Стивен Эриксон «Радость, словно нож у сердца»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ) | Африка (Тропическая Африка )) | Вне Земли (Луна | На орбите Земли | Марс, спутники Марса )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Прогрессорство | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Канадский автор научной фантастики оказывается похищенной НЛО прямо с улиц Виктории, провинция Британская Колумбия. Мир пожал плечами и решил, что это Интернет-розыгрыш. Но днями позже таинственные силовые поля начинают появляться в опасной близости от человеческой инфраструктуры. Промышленные раскопки уничтожены, нарушенные цивилизацией пути миграции животных восстановлены, рыболовные суда не могут забрасывать сети. Затем люди обнаруживают, что их лишили возможности наносить вред друг другу. Вторжение состоялось.
Высоко над Землей обнаруживается присутствие инопланетян. Их миссия: восстановить биосферу планеты. Однако неясно, что делать с человечеством, которое провалило свою роль хранителя земного благоденствия. К счастью, для людей нашлась другая работа, которая всего лишь требует от них полностью изменить саму суть своего существования навсегда...
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
chelovek10011, 26 ноября 2019 г.
Тема первого контакта — моя любимая в НФ. И что наверно парадоксально, я как читатель со стажем отнюдь не избалован произведениями на эту тему. Огромная масса книг посвящена сосуществованию представителей нашего вида с другими цивилизациями, и неважно в каком виде. Будь это войны, просто проживание на планетах, какие-то научные разработки и т.д и т. п. А вот именно тема контакта встречается довольно редко (это сугубо моё мнение). Есть откровенная макулатура, есть потрясающие вещи, но в целом их очень мало. Для меня в этом вопросе эталоном является повесть Ефремова «Сердце Змеи». Я по крайней мере ничего лучше, касаемо первого контакта не читал. И появление анонса выхода романа Эриксона меня очень заинтриговало и обрадовало. И как холодный душ на меня подействовало прочтение сего опуса. Во первых скука не покидала меня на большей части страниц. Совершенно немыслимые идеи, стандартные клише, обусловленные современными политическими взглядами европейского и американского общества, в общем много чего такого, над чем хотелось бы смеяться, если бы не было так грустно. Оказывается загадка НЛО давно раскрыта. Некая «нехорошая» раса давно похищает людей, ставит над ними опыты , разрабатывает Луну и некоторые спутники. И определенные люди в правительствах об этом знают !!!, но ничего не могут сделать (ведь эти «редиски «стоят на более высокой ступени развития техники, и с легкостью пресекают любые попытки землян изменить ситуацию. Поэтому от всего населения Земли ,это все тщательно скрывается (это в наши то дни утечки практически любой информации). И тут приходят «хорошие», еще более могущественные ребята, которые в лице своего ИИ, начинают спасать планету, тем самым давая шанс спастись нам, людям ,от самих себя. И конечно же главные апологеты нового порядка, это представители США и Канады и некоторые европейцы. Россия здесь упоминается, но не как страна выходящая в космос, а просто как некая территория планеты, причем очень агрессивная, стремящаяся во что бы ни стало въехать на танках в Прибалтику!!! и наверно потом куда то еще. Я только не понял, почему так и не въехали, видимо два танка балтийских стран оказались сильнее. Опять таки согласно новым веяниям, Китай в этом чтиве самая развитая экономическая держава и именно его космофлот!!! и военные достигают Луны с целью монополизировать её после бегства «плохих» ребят. В общем вся книга (я повторюсь) состоит из современных взглядов — штампов европейцев и янки на нашу действительность. И еще, я всё таки напоминаю, что все это автор назвал произведением твердой НФ, а здесь свои жесткие рамки жанра, которых нужно придерживаться, хочется этого автору или нет. Если он ставит перед собой задачу что то или кого то высмеять, и тем самым обратить всеобщее внимание на серьезные проблемы, то для этого существуют другие жанры фантастики, но никак не НФ. Короче, скучнейшая собачья чушь на много страниц. Для меня выброшенные на ветер деньги.
Neradence, 20 августа 2022 г.
Есть замечательный советский мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку, а в нём — песня про волшебника, который вдруг прилетит на своём голубом вертолёте и всё сделает мановением волшебной палочки. И кино покажет, и эскимо подарит.
Так вот этот роман — затянутая почти на пятьсот страниц мысль про прилетающего волшебника. Спускается он такой с небес, хоба! — и всё. И Венера терраформирована, и на Луну опять долетели, и от плохих инопланетян людей спасли, и психопатов среди человечества перевоспитали, и вообще мир да благость спустились с небес в виде машинного роя.
И ладно бы, что роман отчаянно наивен что в своей демонстрации строго «хороших» и строго «плохих», что в прилетевших пришельцах, однобок и порядком затянут. Роман невыносимо, ужасно, бесконечно нуден.
Где-то в начале общения Саманты с Адамом — это тот, что инопланетный ИИ — был очень смешной диалог, где Саманта рассказывает, что она-де не относит себя к «твёрдой» фантастике, потому что она выше этого и интересуется проблемами человечества и человечности, и вообще социальный аспект самый важный. Ну, хорошо, так-то имеет право.
Почему этот диалог смешной — потому что это, осознанный или нет, но явный перенос авторских мыслей и высоких чувств в персонажа, и вот так незатейливо автор показывает, для чего он это всё задумывал. Для социального аспекта и рассуждений о человечестве.
Есть одна маленькая проблема: на одном социальном аспекте нормальную книгу не напишешь.
Что «Радость» и демонстрирует во всей красе.
В романе нет ровным счётом ничего, за что можно было бы зацепиться: здесь нет интересного сюжета, нет интересных персонажей, нет интересной глобальной идеи, нет даже интересных размышлений о том, как исправить всё то, где человечество свернуло не туда. Идея о прилетающем волшебнике, который машет палочкой, и люди просто перестают быть злыми, потому что сорок два, не выдерживает никакой критики — она нежизнеспособна.
Эриксон долго, нудно и со вкусом расписывает, какое человечество плохое, агрессивное и недальновидное, как оно уничтожило Землю и как оно уничтожает само себя, и всё время разжёвывает, что надо всё менять. Да надо, конечно, кто бы спорил, идеи трансгуманизма или постгуманизма прекрасны. Только почему игнорируется тот скучный аспект, что это не просто так всё в мире сложилось, и что просто запретить быть человеку злым не поможет сделать Эдем на Земле? Даже если поменять Землю на Венеру.
Если автор хотел порассуждать о свободе бытия человеком, то форму он избрал странную, а вдобавок оказался страшно неубедителен.
В книгах я ненавижу две вещи: бессмысленные любовные линии со сценами секса и бессмысленную болтовню. В «Радости» бессмысленной болтовни настолько много, что я предпочла бы, чтобы это были любовные линии — в них есть хоть какое-то действие, и там можно хотя бы поймать испанский стыд от действий персонажей, что уже хоть какая-то, но эмоция. От того, что здесь написано, то есть бе-е-е-е-есконечного трёпа всех со всеми обо всём, можно ощутить только скуку.
Умом я понимаю, что автор, видимо, хотел показать через диалоги персонажей их восприятие последних событий, но, честно, считаю, что ему не удалось. Персонажи — манекены с подписями, убрать от них авторские ремарки — и отличить космонавта от торговца оружием будет невозможно.
Осмысленный текст в «Радости», пригодный для чтения не через боль, существует только в первых трёх главах, в последних двух и в эпилоге. Всё, что происходит между, это просто пустые пафосные разговоры с вбиванием читателю в глотку псевдофилософских рассуждений о человеческой природе. Божечки-кошечки, да я во второй главе уже поняла всё, что Эриксон хотел сказать по этому поводу, не надо повторять десять раз для запоминания, можно уже что-нибудь произойдёт?
Нет, нельзя.
Мучила я эту книгу недели три, продираясь сквозь диалоги, диалоги и ещё диалоги, но так и не поняла, зачем. Бездарно потраченное время. Давно не встречала настолько скучной фантастики, её можно в качестве снотворного использовать — с большим успехом, настолько она безлика и не запоминается. Это даже не жвачка с претензией на философию, у жвачки хотя бы какой-то вкус есть. А тут — диалогизированное ничего.
Я, конечно, осознаю, что не стоит от любой фантастики про первый контакт ждать того же по уровню идей, что смог выдать Саган, но бездны уныния конкретно этого романа стали для меня неожиданностью. При том, что задумка была неплохой, реально, общение инопланетной цивилизации через писательницу-фантаста, которая вдобавок известна своим блогом и потому узнаваемая — отличная идея, с учётом фантастического допущения вполне здравая и имела бы шансы на успех. Ещё б дальше завязки что-нибудь нормальное было.
Но получилось, что получилось — и лучше бы не получалось. Далеко не каждый автор отличного эпического фэнтази (да, для меня было неприятным откровением, что это реально тот же Эриксон, который написал про Малазанскую империю, а не ловкий однофамилец) способен писать научную фантастику на своём же уровне.
AliceMadness, 31 декабря 2019 г.
Представьте, что средь бела дня и прямо под Новый Год вас внезапно похитили инопланетяне. Похищение прошло быстро и безболезненно. Похищали таким классическим лучом света с неба и когда вы пришли в себя, то были поражены технологическим превосходством инопланетной расы. Но еще более оказались не готовы к тому, что один из их представителей осмысленно заговорит с вами на вашем же родном языке без единого акцента и малейшей фальши. Представили? Чтобы вы сказали или хотели бы спросить у существа высшей расы?
1. Одни спросят о таинственном прошлом.
2. Других интересует незримое будущее.
3. Третьи зададут вопрос о Боге и о своей бессмертной душе.
4. А кто-то это самое бессмертие осмелится попросить. Чем черт не шутить?
Ответов существует великое множество и не одного однозначно верного. Меня же в подобной ситуации больше всего удивила реакция главной героини, прежде всего сообщившая инопланетному разуму, что хочет себе домой такой же мягкий матрас, на котором очнулась. Ну, и чуть погодя немного так удивилась, когда пол поглотил брошенный ею окурок от сигареты. Я, увидев такое, естественно, начала подозревать героиню в слабоумии и решила, что при похищении ее где-то сильно ударили головой. Но со временем, к сожалению, бедняжка не отошла и все продолжала чудить, а это значит что глупые и крайне неуместные замечания — это норма и часть ее повседневной жизни.
К слову, ее нынешнюю повседневную жизнь на борту инопланетного корабля мы будем лицезреть примерно половину всего экранного времени. И половина эта на 100% будет состоять из авторского монолога, где он (сам автор) в роли главной героини будет сначала задавать пространные вопросы и он же, но уже в роли инопланетного разума, будет на эти самые вопросы отвечать. Выглядит все это странно и однобоко хотя бы потому, что манера речи обоих собеседников выглядит совершенно идентично и не обладает какими-либо отличительными чертами. От этого создается эффект не интересного диалога, а пресного монолога или же четко отрепетированного интервью. Нет живости. Нет психологизма. И, как следствие, нет заинтересованности со стороны читателей.
Оставшаяся половина книги раздроблена между кучей персонажей-ноунеймов, которые могут появиться на несколько глав, а могут так и вовсе только на пару абзацев. Про кого идет речь? Какое сейчас время и место? И что вообще происходит? Непонятно. Выглядит это все просто поверхностной мешаниной непонятных людей, что упорно пытаются не обращать внимание на инопланетное вторжение с явным демократическим оттенком и…
Все, хватит негатива! Пора подводить итог прямо по пунктикам:
1. Книга была прочитана.
2. Многого не ожидала и многого не получила.
3. Очень много однобокого западного взгляда.
4. Очень много демократии и вот этого всего.
5. Если хотите хорошей старой фантастики, то перечитайте Дюну.
6. Если хотите хорошей новой фантастики, то Уотс вам в руки.
P.S. И да «Малазанская Книга Павших» в разы лучше.
P.S.S. Читайте действительно хорошие книги и с наступающим всех Новым Годом!
Hearest, 30 декабря 2021 г.
Роман о контакте человечества и неземного разума.
В центре сюжета — история о том, как в солнечную систему прилетели могучие инопланетяне, и постарались насильно осчастливить все имеющиеся в наличии человечество. Счастье от инопланетян подразумевает под собой – полное отсутствие насилия, болезней и голода, нищеты. Ну а тех, кто не находит в себе моральных и физических сил жить по новым правилам, никто не удерживает от суицида, поскольку другой формы несогласия с действиями прилетевших на голубом звездолете благодетелей не предусмотрено.
Жанр романа — мягкая фантастика, что подразумевает раскрытие философских, социальных, психологических проблем. Действующих лиц в книге великое множество, повествование ведется как от имени элиты — президентов и глав международных организаций, так и от имени человеческих отбросов – наркоманов, воров, убийц.
Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп динамичный.
Все события, описываемые в книге являются фоном для размышления автора на множество сложных вопросов – о религии, социологии, экономике, этике и других. Красной линией в повествовании идет мысль о том, что люди в своей массе – алчные, жестокие людоеды, и здесь с автором очень сложно спорить.
В чем-то с Эриксоном можно соглашаться, в чем-то нет, книга дает пищу для собственных рассуждений, и это, несомненно, один из ее главных плюсов.
Подводя итог, могу сказать, что из-под пера писателя вышла цельная, неглупая, увлекательная книга, которая займет достойное место на моей книжной полке.
В целом, думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра.
F1sher16, 30 октября 2020 г.
Наверное, никогда ещё понятие «социальная фантастика» не подавалось так буквально, как в этом романе. История об инопланетянах, решивших довольно мягкими, но радикальными методами перевоспитать обезумевшее человечество, для меня получилась двоякой. Трудно не согласиться с основным посылом книги, безжалостно обнажающим всю гнилую сущность людской натуры. Большую часть текста составляют философские беседы главной героини с олицетворяющим инопланетян искусственным интеллектом Адамом, в которых поднимается множество интересных тем. Сам по себе текст читается очень бодро и увлекательно. Всё это является позитивной стороной произведения.
Негативная сторона — это, прежде всего, персонажи. Все как один — картонные болванчики, сляпанные по современным западным лекалам. Главная героиня и почти все остальные женские персонажи — это, конечно же, сильные и независимые женщинессы (TM), «феминистки и просто умницы» (c), одним поднятием брови разрушающие миф о мужском превосходстве и при любом удобном случае курящие с таким наслаждением, что у меня возникло подозрение в фетишизме Эриксона. Муж ГГ — вечно плачущий врач, президент США — топорная карикатура на Трампа, президент России — почти такая же топорная карикатура на Путина, пронизанная русской тоской (TM). Китайский председатель — карикатура на... китайского председателя, ведущая себя довольно алогично, потому что кто их, этих китайцев, разберёт. Есть также ряд мерзких капиталистов и подлых медиамагнатов, африканский головорез и ещё кучка не играющих никакой роли в сюжете людей, чьи характеры выписаны даже хуже. Получается забавная ситуация: хотя автор сам активно критикует однобокое мышление, через его героев прямой линией проходит типичная агитация: демократия и либерализм — хорошо, республиканство и консерватизм — плохо, «women empowerment» — хорошо, мужественность — плохо, и так далее. Но, как ни странно, тематика гомосексуализма и отклонений самоидентификации не затронута вообще. Забавно, что тематику абортов автор тоже решил обойти стороной, иначе возник бы затык: его инопланетяне такую практику точно не одобрили бы, но в реальном мире аборт нынче считается одним из главных проявлений женской свободы.
По итогу могу сказать, что о потраченных на книгу деньгах не жалею, однако перечитывать вряд ли буду. По большому счёту, этот роман является одноразовым, так как в нём отсутствует сложная интрига, неожиданные сюжетные повороты и другие элементы, заставляющие перечитывать некоторые произведения снова и снова. Он хорош как философское эссе в форме научной фантастики, но в отрыве от социального подтексты не представляет собой вообще ничего.
heresyhub, 10 марта 2020 г.
Книга восторгает пинком, который этот памфлет отвешивает человеческому самомнению. Существует теория контакта, говорящая о том, что встреча с развитыми инопланетными цивилизациями погрузит человечество в мощную депрессию из-за утраты глобальных ценностей, т.к. его завоевательный пафос и ощущение исключительности во Вселенной будут полностью лишены оснований. Стать из номера 1 номером 3 или номером 121 тяжело. Так вот Эриксон описывает страшный сон человечества — инопланетяне, развитые настолько, что им даже не нужно присылать свой флот, запускают ИИ для терраформирования Земли. Если вы думаете, что все это из-за людей, то нет — инопланетяне хотят сохранить китов и других живых существ. =) Люди тут лишь помеха, испортившая планету. Отрезав людей от мест добычи нефти, ИИ отключает людям возможность проявлять агрессию — от войн до избиения домашних. Странно, но никто не счастлив. Человеческая иерархия, НАТО, переговоры — все это тоже не интересует ИИ. Переговоров вообще не будет, но для облегчения психотравм ИИ выбирает фантастку, чтобы пояснить задумку своих создателей.
Эриксон известен «Малазанским циклом», а «Радость, словно нож у сердца» — это несложно написанная сатира, что может удивить. Строение книги полностью подчинено идее — сначала ИИ совершает что-то, затем дается быстрый бриф с участием случайно выбранных лиц на Земле, иллюстрирующий реакцию. Пренебрежение человеческим самомнением там великолепно, однако Эриксон не выдерживает до конца,
Kabasha, 21 ноября 2019 г.
Известный вопрос о том, можно ли быть милым насильно в современной постановки и антураже научной фантастики.
Стивен Эриксон, автор и создатель знаменитой эпической фэнтези-эпопеи о Малазанской империи, насчитывающей несколько десятков книг и очень популярной у современного народонаселения Земли в разных странах, решил попробовать свои силы на несколько ином поприще, а именно научной фантастики.
Несмотря на близость и кажущуюся дружественность сфер фантастики и фэнтези, в каждой из них действуют свои правила и законы, есть свои нюансы и особенности, благодаря чему авторов, одинаково хорошо играющих на обоих полях, совсем немного.
Посмотрим, получится ли у Эриксона данный ход конем. Между тем, его коллеги по цеху полагают, что первый блин не вышел комом.
Вышедший в прошлом году, роман канадского фантаста попал в Россию в этом году и был выпущен издательством «Эксмо», в рамках его импринта FanZon, в октябре 2019 года. Роман повествует о новой и неожиданной интерпретации первого контакта инопланетян с людьми, причем подан это контакт живо, ново и в неизвестной ранее манере.
Первая часть книги, наверное, добрая ее половина, предстает перед глазами читателя юмористической легкой зарисовкой в противовес всем тем трагическим событиям, которые в ней происходят. Автор создает некое подобие черной комедии, когда читателю хочется смеяться там, где нужно переживать и плакать. И смеяться, замечу, получается легко.
Затем Стивен меняет ориентиры и на смену стебу и черной иронии приходит сначала немного поверхностной философии и размышлений о сути человечества и его бытия на этой планете, что в ходе второй половины книги начинает постепенно нарастать, и уже вместо смеха читателю предстоит задуматься над нелегкими вопросами, которые, стоит заметить, поданы очевидно, явно и без неуместных заумствований.
Да, нельзя не добавить, что порой Эриксон уходит в дебри философии или льет воду, словно у него задача уложить роман в определенное количество страниц, которые обязательно нужно добить любым возможным способом. Однако среди определенной схоластики и словоблудия в изрядном количестве присутствуют здравые, интересные идеи, мысли и точки зрения, которые не покинут вдумчивого читателя и после завершения прочтения книги.
Вот лишь некоторые из них: В какой момент прекратится эпоха всеобщего потребления? Может ли быть капитализм с человеческим лицом? В какой момент человечество поглупело настолько, что позволяет медиа-магнатам кормить себя фальшью, ложью и информационной пустотой, заполняющей собой время, которое могло бы быть потрачено на образование, семью, отношения к родственниками?
И самый главный вопрос, который находится в стороне в перечисленных и вечен как сама жизнь – можно ли быть насильно милым? Можно ли творить добро людям против их воли? И, наконец, может ли быть радость словно нож у сердца? Об этом и многом другом можно познакомиться на страницах романа канадского писателя фантаста Стивена Эриксона «Радость словно нож у сердца».
P.S. Отдельного восхищения достойно отношение автора к своей родине Канаде, и ее взаимоотношениям с двумя извечными антагонистами – Россией и США. Эти сцены привносят свою определенную радость при чтении книги.
P.P.S. Литературное камео Сойера — отдельный вкусный бонус!
ilya_cf, 5 ноября 2019 г.
О Стивене Эриксоне я знаю не много. Пожалуй единственное, что с его фэнтезийным опусом при издании происходили (а может и происходят) какие-то непонятные (а может понятные) мутки. Поэтому глаз у меня не замылен и не зашорен предыдущими книгами автора, и моё мнение о «Радости...» — отличная фантастика!!!
Да, это безусловно книга о контакте. Нет, не первом, как выяснится. А ещё, это то ли утопическая антиутопия, то ли антиутопическая утопия...
Как отнестись к тому, что человечество против его воли ведут к более светлому будущему? Какой же это удар по самолюбию людей, свято верящих в собственную свободу выбора, каким бы он ни был, и к чему бы ни привёл в итоге. Да, человечество — это извечная борьба, как с окружающим миром, так и между собой. За жизненное пространство, за ресурсы, за высокое положение в среде себе подобных. Но Бог, природные стихии, и, как выяснилось, инопланетяне, совершенно безразличны к желаниям людей. Можно лишь потрясти в небо кулаками, да и разойтись по домам — никто не ответит.
Эриксона не особо интересуют технические аспекты происходящего вторжения. Ну, силовые поля (положившие конец насилию как над природой, так и между людьми); ну, едва ли не вечный двигатель; ну, чистая вода, вдоволь еды и излечение от многих недугов. Мельком касаясь того, как всё это работает, автор особое внимание уделяет другому. А как это примут люди? Потому как это дары. И в идеале, пусть никто не уйдёт обиженный. Правда есть нюанс. За грядущее изобилие, за технологический и научный прорыв, надо полностью перестроить нашу систему ценностей.
Автор довольно в ироничном ключе описывает этот погребальный звон по капитализму во всех его проявлениях (у призрака Карла Маркса наконец появился повод улыбнуться). А противостояние властьимущих внезапному вторжению в их такой, казалось бы, незыблемый мир, ничего кроме смеха вызвать не может. Это самая настоящая сатира, с которой автор обрушивается на правительства стран-лидеров политической арены Земли. Досталось всем. Но особенно сильно Эриксон прошёлся по американцам: от перманентных истерик американского президента аж дух захватывает. Вообще, в книге мелькает довольно много узнаваемых лиц. Не буду заострять внимание, тем более могу ошибаться, а значит ввести в заблуждение потенциального читателя.
С нетерпением буду ждать разгромных отзывов по поводу концепций предлагаемых автором. Любителям порассуждать и пофилософствовать, эта книга просто кладезь для тематических споров. Политика, экономика, религия, наука, экология, психология. Эриксон затронул массу сфер человеческой жизнедеятельности. И попытался сквозь призму собственных взглядов донести до нас простой вопрос: может быть хватит?
P.S. Чуть не забыл. Отличное камео Роберта Сойера. Рад за твои стальные яйца, Роберт :)
P.P.S. Ну и отдельное спасибо за добрые слова в адрес Иэна М. Бэнкса. Сотни миллиардов инопланетных почитателей его таланта зачитывались «Культурой». И ни цента гонорара за пиратские копии. Ведь на вопрос о копирайте, инопланетяне отвечают: «Ээээ?..» :)
Еркфтвгшд, 1 ноября 2019 г.
«Радость — нож» для меня — это смесь надежды (отметьте не уверенности и не веры) в человечество и стёба над ним же.
Кроме этих, явно бросающихся в глаза, явных недочетов и умолвок, роман хорош. Опять же с позиции стёба.
Лучше над собой смеяться, иначе глаза можно выплакать.
Кропус, 10 марта 2021 г.
Роман напоминает некоторые тексты Саймака, не стилем, у Саймака он много лучше, а идеей о добрых (без ковычек) пришельцах спасающих человечество от самого себя. Вообще-то спасают они не столько человечество, сколько биосферу планеты, но после некоторого колебания решают включить в число спасаемых видов и людей. Любопытно, что способы вмешательства и его последствия разработаны у Эриксона гораздо подробней чем у Саймака. У того само вмешательство собственно и не показано: в том же «Детском саду» события показаны лишь от лица одного человека, да и обрывается рассказ когда вмешательство должно вроде бы раскрутится на всю катушку. Впрочем у Саймака именно рассказ, не роман. Пожалуй этот текст является своего рода развёрсткой Саймаковского сюжета. Думаю автор его читал. Во всяком случае силовые поля прекратившие войны и постройка загадочных зданий явная перекличка с Саймаком. Капитализм автор критикует не то что бы особо зубасто, но серьёзно. Нам правда тоже немного досталось, но скорее для проформы, что бы никому обидно не было: во всяком случае чернухи я не углядел.
Пожалуй текст несколько растянут, но с другой стороны автор и хотел подробно показать масштабный события.
Nikonorov, 20 ноября 2019 г.
Я приступал к роману с полной уверенностью в умениях и мастерстве автора, поскольку успел ознакомиться с его полотном про «Малазанскую книгу павших» — очень масштабный и эпический цикл темного фэнтези.
Прочесть что-то вне жанра от одного из любимых авторов было заманчиво, а тут на горизонте свежеизданный Фанзоном роман — «Радость, словно нож у сердца», который обещает рассказать историю про первый контакт людей и инопланетян.
Причем, предварительные анонсы сулят нам новый взгляд на тему первого контакта, наличие социального посыла, к тому же всё это сдобрено восторженными отзывами западных критиков.
Получилось ли у Эриксона создать новое мощное произведение? Давайте разбираться.
Роман берет разгон очень быстро — на первых же страницах главную героиню — писательницу-фантаста Саманту Август — средь бела дня прямо в городе похищают инопланетяне. Нормальная такая завязка.
Саманта оказывается на космическом корабле и вступает в диалог с инопланетянами — точнее, с их представителем, который даже и не показывается. Только голос. И этот самый голос заявляет, что хочет, чтобы Саманта выступала переговорщиком между людьми и ими, попутно рассказывая, что начинается первая стадия Протокола Вмешательства. Вообще, этот Протокол, равно как и сам роман, поделен на пять стадий. Затем автор рассказывает о Первой Стадии: мы видим сценки-вырезки из жизни разных слоев общества, довольно динамичные и дающие представление о том, что же из себя представляет Первая Стадия — устранение насилия. Муж хочет ударить жену, но сталкивается с невидимой преградой. Покупатель оружия хочет застрелить продавца, но пуля не долетает, жена хочет дать отпор тирану-мужу и выплескивает на него раскаленное масло, но то стекает с незримой стенки, возникшей между ними, война прекращается, поскольку все люди ограждены барьером. Помимо прочего, затрагивается не только людское насилие — например, у одного фермера силовые поля посносили загоны, в которых паслись бизоны, и те разбежались, счастливые и довольные. Потому что насилие — прекратилось. Вообще. Над кем бы то ни было. Об этом заявляют инопланетяне, добавляя, что их роль — спасти планету и не дать людям ее разрушить.
Затем нам показывают, как на это реагируют лидеры разных стран. И первый минус Эриксону — это абсолютная плоскость, тупость, картонность и карикатурность персонажей. Да, тут замешаны аллюзии, всё читается без проблем, да, может, он намекает на их недалекость и однобокость мышления, но лидеры стран показаны какими-то школьниками и неучами. При всей возможной нелюбви Эриксона к тому или иному президенту, выставлять их совсем голливудскими дурачками — неправильно.
В обсуждениях политиков, в докладах ученых и министерств мы узнаём, что прекращена добыча газа путем гидроразрыва пластов, добыча нефти, песка. Короче говоря, упразднили любое негативно-силовое вмешательство в природу — охота, вырубка лесов и далее по списку.
Наверное, Эриксон решил высмеять богатеев, которых не заботит ничто, кроме финансов, потому что парочка из множества линий (а их тут, в лучших традициях Эриксона, и вправду много) посвящена медиамагнату и братьям-миллиардерам, которые реагируют на всё происходящее со своей однополярной колокольни: всё пропало, фондовый рынок рушится, как они будут зарабатывать, всё плохо.
Попутно, перелистывая сюжетные линии как каналы по телевизору, мы видим, что инопланетяне не только оградили природу от человеческого насилия, но и принялись ее восстанавливать.
Я нарочито рассказываю с таким же эффектом листания, потому что роман предстает перед нами именно таким — лоскутным, где общий прогресс и течение действий демонстрируются сперва через манипуляции одних лиц, потом через диалоги других, после — через обсуждение третьих. По крупицам собирая информацию из самых разных источников — от имама и блогера до космонавта и президента Российской Федерации, мы складываем картину в общее полотно.
Приятно, что Эриксон для большего впечатления вдается в интересные детали. Например, в одном из диалогов говорится, что, несмотря на отключенную возможность насилия, лазейка осталась — самоубийство. И, мол, смертник проник в одну из мечетей и подорвал себя, но никто, кроме него, не погиб. Цитирую: «Сквозь окруживший его кокон силового поля даже звук не просочился. Просто вспышка, а потом на его месте — клочья мяса, кости да волосы». Такие детальки вносят свою пикантность в довольно занудное при всем своем разнообразии повествование, 95 процентов которого заключается в диалогах и обсуждениях. Обсуждениях как лидеров стран, так и заурядных и до зевоты скучных бесед Саманты и инопланетян. Все поднятые темы тысячу раз перемолоты и обсосаны, чтобы их подавать в таком обилии. К тому же Саманта Август вышла не слишком естественной и больше похожа на искусственный интеллект, говорящую нейросеть. Изредка ситуацию спасают ее колкие вставочки, язвительности и шуточки, но этого мало. Куда больше длинных конструкций и неестественности речи. Ну да, это уже взрослая женщина-фантаст на шестом десятке лет, но где человечность?
Вторая Стадия более радикальная: происходит терраформирование Венеры, тасовка космических объектов, прям как Сейзед у Сандерсона развлекался, перестает работать оружие, ядерные боеголовки, баллистические ракеты не стартуют. Народ переживает, что инопланетяне, лишив их сил, превратят в рабов или уничтожат. Стандартные людские страхи. Кто-то же восторгается технологиями инопланетян, способных мгновенно реагировать на резкие проявления насилия — их технологии приравнивают к богу и предполагают использование квантовых вычислений. Вдобавок на компьютеры крупнейших производств планеты попадают чертежи двигателей, которые может разработать буквально любой у себя в гараже. Они безопасны, не вредят природе и работают от магнитного поля Земли. Чертежи патентованию не подлежат, и тут всё четче и четче прослеживается желание автора показать свои мечты о каком-то альтернативном коммунистическом обществе, в котором нет насилия, но есть сверхтехнологии, где все чувствуют себя в безопасности, могут позволить себе машины и прочие штуки, поскольку в связи с отсутствием конкуренции не будет задранных цен. Земля, где все вредные вещества и элементы, отравляющие природу, рассосались и исчезли. В общем, Эриксон внедряет свои фантазии в общество посредством романа через инопланетян, смело презирая те вещи, к которым у него, по всей видимости, не лежит душа.
Но здесь-то его мечты сталкиваются с его же размышлениями о последствиях: наркоман начинает страдать, что наркотики больше его не берут, отсутствие насилия приводит к тому, что некоторые банально не могут спустить пар, алкоголикам тоже грустно. Внезапно лишенные значительной части жизни, люди почувствовали себя угнетенными и под конкретным колпаком. Образуются секты, происходят массовые самоубийства, и в общем и целом многие общества просто не согласны жить в условиях сжатых рамок.
В Третьей Стадии мы встречаемся с тем, как по всему миру начинают вырастать необычные здания, окруженные силовыми полями. Появляются они зачастую в отдаленных регионах.
В Четвертой Стадии инопланетяне сообщают Саманте, что они готовят для людей комплекты личной диагностики и терапии, а это значит, что вскоре все медики лишатся работы. Снова светлые мечты о розовом мире с воздушными замками. Компьютеры продолжают снабжаться файлами с чертежами продвинутых технологий самых разных направленностей, а те самые здания из Третьей Стадии — это тренировочные центры по обучению людей для грядущих, скажем так, мероприятий.
Попутно Саманту просят готовиться ко встрече с землянами, чтобы она подготовила речь о том, какую в действительности миссию несут инопланетяне. Венера в скором времени будет готова для заселения, двигатели скоро будут отлажены в массовом производстве, так что возможная для заселения людьми география значительно расширяется.
Пятая Стадия больше похожа на эпилог, она короткая и довольно загадочная — в ней присутствуют наводки на что-то необычное по части сюжетных твистов, красивые киношные фразы, подведение итогов, некоторая доля пафоса, завершение Протокола Вмешательства.
Что ж, по итогу могу сказать вот что: роману я поставлю 6 баллов. Всё же фантдоп показался мне слишком уж обширным, что ли, и вольным. Герои здесь выступают как двигатели глобальных событий и корреспонденты, они абсолютно не запоминаются и ничем не выделяются. Сквозной линией сюжет пронизывают длинные и довольно скучные диалоги между инопланетянами и Самантой. Диалоги же больших людей из руководящих звеньев страны если и не скучны, то ставят в ступор слишком дурашливыми героями. Еще один минус: чересчур мелькающее повествование, слишком много POVов. Ну и при, казалось бы, теме первого контакта видно, что автору было интереснее поругать Штаты, высмеять корпорации, финансистов, оружейников. Я, конечно, не думаю, что этот роман — призыв задуматься, но становится понятно, о каком обществе мечтает автор. При всей своей идеальности оно не будет лишено изъянов и негативных моментов.
Если это твердый научно-фантастический роман, то он вышел слабоватым на технические детали. Если это гуманитарная фантастика, то автор слишком пренебрег персонажами. Если это призыв задуматься и что-то поменять в своей голове — то вышло слишком вяло.
Видеообзор можно глянуть вот тут: https://youtu.be/sQjiipFYUoY.
tapok, 11 ноября 2019 г.
А был ли контакт?
***
Автор монументальной мозаичной фэнтези-саги «Малазанская Книга Павших» – Стивен Эриксон – решил сыграть в новом для себя амплуа – в жанре НФ. Нет смысла ходить вокруг да около, получилось у него или нет? Скорее да, чем нет. Но давайте более подробно.
Итак, «Радость, словно нож у сердца» отличается от МКП практически во всем, если говорить о стилистике и содержании. Тут иначе абсолютно всё, кроме, возможно, огромного количества действующих лиц. МКП – неспешное повествование, очень многое идет между строк, сагу вполне можно посчитать за «ненадежного свидетеля». «Радость» — весьма драйвовая вещь, которая состоит практически из одних диалогов. МКП – брутальное дарк фэнтези, где реально много смертей. «Радость» — штука гуманитарная. МКП – огромное произведение по количеству страниц, тогда как «Радость» — достаточно скромный роман, даже меньше «Садов Луны». А посему вывод такой – не нужно ждать от «Радости» чего-то в духе МКП, иначе Вам самим не повезет в отношении ожадение\реальность.
Роман рассказывает о первом контакте. В него вовлечена писательница-фантаст Саманта Август. Пока она общается с пришельцами, жизнь на Земле меняется крайне кардинально. Собственно, вот и весь сюжет. Ибо не сюжет здесь главное. Главное – посыл, о нём и пойдет речь ниже.
Стивен Эриксон выбирает временем действия ближайшее будущее, чтобы сильнее акцентировать внимание читателя на поставленных проблемах, коих очень и очень много. Можно даже сказать, что «Радость» — назидательное повествование, где практически каждая страница пытается донести, докричаться о проблемах современного общества. Вряд ли удастся перечислить их всех, но часть упомянуть стоит: негативное влияние человечества на экологию планеты, на животных мир; неадекватное взаимодействие верхов и низов; костенение человекосознания во многих отношениях; прогнозирование в рамках «сегодня-завтра»; эгоистичность человечества в целом. Мало? Это ведь упомянуты лишь крупные проблемы.
Отдельного упоминания заслуживает форма повествования. Героев очень много, дейтсвие переключается с персонажа на персонажах быстро, меняется так же и география действия – Северная Америка, Азия, Европа, открытый космос. Всё это позитивно влияет на динамику произведения.
Особым плюсом «Радости» стал оммаж на писательский цех, а так же на околоконтактную культуру. Чтобы насладиться произведением, читателю понадобится отдельных бэкграунд. Так, например, не лишним будет прочитать «Под куполом» Кинга, а так же книги И. Бэнкса. Упоминаются и многие другие деятели культуры – Саган, Сойер, Этвуд и так далее. Конечно, наслаждение можно получить и без бэкграунда. Но отсылки – дело приятное.
Заключение: «Радость, словно нож у сердца» — интересный роман, глубокий по содержанию, но похрамывающий по форме. Здесь только персонажи-функции, они нужны лишь для раскрутки сюжета, точнее, для развития идей. Поэтому герои состоят из картона. Главы государств, особенно в Штатах, вызывают либо улыбку, либо смех. Но всё-таки сам посыл, который выдает Эриксон, стоит многого. «Радость» выглядит как пролог к большим событиям, кто-то увидит в нем черновик. Следствие ли это сингловости произведения? Или, быть может, это вызвано новым поприщем автора? Тут сказать за себя может лишь Эриксон.
9 радостей из 10.
Но 8 малазанцев из 10.
Danil Markin, 21 ноября 2020 г.
Очень неожиданно для автора черного фентези и неплохо . Я бы назвал это утопией нашего дня. Очень жаль что описанного не случится на самом деле. Прекрасная социальная сказка для взрослых на тему первого контакта в нашем настоящем со всем его лицемерием и политиканством и двойными стандартами. Американский президент хоть и усредненный типаж янки у власти но оочень явно писался с Трампа который автору явно не импонирует)). Роман не идеален, но весьма рекомендую особенно на фоне западных новинок последних пяти лет весьма и весьма порадовал.
Rexx Topo, 17 февраля 2020 г.
Книга не 100+...Я только теперь нашла ответ на вопрос, что бы я захотела от цветика-семицветика — все семь лепестков я бы потратила именно на такое Вмешательство. Тут многие плачутся по «разрушенной системе ценностей»...смехота просто....это что за система ценностей? насилиие, ложь, жадность, глупость, бессовестность?