Лестер дель Рей «Елена Лав»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
После того, как двое приятелей, Фил и Дейв, поссорились со своими девушками, у них появилось слишком много свободного времени. И они не нашли ему лучшего применения, чем заняться проблемой эмоциональности роботов. Да еще и взялись за это дело, используя в качестве экспериментальной модели робота, сделанного в виде очаровательной девушки.
Входит в:
— журнал «Astounding Science-Fiction, December 1938», 1938 г.
— сборник «...And Some Were Human», 1948 г.
— антологию «Beyond Human Ken», 1952 г.
— антологию «Assignment in Tomorrow», 1954 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.
— антологию «The Coming of the Robots», 1963 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «3000 Years of Fantasy and Science Fiction», 1972 г.
— антологию «Histoires de robots», 1974 г.
— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.
— антологию «И грянул гром…», 1976 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «Souls in Metal», 1977 г.
— сборник «The Best of Lester del Rey», 1978 г.
— антологию «Friends, Robots, Countrymen», 1988 г.
— антологию «Roboti a androidi», 1988 г.
— антологию «Joyas de la ciencia ficción», 1989 г.
— антологию «Нулевой потенциал», 1993 г.
— антологию «Histoires de robots», 1997 г.
— антологию «1901-1937, les premiers maîtres», 2000 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (24), испанский (1), французский (5), чешский (1)
- /тип:
- книги (31), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Баттен (3), Д. Жуков (4), Д. Чавиано (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Славич, 25 апреля 2022 г.
В отзывах о рассказе написали много и плохого и хорошего, но почему-то никто не вспомнил самого главного. «Елена Лав» считается первым в американской фантастике — и одним из первых в фантастике мировой — произведением, в котором робот наделяется способностью испытывать сложные положительные эмоции. Классический «Я, робот» Отто Биндера — это уже 1939 год, а три закона роботехники Айзека Азимова и его доброжелательные персонажи с позитронным мозгом будут ещё несколькими годами позже. В своих воспоминаниях Азимов сам признавал, что идея цикла произведений о роботах возникла под влиянием именно этого рассказа Лестера дель Рея.
Да, во многих отношениях рассказ кажется наивным и устаревшим, а предлагаемая модель взаимоотношений мужчины и женщины определённо вызовет гнев феминисток. Отчасти справедливый гнев, надо признать. Но для 1938 года даже такая несовершенная литературная работа была новаторской. Рассказ переиздавался в составе нескольких десятков антологий и по праву признаётся классикой жанра.
Groucho Marx, 10 марта 2020 г.
Эта изящная новелла из 30-х годов является своего рода лирической предшественницей сардонического романа Айры Левина «Степлфорские жёны». Она написана как бы одним из героев этого романа, охотно меняющим живую жену со сложным характером на кибернетизированную секс-прислугу, которая запрограммирована на одно — удолетворение скромных сексуальных и бытовых потребностей своего владельца. Герой, оказывается, и не нуждается в общении с живым человеком. Ему достаточно заниматься сексом с говорящим пылесосом, выполненным в форме изящного женственного манекена.
Автор, как ни странно, одобряет своего героя. Ещё удивительней, что большинство рецензентов тоже... одобряют техно-фетишиста, не желающего общаться с живыми женщенами.
mputnik, 23 декабря 2018 г.
Какая-то рабская психология. Воспевание варварских обычаев древних народов, у которых женщина почиталась вещью, не имеющей права сохранять жизнь по смерти мужа. Гадость какая, глупость и мерзость. «...скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь...».
Автор — следует моральным устоям этих дикарей?
И это — мужик?
vam-1970, 28 марта 2018 г.
Рассказ — номинант премии Хьюго 1939 года, ретроспективной. Что поразило в рассказе, так это беграничная любовь робота к человеку на протяжении всей жизни. Умер человек(муж) и просьба жены(робота) похоронить вместе в одной могиле , при этом скрыть от людей её искусственность. Чем и отличается рассказ от массы подобных.
olpo70, 27 ноября 2016 г.
Хороший рассказ. Прочитал с удовольствием. Но появился некий дискомфорт. В плане того что подобное было. Я сейчас выскажу собственные соображения. Если я не прав поправите.
Я читая сразу же вспомнил фильм «Двухсотлетний человек». Ну аналогия так и напрашивается. Как все знают фильм снят по роману Азимова и Сильверберга « Позитронный человек». Который в свою очередь написан на базе повести Азимова «Двухсотлетний человек», Роман написан в 1992 году, а повесть в 1976 году. А этот рассказ был написан аж в далеком 1938 году. А не вдохновился ли наш великий и любимый Айзек этим рассказом? А почему бы и нет?
Yazewa, 15 февраля 2013 г.
Может и простенько, но... это ж написано три четверти века назад! Эмоционально, в принципе, сочувствие вызывает. Воспринимается неплохо, так что в архив списывать рано...
god54, 22 декабря 2010 г.
Сегодня в фантастике подобных рассказов огромное количество, но, если учесть дату публикации, то он в то время был весьма актуален и оригинален. Вспомним хотя бы «Двухсотлетнего человека» А.Азимова. Этот рассказ в чем-то похож на него: жили долго и счастливо и умерли в один день. Написано хорошо, сюжет неплохой, хотя мало сентиментальности и эмоций. Но в целом рассказ совсем неплох, даже сегодня.
ozor, 18 декабря 2006 г.
Дело не в простоте создания, на то она и фантастика. Дело в том, что мы в ответе за тех, кто рядом с нами.
cherepaha, 24 октября 2006 г.
Слишком просто у них все получилось. Раз-два и на основе ламповых диодов вдвоем дома сделали искусственные железы для робота.