Уолтер Йон Уильямс «Повелитель плазмы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Революция | Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
По сюжету, через некоторый промежуток времени от даты нынешней, на Землю пришли некие Восшедшие и создали Щит, закрывающий небо, но дающий тепло и свет. Со временем, всю планету покрыл гигантский Метрополис, поделённый на различные регионы и населенный самыми разными народами, не имеющими прямые корни с народностями нам известными.
А под Городом образовалась Плазма, некая субстанция, дающая энергию не только приборам и технике, но и органике, в том числе и людям.
Входит в:
— цикл «Повелитель плазмы»
Награды и премии:
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1999 // Зарубежный роман года |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1995 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
xdma, 19 сентября 2021 г.
Неплохой роман который можно смело отнести к категории «технофэнтези» .
Действие романа происходит вроде бы в далёком будущем, но скорее — в альтернативной/параллельной вселенной. Земля отгорожена от остальной вселенной так называемым «Щитом». Этот Щит даёт свет и тепло планете, но исключает проникновение за его пределы. Практически всё поверхность планеты покрывает один гигантский Мегаполис, разделённый на небольшие государства, Метрополии. Цивилизация находится в статическом состоянии несколько тысячелетий. Однако не всех устраивает этот стазис, существуют движения которые стремятся изменить мир. Главный герой романа — девушка по имени Айа непроизвольно становится участником драматических событий направленных на изменение мира.
Уолтер Йон Уильямс добротный писатель. Но шедевры у него не получаются. Вот и в данном романе — имеется интересная идея и огромный простор для фантазии. Однако автор превращает роман в производственно-социальное повествование с многочисленными размышлениями героини и подробными описаниями одежды, пищи и т.д. .. В определённой мере это способствует созданию атмосферы, но порой становится просто скучно. А в это время грандиозные события проходят как бы в фоновом режиме, а основные вопросы о мире так и остаются без ответов, а ещё и ряд нелогичных моментов в сюжете портит впечатление. Отдельно режет глаза бытовой/социальный/экономический уклад жизни, который практически ничем не отличается от современного читателю. Ну неужели вся фантазия автора заканчивается на создании наброска причудливого мира и не менее странных названий и терминов? Впрочем, это можно сказать про очень многих фантастов.
Как результат — добротно написанный роман с совершенно не раскрытой идеей. Существует слабая надежда что продолжение исправило ситуацию, но оно осталось непереведённым.
roshan_t, 11 декабря 2020 г.
По сюжету, через некоторый промежуток времени от даты нынешней на Землю придут некие Восшедшие и создадут Щит, закрывающий небо, но дающий тепло и свет. Со временем, всю планету покроет гигантский Метрополис, поделённый на различные регионы и населенный самыми разными народами, вряд ли имеющими прямые корни с народностями нами известными.
А под Городом образуется Плазма, некая субстанция, дающая энергию не только приборам и технике, но и органике, в том числе и людям.
Собственно, именно на Плазме (а не на Восшедших и Щите) строиться сюжет. Герои этого мира не знают другого мира, а времена, когда небо не было закрыто Щитом, осталось только в древних легендах. Остаётся только гадать — а есть ли за пределами Земли человеческие колонии?.. Сколько лет Щит закрывает небо? кто такие Восшедшие? Зачем они это сделали? И есть ли вообще что-либо снаружи, или же нашу планету законсервировали (как в «Заповеднике Гоблинов»), чтобы она пережила какой-то масштабный катаклизм?
Может быть, ответы были во второй части. Или в так и ненаписанном продолжении. А жаль, потому что здесь задел как минимум на целую НФ-сагу.
primorec, 30 декабря 2013 г.
Если написать слово «Магия», то, что не делай, ждешь фэнтези. Или странного зверя под названием «технофэнтези» — некое переходное состояние, когда есть подозрение, что все эти волшебные штучки имеют приземленное объяснение, но явных доказательств нет. Но не таков мир, созданный в «Повелителе плазмы», когда Магия стала разделом науки об управлении энергией. При этом, дело лишь в терминологии. Ничего волшебного в такой Магии нет: просто фантазия людская оказалась ограниченной и неспособной придумать для непонятного явления новое емкое слово. Поэтому определимся сразу — это фантастика, скорее социальная и производственная, чем приключенческая.
Мы оказываемся на Земле в неопределенно далеком будущем. Огромный город, в котором обитает невероятно расплодившееся и перемешанное человечество, занимает всю сушу и даже часть моря. Когда-то, во времена почти забытые, ставшие даже не историей- легендой, планету покинули Сильные мира сего, наглухо закрыв во время своего исхода дверь. Теперь Земля покрыта непроницаемым Щитом, превратив планету то ли в Убежище, то ли Тюрьму. Но, как не назови, обитателям от этого не легче: огромные, многомиллиардные массы населения, вынуждены буквально вариться в собственном соку: без цели, без идей, без ресурсов, выживая исключительно за счет необычной энергии — Плазмы, которая сочится из недр планеты. В сущности каждый, кто может добраться до такого источника и научится управлять им, может творить материальные блага, продлевать жизнь, карать и миловать. Ну, а если в руки человечества попадает редкий и очень важный ресурс, там, естественно, возникает неравенство, социальная несправедливость, постоянная — тайная и явная- борьба и прочие сопутствующие вещи: коррупция, контрабанда, мафия.
Уже не раз сталкиваюсь в книгах Уильямса с тем, что созданный им мир много лучше разворачивающейся в нем истории. И этот роман не исключение. Мир Плазмы почти реален и осязаем. С огромными небоскребами богачей, трущобами отверженных, заброшенными тоннелями, с контрастом между блеском и сиянием богатых кварталов и темнотой и упадком многочисленных гетто, с собственными религиозными ритуалами и легендариумом, которые несут в себе частички полузабытой истории.
И на таком фоне развивается история подготовки Революции. Небольшой, почти камерной. Случайная находка неиссякаемого источника Плазмы сводит вместе представителя низов и выходца их гетто, мелкого служащего, страстно желающего подняться еще хоть на ступеньку по социальной лестнице, Аию и профессионального революционера, развязавшего и проигравшего уже несколько гражданских войн, но приобретшего на этом немалый капитал, Константина.
Подготовка — это не сама революция. Действие развивается медленно, с множеством подробностей, отвлеченных бесед, чувственных сцен. Причем опять: подробности и детали мира — великолепны, подробности и детали, касающиеся героев, порой, угнетающе скучны. Более того, складывается впечатление, что Революция затевается исключительно от «нечего делать», поскольку идейная составляющая прописана абсолютно невнятно. Похоже, что у революционеров не было и нет никакой идеи, а лишь желание решить личные проблемы и удовлетворить эгоистичные запросы.
Собственно, когда после медленной и тягучей подготовки к Революции, происходят долгожданные события, то никакого особого впечатления они уже не производят. И никакого эмоционального отклика не вызывают: ну, погибли 50 тысяч, ну, сгорело полгорода. Дальше то что?
Отчего так произошло, что великолепные декорации стали фоном для среднего спектакля? Может потому, что самые интересные вопросы оказались в стороне: что такое Плазма, чем стала Земля- Убежищем или Тюрьмой, кто обрек Человечество на такое настоящее? Роман получился без начала и без конца- глава вырванная из какого-то недоступного нам произведения.
kamino, 6 августа 2013 г.
Достойный роман. Метрополис, щит, плазма — все это, и многое другое, делают книгу действительно интересной. По атмосфере и подаче сюжета, больше всего напоминает «Нейроманта» Гибсона, только мир более вещественный и продуманный в деталях. Жаль, что с продолжением у этой книги туго, потенциал в принципе есть, вероятно сказалась недостаточная раскрутка книги и писателя в частности, что тоже жаль.
Книгу рекомендую к прочтению — она неоправданно забыта.