Прочитал давеча "Конгрегацию" — шесть романов про инквизитора, который в альтернативном мире работает (хотя там Германия, год 1380-90-е).
А вот сериал — "Инквизиция". Прям в масть
И время почти совпадает.
Свеженький, прошлого года.
Сериал не без претензии на долю реализма — показаны проблемы двоепапства (политическая борьба, попытки набрать наемников), вообще пороки клира той эпохи (женщины, наркотики, жажда денег — впрочем, это ведь у всех и во все эпохи...), борьба за экономические интересы (вполне феодальные разборки за наследство) и сложности в овладении секретами медицины (акушерское дело в условиях 14-го века).
Показан суровый и до некоторой степени прозорливый инквизитор (изображен на постере). В отличие от альтернативного мира "Конгрегации" здесь хорошо раскрыта ограниченная роль инквизитора — он зависит от церковных иерархов, у него нет своего карательного аппарата, он почти никто, пусть и с внушительными полномочиями. Ученик и детективная форма расследования наводят на воспоминание о брате Баскервиле, но тут личность немного другая... опять-таки хорошо показана доля публичности, открытости, с которой действовал инквизитор.
Бюджет среднего уровня, но благодаря отсутствию слишком дорогих актеров и съемкам в условиях аутентичных построек/развалин — удается отойти от ощущения камерности. Это не телепостановка в трех комнатах, где меняют картины на стенах и переставляют балдахин. Хотя признаком ограниченности выступает чуть большая, чем надо, доля внимания, уделяемая знаковым объектам декораций. Например, колоколам в недостроенном/ремонтируемом храме. Но с этим довольно быстро справляются...
Подбор "характерных физиономий" вполне удался — они в должной степени обветрены, в должной истощены или, наоборот, снабжены вторыми подбородками.
Создатели явно задались целью выложить весь набор сюжетных козырей, связанных со средневековой (замечу, не испанской, а французской) инквизицией.
Тут и разборки с еврейской общиной, и ведьма, обладающая некими, пока не до конца ясными способностями, и вполне решительные в своих намерениях феодалы, и кладбищенский карлик (будто с гравюры Калло), и Черная смерть (бактериологическое оружие), и многое другое.
Создатели идут по чрезвычайно тонкой грани между желанием как можно больше насытить сюжет неожиданными поворотами (что удается, развитие сюжета весьма и весьма бодрое) и сохранить впечатление реалистичности (что местами получается, а местами не очень). Хорошо удалось показать переплетение искренней веры, скептицизма, попыток использовать религиозность других людей в свою пользу и откровенного эпикурейства — порой в одном персонаже. Хотя такая ядреная смесь далеко не во всех умах — фигурируют как святые, так и жулики.
Великолепно получилось передать ощущение своей традиции, которая стоит практически за каждым явлением. У дворян свои многолетние разборки, у духовенства — свои, у ведьмы есть ученица и смутное исламское прошлое, даже чума — вполне обладает своей историей...
После шести серий могу сказать вполне уверенно — сериал смотреть стоит.
8 серий — добавлю, что концовка прихрамывает.
В нем та минимальная доля фантастики, которая превращает совсем уж историческое повествование в чуть сказочное...
"Ньютон и фальшивомонетчик" — это правильное название книги Левенсона, но уж больно современно смотрится история.
Когда читал третью часть "Барочной трилогии" Нила Стивенсона, и там была описана впечатляющая борьба Ньютона за чистоту монеты, за этими интригами чувствовалась реальная история. Автор не с потолка взял такую массу исторических подробностей и накал борьбы.
И точно — было что-то подобное.
На полтора десятка лет раньше — в 1690-х.
Возник тогда не просто очередной финансовый кризис, но тотальный дефицит монеты. В обращении было сразу два типа монет: с гладким ободком-гуртом, которые можно было обрезать, и с ребристым гуртом. По закону Грешема — народ прятал полновесные деньги в сундуки, а платил всякой обрезанной дрянью. Плюс к тому — разница курсов в стоимости серебра прямо подталкивала бизнесменов собирать монету и гнать на продажу в Голландию. Как металлолом.
"Медный лондонский бунт" не состоялся, но политическое напряжение ощущалось, были даже сложности с финансированием армии во Франции.
Это породило крайне недолговечную, опасную, но чрезвычайно интересную субкультуру фальшивомонетчиков.
Они-то всегда были и будут. Просто в Лондоне 1680-90-х их стало очень много — люди знали, что монета не может, не должна быть хорошего качества, оттого не слишком присматривались к металлическим кругляшам, которые бренчали у них в карманах.
Автор повествует, как мужчин за такое дело вешали, а женщин сжигали, но умельцы, готовые выплавить шиллинг из олова в деревянной формочке — не переводились. Работали порой настолько коряво, что убогость подделок служила поводом для оправдания.
И вот появляются два действующих персонажа.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Навальный-Чаломер. Перебрался в Лондон. Язык подвешен. Руки не кривые. Обучился паре ремесел, но плюнул на безнадегу и подался фальшак гнать.
Оказался умным. Завел знакомства, легко сдавал подельников. Работал с хорошими материалами, не скупился платить за консультации и давать отступные. "Аппаратуру" после работы фактически уничтожал.
Успех!
Начеканил монеты. Зажил богачом (сервиз из настоящего серебра). Потратил денежку. Снова давай чеканить, да только ведь надо все организовать по второму разу...
Понятное дело, что слухи поползли нехорошие. И тут Навальный-Чаломер поднялся до политических провокаций. Подставил каких-то бедняг с листовками.. (потом ему за это сотни фунтов в карман упали. По тем временам очень серьезные деньги). Стучал, куда мог. А главное, постепенно начал создавать себе имидж борца за правое дело. Брошюрки выпускал — как бороться с монетным кризисом. Публично давал советы по борьбе с фальшивомонетничеством... Нашел покровителя.
Его целью стало получить должность. Лучше — при монетном дворе. Кто смотрел фильм "Поймай меня. если сможешь", тот поймет...
Но тут, из сибирских кэмбрижских глубин Тринити-колледжа, выныривает некая личность, которую ставят на важнейшее место по борьбе с недостатком монеты. Паршивый интеллигентишка.
Для Ньютона переход от алхимическим попыток сварить золото к попыткам защитить монету от порчи (и, главное, произвести грандиозную операцию по тотальной перечеканке монеты в стране, по введению стандарта) — прошел так, будто товарищ всю жизнь только и думал, как устроиться работать в ЧК. Проводил допросы, внедрял инновации, интенсифицировал производство. Сталинский нарком, да и только (на годовом окладе в 1650 фунтов).
Характерно, "не измышляющий гипотез" Ньютон резко отрицательно относился к тем, кто хотел сунуть нос в монетное дело.
Чаломер-Навальный стал рассуждать о партии жуликов и воров, которая окопалась в монетном дворе. Перед парламентской комиссией он даже проделал ряд фокусов (а может и вполне реальных опытов), дескать, вот как подделывают, сволочи. А еще представил туманное описание технических усовершенствований машин. Только блин пустите меня туда!!! Я научу вас не врать и не воровать.
Комиссар послал его. Вместе с парламентской комиссией.
Тут у Навального-Чаломера вульгарно закончились деньги, он думал чего-то по-быстрому накудесить, но его взяли. Не на горячем, однако же свидетели были.
Навальный-Чаломер умудрился одного свидетеля сплавить в Шотландию, другие два замолчали.
Вышел на волю.
Разоряться начал пуще прежнего — все воры, все. И первый из них — Исаак! Одновременно думал снова подделывать деньги, но теперь взяться за первые образцы банкнот. Со всех сторон более безопасное дело — как по вредностям на производстве, так и по возможности засыпаться...
Ньютону-комиссару это надоело. С поличным или с прямыми свидетелями он его взять не смог. Но частым бреднем пройдя по всем знакомствам Чаломера-Навального, откопал довольного много косвенного компромата. Кто-то про лес кировский слышал, кто-то бензопилу видел, кто фуру незаконную — и везде рожа ЧаломераНавального.
Словом, косвенных улик присяжным оказалось достаточно...
Такая вот история.
Единственное, что мне неясно — "понятия" той самой субкультуры фальшивомонетчиков. Чаломер сдал множество своих подельников, а кое-кого и по совершенное людоедским статьям. Он пытался инкорпорироваться во власть (узкопрофильный "Ванька-Каин" лондонского образца). И до самого конца его не зарезали свои же. Более того, часть приятельских и деловых связей вполне себе сохранялась.
Что до книги, то хоть автор и приводит довольно много источников — текст очень уж отдает "диванной историей". То есть переделкой уже имеющего хождение материала с некоторыми эмоционально-политическими акцентами. Автор попытался добросовестно реконструировать само противостояние, вскрыл несколько интриг, но для достижения "книжного" объема Левенсону пришлось повторять сто одну стандартную историю про Ньютона — начиная от бедности в первые годы обучения, и завершая неосмотрительным вложением средств в финансовую пирамиду. Так что годы реального противодействия (полтораста страниц) окаймляют длинные биографические справки, подробности которых почти никак не играют в основной интриге... Однако же как научпоп средней руки — вполне достойная вещь. Язык простой, пояснение детальны. Кто еще не читал пары-тройки биографий Ньютона, а вспоминает только обрывки из учебников, тем будет интересна книга целиком. Остальным — главы противостояния.
Припоминаю я еще советскую экранизацию "Робинзона Крузо", в которой одинокого и несчастного островитянина играл сам Куравлев.
Тогда мне было очень скучно. Мутный дядька чего-то там делает на острове, постоянно бубнит, а чего именно делает — совершенно неясно. Всё было показано сумбурно, а качество пленки гробило детали...
То есть основной пафос книги, который мне был понятен еще в детстве — обустройство своего маленького мира, каждодневные маленькие открытия и труд — оказался спущен в унитаз. Плохая экранизация.
Но вот в последние годы режиссеры научились интересно показывать одиночество трудолюбивых персонажей.
Негр с овчаркой в окружении вампиров ("Я — легенда") и робот с растеньицем в окружении гор мусора ("Валл-И") — уверено делят первое место на этом пьедестале. Респект и уважуха.
С другой стороны фильм "Земля после нашей эры", где космонавты пытались изображать дикарей в пост-человеческой природе Земли — тупо не вышел.
Но тут — Вин Дизель. Он тянет...
Потому мысль создателей фильма отправить Риддика в "автономку-одиночку" — правильная.
Варвар, слишком пропитавшийся цивилизацией, лечится, опускаясь до уровня дикаря. Инопланетная фауна — хорошо, и зверье в ней достойное. Доберман-пинчеры несколько оправданы в моих глазах. Скорпионы получились. Инструмент варварский — внушает, и применяется весьма интересно. Даже небо, истыканное другими звездами и совершенно левыми светилами — красиво получилось.
Все то время, пока Риддик обустраивает свой маленький мир — выглядит на 100% качественным кинопродуктом (кроме косяка, объясняющего уход от некромонгеров).
А потом начинается провал.
Какие-то тупые охотники — с отвратительно сыгранной командой, без нормальной амуниции, без четкого командования. Потом еще партия "поисковиков" со своими вопросами. Потом непременный конфликт с природой, между собой, с собственными моральными принципами (какой же наемник без моральных принципов?).
Риддик — как хорошо намыленный джокер — всюду пролазит и всем нужен.
Собственно — перед нами линейный боевик. Простой, как валенок. С предсказуемым исходом, с простыми персонажами (не помогает даже коллекция физиономий и упоминание старых долгов Риддика). Никакие спецэффекты такой сюжет не спасают. Все косяки ведут к победе главного героя. Даже до уровня первого фильма про Риддика — фильма-бедствия (они ведь там терпели бедствие???), картина не дотягивает.
Составляющая общего аута — техника.
Отсутствие нормальных поисковых и охранных роботов — это караул. Цивилизация, которая в состоянии совершать межзвездные путешествия, и тупо не обеспечивает команды охотников таким вот простым оборудование (проще ведь звездолета на порядки!) — это бред. Корабль, который требует снятия силового блока, чтобы заблокировать возможность угона — это как современный автомобиль, который от угона спасают слитием бензина.
С другой стороны — летающие мотоциклы выглядели совсем недурно, пусть и архаично.
С третьей — складной ножик, который сделал Риддик (если мне не показалось, с метровым лезвием) как-то не внушает по прочности крепления...
Я понимаю, что создатели фильма пытались вернуться к успеху "Черной дыры", в исходным образам. Не вышло. Слишком много мы уже знаем о герое и его вселенной, чтобы вот так разбирать очередную катастрофу...
Итого: граждане-создатели, малость подумайте. Вы не можете противопоставлять варвара межзвездной цивилизации — без яростных косяков и термоядерных ляпов. Но планеток у вас много. Имеет смысл повторить (на более высоком уровне) то, что было в "Светлячке". Риддик отлично может воевать со стимпанковской цивилизацией и с чудовищами. При этом лазеры и реактивные двигатели могут быть в малом количестве и работать как бонус. Ну? Вот и я о том — "Этический инженер" Гаррисона, но в не таких "линейно-прогрессивных" декорациях. Это объяснило бы кучу вещей, позволило бы размахнуться и, местами, добить эффекта, который зрители наблюдали, когда пленный индеец-варвар вошел в город майя ("Апокалипто").
— на цикл романов "Конгрегация" Надежды Поповой — на все шесть романов — весьма развернутая, детальная.
"О БЕЗЖАЛОСТНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ"
В поисках интересных тем отечественные авторы продолжают большие раскопки прошлого. Ворошат разные исторические эпохи, примеряют на персонажей мундиры и мантии. Средневековье в этом смысле – настоящий Клондайк, где есть множество полузнакомых образов, которыми можно впечатлить потребителя. Увы, львиная доля текстов легко опознается как вариация современного триллера. Цикл «Конгрегация» в этом смысле –одновременно типичный представитель направления, и в то же время шкатулка с двойным дном. Очень жаль, что тайник в этой шкатулке лишь один.
Живая реакция автора на критику — это всегда хорошо.
Рекомендую заодно прочесть и рецензию С. Легезы на тот же цикл http://www.fantlab.ru/blogarticle27225 — на заседании литмастерской "Демосфера" обе эти упоминались и даже частично обсуждались/пересказывались.
— на роман "Живые зомби" С. Дж. Брауна
"СЪЕДЕННАЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ"
«Заглядывает за грань» куда меньше авторов. Нет, эту творческую площадку тоже начали осваивать. Можно посмотреть «Тепло наших тел» и «Зомби по имени Шон», и множество других, большей частью лирически-комедийных историй. Там к зомби присматриваются, пытаются разглядеть в них личность – хотя всеобщий хаос не способствует диалогу.
Но если вокруг нет тотального апокалипсиса, цивилизация вполне устойчива и даже функционируют службы социальной защиты – зомби становятся меньшинством. Страшным и презираемым, отвратительным и тошнотворным. Однако – меньшинством.