Есть достаточно старая дискуссия — почему столько внимания космосу, ведь океан для современной цивилизации на 95% еще плохо изученная территория, и ресурсы, которые можно оттуда взять, ни никак не меньше лунных?
И даже сейчас, как мы берем с шельфа миллионы тонн нефти — спуск очередной платформы для нефтедобычи не становится национальным событием, не освещается так ярко, как старт челнока-ракеты.
Если придумать метафору для львиной доли космических услуг — то пока это "Зеркальная линза": сумма спутников должна показывать людям, что творится рядом с ними, должна передавать информацию из одной точки земли в другую, должна подсказывать пользователю — где он находится. Инструмент саморефлексии планеты и разумной жизни на ней ?. Получается принципиально разбалансированная ситуация: люди посылают в космос "железо", а обратно получают даже не "софт", а картинки, звуки. Поток информации, который не дотягивает по своей организованности даже до программ. Но пока это мейнстрим, такие обмены хотят совершать почти все.
И это же подсказывает секрет популярности космоса — больше всего говорят о говорящем, снимают показывающего.
Из информационного набора услуг выбивается
а) космический туризм (я не беру суборбитальные прыжки),
б) производство хоть чего-то вещественного на орбите (кристаллы, лекарства, не суть), но для этого нужен цех в условиях невесомости, а пока это МКС,
в) ремонт аппаратов прямо на орбите, любые вариации их досборки, переделки и т.п. Это и открывает условное направление послезавтрашнего прорыва — отход от метафоры "зеркальной линзы".
Видно, насколько этого мало. Но как океаны могут стать объектами внимания? Точно так же, как было прикована внимание к какому-то островку в Тихом океане — Гуадалканалу. Возникнет осмысленна борьба за ресурсы и точки контроля за ними. Но не на суше или в кабинетах (Россия вот пытается застолбить за собой большие территории морского дна в Арктике, и замечают это мало, как как не заметили уступку шельфа вокруг Змеиного...). Нет. Когда начнется непосредственная конкуренция за богатые залежи условного ниобия, урана, золота — прямо на дне морском. Вот если на дне океана китайский робот и американский робот начнут выяснять, кто тут урановую жилу копал — тут киношникам такие бюджеты выпишут, что Годзилла сама вернется в океан — сниматься в тамошних баталиях.
Равно как если начнет тягать астероиды космическая программа, то да, начнется работа с большими объемами вещества...
Очень красивая полнометражная анимация, которая воспринимается скорее сквозь призму эволюции жанра, чем собственного сюжета...
Итак, начать тут следует с формы.
Прорисовка заднего плана — отличная. Рассветы и закаты, облака, фактура камня и песка, сочетание камыша и песка, снега и льда, шерсти и шелка.
Отличное построение кадра и цветосветовые решения, причем авторы старались конструировать сцены, смешивая "лучшие фото за год" и традиционные мотивы. В тот момент, когда небесный зверь (вариация оленя), раненый, все-таки отрывается от утеса и несет героев по небу — отличное сочетание "кругов на воде", следов в воздухе от копыт зверя, и леса снизу, освещенного закатными лучами.
Еще продумывали архитектуру небесного дворца — это и скала, и постройка, и святилище, и дворец. Получилась некая обжитая гора в небе, с эффектными утесами, с бесконечной лестницей
Обязательная вставка в самом начале — предыстория — выполнена в другом стиле, ближе к двумерности, но тоже с гармонией и эффектностью.
Персонажи тоже хороши. Простым глазом видно влияние Голливуда и аниме — сильный, но глуповатый напарник главного героя, питомец главного героя, демоны, девочка с лисьими ушками — всё с одной стороны высчитывается, с другой — авторы много сил тратят на придание оригинальности. Задача вылепить как бы коммерческих, но при том автохтонных, не шаблонных героев и злодеев. В самом Цзян Цзыя это получилось. Характер человека, который разочаровывается в той силе, которой он служил всю свою жизнь, отлично спроецирован на внешность. Так же получилась девятихвостая лиса. Она тут утратила практически все признаки человечности, сохранив гибкость и подвижность. Это самый натуральный демон, чрезвычайно сильный в рукопашной схватке. Вместо лица — маска. И все это позволяет создать характер антагонистки.
Если брать графику, эстетику происходящего на экране — это отличная вещь!
/разе что прическа главного героя в своем седом воплощении — слишком уж тяжеловесна/
Есть так же у меня подозрении о перекличке сюжетов.
Вот картинка из финала. Этот здоровенный предмет на заднем плане прилетел с неба, им лису убивали.
А вот рисунок Алексея Андреева "Небесный якорь"
Сюжет, который мало ожидаешь от китайской анимации, от дуньхуа. Прямо ставится вопрос — имеет ли право небо, учитель, высшая духовная власть жертвовать невиновным человеком? И дается прямой ответ — нет, не имеет. Тут можно проводить параллели с христианством, равно как со светской моралью, но они выйдут за объемы рецензии :)
Собственно, вокруг интриги небесного учителя, судьбы девочки, которую он фактически принес в жертву, судьбы лисы, которую он обманул, и решения его ученика, самого Цзян Цзыя — и строится интрига. Эффектная и продуманная комбинация, после которой ученик говорит "а пошли вы все куда подальше", и разрушает небесный дворец.
Недостатки — перебор с мелодраматичностью и фиксация на теме смерти.
Жалось к девочке с лисьими ушками и большими глазами — выжимают всеми возможными способами, от первого кадра до последнего. Потому финальная попытка героя спасти её — смотрится просто слезодавилкой.
Общая смерть персонажей в финале, и перерождение некоторых из них, конечно, дает ощущение большой трагедии, но проблема в каком-то неправильном — с моей субъективной точки зрения — заигрывании со смертью. Если герои действительно воспринимают перерождение как реально существующее действие, то трагедийность смерти должна снижаться. Люди горюют об утраченных воспоминаниях, но не о смерти личности. Тогда пафос героя, который делает все, чтобы защитить смертных, становится несколько наигранным. Он должен жалеть не людей, как таковых, а данные конкретные домашние очаги, данные конкретные семьи, эти воплощения, которые слишком много уносят с собой в могилу. Тут выход на тему соперничества людей с небесным дворцом, и своеобразное богоборчество. Если же смерть — это смерть, темнота без возврата, то слишком много элементов самоубийства выходит на первый план.
Собственно, обычных, живых людей, ради которых и сражается протагонист — на экране практически нет. Волшебный хронотоп будто отторгает крестьян и ремесленников.
Однако проблемы эти не должны заслонять достоинств сюжета.
Герой переживает внутренний кризис и принимает решение. Условия этого кризиса и подсказки решения — подаются в строгом порядке. Практически все персонажи раскрываются, показывают вторичность их первого образа и обоснованность самой сути своего характера. Антагонистка — тоже получает мотивацию своих действий, отличную от примитивного злодейства.
Итого. Это уровень лучших диснеевских лент или же первоклассного аниме. Китайская анимация (студия расположена в Пекине) показала класс. Да, очень много художественных приемов заимствовано. Но взята очень высокая планка. И разгорается, разгорается соперничество аниме-дуньхуа! Много хорошего родится из этого противостояния :)
Есть такая серия попаданческих книг "Помещик" — М. Ланцова.
Пока автор выдал три тома, это стандартное прогрессорство времен расцвета Ивана IV Грозного. Разве что герой, который пять лет готовился к переносу в прошлое, понимает, что не надо сразу браться за пушки, лучше наладить какую-то мануфактуру по производству доспехов.
Но поскольку главного героя подселили не в царя, а в поместного дворянина, то те обороты, которые протагонист набрал за три года — начали вызывать вопросы.
И самое интересное в третьей книге — как современники пытаются сочетать установленное и многократно опознанное тело (да, это именно Андрей, вот его деды, вот священник, которые знал его с детства, вот куча других знакомых, все говорят, что он) с явно изменившейся психикой.
Одержимость? Нет. Свободно заходит в церковь, совершает все обряды, истово молится (когда надо).
Всплывает идея, что это воскресший Всеслав — который известный герой прошлого, но баловался чародейством. Однако такое воскрешение совершенно невозможно по христианским представлениям: грамотные священники мгновенно указывают на ересь Оригена. С другой стороны иезуитам (да, и до них слава протагониста докатилась) эта идея отлично заходит. Потому как из ада или рая умершего выпустить точно не могли. И "столь неоднозначную персону" явно выпустили из чистилища.
А чистилище присутствует в католичестве, но отсутствует в православии.
Потому идею о воскрешении можно использовать в межконфессиональной борьбе...
— Нам показывают, как через двадцать восемь лет на Землю прибудут захватчики, и человечество только в прошлом сможет найти резервы. Допустим.
Еле слышно скрипели мягкие сапоги.
— Но теперь известна точная дата нападения и уже год как вооруженные силы планеты пытаются помогать войскам потомков. И что-то ни черта у них не выходит. Почему?
.
— Вот мне из будущего привозят довольно много гранатометов, прибывают товарищи, готовые работать на заводах. А самые квалифицированные попаданцы привезли и шифровальную немецкую машину, и компьютеры для расшифровки её кодов, и станки для производства фауспатронов, и даже чертежи турбореактивного двигателя. Это — серьезная помощь.
Но и без указаний из будущего мы двадцать лет готовились ко Второй Мировой войне. Да, мы бы упустили миг нападения — но промышленность была готова, оружие было разработано и люди были обучены.
А тут есть четверть века для подготовки и мотиватор такой силы, что даже антагонистические противоречия в буржуазном обществе должны отступить на второй план.
Что-то сделано?
.
— И вот нам демонстрируют врагов человечества. Кого же мы видим? Взбунтовавших роботов? Разумных инопланетян с новым оружием? Нет. Это двухметровые блохи-переростки, которые уязвимы для огня из пулемета 1918-го года конструкции. Шипы, которые они метают — не могут пробить даже двух сантиметров стальной плиты. В критической ситуации такую блоху можно убить даже пожарным топором. И что вообще едят эти блохи-великаны? Нам показали, как они гонятся за какими-то лошадьми? Но и слепому ясно, что такие существа выжрут всё и начнут умирать от голода.
.
— Из современности в будущее можно послать десятки тысяч людей и сотни тысяч тонн груза. Из будущего пришли громадные объемы информации. И? Где огнеметные танки? Где броневики с автоматическими модулями на крышах? Где дроны? Где вообще все современное оружие? Вместо этого государство набирает людей, которые все равно скоро умрут. Вооружает их автоматами и дробовиками. Кое-как знакомит друг с другом, практически не учит — и эти ополчены бросаются в бой? То есть ничего похожего на хотя бы подствольные гранатометы в руки не дается. Из автоматического вооружения показали только дроны с миниганами, которые что-то пытались сделать при защите важнейшей базы. И ни одной ядерной бомбы, ни одного тяжелого танка.
.
— Кто-то может подумать, что руководители планеты сделали выбор в пользу наращивания сил в настоящем, а на будущее махнули рукой. Но будущее — это же явный второй фронт. Чем дольше он держится, тем больше становится известно о противнике. Нет, вместо серьезной помощи в будущее отправляют смертников без единого гранатомета на десятерых. И на этом фоне расформировываются военные блоки, не подавляют бунты, процветают упаднические настроения.
.
— Паникеры и дегенераты засели у них в штабах. Ни единого лидера, ни народного героя-вдохновителя, ни даже средневековой Жанны дАрк нет.
Коллега по перу — kvisaz — задался вопросом, а чего это Гэндальф не помогает своим спутникам в маленьких дорожных проблемах.
"...где толпа людей с Гэндальфов пробираются в лесу под диким ливнем. И один из людей спрашивает
— Гэндальф, вы можете что-нибудь сделать с дождем?
В ответ Гэндальф говорит, что он не из тех, кто балуется с погодой.
Мне кажется, это кретинизм особого рода, инженерный. Человек не видит не только многорешаемость, но и многозадачность. В данном случае не человек, но так еще хуже.
Вот что можно было бы попросить, попробовать, не влияя на погоду даже в регионе
— увеличить сцепление ног и копыт с грунтом
— уменьшить промокаемость тканей
— наколдовать таких же широкополых шляп, с очень жесткими и непромокаемыми полями
— тонизировать и согреть мокнущих. Кстати, я так понял из эпоса, само понятие энергетического тоника было там известно (см. хлебцы эльфийские)"
Потом он написал еще два поста, развивая и углубляя свою мысль — дескать, можно ведь сделать? Отчего не? "Какие бы слова следовало использовать мне в реальной такой ситуации?"
В комментариях к постам народ выдал целый букет объяснений (который совершенно kvisaz не устроил) — со ссылками на структуры мифов, мораль и т.п.
Но, имхо, проблема тут немного в другом.
Представьте, что вы делаете это уже не первый век — ходите среди людей, совершаете разнокалиберные чудеса и т.п..
Вот вы едете с попутным караваном купцов — у вас всегда и обувь сухая (непромокаемая), и при случае дрова всегда баз дыма гореть будут, и от сквозняка вы невидимой ширмой всегда загородитесь. Словом — вы постоянно практикуете бытовую утилитарную магию и при случае может распространить её на ближайших попутчиков/учеников.
А теперь оцените — какое количество завистливых кривотолков пойдет о вас через 10-30-50 лет? Как тут не вспомнить "Педагогическую поэму" — бесконечные разговоры во второй колонии, чего там дали пожрать в первой??? А этот Митрандир еще и бессмертный??? Ах он сволочь... А те, которые с ним, которые получают от него пропитание в дороге, массу бытовых удобств — те вообще паразиты.
Проблема не в том, чтобы здесь и сейчас сотворить рыб и хлебов, просушить портки гномам или наколдовать мягкое креслице. Проблема в отчуждении от людей, которое Гэндальф преодолевает через показную аскезу. Потому он, между прочим, и остается вечным стариком.
Потому как если становиться источником плюшек, то очень быстро вокруг соберется толпа, и между этой толпой и всеми прочими начнется выяснение — кто реально достоин, а кто примазался...
Это не говоря о куче всевозможных моральных, педагогических и прочих ограничений.
То есть — будь "Путешествие Туда и Обратно" — единственной экспедицией, или просто первой — можно было бы включать режима валинорского попаданца, и гнать изобретения потоком.
Однако это тысячное путешествие и впереди еще сотни подобных... Потому колдовать надо когда тебе уже точно не позавидуют.
Эта разница в присчитывании последствий отличает долгоживущего персонажа от короткоживущего.