В цветократическом Коллективе место гражданина в иерархии зависит oт того, какие цвета он умеет различать, и все, от почти бесправных «серых», до «фиолетовой» элиты, подчиняются Правилам, регламентирующим каждый аспект жизни.
Эдди Рассетт — молодой «красный» с высоким цветовосприятием и блестящими перспективами. Но в наказание за неудачную шутку, которую Эдди сыграл с сыном префекта, его отправляют проводить перепись стульев в прифронтирный городок Ист-Кармин. По дороге туда он знакомится с «серой» Джейн С-23, девушкой с красивым носиком и трудным характером. Эта встреча изменит жизнь Эдди и приведет к открытию, которое перевернет его представление об окружающем мире.
Во многих книгах герои попадают в неизведанный, сказочный, полный чудес и загадок мир, повстречав какое-нибудь странное существо, вроде Белого Кролика в "Приключениях Алисы в Стране Чудес", или пройдя сквозь врата, например в недрах платяного шкафа "Хроник Нарнии". Но, наверное, лишь Эдди Бурый, главный герой романа "Полный вперед-назад", обнаружил, что странности и чудеса скрываются прямо под ногами, а поводом послужило то, что он НЕ посмотрел на одинокого кролика. Казалось бы, сущий пустяк, но правила, по которым живет хромократическое общество не терпят даже малейшего нарушения гармонии. А потому Эдди, вопреки его воле, с каждым шагом и часом будет все глубже погружаться в мрачные пучины истины.
Ключевой элемент, вокруг которого и строится весь мир, это цвет. Если чуть точнее, то способность людей видеть определенные цвета и их оттенки. Именно на этом критерии основано общество Коллектива, именно по нему распределяют обязанности и даже заключают браки. Своими суровыми законами оно отчасти напоминает индийские касты, но здесь у детей все же есть кое-какие шансы оказаться в другом цвете. И, поскольку все в романе завязано на цветах, то давайте проверим книгу на спектрографе, чтобы определить, какую окраску и какую интенсивность имеют ее идеи.
Первая линия принадлежит красной части спектра. Кроваво-яркая, бунтарская, она как нельзя лучше характеризует антиутопический мотив борьбы с системой. Перед нами предстает весьма любопытно и необычно устроенное общество, которое заковано в строгие рамки Книги правил. Впрочем, особую пикантность роману придает тот факт, что во Внешних пределах, где и разворачивается действие, правила исполняются весьма своеобразно, а префекты закрывают глаза на рынок нелегальных услуг. Небескорыстно, конечно. Таким образом, Ффорде одновременно ушел от картонной искусственности, часто присущей антиутопиям, и насытил картину яркими красками, демонстрируя, сколь ужасной может оказаться подобная система при умелом манипулировании законами.
Поразительно, как ловко Ффорде выстраивает жесткую конструкцию правил, согласно которым общество не просто регрессирует, но регрессирует, изощряясь в поиске лазеек в законах. В результате, Коллектив одновременно использует и архаичные вещи, и сложнейшие технологии. Запрещены трактора, но ходят поезда с гироскопической стабилизацией, нет свечей, зато существует квалифицированная медицина, основанная на цветоподборе, позволяющая вылечить практически любую болезнь. Возникает ощущение гигантского эксперимента, в котором подопытными служат все члены Коллектива.
Вторая спектральная линия имеет насыщенный зеленый цвет, цвет юности и бодрости, под стать душевному состоянию Эдди Бурого. Казалось бы, его судьба предрешена — короткая поездка в Восточный Кармин, сдача теста и свадьба с пурпурной Констанс, необходимая, чтобы упрочить положение Бурых. Кто бы знал, что за несколько дней он успеет ввязаться в уйму дел, завести друзей, совершить рискованное путешествие, влюбиться в Серую Джейн и понять, наконец, что такое быть зрячим по-настоящему. И хотя все это выглядит довольно просто, Ффорде мастерски передает чувства и мысли героя, рисуя яркие и живые картины его жизни. Благодаря колоритности персонажей и диковинности бытующих в Коллективе нравов даже описание заурядных будней получается увлекательным.
Что касается третьей линии, то она располагается у синей границы. Ведь этот роман еще и превосходно декорирован в старомодно-английском стиле. Абсурдные и в то же время совершенно логичные парадоксы отсылают нас к Кэрроллу, а изящный иронический слог блестяще сочетается с подлинно британской чопорностью. Дискуссионные клубы, смахивающие на чаепития с Безумным Шляпником. Высокопарные рассуждения о высоких обязанностях и ответственности хромогенции. Иногда роман балансирует на грани сюрреализма, особенно, когда речь заходит о налетах лебедей и отваливающихся ушах, но к счастью или к сожалению, такие моменты довольно редки. Единственный недостаток книги то, что многочисленные вопросы по большей части остаются без ответа, по крайне мере, пока не выйдет продолжение. И лишь тогда мы узнаем, что говорят призраки, что погубило Прежних и что известно о Конторе Бакстеру 4.
Итог:пестрый и юмористический роман о серьезных и не очень вещах.
Вот и подошел к концу 2013-ый год. Для кого-то пушистый и приятный, для кого-то колючий и тяжелый. В любом случае он остался позади. Ну, почти остался;)
Я хочу пожелать всем вам, лаборантам, друзьям, подписчикам, просто случайным прохожим, заглянувшим в мою авторскую колонку Берлогу, чтобы в Новом Году исполнились ваши мечты. Чтобы из любой сложной ситуации находился удачный выход. Чтобы было больше хороших книг и замечательных историй! Чтобы каждый день находился повод для радости!
С Новым Годом! И пусть все у нас будет хорошо!:)
P.S. А читательские и прочие итоги традиционно будут позже, когда я прогляжу прочитанные и дочитаю запланированные книги.
Кёльн, Германия, 1390 А.D. Благополучный город, редкие правонарушения, в местном отделении Инквизиции царит скука и праздность. Недавно переведенный в Кёльн следователь, изнывающий от безделья, хватается за первое подвернувшееся дело — необъяснимую смерть студента университета. Дознание, начатое от скуки, выводит его на след масштабного заговора.
Все чаще в литературе и кино затрагивается тема инквизиторской работы, что явно свидетельствует о росте читательского и зрительского интереса к этой неоднозначно знаменитой организации. Неоднозначной, потому что несмотря на последующее перерождение, изначально Инквизиция исполняла роль контрразведки и работала достаточно эффективно. Поэтому нет ничего удивительного в появлении книг, в той или иной мере посвященных тяжелым, запутанным и не всегда праведным трудам инквизиторов всех мастей.
Поскольку вокруг цикла "Конгрегация" и личности его автора, Надежды Поповой, возникло немало споров с отчетливым привкусом скандала, то рецензировать "Стезю смерти" я начну с того, чем она заканчивается. Итак, это не наш мир. Не спешите поправлять меня, сперва я уточню, насколько он не наш. Летосчисление указано не случайно. В этом мире такая же география, языки и народы, даже христианство на первый взгляд точно такое же. Только точка отсчета не та. Та по названию, но не та по смыслу. Ключевые изменения внесены в само мироустройство, за спиною малефиков встают темные тени чуждых богов. Вот почему тот факт, что уровень развития общества в плане наук выше ожидаемого, не может служить единственным критерием для оценки правдоподобности. "Конгрегация" не цикл исторических книг, хотя имеет схожесть в деталях.
Но вернемся к роману "Стезя смерти". Действие его разворачивается в родном городе Курта — Кельне, что вполне логично, учитывая нелегкое прошлое майстера инквизитора, которое рано или поздно должно было выйти на передний план. На первый взгляд, здесь все мирно и тихо, на улицах царит порядок, даже банды стараются не высовываться и почти не нарушают покой законопослушных горожан. Здесь уже не так боятся инквизиторов, как прежде, а самые дерзкие пользуются ограниченностью полномочий Конгрегации. Вот сюда-то и переводят Курта вместе с его новым подопечным — Бруно.
Как и в первой книге, автор уделяет немало внимания характерам персонажей, детальности их проработки и, разумеется, взаимоотношениям. Курт, Бруно, инквизиторы Дитрих Ланц, Густав Райзе и глава отделения Вальтер Керн, студенческая братия, преподаватели и пфальцграфиня Маргарет — вот далеко не полный список героев. Образ любого персонажа складывается постепенно, из описания внешности, из манеры поведения и беседы. Автор с протокольной точностью фиксирует любые нюансы, по кирпичику выстраивая здание романа.
Если кому-то казалось, что в "Ловце человеков" Курт слишком много размышлял, то им стоит иметь в виду, что в "Стезе смерти" мыслей и чувств будет еще больше, поскольку именно эта книга определяет дальнейшее становление характера майстера инквизитора. Именно здесь ему предстоит сделать окончательный выбор, ради чего и для чего он ведет борьбу. Кому или чему он служит, преследуя малефиков и прочих нарушителей душевного спокойствия. Понятия долга, любви, смысла кажутся такими простыми, но только до тех пор, пока грубые реалии не разрушают прекраснодушные идеалы. И тогда Курту придется сделать выбор, способен ли он брать на себя ответственность, допрашивать и пытать, нарушать мирские законы во имя Господа.
Что касается детективной интриги, то с одной стороны автор сделала ее чуть более прозрачной. Более того, собственно имя преступника становится очевидным еще до конца, и тогда возникает другой, не менее сложный вопрос, не кто? а как? Не кто совершил, но как и каким образом это доказать. Где найти улики и свидетелей, если противник безмерно хитер и осторожен? Приятно, что на сей раз врагам Конгрегации посвящено куда больше внимания. Подробно и четко изложена точка зрения противоположной стороны, образно и ярко описаны верования, убеждения и ценности. Свобода от гнета морали или закона. Новые сильные покровители, пусть и иные, чуждые человеческому миру. Также мы наконец-то узнаем, какое положение в иерархии общества занимает Конгрегация, и каковы ее отношения с властьпредержащими.
Итог: детективный роман о ключевом деле Курта Гессе.
В обстановке строжайшей секретности нами, т.е. страшно-секретной бандой любителей вселенной "Чистильщики Пустошей" разработан коварный план.
Итак, при поддержке сайтов Fan-Book и Stalker-Book объявляем конкурс рассказов сюжетно связанных между собой именно данной вселенной. Наградой для победителей (3 призовых места) станут:
Книги Д.Ю. Манасыпова с автографом автора и премиум-аккаунт для сетевой игры "Сурвариум".
Общим большим призом станет сетевой сборник "Хроники Руин: Братство Чистильщиков", в который войдут лучшие работы и который будет распространен на просторах Сети со всем возможным продвижением.
Мир, в котором начинается эта история – колдовской. Здесь равейны, дочери Изначальных стихий, живут рядом с людьми; шакаи-ар, потомки Древних, ведут охоту за чужими эмоциями и кровью; бродят в толпе неузнанными драконы, фениксы, единороги... Этот мир – прекрасный. Здесь города носят разноцветные имена – Зеленый, Бирюзовый, Серебряный, спят под землей аллийские дворцы, брошенные тысячелетия тому назад...
Этот мир – жестокий. Здесь юные ищут любовь, древние – бегут от смерти, а судьба сводит их на одной узкой тропе, связывает накрепко и смотрит с насмешливой улыбкой: что будете делать теперь, дорогие?
Этот мир – на грани войны... только он еще не знает об этом.
Впервые с творчеством Софьи Ролдугиной я познакомился больше двух лет назад, когда наткнулся на ее роман "Ключ от всех дверей". Он произвел на меня неизгладимое впечатление, поэтому я немедленно занес Ролдугину в список талантливых авторов. Увы, "Белая тетрадь", первая книга цикла "Ар-Нейт", оказалась намного слабее, что неудивительно, если учесть, что написана она была намного раньше.
Одним из главных достоинств "Ключа" являлись красивые притчи и стихи, искусно подчеркивающие и обрамляющие основную сюжетную линию. Вместо них в "Белой тетради" нас ждут полузабытые легенды, слабые отзвуки ушедших в прошлое войн. Но им не хватает сочности и четкости, чтобы произвести сколько-нибудь сильное впечатление. Ведь этот прием — указать на некую застарелую вражду между расами или племенами, чтобы затем доказать, что жить надо дружно — уже почти превратился в клише, которому в данном случае явно не хватает индивидуальных черт. Впрочем, все это лишь обрамление для главной истории, о которой мы и поговорим подробнее.
Стержнем ее являются два персонажа: юная и неопытная равейна, Найта, и обладатель зловещей славы, шакаи-ар Максимилиан. Красавица и чудовище, девушка и вампир, пусть и эмоционально энергетический. Несмотря на постоянные подтрунивания над вампирскими канонами, сам шакаи-ар полностью соответствует им, вплоть до мелочей. Таким образом автор оказалась перед дилеммой, либо все-таки отойти от полюбившихся некоторым читателям шаблонов, либо подвести под них предельно четкий и логичный фундамент, чтобы не оттолкнуть остальных.
К сожалению или к счастью, Ролдугина выбрала второе, одарив народ шакаи-ар множеством способностей, в том числе к эмпатии, ментальному внушению, мощной регенерации и многому другому. Даже слишком, на мой взгляд, многому. Поэтому нет ничего удивительного, что большая часть романа посвящена постепенному раскручиванию запутанного клубка чувств и страхов Найты перед Максимилианом — Ксилем, если по простому, и ее возвышению. Что общего может быть между юной равейной самого низкого ранга и древним, могущественным князем? Как оказалось, достаточно много, если равейна сумеет заглянуть в душу шакаи-ар и увидеть его подлинные чувства. Вот только сумеет ли?
Ролдугина прекрасно изображает внутренний мир героини со всеми ее сомнениями, легкомысленными решениями и наивными, чистыми размышлениями. Впрочем, иногда легкомысленность оказывается чрезмерна, а от наивности хочется смеяться. Но, что взять с тихой примерной девушки? Другое дело, Ксиль, чья ветреность и таинственность, гротескность и слащавость сводят на нет усилия автора придать истории логичность и правдоподобность.
Что же касается глобального фона истории, затрагивающего будущее целого мира, то здесь история остается незаконченной. Даны лишь отдельные, малозначительные ответы, а раскрытие прочих тайн недвусмысленно отодвигается на последующие книги. Кто же такие загадочные враги? Каковы их цели? И почему именно сейчас в небольшом заурядном городке появилась звезда, пятерка эстаминиэль? Жаль, что мотив переживаний и чувств почти задушил логику, остается надеяться, что в следующих книгах положение изменится в лучшую сторону.
Итог: написанный ярким, живым языком роман о чувствах, взрослении и любви.