Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 2011 г. 16:47

Смерть взаймы
Смерть взаймы
Тысяча ударов меча
Тысяча ударов меча

Когда мы говорим о российской фантастике последнего десятилетия двадцатого века, как правило вспоминают о ранних произведениях Лукьяненко, Перумова, Семеновой, при том, что есть немало книг, также заслуживающих внимания. Одним из подобных авторов является Степан Вартанов. Начать знакомство с его творчеством я решил с цикла Мир Кристалла.

Мир виртуальной реальности сейчас довольно популярное место действия и встречается довольно часто. Прежде же идея о превращении виртуального мира в реальный была довольно оригинальна. Аттракцион, внезапно переставший быть таковым, сказка, ставшая жутковатой страшилкой. Именно такое превращение претерпевает виртуальный мир игры, Мир Кристалла. Десять тысяч человек оказываются взаперти, отрезанные от Земли, от привычной жизни. И в их числе несколько персонажей, которые и стали главными героями этого цикла.

Том — герой первых двух повестей, довольно интересный и забавный персонаж. Несмотря на все его способности и удачу, они не бросаются в глаза, а точнее воспринимаются, как само собой разумеющееся. И это происходит благодаря потрясающему чувству юмора автора. Его ирония не исчезает ни на минуту, сопровождая читателя с первой строчки и до последней. Порой понимаешь, что ничего крайне особого не происходит, но автор так выбирает угол зрения, что рутинное и надоевшее становится забавным и веселым. Расправиться с семью — десятью противниками? Да легко. И главное, что это подается так, что не надоедает. Череда драк, в большинстве из которых Том выходит победителем, ничуть не злит, не вызывает отторжение. Все его способности гармонично вписаны в сюжет и становятся важной и неотъемлемой частью книги. Спутники героя в основном играют вспомогательную роли, ввязываясь во все, что получается. Причем верно это, как для первой, так и для второй повестей.

Вначале Мир Кристалла является клоном Средиземья Толкиена, дополненным для разнообразия такими экзотическими расами, как леры, бэньши и прочие. А вот то, во что превращается Мир Кристалла после катастрофы, больше напоминает Средиземье Перумова, своей правдивостью и жесткостью. Бывшие "добрыми" города творят то, что хотят, порой не уступая "злым". Правда, у них есть одно веское преимущество — пленных они в отличии от гоблинов не едят. Весьма значительная разница!

События второй повести несколько отнесены по времени от событий первой, и здесь у Тома новые спутники. Его характер почти не изменился, как и его неподражаемая ирония. И хотя спутники жмутся на заднем плане, события вновь не дают заскучать ни на секунду. И конечно, череда нелепиц, совпадений, глупостей приводит к чудесному финалу.

В третьей повести мы узнаем о том, кто же такой загадочный Старик выучивший Тома, и какую злую шутку сыграли пророчества оракула с Темным Властелином. Теперь героями оказываются подростки, волей судьбы получившие возможность оказываться в Мире Кристалла, правда, лишь во время сна. Здесь нет ни Тома, ни его хлесткой иронии, но. как ни странно, хуже от этого повесть не стала. Наборот она получилась на удивление ровно, хорошо написанной.

В следующем романе автор наконец-то вспомнил про спутников Тома и устроил им развлечение. При этом число всевозможных совпадений, случайностей и везения побило прежние рекорды. С одним небольшим уточнением, что книге это пошло только на пользу. Опять не ирония, но беспощадный юмор не дает отложить книгу, заставляя надрываться со смеху. Честно говоря, у кого-то может и появится желание сравнить его с современными творениями МТА, но на самом деле между ними пропасть. Во-первых, надо учесть разницу в годе написания, во-вторых, у Вартанова это получается действительно органично и приятно, не возникает ощущения натянутости. Я ни на миг не сомневался, что так и должно произойти. А вот следующая повесть "Королева" меня огорчила. Ей не хватило юмора и прежней иронии, чтобы скрыть провалы сюжета и неровности повествования. Да и идея мне показалась чрезмерно натянутой.

Последний же рассказ цикла вообще не вписывается в развитие цикла. То есть завершать на нем чтение я бы не советовал. Потому что он очень сильно отличается от предыдущих и на их фоне смотрится бледно, несмотря на неплохую идею. Но после феерии юмора и иронии грустная, немного печальная история смотрится не столь выигрышно, как в отдельности.

Подводя итог, скажу, что в целом цикл получился ярким, запоминающимся даже на при нынешнем изобилии, как юмористического, так и иронического фэнтези. Поэтому его вполне можно смело рекомендовать всем любителям веселых, развлекательных книг.


Статья написана 5 ноября 2011 г. 17:05

Мир сновидений встречается в фантастических произведениях не слишком часто. Поэтому уже одной новизны Катласу могло вполне хватить, чтобы без особых усилий написать в рамках привычных шаблонов средненькую, приключенческую книгу. К счастью для нас, он так не сделал. Вместо этого мы получили тщательно продуманный, просторный, не загнанный в излишне узкие рамки сюжета мир. Мир, который поражает правдоподобностью. Собственно это свойственно произведениям Катласа. Постепенно, не торопливо, перед нами начинает проявляться место действия и основные герои. Но некоторая неспешность полностью оправдана, таким образом читатель сам не замечает, в какой момент он с головой погружается в повествование.

Катлас постарался не ограничивать спектр персонажей, взяв все возраста, все типы характера, заставив их обнажить свое подлинное "я", которое они прежде тщательно скрывали. Первое, что я бы отметил из приятных неожиданностей, это фотографичность описаний. Каждый мир воспринимался мной так, словно я видел его в живую. А в особенности миры главного героя. Казалось, что и я стою перед дубом, заглядываю в прудик, где ждут своего часа богатыри. И другие, такие как мир полный воды или мир башен, также воспринимались крайне ярко и живо. Но, к счастью, сами персонажи не потерялись на фоне открывающихся читателю картин. У каждого есть своя, выбранная им роль, которую он с наслаждением отыгрывает.

Если честно, то сюжет здесь по сути становится вторичным, главным становится, как персонажи себя ведут, и к чему они стремятся. Все остальное лишь помогает им полностью раскрыться. Жестокие законы мира, вынуждающие определиться, кто ты, и что для тебя важнее, люди, выбравшие странный путь удовлетворения своих потребностей, заставляющие сделать выбор. Главный герой, оказавшийся в этом месте, в глубине души — художник, творчество для него неотъемлемая часть "я". И именно это помогает ему выжить. Автор будто говорит, что быть может и впрямь мир спасет красота. Та, настоящая красота, которая идет из души, а не не та, фальшивая подделка, что подчас выдается за нее. Порой возникает ощущение, что и сам автор — художник. Такое ощущение возникает после первой встречи с главным героем, когда он рассуждает о том, как рисуется снег. Небольшой отрывок заставил меня задуматься о сложности и одновременной красоте рисования. Ведь каждый фрагмент картины должен иметь, по мнению автора, свою историю. Поэтому художник, пишущий картину, должен продумывать каждую такую историю, чтобы вся картина ожила, обрела душу. Честно признаться, мне все время хотелось побывать в этих мирах, разглядеть их получше.

Еще заслуживает внимания то, что не возникает ощущения, что ты чего-то не узнал. Все, что нам нужно, чтобы лучше понимать героев, их поведение, нам известно. Автор не оборвал ни одну сюжетную ниточку, ни взял ее из ниоткуда. Каждый эпизод важен, поскольку занимает определенное место, по-своему дополняя общую картину. К примеру, без первых двух сцен причины некоторых событий в дальнейшем будут не вполне понятны. Таким образом перед нами предстает цельное, красочное, дышащие жизнью полотна, сливающиеся затем в грандиозную, впечатляющую вселенную.


Статья написана 30 октября 2011 г. 12:06

Конец лета — начало осени самая лучшая пора для чтения. Что может быть лучше тихого, летнего вечера с книгой? Наверное, только вечер с книгой и чашечкой кофе. Мой список, прочтенного за это время, пополнили, как новинки, так и забытые публикой произведения.


Небесный суд
Небесный суд
Прими свою тень
Прими свою тень
Ключ от всех дверей
Ключ от всех дверей

Мир яркого, фееричного стимпанка открыл мне Стивен Хант со своим "Небесным судом". Правда особой новизны не было ни в сюжете, ни в идее. Зато в избытке присутствовали прекрасные декорации, что тоже немалого стоит.
Порадовала своей новой книгой Оксана Демченко, автор, пишущая на стыке фантастики и фэнтези. В этот раз она вернулась к своему первому циклу, Миру Релата . Сочные, живописные картины происходящего, характерные для ее творчества, присутствуют и здесь.
Из дебьютантов я бы особо отметил Ролдугину с ее "Ключем от всех дверей". На мой взгляд, у автора есть все задатки, чтобы ее книги заняли почетное место во личных библиотеках любителей фантастики.
Не стоит забывать и про известных авторах, например, Каменистом. Его новое произведение "Девятый", стало основой очередного цикла. Несмотря на избитость сюжетов, повествующих о похождение попаданца, Каменистому удалось достаточно ярко и живо описать приключения своего героя. Этому немало поспособствовал и занятный мир, и приятный стиль автора.

Девятый
Девятый
Украденный трон
Украденный трон
Вторжение
Вторжение

Из переводного мне запомнился Гейдер с книгами по миру игры "Dragon Age". Данные произведения будут интересны не только фанатам этой игры, но и просто людям, любящим качественное фэнтези. Отличные психологические моменты, показывающие взросление героев не могли оставить меня равнодушным, как и великолепный антураж.
Тармашев вернулся к подарившему ему известность циклу "Древний", но, на мой взгляд, новая книга существенно уступает предыдущим, так что рекомендовать ее можно лишь поклонникам автора.
Наконец-то дошли руки до масштабной эпопеи Бессонова, но в целом, несмотря на некоторые замечательные моменты, меня цикл не задел. Перечитывать буду, разве что "Наследник судьбы", пронизанный потрясающими эмоциями.


Статья написана 30 октября 2011 г. 10:32

На конкурсе "Все ключи мира" вниманию публики было представлено 59 работ. В финал по итогам читательского голосования прошли 11 работ. По совместному решению пяти членов жюри места распределились таким образом:

Первое место! Йа-Йа — Дубликат чужих ключей
Поздравляем победителя!!!
Второе место: Yazewa — Запертые небеса
Третье место: Abrikoska — Два ключа Армагеддона
Четвертое место: Themis — Замок без скважины
Пятое место: Триглава — Ключ всех дверей
Шестое место: Lita — Ключевое слово
Седьмое место: Themis — Закрыть открытие
Восьмое место: Акимаг — Ключ к календарю
Девятое место: ЛaраКэс — Кодовый символ
Десятое место: SBA — Сломанный ключ
Одиннадцатое место: Морана — Открыть исчезающий чердак
Мы также поздравляем Соню_Ли — обладательницу приза читательских симпатий!


В состав жюри конкурса "Все Ключи Мира" входили:
Крафт — критик, победитель одного из предыдущих конкурсов на Мирах Фэнтези
Тень-На-Плетень — критик
Инна Кублицкая и Сергей Лифанов — писатели
Сергей Удалин — писатель
Шимун Врочек — писатель


Тексты рассказов и отзывы жюри можно увидеть на страничке конкурса.


Присоединяюсь к поздравлениям!


Статья написана 6 октября 2011 г. 17:17

Один на миллион
Один на миллион
Шагнуть за горизонт
Шагнуть за горизонт
Игра без правил
Игра без правил

Наверное не зря в Америке так популярны комиксы про супергероев, постоянно спасающих мир. Есть в этом что-то манящее, бодрящее, приятное. Теперь книги, построенные по принципу комиксов, появились и у нас. Сразу оговорюсь, комикс комиксу рознь. Между квасным патриотизмом и качественным продуктом огромная пропасть, и цикл Земляного относится ко второй категории. Как известно, основной изюминкой подобных произведений становятся: удачливый, сильный, умный главный герой, коварные, отвратительные враги, остроумный юмор, осмеивающий отрицательных персонажей. И все составляющие успеха в данном цикле присутствуют.

Мир, в котором происходят события, является альтернативным будущим. В ней Россия после 90-х годов стала Империей, а впоследствии даже Межпланетной. Кроме России из сильных игроков на мировой арене остались Демсоюз, Индия, Китай, Арабы. И как всегда верная опора императора — армия и флот.

Контраст между плохими и хорошими, когда автор переходит определенную черту, становится неотъемлемой частью, идеально вписывающейся в стилистику мира. Для этого автор старательно копирует стиль реальных статей и заявлений, которые, увы, существуют на самом деле. Юмор заслуживает отдельного упоминания, ведь именно он сглаживает слабые места, вытягивает провисы сюжета. Это и, гневные, лживые передачи Демсоюза про Россию, которые без смеха невозможно читать, и шутки героя, и забавные случаи в боях. Самый смешной момент, для меня, операция по доведению до ручки Демовского дипломата. На мой взгляд, ничего лучше я еще не встречал. И хотя Белому нелегко выделиться из ряда безликих, накачанных героев, Земляному удалось добавить ему несколько ярких черт, отличающих его от шаблона. В дальнейшем к нему присоединится верный питомец Малыш, шутки которого изрядно повеселили меня.

К сожалению, причину удачливости героя Земляной в первой книге не объясняет, сохраняя ее в тайне до конца второй. В принципе она не претендует на оригинальность, но вполне приемлема для данного жанра. Тем не менее схватки и бои описаны со вкусом, так что ощущения однообразности не возникает. Разумеется злодеи присутствуют в положенном им ассортименте, но до поры до времени, как ни странно, некоторым удается даже оставаться в живых.

Безусловно, кто-то увидит в книге только пропаганду монархизма, но, внимание! Автор признает, что при любой форме власти сволочей и уродов хватает. Более того, во второй книге Земляной показывает, на мой взгляд, каким должно быть идеальное общество. Ведь именно клан «Красной звезды» свободен от того налета алчности и трусости, который еще не до конца стерт в Российской империи, о чем автор не устает напоминать на протяжении всей трилогии. Концовка отчасти типична для Земляного и, к сожалению, понравится не всем. Кто-то захочет большей определенности, кому-то наоборот покажется, что все слишком хорошо и понятно.

Если рассматривать каждую книгу по отдельности, то первая книга — патриотический коктейль из удачливого героя, злобных врагов. Вторая мне понравилась больше прочих, являя собой отличное продолжение, повествующее о необычном мире двух рас: алат и таннух. В третьей Земляной подводил итог цикла, поэтому в ней он соединил несколько довольно разнородных кусков, что разочаровало некоторых читателей.

Итог: отличный, юмористический, развлекательный цикл про супергероя, где основная идея тесно связана с патриотизмом, честь и долгом.





  Подписка

Количество подписчиков: 295

⇑ Наверх