир народы, их традиции и взаимоотношения. По сути, первый том является экспозицией к циклу. Здесь мы знакомимся с предысторией событий, действующими лицами и видим начальную стадию нового горячего витка Долгой Войны Гигантов. По мере развития сюжета описаний становится меньше, а вот яростных поединков и ожесточенных сражений — больше. Мир все явственнее сползает в открытое противостояние различных народов и последователей божеств. И героям предстоит пережить немало испытаний, чтобы защитить своих родных и друзей, повергнуть коварных каресианских ведьм и восстановить связь с Гигантами. Но удастся ли им добиться этого — и какой ценой! — пока совершенно непонятно.
Итог:масштабная фэнтезийная героика о тайной войне божеств.
Нарочито сгущенные свинцовые мерзости неблагополучного бытия, от которых отсечено все, что отвлекало бы читателя от задумки автора.
Хорошо выстроенная композиция с четким делением на осколки-эпизоды. Аккуратно закольцованная притча.
Фантастическое допущение минимально на фоне психологической прозы, три прямых влияния на жизнь и несколько расплывчатых предсказаний.
"Коля Чернов" — так Воронов или Чернов?
"Затолкала ствол в ярко накрашенный рот. Зажмурилась. Скулила. Потом вытащила, навела на зеркало." — "скулила" резко выбивается из ряда остальных глаголов. Процесс среди действий. В напряженной сцене-кульминации это сразу же режет глаз.
Проблема рассказа в том, что автор ощутимо давит слезу, выбирая жалостливые варианты сюжета. С другой стороны, будь это реализм, обращения в полицию девочка могла бы и не пережить, к примеру. Тема раскрыта отчетливо, поэтому в топ, но только на последнее место.
Оценка: 7
"А может, завтра?"
Еще одна слезодавилка, бездарно притворяющаяся НФ. Пожалуй, худший рассказ в финале. Реакторы, которые "сдерживают" энергетические "выплески"? Вездеход, у которого батарея моментально разряжается — и уже молчу про многократное дублирование ключевых систем. Связь при бурях всегда может быть нестабильной, даже на Земле — дублировать связь между основными постами проводом или оптоволокном, конечно, нельзя. И главный вопрос — если это далекое будущее — почему они просто не опустили жилые модули под землю? Ах да, тогда пропадет "траХедия", высосанная из пальца.
Эмоции героев поданы в лоб и наигранно. Вообще весь рассказ производит впечатление стандартного упражнения по готовому шаблону — драма, любовь, мораль. Как промежуточное задание для начинающего писателя на курсах — сделано на удовлетворительно с минусом. Самостоятельной художественной ценности не имеет.
"Слева лежало большой белый ком" — несогласованность глагола.
Спасти рассказ могла бы либо реальная проработка матчасти, либо акцент на космофэнтези — с духами-хранителями, Древними, то есть воссозданием некоей мифологии к загадочным кристаллам.
Оценка: 4
"Андроид Рублёв"
У рассказа есть одно весомое достоинство — он маленький. "Андроид"-"андрюша", окей, удачная игра слов засчитана. А что еще-то? Идея с таинственной работой-картиной — неплохо. Перевертыш? Слит без всякой пользы для кульминации. Шуточки про пенсию не особо сочетаются с остальным текстом.
Для притчи или шарады — не хватило развития придуманной "андроидом" философии. Символов, аллегорий, оригинальных мыслей. Тогда бы и пустота развязки не зияла равнодушной бездной. В нее любую клишейную версию можно вписывать — от "равнодушного божества, которое вдруг проснулось" до "божеством был сам Рублев".
И я не вижу, не чувствую веры за убеждениями Рублева. Игра — да. Веры — нет. Тема крайне условна — скорее на "перевоплощениях" держится.
Оценка: 5
"Во всю стену"
Камерная история, смахивающая на наскоро развернутую зарисовку. Были у автора в голове наброски характеров и концепции, быстро сложил, а потом протянул их по сюжету. Единственный конфликт разворачивается лишь перед финалом и скороспело. А вот ключевой момент, когда "отраженцы" принимают и опекают младшую девочку, подчеркнуть бы немного. Однако тема раскрыта честно, предельно исчерпывающе, пусть и в лоб. Единственно — опять же чернуха ведь, нарочитая.
Оценка: 6
"Возвращение"
Сюрреалистично, атмосферно, живо. Тема, конечно, подана условно — "метафизическое зеркало", тем не менее, можно засчитать. Очень напомнило мистику Грина, приятно было улавливать отдаленное сходство стиля. Диалоговое подражание — да, нарочитое. Но укладывается в этот абсурдный мир. Не хватает либо более взвешенно-продуманной "мистической" части рассказа, либо протягивания сюжетной нитки от "выборов енаралов". Нужно какое-то объяснение или намек на него. А вот сами образы — луна, пропасть — хороши.
Оценка: 6
"Всем, кто слышит"
Хороший стиль, удачно проставленные флэшбеки... но концовка — просто веселый анекдот. И это после достаточно острых моментов во флэшбеках. Озорное хулиганство? Окей. Тема вроде бы есть, но искин — скорее не отражение, а копия, продолжение, клон. Поэтому вне финала и конкурса — рассказ хороший. В контексте условий уступает конкурентам.
Оценка: 7
"Карго-культ"
Чудовищно предсказуемо уже по названию, но написано с душой — этого не отнять. Немного наивно, местами простовато, этакая подростковая проза. Становление-взросление, выбор будущего, конфликт между ожиданиями отца и давлением среды. С появлением "богов" стало интереснее, было любопытно, к какому финалу сведет все автор. Прозрение "диспетчера" — не самый худший вариант. И без лишних слез обошлись, хех.
Оценка: 7
"Катись, яблочко наливное..."
Громоздкие обороты и предложения. Зеркало не в центре происходящего, но для формального соблюдения темы сойдет. Но в целом неожиданно симпатично и живо после длинного ряда душещипалок воспринимается, как глоток свежего воздуха.
Отсутствие конфликта уже отмечали. Добавлю, что в моей практике уже было, когда подобная сказка оказалась первой главой "женского фэнтези". Здесь схожие ощущения. Ждать эпопею про ведьму Ветку?)
"донеслось разочарованное и диалог оборвался" — запятая перед "и".
"Голова на секунду закружилась и она закрыла глаза" — аналогично, причем весь оборот неряшлив.
Оценка: 5
"Марево теней"
Городское фэнтези+капелька сюрреализма с фантазией. Отличные образы Океана — я сразу влюбился в историю. Сестра, ее друг, побег из дома — все, ты уже с головой окунаешься в этот странный и манящий мир. Друзья — Крыса, Ворон и Пес — тоже очень хорошо. Сцена с куклами на поле. Единственное, я бы прокинул связь между событиями в "зазеркалье" и реальности. Новости о загадочном маньяке, например. Или попытка переезда в другой город. Не хватает якоря-отражения в реальности для произошедшего с героем.
Оценка: 8
"Паладины"
Военно-психологическая история. Без батальных деталей, а жаль, они могли бы прибавить объема и фактуры. Прямые ассоциации с Корейской войной, где схожим образом сражения катились из одной стороны в другую, в зависимости от того, кому приходило подкрепление.
Определенная натяжка в тексте есть, конечно. Почему нельзя было хотя бы поставить чипы с датчиками слежения клонам? И командой на самоуничтожение. Тогда не надо присылать капсулы и морочиться с беглецами. Отражение — в принципе есть, переход инструкторов на новую сторону и повтор событий в обратном направлении.
Название отлично подходит, поскольку подчеркивает, что инструктора начинали уже сражаться за идею и новых друзей, а не только за деньги — потому и требовалось убить текущих клонов. Сами бы они не поменяли сторону, добровольно.
Оценка: 7
"Песня о море"
Крайне атмосферная история, которая начинается как деревенская+психологическая проза, а затем мигрирует поближе к фэнтези.
Тема условна, но зачет. Отражение героя из одного мира в другой. Или Альва (кто сказал "эльфы"?!) как отражение героя-дурачка в морском мире.
Оценка: 8
"Хорошей смерти, братья"
Неплохо. Очень бойко, зримо, увлекательно. Вот нужное слово — драйвово. Митинги, повстанцы, политика, грязные игры. Зе героиню действительно переживаешь. Композиция четко отмерена.
Из минусов — исключительная везучесть героини — нигде вот ее не могут заметить и засечь. Опять же финальный момент с диверсией — верфи для ремонта проще бы сделать на Луне. А билет с посадкой — где там контроль, простите?! Тема — увы, но "незачет". Для "отражения Анны" нужно было больше показать матери. А она лишь на снимках и в новостях.
То есть опять же, сам себе рассказ в чем-то хорош, но в финале конкурса в мой ТОП не попадает из-за условий.
Девиз удачный, да. Если это отсылка к "работайте, братья", то я даже не удивлюсь.
"Никки снилось девственно-черное ничего" — может быть, все же "ничто"?
Оценка: 7
"Хрустальный лабиринт"
Космоопера, немного авантюры и психологизма. Текст на грани удачи и провала. Артефакты Древних, наемники — антураж собран из стандартных элементов, но с Ольмом и кристаллами выглядит достаточно самобытным. Ударные сцены — хорошие, а вот связки между ними провисают, автор откровенно натягивает промежуточные описания. Как-то наемники догадались и успел похитить сына до перехвата. Как-то герой выбрался. Как-то его нашли. Финал, несмотря на отсутствие прямого хэппи-энда, удовлетворителен. А вот Ольма убили походя и зря, на мой взгляд.
Оценка: 7
"Цветочная ведьма"
Плюс балл за герберы и "я им соврал". Попытка более или менее адекватно описать противостояние ведьмы vs инквизиторы. Ройсер — честный, способный на жертвенность и самоотверженность во имя своих идей профессионал. Загадочная ведьма — почти откровенная Мэри Сью, но тем и хороша — когда автор заставляет ее посмотреться в зеркало. Многих читателей рассказ явно поймал на стилистике. Цепочки ассоциативно подобранных эпитетов и однородных членов. Несколько удачных моментов — с освобожденной старухой, например, когда та лезет обратно на столб. Проблема, на самом деле, с затянутой экспозицией. Показать, что это все наказание для самонадеянной дурочки с огромными силам — надо было раньше и более развернуто. А так получилась приключенческая история об ответственности и стойкости, но не о зеркалах и отражениях.
Оценка: 7
Уже третий год я участвую в судействе на традиционном конкурсе "ФантЛабораторная Работа" и теперь могу, наверное, сравнивать, как меняется уровень работ.
Пожалуй, самым сильным на мой вкус был прошлый зимний, 14-ый заход с "играми". Текущий же, такое ощущение, что немного сбавил темп. Больше средних работ, чем на 13-ом, "космическом", когда оценки у меня разлетались — либо 4/5, либо 7/8. Здесь же почти все попали в среднюю зону 6-7. Но реально зацепить меня смогли только две работы, "Песни о море" и "Марево теней". Вот за них — особое спасибо авторам, было весьма приятно погрузиться в ваши истории.
Такое ощущение, что окончательно сформировался круг участников, в том числе издающихся авторов, которые стабильно выдают весьма качественный результат, а остальные будто каждый раз пробуют заново себя или изредка выдают хороший уровень. Кокоулин, Максютов, Венгловский, Гелприн — кого-то я узнаю просто по тексту, а с кем-то пост-фактум хлопаю себя по лбу, что — точно же! — именно он мог и должен был так написать. Технически, по стилю — к их текстам реже всего возникают вопросы или претензии.
Спасибо Оргкомитету и участникам конкурса за разнообразное чтение, ведь даже из неровной работы можно почерпнуть интересный образ, удачную формулировку или красивую идею. Иначе зачем вообще читать рассказы?)
Когда космические колонии Земли потеряли связь с родной планетой, им пришлось выживать без всякой поддержки. Процесс терраформирования оказался слишком труден и длителен, и люди изменились сами с помощью киборгизации и генетических модификаций. Когда же потомки первых колонистов, наконец, установили хрупкое равновесие с окружающими их враждебными мирами, оказалось, что Земля не погибла. И теперь возродившаяся из руин цивилизация хочет вернуть колонии себе, попутно истребив всех «мутантов». Так начинается первая межзвездная война, грязная, опасная и чудовищно дорогая.
В разгар войны люди сталкиваются с иным и чуждым разумом, бесстрастным и всесильным, чьи мотивы непознаваемы, а возможности бесконечны. Только первым на контакт с ним случайно выходит роботер, человек, специально выведенный для управления сложнейшими техническими системами, а его психология и образ мыслей порой сильно отличаются от привычных. Вскоре люди поймут, что о подлинных тайнах космоса они не знают ничего, и за некоторые секреты придется заплатить очень высокую цену.
Завязка романа "Роботер"Александера Лэмба во многом напоминает расклад сил у Пола Макоули в "Тихой войне". После того, как климат и экономика Земли пришли в упадок, связи между материнской планетой и колониями оказались разорваны. Со временем колонисты сосредоточили усилия на развитии науки и техники, проводя терраформирование и практикуя генные модификации. На Земле же после гражданских войн образовалось единое Королевство, фактически управляемое Церковью Истинности, которую возглавляет Пророк Петр Санчес. Когда-то он сумел остановить множество войн, раздиравших планету, объединить секты и религии под своей рукой, а затем объявил крестовый поход против Колоний, обвинив капиталистов и демократов во всех бедах, что постигли Землю. Используя передовые научные достижения, чтобы компенсировать подавляющее численное превосходство противника, жители Галатеи смогли временно достичь шаткого равновесия на фронте, однако внезапно у землян появляется мощное оружие. И теперь лишь отчаянный рейд корабля "Ариэль", софт-диверсанта и разведчика, может спасти галатеан от сокрушительного поражения и бегства на эвакуационных ковчегах.
Если пропустить через креативную "мясорубку" творчество Брина, Рейнольдса и Макоули, а затем отобрать самые яркие фрагменты, то получится антураж "Роботера". Первые главы поражают читателя пестрым фейерверком технических терминов и понятий. Само-осознающие программные комплексы (СОП), гексагональный строй, гравитационные щиты и маяки-прерыватели, антивещество в магнитных ловушках и полеты с использованием варпа, а венцом всей этой квазинауки и машинерии являются роботеры, люди с модифицированным для лучшей совместимости с программными комплексами мозгом. Одновременно закладывается и социальная подложка для НФ-схемы. На Земле тоталитарная секта, называемая Церковью Истинности, в которую на условиях подчинения и коррекции догматов вошли все остальные религиозные течения. Галатеанцы, которым земляне повесили кличку "генетические фашисты", разделены по стоимости и сложности генетических модификаций. Чем дороже личные изменения, тем высокомернее ведет себя человек. На столь многообещающей платформе автор запускает моделирование космической войны, но справиться с задачей в полной мере, увы, ему не удалось.
Начнем с того, что научно-фантастическая составляющая теряет "твердость" еще в начале разведывательного рейда "Ариэля". Лэмб быстро скатывается лишь в подражание научности, пуская пыль в глаза выдуманными обозначениями, а затем и вовсе доходит до классических штампов космооперы — к примеру, любые двигатели непременно ухают, визжат или ревут, проталкивая корабль сквозь вакуум; или от взрыва космической станции идет ходуном мостик на удаленном от нее звездолете. Но это лишь полбеды. Автор постоянно мечется между взрослой серьезной драмой и подростковым приключенческим чтивом, то углубляясь в психологические нюансы, то упрощая и уплощая мотивации, характеры персонажей.
Ключевой и главный герой романа — роботер Уилл. Чрезвычайно талантливый, инициативный и смелый, успевший за пять лет войны с землянами трижды сменить корабль из-за излишнего упрямства. Созданный, чтобы напрямую взаимодействовать с многочисленными программными комплексами, но не страдающий от аутизма, как большинство роботеров. На "Ариэле" ему предстоит обрести друзей и сохранить дружбу, когда инопланетная Реликвия, найденная сперва торговцами-Первопроходцами, а затем и землянами, выберет именно Уилла для того, чтобы определить судьбу всего человечества. Либо уничтожение за деструктивность нашего вида, укрепление рабства и невежества, либо развитие ради совершенствования, мирного поиска себя и своего места в мире.
В целом, "Роботер" представляет собой неровную и разнородную историю, в которой приключенческая космоопера успевает и зайти в пределы социальной фантастики, и подарить читателям шикарный атмосферный экскурс в мертвую звездную систему, чьи обитатели были некогда признаны деструктивным видом и приговорены к смерти, и полноценное погружение в виртуальное пространство. Однако здравый смысл и интрига ближе к завершению отступают на задний план, а вперед выходит его величество "мегаоружие" и воля автора.
Итог:космические приключения диверсионного корабля в играх сверхцивилизации.