Еще одна беззубая и глупая экранизация мотивов прошлого века.
Дано: открыта новая планета, вполне пригодная для обитания. Будет отправлен корабль поколений. Путь займет восемьдесят шесть лет, потому три поколения. Как быть?
Предельно глупый шаг — отправить туда несбалансированный социум. То есть взять детей, обучить их, дорастить до взрослого состояния, поставить 1 (одного) наставника — и выстрелить. Дескать, детишки, это ваша судьба, крепчайте духом, вы все перемрете на этом кораблике. Ха-ха-ха. Да, конечно, им можно подмешивать в пищу бром успокоительное. Но ведь они умные, догадаются...
Дальше сюжет повторяет "Повелителя мух", только без появления взрослых. Гулянка, радости жизни, потом опохмел и драка. Просто в финале одни молодые грохнули других молодых, и у оставшихся (которые стали главными), все было хорошо.
Я вижу причиной такого идиотского сочетания штампов и недоработок только самый тупой компромисс — возможно, финансовый. Наняли одного уже очень серьезного актера — Колина Фаррелла, которому ничего не пришлось играть. И сколько-то прокачавшихся на сериалах молодых, которым пришлось чуть-чуть побегать. Плюс интерьерные съемки (гравитация нормальная и отключать её не стали, это же дорого). Какие-то подобия дизайнерских винтовок, дизайнерские же ножи для резки бумаги. Всё! Блин, Ефремов уже в 1955-м году понимал, что экипажу космического корабля, который несколько лет будет лететь, нужен субъективный выброс эмоций — придумал танцы для сублимации. Тут вообще никакой сублимации не показано. Только бром. Подозреваю, что взяли какой-то сценарий, присланный энтузиастом на студию тридцать лет назад, или даже сорок. Запилили везде дисплеи вместо кнопочных пультов, и сказали себе, что умные.
"Фильм окупился на этапе съемок".
Что сейчас — прямо сейчас, с минимальными фантастическими допущениями — смотрится в качестве сюжета по кораблю поколений?
— вы садите туда разновозрастный экипаж, в котором на первые 10-20-30 лет видна смена доминирующих личностей;
— даете этому экипажу субъективную внутреннюю причину путешествия (религиозный фанатизм, вера в науку, избранность — не важно);
— обеспечиваете каждого в экипаже возможностью развивать свой внутренний мир, виртуальность в помощь;
— гарантируете хоть какую-то связь экипажа с землей, чтобы на фоне своей миссии эти люди видели, какая фигня творится на нашей прекрасной планете, и думали, как же им повезло. Или, чтобы они смотрели свежие сериалы, и думали, что мать-Земля не забывает о них (а если на борту корабля какой-то поэт стихи кропает, то на Земле 20 специально назначенных критиков на них отзывы напишут, очень корректные). Но главное, чтобы подгружать на корабль новые сведения о той планете, куда они летят, потому как принципиально телескопы делают каждые 10-20 лет, и чего они увидят в той системе неожиданного, это вопрос. И еще, чтобы как-то контролировать проблемы организации в экипаже;
— снабжаете корабль очень мощным ИИ, который позволит как-то контролировать безбашенность молодых членов экипажа (ИИ можно прокачивать с Земли через канал связи, и важно, чтобы это был единственный канал). И позволял бы одновременно загружать людей работой и не бояться, что если у вас в живых останется из второго поколения только десять человек, то всё, корабль рассыплется...
Уже с этим можно соорудить несколько приличных сюжетов.
Например — самый простой — земные разногласия, террористы-программисты, и вот у вас ИИ корабля немного не таткой. Антигуманный, да.
Или сам экипаж решает, лет через 30-40, что Земля его недостойна, и отрубает связь. Из-за чего возникают разногласия в самом экипаже, потому как без новых сериалов грустно :) .
Или, что планета, куда они летят, оказывается не таким уж раем.
Но ничего похожего авторы делать и близко не захотели. Отбытие номера, план по валу, вал по плану. Из возможных выдумок на съемочной площадке я увидел лишь то, что "злодей", открыв ящики с оружием, примотал себе на голень ножны с ножиком. "А давайте покажем его милитаризм, он ведь какой коварный..."
Если вы беретесь экранизировать фантастическую тематику вампиризма — то будьте осторожны. Снято уже столько, что лишь знакомство с материалом займет пару месяцев. Потому главный вопрос: где взять толику оригианльности? И как заставить капризного зрителя смотреть все восемь серий?
Это сложно.
Если вы не снимаете продвинутую вариацию научной фантастики, где физиологи и генетики наконсультируют вам принципиально новый образ вампира, или у вас нет громадного бюджета, который позволит загипнотизировать зрителя декорациями и спецэффектами, то единственное спасение — это юмор. Он дает условность и понарошечность, которая скроет часть ошибок, и которую придется оттенять страшной серьезностью.
Потому без добротной юмористической составляющей в провинциальные вампиры лучше не лезть :)
Но юмор — лишь базовое условие.
Соединение мечты и кошмара, которым выступает вампир, надо поместить в максимально близкую для зрителя среду.
Да, обычный дом, обычная квартира. Но это уже сотню раз было. Надо придумывать — и хорошо продумать — быт.
Ситуации с одной стороны привычные, которые переживают все горожане, с другой — совершенно невозможные.
"Вампиры средней полосы" — справились с задачей на 146%.
Тут и отсутствие в квартире человеческой еды, и куча раритетов, особенно тех, что "руками сделаны". Привычки к злоупотреблению своими сверхъявственными способностями, и проблемы, которые из этого следуют.
Фактурно показано, как барышня-следователь в порыве страсти выломала две балясины из быльца кровати. После объяснения с любимым — да, я вампир, и что? — тот пытается сам выломать хотя бы одну балясину. Обоими руками. Напрягая мускулатуру. А та не выламывается.
Живая деталь.
Что важно — напор выдумок не снижается, и символический юмор постоянно приходит на выручку бытовой неустроенности. Когда в седьмой серии юного вампира для маскировки трамбуют в маленький чемодан (под жалобные стоны) лучше всего справляется бывшая графиня, которая привыкла топтать людей.
Вторым пунктом идет детективная история.
Опять-таки — в чистом виде подобного наснимали столько, что лучше копии старых сценариев отправлять в храм мировой Энтропии. Полезнее будет.
Нужен подход. Чтобы получилось увлекательно и многослойно.
Детектив размывается:
— любовной коллизией (которая никак не тянет на основную сюжетную линию, но сколько-то экранного времени честно занимает)
— историей смоленских вампиров, как таковых (что само по себе не очень интересно, но придает интриге глубины)
— конфликтом между человеческим и вампирским в персонажах (это получилось очень ярко, особенно у хранительницы).
Очень хорошо, что в детективной истории много сюжетных поворотов. И заботливо развешенные ружья — стреляют вовремя. Типичным "ружьем" выступает недомогание бывшей графини. Я бы поставил на её беременность :)))
В этом смысле сюжетный поворот в седьмой серии — с побегом и возвращением молодого вампира — был бы совершенно недостаточен, слаб для финала. Но он — в предпоследней серии. Финал зажжет еще и покруче.
Собственно, персонажи — самая сильная составляющая сериала, и тут можно только в восторге снять шляпу.
Молодцы!
Семейка вампиров — веришь в каждого.
Патриарх. Типичный пенсионер, который уже лет пятьсот как привык к роли старика, пестует её и лелеет, но время от времени — вытаскивает стержни-замедлители из своего реактора. И может выдать вспышку ядерной бомбы. Разумеется, актер Стоянов показал комедийную составляющую :)
Среднее поколение.
Женщина-следователь, которую обратили в первые послевоенные годы — хмурая, сосредоточенная на работе, давно уже привыкшая отшивать ухажеров.
Врач — француз, остался на смоленщине с 1812-го. Образ тоже комедийный, но пропитанный гуманизмом (да-да, именно так).
Бывшая жена врача, бывшая графиня, ныне театральный режиссер — та еще язва. Фраза патриарха, обращенная к врачу "Она же твою кровь пила, чего ты не хочешь?" — звучит обосновано, как никогда :).
Ну и юный хипстер-блогер — зигзаг с ним удачен: поначалу патриарх держит интригу, чего обратил такого малоподходящего кандидата, потом оказывается, что виноваты безумные гонки на маршрутках (эпизод почти документальный), а потом выясняется, что парень вполне подходящий :)
Это намек на то, что каждый персонаж переживает свою арку изменений. И если она не показана во всей полноте, то восстанавливается буквально по двум-трем намекам.
Антагонисты тоже хороши.
Что юный отморозок, что древний вампир.
Московский следователь — адекватен (и даже болтовня трезвеющего влюбленного в его исполнении — получилась).
Разумеется, присутствуют недостатки.
Видно, что требование "каждая серия должна заканчиваться крючком" — высказывалось продюсером в самой категорической форме. Потому в финале второй серии мелькает каппа, сделанная по обмерам следов укусов на жертвах. Но для чего следователю понадобилось её надевать? Этот момент потом никак не поясняется (хотя 8-я серия может внести ясность), и его реальная роль — клиффхэнгер, чтобы вампир-следователь удивилась клыкам на лице человека.
Создание препарата, который позволил наделять людей толикой вампирской регенерации — рефлексируется только как мелкий, частный успех. Они должны осознавать, что подобное может поменять всё (см. "Настоящая кровь" — уже вампира можно держать в подвале, как источник лекарства). А врач хвастается бывшей жене, мол "панацея".
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вторая смерть юного вампира тоже не выглядит настоящей. Слишком уж его топором по шее вскользь ударили. Простым глазом виден моральный выбор умирающей хранительницы — внучка ей оказалась дороже вампирского бессмертия. Она с юным вампиром тоже сговорилась...
Итого. Сериал на твердые 9 баллов. Строго о современных российских вампирах в современных российских реалиях :)
А ведь после "Перевала Дятлова" — и полугода не прошло. Два таких сериала для российского кинематографа за один год (даже с учетом пересъемок), а еще "Эпидемия", "Территория". Это не разовый успех, это уровень индустрии кино.
Рекомендую к просмотру.
.
П.С. Увидел я последнюю серию — и много нехороших слов было подумано мною. Потому как шаблонными действиями серьезно запороли финал. Нет, беременность бывшей графини — сработала. Они смогли выйти на новый уровень сложности сюжета. Это хорошо. Вторая перемена главы хранителей тоже сработала. И юного вампира не воскресили. Но конкретика действий — запорота. Потому что хотелось эффектных сцен. Это плохо воздействовало на логику происходящего и цельность персонажей.
— если бы вампиров всех за раз можно было бы так задержать, то их бы давно всех задержали и тупо перебили. То есть когда хранители накрывают всех, кто-то должен был избежать электрошока. Или хранители должны были использовать какое-то новое оружие-спецсредство (электрошокер примотать к беспилотнику, или взять электрошоке с выбросом контактов на несколько метров. Это самое очевидное, что может прийти в голову, да и снимать проще);
— боевая сцена, когда старая, умирающая хранительница выкинула вампира из окна, ну ведь бред. Вампир мог временно израсходовать свои "способности", расшвыряв людей, как кегли. Но навыки рукопашного бойца никуда ведь не делись! Тут слишком противопоставили мораль и здравый смысл. Зря. Ну элементарное действие — ну дайте вы ей в руки пистолет, который очередью стрелять может. Сколько моделей есть, среди них вполне по женской руке. Это была бы полная неожиданность для вампира, который триста лет под камнем лежал, видел обычные пистолеты и прекрасно знал, что одну пулю сможет выдержать;
— поведение старого вампира — ну не то. Рисковал семьей, вел себя глупо. И даже не убедился в смерти врага, лично взяв в руки обугленный череп, а читал какую-то моралитическую муть из окна. Совершенно забыл про смерть рядового бойца-хранителя, что привело к идиотскому задержанию "графини" на следующий день;
— само объявление о беременности меняло всё. Даже в больше степени, чем лекарство из крови вампиров. Старый вампир, по идее, не должен был отдавать бывшую графиню. Ни под каким предлогом. Совсем.
Итого: оценка сериала снижает до 8 баллов, но смотреть всё так же рекомендую.
Что можно сказать об этой экранизации классического романа Азимова?
С одной стороны — работа откровенно слабая. Есть две нормальные мужские роли. Техник Харлан (Олег Вавилов) и Старший Вычислитель Твиссел (Георгий Жженов) — они вполне адекватны своим образам. Остальные актеры просто не знают, что им делать. Юрский пытался изображать интригана, но это откровенно слабо, причем он-то как раз умел играть. Беспомощность в строчках сценария и умении режиссера. Нойс Ламбет — явный провал в выборе актрисы. И аристократкой её вообще не сделали :) Вот кадр из венгерской экранизации 1976-го, который навевает мысли о "Принцессе Марса", и собственных ограничениях бюджета.
Вот та же аристократка из советского варианта. Свои условия — свои аристократки... Но, имхо, просто решили не заморачиваться.
А могли бы сделать и что-то этом духе: Фотосессия Jessica Ellerby (Zero Nine Magazine, апрель 2021)
Другое ведь дело :)))
.
Декорации, мягко говоря, не фонтан. Павильон, несколько комнат. Вообще ощущение жесткого ограничения бюджета (который весь пошел на три минуты финальных зарубежных съемок :) ). Вот вам японец (один), вот вам негр (один) — показали максимально акцентировано, как показывают единственную дорогую вещь в в бедном костюме. С мужскими костюмами получилось не так позорно — какой-то фасон Техников смогли изобразить. Зато финал с метафорой-предупреждением — ну вообще ни в какие ворота. И да, спойлер, там будет карлик. Зачем? Он должен что-то символизировать.
С другой — я понимаю, в каких условиях все это снималось. Пленочная камера, пленки всегда мало, никаких современных съемок с рук. Сценарий утверждали (то есть мотали нервы не по делу), скорее всего, в 85-86 гг. Декорации — отдельная проблема. Товарный дефицит в полный рост. При этом в фильме роман пересказан относительно точно. Основное противоречие — раскрыли.
И тут вопрос — а что ты, вот такой умник из 2021-го, можешь посоветовать товарищам из 1987-го в вопросе съемок фильма о путешествиях во времени?
Хе-хе. Вот над этим можно подумать.
.
— что было ясно уже в 87-м людям, имевшим хоть какой-то, хоть крошечный доступ к западной фантастической литературе — "Конец Вечности" довольно убог в смысле интриги, динамики, накала страстей, раскрытия персонажей. "Берег динозавров" кроет его как бык овцу. Даже в коротком пересказе. Азимов написал хорошую научную фантастику, но посредственную историю с умеренной драмой (что заметил еще С. Лем). Режиссер явно подозревал что-то такое. Но как улучшить?
— ставим вопросы. А как та же Вечность противостояла коррупции? Понятно, что перед глазами Азимова, который писал книгу в середине 20-го века были многочисленные милитари- и бизнес-структуры, укомплектованные только мужчинами (хотя уже тогда это была иллюзия — зенитчицы, регулировщицы, чайные барышни и секретарши вполне себе присутствовали). Официальный государственный аскетизм — вот мотив середины столетия. Конечно, английская Вики намекает на тяжелую советскую цензуру, которая вырезала много интересного :) : "The Russian translation, first edition 1966, was heavily censored due to both sexual references and sociological discussions unacceptable to Soviet ideology." Однако, романа в оригинале я не читал. И Азимов вывел женщин за скобки Вечности не только, чтобы дать мотивацию герою, но и чтобы ограничить Вечность. Будь это семейное дело нескольких кланов, они бы в итоге стали просто паразитировать на Реальности.
— значит, можно описать немного другую ситуацию, которая бы идеально укладывалась в картинку позднего Союза: у довольно многих специалистов Вечности есть вполне себе семьи и дети. В Реальности, которую они посещают на выходных. Есть возможность пользоваться благами жизни. Но. Граница проходит по семейственности. Нельзя притащить в Вечность детей, внуков, расселить их по пустым секторам и назначить своими заместителями. Техники во многом следят именно за этим. И рассчитывает дисциплинирующие изменения как раз верхушка Вычислителей, обрубая варианты с семейными кланами. Вот за надзор Техников ненавидят люто ("кровавая гэбня", да...).
Тут Клио смеётся в лицо. Кто был режиссер?
"Ермаш, Андрей Филиппович. Будучи сыном Председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, в 27 лет (после короткометражной новеллы «Возвращение доктора» в киноальманахе «Молодость») Андрей Ермаш получил финансирование и возможность снять серьёзный фантастический боевик — «Лунная радуга». В 1987 году, уже после ухода Филиппа Ермаша с поста Председателя Госкино, Андрей Ермаш снял свой второй фантастический фильм — «Конец вечности». Этот фильм стал его последней режиссёрской работой." Текст из Вики. Мг. Семейственность...
— то есть история Харлана и Нойс — должна быть не первой и не последней. Если техник хочет переселить любовницу в другое время и спасти её от изменения (не создавая опасных изменений Реальности), то флаг ему в руки и барабан на шею. У всех свои маленькие слабости. Как тогда создавать мотивацию Харлану?
— он должен видеть, что подобные союзы все равно плохо кончаются. Эпизод не с рассуждениями об отсутствии противораковой вакцины, а условная пьянка его знакомого Техника, который застрелил только что свою жену — смотался на 50 лет в будущее, когда старушка решила рассказать что-то из технологий своего столетия. Это было бы проблемой, он проблему решил, но понимает, что теперь бросит жену, которую пять лет назад перевез из другого Столетия. Эпизод с внуками-правнуками другого Техника (или даже Вычислителя): их почти неизбежно стирает очередное Изменение. Тот вроде бы спокоен, но рассказывает о своём странном ощущении: семья у тебя будет, но род точно прервется. Чтобы общество сохранилось.
— то есть у Харлана претензии к Вечности не замыкаются на любовь к Нойс. Вопрос во внуках-правнуках и свободе развития. Тут можно сыграть и на чистых генетических линиях, которые надо сохранять, чтобы человечество протянуло миллионы лет. Но это предпосылки интриги, саму интригу надо расписывать отдельно :)
— нужен хотя бы один труп. Причем труп значимого персонажа.
Что про сами съемки?
— как вышли из ситуации в фильме "Кин-дза-дза"? Объявляли мусор техникой. Понятно, что Вечность — не Плюк. Но тут уже работа режиссера, декоратора и всей съемочный банды. Нужны необычно выглядящие новые вещи. Любые, а не "типа западные". Все нужно нарисовать заранее, продумать действия рук персонажей с очередной механической штуковиной. А не просто сделать кресло с очень высокой спинкой. Что меня особо посмешило — это листы с черно-белыми рекламными объявлениями в коллекции Харлана. Цветные были в Вечности под запретом? :)))
— нужен динамичный свет, продуманные интершумы (да, "Бегущий по лезвию"). Это единственное, при таком бюджете, что может спасти павильонные съемки и создать ощущение функционирования вечности. Нужна съемка с 3-х камер как минимум и короткий монтаж многих сцен. Длинноты убивают. Надо хоть как-то обеспечить больше съемок с подвижных камер.
Могло бы получиться? Да. Есть великолепная мистика 1990-го года "Филипп Траум". Уже почти не советская :) Племянник сатаны приезжает в немецкий городок. Начинает делать подарки и задавать вопросы. Исходную повесть Марка Твена "Таинственный незнакомец" хорошо обработали. И вытащили конфликт между добром и необходимостью.
Япония имеет достаточно развитую экономику, чтобы создать технику для съемок любого фильма. Но Голливуд — это громадная социальная машина, в которой есть актеры какого угодно качества (формы, цвета, размера, умения) и на какой угодно кошелек. Вторую такую машинку так и не смог запустить СССР, а в ближайшем будущем сможет запустить разве что Китай.
Потому собственно японское кино — ограничено, скажем так, доступным персоналом. А вот рисованных персонажей можно использовать каких угодно и как угодно.
Если Голливуд притягивает людей со всего мира, то японские студии привлекают рисовальщиков, находят сюжеты, заимствуют персонажей — порой без перемещения работников на острова.
И тут важнейший момент — как происходит натурализация/глобализация сюжетов.
Про Голливуд сказано много (и часто не по делу), но представление о том, что разнообразные "сказки народов мира", пройдя сквозь конвейер фабрики грез становятся стандартным коммерческим продуктом — оно небезосновательно. Равно как и то, что жанры вестерна, фильма-ужасов, триллера, крутого полицейского детектива — стали настолько широки и разнообразны, что в их пределах можно показать практически всё. Почти любой сюжет.
В этом смысле лучшие кинематографические постановки древнегреческих мифов — это сериал "Пацаны" и фильм "Хранители". Суперегеройская обертка для острого социального конфликта почти-настоящих-богов и обычных людей, бизнеса и государства. Если же просто мифология, без социума, то "Человек из стали" — да, это оно.
Мифы переделаны под американскую обертку, но эта обертка стала одним из стандартов мирового кинематографа, и тем самым — всеобщей нормой. Диалектика, однако...
Аналогично и с аниме.
Попытка работать в лоб — просто заимствовать сюжеты — часто терпит неудачу.
Надо находить свой подход с соотношении тех форм, которые стали традиционными.
Возьмем сюжет сошествия персонажа в ад.
Попытка переработать классический текст "Божественной комедии" — обернулась пшиком. "Ад Данте" — комикс в плохом смысле этого слова, прилепленный к видеоигрушке.
Но что своё? "Сделано в бездне" — девочка ведет мальчика-робота в жерло потухшего вулкана. И тут не "Плутония". Каждый новый уровень — как новый круг ада. Персонажам все хуже, всё дороже им приходиться платить за проход вниз. Все более жестокие поединки они выдерживают. Всё более призрачна надежда, найти мать на дне бездны. И всё меньше шансы снова увидеть солнце.
Попытка заимствовать мотивы "Пикника на обочине" — "Пикник в потусторонье" — обернулась посредственной бродилкой. И я даже не хочу вспоминать про "Первый отряд".
Равно бывают и провалы в не-заимствовании: до сих пор не нарисовали "Иоанну дАрк" Вольтера, хотя придумать лучшую вещь для аниме очень сложно ?
В этом смысле успех Миядзаки, который брал книги в качестве основы сценария, построен на очень хорошем отборе сюжетов и их обработке.
Соотношению сюжетов и приемов подачи материала. Сведение мимики лица к набору выражений рисованных масок. Набор более или менее повторяющихся образов (те же катаны и горячие источники), которые пытаются правдами и неправдами пропихнуть в любые сюжеты. "Тимур и его команда" Гайдара + "Волшебная скрипка" Гумилева = поведение большей части персонажей.