Что можно сказать об этой экранизации классического романа Азимова?
С одной стороны — работа откровенно слабая. Есть две нормальные мужские роли. Техник Харлан (Олег Вавилов) и Старший Вычислитель Твиссел (Георгий Жженов) — они вполне адекватны своим образам. Остальные актеры просто не знают, что им делать. Юрский пытался изображать интригана, но это откровенно слабо, причем он-то как раз умел играть. Беспомощность в строчках сценария и умении режиссера. Нойс Ламбет — явный провал в выборе актрисы. И аристократкой её вообще не сделали :) Вот кадр из венгерской экранизации 1976-го, который навевает мысли о «Принцессе Марса», и собственных ограничениях бюджета.
Вот та же аристократка из советского варианта. Свои условия — свои аристократки... Но, имхо, просто решили не заморачиваться.
А могли бы сделать и что-то этом духе: Фотосессия Jessica Ellerby (Zero Nine Magazine, апрель 2021)
Другое ведь дело :)))
.
Декорации, мягко говоря, не фонтан. Павильон, несколько комнат. Вообще ощущение жесткого ограничения бюджета (который весь пошел на три минуты финальных зарубежных съемок :) ). Вот вам японец (один), вот вам негр (один) — показали максимально акцентировано, как показывают единственную дорогую вещь в в бедном костюме. С мужскими костюмами получилось не так позорно — какой-то фасон Техников смогли изобразить. Зато финал с метафорой-предупреждением — ну вообще ни в какие ворота. И да, спойлер, там будет карлик. Зачем? Он должен что-то символизировать.
С другой — я понимаю, в каких условиях все это снималось. Пленочная камера, пленки всегда мало, никаких современных съемок с рук. Сценарий утверждали (то есть мотали нервы не по делу), скорее всего, в 85-86 гг. Декорации — отдельная проблема. Товарный дефицит в полный рост. При этом в фильме роман пересказан относительно точно. Основное противоречие — раскрыли.
И тут вопрос — а что ты, вот такой умник из 2021-го, можешь посоветовать товарищам из 1987-го в вопросе съемок фильма о путешествиях во времени?
Хе-хе. Вот над этим можно подумать.
.
— что было ясно уже в 87-м людям, имевшим хоть какой-то, хоть крошечный доступ к западной фантастической литературе — «Конец Вечности» довольно убог в смысле интриги, динамики, накала страстей, раскрытия персонажей. «Берег динозавров» кроет его как бык овцу. Даже в коротком пересказе. Азимов написал хорошую научную фантастику, но посредственную историю с умеренной драмой (что заметил еще С. Лем). Режиссер явно подозревал что-то такое. Но как улучшить?
— ставим вопросы. А как та же Вечность противостояла коррупции? Понятно, что перед глазами Азимова, который писал книгу в середине 20-го века были многочисленные милитари- и бизнес-структуры, укомплектованные только мужчинами (хотя уже тогда это была иллюзия — зенитчицы, регулировщицы, чайные барышни и секретарши вполне себе присутствовали). Официальный государственный аскетизм — вот мотив середины столетия. Конечно, английская Вики намекает на тяжелую советскую цензуру, которая вырезала много интересного :) : «The Russian translation, first edition 1966, was heavily censored due to both sexual references and sociological discussions unacceptable to Soviet ideology.» Однако, романа в оригинале я не читал. И Азимов вывел женщин за скобки Вечности не только, чтобы дать мотивацию герою, но и чтобы ограничить Вечность. Будь это семейное дело нескольких кланов, они бы в итоге стали просто паразитировать на Реальности.
— значит, можно описать немного другую ситуацию, которая бы идеально укладывалась в картинку позднего Союза: у довольно многих специалистов Вечности есть вполне себе семьи и дети. В Реальности, которую они посещают на выходных. Есть возможность пользоваться благами жизни. Но. Граница проходит по семейственности. Нельзя притащить в Вечность детей, внуков, расселить их по пустым секторам и назначить своими заместителями. Техники во многом следят именно за этим. И рассчитывает дисциплинирующие изменения как раз верхушка Вычислителей, обрубая варианты с семейными кланами. Вот за надзор Техников ненавидят люто («кровавая гэбня», да...).
Тут Клио смеётся в лицо. Кто был режиссер?
«Ермаш, Андрей Филиппович. Будучи сыном Председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, в 27 лет (после короткометражной новеллы «Возвращение доктора» в киноальманахе «Молодость») Андрей Ермаш получил финансирование и возможность снять серьёзный фантастический боевик — «Лунная радуга». В 1987 году, уже после ухода Филиппа Ермаша с поста Председателя Госкино, Андрей Ермаш снял свой второй фантастический фильм — «Конец вечности». Этот фильм стал его последней режиссёрской работой.» Текст из Вики. Мг. Семейственность...
— то есть история Харлана и Нойс — должна быть не первой и не последней. Если техник хочет переселить любовницу в другое время и спасти её от изменения (не создавая опасных изменений Реальности), то флаг ему в руки и барабан на шею. У всех свои маленькие слабости. Как тогда создавать мотивацию Харлану?
— он должен видеть, что подобные союзы все равно плохо кончаются. Эпизод не с рассуждениями об отсутствии противораковой вакцины, а условная пьянка его знакомого Техника, который застрелил только что свою жену — смотался на 50 лет в будущее, когда старушка решила рассказать что-то из технологий своего столетия. Это было бы проблемой, он проблему решил, но понимает, что теперь бросит жену, которую пять лет назад перевез из другого Столетия. Эпизод с внуками-правнуками другого Техника (или даже Вычислителя): их почти неизбежно стирает очередное Изменение. Тот вроде бы спокоен, но рассказывает о своём странном ощущении: семья у тебя будет, но род точно прервется. Чтобы общество сохранилось.
— то есть у Харлана претензии к Вечности не замыкаются на любовь к Нойс. Вопрос во внуках-правнуках и свободе развития. Тут можно сыграть и на чистых генетических линиях, которые надо сохранять, чтобы человечество протянуло миллионы лет. Но это предпосылки интриги, саму интригу надо расписывать отдельно :)
— нужен хотя бы один труп. Причем труп значимого персонажа.
Что про сами съемки?
— как вышли из ситуации в фильме «Кин-дза-дза»? Объявляли мусор техникой. Понятно, что Вечность — не Плюк. Но тут уже работа режиссера, декоратора и всей съемочный банды. Нужны необычно выглядящие новые вещи. Любые, а не «типа западные». Все нужно нарисовать заранее, продумать действия рук персонажей с очередной механической штуковиной. А не просто сделать кресло с очень высокой спинкой. Что меня особо посмешило — это листы с черно-белыми рекламными объявлениями в коллекции Харлана. Цветные были в Вечности под запретом? :)))
— нужен динамичный свет, продуманные интершумы (да, «Бегущий по лезвию»). Это единственное, при таком бюджете, что может спасти павильонные съемки и создать ощущение функционирования вечности. Нужна съемка с 3-х камер как минимум и короткий монтаж многих сцен. Длинноты убивают. Надо хоть как-то обеспечить больше съемок с подвижных камер.
Могло бы получиться? Да. Есть великолепная мистика 1990-го года «Филипп Траум». Уже почти не советская :) Племянник сатаны приезжает в немецкий городок. Начинает делать подарки и задавать вопросы. Исходную повесть Марка Твена «Таинственный незнакомец» хорошо обработали. И вытащили конфликт между добром и необходимостью.