Новый роман Марии Семеновой и Феликса Разумовского больше всего похож на яркий винегрет, пестрящий разными цветами и оттенками вкусов. Древний Египет сменяет распадающимся СССР, а Россия лихих девяностых и последующих лет соседствует с далекими планетами. Необычна и предстающая перед нами смесь жанров, от типичного криминального боевика и жестких военных зарисовок до философских размышлений и мелодраматичных сцен. При таком обилии декораций уже не удивляет большое количество колоритных персонажей, как основных, так и второстепенных.
К сожалению, сюжетный винегрет под названием «Парадокс Ферми» изрядно заправлен горчащим маслом печали и обиды на несправедливость жизни. Ведь независимо от того, где происходит действие романа, в какое время и эпоху, общими остаются пронизывающие общество ложь и алчность, презрение к слабым и зависть к сильным, коррупция и лицемерие. Время от времени кажется, что выхода из сложившегося положения и вовсе нет, уж слишком много мерзости скопилось вокруг. Редкие островки тепла и добра едва пробиваются сквозь атмосферу общей безнадежности, да и то лишь для того, чтобы оказаться на краю гибели.
Возможно, что отчасти это входило в планы соавторов, которые желали показать, что битва между Темной и Светлой стороной не прекращается ни на миг. И полем ее служат не просто страны, планеты или звездные системы, а души живущих там людей. Ведь всегда велик соблазн поступиться совестью и честью в обмен на богатство и успех, а долгом ради выживания. А ошибившись единожды, трудно устоять вновь, так и закручивается цепочка преступлений и пороков, приводящая к пагубным последствиям.
Из множества отдельных эпизодов соавторы постепенно складывают сложную картину, отражающую тысячелетнюю историю борьбы между рептами и другими расами, не желающими становиться их рабами, одним из центров которой по некоторым причинам стала наша Земля. Информация подается по крупицам, ее приходится выбирать из повседневных зарисовок и деталей быта. И тем обиднее, что роман обрывается буквально на полуслове, едва начинает прорисовываться центральный сюжет. Тем более что по ходу действия хватает недомолвок, которые нуждаются в пояснениях.
Другим недостатком романа является схожесть всех описанных обществ. При несомненной внешней яркости и разноцветности, изнутри большая часть государств построена по одному и тому же шаблону — Президент, Федерация, мегаполисы и бюрократия. Учитывая, что на советскую и российскую повседневность приходится явно не меньшая часть объема книги, инопланетным обществам катастрофически не хватает уникальных, запоминающихся деталей и подробностей. Можно предположить, что все необходимые пояснения мы получим во второй части, но каким образом это будет сделано — неизвестно. Ведь большую часть персонажей соавторы небрежно, будто походя, и, на мой взгляд, крайне неудачно прикончили в конце первой книги, чтобы провести четкую связь между событиями прошлого и настоящего. Поэтому, скорее всего, в следующей части мы будем наблюдать за попытками героев остановить гибель нашей планеты, а для пояснений уже не останется места.
Признаюсь честно, что где-то полбалла я надбавил книге авансом за увлекательность, ведь читалась она на одном дыхании, и за довольно яркость идейного винегрета. Так что посмотрим, оправдает ли ожидания вторая часть цикла, ведь там уже никаких поблажек не будет.
Итог: яркое обличение типичных пороков в разных обществах.