В середине двадцатого столетия произошел резкий скачок в океанографических исследованиях. Научно-технический прогресс предоставил ученым множество самых разных инструментов и приборов для изучения морских обитателей в их естественной среде. Новые, удобные акваланги и выдерживающие высокое давление батискафы, цветные видеокамеры и крупные корабли. Имена таких исследователей, как Жак Ив Кусто или Жак Пикар стали известны по всему миру. Казалось, что еще немного и человечество с помпой вернется в темные глубины океана, в древнюю колыбель жизни.
Увы, миром правят не мечтатели и романтики, а рациональные прагматики, прекрасно умеющие оценивать возможную прибыль и риски. Громадные сверкающие подводные мегаполисы оставались уделом фантастов, в то время как освоение океанских недр шло своим чередом. Мало-помалу об шельфе стали вспоминать лишь в контексте нефтяных месторождений и буровых платформ, сводя неистощимый кладезь всевозможных ресурсов к добыче углеводородов. Тем не менее, наука не стоит на месте, продолжая расширять возможности человечества. Проблема в том, что далеко не каждый способен обобщить ее достижения, связать воедино знания, относящиеся к разным направлениям, и соединить в непротиворечивую картину мира. Так, как это сделал Питер Уоттс в романе "Морские звезды".
Хотя главную роль в романе играет глубина, другим сферам жизни также уделено достаточное внимание. Общество будущего похоже на наше, только с поправкой на усиление влияние корпораций и возникновение новых технологий, вроде зельца — умного геля. И изменения уже привычных, вызванные человеческим легкомыслием и желанием извлечь максимальную выгоду несмотря ни на что. Так, Интернет стал враждебной и опасной средой, зараженной сотнями постоянно мутирующих вирусов. Побережье переполнено миллионами беженцев, а общество сотрясают кризисы. Не удивительно, что ради нового источника дешевой электроэнергии корпорации готовы пойти на любые ухищрения. Несмотря на некоторые трудности, один за другим возводятся подводные генераторы, использующие геотермальную энергию. И никого не волнует, каково будет людям, обслуживающим эти установки.
Глубина неумолима. Даже сквозь прочные стенки станции ощущается ее гнет и огромное давление. Каждое мгновение жизни под толщей воды означает борьбу, борьбу с опасностями, со страхом и с собой. Глубина будет подстерегать рифтера и во сне, и наяву, и за бортом, и внутри станции. Но она и справедлива, давая каждому человеку шанс обрести нечто новое, неизвестное ему прежде.
Чтобы передать ощущения героев, Уоттс то берет в руки яркие краски, освещая мрачные пучины водопадом огней и цветов, то сужает обзор, замыкаясь на бледных тонах, искусно нагнетая напряжение. В результате, атмосфера романа прекрасно передает психологическое состояние человека, живущего на глубине. Так, на смену борьбе постепенно приходит робкое понимание, невольное восхищение, а затем и чувство соединения. Сперва бескрайний океан угрожающе сжимает тебя, окутывая плотной завесой темноты, потом растворяет, чтобы, возродившись, ты ощутил всю красоту и мощь подводной жизни.
Все это автор демонстрирует на примере героев. Отбрасывая привычные нормы и мораль, Уоттс безжалостно препарирует их внутренний мир, хладнокровно выставляя на показ сокровенные мысли и чувства рифтеров, причем делает это настолько ловко, что невольно проникаешься сочувствием и понимание к героям, даже вопреки здравому смыслу. Да и что есть норма? Умение соответствовать определенным правилам и традициям? Если так, то обитатели рифта вполне нормальны, по крайней мере, для той среды, в которой они очутились. Но для читателя среда может показаться давящей и душащей, настолько необычна она и выбивается общего ряда других фантастических произведений. Впрочем, разве может быть иначе на глубине трех с лишним километров. И лишь обстоятельно подготовив декорации, Уоттс приступает к главной интриге, центральной сюжетной линии, которая скорее всего станет основной на протяжении следующих частей трилогии. Темп событий нарастает внезапно, крохотной песчинки оказывается достаточно, чтобы вызвать громадный обвал...
Перевернув последнюю страницу "Морских звезд", понимаешь, что книга является гимном темным и мрачным пучинам, где царит вечное безмолвие и льется черная кровь, где некогда зародилась жизнь и распространилась по всему миру, где живут причудливые создания, о которых мы почти ничего не знаем. Также роман неявно воспевает науку, как силу, способную дать ответы на самые сложные вопросы и разгадать тайны природы. Многое завязано на глубинах сознания, тех жутковатых секретах, что таятся в некоторых людях. Но даже на дне океана, в царстве мрака и тьмы, есть свои звезды. Морские звезды.
Смотрите также: