Один из базовых романов-ранобэ последних лет — положил начало попаданчеству "через грузовик".
.
Главный козырь истории — предельно ассиметричный герой.
С одной стороны вполне развит рассудок, логическое мышление. С другой стороны так же предельно деградировавшая эмоциональная и нравственная сфера, которая может быть только у закрывшегося от мира и разжиревшего любителя электронных игрушек.
Воплотившись в новом теле — он получает бонусы за счет интеллекта, но эмоционально ему придется расти, проходя все стандартные детско-юношеские кризисы. Уходить от целого ряда излишеств и откровенных извращений — к нормальным переживаниям. Брать под контроль страсти.
Да, первые годы новой жизни протагониста — это воплощение некоторых рассуждений Фрейда. Тут, правда, обошлись без эдипова комплекса и других вариаций инцеста. Но придумали всякого...
В пару к внутренним порокам — идет внешнее персонализированное зло. Дьявол. Хотя представляется он другим именем. Некое чрезвычайно долгоживущее существо, которое может заглядывать в сны, видеть будущее, и вообще, манипулировать людьми. Он ведь никуда не спешит, а потому годами входит в доверие к человеку, делая вроде как добро и постепенно превращая его в свою марионетку. Опасаясь, что с ростом могущества цивилизации до него доберутся, дьявол периодически провоцирует в этом мире серьезные магические войны. Он не созидающее, а строго разрушающее, тлетворное начало.
Герой далеко не сразу после перерождения попадается на глаза дьяволу, а потому успевает немного окрепнуть духом, научиться хоть какой-то любви к людям. И если дьявол тут показан не без налета европейских образов, то от христианского отождествления чувственности и греха — не осталось камня на камне.
.
Второй козырь — это мир, в котором вся эта мораль имеет смысл. Труд над собой — вознаграждается.
Как российский попаданец верит в индустриализацию — так исекайный попаданец верит в неограниченное самосовершенствование.
Особенно когда рядом хороший учитель.
Если упорно тренироваться в разбивании головой булыжников — будешь разбивать башкой гранитные блоки метровой толщины.
Если во владении мечом — твой меч станет рассекать шелковые платки и в пяти, и в десяти метрах от тебя.
Если в управлении маной — сможешь летать и по щелчку пальцев замораживать целые реки.
Надо только идти по своему Пути.
Внешней основой мира служит фэнтезийная бродилка самого стандартного геймерского вида: тут и чары по уровням, и ранги у мечников, и многоэтажные подземелья с чудовищами и магическими предметами. "Dungeons & Dragons" и "Lineage II" — во весь рост.
Чтобы не скучно было — авторы добавляют телепортацию, путешествия во времени, "столетие сурка", телепатию и много чего еще.
Местами получается круто и неожиданно.
.
Сюжет как интрига — тут не совсем козырь, но явно продуман с самого начала. Потому часть белых придорожных роялей превращается в ружья. Далеко не все рояли, скажем честно, однако же сказать что герой идет от удачи к везению и наоборот — нельзя.
Глубинами трагедии сюжет тоже не блещет. Мелодрама в ассортименте, хотя без фанатизма. Лайт-новелла, она и есть лайт-новелла.
Зато автор давит почти на все возможные эмоциональные точки и вариации эротического фан-сервиса. Полигамия — вот три жены. Сексуальные мечты об учительнице — первая учительница героя из долгоживущей расы, потому он сможет нам ней жениться. Эльфийка-нимфоманка? Тоже будет.
Но борьба за моральные качества героя никуда не исчезает. Потому увидев в тюрьме у контрабандистов сколько-то закованных в кандалы голых девушек — в первую секунду герой радуется, что какая-то из его фантазий предстала перед глазами, но потом замечает, что вообще-то у некоторых сломаны ноги, и это ведь еще дети. И утрачивает вкус к подобным зрелищам.
Основная интрига движется в трех плоскостях:
— герой превращает свою похоть в любовь, а трусость в осторожность. Учится умеренности — что в мечтах, что в мести. Одновременно создает большую семью. Да, там три жены и все это сделано под модель "боевого гарема", однако, там именно жены, а не наложницы;
— находит союзников по борьбе и медленно отделяет их от противников. Создает сетевую структуру добра;
— собственно, боевые действия против марионеток дьявола.
.
Что до перевода и качества текста. Если вы человек с тонкой стилистической организацией, вас могут покоробить кондовые и стандартные фразы — не читайте это произведение. Переводчики ближе к финалу вполне откровенно пишут, что они пользовались машинным английскими переводом с японского. И явно спешили. Зато в тексте оставлены комментарии. Расшифровываются отсылки к той или иной манге, к каким-то реалиям Японии, к рассуждениям самих переводчиков. Лучший из комментариев дан к реплике "А кто такая Эрис?" (одна из героинь в тексте) — переводчик замечает, что фраза "А кто такая Элис?" звучала бы лучше, и японский автор именно её имел в виду, но переделывать все с самого начала — нет, он не будет :)
Что действительно хорошо в смысле стиля — это экранизация. Первые серии доступны, рисовала их команда с прямыми руками и хорошим чувством юмора. Имхо, аниме имеет все шансы стать куда более известной, чем исходный роман и нарисованная по тексту манга.
.
Но вот финал истории — дьяволу нанесено очень серьезное поражение, и герой, отдохнув малость и устроив дела, ведет трех своих жен в спальню.
Он состоялся во всех смыслах.
После чего монтаж —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
и он просыпает уже семидесяти четырех лет, умирающим парализованным стариком. Читает свое последнее наставление праправнучке, прощается с родными и спокойно уходит на следующее перерождение.
Но почему?
Замечательный парень, величайший волшебник, который научился и киборгов конструировать, и по воздуху летать, и телепортацию изрядно продвинул — будет смотреть, как стареет вместе с двумя своими женами, а третья остается нимфеткой? Не попытается найти источник вечной молодости — или хотя бы протянуть до двух сотен лет? Вместо этого склеивает ласты, как обычный пенсионер?
И это в мире, где возможна регенерация конечностей, вокруг бегают существа, разменявшие не одну тысячу лет, а долгоживущие расы — в порядке вещей? Где полно магических артефактов, а среди друзей и должников героя — есть весьма специфические умельцы?
Хочется закричать: "Не верю!"
Только перед нами не классический роман. И даже не эпос наподобие "Рамаяны", где герой и бог как бы перетекают один в другого.
Это проповедь. Моралите.
Человек — обращаются к читателю — твоё счастье в том, чтобы завести семью, насладиться любовью, оставить потомство и вовремя покинуть этот мир.
Добивайся возможного на своём Пути, но не помышляй о большем.
Иначе ты проиграешь дьяволу.
И тут меня буквально разрывает :)
С одной стороны этот текст — при всех своих проблемах — не самый плохой образчик романа-воспитания. Отлично передано ощущение того, что надо каждый день становиться лучше. Как после "Имени розы" в Италии стало чуть больше медиевистов, так и среди прочитавших этот роман наверняка найдутся люди, которые стали прилежней учиться, работать, да просто следить за собой и не забывать бриться.
С другой стороны при таком вот проповедническом финале со стандартной моралью — во мне просыпается дремлющий товарищ Богданов и группа русских космистов. А трансгуманисты вообще не засыпали, да. Хочется сломать систему и пожить подольше, находясь в бесконечном развитии. и чтобы другие люди жили...
.
Итого. Некоторые тексты решительно выигрывают, если уничтожить или скрыть большую часть их литературного окружения. Это история — именно такая. Какое-то количество заштампованных приемов тут представлены в относительно оригинальной форме, да еще со здорово придуманным героем.
Но сразу понятно, что подобные романы набивают оскомину очень быстро. Как "Три мушкетера" возвышаются на развлекательными романами той эпохи, так и "Реинкарнация безработного" — над собранием подобных ей текстов.
.
П.С. найдутся читатели, которые скажут, что я сравнил уровень "Реинкарнации безработного" с "Тремя мушкетерами" :) Как можно такое делать! Нет, я сравнил каждый их этих текстов с их жанровым окружением. Литературный уровень двух романов между собой я не сравнивал :)))
Иногда смотришь на тексты, созвучные своим критическим статьям, и думаешь — где же тут интрига, напряженность, ну хоть какая-то неожиданность?
Но вот она появляется, автор сумел найти что-то оригинальное в тематике попаданчества, и это хорошо.
Исходное допущение — переселение личности Сталина-1953 в тело Николая II-1900. В последнего российского самодержца кого только не подселяли, однако тут тот самый случай, когда "кадры решают все".
В первую голову — текст этот не столько художественная литература, сколько публицистика. Автор тщательно описывает тогдашние трудности РИ, которые складывались в громадный тормоз на пути её развития — и с громадным удовольствием объясняет пути выхода из тупика. Видно, что его сердце отдано поиску конкретных исторических обстоятельств и каких-то разумных альтернатив. А филигранной работы с персонажами второго плана, серьезной эмоциональной интриги или хотя бы эффектных боевых сцен — тут нет, и быть не может.
Занимается попаданец тем, что умеет: индустриализацией, техническим рывком и, одновременно, снижением политической напряженности в обществе.
Собственно, в этих усилиях автор показывает, как преодолеваются идеологические разногласия между условными "красными" и условными "белыми". Не без элемента социальной фантастики и отдельных белых ниток:) При этом явной, запредельной неадекватности тут не наблюдается. Нет желания соорудить новый пулемет/самолет/крейсер и только с их помощью завоевать весь мир. Напротив, попаданец спокойно меняет у кайзера Царство Польское на несколько десятков заводов. Потому как гоноровый привислинский "чемодан без ручки" ему совершенно не нужен, а единственный шанс быстро создать тяжелую промышленность — это купить её. Потому и Браунинга приглашают из США, и много кого еще, и "дредноут" понемногу проектируется. Но! Грядущая война будет на за мировое господство или там возвращение Аляски, но за своем место в мир-системе. Если получится обойтись без войны — вообще отлично.
Очень хорошо показано, что реформы сверху, достаточно продуманные, осуществляемые в мирное время, предназначенные для рывка страны вперед — все равно штука крайне рискованная.
Действительно интересно следить за двумя сюжетными линиями.
а) Креативные выдумки попаданца.
Синод и другие религиозные учреждения объединены в единую структуру, которую должен возглавлять человек, не принадлежащий ни к одной из церквей. То есть давеча отлучённый Лев Толстой. А в помощь ему определяют юношу, только завязавшего с идеей быть священником, но сохранившего почти фанатичную приверженность благим делам — Ф. Дзержинского.
Регулярно становятся на рога студенты, и университеты превратились в поле откровенного противостояния с властью? Не проблема. Вот, студенты, вам полное самоуправление на территории студгородков — ваши добровольцы оденут полицейскую экипировку и будут обладать полной властью в переделах университетской грады. Разведете малину — значит утратите авторитет. Удержите дисциплину — значит, избавитесь от анархии.
Может встать на рога дворянство? А настоящие ли вы дворяне, интересуется император. И громадное количество знатных фамилий ставится под вопрос. Причем публично, с обещание вскрыть компромат "если что".
Надо что-то делать с селом, которое стало хозяйственным тупиком для миллионов людей? Столыпин, как сторонник разрушения общины — вот он. И в словах его много разумного. Но на пару ему выдвигается организатор сельских кооперативов. Колхозы и "крепкие хозяева на отрубах" — два направления развития, которые еще могут существовать одновременно, для этого ещё есть запас времени и возможностей.
б) попаданец оглядывается на свое прошлое, и понимает, что многих людей можно было не убивать. Невиновных, полезных для страны, просто талантливых. Изрядно ведь таких накопилось. И вполне искренне желает играть куда экономнее в смысле человеческой крови. Потому маховик репрессий не разгоняется. Напротив, даже после попытки путча — г-н Витте не расстреливается, а великие князья не идут в Сибирь, звеня кандалами, и на улицах не появляется эшафотов. Только начинается стройка Беломорканала, которую возглавляет ташкентский ссыльный из семьи Романовых — Николая Константиновича, внука Николая I, возвращают из опалы. Аналогично и часть персонажей белого движения — их находят, приближают. Некоторых большевиков тоже находят — но как с Дзержинским, их применение весьма специфично. Причем про львиное большинство своих соратников по партии самодержец не вспоминает. Почему? Автор показывает, что не самые были полезные люди.
Видно, что с кадрами — все равно проблема.
Наконец, эффектно продемонстрировано, что попаданцу требуется громадная работоспособность. Дел не просто много, а космическое количество, решать надо все. Иначе — покатишься по дорожке в подвал ипатьевского дома.
Итого: повторюсь, это почти не художественная литература. Эта специфическая публицистика и подложка, конспект-базис для будущих романов. Очень напоминает книги А. Колганова — серию "Жернова истории". Чуть меньше — "Маленького Сашу" Д. Орлова. Факты заменяют автору проработку персонажей, а знание сути кризисов (суть кризиса это не даты крахов на бирже) — сюжетные повороты.
Этот одно из ответвления попаданческого жанра — и, рано или поздно, подобные книги станут неким стандартом историчности, или умения подбирать материал не взирая на идеологические клише — для настоящей Литературы.
Европейцы (немцы) захотели снять что-то в духе сериалов "100" или же "Революции" — и скооперировались с Нетфликсом.
В конце 2020-х — тотальное отключение электричества на несколько лет. Разруха. Проходит четыре десятилетия. И вот сейчас в Европе множество общин, племен, организаций, вольных самураев и тоталитарных структур. В наличии несколько молодых людей, которые начинают путь, и супертехнологическая (почти волшебная) штуковина, которую все ищут.
.
Что хорошего/плохого у создателей сериала получилось при таком подходе?
— если вы в лесу живете, своей маленькой общиной, то придут к вам злые люди и пропишут всем люлей. Потому что без гранаты, без багра и пулемета очень сложно жить в системе, где кто сильный тот и прав.
— хорошо, что основные персонажи разделились, и подано три сюжетные линии: юноша, под крылом у трикстера-торговца, девушка, которая попадает в подобие "новоевропейской" армии, и другой юноша, которого прибрали берлинские рабовладельцы-садисты. Дается широкий обзор ситуации.
— видна попытка показать второе дно у части социальных структур и динамику их деградации. Скажем, новоевропейские миротворцы очень быстро превращаются в феодальную армию, и этот переход совпадает с одной из коллизий: есть сын генерала, который поначалу вполне благороден и действует в рамках устава, однако начинает собственную борьбу за власть. При том его отец-генерал, который взрослым человеком застал прошлую эпоху, видит смысл жизни не в политическом господстве, но в восстановлении инфраструктуры, чтобы Германию можно было проехать за час, а потому открыт для компромиссов;
— весьма противоречивыми получились берлинские рабовладельцы-садисты. С одной стороны очень правильно показано, что тотальный грабеж и постройка укрепленной базы помогают решить массу проблем. У "воронов" сохранилось индустриальное производство, и тут самые прямые аналогии с Кипром времен катастрофы Бронзового века: тогда закрепились там пираты, которые напрягли все восточное Средиземноморье. Потому наркотики, бесноватость в политических процессах, культ жестокости и смерти процветают в самом большом городе Европы, где живет восемьдесят тысяч человек. Но как должны титуловать главного берлинского бесноватого? "Фюрером", а не "капитаном". Подобная структура должна была называть себя четвертым Рейхом, как масса варваров стремилась подражать Римской империи. В сериале же фиксируется атрибутика BDSM, подражание викингам и немного якудзе. Я понимаю, что тема политически скользкая, потому гладиаторские поединки вместо "Триумфа воли", но могли бы подумать, поискать тонких решений...
— вообще-то плодотворной идеей выглядит сочетание старых идеологических установок (то есть современных для нас), и тех катастрофических обстоятельств, в которых оказались люди — какие гибриды получается из этого? В конце шестой серии выходили на племя феминисток. После берлинского макабра там можно ждать всякого :)
— отдельная проблема — это трикстер-торговец, у которого то просыпается совесть, то засыпает, равно как и его партнеры-знакомые-враги. Нет, сам он выглядит адекватно (где только бритвы берет?) и образ вполне цельный. Проблема в том, что таких как он — должно быть изрядно. Критические технологии должны осознаваться, а всевозможный технологический мусор — просто опасен. Потому Гейгер, противогаз, кучи справочников и багажник сравнительно простых запчастей, которые сейчас делать не умеют, и они на вес золота. То есть трикстер жил бы в другой среде.
— вообще технологический профиль сериала — "как всегда". Что приходит в голову про Европу, в которой погибла львиная доля населения, зато электричество есть? Вокруг каких источников энергии должны собираться люди? Небольшие ГЭС. Европа забита ими, и потому что её гидроэнергетический потенциал сейчас почти освоен. А плотину не надо строить — надо просто починить машзал. Потому через тридцать лет после глобального отключения электричества (но его последующего включения) мы бы видели в Европе сеть поселков промышленных и сеть аграрных поселений. Самые удачливые — совмещали одно с другим. И основной дискурс (кроме почти волшебных технологий прошлого) — это качество плотины, генератора, земли, трактора и т.п. Это постоянная попытка вычитать в справочниках простое решение. Кстати, я совершенно не уверен, что в ассортименте транспортных средств были бы лошади. В первые, самые страшные годы блэкаута — их бы съели. Восстановить поголовье от практически полного нуля... Так же сложность с патронами. Арбалеты показывают, автоматы-винтовки показывают, даже самодельные стреляла какие-то показывают, но где дымный порох? Где еще сохранившаяся пневматика? Ну, и почти всегдашний аспект: когда нам показывают мастерскую технически продвинутого одиночки — мастера по реквизиту пихают туда всяких непонятных устройств. Мг. А где этот одиночка осуществляет стандартные операции? Токарка, фрезерование, долбежка, обдирка, полировка. Какой набор станков там должен быть??? Риторический вопрос.
— что действительно выступает проблемой — общей для всех киносериалов на подобную тематику — возраст персонажей. Была тотальная катастрофа? Включилась компенсаторная рождаемость? Исчезла контрацепция? Тогда к уверенным двадцати годам люди должны обзаводиться семьей и потомством. Смотрите фильм "Апокалипто", где у героя-индейца уже беременная жена. А в сериале показана община, которая технологии еще и отвергает. То есть свободный режим приключалова для обычных юношей и девушек — это четырнадцать-шестнадцать лет. Как бы взрослые, но еще нет своей семьи. Однако же тут включаются понятные юридические и моральные проблемы с актерами (где-то сбоку вежливо прокашливается японская анимация). Или все организуется как в сериале "Британия", где героине тринадцать и визуальную эротическую тематику с ней аккуратно вынесли за скобки, и правильно сделали.
В этом же сериале скорее возрастные актеры адекватны. К примеру, глава общины, который с началом военных действий приказывает молодым спасаться — ведет себя вполне соответственно человеку, пережившему глобальную катастрофу. Он точно знает, что силового ресурса нет, надо рассчитывать на удачу и на лень той стороны. Или лорд Варвара — пожившая и на всю голову отмороженная тетка. Точно знает правила игры в обществе берлинских садистов и досконально, не за страх а за совесть, им следует.
Молодые в самом начале откровенно выпадают из образов сельских юношей и девушек. Правда, молодой человек, который к берлинским садистам угодил, под конец уже должен выглядеть потрепанным жизнью, и образу вполне соответствует.
.
Итого: вторичный, несколько инфантильный, но старательный сериал, который обошелся без больших батальных сцен, зато выехал на относительно приличных интерьерах. Пример того, как можно давать продукт не самого лучшего, но и не откровенно трешового качества. Оригинальные идеи есть, однако они не делают погоды. Сериал хорош именно своей стандартностью, это почти идеальный пример средне-ремесленной работы в жанре.
"Сериал Мой героический муж. Альтернативное название: Супер зять , Ненужный муж , Zhui Xu , Super Son-In-Law.
История повествует о современном бизнесмене, который попадает в прошлое в тело бесполезного зятя торговой семьи. Впоследствии он отправляется в путешествие и принимает участие в государственных делах."