Пожалуй, здесь можно начать с самоцитирования
«Это скорее не эпопея, но «история с продолжением», причем обязательно оформленная в рамках актуального коммерческого формата. В череде текстов может быть похоронена и эпопея, и несколько романов, и десятки рассказов и притч – а история всё не кончается. Но, как правило, авторы целостную историю не создают, остается слишком много «не отрубленных хвостов» и перед нами недоэпопея, и даже недороман – безразмерная повесть-переросток. Таково окончание сезона в любом сериале: часть персонажей второго плана выбыла, но интрига будет продолжаться до полного истощения зрительского терпения...
...Примером уже прервавшейся недоэпопеи выступает цикл романов А. Бушкова о бравом десантнике Свароге, заброшенном в мир колдовства и межпланетных империй. Автор бы и дальше гнал героя за очередной короной, за новыми приключениями, да, видно, это надоело решительно всем
//Сноска
Конечно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать, бывало и через двадцать лет создатели возвращались к старым персонажам и любимым мирам: А. Азимов, У. Ле Гуин, Ф. Херберт, Стивен Р. Дональдсон – тому примеры. Да и сам А. Бушков делал перерыв в сериале. Но если автор проявляет добросовестность – то перед нами фактически отдельное произведение, лишь косвенно связанное с сюжетом первых частей. А если автор уж слишком нажимает на коммерческую составляющую своего творчества и пишет книги исключительно «для кассы», то это продолжение как бы усыхает само собой... Собственно художественных причин для прерывания любого подобного сериала нет. Просто кассовый автор может публиковать «халтурку» неограниченно долго, а «середнячка» редакторы откажутся печатать после второй неудачи».
Действительно, при живом авторе ничего нельзя гарантировать
Сюжетно и, если так можно выразиться, персонажно, «Чертова мельница» суть продолжение все той же истории успеха и превращения майора ВДВ Сварога в императора. Он благополучно приобрел статус фаворита молодой императрицы, он спас планету от очередной напасти (в этот раз — «Багряной звезды»), его бывший патрон по линии местных спецслужб — Гаудин — покончил жизнь самоубийством. И команда молодая, для нового секретного министерства набранная, уже что-то может. Да и сам Сварог все тот же удачник, прущий буром по жизни, а если что и встречается на пути — так не беда, несколько глав и будет порядок.
Появись эта книга через полгода после предыдущей — насчет спроса на неё я совсем не уверен. А так хорошо выдержаный читататель еще и купит :)
Собственно, мне интересен в продолжениил лишь один аспект — трансформация «материальной культуры» тамошнего мира под стандарты, привычные современному читателю. Ведь двадцать лет прошло с первой книги. Герой, который переносился «туда» — был военный, имел более чем слабое представление о компьютерах и вообще, перенос был в 1991-м году (кодовые слова «видеомагнитофон», «двухкассетник»).
В «Сварог, случайный король» уже имеются не просто компьютеры, но хакер из среды ларов (? их там всего несколько десятков тысяч! Как вообще тамошний «интернет»-то существует?). А в «Чертовой мельнице» — уже присутствует компьютерная социальная сеть для самых маленьких ларов (чат-болталка для детей). Рост заметен?
Самого Сварога, в одной из книг-ответвлений, забросило в современную Россию, там он увидел доллары практически в свободном хождении, удивлялся. И чего только не вспоминает тот же Cварог во время своих державных размышлений, будто не в армии карьеру делал, а на истфаке учился.
Итог: Бушков мог бы здорово сыграть на этой вот разнице времен. Он и так играет — у него то наемники с топорами, то пулеметы, то лазеры с роботами, и все на одной кухне. Но слишком широки задаваемые им рамки. Слишком неустойчива получается техномагия. А вот сработать на разнице в наборе знаний 1991-го и нынешнего времени, показать, как и в чем отстают знания ларов (хотя у них и преимущество дикое) от уровня развития нашей цивилизации, которая за двадцать-то лет «по отдельным показателям» ой как вперед рванула...
Но автору это , видимо, неинтересно. Жаль.