Терри Пратчетт «Дело табак»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
У командора стражи Анк-Морпорка большие неприятности. Его отправляют... в отпуск в деревню. Сэмюэлю Ваймсу предстоит провести незабываемые две недели вдали от городской суеты и больших проблем в обществе любящей жены, любознательного сынишки и верного слуги Вилликинса. Мечта любого работяги, скажете вы? Только не в случае с человеком, не взявшим ни одного отгула за годы службы и даже выходные проводящим в ежеминутном ожидании срочных сообщений с работы. Ваймс совершенно не представляет, чем заняться в свободное время, и покорно ездит с женой в гости, устраивает приемы, гуляет по округе и хватается за любую возможность развлечься. Командора не покидают надежды, что со дня на день в Анк-Морпорке случится что-то из ряда вон выходящее, и патриций потребует возвращения Ваймса в город, однако оставленная в надежных руках капитана Моркоу стража работает как часы. Долго мучиться бездельем Сэму не приходится — он выясняет, что местные обитатели далеко не так невинны, как кажется на первый взгляд, под покровом ночи вершатся темные дела, а в прошлом скрывается ужасная тайна, требующая раскрытия... Командор с радостью погружается в импровизированное расследование, даже и не подозревая, что в первую очередь отдохнуть с мужем в деревне леди Сибил порекомендовал сам патриций Витинари.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Городская Стража»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Вудхауса / Bollinger Everyman Wodehouse Prize, 2012 // Юмористическая литература |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (2 479 голосов) | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 2012 // Лучший роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2012 // Роман фэнтези | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги — Фэнтези года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 6 апреля 2024 г.
Сэм Ваймс в отпуске!
***
«Дело табак» — заключительный роман подцикла «Городская стража» Терри Пратчетта. Основываясь на знакомстве с другими подциклами, изначально было понятно, что жирную точку автор не поставит. Впрочем, минусом это назвать нельзя.
…Сибилла Овнец решает, что Сэму Ваймсу пора в отпуск. Заручившись словом Витинари, она привозит своего мужа в родную деревню. Ей даже удалось заставить Сэма сдать значок. Что может быть лучше? Родные стены, мирная жизнь. Благодать! Но даже здесь Сэм Ваймс не может забыть о работе, когда он понимает, что кто-то убивает и похищает гоблинов…
Герои. По части действующих лиц Терри Пратчетт смог немного удивить двумя персонажами, которые уже не раз появлялись на страницах «Городской стражи». Во-первых, это Вилликинс. В этом романе его действительно много. Пожалуй, Вилликинс – образцовый дворецкий, который жизнь отдаст, но спасёт своих господ. Во-вторых, это Сэм Ваймс младший. Сэм-младший получился на загляденье. Живостью он напоминает Сибиллу (отец всё же человек размеренный), а увлечённостью делом он пошёл в отца. Всю книгу Сэм-младший упорно исследует… какашки. Да-да, именно какашки. Ну, увлечение такое у пацана, понимаете?
Мир. Овнец-холл – новая локация. Позволяет немного заглянуть в прошлое Сибиллы. Но куда интереснее мир гоблинов. Пратчетт не только углубился в природу этих существ, но и широкими мазками показал пластичность своего мира. Пожалуй, в этом деле «Городская стража» — лучший подцикл Плоского мира.
Заключение: почти весь роман строится вокруг Сэма Ваймса и его семьи. Остальные стражники лишь мелькают, дополняя картину. Ход проверенный и рабочий. Роман оказался лёгким и забавным, особенно Сэм-младший и его зловонное хобби. Пусть подцикл и не закончен жирной точкой, автор подвёл своего главного героя – командора Сэма Ваймса – к какому-то жизненному этапу, на котором читатель вполне может попрощаться с персонажем, чтобы потом ностальгически вспоминать перипетии его жизни, не соскальзывая в стенания по поводу «открытого финала».
8 Стражей из 10.
Slimper753, 13 августа 2021 г.
Книга выглядит больше как набросок, нежели законченный продукт. Будто Пратчетт, понимая, что цикл Стража самый популярный в Плоском Мире, решил, что нужно написать еще хотя бы одну книжку, но, видимо, особых идей не было, и появилось «Дело табак».
Учитывая, что это цикл о Страже, этой самой Стражи здесь практически и нет, есть лишь один Ваймс, отправившийся вроде бы на отдых в деревню чуть ли не насильно, но и на заслуженном отдыхе умудряется оказаться в гуще событий, связанных с ужасными преступлениями. Можно передать привет Агате Кристи, которая на подобной теме собаку съела, как и другие авторы с темой — детектив решает передохнУть, но не тут-то было. Клише! Если бы книга вышла где-нибудь в середине цикла, а потом еще периодически упоминали гоблинов, все было бы куда органичнее, а тут будто случайная история без внятного финала. Второстепенный сюжет с Колоном и светящейся колбой гоблинов вообще высосан из пальца и добавлен лишь бы было тяп-ляп.
Отдельно угнетали странные затянутые стены текста, вроде описания или монолога обычно молчаливого персонажа, который посреди бури или только избежав гибели вдруг начинает что-то рассказывать невпопад. Хватило бы пары предложений, остальное можно было оставить додумывать читателю, что и было в предыдущих книгах.
В нескольких моментах Пратчетт просто забивал на собственные описания, например, когда Витинари встал из-за стола и подошел к окну, как он часто любит делать, а потом вдруг оказывается, что облокачивается на стол и перебирает бумаги; или когда Наглу/Стратфорду в трюме связали ноги, а потом Ваймс дал ему арбалет и они пошли вместе — автор забыл как и про связанные ноги, так и про веревки, которые тянулись через какие-то дыры в другие части корабля, чтобы в случае чего потянуть и дать сигнал; еще один пример, когда Ваймс посоветовал закрыть дверь в каюту и сам собирался это сделать, но с утра стюард принес ему кофе, просто открыв дверь. Похоже, Пратчетт был уже не в состоянии делать правки, а все редакторы ушли в отпуска или просто не хотели докучать автору просьбами кое-что поправить.
Честно говоря, после всех приключений Стражи, сражении с драконом, путешествии во времени, одиночном сражении Ваймса с вервольфами и расследовании странных и мистических преступлений, этот эпизод кажется сероватым и скучным, придуманным как бы между делом. Честно говоря, если смотреть по рейтингу и по моему личному вкусу, именно с этой книги Пратчетт начал сдавать, сказывалась болезнь Альцгеймера что, несомненно, печально. Он работал до последнего, и он не виноват, что его настигла эта хворь.
DiegoFreeman, 6 марта 2020 г.
Книга жестче, чем прошлые из цикла. И юмора тут совсем мало.
Но если постоянно держать в голове мысль, что «Дело табак» последняя из книг о Страже, то всё становится на свои места. И всё можно этим объяснить.
Уже в прошлой книге все остальные важные персонажи из Стражи ушли в тень, оставив Ваймса наедине с собственной внутренней тьмой, и пришлой, древней. Теперь же Стража успешно обходится без своего командора, а его самого отправляют в отпуск за город. Само собой, тот, кто всю жизнь искал справедливости и стоял на страже законности, находит в деревне полное пренебрежение ими обоими. А уж когда совершается убийство, этот кто-то постарается всех встряхнуть. Ваймс бегает по округе, расспрашивает, налаживает связи с местной полицией, нервирует местную власть. Отрывается по полной. О городских стражниках тоже есть пара эпизодов, но исключительно, чтобы их сюжетную ветку в конечном итоге увязать на главную, Ваймсовскую. И всё внимание сосредоточено на нем и некоторых других второстепенных персонажах, на необычном развитии их образов. Например, мы узнаем, каким образом видовой расист сержант Колон исправится. Кого найдет Шнобби себе в подружки. Образ местного констебля (нового персонажа) получился занимательным.
Однако следует остановиться подробнее на изменении такого интересного и многогранного персонажа, как дворецкий Вилликинс, который и рубашку отгладит до совершенного состояния, и, как выясняется, человека порежет без особых угрызений совести. Во имя защиты семьи его светлости, конечно, никак иначе. Но, порою такие противоречия в поведении и морали смотрятся совсем уж фантастично. Мы помним, каким он был в начале цикла – образцовый слуга герцогской семьи, ни слова против; помним, как он командовал отрядом в «Патриоте» — сочетал в себе «дворецкость» с матюками, которыми он крыл подчиненных и врагов. Обязательно извинялся после каждого выкрика и спрашивал, не желает ли его светлость командор чаю с бисквитами. И что мы видим тут: матерый бандит со шрамами и наколками, который то и дело пререкается с Ваймсом (не переходя границы, правда), хоть и остается верен ему. Всегда готов взяться за нож, подкрасться сзади и как следует напугать тех, кто отвлекся на речи командора, пытающегося законно навести порядок. Конечно, эти действия помогают Ваймсу, как минимум, выставляют его в лучшем свете. Но также и выглядят по отношению к развитию образа Вилликинса необычно. Впрочем, это частное мнение. В любом случае, персонаж любопытен и выписан хорошо.
Еще в книге много уделено внимания идеях гуманизма, даже если это еще одно повторение озвученного, с новой/старой расой, коих много на просторах Плоского мира. В данном случае показаны гоблины, поначалу как грязные, вонючие воры, а затем выясняется, что и у них есть своя религия, свое искусство – они тоже могут создавать прекрасные вещи. Они разумны. Просто так сложилась их судьба, и окружающие люди не поняли гоблинов, загнали в пещеры, превратили в опасных зверей, в ненужных паразитов.
В финале книги, конечно, справедливость восторжествует. Убийцу найдут, всех причастных выявят, догонят, отберут неприкосновенность и судят. Качественно написано, интересно. И предсказуемо, к сожалению.
Опять Ваймс будет говорить о законе, который не позволяет ему сделать с убийцей то, он хотел бы. Вновь Витинари будет раздраженно выговаривать командору, что тот навел слишком много шума и взбесил кучу высокородных людей. И теперь предстоит много работы, дабы все уладить. И в который раз Ваймсу за это ничего не будет.
Не порадовали антагонисты. Все получились невзрачны по сравнению с теми, кто был раньше. Убийца – жалкое подражание Карцеру из «Ночной стражи». Те, кто представляет местную власть – просто глупые и тщеславные люди, поддавшиеся чужому влиянию. А некоторые злодеи и вовсе не появляются в книге, их только упоминают, а потом, выведя на чистую воду, увозят далеко и скорее всего, навсегда.
Так что же, получается, книга хуже, чем предыдущая, чем остальные из цикла? Вовсе нет. «Ночную стражу», естественно, не переплюнула, да и «Шмяк» жизнерадостнее хотя бы получился, но и в «Дело табак» хватает хорошего. Тут и многослойный детектив, замешанный на контрабанде, работорговле, видовых чистках. Погони на кораблях по бушующей реке, с драками на крыше (с отскакивающими арбалетными болтами от неуязвимого положительного героя, как говорят). Опять же, наблюдать, как Ваймс наводит порядок в непривычной для себя среде обитания – приятно. Ведь он, в итоге, сделал жизнь чуточку лучше. Как для людей, так и для гоблинов. Особенно для последних.
Еще и подросший Юный Сэм, собирательный образ любого любознательного ребенка, который стоит огромных нервов своим родителям выходками и интересами. Очень точно и остроумно получилось.
В общем, «Дело табак» — достойная книга. С недостатками, коих стало больше, если сравнивать с предыдущими книгами. И все же, будучи завершением цикла, книга сделала свое дело. Заставила улыбнуться не раз, предложила подумать над разными темами. Позволила погрустить от мысли, что приключения командора Ваймса подошли к концу. Во всяком случае, те, о которых мы узнаем.
Alexey Zyryanoff, 15 января 2020 г.
Первое моё знакомство с творчеством этого автора. Узнал, что за это произведение Пратчетт получил премию моего любимого Вудхауза. И, конечно, я понадеялся получить удовольствие от чтения, если английское общество так оценило эту книгу.
Но какая же это тягомотина! Автор натужно пытается писать в антураже историй про «Дживса и Вустера», но только поместив аристократическую Англию в свой мир плоской земли.
Я думаю, даже Вудхауз бы заскучал от словесной белиберды, которую так тщательно описывает Пратчетт. Ну разве можно так писать фантастический роман, который похож на болтовню любительниц мыльных сериалов?!
Да, взаимоотношение господина и слуг — это средоточие сюжета самых известных историй Вудхауза. Но ещё точнее — взаимодействие господина Вустера с его камердинером Дживсом в сложившихся передрягах. Все эти рассказы полны милоты и доброго юмора.
А у Пратчетта это заимствование перевелось в трепотню о традиционных манерах чопорных слуг и консервативных ценностях, с которыми главному герою трудно уживаться. И совсем нет того юмора, свойственного Вудхаузу. А тот юмор, что есть, — пустышка на пустышке.
Не знаю, как выглядят сюжеты ранних книг о мире плоской земли, но участие женского пола в написании этого романа только портят его. Терри Пратчет явно пошёл на поводу у своих любимых женщин и совершенно испортил свой стиль. Это так похоже на нелепого плагиатора Алексея Пехова и его жены с её подругой, когда они вместе замысливают писать романы. Сплошное ванильное варево из бессвязности и трепотни ни о чём.
Ещё эти нелепые сноски, которые вообще ничего не вносили в ясность, а только мусорили текст. Все эти пояснения пусты и бестолковы, а их наличие, видимо, вызвано вздорным желанием женской родственной аудитории, которая подсказывала Пратчетту, наверное, в таком ключе: «Терри, милый, добавь побольше сносок, они ведь так мило выглядят в книжках. Будь добр, набросай ещё миллион ссылок по тексту, от этого он станет ещё прекраснее и ажурнее».
Тьфу, гадость! Как же женщины умеют испоганить любое литературное произведение. Лучше бы готовить научились десятки блюд высокой кухни, а не лезли со своими попытками повлиять на творчество мужчины. Если бы Библию помогала писать дева Мария, то это было бы похоже на «Сумерки». Причём, сумерками для всего человечества после этого и закончилась бы это женское влияние. Если к чему-то хорошему творческому приложит свою ручку женщина, то это начинание обречено на тлен.
кипарис, 28 декабря 2017 г.
Невероятно грустно ,что это последняя книга о Вайсе -самый любимый цикл, буду перечитывать снова и снова !Очень мало книжных героев оставляют след в душе -этот оставил .Автор БРАВО!!!
Corwin Morgan, 27 сентября 2017 г.
Просто очень хорошая книга Пратчетта. Вообще, несколько парадоксально, что хотя я получил от чтения этого романа большое удовольствие, сам по себе он ничем особенным не выделяется. Здесь нет новых ярких персонажей (старший констебль Наконец в меру интересный, но едва ли запоминающийся герой), нет броских фраз или концепций, вроде «Где моя корова?» из «Шмяк». Но во всём остальном – «Дело табак» очень качественная книга. Атмосфера романа, особенно первой его части, напомнила Пуаро Агаты Кристи – неторопливый темп, деревенская пастораль и ограниченный круг аристократов, скрывающих страшную тайну. Вообще, сюжет романа при несколько затянутом начале, вышел очень ладно скроенным, логичным и даже интригующим. Действие разворачивается вокруг Ваймса и его семьи, поэтому их здесь больше всего, остальная Стража появляется редко. Зато Вилликинсу уделено внимания значительно больше, чем в прошлых книгах.
Юмор и сатира не выбиваются из общего повествования и органично дополняют его. Несколько раздражает только «дерьмовая» линия Юного Сэма, но даже она прописана вполне реалистично – такие увлечения вполне соответствуют шестилетнему мальчишке. Мораль подаётся ненавязчиво и отторжения не вызывает.
Как итог: хороший, «крепкий» роман, вполне подходящий для завершения подцикла Стражи.
Натка лисичка, 6 сентября 2017 г.
Если охарактеризовать книгу и впечатление, оставшееся по прошествии определенного времени, одним словом, то «гуманизм». По отношению не только к людям, а ко всем разумным. Право на жизнь. Не так много и бесконечно велико. Ну нельзя устраивать геноцид, нельзя. Роман про плоский мир, но аналогии провести можно, не особо напрягаясь.
Любимые персонажи и новые персонажи (достаточно яркие). Писательница детских книг, столь любимых Ваймсом-младшим. Юная гоблинка. И финал!!!
Shining, 7 января 2017 г.
Приступал к чтению с некоторой осторожностью. Рад, что опасения не оправдались.
Это одна из самых глубоких книг сэра Терри Пратчетта, а по увлекательности и серьезности поднимаемых вопросов с ней может сравниться разве что «Ночная стража».
Суть ее — в преодолении нетерпимости. Почему-то некоторым гораздо более импонируют жители Анк-Морпорка, которые выбрасывают свои какашки в реку (и это в лучшем случае — в конце концов, на консистенцию Анка это почти никак не влияет), чем гоблины, которые собирают их в аккуратные и красивые горшки и складывают в темное место.
Удивительно мудрое и целостное произведение с просто шикарным командором Ваймсом.
P.S. Перевод той версии что называется «Дело табак» не идеален, но вполне терпим.
P.P.S. Жаль, что мы больше не встретимся с Сэмом Ваймсом. Надеюсь, у него все будет хорошо.
Александрович, 12 октября 2016 г.
Сэмюэль Ваймс, для которого работа смысл жизни, столкнулся со страшным испытанием. Ему приказано отправиться в... отпуск. Фамильное поместье Овнецов. в дали от городской суеты, живописные сельские пейзажи, разбавленные приёмами гостей и визитами к соседям по округе. Всё это сущий ад для человека, которому чувство городской мостовой пятками необходимо как воздух. Хотя... командор городской стражи был отправлен в отпуск по личному распоряжению лорда Витинари, поступки которого всегда имеют какую-то цель.
Я долго не решался приступить к написанию рецензии на этот роман. Дело в том, что предыдущие творение Пратчетта из цикла о городской страже для меня стало для меня собранием, и доведением до состояния близкого к совершенному, всего лучшего, что есть в этом подцикле плоскомирья. Естественно, что открывая чёрный томик уменьшенного формата, с сигарой на обложке, я рассчитывал ознакомится с произведением, которое окажется как минимум не хуже, но осле прочтения главной эмоцией было разочарование. И дело не в переводе и редактуре русского издания, проблемы с которыми стали заметны ещё в «Пехотной балладе».
На страницах «Дело табак» Терри Пратчетт вновь обратился к теме, которая присутствует во многих его книгах — проблемам расизма, терпимости к другим и сосуществования разных культу в современном обществе. Ничего удивительного здесь нет проблема столь сложна и многогранна, что её невозможно охватить и тысячей книг. В этот раз в центе событий оказались гоблины. Создания презираемые всеми прочими видами диска за свой образ жизни и традиции, которые ститают (совершенно справедливо!) просто омерзительными. Гоблины выступают на страницах книги в роли главной жертвы и подразумевается, что читатель должен им сочувствовать. Так вот — у меня не получилось. Нет, я не считаю, что произошедшее с ними на страницах книги нормально, но тяжело сочувствовать тем, чьи образ жизни и традиции способствуют возникновению и распространению эпидемий. Вишенкой на торте стали образцы детской литературы плоскомирья. О, эти великолепные приключения фекалий!!!
Самое обидное, что это изобилие дёгтя смешано с прекрасным мёдом. Терри Праттчетт создал чудесное полотно, основанное на смеси загородных резиденций аристократии, буднях сельской глубинки и пейзажей реки Миссисипи, с добавлением небольшого количества всего того, чем славится цикл о стаже. Если бы не гоблины и детские книги, то это роман ничем не уступал бы «Шмяку», но всё сложилось как сложилось и «Дело табак» не производит впечатления как учший вариант для завершения истории о Анк-Морпоркской городской страже, которым был вынужден стать.
k2007, 28 апреля 2016 г.
Книга достойно продолжает цикл. Командор Ваймс прибывает в сельскую местность, принадлежащую его жене, а значит, и ему, и обнаруживает, что в тихой сельской местности водятся черти не хуже, чем в тихом омуте, а единственный местный полицейский приносит присягу не Закону, а местному магистрату. Ну и отпуск оказывается отложен в сторону, и командора шаги злы и гулки
WolfLARSEN, 21 марта 2016 г.
Моя первая книга,прочитанная у знаменитого английского писателя,пишущего в жанре сатирического фэнтези пришлась мне по душе во всех смыслах,она смогла увлечь меня с первых страниц своей неповторимой атмосферой провинциальной деревни,пропитанной нотками таинственности и ощущением,что на первый взгляд тихое и непримечательное место может оказаться сосредоточием зла и бесчеловечности.Главный сначала вызывал смешанные чувства,все усугублялось еще тем,что это 8 книга в цикле и мысль о том,что я не смогу понять в чем суть истории,не прочитав первые 7 книг не покидала меня примерно до середины романа ,но оказалось,что эту книгу можно читать независимо от того читали ли вы предыдущие или нет,так что вскоре я преобладал в огромном восторге,от персонажей,от юмора.Являясь большим почитателем жанра фэнтези я решил ознакомится остальными книгами в цикле.Рекомендую всем книги Терри Пратчетта за их английский юмор и за атмосферу,я считаю,что каждый обязан ознакомиться с его книгам.
Тимолеонт, 3 августа 2015 г.
Последний роман о Герцоге Анкском, Коммандоре Городской Стражи и Дежурном по Доске, Сэмюэле Ваймсе. Именно о нём, ибо все остальные стражники окончательно становятся сугубо второстепенными персонажами. Зато неожиданно выходит вперёд и становится рядом с ГГ Вилликинс, которому Пратчетт в предыдущих двух книгах цикла уделял очень даже немало внимания.
Сэм здесь в очередной раз меняет обстановку и оказывается в деревне, куда рано или поздно попадают абсолютно все главные герои продолжительных сериалов. Но остаются элементы детектива, где стражник\коп не устаёт копаться в сущности своей профессии, всё глубже осознавая свой долг и назначение. Ну, то есть дальше тонет в пучине самокопания.
Во всём остальном это типично пратчеттовская история, с превосходным юмором, диалогами, ситуациями и сюжетом.
Раздражают только две очень навязчивые вещи. Слишком уж частые эпизоды, «юмор» которых связан с копрофильскими наклонностями Сэма-младшего, а так же ставший традиционным для Пратчетта хэппиэнд в лучших традициях гуманистов.
Сюжетная линия о гоблинах абсолютно нетипична для раннего Пратчетта, славившегося своим ехидством и безысходным цинизмом. Его поздние истории стали слишком пацифичны и беззубы.
Хорошо ещё, что при смене направления своего творчества, Пратчетт не растерял своего гения, благодаря которому «Дело табак» остаётся великолепной книгой.
Nog, 15 июля 2015 г.
Тихая, патриархальная сельская глубинка. Жители спокойны и вежливы, потрясения из больших городов досюда не докатываются, а самыми громкими преступлениями становятся украденная курица или потравленные поля. Но стоит здесь в поисках покоя и отдыха оказаться какому-нибудь знаменитому сыщику, как всё идёт кувырком, и кровавые убийства чередуются с коварными предательствами и вскрытием глубоко похороненных семейных тайн. Многие замечают такое, жаль, ни у кого из заметивших нет власти запретить сыщикам терроризировать мирные деревни. Вот и командор Ваймс собрался (вернее, его «собрались») в отпуск в семейное поместье Овнецов вдали от Анк-Морпорка, а значит, и там вот-вот начнётся полный тарарам...
Впрочем, на деле книга эти ожидания оправдывает лишь отчасти. Автор явно старался закрутить происходящие события в плотный клубок, где должны были сплестись контрабанда, жестокие убийства, работорговля, и всё это сдобрено активной борьбой за права очередного расового меньшинства — гоблинов, впервые появившихся на сцене в предыдущем романе о Плоском мире — «Незримых академиках». Но интриги не получилось: преступники тусклые и неинтересные, вся история с гоблинами предсказуема от и до, а побочная линия с оставшимися в городе стражниками просто притянута за уши. Это, конечно, не смертельно, сюжет среди достоинств книг Пратчетта на первом месте никогда не стоял, насколько мне помнится, но ведь хочется, чтоб и он не подводил, хотя бы не портя общей картины. А в этой книге, увы, портит, потому что остальных составляющих недостаёт. Из реальных плюсов у нас тут есть только молодой местный констебль Наконец и его ученичество у Ваймса, да всё ещё забавный непревзойдённый убийца Вилликинс, но и он выглядел интереснее, когда был дряхлым дворецким с таинственным прошлым. Нашлось место и более серьёзным размышлениям на социальные темы, но Америки Пратчетт в них не открыл. В общем, получился классический поздний роман объёмного цикла, в котором поклонники найдут что-то интересное и захватывающее, а новые читатели почти наверняка недоумевающе пожмут плечами.
Ну хоть капрал Шноббс получил свой шанс на личное счастье...
greenrus07, 7 сентября 2015 г.
Книги о Плоском мире сэра Терри Праттчетта я очень люблю, прочитал уже практически все, что вышло официально и неофициально на русском. И, увы, «Дело табак» попал в малое число нелюбимых книг этого цикла. Вроде и юмор на месте, и любимые герои, но вторично все, все уже было написано самим же Пратчеттом ранее. Как было отмечено в других отзывах, толерантность, толерантность и еще раз толерантность. Давайте жить дружно с {подставить нужное} (орки в «Незримых академиках», тролли и гномы в «Шмяк!», големы в цикле о Мойсте и гоблины тут). Ну вот не люблю я, когда одно и тоже из романа в роман.
И главные злодеи того же рода уже были. Как там его здесь зовут, Карцер? А, нет, Питт Чай. Все, вспомнил,
По моему мнению, читать только поклонникам сэра Терри. Предыдущие «Ночная стража» и «Шмяк» на голову выше.
primorec, 14 октября 2014 г.
Помните, как все начиналось? Помните этих нескладных, трусоватых, нечистых на руку, всеми презираемых ребят, которые старательно прятали глаза, когда кто-то где-то и не так уж порой не желал жить честно, из-за чего приходилось не менее старательно уменьшать «резкость» глаз очередной бутылкой «горячительного»? Помните, как все начало меняться к лучшему? Как, словно сказочный феникс из пепла, возродились гордость, достоинство, мужество. Сначала слабые и робкие ростки, потом они все крепли и крепли, превращаясь в настоящие могучие деревья, под сенью которых находили покой и защиту все слабые, обиженные и ищущие справедливости.
Помните, как было нам весело в начале? Намеки, шутки, забавные приключения. Как они были милы все эти дракончики и драконы, суровые гномихи с бородами и топорами, жаждущие стать обычными девушками, шелудивый философ Господ, безумный изобретатель, обаятельный Моркоу, Фред Колон или Шнобби Шнобс?
Было весело, в том Анк-Морпорке, несмотря на грязь, кучу проблем, коррупцию, преступность и реальные, наши с вами, обычные проблемы, которые то и дело пролезали на страницы с знакомыми ярлыками и лозунгами. Но, все равно, это был сказочный Анк-Морпорк. Где справедливость была возможна, наказание злодеям неотвратимо, если не людское, то практически божественное, если считать божественным Его величество случай. И это было прекрасно.
Только вот с каждым романом этой самой реальности становилось все больше. Чего уж только не было — расовые проблемы, войны, революции, СМИ, политические интриги. Слой за слоем снимались эти листики с волшебного Анк-Морпорка, и вместе с ними постепенно улетучивалась сказочность и волшебство, превращая наш любимый, хотя и не безопасный город, в привычный мегаполис, который можно увидеть, просто выглянув из окна.
Каждый роман отрывал по листку. Мы в деталях обсудили столько проблем современного общества и человека, некоторые даже не по одному разу, что в результате осталась одна сердцевина. Мы сами и то, что внутри нас. То, что делает нас такими, какие мы есть: в общем и целом, не такими уж плохими. Способными на высокие мысли, восхищение искусством, милосердие, когда оно не очень обременительно, дружбу и любовь. И, одновременно, способными отвернуться от чужого горя, пройти мимо нуждающегося, отвести глаза от несправедливости, и сделать вид, что не заметили преступления.
В общем-то, ничего особенного. Все очень обыденно и знакомо. Очень реалистично, от того уже не смешно, не сказочно и не привлекательно.
Вот об этом, с моей точки зрения, «Дело табак». О том, почему вообще совершаются преступления. Как возникает этот молчаливый заговор многих, в общем-то, неплохих людей, которые дают отдельным негодяям возможность безнаказанно творить грязные делишки и несправедливость. Об этом роман: о том, как рождается равнодушие и откуда берется оправдание собственной слабости, как появляются «свои» и «чужие» и запускается механизм, обретший в нашей реальности узнаваемый штамп — «двойные стандарты». И это уже совершенно не смешно, потому что в этом зеркале любой легко увидит свои неблаговидные поступки, тайные мысли и соблазнительные желания. Как говорится, «каждый повстречался с призраками, демонами и давними воспоминаниями».
Кстати, рецепт от общей болезни от сыра Терри то же довольно горький. Есть закон и порядок, а есть справедливость. И справедливость все-таки выше. И когда не хватает закона и порядка, справедливость имеет право найти другие инструменты для своего торжества. Например, Вилликинса с его маленькими игрушками. способными вколотить понятие справедливости простым и доступным методом в любого упирающегося.
Да, и если «закон должен начаться с преступления», то с чего должна начаться справедливость? Что-то мне не хочется узнавать ответ на этот вопрос на собственной шкуре.