Припоминаю я еще советскую экранизацию «Робинзона Крузо», в которой одинокого и несчастного островитянина играл сам Куравлев.
Тогда мне было очень скучно. Мутный дядька чего-то там делает на острове, постоянно бубнит, а чего именно делает — совершенно неясно. Всё было показано сумбурно, а качество пленки гробило детали...
То есть основной пафос книги, который мне был понятен еще в детстве — обустройство своего маленького мира, каждодневные маленькие открытия и труд — оказался спущен в унитаз. Плохая экранизация.
Но вот в последние годы режиссеры научились интересно показывать одиночество трудолюбивых персонажей.
Негр с овчаркой в окружении вампиров («Я — легенда») и робот с растеньицем в окружении гор мусора («Валл-И») — уверено делят первое место на этом пьедестале. Респект и уважуха.
С другой стороны фильм «Земля после нашей эры», где космонавты пытались изображать дикарей в пост-человеческой природе Земли — тупо не вышел.
Но тут — Вин Дизель. Он тянет...
Потому мысль создателей фильма отправить Риддика в «автономку-одиночку» — правильная.
Варвар, слишком пропитавшийся цивилизацией, лечится, опускаясь до уровня дикаря. Инопланетная фауна — хорошо, и зверье в ней достойное. Доберман-пинчеры несколько оправданы в моих глазах. Скорпионы получились. Инструмент варварский — внушает, и применяется весьма интересно. Даже небо, истыканное другими звездами и совершенно левыми светилами — красиво получилось.
Все то время, пока Риддик обустраивает свой маленький мир — выглядит на 100% качественным кинопродуктом (кроме косяка, объясняющего уход от некромонгеров).
А потом начинается провал.
Какие-то тупые охотники — с отвратительно сыгранной командой, без нормальной амуниции, без четкого командования. Потом еще партия «поисковиков» со своими вопросами. Потом непременный конфликт с природой, между собой, с собственными моральными принципами (какой же наемник без моральных принципов?).
Риддик — как хорошо намыленный джокер — всюду пролазит и всем нужен.
Собственно — перед нами линейный боевик. Простой, как валенок. С предсказуемым исходом, с простыми персонажами (не помогает даже коллекция физиономий и упоминание старых долгов Риддика). Никакие спецэффекты такой сюжет не спасают. Все косяки ведут к победе главного героя. Даже до уровня первого фильма про Риддика — фильма-бедствия (они ведь там терпели бедствие???), картина не дотягивает.
Составляющая общего аута — техника.
Отсутствие нормальных поисковых и охранных роботов — это караул. Цивилизация, которая в состоянии совершать межзвездные путешествия, и тупо не обеспечивает команды охотников таким вот простым оборудование (проще ведь звездолета на порядки!) — это бред. Корабль, который требует снятия силового блока, чтобы заблокировать возможность угона — это как современный автомобиль, который от угона спасают слитием бензина.
С другой стороны — летающие мотоциклы выглядели совсем недурно, пусть и архаично.
С третьей — складной ножик, который сделал Риддик (если мне не показалось, с метровым лезвием) как-то не внушает по прочности крепления...
Я понимаю, что создатели фильма пытались вернуться к успеху «Черной дыры», в исходным образам. Не вышло. Слишком много мы уже знаем о герое и его вселенной, чтобы вот так разбирать очередную катастрофу...
Итого: граждане-создатели, малость подумайте. Вы не можете противопоставлять варвара межзвездной цивилизации — без яростных косяков и термоядерных ляпов. Но планеток у вас много. Имеет смысл повторить (на более высоком уровне) то, что было в «Светлячке». Риддик отлично может воевать со стимпанковской цивилизацией и с чудовищами. При этом лазеры и реактивные двигатели могут быть в малом количестве и работать как бонус. Ну? Вот и я о том — «Этический инженер» Гаррисона, но в не таких «линейно-прогрессивных» декорациях. Это объяснило бы кучу вещей, позволило бы размахнуться и, местами, добить эффекта, который зрители наблюдали, когда пленный индеец-варвар вошел в город майя («Апокалипто»).
Тогда бы фильм вышел на 110% — весь.
А так — только одна треть...